Российские законы

Постановление Омского городского Совета от 12.11.2008 N 585 “О рекомендациях депутатских слушаний по вопросу “Экологическое состояние, проблемы водных объектов города Омска и пути их решения“

ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2008 г. N 585

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ

“ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

ГОРОДА ОМСКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ“

Рассмотрев проект рекомендаций депутатских слушаний по вопросу “Экологическое состояние, проблемы водных объектов города Омска и пути их решения“, представленный комитетом Омского городского Совета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка, Омский городской Совет постановляет:

1. Утвердить рекомендации депутатских слушаний по вопросу “Экологическое состояние, проблемы водных объектов города Омска и пути их решения“ (прилагаются).

2. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации города Омска.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Омского городского Совета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка
(Г.Н. Горст).

Председатель Омского

городского Совета

С.Е.Алексеев

РЕКОМЕНДАЦИИ

депутатских слушаний по вопросу “Экологическое состояние,

проблемы водных объектов города Омска и пути их решения“

Рассмотрев представленные материалы, заслушав доклады и выступления, участники депутатских слушаний считают необходимым отметить следующее.

Комиссией по охране природы Омского регионального отделения Русского географического общества в течение ряда лет проводится изучение экологического состояния водных объектов, расположенных на территории города Омска и Омской области (реки Иртыш и Омь, временные водотоки, речки, ключи, озера, искусственные водоемы, овраги, ложбины стоков и т.д.). Объектами наблюдений на территории города Омска стали водные объекты в Советском, Центральном, Октябрьском, Ленинском и Кировском административных округах. Всего было обследовано состояние 38 водных объектов.

В частности в 2008 году объектами исследования стали: водоохранная зона реки Иртыш в районе золоотвала ТЭЦ-4 и поселка Николаевка, ручей на территории Омского государственного аграрного университета, водоохранная зона реки Омь в районе улиц Береговых, пруды в Парке культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ, озерно-болотный комплекс на Московке-2, природный парк “Птичья Гавань“ и др.

Проводимые исследования показали, что часть водных объектов, расположенных на территории города Омска, находится в критическом экологическом состоянии. Как правило, эти водные объекты и их прибрежная зона используются как места несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, строительного мусора, сброса загрязненных стоков поверхностных вод. В то же время эти объекты используются населением как места отдыха и купания.

Кроме того, систематически на территории города Омска происходит подтопление отдельных жилых массивов по причине нарушения естественного гидродренажного каркаса из сети мелких ручьев и озер и, соответственно, повышения уровня грунтовых вод.

Как показывает анализ водного законодательства РФ, полномочия органов местного самоуправления в сфере водных отношений имеют достаточно узкие рамки. Частью
1 ст. 8 Водного кодекса РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 указанной статьи. Из перечня поверхностных водных объектов, указанных в ст. 5 Водного кодекса РФ, в муниципальной собственности может находиться только пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию (ч. 2 ст. 8 Водного кодекса).

В соответствии со ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:

- владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;

- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

- осуществление мер по охране таких водных объектов;

- установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области водных отношений относится также установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд, и предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципального образования.

В целях регулирования системы пользования водными объектами на территории города Омска в соответствии с требованиями Водного кодекса Омским городским Советом принято Решение N 61 от 24.10.2007 “О правилах использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, для личных и бытовых нужд“.

Указанным Решением запрещено загрязнение и засорение водных объектов при их использовании для личных и бытовых нужд, купание при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам. Установлены правила информирования населения об ограничении
водопользования на водных объектах общего пользования и др.

Как видно из положений Водного кодекса, учет поверхностных водных объектов общего пользования на территории муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления не отнесен.

На основании ст. 31 Водного кодекса и в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 253 от 28.04.2007 “О порядке ведения водного реестра“ ведение государственного водного реестра осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов. Указанным Постановлением определен перечень сведений, предоставляемых органами местного самоуправления Федеральному агентству водных ресурсов, это:

- о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм,

- о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются,

- принятых решениях о предоставлении в пользование водных объектов,

- водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований.

В соответствии со ст. 30 Водного кодекса РФ на уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ возложена обязанность по организации и осуществлению государственного мониторинга водных объектов в границах бассейновых округов.

Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при
проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 219 от 10.04.2007 “Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов“ организация и осуществление мониторинга с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ проводятся:

- Федеральным агентством водных ресурсов;

- Федеральным агентством по недропользованию;

- Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, участвуя в организации и осуществлении мониторинга, организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также водных объектов и гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований.

Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по осуществлению учета и ведению государственного мониторинга водных объектов.

Вместе с тем, круг вопросов местного значения городского округа определен ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. И часть этих вопросов, так или иначе, позволяет решать вопросы экологической безопасности водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа. Это организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки
бытовых и промышленных отходов, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и хозяйственных нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки.

Реализация мер по реабилитации и воссозданию природных комплексов и охране водных объектов, обязательные требования к ландшафтной организации территории с учетом защиты существующих территорий природного комплекса от неблагоприятных антропогенных воздействий установлены Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета N 43 от 25.07.2007.

Одними из основных компонентов реализации Генерального плана города Омска являются мероприятия по разработке проектов инженерно-транспортной инфраструктуры: схема водопонижения и водоотведения поверхностных вод, проекты укрепления берегов рек Иртыш и Омь в черте города Омска.

Генеральным планом города Омска предусмотрено также ограничение использования территорий, прилегающих к поверхностным водным объектам (водоохранные зоны рек Иртыш и Омь, озеро Чередовое, озеро Соленое и др.), и возможное создание на их основе особо охраняемых природных территорий.

В целях обеспечения условий сохранения и использования существующего природного ландшафта города Омска и создания экологически чистой окружающей среды Администрацией города Омска разработан и внесен в Омский городской Совет проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Данный проект Решения принят Омским городским Советом к рассмотрению.

Проектом Правил землепользования и застройки предусмотрено выделение следующих рекреационных зон: городской рекреации и рекреационно-ландшафтных территорий. Зоны рекреационно-ландшафтных территорий включают в себя участки территории города Омска, используемые
и предназначенные для массового отдыха, туризма, занятые в том числе природными и искусственными водоемами, реками, иными природными ландшафтами. В целях сохранения существующих природных ландшафтов в рекреационных зонах не будет допускаться размещение промышленных, складских, жилых и коммунальных объектов.

В целях предотвращения подтопления города Омска и понижения уровня грунтовых вод постановлением Мэра города Омска от 27.11.2006 N 323-п утвержден План мероприятий по водопонижению на территории города Омска. Одними из задач мероприятий по водопонижению на территории города Омска являются: обеспечение поверхностного водоотвода и проведение работ по водопонижению на территории города Омска.

Учитывая вышеизложенное, основываясь на выступлениях докладчиков, участники депутатских слушаний решили:

1. Признать положительной динамику в деятельности Администрации города Омска по улучшению экологической обстановки на водных объектах, расположенных на территории города Омска.

2. Предложить Администрации города Омска:

- учесть при доработке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области предложения ученых, общественных организаций и государственных надзорных органов в сфере охраны окружающей среды;

- в установленном порядке осуществлять реализацию Генерального плана города Омска с учетом требований экологической безопасности;

- в установленном порядке осуществить реализацию программы по водопонижению, утвержденную Постановлением Мэра города Омска от 27.11.2006 N 323-п;

- осуществлять периодическое информирование населения, общественных экологических организаций о ходе реализации Генерального плана города Омска, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, планов мероприятий по водоотведению и водопонижению.

3. Предложить Председателю Омского городского Совета обратиться от имени Омского городского Совета:

- в Управление Росприроднадзора по Омской области, Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области, Омскую межрайонную природоохранную прокуратуру о повышении эффективности мер государственного экологического контроля на территориях,
прилежащих к водным объектам на территории города Омска;

- в территориальное подразделение Федерального агентства водных ресурсов о скорейшем образовании бассейнового совета Иртышского бассейнового округа с включением в его состав представителей органов местного самоуправления города Омска и общественных экологических организаций;

- к ученым-экологам высших учебных заведений города Омска, общественным экологическим организациям с просьбой о проведении мероприятий, направленных на повышение информированности и грамотности населения города Омска в сфере охраны окружающей среды, а также оказания содействия надзорным природоохранным органам в выявлении лиц и организаций, виновных в нарушении водного законодательства.

4. Комитету Омского городского Совета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка (Г.Н. Горст) включить в проект плана работы комитета на 2009 год вопрос “Об информации Администрации города Омска о ходе исполнения плана мероприятий по водопонижению на территории города Омска на период до 2010 года“.