Российские законы

Постановление Главы Тарского муниципального района Омской области от 13.07.2009 N 200 “Об экспертизе муниципальных правовых актов Тарского муниципального района и их проектов на коррупциогенность“ (вместе с “Положением об экспертизе муниципальных правовых актов Тарского муниципального района и их проектов на коррупциогенность“)

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ТАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2009 г. N 200

ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ТАРСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ИХ ПРОЕКТОВ НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, руководствуясь Федеральным законом “О противодействии коррупции“, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Уставом Тарского муниципального района, постановляю:

1. Утвердить Положение об экспертизе муниципальных правовых актов Тарского муниципального района и их проектов на коррупциогенность (далее - экспертиза) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Органам, структурным подразделениям Администрации Тарского муниципального района обеспечить:

- проведение антикоррупционной экспертизы при подготовке проектов муниципальных правовых актов;

- внесение соответствующих изменений
в должностные инструкции специалистов, осуществляющих проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов, их визирование в качестве юриста или исполнителя.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава Администрации

П.Ю.Исаев

Приложение

к постановлению Главы

Администрации Тарского

муниципального района

от 13 июля 2009 г. N 200

ПОЛОЖЕНИЕ

об экспертизе муниципальных правовых актов Тарского

муниципального района и их проектов на коррупциогенность

1. Настоящее Положение разработано в целях реализации принципов противодействия коррупции в сферах деятельности органов местного самоуправления Тарского муниципального района, выявления в текстах муниципальных правовых актов и их проектов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и устанавливает процедуру проведения экспертизы муниципальных правовых актов Тарского муниципального района и их проектов на коррупциогенность.

2. Под экспертизой муниципальных правовых актов Тарского муниципального района и их проектов на коррупциогенность (далее - антикоррупционная экспертиза) понимается деятельность юридического отдела Администрации Тарского муниципального района или уполномоченных субъектов (специалистов отдела, структурных подразделений Администрации, осуществляющих проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов, их визирование в качестве юриста или исполнителя), направленная на выявление в тексте муниципального правового акта или тексте проекта муниципального правового акта коррупциогенных факторов.

3. Под коррупциогенным фактором понимается нормативно-правовая конструкция (отдельное нормативное предписание или совокупность нормативных предписаний), которая сама по себе или во взаимодействии с иными нормативными положениями либо управленческими действиями (бездействием) создает риск совершения субъектами, реализующими нормативные предписания, коррупционных действий.

4. В процессе антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:

а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;

б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

в) факторы системного характера.

4.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного
самоуправления, выражаются в:

а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определении компетенции по формуле “вправе“ - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);

е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

4.2. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:

а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого
порядка;

в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;

д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);

ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

4.3. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).

5. Антикоррупционной экспертизе подлежат муниципальные правовые акты и проекты муниципальных правовых актов Тарского муниципального района, направленные на регулирование отношений в следующих сферах:

1) оказание муниципальной помощи (поддержки);

2) управление муниципальным имуществом и приватизация;

3) размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

4) определение функций, прав, обязанностей и ответственности муниципальных служащих Администрации Тарского муниципального района;

5) затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой
статус организаций или имеющих межведомственный характер.

6. Антикоррупционная экспертиза в ходе подготовки, а также согласовании проектов муниципальных правовых актов осуществляется юридическим отделом Администрации, с участием специалистов структурных подразделений Администрации, в силу исполнения должностных обязанностей участвующих в процессе подготовки или согласовании проектов муниципальных правовых актов, либо непосредственно уполномоченных на осуществление проведения правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов, их визирование в качестве юриста или исполнителя (далее - лица, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы).

7. Антикоррупционная экспертиза в отношении действующих муниципальных правовых актов осуществляется юридическим отделом Администрации по решению Главы Тарского муниципального района или Главы Администрации Тарского муниципального района, их заместителей (далее - руководители Администрации).

8. Антикоррупционная экспертиза проводится лицами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы, в срок до 15 календарных дней с момента поступления проекта на экспертизу или принятия решения о проведении антикоррупционной экспертизы.

9. Не проводится антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов, признанных утратившими силу, а также муниципальных правовых актов, в отношении которых проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения либо изменения вносились только для приведения положений муниципального правового акта в соответствие с изменившимися положениями действующего законодательства.

10. В случае внесения дополнений или изменений в муниципальные правовые акты, которые ранее были предметом антикоррупционной экспертизы, антикоррупционная экспертиза проводится повторно по решению руководителей Администрации.

11. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов лица, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы, отражают факт отсутствия коррупциогенных факторов в заключении или сопроводительной справке к проекту муниципального правового акта либо в виде фиксированной записи заключения, завизированной юристом или исполнителем, непосредственно на документе
проекта.

При выявлении коррупциогенных факторов в процессе согласования проектов муниципальных правовых актов лица, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы, излагают свои замечания и возражения в отдельном заключении или справке (пояснительной записке), которые подписываются руководителем юридического отдела или соответствующего структурного подразделения Администрации и представляются вместе с проектом муниципального правового акта.

12. По результатам антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных правовых актов, проводимой юридическим отделом Администрации по решению руководителей Администрации, юридическим отделом Администрации осуществляется подготовка экспертного заключения о наличии или отсутствии в тексте муниципального правового акта коррупциогенных факторов.

Экспертное заключение юридического отдела Администрации о наличии или отсутствии в тексте муниципального правового акта коррупциогенных факторов направляется руководителю Администрации, направившему муниципальный правовой акт на антикоррупционную экспертизу.

13. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящим положением к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

14. В отношении проектов муниципальных правовых актов, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну или конфиденциального характера, или иную информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, может проводиться независимая экспертиза.

15. Независимая экспертиза на коррупциогенность может проводиться юридическими или физическими лицами, имеющими аккредитацию федерального или регионального органа исполнительной власти (далее - независимые эксперты), в инициативном порядке на основании условий соглашений между Администрацией и независимым экспертом либо муниципальной комиссией по проведению антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов, создаваемой по решению Главы Тарского муниципального района.

16. Основными требованиями и условиями для привлечения независимых экспертов и членов комиссии являются:

а) для юридических лиц - наличие в штате не менее 3 сотрудников, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным подпунктом “б“ настоящего пункта;

б) для физических лиц
- наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности (в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов в соответствии с содержанием проекта муниципального правового акта) не менее 5 лет.

17. Независимыми экспертами не могут являться юридические и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта муниципального правового акта, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении разработчика проекта документа.

18. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность разработчик проекта муниципального правового акта размещает его на официальном сайте Тарского муниципального района в сети Интернет в течение 5 дней с момента принятия решения о проведении независимой экспертизы.

19. Проведение независимой экспертизы, подготовка и направление экспертного заключения разработчику проекта муниципального правового акта осуществляются муниципальной комиссией в течение 15 дней с момента размещения проекта на официальном сайте. При проведении независимой экспертизы муниципальная комиссия руководствуется условиями настоящего Положения.

20. Экспертные заключения независимой экспертизы имеют рекомендательный характер.

21. Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы или независимой экспертизы на коррупциогенность, устраняются на стадии доработки проекта документа разработчиками проекта документа.