Российские законы

Постановление Правительства Омской области от 19.08.2009 N 156-п “Об утверждении Схемы территориального планирования Омской области“

Начало действия документа - 12.12.2009.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2009 г. N 156-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с частью 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2 Закона Омской области “О регулировании градостроительной деятельности в Омской области“ Правительство Омской области постановляет:

Утвердить прилагаемую Схему территориального планирования Омской области.

Исполняющий обязанности

Председателя Правительства

Омской области

Е.М.Вдовин

Приложение

к постановлению Правительства Омской области

от 19 августа 2009 г. N 156-п

СХЕМА

территориального планирования Омской области

Раздел 1. Цели и задачи территориального планирования

Схема территориального планирования Омской области (далее - Схема) определяет пространственно-территориальные параметры социально-экономического развития Омской области до 2025 года с учетом согласованных интересов в сфере градостроительства, землепользования и природопользования
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и их объединений.

Целями территориального планирования являются обеспечение устойчивого развития территорий и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, охрана и рациональное использование природных ресурсов.

Достижение устойчивого развития территорий осуществляется путем:

- планировочной организации территории, градостроительного районирования, определения перспективных площадок градостроительного освоения;

- планирования общественной инженерно-транспортной инфраструктуры Омской области;

- выполнения комплекса градостроительных мероприятий по защите территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), по улучшению экологии и сохранению историко-культурного и природного наследия.

В Схеме учтены положения Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18 (далее - Стратегия), направленные на повышение качества жизни населения и обеспечение конкурентоспособности Омской области.

Схемой определены проектные решения по организации на территории Омской области центров экономического роста, оптимизации системы расселения, учитывающей современные стандарты качества жизни для всех муниципальных образований Омской области.

Основными задачами территориального планирования являются определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических и иных факторов, планирование размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и муниципального значения, согласованное планирование в прогнозном периоде инвестиций в строительство объектов, связанных с осуществлением полномочий в различных сферах управления и необходимых для решения задач социально-экономического развития.

К иным задачам территориального планирования относятся:

- оптимизация затрат на производственную, социальную сферы и инженерно-транспортную инфраструктуру, обеспечивающих экономическое развитие, конкурентоспособность с учетом усиления инновационной составляющей;

- формирование благоприятной среды обитания за счет улучшения планировки и застройки территорий, рациональной прокладки инженерных и транспортных коммуникаций, охраны окружающей среды, инженерной защиты поселений
и коммуникаций от опасных природно-техногенных процессов;

- обеспечение рационального природопользования, комплексного использования земельных, водных, лесных и минерально-сырьевых ресурсов.

Для решения целей и задач территориального планирования необходимы:

- ориентация на использование внутренних ресурсов, природного, экономического и социального потенциалов Омской области;

- формирование транспортной инфраструктуры Омской области, обеспечивающей свободный выход в систему международных транспортных коридоров;

- комплексное решение экологических проблем, связанных с нейтрализацией негативных последствий антропогенной деятельности.

Раздел 2. Перечень мероприятий по территориальному

планированию и последовательность их выполнения

Подраздел 2.1. Оптимизация планировочной структуры

Омской области

Оптимизация планировочной структуры Омской области осуществляется путем реализации мероприятий по следующим основным направлениям:

- усовершенствование транспортной инфраструктуры и зонирования территории;

- выделение зоны влияния городского округа г. Омска как наиболее активно развивающейся части Омской области, установление на ней режима особого регулирования;

- формирование и развитие опорного центра северных районов Омской области в г. Таре и опорного центра локального значения в р.п. Тевриз как организующих узлов развития прилегающих к ним территорий;

- определение потенциальных центров стабилизации и развития экономики, роста качества жизни населения, внедрение современных стандартов организации жилой, производственной, рекреационной среды, территорий концентрации градостроительной активности - зон планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения;

- совершенствование системы сельского расселения при условии сохранения существующих населенных пунктов и естественных природных факторов;

- обеспечение дальнейшего развития приграничных территорий.

Совершенствование планировочной структуры Омской области предполагает ее развитие за счет повышения уровня уже сложившихся планировочных осей и включения в нее новых дополнительных направлений, выделения зон и узлов развития.

В общей планировочной структуре Омской области доминируют:

- в широтном направлении - межрегиональный транссибирский транспортный коридор - межрегиональная связь, имеющая направление от р.п. Москаленки в обход Республики Казахстан, севернее существующей трассы Байкал - Челябинск
- Омск - Новосибирск - Иркутск;

- в меридиональном направлении - новый транспортный коридор Черлак - Омск - Тюкалинск - Тевриз, который имеет перспективные выходы в Китайскую Народную Республику через Республику Казахстан и на север через Ханты-Мансийский автономный округ - Югру.

Важным центром планировочной структуры является г. Омск и зона его влияния, которая охватывает наиболее освоенную и активно развивающуюся часть Омской области.

Устойчивый экономический рост невозможен без учета особенностей территорий, снижения территориальных диспропорций социально-экономического развития.

С учетом Стратегии определены территории, имеющие предпосылки ускоренного экономического роста, в результате чего выделено 5 экономических районов и их центры:

- Центральный экономический район, в который входят г. Омск и Омский район Омской области (центр - г. Омск);

- Северный экономический район, в который входят Тарский, Усть-Ишимский, Большеуковский, Седельниковский, Знаменский и Тевризский районы Омской области (центр - г. Тара);

- Западный экономический район, в который входят Азовский немецкий национальный, Исилькульский, Крутинский, Любинский, Марьяновский, Москаленский, Называевский, Тюкалинский районы Омской области (центр - г. Исилькуль);

- Восточный экономический район, в который входят Большереченский, Горьковский, Калачинский, Колосовский, Кормиловский, Муромцевский, Нижнеомский, Саргатский районы Омской области (центр - г. Калачинск);

- Южный экономический район, в который входят Нововаршавский, Одесский, Оконешниковский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Таврический, Черлакский, Шербакульский районы Омской области (центр - р.п. Нововаршавка).

Важным направлением совершенствования территориального размещения производительных сил является создание новых и укрепление существующих “точек роста“, представляющих собой наиболее перспективные направления развития экономики Омской области и соответствующих экономических районов.

“Точками роста“ Центрального экономического района являются:

- создание промышленно-производственной особой экономической зоны;

- организация новых высокотехнологичных производств;

- нефтехимический комплекс;

- машиностроительный комплекс;

- биотехнологический комплекс;

- пищевая промышленность;

- транспортный комплекс в составе мультимодального транспортного узла
и транспортно-логистических центров;

- туристический центр.

В Северном экономическом районе “точками роста“ являются:

- добыча нефти и газа, рудных песков циркон-ильменитовой россыпи;

- переработка торфа;

- производство льноволокна;

- лесопереработка;

- транспортные коридоры: автомобильная дорога “Тобольск - Тара - Томск“ и “Омский меридиан“ - направление “Китай (Урумчи) - Казахстан - Омск - Приполярье“;

- туризм.

Западный экономический район имеет следующие “точки роста“:

- развитие растениеводства, молочного и мясного скотоводства (строительство животноводческих комплексов);

- развитие переработки сельскохозяйственной продукции;

- производство кирпича;

- транспортный узел (потоки грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали в Республику Казахстан).

“Точки роста“ Восточного экономического района:

- строительство животноводческих комплексов;

- развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции;

- производство кирпича;

- транспортный узел (транзит грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали);

- туристско-рекреационная зона.

Южный экономический район имеет следующие “точки роста“:

- развитие зернового производства, увеличение мощностей по переработке зерна;

- строительство животноводческих комплексов;

- вагоно-колесные мастерские на станции Иртышская;

- транспортный коридор (транзит грузов в страны Центральной Азии);

- приграничное торговое сотрудничество.

Приоритетным направлением является создание на территории Омской области промышленно-производственной особой экономической зоны и соответствующего индустриального комплекса передовых высокотехнологичных производств, использующих современные технологии мирового уровня и выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Наиболее перспективные направления развития:

- биотехнологии (организация производства биоэтанола, органических кислот, аминокислот, ферментов, биополимеров);

- нанотехнологии (производство нанопористых углеродов по не имеющей мировых аналогов технологии);

- высокотехнологичные химические производства;

- современные медицинские технологии (производство медицинской продукции с использованием в качестве сырья короткого льноволокна).

Подраздел 2.2. Определение назначения территорий

Омской области

При определении назначения территорий Омской области учитывается сбалансированность интересов сельского и лесного хозяйства, добывающих отраслей промышленности, развития экономики, селитебных территорий и инфраструктурных объектов, необходимость сохранения природоохранных комплексов, объектов культурного наследия.

В этих целях Схемой предлагается выделить на территории Омской области следующие
зоны:

1) зона интенсивного градостроительного освоения - урбанизированная зона. Это города областного значения, зоны перспективного градостроительного развития, городские и сельские поселения.

Особо выделены:

- территория г. Омска и зона его влияния;

- г. Тара и р.п. Тевриз;

- территории административных центров районов Омской области;

- центры экономических районов и потенциальные центры стабилизации и развития экономики.

Обеспечение интенсивного градостроительного освоения достигается путем подготовки и реализации на основе Схемы документов территориального планирования муниципальных образований Омской области с конкретизацией мероприятий муниципального значения.

Схемой предусмотрено размещение соответствующих объектов регионального значения;

2) зоны преимущественно сельскохозяйственного назначения. Зоны расположены в южной части Омской области на территории сельскохозяйственного освоения. Среди земель сельскохозяйственного назначения выделены земли наиболее ценные, на которых предусмотрено растениеводство, выращивание зерновых культур. На менее ценных землях предусматривается развитие животноводства.

На землях сельскохозяйственного назначения градостроительная деятельность не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

3) зона лесопромышленного освоения. К этой зоне отнесены эксплуатационные и другие леса, подлежащие освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины, продуктов ее переработки, с обязательным обеспечением сохранения полезных функций лесов;

4) туристско-рекреационные зоны. Зоны предназначены для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В Схеме выделены следующие туристско-рекреационные зоны:

- залесенные территории вдоль поймы р. Иртыш и ее основных притоков, а также прибрежные зоны крупных озер;

- существующие зоны отдыха - зона Большеречья, “Загадка пяти озер“, Красноярско-Чернолучинская зона отдыха, озера Эбейты, Тенис, Салтаим;

5) зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с федеральным законодательством.

Зоны особо охраняемых природных территорий федерального значения:

- государственный природный заповедник “Васюганский“;

- государственный природный заповедник “Степной“;

- государственный природный заказник “Байровский“.

Зоны особо охраняемых природных территорий регионального значения:

- природный парк “Птичья гавань“;

- государственные природные заказники;

-
памятники природы регионального значения;

6) защитные леса. К защитным относятся:

- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

- леса, расположенные в водоохранных зонах;

- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

- ценные леса.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов;

7) водоохранные зоны. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Водоохранные зоны устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира;

8) зоны историко-культурного назначения.

Наиболее крупной концентрацией исторических поселений на территории Омской области характеризируются:

- зона, объединяющая исторические поселения вдоль Транссибирской магистрали, начиная от г. Исилькуля до г. Калачинска, захватывая с севера р.п. Красный Яр, с юга - с. Ачаир;

- зона вдоль поймы реки Иртыш в ее средней части от р.п. Саргатское до г. Тары, включая г. Тару;

- зона северо-восточнее г. Тары, вдоль трассы на г. Томск;

- зона в Муромцевском районе Омской области;

- зона в южной части Омской области в районе р.п. Черлак.

Высокой концентрацией объектов археологического наследия на территории Омской области характеризируются:

- зона в районе озер Ик, Салтаим, Тенис;

- зона в районе р.п. Тевриз;

- зона северо-восточнее р.п. Черлак;

9) зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, к которым относятся:

- железнодорожные линии - основные, второстепенные и
иные;

- автомобильные дороги - федеральные, региональные и иные;

- аэропорты - международные, местные;

- речные порты, пристани, паромные переправы;

- транспортно-логистические комплексы - международного значения, регионального значения;

- магистральные газопроводы;

- магистральные нефтепроводы;

- линии электропередач;

- охранные зоны инженерных коммуникаций;

10) зоны недропользования. Это выявленные и зарегистрированные в установленном порядке территории залегания полезных ископаемых, строительство на которых допускается с разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования или его территориальных органов, а также органов государственного горного надзора;

11) зона земель сельскохозяйственного использования. Данная зона расположена в поймах рек, в зоне защитных лесов, в лесах зеленых зон, в зоне техногенного влияния г. Омска, отмечена как зона с особым регламентом использования территории;

12) зона падения отдельных частей ракет. Границы зоны определены в соответствии с федеральным законодательством;

13) зона приграничных территорий. Глубина зоны принята условно и составляет около 5 км. Зона находится в южной части Омской области и проходит вдоль границы с Республикой Казахстан.

Подраздел 2.3. Оптимизация структуры земельного фонда

Омской области

В целях оптимизации структуры земельного фонда Омской области необходимо выполнение следующих мероприятий:

1) стабилизация площади земель населенных пунктов.

Существенного увеличения численности населения и связанного с ним расширения территории населенных пунктов не ожидается (в границах населенных пунктов значительные площади занимают земли сельскохозяйственного использования, часть земель не вовлечена в градостроительную деятельность). Жилую застройку рекомендуется размещать в границах населенных пунктов, определяя вид использования земель, в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования.

Развитие населенных пунктов должно осуществляться в соответствии с генеральными планами. Перевод прилегающих земель других категорий в земли населенных пунктов будет производиться в случае необходимости;

2) увеличение площади земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности).

Расширение данной категории земель планируется в основном за счет развития транспортной инфраструктуры - строительства новых автомобильных и железных дорог, нового аэропорта, линий электропередачи, трубопроводов, объектов инженерной инфраструктуры;

3) изменение структуры земель лесного фонда.

Увеличение площадей обеспечивается за счет перевода земель бывших лесхозов и сельскохозяйственных организаций из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в следующих районах Омской области: в Тевризском - 119 314 га, Тарском - 286 344 га, Седельниковском - 113 256 га, Муромцевском - 160 144 га, Большеуковском - 157 170 га, Знаменском - 83 280 га, Колосовском - 130 618 га, Тюкалинском - 131 284 га, Называевском - 103 097 га, Крутинском - 112 430 га, Саргатском - 45 724 га, Большереченском - 81 250 га, Горьковском - 47 631 га.

Таким образом, общая площадь земель, которые должны быть переведены в земли лесного фонда, составляет 1 662,4 тыс. га, в том числе земель, покрытых лесом, - 1 621,4 тыс. га (97,5 процента).

В состав земель лесного фонда предлагается также включить не учтенные в настоящее время земельные участки, бывшие в ведении сельскохозяйственных организаций и оказавшиеся бесхозными (их площадь составляет 273,8 тыс. га).

В то же время произойдет сокращение площадей земель лесного фонда за счет их перевода в категорию земель особо охраняемых природных территорий и объектов на территории Тевризского, Тарского, Седельниковского, Черлакского, Муромцевского, Омского районов Омской области;

4) увеличение земель водного фонда.

Основная площадь водных объектов находится на землях сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесного фонда и учитывается в
соответствующих категориях земель. Необходимо произвести юридическое оформление водных объектов для учета их в категории земель водного фонда, что создаст дополнительные условия для сохранения некоторых из них от деградации или исчезновения;

5) сокращение земель сельскохозяйственного назначения.

Сокращение земель сельскохозяйственного назначения будет осуществляться за счет перевода части этих земель в земли других категорий: земли лесного фонда, земли водного фонда, земли особо охраняемых природных территорий и объектов, земли населенных пунктов, земли промышленности. При этом будет учитываться ценность угодий;

6) сокращение земель запаса.

Сокращение земель запаса произойдет в том случае, если возникнет необходимость в градостроительном развитии территории.

Подраздел 2.4. Охрана окружающей среды и рациональное

природопользование в Омской области

В целях охраны окружающей среды, обеспечения сбалансированного решения проблем социально-экономического развития и сохранения природно-ресурсного потенциала Омской области необходимо выполнение следующих мероприятий:

1) охрана атмосферного воздуха.

Планируется установить стационарные посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха в г. Таре, Исилькуле, Калачинске, разработать сводные данные о предельно допустимых выбросах по городам областного значения.

До 2015 года необходимо:

- развить сеть постов мониторинга в населенных пунктах Омской области;

- продолжить газификацию предприятий и жилищно-коммунального сектора в целях сокращения использования твердого топлива;

- стимулировать применение передовых природоохранных технологий на предприятиях и контролировать выполнение нормативов выбросов.

При разработке градостроительной документации необходимо проектировать объездные транспортные пути вокруг населенных пунктов и транспортные развязки, в населенных пунктах предусматривать озеленение территорий общего пользования, а также озеленять территории санитарно-защитных зон предприятий.

В степной и южной лесостепной зонах необходимо создавать лесные полосы и насаждения для защиты от ветров и от переноса загрязняющих веществ от промышленных объектов, объектов транспортной инфраструктуры. Особенно актуально это для населенных пунктов Нововаршавского, Одесского, Павлоградского, Полтавского, Русско-Полянского, Черлакского, Кормиловского, Любинского, Шербакульского, Омского районов Омской области;

2) охрана водных ресурсов.

Мероприятия по охране водных ресурсов направлены на решение следующих задач:

- обеспечение населения качественной водой в необходимых количествах;

- рациональное использование водных ресурсов;

- предотвращение загрязнения водоемов;

- соблюдение специальных режимов на территориях санитарных зон охраны водоисточников и водоохранных зонах водоемов;

- действенный контроль над использованием водных ресурсов и их качеством.

Основными мероприятиями по обеспечению питьевого водоснабжения являются:

- строительство новых и реконструкция существующих водозаборов поверхностных вод;

- строительство новых скважин подземных вод в сельских населенных пунктах и городах областного значения;

- строительство и реконструкция водопроводящих сетей;

- обеспечение эффективного функционирования систем очистки и обеззараживания питьевой воды, внедрение в практику хозяйственно-питьевого водоснабжения систем местной водоочистки;

- организация санитарно-защитных зон всех источников питьевого водоснабжения;

- строительство новых групповых водопроводов и реконструкция существующих;

- развитие нормативной правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды.

Одним из основных мероприятий в рациональном использовании водных ресурсов является дальнейшее развитие и совершенствование систем оборотного водоснабжения и повторного использования производственных стоков, прежде всего на предприятиях энергетики.

Необходимым мероприятием является сбор и очистка поверхностных стоков с территории жилой и промышленной застройки во всех населенных пунктах, а также на предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции.

Водоохранные зоны шириной 200 м должны быть установлены на 46 реках: Иртыш, Омь, Тара, Уй, Оша, Шиш, Ишим, Бызовка, Аю, Большая Тава, Большой Кутис, Бергамак, Большая Тыкса, Бича, Большой Туртас, Большой Ук, Верхняя Тунгуска, Восточная Демьянка, Ир, Ишмагал, Ипогас, Карасук, Карасук (оз. Тенис), Кэтэсы, Куяр-Шиш, Кырбовка, Кип, Малый Тевриз, Мисс, Малая Бича, Малый Туртас-Демьянка, Малый Аев, Нюхаловка, Нижняя Тунгуска, Окней-Шиш, Сик-Туй, Тевриз, Турунгас, Тугры-Туй, Тентис, Укратус, Урна-Демьянка, Шайтанка, Шулаш, Южная Демьянка, Ягш-Ях.

Водоохранные зоны шириной 100 м должны быть установлены на 258 реках, а шириной 50 м - на 3926 реках.

Необходимо также обеспечить соблюдение режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Для рационального использования подземных вод и недопущения их истощения рекомендуется:

- сделать оценку запасов на водозаборах, эксплуатирующихся на участках с неутвержденными запасами;

- перевести эксплуатационные скважины в режим регулируемого водоотбора;

- ликвидировать бесхозные самоизливающиеся скважины;

- соблюдать лимит среднесуточного водоотбора, предусмотренный лицензией на право пользования недрами;

- не допускать использование для других целей вод, пригодных для хозяйственно-питьевого водоснабжения, в районах, испытывающих дефицит вод;

- провести работы по поискам линз пресных вод в неоген-четвертичных отложениях в восточных и юго-восточных районах Омской области, где подземные воды наиболее широко эксплуатируемого водоносного нижнеолигоценового-нижнемиоценового комплекса по ряду показателей не отвечают требованиям, предъявляемым к питьевой воде (повышение минерализации, жесткость, сульфаты, хлориды);

- выполнить мероприятия по улучшению качества солоноватых вод за счет применения установок-опреснителей в случае отсутствия в населенных пунктах централизованного водоснабжения и выявленных пригодных для питья подземных вод.

Во избежание загрязнения подземных вод необходимо:

- обеспечивать установление вокруг эксплуатационных скважин зон санитарной охраны в составе трех поясов. Первый пояс (строгого режима) в целях защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения;

- проводить ликвидацию бездействующих скважин, являющихся каналами для проникновения загрязняющих веществ в водоносные горизонты;

- осуществлять контроль загрязнения подземных вод, для чего необходимо провести оперативное обследование всех эксплуатационных скважин и водозаборов с отбором проб на загрязняющие компоненты;

- создавать наблюдательную сеть скважин на участках потенциального загрязнения подземных вод.

На территории Омской области необходимо постоянно осуществлять мониторинг подземных вод;

3) охрана почв.

Для предотвращения риска загрязнения почв необходимо бороться с загрязнением атмосферного воздуха путем обустройства дорог и прилегающих территорий с разбивкой газонов вдоль всех дорог, зданий, предприятий.

В сельской местности требуется снижение загрязнения почв отходами производства и потребления (далее - отходы), сокращение количества скотомогильников за счет строительства ветеринарно-санитарных утилизационных заводов, обеспечивающих утилизацию биологических отходов животноводства.

В Омской области имеется 5,9 тыс. га нарушенных земель. В основном это карьеры добычи строительных материалов и других полезных ископаемых. Такие территории подлежат рекультивации с выполнением необходимого комплекса мер в зависимости от характера нарушения земель.

Конкретные участки и территории проведения рекультивационных мероприятий могут быть определены непосредственно при рекогносцировочном обследовании, в зависимости от степени деградации и намечаемого использования после рекультивации;

4) охрана животного мира.

Меры по охране и восстановлению популяций животных и птиц на территории Омской области должны включать охрану мест обитания видов, учет путей их миграции при проектировании и строительстве любых объектов и коммуникаций, развитие системы особо охраняемых природных территорий, в первую очередь в степной зоне.

5) охрана ландшафтов.

Многообразие ландшафтов Омской области требует разных подходов к их сохранению и охране. Наилучшим образом задачи охраны ландшафтов выполняют особо охраняемые природные территории.

Схемой предлагается организация сети особо охраняемых природных территорий, охватывающей все природно-географические зоны Омской области.

В северной лесной зоне необходимо сохранять таежные и болотные комплексы, пойменные ландшафты, особо ценные лесные участки. Охранные функции имеют защитные леса, водоохранные зоны. Необходимо также обеспечить экологический контроль за разработкой и эксплуатацией нефтяных и газовых месторождений, а также за рекультивацией нарушенных земель.

Одним из важнейших методов охраны ландшафтов является защитное лесоразведение, направленное на защиту почв от водной и ветровой эрозии, резко снижающей продуктивность земель, на улучшение условий роста и развития сельскохозяйственных культур. Защитные лесные насаждения используют для защиты от засухи и суховеев полей, садов, плантаций, пастбищ, для укрепления склонов, для улучшения содержания скота на пастбищах. Наиболее распространены полезащитные и противоэрозионные насаждения.

Первоочередные мероприятия по созданию искусственных лесонасаждений должны проводиться в Русско-Полянском, Нововаршавском, Одесском, Павлоградском, Полтавском районах Омской области. Места расположения таких посадок и их площади должны определяться специальными планами и проектами лесохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных организаций.

Подраздел 2.5. Обеспечение экологической безопасности

при обращении с отходами

В целях решения проблемы обращения с отходами в Омской области необходимо разработать схему обращения с отходами и предусмотреть создание объектов размещения отходов с учетом транспортной доступности, объемов образующихся отходов, их морфологического состава и классов опасности.

Схемой предлагается принять за основу в системе обращения с отходами селективный (раздельный) сбор отходов по фракциям и вовлечение отходов в процесс вторичного использования. Организация системы сбора отходов, которые могут быть переработаны, позволяет снизить объем отходов, поступающих на захоронение, до 50 процентов.

В г. Омске предлагается создать мусороперерабатывающий комплекс с пиролизным отделением, который сможет обслуживать не только нужды г. Омска, но и прилегающих районов Омской области. Ежегодно такой комплекс должен перерабатывать около 1,2 млн. тонн отходов. При этом отходы органического происхождения (пищевые отходы, отходы животноводческих ферм, мясокомбинатов, иных аналогичных производств), а также минеральные отходы на комплекс поступать не должны.

Размещение полигонов твердых бытовых отходов (далее - ТБО) следует осуществлять с учетом следующих факторов:

- строительство полигонов ТБО должно осуществляться в районах Омской области с наибольшей численностью населения;

- транспортная доступность перевозки ТБО не должна превышать более 2 часов;

- наиболее удаленные территории обеспечиваются отдельными полигонами ТБО на группу районов Омской области.

Схемой предлагается строитель“тво четырех полигонов ТБО, оборудованных в соответствии с санитарными и экологическими нормами и правилами. Размещение их предусматривается в Тарском, Тевризском, Павлоградском, Исилькульском районах Омской области.

Ежегодно в районах Омской области может накапливаться до 315 тысяч тонн ТБО. Около 55 процентов отходов планируется направлять на полигоны утилизации отходов, остальные 45 процентов - для переработки на мусороперерабатывающий комбинат г. Омска.

Необходимо также организовать сбор пищевых отходов в целях переработки их в комбикорма для откормочных комплексов.

В районах Омской области предлагается:

- строительство станций сортировки и обработки ТБО;

- оборудование в населенных пунктах площадок, обеспеченных контейнерами с крышками для селективного сбора ТБО;

- оборудование площадок временного хранения и прессования вторичного сырья в населенных пунктах;

- организация регулярного вывоза отходов к месту захоронения или на станцию обработки отходов;

- организация вывоза селективно собранного и обработанного вторичного сырья, а также опасных отходов на дальнейшую переработку;

- рекультивация несанкционированных свалок, породных отвалов, золоотвалов.

В целях сокращения количества скотомогильников и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности Схемой предлагается строительство по новым современным технологиям ветеринарно-санитарных утилизационных заводов в Большереченском и Москаленском районах Омской области.

Для утилизации биологических отходов в населенных пунктах необходимо приобретение инсинераторных установок и размещение их при лечебных учреждениях или на полигонах ТБО.

Решение проблемы по утилизации жидких коммунальных отходов предлагается осуществлять за счет строительства канализационных сетей и очистных сооружений во всех населенных пунктах Омской области.

Подраздел 2.6. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и

локализация их последствий

При прохождении весенних паводков на реках Иртыш, Омь, Тара, Ишим, Шиш и других в зонах затопления с. Азово, с. Васис, с. Знаменское, г. Исилькуля, с. Колосовка, г. Называевска, р.п. Любинский, р.п. Марьяновка, р.п. Муромцево, с. Одесское, с. Оконешниково, г. Омска, с. Орехово, р.п. Павлоградка, р.п. Русская Поляна, с. Седельниково, р.п. Таврическое, г. Тары, р.п. Тевриз, г. Тюкалинска, с. Усть-Ишим, р.п. Черлак и других населенных пунктах защита от затопления может быть проведена:

- сплошной подсыпкой до незатопляемых отметок;

- обвалованием затапливаемой территории;

- иными мероприятиями в зависимости от назначения территории, величины слоя затопления.

Для предотвращения паводкового затопления территорий Омской области необходимо организовать отвод поверхностного стока по существующим и создаваемым каналам.

Особый комплекс мероприятий необходимо предусмотреть по защите от затопления и подтопления территорий Называевского, Тюкалинского и Крутинского районов Омской области, в том числе по расчистке озер Большое Кабанье, Станичное.

Комплекс мероприятий по инженерной защите от подтопления и затопления г. Называевска включает:

- защиту территории от подтопления грунтовыми водами путем устройства дренажной системы;

- снижение поступающего поверхностного стока с территории Тюменской области за счет строительства 2-й очереди Мангутского канала, что позволит уменьшить расчетный расход водосбросного канала от г. Называевска;

- строительство магистрального канала для отвода собранной воды от г. Называевска со сбросом ее в р. Тюкалка.

При образовании овражной эрозии, которая активно развивается на склонах долины р. Омь, на правобережье Иртыша в Черлакском районе Омской области, на склонах озерных котловин - Эбейты, Теке, Ульжай и в других районах Омской области защита от оврагообразования может быть проведена за счет:

- укрепления стенок оврагов природными материалами либо металлическими, железобетонными, иными конструкциями;

- уполаживания откосов оврагов;

- организации водостоков;

- поперечной распашки земель для предупреждения роста оврагов;

- иных мероприятий в зависимости от назначения территории, условий оврагообразования.

При образовании речной эрозии, оползневых и обвально-осыпных процессов, которые наблюдаются на всем протяжении рек Иртыш, Омь, Тара и их притоков (с. Бергамак, р.п. Большеречье, с. Евгащино, г. Калачинск, с. Красноярка, с. Курманово, с. Лежанка, р.п. Муромцево, с. Нижняя Омка, р.п. Нововаршавка, с. Новотроицкое, г. Омск, с. Пологрудово, с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Усть-Ишим, р.п. Черлак, с. Чернолучье, с. Черняево и другие населенные пункты Омской области), во избежание обрушения берегов и уничтожения приречных улиц в населенных пунктах необходимо, в зависимости от условий берегообрушения:

- укреплять берега в соответствии с решениями, принятыми на основе утвержденной проектной документации, природными растительными и каменными материалами, металлическими, железобетонными, иными конструкциями;

- уполаживать склоны;

- устраивать сеть нагорных канав для отвода поверхностных вод с крутых склонов;

- регламентировать застройку прибрежных территорий;

- обеспечить расселение граждан в случае чрезвычайной ситуации.

При интенсивном заболачивании и торфообразовании, характерных для северной части Омской области, где болота занимают до 50 процентов территории, а также для территорий с плоским рельефом местности (Азовский, Горьковский, Исилькульский, Калачинский, Кормиловский, Крутинский, Любинский, Москаленский, Называевский, Нижнеомский, Одесский, Оконешниковский, Полтавский, Русско-Полянский, Саргатский, Тюкалинский, Черлакский, Шербакульский и другие районы Омской области) необходимо:

- расчищать водотоки озер, прудов;

- обеспечивать строительство новых прудов, котлованов, испарительных бассейнов, реконструкцию плотин;

- осуществлять понижение уровня грунтовых вод за счет дренирования территорий, строительства канализационных сетей, осушения заболоченностей.

При горимости лесов в условиях северной лесной и лесостепной зон, где наблюдается высокая по классам пожарной опасности горимость (леса Азовского, Исилькульского, Калачинского, Любинского, Марьяновского, Муромцевского, Оконешниковского, Омского, Павлоградского, Полтавского, Саргатского, Таврического, Тарского, Тюкалинского, Черлакского, Шербакульского районов Омской области), необходимо:

- организовать противопожарные наблюдательные посты;

- обеспечить систематический облет территорий для выявления источников пожаров;

- осуществить распашку земли вокруг колков, лесов, придорожных и защитных полос;

- предпринять иные меры в целях предупреждения и ликвидации пожаров.

При эксплуатации водохозяйственных систем (гидротехнических сооружений) необходимо:

- осуществление систематических противопаводковых обследований;

- проведение мониторинга состояния сооружений, их капитального ремонта и реконструкции;

- недопущение изменения целей использования водохранилищ.

При проведении мероприятий по инженерной подготовке территорий населенных пунктов необходимо производить:

- расчистку прибрежных территорий от камыша;

- засыпку бессточных понижений.

В целях устранения угроз химической опасности на 55 химически опасных объектах, предупреждения чрезвычайных ситуаций на 24 особо взрывопожароопасных объектах, расположенных на территории Омской области, на железнодорожном транспорте, а также иных объектах необходимо выполнение противопожарных мероприятий, требований, установленных федеральным законодательством.

В целях предупреждения и локализации аварий электроэнергетических, коммунальных систем необходимо проведение мер, связанных с:

- созданием резервных источников электрообеспечения, энергообеспечения, теплоснабжения, водоснабжения;

- мониторингом состояния и своевременным обслуживанием, ремонтом и заменой электроэнергетических систем, линий электропередач, систем теплоснабжения и водоснабжения.

В целях предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций на нефтепроводах необходимо:

- выполнение противопожарных мероприятий, требований, установленных федеральным законодательством;

- создание сети наблюдения и оповещения о чрезвычайных ситуациях вдоль трубопроводного транспорта;

- перекрытие линейных задвижек на поврежденном трубопроводе;

- ограничение перетекания нефти по местности;

- улавливание нефтепродуктов, попавших в водоемы, с помощью боновых ограждений;

- утилизация нефтепродуктов.

Подраздел 2.7. Объекты первоочередного градостроительного

проектирования

Объектами первоочередного градостроительного проектирования являются:

1) проект схемы территориального планирования Омского района Омской области с выделением пригородной зоны г. Омска. Омский район Омской области представляет собой наиболее активно развивающуюся часть Омской области и имеет особую значимость в градостроительных и инвестиционных процессах;

2) проекты схем территориального планирования иных муниципальных районов Омской области;

3) проект планировки Омского международного мультимодального транспортно-логистического узла;

4) генеральный план р.п. Тевриз, который определен Схемой как центр обслуживания локального значения северных районов Омской области;

5) генеральные планы потенциальных центров стабилизации и развития экономики. Территории этих центров определены в Схеме как зоны концентрации градостроительной активности, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения;

6) проекты зон охраны объектов культурного наследия исторических поселений;

7) проекты планировки лечебно-оздоровительной местности Красноярско-Чернолучинской зоны отдыха и туристско-рекреационных зон.

Подраздел 2.8. Перечень мероприятий, связанных

с размещением объектов регионального значения

В связи с размещением объектов регионального значения необходимо выполнение следующих мероприятий:

1) в сфере водоснабжения:

- переход на централизованное водоснабжение в населенных пунктах Азовского, Исилькульского, Калачинского, Крутинского, Любинского, Москаленского, Называевского, Оконешниковского, Омского, Таврического, Тюкалинского, Черлакского и Шербакульского районов Омской области;

- тампонирование шахтных колодцев на территории Омской области либо сохранение их в качестве резервного источника водоснабжения;

- строительство водозаборных скважин с водоподготовкой для организации централизованного питьевого водоснабжения в малонаселенных пунктах Омской области;

- обеспечение водоподготовки в зависимости от качества свежей воды;

- строительство Оконешниковского группового водопровода с новым водозабором в районе с. Иртыш, прокладка водовода от с. Иртыш до с. Оконешниково и далее до с. Золотая Нива и с. Любимовка;

- восстановление групповых водопроводов;

- оценка и разведка Китайлинского, Надеждинского и Кулачеостровского месторождений подземных вод для водоснабжения города Омска;

- проведение работ по реконструкции сетей и сооружений водопровода на территории районов Омской области, кроме Омского района Омской области;

- разведка линз и палеодолин с пресными водами в Азовском, Горьковском, Исилькульском, Калачинском, Кормиловском, Любинском, Марьяновском, Москаленском, Называевском, Нижнеомском, Одесском, Оконешниковском, Павлоградском, Полтавском, Русско-Полянском, Таврическом, Черлакском, Шербакульском районах Омской области;

- оценка и утверждение запасов подземных вод на водозаборах для населенных пунктов Большереченского, Большеуковского, Знаменского, Колосовского, Муромцевского, Называевского, Нижнеомского, Нововаршавского, Одесского, Оконешниковского, Павлоградского, Полтавского, Тевризского, Усть-Ишимского, Черлакского, Шербакульского районов Омской области;

- оценка и утверждение запасов подземных вод на водозаборах для г. Называевска, г. Тары, г. Тюкалинска, р.п. Большеречье, р.п. Муромцево, р.п. Нововаршавка, р.п. Оконешниково, р.п. Саргатское, р.п. Тевриз, р.п. Полтавка, р.п. Черлак, с. Большие Уки, с. Знаменское, с. Колосовка, с. Нижняя Омка, с. Одесское, с. Седельниково, с. Усть-Ишим;

- строительство Русско-Полянского группового водопровода и продолжение Любино-Исилькульского группового водопровода при отрицательном результате в поиске подземных вод питьевого качества в Русско-Полянском, Крутинском и Тюкалинском районах Омской области;

- начало эксплуатации Большеуковского участка месторождения подземных питьевых вод для водоснабжения с. Большие Уки, Колосовского - для водоснабжения с. Колосовка, Икского - для водоснабжения р.п. Крутинка, Муромцевского - для водоснабжения р.п. Муромцево, Нововаршавского - для водоснабжения р.п. Нововаршавка, Полтавского - для водоснабжения р.п. Полтавка;

- строительство новых очистных сооружений на озерном водозаборе и опреснителей на водозаборных скважинах для водоснабжения р.п. Горьковское;

- установка очистных сооружений заводского изготовления для систем водоснабжения, использующих воду из старицы реки Иртыш, в населенных пунктах Знаменского района Омской области;

- строительство сооружений по очистке подземных вод для водоснабжения р.п. Русская Поляна, с. Седельниково;

2) в сфере водоотведения:

- строительство новых и реконструкция существующих канализационных сетей, а также модернизация существующих канализационных очистных сооружений в г. Калачинске, р.п. Большеречье;

- строительство новых и реконструкция существующих канализационных сетей, а также реконструкция и расширение существующих канализационных очистных сооружений на перспективу развития до 1900 куб.м в сутки в с. Азово, до 5000 куб.м в сутки в р.п. Кормиловка, до 3500 куб.м в сутки в р.п. Нововаршавка;

- реконструкция и развитие сети канализационных коллекторов и строительство сооружений полной биологической очистки мощностью 7500 куб.м в сутки в р.п. Любино, мощностью 3500 куб.м в сутки в р.п. Полтавка;

- строительство централизованной системы водоотведения с очисткой сточных вод на биологических сооружениях в г. Исилькуле, г. Называевске, г. Тюкалинске, р.п. Горьковское, р.п. Крутинка, р.п. Марьяновка, р.п. Муромцево, р.п. Павлоградка, р.п. Русская Поляна, р.п. Саргатское, р.п. Таврическое, р.п. Тевриз, с. Усть-Ишим, р.п. Черлак, р.п. Шербакуль, с. Большие Уки, с. Знаменское, с. Колосовка, с. Нижняя Омка, с. Одесское, с. Оконешниково, с. Седельниково;

- строительство новых очистных сооружений в г. Таре с полной биологической очисткой, взамен существующих, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии;

- реконструкция существующих очистных сооружений с увеличением производительности в р.п. Кормиловка, р.п. Москаленки;

- устройство биоустановок с использованием стоков в приусадебном хозяйстве в сельских населенных пунктах;

3) в области электроснабжения.

Кроме ввода новых генерирующих мощностей на существующих теплоэнергоцентралях (далее - ТЭЦ) и на новой ТЭЦ-6, Схемой предусматривается строительство источников электроэнергии малой мощности.

В первую очередь планируется постройка подстанции 500 кВ “Восход“ для дополнительной связи с Омской энергетической системой Сибири.

Предусматривается строительство и реконструкция следующих первоочередных крупных объектов энергетических систем регионального значения:

- подстанция 500/220 кВ “Восход“, 3 х 167 МВА + 167 МВА (резервная фаза) с заходами ВЛ 500 кВ “Барабинская - Таврическая“, 2 х 2,1 км (район строительства - к северо-западу от р.п. Кормиловка);

- ВЛ 500 кВ “Восход - Ишим“, 390 км, с заходами на подстанцию “Восход“ 2 х 4,2 км;

- ВЛ 220 кВ “Иртышская - Московка“ (участок “Иртышская - Таврическая“), 130 км с расширением подстанции “Иртышская“;

- подстанция 220/110/35/10 кВ “Одесская“, 1 х 125 МВА (реконструкция);

- ВЛ 220 кВ “Иртышская - Одесская“, 160 км;

- вторая линия ВЛ 500 кВ “Барабинская - Восход“, 370 км;

- вторая линия 500 кВ “Восход - Ишим“, 390 км;

- расширение подстанции “Восход“;

- подстанция 220/110/35/10 кВ “Юбилейная“, 1 х 125 МВА (реконструкция);

- подстанция 220/110/35/10 кВ “Новокормиловка“, 1 х 125 МВА (реконструкция);

- подстанция 220/110/35/10 кВ “Большеречье“, 2 х 63 МВА (реконструкция);

- ВЛ 220 кВ “Загородная - Большеречье“, 150 км;

- ВЛ 220 кВ “Называевская - Юбилейная“, 78 км;

- ВЛ 220 кВ “Одесская - Юбилейная“, 130 км;

- заходы на Омскую ТЭЦ-6 ВЛ 220 кВ “Лузино - ТЭЦ-4“.

Также предусматривается развитие сетей 110 кВ, замена устаревшего оборудования;

4) в сфере транспорта:

- строительство автомобильной дороги Тобольск - Тара - Томск. Широтный транспортный коридор, проходящий на связях Тюменской, Омской, Новосибирской и Томской областей, будет способствовать подъему экономики этих областей, а также улучшит социально-демографическую ситуацию в северных районах Омской области;

- строительство автомобильной дороги Омск - Астана. В настоящее время транспортные связи г. Омска с г. Астаной осуществляются в основном через г. Кокчетав. Организация связей по кратчайшему направлению требует повышения технического уровня автомобильных дорог на территории Республики Казахстан;

- возобновление судоходства в верхнем течении р. Иртыш. При интенсификации экономических связей с Республикой Казахстан целесообразно осуществление мероприятий по выполнению дноуглубительных работ и поддержанию фарватера в рабочем состоянии;

- строительство плотин на р. Иртыш в районе г. Омска в целом улучшит условия судоходства (в части поддержания гарантированных глубин фарватера), при этом шлюзование несколько увеличит время прохождения судов на данном участке;

- возобновление эксплуатации участка железнодорожной магистрали от станции Черлак до выхода дороги в Республику Казахстан. Для стимулирования экономических связей Кузбасса, Республики Казахстан и Урала Схемой предусматривается сохранение коридора Среднесибирской магистрали;

- размещение мультимодальных грузовых терминалов с развитой перевалочно-складской базой и с логистическим обеспечением. Территории для терминалов выделены в г. Омске и в приграничной с Республикой Казахстан зоне;

5) в сфере теплоснабжения. До 2015 года планируется строительство Омской ТЭЦ-6, предполагаемый срок ввода первого блока мощностью 256 МВт, 400 Гкал/час - 2012 год;

6) в области газоснабжения. Основным недостатком является отсутствие взаимного резервирования между газораспределительными станциями (далее - ГРС). Устранение этого недостатка, наряду с обеспечением газом новых жилых массивов, в соответствии с генеральным планом г. Омска рассматривается как первоочередная задача. Для решения этой задачи предлагается строительство следующих объектов в г. Омске:

- распределительный газопровод ГРС-2 Д400-600 мм от узла задвижки Д700 вблизи онкологического центра по ул. Завертяева до котельной по ул. 36-й Северной. Строительство данного газопровода закольцует сети ГРС-2 с сетями ГРС-3, обеспечит газом проектируемые новые микрорайоны п. Амурский и аварийные режимы на сетях ГРС-1 - ГРС-3;

- распределительный газопровод Д400 мм от ГРС-1 до просп. Мира по ул. Заозерной для жилых кварталов Советского административного округа со строительством мощного узла редуцирования в начале сети Д400 мм, в дополнение к существующему газораспределительному шкафу по ул. Бородина;

- распределительный газопровод Д700, 500-400 мм, от ул. Подгорной по 19-й Линии и далее до ул. Кирова с прокладкой по центральной части правобережья Иртыша. Газопровод закольцует сети ГРС-3 и ГРС-4, позволит перевести на природный газ центральную часть г. Омска, отдельные площадки нового строительства по генеральному плану г. Омска и частично обеспечит аварийный режим на сетях ГРС-4;

- газопровод Д250 мм по ул. Новокирпичной и Сибирскому проспекту к проектируемому микрорайону Московка-2 и в перспективе к котельной для данного микрорайона;

- распределительный газопровод Д300 от ГРС-5 вдоль железной дороги, в том числе до территории микрорайона “Новая Чукреевка“.

Для обеспечения природным газом г. Омска и Омского района Омской области необходимо строительство газопровода Д300-200 мм в п. Новоомский, с. Троицкое, жилом комплексе “Ясная поляна“ с учетом новой проектируемой застройки.

В Нововаршавском, Таврическом, Русско-Полянском, Павлоградском, Одесском, Азовском, Полтавском, Шербакульском, Любинском, Марьяновском, Москаленском, Исилькульском районах Омской области первоочередной задачей остается дальнейшее наращивание мощностей системы газоснабжения для подключения максимального количества населенных пунктов. В качестве первоочередных мероприятий предлагается построить:

- ГРС-Иртышское и ГРС-Пристанское с магистральным газопроводом 1 класса от п. Речной и переходом через р. Иртыш к ГРС-Пристанское;

- кольцевой газопровод давлением 1,2 МПа от ГРС-Пристанское в направлении р.п. Павлоградка и р.п. Полтавка с подключением всех сел по трассе.

Для северных районов Омской области необходимо предусмотреть строительство двух ГРС и магистральных газопроводов 1 класса к ним от ГРС-Алексеевка до ГРС-Большеречье и магистральный газопровод от р.п. Большеречье до г. Тары и ГРС-Тара, а также ГРС и магистральный газопровод ГРС-Тара - ГРС-Знаменское.

Со строительством вышеперечисленных ГРС необходимо проектировать и первые очереди строительства распределительных газопроводов, газораспределительных шкафов и газопроводов низкого давления.

После решения вопроса по строительству основных магистральных сетей и ГРС первой очереди основным направлением развития схемы газоснабжения станет проектирование и строительство межпоселковых газопроводов и дальнейшая газификация сел. Приоритетным останется газификация сел и поселков в наиболее населенных районах юго-западной и юго-восточной зон. Кроме этого, в строительстве магистральных газопроводов 1 класса и ГРС можно выделить ГРС-Муромцево, ГРС-Екатерининское, ГРС-Седельниково, ГРС-Колосовка, ГРС-Называевск и ГРС-Исилькуль. Схемой охвачена большая часть населенных пунктов, указанных в исходных данных, представленных районными администрациями.

После строительства ГРС-Знаменское важнейшей задачей станет строительство межпоселкового газопровода 1 категории 1,2 МПа до р.п. Тевриз и с. Усть-Ишим. Действующий газопровод от месторождения д. Полуяновка носит экспериментальный характер и в настоящее время работает под давлением 0,6 МПа. Кроме того, от нового газопровода на 1,2 МПа необходимо построить газопровод ГРС-Знаменское - Большие Уки.

Необходимо также строительство магистрального газопровода до ГРС-Усть-Ишим;

7) в сфере здравоохранения:

- реконструкция здания под стационар с пищеблоком в с. Азово;

- строительство амбулатории на 40 посещений в смену в с. Цветнополье Азовского района;

- строительство терапевтического корпуса с детским отделением в с. Большие Уки;

- строительство терапевтического корпуса на 60 коек в с. Колосовка;

- реконструкция здания под туберкулезное отделение на 20 коек в с. Усть-Ишим;

- строительство поликлиники на 300 посещений в смену на базе родильного дома в р.п. Крутинка;

- реконструкция хирургического отделения под роддом на 16 коек в р.п. Москаленки;

- строительство терапевтического корпуса на 60 коек в р.п. Тевриз;

- строительство хирургического блока в р.п. Тевриз;

- строительство поликлиники на 375 посещений в смену в р.п. Муромцево;

- реконструкция Омской фармацевтической фабрики;

- реконструкция стационара областного наркологического диспансера в г. Омске;

- строительство центральной районной больницы в с. Азово;

- строительство поликлиники в с. Нижняя Омка;

- реконструкция здания центральной районной больницы в р.п. Оконешниково;

- строительство инфекционного отделения Седельниковской центральной районной больницы в с. Седельниково;

- строительство лечебного корпуса на 42 койки в р.п. Тевриз;

- строительство родильного дома на 30 коек в р.п. Шербакуль;

- строительство поликлиники на 1000 посещений в смену в г. Омске;

- строительство детской поликлиники на 200 посещений в смену в микрорайоне “Кристалл“ г. Омска;

- строительство поликлиники на 300 посещений в третьем планировочном районе на левом берегу р. Иртыш в г. Омске;

- строительство женской консультации в третьем планировочном районе на левом берегу р. Иртыш в г. Омске;

- реконструкция помещения под поликлинику на 80 посещений муниципального учреждения здравоохранения “Омская клиническая больница N 1 им. А.Н. Кабанова“;

- реконструкция помещений под муниципальное учреждение здравоохранения “Городская поликлиника N 1“;

- реконструкция реабилитационного восстановительного центра муниципального учреждения здравоохранения “Городская больница N 7“;

8) в области культуры. Схемой предлагается строительство и реконструкция следующих объектов:

- культурно-исторический и досуговый центр в с. Большие Уки;

- детская школа искусств в с. Колосовка;

- сельский дом культуры на 300 мест в с. Уленкуль Большереченского района;

- сельский дом культуры на 500 мест в с. Звездино Москаленского района;

- сельский дом культуры на 300 мест в с. Сажино Тюкалинского района;

- сельский дом культуры на 300 мест в с. Чапаево Колосовского района;

- сельский дом культуры на 200 мест в с. Петропавловка Муромцевского района;

- филиал областного государственного Большереченского зоопарка в г. Омске;

- районная библиотека на 50 тысяч томов в с. Седельниково;

- дом творчества в Кировском административном округе г. Омска;

- пристройка к зданию музея имени Врубеля в г. Омске;

- здание омского цирка с прилегающей площадью.

- детский досуговый центр “Птичья гавань“ с зоопарком в г. Омске.

Кроме того, в рамках территориального планирования необходимо учитывать размещение объектов культурного наследия, определенных в соответствии с федеральным и областным законодательством;

9) в сфере физической культуры и спорта. Схемой предлагается строительство и реконструкция следующих объектов:

- строительство биатлонного комплекса в р.п. Муромцево;

- строительство спортивного комплекса по типу “модуль“ на территории областной клинической больницы в г. Омске;

- реконструкция здания государственного учреждения “Омский губернаторский яхт-клуб“ в г. Омске;

- реконструкция спортивного комплекса “Металлист“ в г. Омске;

- реконструкция стадиона в с. Одесское;

- реконструкция стадиона в р.п. Кормиловка;

- реконструкция стадиона в р.п. Саргатское;

- реконструкция спортивной арены с универсальным залом на стадионе “Сибирский нефтяник“ в г. Омске;

- строительство бассейна в г. Омске;

- строительство крытого катка с искусственным льдом на стадионе “Энергия“ в г. Омске;

- строительство физкультурно-спортивного комплекса с универсальным залом в с. Знаменское;

- строительство спортивного центра с универсальным игровым залом в р.п. Кормиловка;

- строительство крытого катка с искусственным льдом в Ленинском административном округе г. Омска;

- строительство крытого катка с искусственным льдом в Октябрьском административном округе г. Омска;

- строительство крытого катка с искусственным льдом в Советском административном округе г. Омска;

- строительство теннисного корта в спортивно-культурном центре олимпийской подготовки “Авангард“ в г. Омске;

10) в области особо охраняемых природных территорий. Схемой предлагается упорядочение и расширение сети особо охраняемых природных территорий.

В состав государственного природного заповедника “Васюганский“ войдет значительная часть государственных природных заказников (“Туйский“, “Усть-Куренгинский“, “Усть-Каинсасский“). Цель его создания - сохранение крупнейшей в мире водно-болотной системы (более 5 миллионов га), которая играет определяющую роль в поддержании экологического баланса на территории нескольких областей, соседствующих с Омской областью (Тюменская, Томская, Новосибирская).

Государственный природный заповедник “Степной“ предполагается образовать на базе отдельных урочищ и лесных участков Черлакского лесничества.

Природные заказники:

- комплексный ландшафтный заказник республиканского значения “Междуреченский“ предлагается создать на базе существующих государственных природных заказников “Большеуковский“ и “Килейный“ путем их объединения и включения прилегающих незаселенных территорий. Территория заказника будет расположена в междуречье Иртыша и его притока Ишима в северо-западной части Омской области;

- государственный природный заказник “Верхнеильинский“. В целях улучшения условий сохранения природных экосистем предлагается увеличить площадь заказника за счет лесопокрытых площадей, которые представляют собой значительную ценность с точки зрения сохранения и приумножения биологического разнообразия;

- государственный природный заказник “Озеро Эбейты“ предлагается организовать, объединив три памятника природы регионального значения: “Озеро Эбейты“, “Амринская балка“, “Озеро Сухое“ с включением прилегающих к озеру Эбейты прибрежных территорий. Заказник будет располагаться на территории Исилькульского, Шербакульского и Полтавского районов Омской области;

- государственный природный заказник “Заозерный“ предлагается расширить за счет объединения его с государственным природным заказником “Крутинский“;

- государственный природный заказник “Озеро Тенис“ (Крутинский район Омской области) предлагается организовать для сохранения северной колонии пеликанов, а также всей экосистемы озера. В настоящее время здесь организован небольшой по площади памятник природы местного значения.

Реализация предложений Схемы обеспечит в перспективе:

- увеличение площади особо охраняемых природных территорий Омской области до 15 процентов;

- представление в системе особо охраняемых природных территорий всех природно-географических зон;

- территориальное упорядочение системы особо охраняемых природных территорий.

Раздел 3. Перечень карт (схем) в составе Схемы

В состав Схемы входят следующие карты (схемы):

1) схема границ муниципальных образований (приложение N 1);

2) схема границ земель лесного фонда и лесопользования (приложение N 2);

3) схема границ земель особо охраняемых природных территорий (приложение N 3);

4) схема границ земель сельскохозяйственного назначения (приложение N 4);

5) схема размещения и границы территорий объектов культурного наследия (приложение N 5);

6) схема границ зон с особыми условиями использования территорий (приложение N 6);

7) схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение N 7);

8) схема границ земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности Омской области, а также границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения (приложение N 8);

9) схема планируемого размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения (приложение N 9);

10) схема размещения существующих и проектируемых объектов энергетических систем регионального значения (приложение N 10);

11) схема планируемого размещения объектов транспорта, путей сообщения и связи регионального значения (приложение N 11);

12) схема планируемого размещения линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий (приложение N 12);

13) схема планируемого размещения объектов водоснабжения и водоотведения регионального значения (приложение N 13);

14) схема планируемого размещения объектов газоснабжения регионального значения (приложение N 14);

15) схема планируемого размещения объектов регионального значения, подлежащих защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий (приложение N 15);

16) проектный план. Основной чертеж (приложение N 16).

_______________

Карты (схемы) в составе Схемы террито“иального планирования Омской области в электронном виде находятся в отделе градостроительства управления архитектуры и градостроительства департамента строительного комплекса и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (тел. 23-83-56).