Российские законы

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 26.03.2009 N 82 “О годовом отчете о работе Контрольно-счетной палаты Омской области за 2008 год“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2009 г. N 82

О ГОДОВОМ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008 ГОД

Рассмотрев и обсудив годовой отчет о работе Контрольно-счетной палаты Омской области за 2008 год, Законодательное Собрание Омской области отмечает, что деятельность Контрольно-счетной палаты Омской области (далее - Контрольно-счетная палата) в отчетном периоде осуществлялась в соответствии с действующим законодательством и перспективным планом работы Контрольно-счетной палаты на 2008 год.

Основным направлением в деятельности Контрольно-счетной палаты в отчетном году являлось проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с выполнением задач, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации и Омской области, ежегодных Бюджетных посланий Президента России и посланий Губернатора
Омской области об основных направлениях бюджетной, экономической и социальной политики Омской области.

Для выполнения задач и функций, определенных законодательством, деятельность Контрольно-счетной палаты в отчетном году была нацелена:

- на повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы;

- на предотвращение и выявление нарушений и недостатков при использовании средств областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области, а также государственной собственности Омской области.

В указанный период Контрольно-счетной палатой проведено 38 контрольных мероприятий, в ходе которых проверено 129 учреждений и организаций.

Общая сумма проверенных выборочным методом денежных средств составила 2763064,1 тыс. рублей, из них средств областного бюджета - 2595096,9 тыс. рублей. Охвачены контролем расходы, осуществленные в 2008 году, в сумме 1353563,1 тыс. рублей; в предыдущих периодах - 1241533,8 тыс. рублей.

В отчетном периоде проверены средства местных бюджетов в сумме 20600,5 тыс. рублей, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования - 21618,7 тыс. рублей, прочих источников - 125748,8 тыс. рублей.

Контрольными мероприятиями установлено, что 154193,5 тыс. рублей использованы с нарушениями и отклонениями от установленных норм, требований и процедур законодательства и нормативных правовых актов. Из них финансовые нарушения составили 15954,2 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 5027,4 тыс. рублей, в 2007 году и ранее - 10926,8 тыс. рублей.

Из общего объема выявленных финансовых нарушений нецелевое использование бюджетных средств составило 1705,5 тыс. рублей, в том числе средств областного бюджета - 1686,3 тыс. рублей, неэффективное использование бюджетных средств - 825,8 тыс. рублей. Нарушения и недостатки по оплате труда составили 595,5 тыс. рублей, нарушения норм и положений отдельных статей Федерального закона N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ при размещении государственного заказа для нужд Омской области - 1596,0 тыс. рублей, нарушения при использовании государственного имущества - 897,9 тыс. рублей, иные нарушения - 10333,5 тыс. рублей.

Недостатки в учете собственности, бюджетном учете и отчетности, не повлиявшие на рост расходов бюджета и не приведшие к недополучению неналоговых доходов и искажению бюджетной отчетности, выявлены в сумме 138239,3 тыс. рублей.

По итогам контрольных мероприятий для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков направлено в органы государственной власти 26 представлений и информационных писем, руководителям проверенных организаций - 59 представлений.

Отчеты Контрольно-счетной палаты - по результатам 15 контрольных мероприятий рассмотрены в комитетах Законодательного Собрания Омской области.

В прокуратуру Омской области направлены акты проверок по 4 контрольным мероприятиям. По результатам проверок, проведенных органами прокуратуры по актам Контрольно-счетной палаты, в 2008 году внесено 3 представления, требования которых удовлетворены и по итогам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 3 должностных лица.

Во исполнение решений коллегии Контрольно-счетной палаты объектами контроля восстановлены бюджетные средства в сумме 2821,9 тыс. рублей.

На основании представлений Контрольно-счетной палаты, направленных по результатам контрольных мероприятий, за допущенные нарушения в расходовании и учете бюджетных средств к дисциплинарной ответственности привлечено 18 работников проверенных организаций.

Одним из главных направлений в деятельности Контрольно-счетной палаты в 2008 году являлось не только выявление недостатков и нарушений в расходовании бюджетных средств, но и работа по их устранению, а также проведение мероприятий, направленных на предупреждение финансовых нарушений.

В течение отчетного периода в рамках предварительного контроля проводилась экспертиза областных законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, или влияющих на формирование и исполнение
областного бюджета.

Законодательное Собрание Омской области постановляет:

1. Принять к сведению годовой отчет о работе Контрольно-счетной палаты Омской области за 2008 год.

2. Опубликовать годовой отчет о работе Контрольно-счетной палаты Омской области за 2008 год в Ведомостях Законодательного Собрания Омской области, газете “Омский вестник“.

Председатель

Законодательного Собрания

В.А.Варнавский

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗА 2008 ГОД

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 31 Закона Омской области от 09.01.1997 N 87-ОЗ (в редакции Закона от 08.04.2008 N 1027-ОЗ) “О Контрольно-счетной палате Омской области“.

I. Общие сведения о деятельности Палаты

В 2008 году Контрольно-счетная палата Омской области (далее - Палата) осуществляла свою работу в соответствии с целями и задачами, возложенными на нее законодательством Российской Федерации и Омской области на основании плана работы, утвержденного коллегией Палаты.

Деятельность Палаты основывалась на принципах законности, объективности, независимости, гласности, с использованием всех форм финансового контроля.

Основными направлениями в деятельности Палаты в отчетном году являлись проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с выполнением задач, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации и Омской области, ежегодных Бюджетных посланий Президента России и посланий Губернатора Омской области об основных направлениях бюджетной, экономической и социальной политики Омской области.

Для выполнения задач и функций, определенных законодательством, деятельность Палаты в отчетном году была нацелена:

- на повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы;

- на предотвращение и выявление нарушений и недостатков при использовании средств областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области, а также государственной собственности Омской области.

В этих целях особое внимание уделялось:

- повышению качества и совершенствованию контрольной и экспертно-аналитической деятельности в целях повышения эффективности использования государственных средств и предотвращения коррупции. Только после проведения процедуры
контроля качества проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также подготовки по ним заключений, материалы вносятся на рассмотрение и утверждение коллегии Палаты;

- развитию взаимодействия Палаты с исполнительными органами власти Омской области. С этой целью в 2008 году были заключены соглашения с Министерством финансов Омской области о порядке организации взаимодействия по выполнению возложенных задач в сфере осуществления государственного финансового контроля и с Министерством экономики Омской области о сотрудничестве и взаимной помощи сторон в сфере контроля на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Омской области;

- обеспечению прозрачности деятельности Палаты. В отчетном году опубликовано в средствах массовой информации пять публикаций сотрудников Палаты об итогах проведения отдельных контрольных мероприятий и принятых мерах по результатам проверок. В течение года регулярно размещались сообщения о результатах деятельности Палаты на сайте “Счетные палаты России“. С ноября 2008 года открыт официальный сайт “Контрольно-счетная палата Омской области“;

- проведению работы по разработке методик проведения контрольных мероприятий в организациях, использующих средства областного бюджета и имущество Омской области, и внедрению Стандартов подготовки, проведения контроля и управления качеством контрольных мероприятий, разработанных и рекомендованных для применения в работе Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации;

- продолжению работы по совершенствованию внедренных в 2007 году информационных технологий, системы учета рабочего времени (СУРВ). Это позволило более предметно заниматься вопросами управления трудовыми ресурсами Палаты, вести детализированный учет рабочего времени должностных лиц, анализировать фактические затраты рабочего времени по видам деятельности (контрольной, экспертно-аналитической и иной).

В результате модернизации программного комплекса “Финансовый контроль“ появилась возможность учитывать индивидуальный вклад каждого сотрудника в показатели деятельности КСП, а также затраченных средств областного бюджета на
проведение конкретных контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий Палаты.

Особое внимание уделялось повышению квалификации сотрудников. В 2008 году повысили с отрывом от производства свою квалификацию четыре работника, шесть сотрудников стали участниками практических семинаров по темам, актуальным для проведения внешнего финансового контроля.

Настоящий отчет сформирован на основе показателей Классификатора нарушений и недостатков, допускаемых участниками бюджетного процесса, утвержденного решением Президиума Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий недостатки в деятельности проверенных организаций, которые не привели к излишним расходам бюджета или к недопоступлению неналоговых доходов, учтены отдельно от финансовых нарушений.

II. Основные результаты деятельности Палаты

В 2008 году Палатой проведено 38 контрольных мероприятий, в том числе по инициативе комитетов Законодательного Собрания Омской области - 12. Охвачено проверками 129 объектов.

Общая сумма проверенных выборочным методом денежных средств составила 2763064,1 тыс. рублей, из них средств областного бюджета - 2595096,9 тыс. рублей. Охвачены контролем расходы, осуществленные в 2008 году в сумме 1353563,1 тыс. рублей; в предыдущих периодах - 1241533,8 тыс. рублей.

В отчетном периоде проверены средства местных бюджетов в сумме 20600,5 тыс. рублей, бюджета фонда обязательного медицинского страхования - 21618,7 тыс. рублей, прочих источников - 125748,8 тыс. рублей и имущества, находящегося в собственности Омской области, стоимостью 1407966,7 тыс. рублей.

Контрольными мероприятиями установлено, что 154193,5 тыс. рублей использованы с нарушениями и отклонениями от установленных норм, требований и процедур законодательства и нормативных правовых актов. Из них финансовые нарушения составили 15954,2 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 5027,4 тыс. рублей, в 2007 году и ранее - 10926,8 тыс. рублей.

Из общего объема выявленных финансовых нарушений нецелевое использование бюджетных средств составило 1705,5 тыс.
рублей, в том числе средств областного бюджета - 1686,3 тыс. рублей, неэффективное использование бюджетных средств - 825,8 тыс. рублей. Нарушения и недостатки по оплате труда составили 595,5 тыс. рублей, нарушения норм и положений отдельных статей ФЗ N 94-ФЗ при размещении государственного заказа для нужд Омской области - 1596,0 тыс. рублей, нарушения при использовании государственного имущества - 897,9 тыс. рублей, иные нарушения - 10333,5 тыс. рублей.

Недостатки в учете собственности, бюджетном учете и отчетности, не повлиявшие на рост расходов бюджета и не приведшие к недополучению неналоговых доходов и искажению бюджетной отчетности, выявлены в сумме 138239,3 тыс. рублей.

В 2008 году проведено 16 заседаний коллегии Палаты, на которых рассмотрено 170 вопросов. Коллегией Палаты утверждены результаты всех проведенных проверок, а также заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов Омской области по финансово-бюджетным и налоговым вопросам, иные документы Палаты и Отчеты о завершении работы по реализации материалов контроля.

По итогам контрольных мероприятий для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков направлено в органы государственной власти 26 представлений и информационных писем руководителям проверенных организаций - 59 представлений.

Отчеты Палаты по результатам 15 контрольных мероприятий рассмотрены в комитетах Законодательного Собрания Омской области.

В прокуратуру Омской области направлено 4 материала контрольных мероприятий. По результатам проверок, проведенных органами прокуратуры по актам Палаты, в 2008 году внесено 3 представления, требования которых удовлетворены, и по итогам их рассмотрения привлечено к дисциплинарной ответственности 3 должностных лица.

Во исполнение решений коллегии Палаты объектами контроля восстановлены бюджетные средства в сумме 2821,9 тыс. рублей, из них в добровольном порядке в ходе проведения проверок и по представлениям Палаты
в сумме 2710,3 тыс. рублей Министерством финансов Омской области произведена блокировка расходов организациям, допустившим нецелевое использование средств, в сумме 111,6 тыс. рублей.

На основании представлений Палаты, направленных по результатам контрольных мероприятий, за допущенные нарушения в расходовании и учете бюджетных средств к дисциплинарной ответственности привлечено 18 работников проверенных организаций.

III. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность

1. Контрольные мероприятия

1.1. В отчетном периоде проведено 20 проверок по вопросу выполнения мероприятий, эффективного и целевого использования средств, выделенных на реализацию 10 целевых программ Омской области. Объем проверенных средств составил 278180,3 тыс. рублей. Установлено финансовых нарушений в сумме 1346,6 тыс. рублей, из них подлежащих возмещению в доход областного бюджета - 136,6 тыс. рублей.

На реализацию мероприятий целевой программы Омской области “Профилактика правонарушений и предупреждение экстремизма в Омской области до 2010 года“ (далее - Программа) на период, подвергнутый проверкам (2006, 2007, 2008 годы), Программой предусмотрен общий объем финансирования в размере 136422,0 тыс. рублей. Фактически из областного бюджета на финансирование мероприятий целевой программы выделено 21855,0 тыс. рублей, или 16 процентов. В разрезе исполнителей (9) Программы обеспеченность ассигнованиями варьирует от 4 до 100 процентов.

Министерством труда и социального развития Омской области допущено нарушение норм Бюджетного кодекса РФ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ в 2007 и 2008 годах, и законов об областном бюджете. Министерству были утверждены ассигнования на реализацию мероприятий Программы, а в отчете расходы отражались по подразделу 03 “Социальное обеспечение населения“ ФКР вместо 06 “Другие вопросы в области социальной политики“. При этом указанное нарушение не привело к нецелевому использованию средств, выделенных на выполнение данных мероприятий.

Из общей суммы средств областного бюджета, выделенных на реализацию
мероприятий указанной Программы, на цели, не соответствующие условиям получения, использовано 132,3 тыс. рублей, или 0,6 процента. В том числе допущено нецелевое использование средств подведомственными учреждениями Министерства образования Омской области - 103,5 тыс. рублей, Министерства труда и социального развития Омской области - 28,8 тыс. рублей.

При рассмотрении результатов контроля Палатой сделан вывод, что одной из причин допущенного нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий целевой программы, является недостаточная работа главных распорядителей бюджетных средств со специалистами подведомственных организаций по вопросам использования данных средств.

В подведомственном Министерству культуры Омской области учреждении - ГОУ СПО Омской области “Омский областной колледж культуры и искусства“ установлено неэффективное использование бюджетных средств, выделенных в 2007 году на реализацию мероприятий целевой программы, в сумме 83,4 тыс. рублей. Указанные средства отвлечены в дебиторскую задолженность (ст. 34 БК РФ).

В Главном управлении по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области, в учреждениях, подведомственных Министерству культуры Омской области, Министерству по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерству образования Омской области, выявлены нарушения норм и положений отдельных статей Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Бюджетного кодекса РФ. Нарушено законодательство в виде осуществления закупок для государственных нужд не на основе государственных контрактов, отсутствия условий по уплате неустойки в случае просрочки исполнения обязательств, а также реестров закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов.

По итогам проверок направлено 8 представлений и предписаний с предложениями об устранении и недопущении нарушений главным распорядителям средств областного бюджета, 4 руководителям учреждений. В соответствии с действующим Соглашением направлены письма в Министерство финансов Омской области о применении мер принуждения к нарушителям бюджетного
законодательства в виде блокировки расходов.

Сводный отчет о результатах проверок выполнения мероприятий и использования средств областного бюджета направлен в комитет по законодательству Законодательного Собрания Омской области.

Проверкой выполнения мероприятий и использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию целевой программы Омской области “Профилактика наркомании на территории Омской области“ на 2007 - 2011 годы“, установлено, что бюджетные ассигнования на 2007, 2008 годы выделены в сумме 2456,9 тыс. рублей, или 22,3 процента от утвержденных расходов (8583,4 тыс. руб.). Из пяти органов исполнительной власти Омской области, определенных законом о целевой программе исполнителями, бюджетные ассигнования в проверенном периоде выделялись трем министерствам, из них Министерству культуры Омской области и Министерству образования Омской области на выполнение 16 пунктов Программы в 2007 году - 1076,5 тыс. рублей, в 2008 году - 849,0 тыс. рублей. Проверками в указанных министерствах и в 10 подведомственных им учреждениях выявлено расходование средств с нарушениями нормативных правовых актов в сумме 28,0 тыс. рублей, из них неэффективное использование средств - 12 тыс. рублей, нецелевое их использование - 4,3 тыс. рублей.

По результатам контрольных мероприятий Министерству культуры Омской области и Министерству образования Омской области направлены представления с предложением о рассмотрении результатов и представлении в КСП информации о принятых мерах по устранению недостатков.

Установлены нарушения при использовании средств областного бюджета на реализацию мероприятий целевых программ Омской области: “Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области“ на 2005 - 2008 годы“; “Формирование документов территориального планирования на 2006 - 2009 годы для обеспечения устойчивого развития территории Омской области“; подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“ целевой программы Омской области “Жилище“.

Объем средств, использованных Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области с нарушением правил, требований и процедур нормативных правовых актов, составил 30222,1 тыс. рублей.

Проверкой организации исполнения целевой программы “Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области“ на 2005 - 2008 годы“ за 2007 год и 1 полугодие 2008 года установлено:

- Минстроем Омской области неправомерно осуществлена передача полномочий по проведению конкурса и заключению государственного контракта для выполнения работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области, предусмотренных п. 14.1 Программы, федеральной структуре - Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области. Таким образом, средства областного бюджета в сумме 30000,0 тыс. рублей использованы с нарушением норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“;

- условиями Соглашения, заключенного между Минстроем Омской области и Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, в целях реализации мероприятий п. 14.1 Программы, не был предусмотрен главному распорядителю средств областного бюджета (Минстрою Омской области) контроль целевого использования выделенных на указанные цели бюджетных средств.

Итоги проверки рассмотрены на заседании коллегии Палаты. Акт проверки направлен в прокуратуру Омской области.

В ходе контрольного мероприятия по вопросу использования средств областного бюджета, выделенных Минстрою Омской области за 9 месяцев 2008 года на реализацию мероприятий подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“ целевой программы Омской области “Жилище“, установлено:

- по итогам проведенного конкурсного отбора муниципальных образований Омской области в 2008 году в реализации подпрограммы приняли участие 26 из 32 муниципальных районов Омской области и город Омск;

- целевым индикатором, на основе которого осуществляется оценка эффективности реализации подпрограммы, является доля молодых семей, улучшивших жилищные условия, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По состоянию на 1 октября 2008 года поддержку получили 132 молодые семьи, что составляет 41 процент от числа молодых семей (323), проживающих на территории Омской области и включенных в 2008 году в список претендентов на получение государственной поддержки. Наименьшие результаты в реализации подпрограммы получены муниципальными образованиями - г. Омск, Азовским и Таврическим районами;

- Минстрой Омской области, как координатор выполнения подпрограммы, не обеспечил единого подхода муниципальных образований Омской области к определению общей площади жилого помещения, на которую производится расчет социальных выплат молодым семьям при приобретении жилого помещения или его строительстве.

По результатам проверки представление направлено Минстрою Омской области, информационное письмо Правительству Омской области, отчет комитету по экономической политике и инвестициям Законодательного Собрания Омской области.

Проверкой использования средств областного бюджета, выделенных в 2007 году государственному учреждению культуры Омской области “Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина“ в сумме 1651,7 тыс. рублей на реализацию мероприятий целевой программы Омской области “Библиотека - XXI век“, установлены следующие недостатки:

- нарушены требования ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ. В государственных контрактах на поставку товара не всегда предусматривались обязательные условия в виде неустойки (штрафа, пени) в случае просрочки исполнения обязательств поставщиком (ст. 9);

- не соблюдались сроки предоставления сведений отдельными подведомственными учреждениями культуры по заключенным государственным контрактам в орган, уполномоченный на ведение реестра государственных контрактов (Министерство экономики Омской области);

- управлением культуры Таврического муниципального района на момент проверки не были получены видеокамеры на сумму 14,0 тыс. рублей, переданные в рамках Программы Министерством имущественных отношений Омской области.

Итоги проверки рассмотрены на заседании коллегии Палаты. Руководителю учреждения направлено представление об устранении допущенных нарушений.

1.2. В отчетном году Палатой внесены существенные дополнения в систему показателей, характеризующих деятельность проверяемых организаций.

В частности, в типовую программу проверки бюджетных учреждений и государственных предприятий в обязательном порядке стали включаться вопросы соблюдения ими установленного порядка закрепления объектов областной собственности. Контролю подвергается эффективность управления областной собственностью. В результате этой меры в течение 2008 года проверками были охвачены объекты недвижимости, находящиеся в собственности Омской области, суммарной балансовой стоимостью свыше 1,4 млрд. рублей.

В Министерстве имущественных отношений Омской области проведены проверки по вопросам:

- обеспечения поступлений в областной бюджет администрируемых им в 2008 году доходов от использования и реализации имущества, находящегося в собственности Омской области. По результатам проверки сделан вывод, что министерством осуществляется контроль полноты и своевременности перечисления в областной бюджет средств от реализации имущества, арендной платы, доходов по акциям (долям, паям), части прибыли областных государственных унитарных предприятий, а также прочих видов неналоговых доходов от управления и использования имущества Омской области. Из годового задания в сумме 804591,0 тыс. рублей за 9 месяцев 2008 года (проверка проведена по итогам 9 месяцев) обеспечено поступление неналоговых доходов в общей сумме 548983,39 тыс. рублей, или 68,2% от годового задания. В течение 2008 года общая сумма задолженности по всем видам неналоговых доходов областного бюджета снижена с 3960,5 тыс. рублей до 3198,2 тыс. рублей. В то же время 8 государственных унитарных предприятий не погасили задолженность по уплате части прибыли за прошлые годы в сумме 707,6 тыс. рублей;

- соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В проверенном периоде (2007 год) министерством в основном обеспечено выполнение требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. Вместе с тем выявлены отдельные случаи нарушения установленных вышеуказанным законом регламентированных процедур в части сокращения сроков подписания контрактов с участниками, признанными победителями конкурсов и запросов котировок цен (п. п. 1.1 ст. 29, 7.1 ст. 47).

Из поступивших ответов на представления Палаты следует, что министерством принимаются меры по взысканию имеющейся задолженности по перечислению части прибыли государственными предприятиями.

1.3. В отчетном периоде в рамках контроля расходов областного бюджета по разделу “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность“ проверено Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Омской области. Объем проверенных средств составил 502260,5 тыс. рублей. Установлено, что полномочия главного распорядителя средств областного бюджета в части организации планирования, санкционирования и финансирования бюджетных расходов на обеспечение противопожарной безопасности осуществляются в основном с соблюдением требований действующего законодательства. Вместе с тем выявлены отдельные недостатки и нарушения требований бюджетного законодательства и нормативных правовых актов РФ. В несоблюдение норм, установленных БК РФ, бюджетные обязательства (государственные контракты) на ремонт объектов принимались сверх утвержденных на год лимитов бюджетных обязательств (ст. 225 БК РФ). В нарушение норм ст. ст. 72, 242 БК, а также статьи 9 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ ГУ МЧС России по Омской области действие 8 государственных контрактов было продлено на срок более одного года и изменены другие условия контрактов.

1.4. По вопросу соблюдения порядка расходования средств областного бюджета, выделенных на финансирование расходов по отрасли “Сельское хозяйство и рыболовство“, проведено 4 контрольных мероприятия. Объем проверенных средств составил 117420,4 тыс. рублей, из них средств 2008 года - 66537,6 тыс. рублей.

Проверкой государственного предприятия Омской области “Омское продовольствие“ (далее - ГП, Омскпрод) установлено, что по состоянию на 1 октября 2008 г. предприятие имело просроченную кредиторскую задолженность по бюджетным кредитам по договорам (2006 - 2007 гг.) на формирование регионального продовольственного фонда Омской области в сумме 20125,0 тыс. рублей.

Выявлено использование регионального фонда зерна и продукции его переработки, а также денежных средств от их реализации с нарушением требований нормативных правовых актов Омской области на сумму 845,5 тыс. рублей. Так, с нарушением положения (п. 9) “О региональном фонде зерна“ без соответствующего разрешения Омскпродом реализована мука пшеничная в количестве 115,97 тонн на 840,8 тыс. рублей. Проверкой своевременности расчетов покупателей за отгруженную муку установлено, что ГП в 2008 году не предъявлялись штрафные санкции за несвоевременные расчеты полученной из казны Омской области продукции (муки). Начислено пени в ходе проверки по двум договорам в сумме 4,7 тыс. рублей.

По итогам проверки направлено представление руководителю ГП, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области с предложением устранить выявленные нарушения и погасить просроченную задолженность по бюджетным кредитам. Информационное письмо направлено также Правительству Омской области. Отчет о результатах контрольного мероприятия рассмотрен на заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Омской области, где были заслушаны руководители министерства и ГП “Омское продовольствие“ о принимаемых мерах по устранению нарушений и недостатков. Принято решение о продолжении контроля хода выполнения представления.

1.5. В отчетном году значительное внимание Палаты уделено вопросам контроля расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию государственных полномочий в социальных отраслях.

Контрольными мероприятиями целевого и эффективного использования средств областного бюджета охвачено 12 учреждений. Темами проверок являлись использование бюджетных средств, выделенных на питание, оплату труда, проведение ремонтно-строительных работ, выплату стипендий, предоставление мер социальной поддержки учащимся бюджетных образовательных учреждений начального профессионального образования и другие цели.

Проверкой государственного учреждения Омской области “Центр олимпийской подготовки по художественной гимнастике“ за 2007 год и 1 квартал 2008 года выявлены нарушения и недостатки по оплате труда, допущенные в результате необоснованного установления стимулирующих и компенсационных выплат, определенных нормативными актами, (58,2 тыс. руб.) и излишне начисленных сумм по совместительству (14,8 тыс. руб.). Установлены нарушения требований ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, Инструкции по бюджетному учету (приказ МФ РФ от 10.02.2006 N 25н), Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (письмо ЦБ России от 04.10.1993 N 18). Нарушения допущены в части проведения инвентаризации финансовых обязательств, необоснованного списания товарно-материальных ценностей и ГСМ, несоблюдения лимита остатка кассы, а также несоответствия форм бюджетной отчетности данным учета. В нарушение статьи 27 Закона Омской области “Об управлении собственностью Омской области“ учреждением, без оформления договора аренды в установленном законодательством порядке, сдавалось в аренду физическому лицу часть помещения, находящегося в оперативном управлении.

По итогам проверки Учреждением разработан план мероприятий, в соответствии с которыми все выявленные недостатки устранены.

Объем проверенных средств за 2007, 2008 годы по разделу ФКР “Образование“ составил 67077,1 тыс. рублей. Выявлено использование средств с нарушением требований и процедур нормативных правовых актов в сумме 1681,1 тыс. рублей.

В ходе проверок по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных“бюджетным образовательным учреждениям (далее - БОУ) Омской области начального профессионального образования (ПУ N N 3, 4, 10 и 36), установлен ряд однотипных нарушений и недостатков. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 03.12.2004 N 1565-р “О передаче в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования“ учреждения начального профессионального образования переданы в собственность и внесены в реестр государственных учреждений Омской области. Фактически документы о передаче объектов недвижимости в собственность Омской области (ПУ N 4), о перерегистрации (ПУ N N 3, 36) в органах статистики оформлены несвоевременно. В результате несвоевременного (февраль 2008 г.) переоформления ПУ N 4 документов на право собственности объектов недвижимости потери областного бюджета (2005 - 2007 гг.) в виде арендной платы за сдачу в аренду площадей составили 271,9 тыс. рублей.

В нарушение Трудового кодекса РФ с работниками (ПУ N N 4, 10, 36) не заключались трудовые договоры (ст. 67). Не приведены в соответствие с требованиями ст. 8 и постановлением Правительства Омской области от 06.04.2005 N 35-п локальные нормативные акты (ПУ N 3, 36) в части установления условий и размеров доплат, надбавок, премий отдельным категориям работников, порядка установления компенсационных выплат. Выплата премий и материальной помощи руководителям (ПУ N N 10, 36) осуществлялась по приказам учреждений, а не на основании распоряжений отраслевого органа и в больших размерах, чем установлено нормативными актами.

В 2007 году БОУ “Профессиональное училище N 3“ и N 4 проводили конкурсы по размещению заказа на предоставление услуги по организации питания без передачи им уполномоченным органом функций государственного заказчика. При исполнении государственных контрактов установлены многочисленные нарушения условий контрактов, выразившиеся в виде завышения цен на продукты питания, изменения ассортимента продуктов, авансирования поставщиков сверх установленного законодательством размера, непредъявления штрафных санкций за нарушение условий, предусмотренных контрактами. При осуществлении расчетов с поставщиками за оказанные услуги по организации питания, за коммунальные услуги в течение года допускалось значительное отвлечение средств в дебиторскую задолженность, что является неэффективным использованием бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Дебиторская задолженность по расчетам за коммунальные услуги на начало финансового года и отчетные даты имелась в трех из четырех проверенных учреждений. Причинами образования задолженности в проверенных учреждениях, по мнению Палаты, послужило выделение главным распорядителем бюджетных ассигнований подведомственным учреждениям средств на оплату коммунальных услуг без учета наличия дебиторской задолженности на начало года, а также сумм, возмещаемых арендаторами и лицами, проживающими в общежитиях.

Кроме того, в нарушение ст. 73 БК РФ в ПУ N N 3, 4, 36 не велись реестры закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов.

Установлены факты предоставления обучающимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки (выплата единовременных пособий на приобретение литературы, письменных принадлежностей и единовременных выплат на личные нужды) ниже норм, установленных нормативными актами Омской области.

По результатам проверок руководителям проверенных учреждений направлены представления с предложениями об устранении допущенных нарушений (недостатков) требований и процедур законодательных, нормативных правовых актов при расходовании средств областного бюджета. Министерству образования Омской области направлялись информационные письма. Из поступивших в Палату ответов следует, что все недостатки устранены и приняты меры по их недопущению в дальнейшей работе. За допущенные нарушения главному бухгалтеру одного учреждения применено дисциплинарное взыскание.

В части контроля за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных государственным учреждениям здравоохранения Омской области в 2007 и 2008 гг., проведено 4 комплексных и тематических проверки. Объем проверенных средств составил 51759,4 тыс. рублей. Контрольными мероприятиями установлено использование средств с нарушением норм и правил отдельных нормативных правовых актов в сумме 2861,7 тыс. рублей, из них в 2008 году - 837,9 тыс. рублей.

Тематическими проверками обоснованного и эффективного расходования средств, выделенных на капитальный и текущий ремонт недвижимого имущества государственным учреждениям специализированным домам ребенка N N 1, 2 и 3, выявлено необоснованное завышение физических объемов, стоимости работ и затрат на сумму 687,7 тыс. рублей.

Государственным учреждением “Специализированный дом ребенка N 3“ допущено в 2007 году нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 109,5 тыс. рублей. В том числе за счет средств, выделенных по коду ЭКР 225 “Услуги по содержанию имущества“, произведена оплата подрядным организациям за проверку сметной документации в сумме 35,1 тыс. рублей, израсходовано на увеличение стоимости основных средств - 74,4 тыс. рублей.

Установлены факты несоблюдения требований, норм и условий, определенных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. Без размещения заказа путем необоснованного дробления закупок одноименных работ в течение одного квартала на суммы, не превышающие предельный размер, установленный законодательством, заключались договоры на выполнение ремонтно-строительных работ.

Во всех указанных учреждениях выявлены факты нарушений требований ведения бухгалтерского учета, установленных ФЗ “О бухгалтерском учете“ и инструкцией по бюджетному учету.

По итогам проверок направлены Министерству здравоохранения Омской области информационные письма о нарушениях и недостатках, допущенных проверенными учреждениями, руководителям учреждений - представления с предложениями об устранении нарушений, об усилении контроля за правильным и экономным расходованием средств и восстановлении средств. Акт проверки ГУЗ “Специализированный дом ребенка N 3“ направлен в прокуратуру Омской области.

В настоящее время практически все нарушения устранены. Восстановлены в бюджет средства областного бюджета в сумме 875,1 тыс. рублей, из них использованные не по целевому назначению - 109,5 тыс. рублей, завышение стоимости объемов ремонтно-строительных работ подрядными организациями - путем возврата средств в областной бюджет в сумме 670,8 тыс. рублей.

Контрольные мероприятия, проведенные в социальных учреждениях (4), подведомственных Министерству труда и социального развития Омской области, по вопросам исполнения сметы расходов, целевого и эффективного использования средств, выявили ряд типичных нарушений и недостатков при расходовании бюджетных средств. Общий объем проверенных средств за 2007, 2008 годы составил 185189,5 тыс. рублей.

В Учреждениях социального обслуживания “Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов“, “Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Большереченского района“ установлены факты завышения стоимости произведенных работ по капитальному и текущему ремонту на сумму 476,0 тыс. рублей, которые в ходе проведения проверок восстановлены.

Учреждениями “Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Большереченского района“, “Комплексный центр социального обслуживания“ не предъявлялись поставщикам товаров, работ (услуг) штрафные санкции за несоблюдение сроков, установленных условиями договоров (16,6 тыс. руб.).

По итогам проверок Учреждениям, допустившим нарушения, направлялись представления с предложениями об устранении допущенных нарушений (недостатков) требований и процедур законодательных, нормативных правовых актов. В Министерство труда и развития обеспечения Омской области направлялись информационные письма. Из поступивших в Палату ответов следует, что все недостатки устранены и приняты меры к недопущению в дальнейшей работе.

1.6. В рамках реализации задач Палаты по контролю за целевым и эффективным использованием муниципальными образованиями средств, выделенных из областного бюджета по разделу ФКР 11 “Межбюджетные трансферты“ в отчетном году, проведено 2 проверки (в Усть-Ишимском и Любинском муниципальных районах). Объем проверенных средств составил 243533,9 тыс. рублей, из них за 2008 год - 108685,4 тыс. рублей.

В процессе проверок уделено особое внимание анализу нормативных правовых актов муниципальных районов по вопросам формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, их соответствие действующему законодательству. Вопросами контрольных мероприятий была деятельность органов местного самоуправления районов по организации бюджетного процесса, использованию межбюджетных трансфертов, выделенных из областного бюджета.

Проверками установлено, что в муниципальных районах в 2007 - 2008 годах приняты нормативные акты, позволяющие обеспечить реализацию закрепленных за органами местного самоуправления муниципальных районов бюджетных полномочий. В то же время в Усть-Ишимском муниципальном районе выявлены отдельные несоответствия и отклонения в принятых муниципальных правовых актах от требований бюджетного законодательства. Так, Уставом муниципального района к вопросам местного значения муниципального района отнесено осуществление деятельности по опеке и попечительству (ст. 4), Совет муниципального района наделен полномочиями утверждения консолидированного бюджета района и глава муниципального района обеспечивает исполнение консолидированного бюджета (ст. 50). В решении о бюджете на 2008 год установлено, что:

- в нарушение пункта 9 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено предоставление субсидий бюджетам поселений на выплату заработной платы работникам органов местного самоуправления;

- не утверждена Программа внутренних заимствований муниципального района;

- отдельные показатели текстовых статей решения не соответствовали приложениям к нему.

Проверенными муниципальными районами допущены отдельные нарушения и недостатки бюджетного законодательства при расходовании средств, полученных из областного бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, а также средств местного бюджета, выделенных в порядке софинансирования расходов. Из суммы проверенных средств использовано с нарушением (отклонением) от установленных требований и процедур в сумме 41598,9 тыс. рублей, в том числе при расходовании средств областного бюджета - 39378,7 тыс. рублей, местного бюджета - 2220,2 тыс. рублей. При этом общая сумма нецелевого использования средств, завышение стоимости работ и услуг, переплат (недоплат) заработной платы, сверхнормативных и неподтвержденных расходов составила 7695,8 тыс. рублей, из них средств областного бюджета - 5726,5 тыс. рублей.

Усть-Ишимским муниципальным районом направлено бюджетных средств на цели, не предусмотренные условиям их получения, в сумме 1038,9 тыс. рублей. Так, муниципальным учреждением “Усть-Ишимская центральная больница“ за счет средств, поступивших на ремонт рентгенографического и флюорографического кабинетов и других объектов, приобретено оборудование на сумму 924,3 тыс. рублей. Администрацией района субсидии, поступившие на организацию социально значимых работ, использованы в сумме 60,0 тыс. рублей на компенсацию расходов сельских администраций по приобретению материалов; средства, выделенные комиссией по ЧС на организацию паромного сообщения в сумме 54,6 тыс. рублей, использованы для приобретения дизельного топлива. Причем полученное по накладной дизтопливо в количестве 3000 литров не было принято на учет, а документы, подтверждающие его расход, отсутствуют.

Установлено завышение стоимости и объемов ремонтно-строительных работ на объектах коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на сумму 3042,0 тыс. рублей, из них за счет субсидий, выделенных из областного бюджета, - 3006,4 тыс. рублей.

В Любинском муниципальном районе проверками использования субсидии на проведение ремонтно-строительных работ многоквартирных домов установлено завышение стоимости объемов, предъявленных подрядчиками к оплате, в сумме 675,7 тыс. рублей и за счет других источников - 326,4 тыс. рублей. В ходе проверки подрядчиками произведен возврат излишне полученных сумм.

По результатам проверок главам муниципальных районов, муниципальным учреждениям, допустившим нарушения, направлены представления о принятии мер по устранению выявленных недостатков и нарушений и усилению контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Из информации об устранении нарушений и замечаний, представленных муниципальными районами, следует, что материалы проверок рассмотрены на аппаратных совещаниях. Разработаны мероприятия по их устранению и дальнейшему недопущению в дальнейшей работе. Администрацией Усть-Ишимского муниципального района направлены в адрес подрядчиков претензии о возврате средств.

Министерством финансов Омской области по фактам нецелевого использования средств областного бюджета вынесены постановления о блокировке расходов.

В настоящее время материалы проверок остаются на контроле Палаты.

1.7. В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ и статьей 26 Закона Омской области “О бюджетном процессе в Омской области“ в 1 полугодии отчетного года проведены внешние проверки годовой бюджетной отчетности за 2007 год всех главных администраторов бюджетных средств областного бюджета и 60 подведомственных им учреждений.

В отдельных учреждениях, подведомственных Министерству культуры Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству здравоохранения Омской области, Главному управлению по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области, были установлены нарушения и недостатки. Они выражались в части полноты и правильности заполнения показателей форм годовой отчетности и проведения перед составлением годовой бюджетной отчетности в установленном порядке инвентаризации активов и обязательств.

Так, из трех проверенных учреждений, подведомственных Министерству культуры Омской области, в двух учреждениях (государственный областной художественный музей “Либеров-центр“, “Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля“) выявлены нарушения установленного порядка отражения в формах отчетности за 2007 год доходов и расходов по приносящей доход деятельности, в том числе по доходам в сумме 27,1 тыс. рублей, по расходам - 155,6 тыс. рублей.

В нарушение п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 24.08.2007 N 72н, перед составлением годовой бюджетной отчетности не проводилась инвентаризация активов и обязательств в государственных учреждениях Омской области: “Омское управление лесного хозяйства“, “Специализированный дом ребенка N 2“, “Авторская школа олимпийской подготовки Ирины Чащиной“ и в некоторых других проверенных учреждениях.

Выявленные при проведении внешних проверок бюджетной отчетности отклонения и недостатки не повлияли на достоверность итоговых показателей годового отчета об исполнении областного бюджета за 2007 год.

В результате Палатой подготовлено положительное заключение на отчет Правительства Омской области об исполнении областного бюджета за 2007 год.

1.8. В отчетном периоде осуществлено 6 проверок соблюдения законодательства при реализации 3 приоритетных национальных проектов.

В рамках контроля приоритетного национального проекта “Образование“ проведены проверки в Усть-Ишимском и Любинском муниципальных районах. Контролю подвергнуты средства, выделенные на выплаты вознаграждений за выполнение функций классного руководства; на поддержку способной и талантливой молодежи; на обеспечение общеобразовательных учреждений школьными автобусами; на внедрение современных образовательных технологий (оснащение муниципальных образовательных учреждений компьютерным оборудованием и электронными средствами обучения); на оснащение общеобразовательных учреждений учебным, учебно-наглядным оборудованием. Контрольными мероприятиями установлено:

- Усть-Ишимским муниципальным районом не соблюдены условия софинансирования расходов за счет местного бюджета в сумме 4,5 тыс. рублей при использовании средств областного бюджета, выделенных на внедрение современных образовательных технологий в рамках ПНП и целевой программы Омской области “Развитие системы образования Омской области до 2007 года“;

- в Усть-Ишимском, Любинском муниципальных районах выявлены факты несоблюдения требований законодательства при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ (услуг) для муниципальных нужд, а также нарушения поставщиками условий муниципальных контрактов и договоров. При этом общая сумма непредъявленных штрафных санкций составила в Усть-Ишимском муниципальном районе 57,0 тыс. рублей, в Любинском - 23,9 тыс. рублей.

В части расходования средств, направленных на дополнительные денежные выплаты работникам здравоохранения, выделенных в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье“, выявлены отдельные случаи переплат и недоплат медицинским работникам. Нарушения имели место в муниципальных учреждениях здравоохранения “Усть-Ишимская центральная районная больница“, “Любинская центральная районная больница“ и “Омская центральная районная больница“. Основной причиной допущенных нарушений является неправильное определение фактически отработанного времени медицинскими работниками, имеющими право на получение доплат.

В 2008 году проверено исполнение мероприятий по реализации направления “Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе“ приоритетного национального проекта “Развитие агропромышленного комплекса“ в Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области за 2006 - 2007 годы.

Общий объем выделенных средств на финансирование направления “Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе“ ПНП “Развитие агропромышленного комплекса“ в Омской области в 2006 - 2007 годы составил 366985,0 тыс. рублей и освоен в полном объеме.

Благодаря реализации приоритетного национального проекта “Развитие агропромышленного комплекса“ произошли положительные сдвиги в обеспечении жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности.

Плановые назначения по строительству (приобретению) жилья, обеспечению жильем молодых специалистов выполнены как в 2006, так и 2007 годах. В 2007 году введено в эксплуатацию 410 домов общей площадью 34,2 тыс. квадратных метров, кроме того, приобретено 70 квартир. Таким образом, 480 молодых специалистов и молодых семей в проверенном периоде обрели жилье.

В то же время проверками Палаты установлены нарушения, допущенные муниципальными районами в процессе реализации указанного национального проекта.

В 2007 году в списки участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, включены лица, не предоставившие полный перечень необходимых документов, а также документально не подтвердившие наличие собственных (в том числе заемных) средств в требуемом законодательством размере.

По причине несвоевременного внесения изменений в проекты нормативных правовых актов Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, объем средств, использованных на реализацию указанной программы с отклонением от установленных законодательством норм, требований и процедур, составил 58820,6 тыс. рублей.

По результатам проверки направлено представление в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Отчет о результатах проведенной проверки - в комитет по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Омской области.

2. Экспертно-аналитические мероприятия

В 2008 году подготовлено заключений по 27 законопроектам, поступившим в Палату из Законодательного Собрания Омской области, из них:

- 9 проектов законов о внесении изменений в Закон Омской области “Об областном бюджете на 2008 год“;

- 3 законопроекта о внесении изменений в Закон Омской области “О целевой программе Омской области “Подготовка и проведение празднования 300-летия основания города Омска“;

- 5 проектов законов о внесении изменений, касающихся бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

- проекты законов “Об областном бюджете на 2009 год“ и “О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области на 2009 год“, проекты законов об исполнении Закона Омской области “Об областном бюджете на 2007 год“ и об исполнении Закона “О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области на 2007 год“;

- “Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан“ и некоторые другие.

В отчетном году в соответствии с планом работы Палаты аудиторами было подготовлено 8 аналитических записок по отдельным темам закрепленных направлений:

- “Анализ образовательной деятельности однотипных учебных заведений среднего профессионального образования“;

- “Анализ влияния объемов выделяемых на охрану общественного порядка средств областного бюджета на снижение количества правонарушений в динамике 2005 - 2008 годов“;

- “Формирование и применение тарифов оплаты медицинской помощи по Программе обязательного медицинского страхования в Омской области“;

- “Анализ мероприятий по финансированию агропромышленного комплекса Омской области из областного бюджета и их влияние на повышение рентабельности основных видов продукции реализуемой сельскохозяйственными организациями Омской области в 2003 - 2007 годах“;

- “Анализ эффективности использования средств областного бюджета на основе стандартов на предоставление государственной услуги “реабилитационные услуги в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями“;

- “Анализ эффективности (доходности) участия Омской области в уставных капиталах акционерных обществ за период 2003 - 2007 годов и оптимизации форм участия Омской области в их деятельности“ и другие.

Результаты экспертно-аналитической работы обсуждены на коллегии Палаты. Принято решение использовать их в дальнейшей работе по закрепленным аудиторским направлениям.

IV. Информационная, методологическая и иная деятельность

В соответствии со статьей 31 Закона Омской области “О Контрольно-счетной палате Омской области“ Палата осуществляла информационную деятельность. В отчетном году в региональной печати было опубликовано 5 публикаций сотрудников о результатах деятельности Палаты в целом, а также отдельных контрольных мероприятий. В течение года на Web-сайте “Счетные палаты России“ в сети Интернет размещались результаты деятельности, решения коллегии Палаты по рассматриваемым вопросам.

В целях разрешения проблемных вопросов в 2008 году образован методологический совет. Основными направлениями его деятельности являются:

- осуществление методической поддержки деятельности КСП;

- выработка предложений по решению возникающих проблем в работе, а также по разработке методик, порядков, типовых программ проведения контрольных мероприятий;

- подготовка предложений и рекомендаций по планированию деятельности Палаты, по совершенствованию нормативной базы Палаты и порядку отражения результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В отчетном периоде разработаны и утверждены коллегией Палаты шесть методических документов:

- проведение внешней проверки бюджетной отчетности главного распорядителя (распорядителя), получателя бюджетных средств по исполнению бюджета, а также проверки вопросов законности, обоснованности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;

- структура заключений КСП на проекты законов Омской области об исполнении областного бюджета за отчетный год и об исполнении бюджета территориального ФОМС Омской области за отчетный год и о долгосрочной целевой программе Омской области;

- порядок планирования работы Палаты.

V. Выводы, предложения и задачи на перспективу

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой Омской области обеспечивалась реализация целей и задач, возложенных на нее Бюджетным кодексом РФ, Законом Омской области от 09.01.1997 N 87-ОЗ “О Контрольно-счетной палате Омской области“, иными нормативными правовыми актами.

Деятельность Палаты была ориентирована на совершенствование контрольной и экспертно-аналитической работы, методик проведения комплексных и тематических проверок, адаптирования их к реформам бюджетного процесса, внедряемым в регионе.

Удельный вес сумм нарушений в части нецелевого использования бюджетных средств, завышения стоимости строительно-ремонтных работ, сверхнормативных и неподтвержденных расходов, нарушений по оплате труда по отношению к объему проверенных средств по сравнению с предыдущим годом (0,6%) сократился и составил в 2008 году 0,4 процента. Тенденция снижения удельного веса нарушений в объеме проверенных средств свидетельствует о позитивных процессах, происходящих в деле укрепления финансовой дисциплины в организациях, финансируемых из областного бюджета, улучшении работы служб внутреннего финансового контроля.

Отлаженная казначейская система исполнения областного бюджета позволяет уже на предварительном этапе выявлять и предотвращать направление средств не на цели, предусмотренные бюджетной росписью и бюджетными сметами, что позитивно влияет на укрепление финансовой дисциплины.

В то же время результаты контрольных мероприятий показывают, что значительная доля выявляемых нарушений приходится на внутрихозяйственные операции, выявление которых возможно только в результате финансового контроля.

В общем объеме выявленных Палатой в 2008 году нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на два проверенных муниципальных района приходится 27,2 процента, в том числе финансовых нарушений - 43,4 процента. Данный факт свидетельствует о недостаточном контроле со стороны финансовых органов муниципальных районов и служб ведомственного финансового контроля.

Полагаем, что в целях контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств муниципальными исполнительными органами назрела настоятельная необходимость создания органами местного самоуправления контрольных органов (контрольно-счетных палат, ревизионных комиссий, ревизоров-инспекторов и других).

В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ст. 38) в целях контроля над исполнением местных бюджетов, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью представительными органами самоуправления области формируются контрольно-счетные органы.

По имеющейся в Палате информации следует, что из 32 муниципальных районов области контрольные органы созданы в 11, в 9 районах они находятся в стадии формирования, а в 12 районах их создание Уставами не предусматривается.

План работы Контрольно-счетной палаты на 2009 год сформирован с учетом задач и видов деятельности, определенных Законом Омской области “О Контрольно-счетной палате Омской области“, и требований действующего бюджетного законодательства.

При планировании контрольных мероприятий учтены предложения, поступившие от комитетов Законодательного Собрания Омской области.

Основными задачами, стоящими на ближайшую перспективу перед Палатой, являются:

1. Дальнейшее совершенствование методологического и методического обеспечения контрольной, экспертно-аналитической деятельности, применение стандартов финансового контроля. Конечная цель этой работы - объективная оценка законности, целесообразности и эффективности произведенных бюджетных расходов.

2. Контроль выполнения мероприятий целевых программ Омской области и эффективного и целевого использования бюджетных средств и других источников, поступивших на реализацию программ.

3. Проведение комплексного контроля исполнения приоритетных национальных проектов на территории области. Акцентирование проверок на вопросы целевого и эффективного использования бюджетных средств, соблюдение условий их предоставления, достижение поставленных целей в установленные сроки.

4. Дальнейшее взаимодействие с комитетами Законодательного Собрания Омской области при планировании контрольных мероприятий и рассмотрении их результатов, что будет способствовать укреплению финансовой дисциплины в бюджетной сфере, повышению качества управления государственной собственностью.

5. Улучшение качества проведения проверок, представляемых заключений как по проведенным контрольным мероприятиям, так и по результатам рассмотрения поступивших в Палату проектов законов Омской области. Разработка мероприятий по противодействию коррупции, анализ действующего законодательства и разрабатываемых проектов законов на предмет коррупциогенности с целью предотвращения возможностей для злоупотреблений и преступлений в финансовой сфере со стороны участников бюджетного процесса.

6. Расширение и дальнейшее взаимодействие с Министерствами финансов, экономики Омской области и правоохранительными органами области, в том числе в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве.

7. Совершенствование программного комплекса “Финансовый контроль“, позволяющего определять результаты деятельности Палаты в сопоставлении с затратами на проведение контрольных и иных мероприятий.

Для повышения эффективности контрольной, экспертно-аналитической деятельности Палата принимает участие в программе Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов РФ (ГИАС КСО). В настоящее время завершены работы по монтажу защищенных коммуникационных линий оптико-волоконной связи с серверным оборудованием Счетной палаты РФ. Это расширяет возможности доступа Палаты к информационным ресурсам, позволяет сопоставлять имеющиеся результаты с установленными стандартами и нормами, проводить анализ и прогнозирование процессов развития с учетом внешних факторов.

8. Повышение открытости работы Палаты путем публикаций в средствах печати сведений о результатах проведенных контрольных мероприятий и об итогах их реализации. На сайте “Контрольно-счетная палата Омской области“ будет продолжено размещение отчетов Палаты по результатам проверок и иной информации, более полно отражающей все спектры ее деятельности.

Настоящий отчет утвержден решением коллегии Контрольно-счетной палаты Омской области 12 марта 2009 года (протокол N 23/4).

Председатель

Контрольно-счетной палаты

Омской области

Ф.Ф.Сутулов