Российские законы

Постановление Администрации города Омска от 08.05.2009 N 347-п “О ходе реализации антимонопольного законодательства и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Омске в свете предъявляемых требований“

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2009 г. N 347-п

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ГОРОДЕ ОМСКЕ В СВЕТЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ТРЕБОВАНИЙ

В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Омске, формирования единой правовой политики в деятельности Администрации города Омска, руководствуясь Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“, Федеральным законом “О защите конкуренции“, Уставом города Омска, постановляю:

1. Принять к сведению информацию о ходе реализации антимонопольного законодательства и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Омске в свете предъявляемых требований согласно приложению
к настоящему постановлению.

2. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в срок до 25 мая 2009 года разработать проект обращения в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике и предпринимательству с предложением о проведении анализа практики применения федерального законодательства, направленного на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в свете требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и организации парламентских слушаний по вопросу об эффективности применения отдельных положений Федерального закона “О защите конкуренции“ с учетом положения Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Исполняющий обязанности

Мэра города Омска

В.Д.Потапов

Приложение

к постановлению Администрации города Омска

от 8 мая 2009 г. N 347-п

ИНФОРМАЦИЯ

о ходе реализации антимонопольного законодательства

и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства

в городе Омске в свете предъявляемых требований

2 июля 2008 года вступил в силу Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 108-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон “О защите конкуренции“ (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, безвозмездного пользования муниципальным имуществом, не закрепленным на праве оперативного управления или на праве хозяйственного ведения, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением отдельных случаев, указанных в Федеральном законе N 135-ФЗ.

28 января 2009 года принято Решение Омского городского Совета N 212 “О порядке предоставления во владение и (или) пользование муниципального имущества города Омска“,
которым определен порядок предоставления в аренду, безвозмездное пользование муниципального имущества города Омска. Решение Омского городского Совета от 19 мая 2004 года N 177 “Об утверждении Положения о порядке предоставления в пользование муниципального имущества города Омска“, регулирующее порядок предоставления в пользование муниципального имущества города Омска (далее - муниципальное имущество), признано утратившим силу.

На сегодняшний день в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции“ с 25 субъектами малого и среднего предпринимательства заключены договоры аренды муниципального имущества на новый срок без проведения торгов.

В настоящее время проведено 2 аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества, из которых первый аукцион был признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок, а по итогам второго заключены 3 договора аренды муниципального имущества города Омска. Третий аукцион предполагается провести 12 мая 2009 года, выставлен 21 лот, четвертый - 25 мая 2009 года (10 лотов).

Низкая активность потенциальных арендаторов муниципального имущества, которые чаще всего являются субъектами малого и среднего предпринимательства, обусловлена рядом причин.

Еще до начала мирового финансово-экономического кризиса в городе Омске сложилась серьезная конкуренция на рынке аренды объектов недвижимости в связи с большим количеством помещений, предлагаемых в аренду. Муниципальное имущество было непривлекательным из-за высокой арендной платы. Расчет арендной платы при предоставлении в аренду муниципального имущества приведен в соответствие с требованиями рынка. Однако теперь условием проведения торгов является опубликование информационного сообщения о проведении торгов не менее чем за 30 дней до их проведения, но не каждый потенциальный арендатор готов ждать месяц, тем более, что рынок аренды объектов недвижимости перенасыщен, в том числе, вследствие мирового финансово-экономического кризиса. Кроме того, торги
предполагают увеличение начальной цены арендной платы, что также снижает активность потенциальных арендаторов. В связи с чем муниципальное имущество становится непривлекательным для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Сегодня в городе Омске 110 пустующих муниципальных нежилых помещений, предлагаемых в аренду, общей площадью 20325 кв.м. Отсутствие какого-либо переходного периода между принятием Федерального закона N 135-ФЗ и вступлением его в силу, а также необходимость конкурсного выбора оценщика привели к тому, что на подготовку торгов на право заключение договоров аренды муниципального имущества требуется 3 - 4 месяца. Все это время бремя расходов по содержанию пустующих муниципальных нежилых помещений ложится на собственника, то есть на муниципальное образование город Омск. Вследствие чего растут затраты бюджета города Омска на содержание указанных помещений, что влечет неэффективное управление муниципальной собственностью города Омска.

Реализация Федерального закона N 108-ФЗ не только не позволяет поддержать малый и средний бизнес, но и существенно снижает эффективность данной поддержки.

Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) предусматривает имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках которой дает право органам местного самоуправления утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Указанное муниципальное имущество может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе и использоваться по целевому назначению субъектами малого и среднего предпринимательства. То есть, с одной стороны, муниципальное имущество должно быть предоставлено на долгосрочной основе и использоваться по целевому назначению субъектом малого и среднего предпринимательства в качестве имущественной поддержки, с другой
- предоставление муниципального имущества согласно Федеральному закону N 135-ФЗ возможно только по результатам торгов.

Таким образом, субъект малого или среднего предпринимательства, обратившийся за имущественной поддержкой, фактически ее может не получить, т.к. может не стать победителем торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Федеральным законом N 135-ФЗ фактически отменена возможность передачи прав и обязанностей по договору аренды (перенаем) муниципального имущества, т.к. перенаем попадает под действие статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, предусматривающей заключение всех видов договоров, влекущих переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, по итогам торгов. В той ситуации, которая сейчас сложилась в экономике, в частности, это могло бы стать реальным, хотя и частичным, решением проблемы сокращения количества пустующих муниципальных нежилых помещений.

Другим несоответствием Федерального закона N 135-ФЗ и Федерального закона N 209-ФЗ является предоставление муниципального имущества в субаренду. Субъекты малого и среднего предпринимательства, особенно занимающиеся торговой деятельностью, сдают муниципальные нежилые помещения в субаренду, в том числе по причинам наибольшего привлечения клиентов и рационального использования площадей. Например, в городе Омске функционируют мини-рынки по адресам: ул. 22 Апреля, д. 50 и ул. Нефтезаводская, д. 31б. Площади мини-рынков в основном сдаются в субаренду. Кроме того, при использовании помещения такого рода возникает необходимость в частой смене площадей, сдаваемых в субаренду, и дислокации в пределах помещения рынка. Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы по применению статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ заключение договоров субаренды муниципального имущества теперь также возможно только по результатам проведения торгов. Таким образом, теперь субъект малого или среднего предпринимательства, победив в торгах на право заключения договора аренды, не вправе участвовать в эффективном использовании
этого муниципального имущества, он фактически лишен этого. Кроме того, проведение торгов на право заключения договоров субаренды части муниципальных нежилых помещений, что необходимо, например, при аренде муниципальных рынков, проблематично, так как невозможно идентифицировать предмет торгов. Аналогичная проблема возникает при предоставлении в аренду площадей под размещение банкоматов, аптечных киосков, аппаратов для продажи бахил и т.п.

В условиях действия Федерального закона N 135-ФЗ крайне проблематично установление льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, по арендной плате, предусмотренной Федеральным законом N 209-ФЗ. Установление льгот по арендной плате согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2007 года N ИА/13955 является муниципальной помощью, и, следовательно, требуется предварительное согласие антимонопольного органа и оплата государственной пошлины в размере 10 тыс. руб. согласно статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Возможно предоставление муниципальной помощи конкретному субъекту малого или среднего предпринимательства без предварительного согласия антимонопольного органа и оплаты государственной пошлины, при включении данного вида поддержки в бюджет города Омска. Однако не следует забывать, что оказание поддержки субъекту малого и среднего предпринимательства носит заявительный характер. Даже проведя предварительный опрос, невозможно с полной уверенностью утверждать, обратятся ли те или иные субъекты малого или среднего предпринимательства за поддержкой. Ситуация усугубляется тем, что бюджет города Омска является дефицитным.

В городе Омске одной из форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является установление минимальной арендной платы в случае проведения арендатором за счет собственных средств с согласия представителя собственника капитального ремонта муниципального имущества. Применение данной нормы в условиях заключения договора аренды по итогам торгов на право заключения такого договора невозможно. Однако нельзя не учитывать тот факт,
что арендаторами муниципального имущества вкладываются серьезные средства в текущий и капитальный ремонт арендуемых муниципальных нежилых помещений. Так, в 2008 году в городе Омске арендаторами проведены работы по ремонту на сумму 42785 тыс. руб. Налицо еще одно условие, снижающее эффективность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Субъект малого или среднего предпринимательства, вложивший средства в ремонт муниципального имущества, и порой этот вклад в улучшение муниципального имущества весьма высок, обязан освободить муниципальное нежилое помещение и на общих основаниях участвовать в торгах на право заключения договора аренды такого имущества.

Кроме того, в Федеральном законе N 135-ФЗ предусмотрено заключение договоров доверительного управления по итогам торгов на право заключения таких договоров. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации доверительный управляющий вправе в соответствии с договором совершать в отношении имущества, переданного в доверительное управление, любые юридические и фактические действия в интересах учредителя управления. Торги на право заключения договора доверительного управления фактически являются торгами на право доверия.

Федеральный закон N 135-ФЗ исключает возможность продления договорных отношений с зарекомендовавшими себя с лучшей стороны доверительными управляющими, не позволяет по завершении срока доверительного управления заключить без торгов новый договор доверительного управления или договор аренды. В городе Омске доверительными управляющими производятся неотделимые улучшения муниципального имущества, и это нельзя не учитывать.

В свете изложенного, а также ситуации, сложившейся в экономике страны на рынке коммерческой недвижимости, департамент имущественных отношений Администрации города Омска считает вступление в силу статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ преждевременным. Данные нормы могут повысить эффективность управления муниципальным имуществом только в стабильной экономической ситуации. На сегодняшний день, с учетом реальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо
пересмотреть отдельные положения Федерального закона N 135-ФЗ. Для решения спорных вопросов необходимо разработать и направить обращение в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике и предпринимательству с предложением о проведении анализа практики применения федерального законодательства, направленного на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в свете требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и организации парламентских слушаний по вопросу об эффективности применения отдельных положений Федерального закона “О защите конкуренции“ с учетом положения Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Существует еще одна проблема, связанная с введением изменений в Федеральный закон N 135-ФЗ и затрагивающая, в том числе, интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, которая связана с заключением договоров аренды, безвозмездного пользования муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, за муниципальными учреждениями города Омска, структурными подразделениями Администрации города Омска.

С вступлением в силу Федерального закона N 108-ФЗ, договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, заключаются также по итогам торгов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, указанных в данном Федеральном законе. Однако в вопросе о том, могут ли муниципальные учреждения города Омска, структурные подразделения Администрации города Омска, за которыми муниципальное имущество закреплено на праве оперативного управления, заключать договоры аренды, безвозмездного пользования муниципальными нежилыми помещениями, входящими в состав закрепленного муниципального имущества, и, соответственно, проводить торги на право заключения таких договоров, мнения специалистов различны.

В
соответствии с Решением Омского городского Совета от 28 января 2009 года N 212 “О порядке предоставления во владение и (или) пользование муниципального имущества города Омска“ департамент имущественных отношений Администрации города Омска вправе заключать указанные виды договоров по итогам торгов только в отношении муниципального имущества, находящегося в казне города Омска.

Статьи 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяют по-разному подойти к данному вопросу. В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Судебная практика по указанному вопросу различна. Вместе с тем, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения Арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации“ в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника.

Указанный вопрос мог бы стать предметом рассмотрения на заседании юридической коллегии Администрации города Омска.

В целом принятие Федерального
закона N 108-ФЗ ограничило органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения, что существенно снижает эффективность управления муниципальной собственностью города Омска.

Только на местах в своих правовых актах органы местного самоуправления могут учесть возможность сочетания эффективного управления муниципальной собственностью и решение социальных задач, в том числе связанных с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства.

_______________