Российские законы

Кассационное определение Омского областного суда от 01.12.2010 N 33-7581/10 Суд определил, что истец с учетом включенных судом спорных периодов имеет достаточный стаж для назначения пенсии с даты обращения к ответчику, в связи с чем обоснованно обязал Управление Пенсионного Фонда РФ включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, спорные периоды.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 декабря 2010 г. N 33-7581/10

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей областного суда Кочеровой Л.В., Третьякова С.П.,

рассмотрела в судебном заседании 1 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области на решение Русско-Полянского районного суда Омской от 3 ноября 2010 года, которым постановлено:

“Протокол заседания Комиссии по назначению пенсии при ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе N 158 от 25.08.2010 года и последующее решение ГУ УПФР в Русско-Полянском районе Омской области от 25.08.2010 года N 660 об отказе в назначении Л. трудовой пенсии по старости в
связи с педагогической деятельностью досрочно считать незаконным.

Признать за Л. право на досрочное установление трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 16 августа 2010 года.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Русско-Полянском районе включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, Л. периоды работы: 1) в должности и-ра организационного отдела Русско-Полянского РК ВЛКСМ с 05.08.1987 года по 30.11.1990 год; 2) в должности в-ля Муниципального дошкольного образовательного учреждении Русско-Полянский ясли-сад N 4 с 01.11.1999 года по 04.03.2001 года; 3) период нахождения на курсах повышения квалификации с 26.03.2009 года по 04.04.2009 год.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Русско-Полянском районе в пользу Л. компенсацию расходов по госпошлине в сумме 200 рублей“.

Заслушав доклад судьи областного суда Кочеровой Л.В., судебная коллегия

установила:

Л. обратилась в суд с иском о признании незаконным протокола N 158 от 25.08.2010 года, заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и последующего решения N 660 от 25.08.2010 года ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе, которым ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование своих требований она указала, что при расчете педагогического стажа ответчиком не учтено, что период ее работы в должности в-ля в Русско-Полянском ясли-саду N 4, ее функциональные обязанности в указанный период никаких изменений не претерпели, ею осуществлялась педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении, которое фактически лишь изменило свое название, но не вид деятельности - воспитание и обучение детей дошкольного возраста. На период ее работы в должности и-ра организационного отдела райкома ВЛКСМ действовало Положение
о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, в п. 1 которого предусмотрено, что время работы на выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах засчитывается в стаж по специальности. Период нахождения на курсах повышения квалификации также подлежит включению в стаж на основании Федерального закона “О трудовых пенсиях“. Указала, что на момент подачи заявления в пенсионный орган ею был выработан стаж в 25 лет.

Просила признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 158 от 25.08.2010 года и последующее решение ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области N 660 от 25.08.2010 года об отказе в назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью досрочно; признать за нею право на трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственном, муниципальном учреждении для детей в течение 25 лет независимо от возраста с момента ее обращения в ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области за назначением пенсии - с 16.08.2010 года; обязать ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области произвести расчет ее стажа педагогической деятельности с учетом: периодов работы в должности и-ра организационного отдела райкома ВЛКСМ с 05.08.1987 г. по 30.11.1990 г., (3 года 3 месяца 26 дней), работы в должности в-ля МДОУ Русско-Полянского ясли-сада N 4 с 01.11.1999 г. по 04.03.2001 г. (1 год 4 месяца 3 дня), нахождения на курсах повышения квалификации с 26.03.2009 г. по 04.03.2009 г. (9 дней).

В
судебном заседании Л. иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ГУ - УПФ РФ в Русско-Полянском районе в судебном заседании К.Л. просила в удовлетворении иска истице отказать по тем же основаниям, что указаны в протоколе N 158 от 25.08.2009 года.

Представители МДОУ “Русско-Полянский детский сад N 4 комбинированного вида“ - заведующая К.А. и комитета образования Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области С.Т. в судебном заседании иск поддержали, просили его удовлетворить по основаниям, указанным истицей.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе представитель ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области П. просит решение суда отменить как незаконное. Не согласна с решением суда по основаниям, изложенным в судебном заседании. Кроме того, указала, что оснований для назначения истице досрочной пенсии не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ определен общий возраст выхода на пенсию по возрасту, составляющий 55 и 60 лет соответственно для женщин и мужчин.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ “О трудовых пенсиях в РФ“, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. В силу п. 2 этой же статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной
пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-п, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Следовательно, если трудовая деятельность гражданина и иные приравненные к ним периоды по действующему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, а после принятия нового закона гражданин продолжает работать в условиях, при которых его работа также подлежит включению в специальный стаж, ранее приобретенные им пенсионные права сохраняются. Иначе нарушается равенство прав граждан, предусмотренное ст. 19 ч. 2 Конституции РФ. При этом вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Из материалов дела усматривается, что решением ГУ УПФ в Русско-Полянском районе Омской области от 25 августа 2010 года истице было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности, исключены из специального стажа периоды работы в должности и-ра организационного отдела райкома ВЛКСМ с 05.08.1987 г. по 30.11.1990 г., (3 года 3 месяца 26 дней), работы в должности в-ля МДОУ Русско-Полянского ясли-сада N 4 с 01.11.1999 г. по 04.03.2001 г. (1 год 4 месяца 3 дня), нахождения на курсах повышения квалификации с 26.03.2009 г. по 04.03.2009 г. (9 дней).

Рассматривая требование о включении
в специальный стаж периодов работы в должности и-ра организационного отдела райкома ВЛКСМ в период с 05.08.1987 г. по 30.11.1990 г., суд обоснованно требования в данной части удовлетворил, при этом исходил из следующего.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, согласно пункту 1 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а согласно пункту 2 - работа на руководящих, и-рских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного, профессионального и профессионально-технического образования.

В силу пункта 1 Приложения 6 “Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях“ к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утв. Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 8 июня 1990 г. N 400 “учителям, преподавателям, в-лям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности, в том числе: секретаря, заведующего отделом, и-ра райкома ВЛКСМ“.

В судебном заседании нашел подтверждение факт работы истицы и-ром организационного отдела райкома ВЛКСМ. Данное обстоятельство подтверждается записью в трудовой книжке, архивными справками БУ Омской области “Исторический архив Омской
области“, из которых следует, что в архивном фонде Русско-Полянского райкома ВЛКСМ Русско-Полянского района Омской области содержатся сведения о трудовом стаже С.Е. (Л.) за период с августа по декабрь 1987 года, почетной грамоте, из которой следует, что С.Е., и-р райкома ВЛКСМ, награждена за активное участие в общественной жизни районной комсомольской организации и в связи с 70-летием Ленинского комсомола, а также показаниями свидетеля Ж., пояснившей, что в период ее работы заведующей организационным отделом (с 10.06.1987 года по 03.12.1990 года) и-ром данного отдела под ее началом работала истица, которая была уволена по сокращению штатов, а также показаниями свидетеля К.С.

Рассматривая требования о включении в специальный стаж периодов работы в должности в-ля Муниципального дошкольного образовательного учреждения Русско-Полянский ясли-сад N 4 с 01.11.1999 года по 04.03.2001 года, суд обоснованно требования в данной части удовлетворил, поскольку в силу п. 1, 5 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 “Об образовании“ образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых
пенсиях в Российской Федерации“ и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Судом принято во внимание, что дошкольное образовательное учреждение, в котором работала истица в должности в-ля с 01.11.1999 года по 04.03.2001 года, согласно документам о государственной аккредитации серии ОБ N 0004987 от 31 января 1997 г., лицензии на осуществление образовательной деятельности серии Б 118853 от 09.10.1995 г. и Устава являлось Муниципальным дошкольным образовательным учреждением - Русско-Полянский ясли-сад N 4, выполняющим функцию детского сада, в который принимаются дети от года до 7 лет, входило и входит в общую систему образования (просвещения), то есть отвечало всем требованиям учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на льготную пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Кроме того, судом дана надлежащая оценка представленной в материалы дела справке о переименования учреждения, в соответствии с которым на основании приказа N 2 МДОУ Русско-Полянский ясли-сад N 4 был переименован в МДОУ Русско-Полянский детский сад N 4, последний на основании приказа N 6 от 14.01.2006 года был переименован в
МДОУ Русско-Полянский детский сад N 4 комбинированного вида.

Списком от 22.09.1999 года N 1067 в качестве учреждения, дающего право на досрочное установление трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью предусмотрен только детский сад, ясли-сад не предусмотрен. Вместе с тем, суд правильно указал, что трудовые функции и характер работы истицы не изменялся в этот период, о чем свидетельствуют данные о ее должностных обязанностях.

Удовлетворяя требования о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с 26.03.2009 года по 04.04.2009 года, суд обоснованно исходил из следующего.

Пунктом 21 рекомендаций Международной Организации Труда от 24.06.1974 N 148 “Об оплачиваемых учебных отпусках“ предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. При этом, в вышеуказанных рекомендациях термин “оплачиваемый учебный отпуск“ означает отпуск, предоставляемый трудящимся в рабочее время, на определенный период, с выплатой соответствующих денежных пособий, для целей образования.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Суд пришел к верному выводу о том, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения педагогом своих профессиональных должностных
обязанностей, суд правомерно признал отказ ответчика во включении вышеуказанных периодов в льготный стаж и в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, нарушающим право истца на своевременное получение пенсии с учетом специального стажа.

Данный вывод суда соответствует положениями законодательства, в связи с чем доводы жалобы о том, что вышеуказанные периоды работы не подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в виду невыполнения в указанный период педагогической деятельности, отклоняются.

Представленные в кассационной жалобе аргументы, направленные на оспаривание вывода суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов работы в должности и-ра организационного отдела Русско-Полянского РК ВЛКСМ с 05.08.1987 года по 30.11.1990 года; в должности в-ля Муниципального дошкольного образовательного учреждении Русско-Полянский ясли-сад N 4 с 01.11.1999 года по 04.03.2001 года не согласуются с действовавшим на тот период пенсионным законодательством и основаны на ошибочном толковании норм материального права, вследствие чего их следует отклонить.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 “О трудовых пенсиях в РФ“ N 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Суд в решении правильно исходил из того, что Л. с учетом включенных судом спорных периодов имеет достаточный стаж для назначения пенсии с даты ее обращения к ответчику - 25 лет 00 месяцев 13 дней, в связи с чем обоснованно обязал ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Русско-Полянском районе включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, Л. спорные периоды с 16 августа 2010 года.

При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, при этом судом правильно применены нормы материального и процессуального права.

Рассмотрев кассационную жалобу в пределах содержащихся в ней доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 361 - 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Русско-Полянского районного суда Омской от 3 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А.Панкратова

Судьи

Л.В.Кочерова

С.П.Третьяков