Российские законы

Обзор ответов на вопросы по налогу на прибыль и единому налогу для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, поступивших в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области в течение 1999 года (информация подготовлена отделом методологии налогообложения прибыли и имущества юридических лиц Управления МНС РФ по НСО)

ОБЗОР

ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

И ЕДИНОМУ НАЛОГУ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПЕРЕШЕДШИХ НА УПРОЩЕННУЮ

СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ,

ПОСТУПИВШИХ В УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО НОВОСИБИРСКОЙ

ОБЛАСТИ В ТЕЧЕНИЕ 1999 ГОДА

I. ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ

Вопрос 1: Научно - исследовательская организация в ходе выполнения работ по договору (заказу) приобретает на стороне или изготавливает собственными силами оборудование, устройства, приборы, стенды, макеты и другие изделия. Данное оборудование создается для проведения конкретных научно - исследовательских и экспериментальных работ по договорам (заказам) на создание научно - технической продукции и может иметь узкоспециализированный характер. После окончания работ это специальное оборудование и изделия остаются в
организации по условиям договора.

Каков порядок учета специального оборудования и изделий, используемых при создании научно - технической продукции? Следует ли исключать стоимость данного оборудования и изделий из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль в соответствии с п. 2.7 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“?

Ответ: Порядок учета специального оборудования, опытных образцов, макетов и других изделий, используемых при создании научно - технической продукции, изложен в п. 29 Типовых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно - технической продукции, разработанных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 и утвержденных Министерством науки и технической политики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 15.06.94 N ОР22-2-46.

Если указанное оборудование и изделия использовались при выполнении договора (заказа) и по условиям этого договора остались в научной организации, то они должны быть учтены научной организацией, как безвозмездно полученные, без включения их стоимости в налогооблагаемую базу в соответствии с п. 2.7 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“

При этом у предприятия - заказчика научно - технической продукции убытки от безвозмездной передачи указанного имущества согласно п.
2.4 Инструкции не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Вопрос 2: Организация осуществляет виды деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам (30% и 38%). Каким образом следует распределить прочие операционные доходы и расходы при налогообложении прибыли, полученной от каждого вида деятельности?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (с изменениями и дополнениями) объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия.

Пунктом 2 статьи 2 Закона предусмотрено, что валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Согласно пункту 8 статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы прибыли от видов деятельности, отдельных операций и сделок, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.

Исходя из изложенного, а также учитывая, что Законом не предусмотрен порядок распределения между различными видами деятельности внереализационных и операционных доходов и расходов, из валовой прибыли по строке 2 “Расчета налога от фактической прибыли“,
вычитается прибыль от реализации по указанным видам деятельности, операциям и сделкам.

Вопрос 3: Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения установлен организацией по мере оплаты. По какой ставке (30% или 35%) исчисляется налог на прибыль по прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг) отгруженной, но не оплаченной до 01.04.99?

Ответ: Порядок исчисления налога на прибыль в связи с изменением с 01.04.99 года ставки налога на прибыль изложен в пункте 5.3 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ (с изменениями и дополнениями).

Сумма налога, исчисленная нарастающим итогом за 1 полугодие, 9 месяцев и год по ставке 30 процентов (11 процентов в федеральный бюджет, 19 процентов в бюджет субъекта Российской Федерации), увеличивается на сумму налога, исчисленную от фактической налогооблагаемой прибыли за 1 квартал 1999 года по ставке 2 процента, в части налога зачисляемого в федеральный бюджет, и по ставке 3 процента, в части налога зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.

Указанный порядок расчетов налога на прибыль применяется при условии получения налогооблагаемой прибыли за указанные периоды в размере, превышающем прибыль 1 квартала.

В случаях, когда налогооблагаемая база за 1 квартал текущего года больше или равна налогооблагаемой базе за 1 полугодие, 9
месяцев и год, то при налогообложении за эти периоды применяется ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации в размере 13 процентов и в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 22 процентов.

Вопрос 4: В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ “О Федеральном бюджете на 1999 год“ доходы от сдачи в аренду имущества образовательных учреждений, находящихся в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в смете доходов и расходов этих учреждений, а также полностью используются ими в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально - технической базы. Будут ли указанные средства учитываться для целей налогообложения?

Ответ: В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ “О Федеральном бюджете на 1999 год“ в 1999 году доходы от сдачи в аренду имущества образовательных учреждений, находящихся в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в смете доходов и расходов этих учреждений, а также полностью используются ими в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально - технической базы и проводятся через лицевые счета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

При соблюдении вышеназванных условий указанные средства являются целевыми и в соответствии с
пунктом 16 Инструкции Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы“ для целей налогообложения не учитываются.

Вопрос 5: Цена товаров, работ, услуг для целей налогообложения определяется в соответствии с положениями статьи 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Следует ли руководствоваться указанной статьей при определении для целей налогообложения цены основных средств и иного имущества?

Ответ: С 01.01.99 цена товаров, работ или услуг для целей налогообложения определяется в соответствии с положениями статьи 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

При определении в целях налогообложения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества следует руководствоваться п. 4 ст. 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 27.12.91 N 2116-1 (с изменениями и дополнениями) и п. 2.4 Инструкции Госналогслужбы России “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ от 10.08.95 N 37 (с изменениями и дополнениями).

Вопрос 6: Применяется ли индекс - дефлятор при определении прибыли от реализации МБП для целей налогообложения?

Ответ: В соответствии с п. 2.4 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ (с изменениями и дополнениями)
при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В иное имущество предприятия, подлежащее индексации при его реализации, включается сырье, материалы, топливо и т.п. ценности, а также малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

По основным фондам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества.

Отрицательный результат от их реализации в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Вопрос 7: Следует ли увеличивать налогооблагаемую прибыль на сумму убытков от безвозмездной передачи в муниципальную собственность объектов социальной сферы?

Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 27.12.91 N 2116-1 (с изменениями и дополнениями) и п. 2.7 Инструкции Госналогслужбы России “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ от 10.08.95 N 37 (с изменениями и дополнениями) не учитывается при налогообложении стоимость объектов жилищно - коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти
(или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления.

Согласно п. 2.4 названной Инструкции отрицательный результат от реализации и от безвозмездной передачи основных фондов в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Исходя из изложенного, стоимость имущества, безвозмездно переданного организацией в муниципальную собственность (на баланс управления образования администрации района), не подлежит включению в состав внереализационных доходов управления образования, а убыток от безвозмездной передачи указанного имущества, отраженный в бухгалтерском учете организации, не должен уменьшать налогооблагаемую прибыль. На сумму убытка следует произвести корректировку налогооблагаемой прибыли по строке 4.7 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 “Расчета налога от фактической прибыли“.

II. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Вопрос 8: Имеет ли право закрытое акционерное общество, осуществляющее образовательную деятельность, воспользоваться льготой по налогу на прибыль, предусмотренной для образовательных учреждений?

Ответ: В соответствии с пп. “г“ п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27 12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (с изменениями и дополнениями) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно
на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

В соответствии со ст. 11.1 Закона Российской Федерации “Об образовании“ (в ред. Федерального закона от 13.01.96 “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании“) негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Поскольку закрытое акционерное общество является коммерческой организацией, то оно не может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, предусмотренной для образовательных учреждений.

Вопрос 9: Имеет ли право организация, осуществляющая строительство объектов жилищного и производственного назначения, воспользоваться льготой по налогу на прибыль согласно п. 4 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ в случае осуществления товарообменных операций? При последующей реализации товаров, полученных по товарообменным операциям, нарушается соотношение выручки от указанных видов деятельности к общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), предусмотренное вышеназванным пунктом Закона.

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 27.12.91 N 2116-1 (с изменениями и дополнениями) и п. 4.4 Инструкции Госналогслужбы России “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ от 10.08.95 N 37 (с изменениями и
дополнениями) в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие, в частности, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы) - при условии, если выручка от указанного вида деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данного вида деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 N 56 и п. 3.1. Инструкции по заполнению форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.96 N 97 выручка от реализации товаров, готовой продукции (работ, услуг), в том числе по договорам мены, учитывается на счете 46 “Реализация продукции (работ, услуг) и отражается по строке 010 “Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг“ формы N 2 “Отчет о прибылях и убытках“.

Поскольку вышеназванным Законом не предусмотрено при определении права на льготу исключение выручки от реализации товаров, полученных по товарообменным операциям, из общей суммы выручки, то в случае несоблюдения установленных соотношений выручки от льготируемых видов деятельности в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) предприятие теряет право на льготу по налогу на прибыль.

Вопрос 10: Учредитель организации - общество инвалидов. Обязана ли данная организация перечислять учредителю средства (часть или всю сумму), полученные от реализации продукции, чтобы воспользоваться льготой по налогу на прибыль?

Ответ: Согласно п. 6 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (с изменениями и дополнениями) не подлежит налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов. Данная льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.97 N 579.

Других ограничений и условий для предоставления льготы, включая условие обязательного перечисления прибыли общественным организациям инвалидов, вышеуказанным законом не предусмотрено.

Одновременно обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии со статьями 50, 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 37 Закона Российской Федерации от 19.05.95 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“, а также ст. 24 Закона Российской Федерации от 12.01.96 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ общественные организации инвалидов могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Такой деятельностью, согласно пункту 2 ст. 24 Закона Российской Федерации “О некоммерческих организациях“, среди прочих видов деятельности признается участие в хозяйственных обществах.

Таким образом, учитывая специальную правоспособность общественных организаций инвалидов, их деятельность по созданию предприятий и хозяйственных обществ должна быть направлена на достижение основных уставных задач этих организаций.

В случае несоблюдения данного условия некоммерческие организации, в том числе и общественные организации инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 ст. 33 Закона Российской Федерации “О некоммерческих организациях“, если некоммерческая организация совершила действия, противоречащие ее целям, некоммерческой организации может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором внесено представление об устранении нарушений.

В случае вынесения некоммерческой организации более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация по решению суда может быть ликвидирована.

Вопрос 11: Имеет ли право организация при исчислении налога на прибыль за 1999 г. воспользоваться льготой по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений при приобретении квартиры в производственных целях и постановке ее на учет, как нематериальный актив? В этом же году квартира была выведена из жилого фонда и отражена в бухгалтерском учете, как основное средство.

Ответ: В Соответствии с пп. “а“ п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 27.12.91 N 2116-1 (с изменениями и дополнениями) и п. 4.1.1 Инструкции Госналогслужбы России “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ от 10.08.95 N 37 (с изменениями и дополнениями) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия).

При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету “Капитальные вложения“. Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету “Износ основных средств“.

При предоставлении указанной льготы затраты, связанные с приобретением и созданием активов нематериального характера (в том числе квартир), не учитываются.

В связи с изложенным организация не может воспользоваться вышеуказанной льготой, поскольку переведенное в нежилой фонд помещение, используемое в производственных целях, приобретено им, как квартира (нематериальный актив).

Вопрос 12: Организация осуществляет деятельность по эфирной трансляции телевизионных программ в качестве приемо - передающей телевизионной станции. При регистрации организации и постановке на налоговый учет Новосибирским областным комитетом государственной статистики в соответствии с осуществляемым видом деятельности ей присвоен код ОКОНХ 52300 “Электро- и радиосвязь“. Имеет ли право организация воспользоваться льготой в части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, в соответствии с подп. “а“ п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“?

Ответ: В соответствии с подп. “а“ п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 27.12.91 N 2116-1 (с изменениями и дополнениями) и п. 4.1.1 Инструкции Госналогслужбы России “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ от 10.08.95 N 37 (с изменениями и дополнениями) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.

Согласно п. 4 разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации от 27.10.98 N ШС-6-02/768@ данная льгота представляется предприятиям всех организационно - правовых форм, направившим прибыль на указанные цели по развитию видов деятельности, поименованных по кодам 10000 - 87900 Общесоюзного классификатора “Отрасли народного хозяйства“ (ОКОНХ) N 1 175 018, утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР (переиздан в 1998 г., с последующими изменениями и дополнениями).

При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям производственного назначения следует руководствоваться Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 03.10.96 N 123.

Если предприятие осуществляет несколько видов деятельности, относящихся как к сфере материального производства, так и к непроизводственной сфере, то вышеуказанная льгота применяется в случае направления предприятием прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения в сферу деятельности, относящуюся к материальному производству.

Таким образом, если в отчетном периоде организацией были фактически произведены затраты по реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов основных производственных фондов, относящихся к деятельности в сфере материального производства, другие капитальные вложения в указанную деятельность, то она имеет право воспользоваться вышеназванной льготой по налогу на прибыль при соблюдении других условий ее предоставления.

Вопрос 13: Организация в прошлом отчетном периоде воспользовалась льготой по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений. Размер заявленной льготы превысил 50% налогооблагаемой прибыли и поэтому часть ее, превысившая установленную Законом норму, осталась не прольготированной. Если организация в отчетном периоде обнаруживает ошибку и представляет уточненный Расчет налога от фактической прибыли за предыдущий отчетный период в сторону увеличения налогооблагаемой прибыли, то предоставляется ли льгота по налогу на прибыль по уточненному Расчету в части не использованной льготы? По какой ставке производится уплата налога на прибыль прошлых лет по уточненному Расчету, если ставка налога изменилась с 35% на 30%?

Ответ: В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 совместного Постановления от 11.06.99 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснили, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт не учета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Учитывая изложенное, а также положения статьи 54 НК РФ, налогоплательщик вправе уточнить расчет налога от фактической прибыли, за тот период, в котором им не была применена льгота. Сумма налога по уточненному расчету определяется по ставке, действовавшей в период совершения ошибки.

Вопрос 14: Организация реализует основные средства, по которым была предоставлена льгота по налогу на прибыль и восстанавливает сумму предоставленной льготы. По какой ставке следует исчислить налог на прибыль, если льгота была представлена в период действия ставки 35%, а в период реализации основных средств - 30%?

Ответ: Статьей 55 НК РФ определено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 27.12.91 N 2116-1 (с изменениями и дополнениями) при реализации или безвозмездной передаче основных фондов и объектов, не завершенных строительством, в течение двух лет с момента их приобретения или сооружения, по которым были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению (в пределах сумм ранее предоставленных льгот) на остаточную стоимость этих основных фондов и произведенные затраты по объектам, не завершенным строительством.

Учитывая то, что при исчислении налога на прибыль налоговым периодом является календарный год, в случае реализации основных средств, по которым была предоставлена льгота, увеличению подлежит налогооблагаемая прибыль того года, в котором произошла реализация названных основных средств. При этом налог исчисляется по ставке, действующей в указанный налоговый период, т.е. в данном случае - 30%.

Вопрос 15: Организация перерабатывает закупленное зерно на давальческих началах и в дальнейшем осуществляет реализацию муки. Имеет ли она право воспользоваться льготой по налогу на прибыль в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, как предприятие, осуществляющее производство продовольственных товаров?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (с изменениями и дополнениями) в первые четыре года работы имеют право на льготы малые предприятия, осуществляющие, в частности, производство продовольственных товаров и товаров народного потребления, при соблюдении условий, предусмотренных данным пунктом.

В случае, если малое предприятие перерабатывает закупленное зерно на других предприятиях на давальческих началах, то есть не осуществляет непосредственно производство продовольственных товаров (товаров народного потребления), то вышеуказанная льгота не предоставляется.

Вопрос 16: Организация осуществляет производство продовольственных товаров из давальческого сырья. Имеет ли она право воспользоваться льготой по налогу на прибыль в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, как предприятие, осуществляющее производство продовольственных товаров?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 27.12.91 N 2116-1 (с изменениями и дополнениями) в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог в 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от вышеназванных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

По смыслу указанного пункта вышеназванная льгота предоставляется малым предприятиям вне зависимости от того, из какого сырья (собственного или давальческого) осуществляется производство продовольственных товаров.

Вопрос 17: Может ли организация, осуществляющая реализацию открыток, воспользоваться льготой по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость?

Ответ: Государственная налоговая служба Российской Федерации письмом от 07.06.96 N ПВ-6-03/393 сообщила, что от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль освобождаются обороты по реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, всем потребителям, в том числе через оптовую и розничную сеть. Вышеуказанным письмом установлено, что к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, относится продукция, подпадающая под кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, том 2 (953000 - книги и брошюры, 954010 - издания репродукционные, 954110 - альбомы по искусству, 954130 - альбомы, атласы, 956000 - нотные издания, 957310 - календари отрывные еженедельные, 959000 - издания для слепых).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции различные виды открыток подпадают под кодовые обозначения 954300, 954301, 954310, 954320, 954330 и не могут быть отнесены к льготируемой продукции.

Вопрос 18: Организацией, специализирующейся на выполнении работы в области пожарной безопасности, при осуществлении монтажных работ по установке противопожарной сигнализации получена прибыль, часть которой направлена на приобретение инструментов, материалов и оборудования для монтажа противопожарной сигнализации. Имеет ли право организация воспользоваться льготой по налогу на прибыль в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 27.12.91 N 2116-1 (с изменениями и дополнениями) не подлежит налогообложению прибыль организаций (предприятий) от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности и направленная на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации.

Данная льгота предоставляется при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, например, в случае финансирования капитальных вложений в обеспечение пожарной безопасности; при проведении противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности, других мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, не связанных с основной деятельностью предприятия, направленной на систематическое получение прибыли.

Поскольку в изложенной в вопросе ситуации организация осуществляет затраты по приобретению материалов и комплектующих, используемых им в дальнейшем для выполнения работ в области пожарной безопасности, и, соответственно, включаемые в себестоимость этих работ (монтаж противопожарной сигнализации), а не направляет прибыль, остающуюся после налогообложения, на обеспечение пожарной безопасности, то прибыль, полученная от выполнения вышеназванных работ, не подлежит льготированию“

Вопрос 19: В организации 50% от общего числа работников составляют инвалиды. Является ли основанием для получения льготы по налогу на прибыль направление прибыли на лечение работающих на предприятии инвалидов в негосударственных медицинских учреждениях, на приобретение транспорта, оргтехники (компьютера и т.д.), на подключение сотового телефона? Какими документами должно подтверждаться право на льготу?

Ответ: Пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций “ и пунктом 4.6 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что не подлежит налогообложению прибыль предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов. К социальным нуждам инвалидов, работающих на данном предприятии, относятся: оказание медицинской помощи; обеспечение лекарственными препаратами; санаторно - курортное лечение; обеспечение средствами передвижения, протезно - ортопедической помощью, тифлотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта и иных сфер жизни; социально - бытовое, транспортное и коммунальное обслуживание; общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание новых рабочих мест; создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с работы; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений культурно - бытового и отдельных зданий производственного назначения).

При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера.

Из расходов, перечисленных в вопросе, к расходам на социальные нужды инвалидов можно отнести затраты на лечение инвалидов в медицинских учреждениях. Документами, подтверждающими право на льготу, в данном случае могут служить договор с медицинским учреждением на оказание медицинских услуг работникам организации, являющимся инвалидами, штатное расписание, копии документов подтверждающих инвалидность и т.д.

Что касается технических средств для труда и передвижения инвалидов, то под обеспечением указанными средствами инвалидов, работающих на данном предприятии, понимается покупка предприятием и выдача инвалидам специальных транспортных средств, а также технических средств и специализированных приспособлений для оборудования рабочих мест инвалидов, перечисленных в Перечне технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов (приложение N 5 к Инструкции N 37). При этом одним из документов, подтверждающих право на применение льготы, является заключение врачебно - трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).

Затраты предприятия по подключению средств связи, приобретению оргтехники и другого имущества (за исключением предусмотренных Перечнем специализированных приспособлений) к использованию прибыли на социальные нужды инвалидов не относятся.

III. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАСЧЕТОВ

ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Вопрос 20: В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ общественная организация инвалидов уплачивает налог с прибыли, полученной от реализации подакцизных товаров. Должна ли она предоставлять Расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом?

Ответ: В соответствии со ст. 5 Закона Новосибирской области “Об областном бюджете Новосибирской области на 1999 год“ от 30.04.99 N 54-ОЗ общественные организации освобождаются от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль на 1999 год.

В связи с этим общественная организация не должна предоставлять в налоговый орган Справку об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли и Расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом.

Вопрос 21: Налогоплательщик самостоятельно выявил ошибки за 1997 - 98 гг. (т.е. за период действия пункта 13 Указа Президента Российской Федерации “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины“ от 08.05.96 N 685) и представил уточненные расчеты в 1999 г. Следует ли начислять пени по налогу на прибыль?

Ответ: Пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины“ от 08.05.96 N 685 и пунктом 3 письма ГНС РФ от 28.06.96 N ПВ-6-09/450 “О реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685“ было предусмотрено, что если налогоплательщик самостоятельно и своевременно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или неполностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность, в расчеты по налогам и платежам, произвел уплату причитающихся сумм, то допущенные ошибки налоговыми нарушениями не являются.

В указанных случаях с налогоплательщика пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей не взыскиваются.

В соответствии со статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, обнаруживший в поданной им налоговой декларации неотражение или неполноту отражения сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Согласно статье 8 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ от 31.07.98 N 147-ФЗ (с изменениями и дополнениями) к отношениям, возникшим после 01 января 1999 года, применяются положения части первой Налогового кодекса, а Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 этого Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

В изложенной в вопросе ситуации организация представила дополнительные расчеты за 1997 - 1998 гг. в 1999 году после истечения сроков подачи налоговой декларации и сроков уплаты налога.

Поскольку правоотношения, связанные с представлением дополнений и изменений к ранее поданной декларации и уплатой основного долга (недоимки), возникли в период действия Налогового кодекса, то с организации должны быть взысканы пени за просрочку уплаты налога за весь период, начиная со срока, установленного для его уплаты.

IV. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,

УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Вопрос 22: Организация перешла на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Следует ли при исчислении совокупного дохода учитывать затраты по договорам аренды, не зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“?

Ответ: Согласно пункту 3 приложения 2 к Приказу Минфина России от 22.02.96 N 18 “О форме Книги учета доходов и расходов и о порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности“ при определении совокупного дохода принимаются затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.

В соответствии со статьями 4 и 26 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность и такая сделка считается ничтожной (п. 1 ст. 165 ГК РФ). Права и обязанности по такой сделке у сторон не возникают. В этом случае затраты, понесенные на основании подобного договора, не принимаются для расчета совокупного дохода.

Вопрос 23: Учитываются ли при исчислении совокупного дохода организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, затраты на командировочные расходы?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

Приведенный перечень расходов является исчерпывающим. Другие расходы (расходы на оплату труда, амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, командировочные расходы и т.п.) исключению из валовой выручки не подлежат.

Такие расходы согласно п. 3 приложения 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.96 N 18 отражаются в гр. 7 Книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, как не принимаемые для расчета налога.

Вопрос 24: Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения учета и отчетности, оказывает диспетчерские услуги физическим лицам (предпринимателям), осуществляющим грузовые и пассажирские перевозки, а также заключает агентские договоры от своего имени, но за счет принципала (предпринимателя) с организациями - заказчиками на оказание данных услуг. Что являться валовой выручкой для целей исчисления единого налога - все поступившие за автоперевозки средства либо только вознаграждение по агентскому договору?

Ответ: Согласно ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.

В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Статья 1011 ГК РФ устанавливает, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 (“Поручение“) или главой 51 (“Комиссия“) ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям главы 52 (“Агентирование“) или существу агентского договора.

Таким образом, агентский договор соединяет в себе черты, как договора поручения, так и договора комиссии.

Согласно ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре. Сумма полученного вознаграждения будет являться выручкой от оказания услуг по агентскому договору.

Учитывая изложенное, организациям - агентам можно руководствоваться письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.99 N ВГ-6-02/531 “О налогообложении единым налогом организаций - комиссионеров, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“.

Отдел методологии налогообложения

Прибыли и имущества юридических лиц

Управления МНС РФ по НСО