Российские законы

Устав Вагайского муниципального района (принят постановлением Думы ОМО Вагайский район от 10.06.2005 N 12) (Зарегистрировано в Аппарате Губернатора Тюменской области 15.08.2005 N М-352)

Вступает в силу с 1 января 2006 года (статья 64 данного документа).

Зарегистрировано в Аппарате Губернатора Тюменской области 15 августа 2005 г. N М-352

Утвержден

Постановлением Думы

объединенного муниципального образования

Вагайский район

Тюменской области

10.06.2005 N 12

УСТАВ

ВАГАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус и границы муниципального района

1. Вагайский муниципальный район является муниципальным районом, наделенным законом Тюменской области статусом муниципального района.

2. Границы территории муниципального района установлены законом Тюменской области.

3. Изменение границ муниципального района осуществляется Законом Тюменской области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Тюменской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации“.

Статья 2. Официальное наименование и состав территории муниципального района

1. Официальным наименованием Вагайского муниципального района является - Вагайский муниципальный район (далее - муниципальный район).

2. Территорию муниципального района составляют 19 сельских поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

Статья 3. Официальные символы муниципального района и порядок их использования

1. Муниципальный район имеет официальный символ: флаг, отражающий исторические, культурные, национальные и иные местные традиции, установленный Думой муниципального района.

2. Порядок использования флага устанавливается Думой муниципального района.

Глава II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Статья 4. Местное самоуправление в муниципальном районе

1. Местное самоуправление в муниципальном районе - форма осуществления населением муниципального района своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Тюменской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

2. Местное самоуправление в муниципальном районе осуществляется в границах Вагайского муниципального района.

Статья 5. Правовая основа местного самоуправления муниципального района

1. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления“, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав, законы и иные нормативные правовые акты Тюменской области, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах, и муниципальные
правовые акты.

2. Местное самоуправление в муниципальном районе осуществляется на основе следующих принципов:

1) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

2) государственных гарантий осуществления местного самоуправления;

3) законности;

4) гласности;

5) самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

6) выборности органов и должностных лиц местного самоуправления;

7) ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением района.

Статья 6. Вопросы местного значения муниципального района

1. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, указанным в ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, за исключением полномочий, переданных органам местного самоуправления сельского поселения, находящегося на территории муниципального района.

2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Тюменской области, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета, бюджета Тюменской области, бюджета сельского поселения).

Статья 7. Осуществление органами и должностными лицами муниципального района отдельных государственных полномочий

1. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района, установленные федеральными законами и законами Тюменской области, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления муниципального района.

Наделение органов местного самоуправления муниципального района отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами или законами Тюменской области.

2. Органы местного самоуправления муниципального района несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в порядке, установленном соответствующими федеральными законами и законами
Тюменской области в пределах выделенных муниципальному району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

3. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных главой муниципального района.

4. Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Глава III. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 8. Права граждан на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане), проживающие на территории муниципального района, осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального района, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

3. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 9. Местный референдум

1. На территории муниципального района для решения вопросов местного значения может проводиться местный референдум.

2. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального района. Вопросы, подлежащие вынесению на местный референдум:

1) изменения статуса муниципального образования;

2) отчуждение и приобретение объектов муниципальной собственности, имеющих жизненно важное значение для всего населения муниципального района;

3) запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред жизни населения и окружающей среде;

4) изменения границ муниципального района и определение структуры органов местного самоуправления в случаях, указанных в федеральном законе.

3. Решение о назначении местного
референдума принимается Думой муниципального района:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории муниципального района, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе Думы муниципального района и главы муниципального района, выдвинутой ими совместно.

4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального района в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения местного референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и законом Тюменской области.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Думой муниципального района и главой администрации муниципального района, оформляется правовыми актами Думы муниципального района и главы администрации муниципального района.

5. Дума муниципального района назначает местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Думу муниципального района документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

В случае если местный референдум не назначен Думой муниципального района в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального района, органов государственной власти Тюменской области или прокурора. В случае если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального района, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется Администрацией Тюменской области.

6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального района. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего
равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию.

7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального района и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления муниципального района.

8. Органы местного самоуправления муниципального образования обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.

9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления муниципального района, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

10. Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом Тюменской области.

Статья 10. Муниципальные выборы

1. Муниципальные выборы депутатов районной Думы, главы муниципального района осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Муниципальные выборы назначаются районной Думой в сроки, предусмотренные настоящим Уставом. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального района или судом.

Решение о назначении выборов депутатов районной Думы, главы муниципального района должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты районной Думы, глава муниципального района.

3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Тюменской области.

4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.

Статья 11. Голосование по отзыву депутата районной Думы, главы муниципального района

1. Голосование по отзыву депутата, главы
муниципального района проводится по инициативе населения муниципального района в порядке, установленном федеральным законом, законом Тюменской области и настоящим Уставом.

2. Депутат районной Думы, глава муниципального района может быть отозван только на основании допущенного нарушения законодательства Российской Федерации, Тюменской области, нормативных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, а также настоящего Устава и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции. Отзыв по иным основаниям не допускается.

3. Под нарушением законодательства Российской Федерации, Тюменской области, настоящего Устава и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, являющимся основанием для отзыва, понимается однократное грубое нарушение либо систематическое нарушение депутатом, главой муниципального района требований этих актов. Факты нарушения депутатом, главой муниципального района требований этих актов устанавливаются в судебном порядке.

4. Отзыв по указанному основанию не освобождает депутата, главу муниципального района от иной ответственности за допущенные нарушения законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

5. Депутат, глава муниципального района имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

6. Процедура отзыва депутата, главы муниципального района проводится в порядке, установленном Положением об отзыве, утвержденном районной Думой.

Депутат, глава муниципального района считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных соответственно в избирательном округе.

7. Итоги голосования по отзыву депутата, главы муниципального района и принятые решения подлежат официальному опубликованию.

Статья 12. Правотворческая инициатива граждан

1. Под правотворческой инициативой граждан понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения.

2.
Инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, имеет право выступить с правотворческой инициативой в порядке, установленном решением районной Думы.

Численность инициативной группы граждан, выступающей с правотворческой инициативой, должна составлять 3 процента от числа жителей муниципального района, обладающих избирательным правом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления муниципального района или должностным лицом местного самоуправления муниципального района, к компетенции которых относится принятие такого акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Районная Дума рассматривает указанные проекты на открытом заседании. Представителям инициативной группы граждан должна быть предоставлена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

Принятое по результатам рассмотрения такого проекта муниципального правового акта муниципального района мотивированное решение должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Статья 13. Публичные слушания

1. Главой муниципального района или районной Думой для обсуждения с участием населения проектов муниципальных правовых актов муниципального района по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, районной Думы или главы муниципального района. Решение о назначении публичных слушаний, инициированных населением или районной Думой, принимает районная Дума, а о назначении публичных слушаний, инициированных главой муниципального района, - глава муниципального района.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект Устава муниципального района, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района;

2) проект местного бюджета муниципального района и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений
на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

4) вопросы о преобразовании муниципального района.

В указанных случаях публичные слушания назначаются районной Думой.

4. Организацию и проведение публичных слушаний осуществляет глава муниципального района в соответствии с Положением о публичных слушаниях, утвержденным районной Думой.

5. Итоги обсуждения и принятое решение публикуются в средствах массовой информации.

Статья 14. Собрание граждан

1. На части территории муниципального района для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления могут проводиться собрания граждан.

2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, районной Думы, главы района.

Собрание граждан, проводимое по инициативе районной Думы, главы района, назначается соответственно районной Думой или главой района.

Назначение собрания граждан, проводимого по инициативе населения, осуществляется правовым актом районной Думы.

3. Организацию проведения собрания граждан осуществляет глава района в соответствии с Положением о собраниях и конференциях граждан, утверждаемым районной Думой.

4. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

5. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

6. Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции Положением о территориальном общественном самоуправлении и уставом территориального общественного самоуправления.

7. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

8. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются федеральным законом, настоящим Уставом, Положением о собраниях и конференциях граждан, утверждаемым районной Думой, уставом территориального общественного самоуправления.

9. Итоги проведения собрания граждан подлежат официальному опубликованию.

Статья 15. Конференция граждан (собрание делегатов)

1. Для обсуждения вопросов местного значения муниципального района, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района, а также осуществления территориального самоуправления могут проводиться конференции граждан.

2. Конференция граждан по указанным в пункте 1 настоящей статьи вопросам проводится по инициативе:

- Думы сельского поселения, расположенного на территории муниципального района;

- районной Думы;

- главы муниципального района.

3. Избрание делегатов - участников конференции граждан осуществляется собраниями граждан, проводимыми в соответствии с уставами поселений, входящих в состав муниципального района.

4. Назначение конференции граждан осуществляется нормативным правовым актом районной Думы.

Организацию проведения конференции граждан осуществляет глава района в соответствии с решением районной Думы, уставом территориального общественного самоуправления.

Статья 16. Опрос граждан

1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального района или на ее части для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления муниципального района и должностными лицами местного самоуправления муниципального района, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального района, обладающие избирательным правом.

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) районной Думы или главы муниципального района по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти Тюменской области для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального района для объектов регионального и межрегионального значения.

Такая инициатива выражается в принятии указанными органами или должностным лицом соответствующего акта.

4. Порядок проведения опроса определяется правовым актом районной Думы.

5. Решение о назначении опроса граждан принимается районной Думой.

6. Жители муниципального района должны быть проинформированы о проведении опроса не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета - при проведении его по инициативе органов местного самоуправления муниципального района;

2) за счет средств бюджета Тюменской области - при проведении его по инициативе органов государственной власти Тюменской области.

8. Организацию проведения опроса осуществляет глава района в соответствии с Положением о порядке назначения и проведения опроса граждан, утверждаемым районной Думой.

Статья 17. Обращения граждан в органы местного самоуправления

1. Граждане имеют право на коллективные и индивидуальные обращения в органы местного самоуправления муниципального района.

2. Должностные лица местного самоуправления муниципального района обязаны дать письменный ответ по существу обращения граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.

3. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального района устанавливаются законами Тюменской области и принимаемыми в соответствии с ними решениями районной Думы.

4. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом Тюменской области устанавливается ответственность.

Глава IV. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 18. Органы местного самоуправления

1. Структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют:

1) представительный орган муниципального района - Дума муниципального района (далее также - районная Дума);

2) Глава муниципального района (далее также - глава районной администрации);

3) администрация муниципального района (далее также - районная администрация);

4) контрольный орган муниципального района.

2. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.

3. Органы местного самоуправления муниципального района не входят в систему органов государственной власти.

4. Изменение структуры органов местного самоуправления муниципального района осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.

5. Решение районной Думы об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий районной Думы, принявшей указанное решение.

6. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления муниципального района осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального района.

Статья 19. Дума муниципального района (районная Дума)

1. Дума муниципального района (районная Дума) является представительным коллегиальным выборным органом местного самоуправления.

2. Депутаты Думы избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности районной Думы.

Срок полномочий районной Думы составляет 5 лет.

Численность депутатов районной Думы определяется в количестве 15 человек.

3. По вопросам внутренней деятельности районная Дума руководствуется Регламентом. Структура, полномочия и организация работы определяются Регламентом районной Думы. Полномочия и порядок осуществления депутатами своей деятельности закреплены в Регламенте районной Думы.

4. Районная Дума решает вопросы, отнесенные к ее компетенции, на сессиях. Под сессией понимается - одно или несколько заседаний районной Думы, посвященные обсуждению единой повестки дня. Очередные сессии созываются председателем районной Думы не реже одного раза в квартал. Внеочередные сессии созываются председателем районной Думы по собственной инициативе, по инициативе Главы администрации района или по инициативе не менее 1/3 депутатов районной Думы.

5. Организационно-техническое обеспечение деятельности районной Думы осуществляет администрация муниципального района.

6. Районная Дума обладает правами юридического лица.

7. Расходы на обеспечение деятельности районной Думы предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Статья 20. Структура районной Думы

1. Организацию деятельности районной Думы осуществляет председатель районной Думы (далее также - Председатель).

2. Председатель районной Думы избирается открытым голосованием на ее первом заседании из числа депутатов районной Думы 1/2 от общего числа депутатов.

3. Председатель исполняет свои обязанности на непостоянной основе.

4. Депутаты районной Думы вправе образовывать комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению районной Думы.

5. Районная Дума в целях осуществления контроля вправе создавать временные комиссии, которые могут быть образованы по предложению группы депутатов численностью не менее одной трети от установленной численности депутатов районной Думы.

6. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комиссий определяются Регламентом районной Думы.

Статья 21. Председатель районной Думы. Заместитель председателя районной Думы

1. Председатель районной Думы издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности районной Думы.

2. Председатель районной Думы руководит ее работой, организует процесс подготовки и принятия решений районной Думы.

3. Из числа депутатов районной Думы на срок ее полномочий открытым голосованием избирается заместитель председателя районной Думы. Порядок избрания заместителя председателя районной Думы определяется Регламентом районной Думы.

4. Заместитель председателя районной Думы исполняет обязанности председателя районной Думы в полном объеме в случае его временного отсутствия либо по его поручению.

5. Председатель районной Думы:

1) созывает заседания районной Думы, доводит до сведения депутатов районной Думы время и место их проведения, а также проект повестки дня;

2) ведет заседания районной Думы;

3) оказывает содействие депутатам районной Думы в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;

4) принимает меры по обеспечению гласности и учета общественного мнения в работе районной Думы;

5) подписывает протоколы заседаний и другие документы районной Думы;

6) организует работу по приему граждан, рассмотрению их обращений, заявлений и жалоб;

7) координирует деятельность комиссий, создаваемых районной Думой;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с Регламентом районной Думы.

Статья 22. Компетенция районной Думы

1. В исключительной компетенции районной Думы находятся:

1) принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие по представлению главы района планов и программ развития муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности в соответствии с настоящим Уставом;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с настоящим Уставом;

7) определение порядка участия муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района;

9) контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом.

2. В компетенции районной Думы находятся:

1) утверждение структуры районной администрации по представлению главы районной администрации;

2) принятие решений о назначении выборов депутатов районной Думы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Тюменской области;

3) формирование избирательной комиссии муниципального района в соответствии с Федеральным законом, законом Тюменской области;

4) определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления, использования и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

5) внесение в органы государственной власти Тюменской области инициатив, оформленных в виде решений районной Думы об изменении границ, преобразовании муниципального района;

6) принятие решения о привлечении жителей муниципального района к социально значимым для муниципального района работам.

3. Районная Дума обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Тюменской области, настоящим Уставом.

Статья 23. Порядок принятия и вступления в силу нормативных и иных правовых актов районной Думы

1. По вопросам своей компетенции районная Дума принимает нормативные и иные правовые акты в форме решений. Нормативные и иные правовые акты районной Думы принимаются боль“инством голосов от установленного числа депутатов (если иное не установлено федеральными законами, законами Тюменской области и настоящим Уставом) и направляются главе муниципального района для подписания и опубликования.

2. Проекты решений районной Думы, предусматривающие установление, изменение или отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение районной Думы только по инициативе главы районной администрации или при наличии заключения главы районной администрации.

3. Нормативные правовые акты районной Думы о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Нормативный правовой акт, принятый районной Думой, направляется главе муниципального района для подписания и обнародования. Глава муниципального района имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый районной Думой. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в районную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального района отклонит правовой акт, он вновь рассматривается районной Думой. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов районной Думы, он подлежит подписанию главой муниципального района в течение семи дней и обнародованию.

Статья 24. Досрочное прекращение полномочий районной Думы

1. Полномочия районной Думы могут быть досрочно прекращены в случае:

1) роспуска районной Думы законом Тюменской области в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом;

2) принятия районной Думой решения о самороспуске;

3) вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов районной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) преобразования муниципального района.

2. Решение о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленной численности депутатов районной Думы.

3. Досрочное прекращение полномочий районной Думы влечет досрочное прекращение полномочий ее депутатов.

4. В случае досрочного прекращения полномочий районной Думы не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий районной Думы проводятся досрочные муниципальные выборы в районную Думу.

Статья 25. Депутат районной Думы

1. Депутатом районной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий пассивным избирательным правом.

2. Депутату районной Думы обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

3. Депутаты районной Думы избираются на срок полномочий районной Думы. Полномочия депутата начинаются со дня ее избрания и прекращаются со дня начала работы районной Думы нового созыва.

4. Депутаты районной Думы осуществляют депутатскую деятельность на непостоянной основе.

5. Гарантии и порядок осуществления депутатами своих полномочий, порядок проведения депутатских отчетов, другие вопросы их статуса устанавливаются Регламентом районной Думы, принятым районной Думой в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Тюменской области.

Статья 26. Досрочное прекращение полномочий депутата районной Думы

1. Порядок и основания прекращения полномочий депутатов районной Думы определяются и регулируются федеральным законодательством, законодательством Тюменской области, настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района.

2. Депутат районной Думы досрочно прекращает свои полномочия в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий районной Думы;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Статья 27. Глава муниципального района

1. Глава муниципального района (далее также глава района) является высшим должностным лицом муниципального района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района.

2. Главой района может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и обладающий пассивным избирательным правом. Глава района избирается тайным голосованием населением муниципального района на основе всеобщих равных прямых выборов сроком на 5 лет.

3. Полномочия Главы района начинаются со дня вступления его в должность.

4. Глава района в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения по вопросам организации деятельности администрации муниципального района.

5. Глава муниципального района подконтролен и подотчетен населению и районной Думе.

Статья 28. Первый заместитель Главы районной администрации

1. Первый заместитель главы районной администрации осуществляет отдельные полномочия по руководству районной администрацией, определяемые главой районной администрации.

2. Первый заместитель главы районной администрации исполняет полномочия Главы районной администрации в период его отпуска, командировки, нетрудоспособности и в случае досрочного прекращения полномочий главы районной администрации.

3. Главой районной администрации могут быть определены полномочия, не подлежащие исполнению его первым заместителем в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Статья 29. Районная администрация

1. Администрация муниципального района (районная администрация) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

2. Возглавляет и руководит районной администрацией - глава районной администрации на принципах единоначалия.

3. Районная администрация обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.

4. Формирование районной администрации осуществляет глава районной администрации.

Структура районной администрации разрабатывается главой администрации и утверждается районной Думой по представлению главы администрации.

5. Структура районной администрации состоит из главы администрации, его первого заместителя, заместителей, структурных подразделений районной администрации, создаваемых главой администрации. В структуру районной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы районной администрации.

6. Задачи, компетенция и полномочия должностных лиц районной администрации, отраслевых и территориальных органов администрации определяются соответствующими Положениями, должностными обязанностями, утверждаемыми главой администрации по направлениям деятельности.

7. Заместители главы администрации, руководители структурных подразделений районной администрации назначаются и освобождаются от должности главой администрации.

Должностные инструкции для сотрудников администрации, ее отраслевых и территориальных органов утверждаются заместителями главы администрации.

8. Финансирование районной администрации, ее отраслевых органов осуществляется в соответствии с утвержденным районной Думой бюджетом и выделенными средствами расходов на управление.

9. В качестве совещательных органов при районной администрации могут создаваться общественно-консультативные, научно-методические, экспертные и иные советы, комиссии, штабы, рабочие группы. Полномочия и порядок деятельности указанных советов, комиссий, штабов, рабочих групп определяются в соответствующих Положениях, утверждаемых главой администрации.

Статья 30. Полномочия главы муниципального района и компетенция районной администрации

1. Районной администрацией руководит глава муниципального района на принципах единоначалия.

2. Глава муниципального района не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

3. Глава муниципального района:

1) представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района;

2) подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые районной Думой;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания районной Думы;

5) осуществляет общее руководство деятельностью районной администрации, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции районной администрации;

6) разрабатывает и представляет на утверждение районной Думе структуру районной администрации, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание районной администрации, утверждает Положение о районной администрации;

7) разрабатывает и вносит на утверждение в районную Думу проект бюджета муниципального района, планы и программы социально-экономического развития муниципального района, а также отчеты об их исполнении;

8) самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы районной администрации, руководителей структурных подразделений районной администрации, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности и поощрения;

9) предлагает вопросы в повестку дня заседания районной Думы;

10) исполняет, контролирует исполнение администрацией отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Тюменской области;

11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Уставом.

4. Полномочия главы муниципального района прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

9) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

5. Постановления (распоряжения) главы районной администрации вступают в силу с момента их подписания главой районной администрации, если иной порядок не установлен действующим законодательством или самим постановлением (распоряжением).

6. К компетенции районной администрации относится:

1) исполнение полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения муниципального района в соответствии с федеральными законами, законами Тюменской области, решениями районной Думы и постановлениями и распоряжениями главы администрации муниципального района;

2) разработка и организация реализации концепций, планов и программ развития муниципального района, утвержденных районной Думой;

3) разработка проекта местного бюджета;

4) исполнение местного бюджета;

5) контроль за использованием территорий и инфраструктуры района;

6) управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством;

7) определение порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;

8) районная администрация осуществляет полномочия органов местного самоуправления по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами, законами Тюменской области, настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами.

7. Функции и полномочия структурных подразделений районной администрации, а также организация и порядок их деятельности определяются Регламентом работы районной администрации.

Статья 31. Муниципальные правовые акты муниципального района

1. По вопросам местного значения население муниципального района непосредственно и (или) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты.

2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Тюменской области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Тюменской области.

3. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) Устав муниципального района;

2) решения, принятые на местном референдуме;

3) решения районной Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории, принятые по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Тюменской области, настоящим Уставом, а также решения по вопросам организации деятельности районной Думы;

4) постановления главы администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тюменской области, а также распоряжения по вопросам организации работы районной администрации;

5) постановления и распоряжения председателя районной Думы по вопросам организации деятельности районной Думы;

6) предписания, представления контрольного органа и приказы его председателя по вопросам организации деятельности контрольного органа;

7) постановления, распоряжения районной администрации, первого заместителя главы районной администрации, распоряжения заместителей главы районной администрации, приказы руководителей структурных подразделений администрации, иные правовые акты по формам, установленным органами власти Российской Федерации, Тюменской области;

8) решения муниципальной избирательной комиссии.

4. Устав муниципального района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального района.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.

5. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами районной Думы, главой муниципального района, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными настоящим Уставом.

6. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

7. Нормативные правовые акты районной Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение районной Думы только по инициативе главы районной администрации или при наличии заключения главы районной администрации.

8. Нормативные правовые акты районной Думы о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального района.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления муниципального района несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Тюменской области.

10. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом.

11. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

12. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального района, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

13. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Тюменской области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Тюменской области).

14. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу, законам, иным нормативным правовым актам Тюменской области, настоящему Уставу.

Статья 32. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти

1. Органы местного самоуправления муниципального района не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации и Тюменской области.

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Российской Федерации, Тюменской области в отношении муниципального района и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Тюменской области.

3. Органы местного самоуправления муниципального района вправе осуществлять отдельные государственные полномочия в порядке и на условиях, определяемых федеральным законодательством и законами Тюменской области, с одновременной передачей им материальных ресурсов и финансовых средств.

4. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципального района отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

5. Глава муниципального района может принимать участие в работе, входить в состав консультативных и совещательных органов, образуемых при Губернаторе Тюменской области.

Статья 33. Взаимодействие главы муниципального района с Думой сельского поселения, находящегося на территории муниципального района

1. Глава муниципального района вправе обратиться в Думу сельского поселения, находящегося на территории муниципального района, с предложением о досрочном прекращении полномочий главы администрации сельского поселения в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.

2. В случае обращения главы муниципального района в Думу сельского поселения по любому вопросу о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения для получения квалифицированного разъяснения (в том числе с запросом об отмене либо изменении нормативного акта, принятого Думой сельского поселения) его обращение рассматривается в первоочередном порядке.

3. Глава муниципального района вправе вносить проекты муниципальных правовых актов в Думу сельского поселения.

4. Глава муниципального района может согласовывать кандидатуру главы администрации сельского поселения, внесенную в Думу сельского поселения конкурсной комиссией, в порядке, установленном уставом сельского поселения.

5. Глава муниципального района может предлагать 50% кандидатур членов конкурсной комиссии сельского поселения в порядке, установленном уставом сельского поселения.

Статья 34. Взаимодействие органов местного самоуправления муниципального района с органами местного самоуправления поселений, находящихся на территории муниципального района

1. Органы местного самоуправления поселений, находящихся на территории муниципального района, вправе направлять обращения в районную Думу, районную администрацию и в контрольный орган муниципального района. Обращения, направленные в районную Думу, должны быть рассмотрены на очередном заседании, в случае если обращение поступило не позднее чем за 14 дней до его проведения. На обращения, направленные в районную администрацию и контрольный орган муниципального района, уполномоченными на то должностными лицами в течение одного месяца должен быть представлен ответ по существу.

2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать договоры, соглашения с органами местного самоуправления сельского поселения об осуществления части полномочий сельского поселения по вопросам местного значения.

3. Муниципальный район может по соглашению осуществлять полномочия сельских поселений, расположенных на его территории, по решению следующих вопросов местного значения:

1) Организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

2) Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах сельского поселения, за исключением уборки дорог общего пользования от снега и грейдерования (по отдельному списку) и содержание остановочных комплексов в границах сельского поселения;

3) Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

4) Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах сельского поселения;

5) Организация библиотечного обслуживания населения;

6) Обеспечение жителей сельского поселения услугами организаций культуры;

7) Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах сельского поселения;

8) Обеспечение условий для развития на территории сельского поселения массовой физической культуры и спорта;

9) Участие в обустройстве мест массового отдыха населения;

10) Участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

11) Организация использования и охраны лесов;

12) Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

13) Участие в организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

14) Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

15) Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

16) Организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

17) Иные полномочия сельского поселения по вопросам местного значения.

4. Решение о принятии части полномочий сельского поселения, входящего в состав района, принимается главой муниципального района и направляется в районную Думу для одобрения.

Соглашение о принятии части полномочий считается одобренным, если против него в семидневный срок не проголосовали 2/3 от установленного числа депутатов районной Думы, и полномочия подлежат осуществлению.

5. Соглашения об осуществлении части полномочий главы администрации сельского поселения главой районной администрации и о передаче главе администрации сельского поселения части полномочий главы муниципального района подписывают главы администраций соответствующих муниципальных образований.

В соглашениях указываются:

1) договаривающиеся стороны;

2) срок действия соглашения;

3) объем передаваемых полномочий;

4) положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного;

5) санкции за неисполнение соглашений (в том числе финансовые).

Статья 35. Избирательная комиссия муниципального района

1. Для организации и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории муниципального района, главы муниципального района в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами Тюменской области, настоящим Уставом образуется избирательная комиссия муниципального района - Избирательная комиссия муниципального района (далее также - избирательная комиссия);

Избирательная комиссия муниципального района может не формироваться, в случае если решением Избирательной комиссии Тюменской области полномочия избирательной комиссии муниципального района были возложены на территориальную избирательную комиссию.

2. Избирательная комиссия муниципального района не обладает правами юридического лица.

3. Избирательная комиссия на территории муниципального района:

1) проводит контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

2) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления муниципального района, главы муниципального района, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

3) осуществляет меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления муниципального района, главы муниципального района, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

4) осуществляет меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, главы муниципального района, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

5) осуществляет меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, главы муниципального района, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

6) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, главы муниципального района, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета Тюменской области средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств, обеспечивает контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов;

7) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

8) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления муниципального района, главы муниципального района, местного референдума;

9) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

10) обеспечивает единообразное исполнение законодательства о выборах и референдуме;

11) руководит работой окружных и участковых комиссий;

12) в пределах своей компетенции проверяет соответствие требованиям закона порядка выдвижения кандидатов;

13) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения соответствующего образца;

14) решает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов, в том числе обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими окружных и участковых избирательных комиссий;

15) утверждает форму и текст бюллетеня для голосования;

16) утверждает образцы печатей избирательных комиссий и порядок пересылки и хранения избирательных документов;

17) регистрирует кандидатов, избранных в районную Думу, на должность главы муниципального района и выдает им удостоверение об избрании;

18) организует при необходимости повторное голосование, повторные выборы или дополнительные выборы;

19) устанавливает результаты голосования в целом по муниципальному району и публикует их в печати;

20) определяет схему избирательных округов;

21) регистрирует доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам;

22) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, Уставом Тюменской области, Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области, настоящим Уставом.

4. Избирательная комиссия формируется Думой муниципального района на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Тюменской областной Думе, общественных объединений, предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального района, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального района предыдущего состава, Избирательной комиссии Тюменской области.

5. Деятельность избирательной комиссии осуществляется коллегиально. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленной численности ее членов.“br>
6. Срок полномочий избирательной комиссии составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

7. Избирательная комиссия состоит из 9 членов комиссии с правом решающего голоса. Состав избирательной комиссии утверждается решением районной Думы. Решение о формировании избирательной комиссии, а также список членов комиссии публикуется (обнародуется) в средствах массовой информации.

8. Избирательная комиссия в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

9. Положение об избирательной комиссии муниципального района утверждается решением районной Думы.

10. Расходы на содержание избирательной комиссии, а также расходы по подготовке и проведению выборов производятся за счет средств, выделяемых из местного бюджета муниципального района. Расходы избирательной комиссии предусматриваются в бюджете отдельной строкой.

11. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, а также контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов создается контрольно-ревизионная служба избирательной комиссии с привлечением специалистов из государственных и иных органов и учреждений в установленном законодательством порядке.

12. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается избирательной комиссией муниципального района. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы при избирательной комиссии осуществляется избирательной комиссией муниципального района.

Статья 36. Контрольный орган муниципального района

1. Для реализации своих контрольных полномочий районная Дума принимает решение о создании контрольного органа муниципального района.

2. Контрольный орган муниципального района осуществляет контроль за:

1) исполнением местного бюджета муниципального района, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета муниципального района и отчета о его исполнении;

2) выполнением районных программ и планов социально-экономического развития муниципального района;

3) порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

3. Численность членов контрольного органа муниципального района составляет 3 человека. Члены контрольного органа муниципального района утверждаются представительным органом муниципального района из числа кандидатур, представленных главой администрации района.

4. Порядок формирования, организации деятельности, полномочия, случаи прекращения деятельности контрольного органа муниципального района определяются в Положении о контрольном органе муниципального района, утверждаемым районной Думой.

5. Контрольный орган муниципального района подконтролен и подотчетен Думе муниципального района.

Статья 37. Органы местного самоуправления - юридические лица

1. От имени муниципального района приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава муниципального района либо по его поручению другие должностные лица местного самоуправления.

2. Районная Дума, районная администрация и контрольный орган муниципального района, которые в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Районная Дума и районная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в соответствии с Федеральным законом “О некоммерческих организациях“ применительно к учреждениям.

3. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются: настоящий Устав и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица:

1) для районной Думы - протокол заседания районной Думы, содержащий решение о наделении районной Думы правами юридического лица;

2) для иных органов местного самоуправления - решение районной Думы об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Статья 38. Муниципальные средства массовой информации

Для опубликования муниципальных правовых актов муниципального района, иной официальной информации администрация муниципального района может учреждать печатное средство массовой информации.

Статья 39. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

2. Муниципальные должности муниципальной службы муниципального района устанавливаются в соответствии с Реестром муниципальных должностей в Тюменской области, утвержденным законом Тюменской области.

3. Квалификационные требования по муниципальным должностям муниципальной службы к уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности устанавливаются в соответствии с законом Тюменской области.

Статья 40. Порядок прохождения и гарантии муниципальной службы

1. Поступление на муниципальную службу осуществляется в порядке назначения на муниципальную должность или на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

2. Правовое регулирование муниципальной службы, включающее требования к должностям, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, устанавливается Положением о муниципальной службе, утверждаемым районной Думой, в соответствии с законом Тюменской области и федеральным законом.

Глава V. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 41. Муниципальное имущество муниципального района

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета муниципального района, а также имущественные права муниципального района.

2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

3. В собственности муниципального района находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, указанных в статье 6 настоящего Устава.

4. В собственности муниципального района также находится имущество, предназначенное:

1) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Тюменской области;

2) для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с правовыми актами районной Думы.

Статья 42. Порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом

1. Администрация муниципального района от имени муниципального района самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Администрация муниципального района вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Тюменской области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами и законами Тюменской области.

3. Районная Дума определяет порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. Решение о приватизации объектов муниципальной собственности на территории муниципального района принимает администрация муниципального района.

4. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет.

Статья 43. Порядок принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений и иных организаций

1. Администрация муниципального района вправе создавать, проводить реорганизацию и ликвидацию муниципальных предприятий, учреждений и иных организаций, участвовать в создании хозяйственных обществ в соответствии с нормами действующего законодательства.

2. Решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений и иных организаций принимаются главой района.

Учредителем муниципальных предприятий, учреждений и иных организаций от имени муниципального района выступает районная администрация. Глава района самостоятельно определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и иных организаций, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий, учреждений и иных организаций, не реже одного раза в год заслушивает отчеты об их деятельности.

3. Органы местного самоуправления от имени муниципального района субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 44. Межмуниципальное сотрудничество и участие муниципального района в хозяйственных обществах

1. Органы местного самоуправления муниципального района могут создавать межмуниципальные объединения с органами местного самоуправления иных муниципальных образований, а также заключать с ними договоры и соглашения.

2. Районная Дума может принимать решения об учреждении для совместного решения вопросов местного значения межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

3. Порядок участия муниципального района в хозяйственных обществах, в том числе межмуниципальных, определяется решением районной Думы.

4. Участником в хозяйственных обществах от имени муниципального района выступает администрация муниципального района.

5. Межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

6. Государственная регистрация хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 45. Консолидированный бюджет муниципального района

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Статья 46. Местный бюджет муниципального района

1. Муниципальный район имеет собственный бюджет (местный бюджет).

2. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают сбалансированность местного бюджета муниципального района и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета муниципального района, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального района.

3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Тюменской области.

4. В местном бюджете муниципального района раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Тюменской области, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местного бюджета муниципального района.

Статья 47. Доходы бюджета муниципального района

1. Доходы бюджета муниципального района формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, других доходов, в безвозмездном и безвозвратном порядке поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тюменской области, решениями районной Думы в распоряжение органов местного самоуправления.

2. В доход бюджета муниципального района зачисляются:

1) местные налоги и сборы;

2) отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Тюменской области;

3) субвенции, представляемые для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Тюменской области;

4) доходы в виде безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального района, представляемые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Тюменской области;

5) иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципального района;

6) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решением районной Думы, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

7) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

8) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

9) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципального района;

10) средства самообложения граждан;

11) добровольные пожертвования;

12) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Тюменской области и решениями органов местного самоуправления, устанавливаемые районной Думой.

Статья 48. Расходы бюджета муниципального района

1. Расходы бюджета муниципального района осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района ведут реестр расходных обязательств муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном районной Думой.

2. Решением главы муниципального района устанавливаются муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения, размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений устанавливаются главой администрации муниципального района.

3. Расходование средств бюджета муниципального района осуществляется по направлениям в соответствии с бюджетной классификацией и в пределах, установленных постановлением районной Думы о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

4. Порядок осуществления расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тюменской области, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Тюменской области. В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области, осуществление расходов бюджета муниципального района на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Тюменской области, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 49. Участники бюджетного процесса и исполнение бюджета муниципального района

1. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по разработке, рассмотрению и утверждению бюджета муниципального района, исполнению бюджета, осуществлению контроля за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета, входят:

- районная Дума;

- глава муниципального района;

- районная администрация.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

2. Руководитель финансового органа районной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

3. Исполнение бюджета муниципального района производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4. Кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального района осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 50. Разработка проекта бюджета муниципального района

Разработку проекта бюджета муниципального района осуществляет районная администрация.

Статья 51. Рассмотрение и утверждение бюджета муниципального района

1. Глава муниципального района вносит проект нормативного правового акта о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение районной Думы в срок, определенный правовым актом районной Думы.

2. Порядок рассмотрения проекта бюджета муниципального района, утверждения и исполнения бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждением отчета об исполнении бюджета устанавливается Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, утверждаемым районной Думой.

3. Проект местного бюджета, решение об утверждении бюджета муниципального района, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

4. Проект местного бюджета и годовой отчет о его исполнении выносятся на публичные слушания.

Статья 52. Местные налоги и сборы

Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления муниципального района по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 53. Районный фонд финансовой поддержки поселений, расположенных на территории муниципального района

1. В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений формируется районный фонд финансовой поддержки поселений. Порядок предоставления поселениям, входящим в состав муниципального района, дотаций устанавливается законом Тюменской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

2. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений осуществляется между поселениями, входящими в состав муниципального района и уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений, определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается постановлением районной Думы о местном бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

Статья 54. Средства самообложения граждан

1. Для решения конкретных вопросов местного значения муниципального района могут привлекаться разовые платежи граждан - средства самообложения граждан. Размер таких платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального района, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального района и для которых размер платежей может быть уменьшен.

2. Вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме, проводимом в соответствии с федеральными законами, законами Тюменской области и настоящим Уставом.

Статья 55. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа

1. Администрация муниципального района и уполномоченные ею муниципальные учреждения выступают заказчиками на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий.

2. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Его размещение осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

3. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается Положением о муниципальном заказе, утвержденным главой муниципального района в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 56. Муниципальные заимствования

Районная Дума вправе принять решение о привлечении заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг. Порядок привлечения заемных средств устанавливается в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Глава VI. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Статья 57. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления в муниципальном районе

1. На территории муниципального района действуют все гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Тюменской области.

2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Тюменской области обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления обязаны принимать все предусмотренные законодательством меры по защите прав населения на местное самоуправление. Глава районной администрации обязан обжаловать в установленном законом порядке правовые акты федеральных органов государственной власти или органов государственной власти Тюменской области, выходящие за пределы их компетенции, нарушающие права и законные интересы населения муниципального района.

Статья 58. Гарантии прав поселений, входящих в состав муниципального района

Население поселений, органы и должностные лица местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, участвуют в формировании районных органов местного самоуправления на равных началах, независимо от численности населения поселений. Органы и должностные лица местного самоуправления поселений могут обращаться в суд за защитой своих прав.

Статья 59. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Статья 60. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района

1. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с настоящим Уставом контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления настоящему Уставу, нормативным правовым актам районной Думы.

Статья 61. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 62. Оформление инициативы по внесению изменений и дополнений в Устав муниципального района

Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района могут вносить:

1) население муниципального района в соответствии с порядком, установленным настоящим Уставом для внесения проектов нормативных правовых актов;

2) 1/3 депутатов районной Думы;

3) Глава муниципального района.

Статья 63. Порядок принятия Устава, внесения изменений и дополнений в Устав муниципального района

1. Устав муниципального района считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов районной Думы.

2. Изменения и дополнения в Устав муниципального района принимаются муниципальным правовым актом районной Думы.

3. Проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса районной Думой подлежит официальному опубликованию.

После опубликования не более чем через 15 дней проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района выносится на публичные слушания. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию.

4. Решение о внесении изменений и дополнений считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленного настоящим Уставом числа депутатов.

5. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

6. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района подлежит официальному опубликованию после государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования.

Статья 64. Порядок вступления в силу Устава

Устав муниципального района подлежит официальному опубликованию после государственной регистрации и вступает в силу с 01.01.2006.

Статья 65. Действие муниципальных правовых актов, принятых до вступления в силу настоящего Устава

1. С момента вступления в силу настоящего Устава прекращает свое действие Устав муниципального района от 25.09.2001.

2. Другие муниципальные правовые акты муниципального района, принятые до вступления в силу настоящего Устава, действуют в части, не противоречащей ему.

Статья 66. Полномочия органов местного самоуправления, сформированных до вступления в силу настоящего Устава

Районная Дума, избранная до вступления в силу настоящего Устава, осуществляет свои полномочия до окончания срока, на который она была сформирована.

Глава муниципального района, избранный до вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, с 01.01.2006 исполняет свои полномочия в соответствии с положениями абзаца 3 части 2 статьи 84 указанного Закона.