Российские законы

Закон Томской области от 18.03.2003 N 40-ОЗ (с изм. от 14.01.2005) “Об утверждении областной целевой программы “Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии для муниципальных образований Томской области“ (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 27.02.2003 N 503)

Действие документа было приостановлено с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года Законом Томской области от 14.01.2005 N 12-ОЗ.

Вступил в силу со дня его официального опубликования (статья 2 данного документа).

18 марта 2003 года N 40-ОЗ

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“УСТАНОВКА ПРИБОРОВ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ

ЭНЕРГИИ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ТОМСКОЙ

ОБЛАСТИ“

Принят

постановлением

Государственной Думы

Томской области

от 27.02.2003 N 503

(с изм., внесенными Законом Томской области

от 14.01.2005 N 12-ОЗ)

Статья 1

Утвердить областную целевую программу “Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии для муниципальных образований Томской области“ согласно приложению.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации

(Губернатор)

Томской области

В.М.КРЕСС

Томск

18 марта 2003 года

N 40-ОЗ

Приложение

к Закону Томской области

“Об утверждении областной

целевой
Программы “Установка

приборов коммерческого учета

тепловой энергии для муниципальных

образований Томской области“

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА “УСТАНОВКА ПРИБОРОВ

КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДЛЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ“

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “УСТАНОВКА

ПРИБОРОВ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДЛЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ“

--------------------T--------------------------------------------¬

¦Наименование прог-¦“Установка приборов коммерческого учета¦

¦раммы ¦тепловой энергии для муниципальных¦

¦ ¦образований Томской области“ ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Дата принятия реше-¦ Постановление Правительства Российской¦

¦ния о разработке¦Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 “О¦

¦программы ¦подпрограмме “Реформирование и модернизация¦

¦ ¦жилищно-коммунального комплекса Российской ¦

¦ ¦Федерации“ федеральной целевой программы¦

¦ ¦“Жилище“ на 2002-2010 годы“, законы Томской¦

¦ ¦области “Об основах энергосбережения на¦

¦
¦территории Томской области“,¦

¦ ¦“Об утверждении областной целевой программы¦

¦ ¦“Энергосбережение на территории Томской¦

¦ ¦области“ ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Заказчик программы¦Департамент строительства и ЖКХ¦

¦ ¦Администрации Томской области,¦

¦ ¦Муниципалитет г. Томска ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Разработчик прог-¦Центр энергоресурсосбережения в жилищно -¦

¦раммы ¦коммунальном хозяйстве Томской области. ¦

¦ ¦Департамент ЖКХ администрации г. Томска ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Цели и задачи прог-¦Снижение расходов бюджетов всех уровней,¦

¦раммы ¦организаций ЖКХ и населения на топливо и¦

¦ ¦тепловую энергию при одновременном¦

¦ ¦повышении надежности и качества¦

¦ ¦предоставления услуг теплоснабжения ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Сроки и этапы реа-¦2003-2005 гг. ¦

¦лизации программы ¦ ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Перечень основных¦Программа “Установка приборов коммерческого¦

¦мероприятий и под-¦учета тепловой энергии для муниципальных¦

¦программ ¦образований Томской области“ состоит из¦

¦ ¦следующих подпрограмм: ¦

¦ ¦Установка приборов коммерческого учета¦

¦ ¦тепловой энергии, используемой для нужд ГВС¦

¦ ¦и отопления муниципального жилищного фонда¦

¦ ¦города Томска; ¦

¦ ¦Учет тепловой энергии и
топлива в¦

¦ ¦муниципальных котельных Томской области; ¦

¦ ¦Установка приборов коммерческого учета¦

¦ ¦тепловой энергии, используемой для нужд ГВС¦

¦ ¦и отопления муниципального жилищного фонда¦

¦ ¦и объектов бюджетной сферы районов Томской¦

¦ ¦области ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Исполнители Прог-¦Определяются на основе конкурсного отбора ¦

¦раммы и основных¦ ¦

¦мероприятий ¦ ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Источники финанси-¦Общая сумма затрат на реализацию Программы -¦

¦рования реализации¦386,7 млн. рублей: ¦

¦Программы ¦Средства областного бюджета -¦

¦ ¦346,7 млн. руб. ¦

¦ ¦Средства бюджета г. Томска - 40 млн. руб.¦

¦ ¦(прогноз) ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Контроль за выпол-¦Контроль за выполнением Программы¦

¦нением Программы ¦осуществляет Государственная Дума Томской¦

¦ ¦области, Администрация Томской области,¦

¦ ¦органы местного самоуправления ¦

L-------------------+---------------------------------------------

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий документ разработан на основе подпрограммы “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797. В соответствии с федеральной целевой программой “Жилище“, важнейшим звеном модернизации жилищно-коммунального хозяйства должно стать снижение издержек на производство услуг. Экономической основой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.

Несмотря на признание энергоресурсосбережения одним из главных приоритетов реформы ЖКХ России, практическая реализация этого процесса сдерживается рядом нерешенных проблем:

- несовершенством нормативно-правовой базы, стимулирующей политику энергоресурсосбережения и привлекающей в эту сферу отечественные и иностранные инвестиции;

- неразвитостью отечественного рынка по инвестированию, установке и обслуживанию энергоресурсосберегающей техники;

- искажением ценовых соотношений между стоимостью энергоресурсосберегающего оборудования и ценами (тарифами) на энергоносители, приводящим к существенному снижению эффективности энергосберегающих мероприятий.

Конечные цели энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий ЖКХ и, соответственно, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Данная Программа направлена на повышение уровня
благосостояния населения, предоставление коммунальных услуг необходимого качества и количества по стоимости, соответствующей уровню платежеспособности населения.

Одним из основных направлений достижения указанных целей являются: внедрение приборного учета производства и потребления тепловой энергии, воды, газа, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов.

Реализация основных мероприятий по организации учета энергии и энергоносителей позволит создать реальные предпосылки для совершенствования системы тарифов и разработки экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения.

Базовыми нормативно-правовыми документами для разработки Программы являются Законы Томской области “Об основах энергосбережения на территории Томской области“ и “Об утверждении областной целевой программы “Энергосбережение на территории Томской области“ (постановление Государственной Думы Томской области от 30 января 2003 года N 463).

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ “УСТАНОВКА ПРИБОРОВ

КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ“

1.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 541) “количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении“.

В Законе Российской Федерации “Об энергосбережении“ (ст. 11) устанавливается обязательность учета производства и потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов.

Базовым нормативно-правовым документом разработки Программы является принятый Государственной Думой Томской области Закон Томской области “Об основах энергосбережения на территории Томской области“. Закон определяет основные направления в сфере энергосбережения.

На территории Томской области государственная политика в сфере энергосбережения осуществляется на основе федеральных и областных программ.

Статья 11 Закона “Энергосберегающие программы, надзор за эффективностью использования энергоресурсов“ определяет процедуру разработки и реализации областных энергосберегающих программ.

Статья 15 “Финансирование энергосберегающих мероприятий“ провозглашает: “органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления для финансирования областных и местных программ энергосбережения определяют источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Томской области“.

Одним из направлений реализации государственной политики в сфере энергосбережения является организация учета расхода энергоресурсов.

В соответствии со статьей 13 “Учет энергетических ресурсов“: “весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 г. подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с государственными нормами точности измерения“.

Кроме того, нормативной основой разработки Программы являются ряд Указов Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области.

В Указе Президента Российской Федерации от 27.05.97 г. N 528 “О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации“ отмечена необходимость разработки региональных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 797 от 17.11.2001 утверждена подпрограмма “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002-2010 гг., в которой предусмотрено повсеместное внедрение приборов учета воды, газа, тепловой энергии.

Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 12.09.96 г. N 258 “Об оснащении приборами учета и контроля за использованием тепловой энергии“ определяет порядок финансирования установки приборов учета тепловой энергии.

1.2. ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ ПРОГРАММЫ

Основной целью Программы является обеспечение приборного учета тепловой энергии и расхода топлива в муниципальных образованиях Томской области. Реализация Программы позволит создать необходимые условия для:

- повышения эффективности систем производства тепловой энергии;

- повышения качества теплоснабжения;

- обеспечения обоснованности определения и обязательности применения нормативов расхода топлива на котельных;

- создания системы мониторинга и отчетности за расходом энергоресурсов, включая разработку топливно-энергетических балансов и технических паспортов котельных, энергетических паспортов жилых (общественных зданий);

- установления контроля за тарифами на тепловую энергию;

- упорядочения организации рынка тепловой энергии, правовых и экономических отношений его участников.

1.3. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа представляет собой комплекс технических, экономических, финансовых, организационных и нормативно-правовых решений по организации учета отпуска и потребления тепловой энергии в муниципальных образованиях Томской области, а также потребления топлива в муниципальных котельных в районах Томской области.

Программа охватывает период 2003-2005 гг.

Разработка Программы осуществлялась, исходя из следующих основных концептуальных положений:

1) комплексность принятия решений:

- системная реализация мероприятий Программы на всех объектах коммунальной энергетики области;

- реализация комплекса нормативно-правовых, экономических, технических, организационных, финансовых решений.

2) выбор направлений реализации Программы:

- ограниченность финансовых ресурсов предполагает их концентрацию на ключевых направлениях;

- ограниченность компетенции областных органов власти предполагает концентрацию ресурсов на создание необходимых нормативно-правовых и экономических механизмов реализации Программы совместно с органами местного самоуправления.

Особое внимание при разработке Программы уделялось:

- анализу технических проблем теплоснабжения населенных пунктов;

- техническим особенностям организации учета топлива и тепловой энергии применительно к условиям Томской области;

- анализу состояния рынка приборов учета с точки зрения функциональных возможностей и ценовых показателей;

- выявлению возможных путей финансирования Программы;

- разработке предложений по комплексу организационных и нормативно-правовых механизмов, необходимых для реализации и мониторинга Программы.

Раздел I. ПОДПРОГРАММА “УСТАНОВКА

ПРИБОРОВ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ

ЭНЕРГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ДЛЯ НУЖД ГВС И ОТОПЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА ТОМСКА“

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОДПРОГРАММЫ

Основанием для разработки данной целевой отраслевой подпрограммы послужило включение раздела “Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии“ в “План социально-экономического развития муниципального сектора города Томска на период 2003-2005 гг.“

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства определяет в числе наиболее приоритетных направлений внедрение приборного учета потребления коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии для целей теплоснабжения и горячего водоснабжения, как наиболее дорогостоящего вида услуг.

По данным Регионального центра управления энергосбережением после установки в жилом секторе г. Томска приборов учета тепловой энергии ожидаемая экономия от суммы платежей за отопление и горячее водоснабжение составит не менее 25% в год.

Повышение эффективности использования тепловой энергии путем строгого фактического учета в муниципальном жилищном фонде и в учреждениях бюджетной сферы ведет к сокращению расходов муниципалитета на теплоснабжение бюджетной сферы, дотаций и субсидий населения.

Поставщик теплоносителя не имеет стимулов к снижению нерациональных потерь и издержек, а бюджет и население вынуждены оплачивать технологически неоправданные сверхнормативные потери.

Эффективный менеджмент, к которому стремится администрация города, обязательно предполагает широкое внедрение оборудования, приборов учета и регулирования расхода тепловой энергии и теплоносителя.

2. ЦЕЛИ ПОДПРОГРАММЫ

Экономические

Экономия средств населения при оплате за тепловую энергию и сокращение расходов муниципалитета на субсидии населению.

Перспективные

Полный переход в течение 2003 г. на оплату теплоэнергии - для нужд ГВС и отопления муниципального жилищного фонда по фактическому потреблению. Создание системного оператора по учету потребления тепловой энергии.

Социальные

Обеспечение требуемого качества предоставления коммунальных услуг с учетом удовлетворения необходимых жизненных потребностей населения.

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ

3.1. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ

В настоящее время на российском рынке имеется большой выбор приборов учета тепловой энергии.

Преобразователи расхода по принципу действия подразделяются на тахометрические, вихревые, электромагнитные, ультразвуковые (см. табл. 1).

Таблица 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ

---T---------------T----------T--------T------T---------T----------¬

¦ ¦ ¦Диапазон ¦Паспорт-¦Межпо-¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦расчет- ¦ная ¦вероч-¦ ¦ Стоимость¦

¦NN¦ Тип ¦ных рас- ¦относи- ¦ный ¦Источник ¦ на ¦

¦пп¦преобразователя¦ходов ¦тельная ¦интер-¦эл. пита-¦01.07.2002¦

¦ ¦ ¦(куб. м/ч)¦погреш- ¦вал ¦ния ¦ руб. ¦

¦ ¦ ¦ ¦ность ¦(лет) ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦(%) ¦ ¦ ¦ ¦

+--+---------------+----------+--------+------+---------+----------+

¦ 1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦

+--+---------------+----------+--------+------+---------+----------+

¦ 1¦Тахометрические¦ 3-20 ¦ 2 ¦ 4 ¦Отсутств.¦ 5337,64 ¦

+--+---------------+----------+--------+------+---------+----------+

¦ 2¦Вихревые ¦ 1-32 ¦ 1 ¦ 2 ¦Автон. ¦ 5648,11 ¦

+--+---------------+----------+--------+------+---------+----------+

¦ 3¦Эл. магнитные ¦ 1,4-57 ¦ 1-2 ¦ 2-3 ¦220 В ¦ 12726,74 ¦

+--+---------------+----------+--------+------+---------+----------+

¦ 4¦Ультразвуковые ¦ 1,25-85 ¦ 1-2 ¦ 1 ¦220 В ¦ 13979,14 ¦

L--+---------------+----------+--------+------+---------+-----------

Выбор типа преобразователя расхода помимо характеристик (табл. 1) и общеизвестных требований, например, по длинам прямых участков трубопроводов, должен основываться также на учете следующих факторов:

- допустимого по экономическим соображениям срока окупаемости;

- наличия “запаса“ перепада давления на вводе конкретного объекта;

- соответствия теплового узла Правилам технической эксплуатации;

- надежности и ремонтопригодности приборов;

- необходимости автономного электропитания;

- уровне подготовки эксплуатационного персонала;

- полной автоматизации учета;

- наличии двухмесячного почасового архива;

- доступной стоимости;

- сроке присутствия производителя приборов на рынке;

- количестве проданных приборов и в каких регионах они эксплуатируются.

Отечественными производителями выпускается большое количество теплосчетчиков, удовлетворяющих по своим техническим характеристикам требованиям “Правил учета тепловой энергии“. Выбор тепловычислительных комплексов следует производить, исходя из оптимального сочетания цены и качества.

Монтаж узлов учета в муниципальных жилых домах будет выполняться подрядными организациями, прошедшими конкурсный отбор. На жилищно-эксплуатационные предприятия возлагается обязанность по оборудованию помещений узлов учета в части обеспечения сохранности устанавливаемого оборудования, предотвращения несанкционированного проникновения в узел посторонних лиц. До начала выполнения монтажа предприятием - подрядчиком изготавливается проектно-сметная документация, которая согласовывается с “Госэнергонадзором“, энергоснабжающей организацией.

3.2. АНАЛИЗ ТЕПЛОВЫХ НАГРУЗОК ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Всего на муниципальном балансе находятся 2759 жилых домов, оборудованных системами централизованного отопления и горячего водоснабжения с суммарными тепловыми нагрузками от 0,01 до 2,3 Гкал/час и диаметрами трубопроводов от 32 до 250 мм.

Выбор диаметра устанавливаемого теплосчетчика производится в диапазоне тепловых нагрузок от 0,1 до 2,5 Гкал/час:

1 диапазон - 0,1 - 0,5 Гкал/час;

2 диапазон - 0,5 - 1,0 Гкал/час;

3 диапазон - 1,0 - 2,3 Гкал/час.

В соответствии с этим на жилых домах первого диапазона нагрузок устанавливаются расходомеры с Ду-32 мм, второго диапазона - Ду-50 мм и третьего с Ду-80 мм.

С учетом наличия на балансе муниципалитета малоэтажных, малоквартирных (в основном деревянных) жилых домов, в которых не оборудованы узлы управления, в связи с чем отсутствует возможность установки на их системах теплоснабжения приборов учета, принято решение по установке в таких случаях приборов учета на группы домов. Общая потребность счетчиков - 2700 единиц.

4. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ СИСТЕМНОГО ОПЕРАТОРА

Базовая технология создания системного оператора по учету тепловой энергии предполагает создание структурной иерархической схемы взаимодействия в определенное время и в определенной последовательности объектов теплоснабжения, учета и передачи данных замеров:

1. На тепловом узле при вводе теплотрассы в жилой дом оборудуется узел учета, оснащенный:

- теплосчетчиком, регистрирующим объем тепловой энергии, поступающей в дом на отопление и горячее водоснабжение;

- модемом, посредством которого осуществляется считывание информации с прибора учета и передача ее на центр учета, организуемый при каждом ЖЭУ.

2. Центр учета при ЖЭУ, необходимый для организации оперативного обобщения информации и передачи ее в энергоснабжающую организацию, комплектуется:

- компьютером, на который приходит информация со всех узлов учета по единой для каждого конкретного ЖЭУ компьютерной сети;

- монитором;

- принтером.

3. Для организации работы единой компьютерной сети “Узел учета - центр учета“ разрабатывается компьютерная программа, которая предусматривает снятие показаний со всех теплосчетчиков с определенной периодичностью (1 раз в 10 дней), передачу данной информации в энергоснабжающую организацию.

4. Энергоснабжающая организация обрабатывает полученную информацию об объеме тепловой энергии, потребленной конкретными жилыми домами, распределяет ее по квартирам с учетом объема теплоэнергии, потребленной арендаторами и на производственные нужды жилищно-эксплуатационного предприятия, печатает и рассылает квитанции для оплаты жильцами.

5. ПОТРЕБНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Всего для реализации программы в течение 2003 г. необходимо приобретение и установка 2700 приборов учета, из них:

Д-32 мм - 347 шт.

Д-50 мм - 1580 шт.

Д-80 мм - 773 шт.

Затраты на реализацию программных мероприятий рассчитываются, исходя из сметной стоимости установки приборов учета:

Ду-32 мм 347 шт. х (45752,25 руб.) = 15876032 руб., где

45752,25 - сметная стоимость монтажа теплосчетчиков ТСШ - 1М д-32 мм.

- Ду-50 мм - 1580 шт. х (57424,78 руб.) = 90731149 руб., где

57424,78 руб. - сметная стоимость монтажа теплосчетчиков ТСШ-1М д-50 мм.

Ду 80 мм 773 шт. х (80324,05 руб.) = 62090494 руб., где

80324,05 руб. - сметная стоимость монтажа теплосчетчиков ТСШ-1М д-80 мм.

Итого затрат на установку теплосчетчиков в 2003 г:

15876032 руб. + 90731149 руб. + 62090494 руб. = 168697675 руб.

Кроме того, для реализации программных мероприятий дополнительно необходимо приобретение оргтехники (согласно счету фирмы “Стек“):

- компьютер 32 шт. х 12085 руб. = 386720 руб.

- монитор 32 шт. х 6869,0 руб. = 219808 руб.

- модем 2759 шт. х 1595 руб. = 4400605 руб.

- принтер 32 шт. х 12 182 руб. = 389824 руб.

Итого: 5396957 руб.

С НДС 20% - 6476348,4 руб.

- для организации работы единой компьютерной сети необходима разработка программы - 330000 руб.

- затраты по настройке и отладке системы связи для считывания информации с узлов учета, сервисному обслуживанию теплосчетчиков и компьютерной техники, приобретению расходных материалов составляют на год - 1500000 руб.

Общая сумма затрат на программные мероприятия составляет:

168697,7 т. р. + 6476,3 т. р. + 330 т. р. + 1500 т. р. = 177004,0

т. р.

На 1 узел - 65,56 тыс. руб.

Примечание. Представленные сметы на выполнение работ и счет на оргтехнику в процессе исполнения мероприятий Подпрограммы будут уточняться, и оплата фактически выполненных работ будет производиться в соответствии с фактическим уровнем цен на применяемые материалы, приборы, поправочные коэффициенты на строительно-монтажные работы.

6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПОДПРОГРАММЫ

Основные принципиальные вопросы по реализации мероприятий и по разработке и утверждению нормативных и руководящих документов будут решаться коллегиально комиссией в составе представителей всех заинтересованных сторон: энергоснабжающих организаций, “Госэнергонадзора“, предприятий - подрядчиков, Департамента ЖКХ г. Томска, регионального центра управления энергосбережением.

Учитывая большую социальную значимость данной Подпрограммы и принимая во внимание недостаточные возможности бюджета г. Томска по оказанию значимой финансовой поддержки по выполнению мероприятий в полном объеме и в намеченные сроки, предлагается дополнительное финансирование целевой Подпрограммы из областного бюджета.

Общая потребность финансовых средств для реализации Подпрограммы складывается из:

1. Собственно установки приборов учета (168,7 млн. руб.), включающей в себя приобретение и монтаж специализированной организацией приборов учета.

Итого - 168,69 млн. руб.

2. Общепрограммных мероприятий:

- приобретение оргтехники (компьютеров, модемов, принтеров) - 6,48 млн. руб.;

- разработка компьютерной программы для организации снятия показаний с приборов и начисления платежей (0,33 млн. руб.);

- сервисное обслуживание единой компьютерной сети и оргтехники, настройка системы, приобретение расходных материалов (1,50 млн. руб. в год).

Итого - 8,31 млн. руб.

3. Ремонт и подготовка помещений тепловых узлов управления - 20 млн. руб.

Итого - 20,00 млн. руб.

Итого - 197,0 млн. руб.

Источники финансирования Подпрограммы:

1. Бюджет г. Томска - 40 млн. руб. (прогноз).

- установка приборов учета - 20 млн. руб.;

- ремонт и подготовка помещений тепловых узлов управления - 20 млн. руб. (за счет статьи на техническое обслуживание жилищного фонда).

2. Областной бюджет - 157 млн. руб.

- установка приборов учета - 148,69 млн. руб.;

- общепрограммные мероприятия - 8,31 млн. руб.;

На Департамент ЖКХ г. Томска ложится ответственность по обеспечению нормативной правовой базы, работа с поставщиками тепловой энергии в вопросах приемки приборов, организация расчетов по их показаниям, передачи приборов сервисному специализированному предприятию.

Кроме того, на муниципальные жилищные предприятия возлагается обязанность по обустройству узлов управления жилых домов. Данные работы планируется выполнить за счет средств текущего ремонта жилищного фонда.

6.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Снижение расходов бюджетов всех уровней и населения на оплату тепловой энергии при одновременном повышении надежности и качества предоставления услуг отопления и горячего водоснабжения. Практическое привлечение населения к процессу экономии энергоресурсов.

7. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

Ответственность за выполнение мероприятий подпрограммы и целевое использование выделяемых бюджетных средств несет куратор подпрограммы - Департамент ЖКХ администрации г. Томска. Отчеты о реализации мероприятий настоящей целевой подпрограммы департамент обязан ежеквартально предоставлять в Департамент экономики, в Департамент финансов администрации г. Томска, в бюджетно-налоговый комитет Томской городской Думы.

Раздел II. ПОДПРОГРАММА “УЧЕТ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И

ТОПЛИВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОТЕЛЬНЫХ ТОМСКОЙ

ОБЛАСТИ (2003-2005 ГГ.)“

1. ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ В

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. ЖКХ - КРУПНЕЙШИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Потребление энергии в Томской области за год в пересчете на условное топливо составляет 1100 тыс. тонн, что в денежном выражении эквивалентно 800 млн. рублей.

В топливно-энергетическом комплексе потребление составляет 2874 тыс. тонн условного топлива в год. Конечное потребление насчитывает 4842 тыс. т.у.т.

Структура конечного потребления энергоресурсов в Томской области по видам и по отраслям представлена на рисунках 1 и 2. Среди энергоресурсов превалирует тепло (38%), примерно равными долями характеризуется потребление электроэнергии и природного газа (21 и 23% соответственно).

Рис. 1. Структура конечного потребления по видам энергоресурсов (рисунок не приводится)

Несмотря на то, что значительная доля энергии приходится на промышленность (36%), потребление энергии в коммунально-бытовой сфере (12%) и населением (25%) в сумме сопоставимо с промышленностью.

Рис. 2. Структура конечного потребления по отраслям (рисунок не приводится)

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОТЕЛЬНЫХ

Коммунальная энергетика является важнейшей составляющей производственной структуры ЖКХ.

В Томской области действует 79 предприятий, осуществляющих услуги теплоснабжения в жилищно-коммунальной сфере. Тепло населению и объектам социальной сферы отпускают 623 муниципальных котельных, суммарной мощностью 4,5 тыс. Гкал/ч. Производство тепла составляет 6,5 млн. Гкал.

Если не рассматривать город Томск, в области приходится в среднем 1 котельная на 1000 жителей. В общем числе отопительных котельных преобладают мелкие котельные мощностью до 3 Гкал/ч каждая. Их доля составляет 76,7% в общем числе котельных и 13,3% в объеме производимой тепловой энергии. Такие котельные весьма неэффективные, хотя по официально публикуемым данным фактические расходы топлива на производство единицы теплоты не превышают нормативных и составляют 174,3 кг условного топлива на Гкал (КПД - 82%). Предварительные обследования выявили ряд котельных, сжигающих твердое топливо, КПД которых составляет всего 30-50%.

Число котельных в области за последнее десятилетие сократилось почти на четверть (табл. 2), однако закрывались, в основном, мелкие источники, о чем свидетельствует рост единичной мощности котельных.

Таблица 2. ОТОПИТЕЛЬНЫЕ КОТЕЛЬНЫЕ ЖКХ

---------------------T------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ ¦ 1990 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦

+--------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Число котельных, ед ¦ 807 ¦ 684 ¦ 664 ¦ 657 ¦ 640 ¦ 623 ¦

+--------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Суммарная мощность ¦3062,1¦ 3278,7¦ 4936,9¦ 4904,5¦ 5015,7¦ 4531,8¦

¦котельных, Гкал/ч ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Средняя мощность¦ 3,8¦ 4,8¦ 7,4¦ 7,5¦ 7,8¦ 7,3¦

¦одной котельной,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Гкал/ч ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+------+------“+-------+-------+-------+-------+

¦Количество ¦ - ¦ 1881 ¦ 1882 ¦ 1743 ¦ 1673 ¦ 1758 ¦

¦установленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦котлов, ед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦16¦Шегарский ¦ 7 ¦ 1 ¦ 7 ¦ 14 ¦ 0 ¦ 7 ¦ 0 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 27 ¦ 0 ¦ 27 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 27 ¦ 0 ¦

+--+------------+-----+-----+-----+-----+-----+---“2 мм, второго диапазона Ду-50 мм.

С учетом наличия на балансе муниципалитета малоэтажных, малоквартирных (в основном деревянных) жилых домов, в которых не оборудованы узлы управления, в связи с чем отсутствует возможность установки на их системах теплоснабжения приборов учета, принято решение по установке в таких случаях приборов учета на группы домов. Общая потребность в счетчиках для оборудования жилфонда и зданий бюджетной сферы районов Томской области составляет - 1369 единиц.

4. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ СИСТЕМНОГО ОПЕРАТОРА

Базовая технология создания системного оператора по учету тепловой энергии предполагает создание структурной иерархической схемы взаимодействия в определенное время и в определенной последовательности объектов теплоснабжения, учета и передачи данных замеров:

1. На тепловом узле при вводе теплотрассы в жилой дом оборудуется узел учета, оснащенный:

- теплосчетчиком, регистрирующим объем тепловой энергии, поступающей в дом на отопление и горячее водоснабжение;

- модемом, посредством которого осуществляется считывание информации с прибора учета и передача ее на центр учета, организуемый при каждом ЖЭУ.

2. Для организации оперативного обобщения информации и передачи ее в энергоснабжающую организацию центр учета при ЖЭУ комплектуется:

- компьютером, на который приходит информация со всех узлов учета по единой для каждого конкретного ЖЭУ компьютерной сети;

- монитором;

- принтером.

3. Для организации работы единой компьютерной сети “Узел учета - центр учета“ разрабатывается компьютерная программа, которая предусматривает снятие показаний со всех теплосчетчиков с определенной периодичностью (1 раз в 10 дней), передачу данной информации в энергоснабжающую организацию.

4. Энергоснабжающая организация обрабатывает полученную информацию об объеме тепловой энергии, потребленной конкретными жилыми домами, распределяет ее по квартирам с учетом объема теплоэнергии, потребленной арендаторами и на производственные нужды жилищно-эксплуатационного предприятия, печатает и рассылает квитанции для оплаты жильцами.

5. ПОТРЕБНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Всего для реализации программы в течение 2005 г. необходимо приобретение и установка 1369 приборов учета, из них:

Д-32 мм - 1252 шт.;

Д-50 мм - 117 шт.

Затраты на реализацию Подпрограммных мероприятий рассчитываются, исходя из сметной стоимости установки приборов учета:

Ду-32 мм 1252 шт. х (45752,255 руб.) = 57281822,660 руб., где

45752,255 руб. - сметная стоимость монтажа теплосчетчиков ТСШ - 1М д-32 мм.

Ду-50 мм - 117 шт. х (57424,778 руб.) = 6718699,0 руб., где

57424,778 руб. - сметная стоимость монтажа теплосчетчиков ТСШ - 1М д-50 мм.,

ИТОГО затрат на установку теплосчетчиков в 2005 г.:

57281822,660 руб. + 6718699,0 руб. = 64000521,680 руб.

Кроме того, для реализации программных мероприятий дополнительно необходимо приобретение оргтехники: (согласно счету фирмы “МС - Компания“)

- компьютер 160 шт. х 12085 руб. = 1933600,0 руб.

- монитор 160 шт. х 6869,0 руб. = 1099040,0 руб.

- модем 1369 шт. х 1595 руб. = 2183555,00 руб.

- принтер 160 шт. х 12182 руб. = 1949120,0 руб.

ИТОГО 7165315,00 руб.

- для организации работы компьютерной сети необходима разработка программы - 330000 руб.;

- затраты по настройке и отладке системы связи для считывания информации с узлов учета, сервисному обслуживанию теплосчетчиков и компьютерной техники, приобретению расходных материалов составляют на год - 1500000 руб.

Важным направлением, обеспечивающим экономное использование бюджетных средств, является энергетическое обследование объектов жилфонда и бюджетной сферы и составление муниципальных программ, позволяющее детализировать и наиболее рациональным образом решить проблему организации учета тепловой энергии. Затраты составляют 3% от стоимости теплосчетчиков - 1920 тыс. руб.

Общая сумма затрат на программные мероприятия составляет:

64000521,68 руб. + 7165315,00 руб. + 330000,00 руб. +

+ 1500000,00 руб. + 1920000,00 руб. = 74 915 836,68 руб.

Примечание. Представленные сметы на выполнение работ и счет на оргтехнику в процессе исполнения мероприятий Подпрограммы будут уточняться и оплата фактически выполненных работ будет производиться в соответствии с фактическим уровнем цен на применяемые материалы, приборы, поправочные коэффициенты на строительно-монтажные работы.

6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Основные принципиальные вопросы по реализации мероприятий и по разработке и утверждению нормативных и руководящих документов будут решаться коллегиально комиссией, в составе представителей всех заинтересованных сторон: органов местного самоуправления муниципальных образований, энергоснабжающих организаций, “Госэнергонадзора“, предприятий - подрядчиков, Департамента ЖКХ Администрации Томской области, АНО “Центр энергоресурсосбережения в ЖКХ Томской области“.

Общая потребность финансовых средств для реализации подпрограммы складывается из установки приборов учета (64 млн. руб.), включающей в себя приобретение и монтаж специализированной организацией приборов учета:

- приобретение оргтехники (компьютеров, модемов, принтеров) - 7,17 млн. руб.;

- разработка компьютерной программы для организации снятия показаний с приборов и начисления платежей (0,33 млн. руб.);

- сервисное обслуживание единой компьютерной сети и оргтехники, настройка системы, приобретение расходных материалов (1,5 млн. руб. в год);

- энергетическое обследование объектов жилфонда и бюджетной сферы и составление муниципальных программ (1,92 млн. руб.).

Итого по Подпрограмме “Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии, используемой для нужд ГВС и отопления муниципального жилищного фонда и объектов бюджетной сферы районов Томской области“ - 74,92 млн. руб.

На Департамент ЖКХ Администрации Томской области ложится ответственность по обеспечению нормативной правовой базы, работа с поставщиками тепловой энергии в вопросах приемки приборов, организация расчетов по их показаниям, передачи приборов сервисному специализированному предприятию.

Кроме того, на муниципальные жилищные предприятия возлагается обязанность по обустройству узлов управления жилых домов до состояния, отвечающего требованиям для устройства в них узлов учета. Данные работы планируется выполнить также за счет средств текущего ремонта жилищного фонда.

7. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Снижение расходов бюджетов всех уровней и населения на оплату тепловой энергии при одновременном повышении надежности и качества предоставления услуг отопления и горячего водоснабжения. Практическое привлечение населения к процессу экономии энергоресурсов.

8. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

Ответственность за выполнение мероприятий программы и целевое использование выделяемых бюджетных средств несет куратор программы - Департамент ЖКХ Администрации Томской области.

Раздел IV. РЕАЛИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Основные полномочия в управлении областными программами энергосбережения прописаны в Законе Томской области “Об энергосбережении на территории Томской области“. Эти положения конкретизированы в данном разделе в проекции на Программу “Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии для муниципальных образований Томской области“.

Государственная Дума Томской области утверждает Программу “Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии для муниципальных образований Томской области“ и осуществляет контроль за ее выполнением (см. таблицы 15, 16).

Таблица 15. ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-------------------------T----------T-------------T--------------¬

¦ Подпрограммы ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦

+------------------------+----------+-------------+--------------+

¦Установка приборов ком-¦2700 при-¦ ¦ ¦

¦мерческого учета тепло-¦боров уче-¦ ¦ ¦

¦вой энергии, используе-¦та тепло-¦ ¦ ¦

¦мой для нужд ГВС и ото-¦вой энер-¦ ¦ ¦

¦пления муниципального¦гии ¦ ¦ ¦

¦жилищного фонда города¦ ¦ ¦ ¦

¦Томска ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------+----------+-------------+--------------+

¦Учет тепловой энергии и¦ ¦56 приборов¦137 приборов¦

¦топлива в муниципальных¦ ¦учета газа,¦учета тепловой¦

¦котельных Томской облас-¦ ¦80 приборов¦энергии ¦

¦ти (2004-2005 гг.) ¦ ¦учета жидкого¦ ¦

¦ ¦ ¦топлива, ¦ ¦

¦ ¦ ¦288 приборов¦ ¦

¦ ¦ ¦учета тепло-¦ ¦

¦ ¦ ¦вой энергии ¦ ¦

+------------------------+----------+-------------+--------------+

¦Установка приборов ком-¦ ¦ ¦1369 приборов¦

¦мерческого учета тепло-¦ ¦ ¦учета тепловой¦

¦вой энергии, используе-¦ ¦ ¦энергии ¦

¦мой для нужд ГВС и отоп-¦ ¦ ¦ ¦

¦ления муниципального жи-¦ ¦ ¦ ¦

¦лищного фонда и объектов¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджетной сферы районов¦ ¦ ¦ ¦

¦Томской области ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------------+----------+-------------+---------------

Таблица 16. ГРАФИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ, МЛН. РУБ.

------------------------------------------T-----T----T-----T-----¬

¦ Подпрограммы ¦ 2003¦2004¦ 2005¦Итого¦

+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+

¦Установка приборов коммерческого учета ¦197,0¦ ¦ ¦197,0¦

¦тепловой энергии, используемой для нужд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ГВС и отопления муниципального жилищного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦фонда города Томска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+

¦Учет тепловой энергии и топлива в муници-¦ ¦87,8¦ 27,0¦114,8¦

¦пальных котельных Томской области¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(2004-2005 гг.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+

¦Установка приборов коммерческого учета¦ ¦ ¦ 74,9¦ 74,9¦

¦тепловой энергии, используемой для нужд¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ГВС и отопления муниципального жилищного¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦фонда и объектов бюджетной сферы районов¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Томской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+

¦ИТОГО ¦197,0¦87,8¦101,9¦386,7¦

L-----------------------------------------+-----+----+-----+------

2. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Успешная реализация Программы возможна только в случае закрепления ответственности за ее реализацию за уже существующими или вновь создающимися организационными структурами.

2.1. АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

- представляет Программу “Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии для муниципальных образований Томской области“ на утверждение Государственной Думе Томской области;

- осуществляет общее руководство Программой и координирует деятельность всех органов управления области по реализации программы;

- осуществляет координацию и мониторинг Программы;

- разрабатывает и осуществляет пропагандистские и просветительские мероприятия, способствующие реализации программы.

2.2. ДЕПАРТАМЕНТ ЖКХ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Департамент ЖКХ осуществляет руководство реализацией Программы.

2.3. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции по согласованию на территории Томской области:

- разрабатывают, реализуют и осуществляют мониторинг выполнения муниципальных разделов Программы;

- определяют юридические лица, ответственные за реализацию муниципальных разделов Программы.

2.4. ГУ УПРАВЛЕНИЕ “ТОМСКГОСЭНЕРГОНАДЗОР“

ГУ Управление “Томскгосэнергонадзор“ по согласованию организует контроль выполнения программ оснащения объектов приборами учета потребляемого топлива и отпускаемых энергоносителей.

2.5. ЦЕНТР ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЖКХ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

- создает и совершенствует систему информационного обслуживания, сбора объективной информации о масштабах и структуре потребления энергии в области;

- оказывает маркетинговые и консультационные услуги энергоснабжающим и энергосервисным организациям;

- организует и проводит семинары по проблемам реализации Программы.

2.6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы реализации Программы “Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии для муниципальных образований Томской области и“ на 2003-2005 гг.

2003 г.:

- доработка и утверждение Программы;

- распределение функций по руководству Программой между организационными структурами;

- формирование системного подхода к организации учета, определение способов обслуживания приборов учета, регламентов снятия их показаний и необходимого документооборота;

2003-2005 гг.:

- полномасштабная реализация технических мероприятий Программы.