Российские законы

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.08.2003 N А73-7136/2003-11АП <Заявление о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение Правил подготовки и проведения земляных работ>

Данное решение оставлено без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.10.2003 N АИ-1/1044. Постановлением ФАС ДВО от 26.01.2004 N Ф03-А73/03-2/3532 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 августа 2003 г. по делу N А73-7136/2003-11АП

Арбитражный суд в составе

судьи Бруева Д.В.,

при секретаре Горбуновой Т.М., ведущей протокол,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Хабаровского краевого отделения Российской транспортной инспекции Минтранса РФ к административной комиссии администрации г. Хабаровска,

третье лицо общество с ограниченной ответственностью “ФЭБ“,

о признании незаконным постановления административной комиссии администрации г. Хабаровска от 25.07.2003 N 1165 о назначении административного наказания.

В заседании приняли участие:

от заявителя Кузнецов В.А., заместитель руководителя отделения,

от административного органа Коваленко
М.В., начальник отдела правовой экспертизы и судебной практики юридического управления, Ткаченко С.С., консультант отдела правовой экспертизы и судебной практики юридического управления,

от третьего лица - не явились.

Сущность спора:

Хабаровское краевое отделение Российской транспортной инспекции Минтранса РФ обратилось с заявлением о признании незаконным постановления административной комиссии администрации г. Хабаровска от 25.07.2003 N 1165 о назначении административного наказания.

В соответствии с названным постановлением организация привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 11 Закона Хабаровского края от 31.03.1999 N 110 “Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства на территории Хабаровского края“, в виде штрафа в размере 10000 руб. за производство земляных работ без специального разрешения, выдаваемого административно-техническими инспекциями муниципальных образований.

В судебном заседании заявитель свои требования поддержал в полном объеме, считает, что у административного органа отсутствовали основания для привлечения заявителя к административной ответственности. Свои доводы обосновывает тем, что проведенные работы были не плановыми работами, а аварийно-восстановительными, территория, на которой они проводились, является не городской территорией, а территорией предприятия, которая находится в аренде у ООО “ФЭБ“. Водопровод, на котором произошла авария, принадлежит только Хабаровскому краевому отделению Российской транспортной инспекции Минтранса РФ, других коммуникаций в его зоне нет. При проведении работ асфальтобетонное покрытие не нарушалось, ввиду его отсутствия. Несмотря на это, по окончании работ произведено асфальтирование территории. Ссылка административного органа на нарушение инспекцией п.п. 6.1, 6.15 “Правил благоустройства и содержания территорий городов, рабочих поселков и других населенных пунктов Хабаровского края“, утвержденных постановлением главы администрации Хабаровского края от 07.12.93 N 568 (далее по тексту “Правила благоустройства и содержания территорий городов, рабочих поселков и других населенных пунктов Хабаровского края“),
п. 51 “Правил производства земляных работ в г. Хабаровске“, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.12.2002 N 293 (далее по тексту “Правила производства земляных работ в г. Хабаровске“), п. 4.1 “Правил содержания территории г. Хабаровска“, утвержденных решением Хабаровской городской Думы 09.07.96 N 178 (далее по тексту “Правила содержания территории г. Хабаровска“) необоснованна, т.к. указанные положения предусматривают плановые ремонтные работы, а не аварийные. Порядок аварийных работ, регламентированный п.п. 40 - 50 “Правил производства земляных работ в г. Хабаровске“, разделом 7 “Правил производства работ по прокладке и переустройству подземных коммуникаций в г. Хабаровске“, утвержденных постановлением главы администрации г. Хабаровска от 24.07.1995 N 2307, инспекцией не нарушен. Аварийные работы проведены в течение двух суток. Поскольку в сроки, установленные Правилами, инспекция уложилась, и работы проводились не на городской территории, а на территории предприятия, ордер на производство земляных работ не требовался. Раскоп засыпан отделением транспортной инспекции в трехдневный срок. На момент составления протокола все работы по восстановлению территории закончены, за исключением асфальтирования, которое в последующем произведено.

Представитель административного органа с предъявленными требованиями не согласен, просит отказать заявителю в их удовлетворении. Считает, что производство по делу об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Хабаровского края и г. Хабаровска. Ремонт производился заявителем с нарушением указанных актов, следовательно, ответственность за проведенные работы и невосстановленное благоустройство возложена на него.

Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В порядке ст. 123, ч. 5 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица по имеющимся материалам.

Не связывая рассмотрение заявления с доводами заявителя, суд

установил:

17.07.2003 городской административно-технической инспекцией
администрации г. Хабаровска (далее по тексту ГАТИ) в ходе проверки территорий города в районе ул. Ким-Ю-Чена, 44 установлено, что без аварийного сообщения и ордера на земляные работы Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции Минтранса РФ 24.06.2003 проведены аварийно-восстановительные работы на принадлежащем ему водопроводе, по окончании которых нарушенное благоустройство территории не восстановлено, асфальтовое покрытие не уложено.

По данному факту ГАТИ составлен протокол об административном правонарушении N 1010 от 17.07.2003, на основании которого административной комиссией администрации г. Хабаровска вынесено постановление от 25.07.2003 N 1165 о назначении Хабаровскому краевому отделению Российской транспортной инспекции Минтранса РФ административного наказания в виде штрафа в сумме 10000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Хабаровское краевое отделение Российской транспортной инспекции Минтранса РФ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 1 - 4 “Правил производства земляных работ в г. Хабаровске“ указанные правила устанавливают требования к порядку проведения земляных работ, связанных с ремонтом подземных сооружений и иных видов работ в г. Хабаровске, оформления и закрытия разрешения (ордера), производства земляных работ, к благоустройству и содержанию мест производства, подготовке и сдаче объектов, осуществления контроля за соблюдением норм и правил при производстве земляных работ. Производство земляных работ осуществляется на основании разрешения (ордера), оформленного городской административно-технической инспекцией управления дорог и внешнего благоустройства администрации города. Контроль за выполнением настоящих Правил и координация сроков разрытия осуществляется административно-технической инспекцией. Распространяются настоящие правила согласно п. 6 на организации независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, осуществляющие проведение земляных работ,
связанных с ремонтом подземных коммуникаций, проведением иных видов работ, влекущих нарушение благоустройства территории города.

Из материалов дела следует, что Хабаровское краевое отделение Российской транспортной инспекции Минтранса РФ проводило 24.06.2003 аварийные работы на принадлежащем ему водопроводе при отсутствии ордера на земляные работы, следовательно, требования заявителя в этой части не обоснованы.

Кроме того, согласно п. 40 “Правил производства земляных работ в г. Хабаровске“ производство аварийно-восстановительных работ (в том числе разрытия) на инженерных коммуникациях и сооружениях с целью устранения аварий, произошедших при их эксплуатации или проведении ремонтных работ, разрешается производить на основании аварийных телефонограмм, передаваемых в административно-техническую инспекцию. Указанных сообщений заявитель также не передавал, что им не отрицается и подтверждается журналом аварийных сообщений по Железнодорожному округу г. Хабаровска, представленным административным органом.

Не состоятельна ссылка заявителя, что на территорию предприятий не распространяются требования по восстановлению внешнего благоустройства города после проведенных аварийных работ, а также наступление административной ответственности за их невыполнение.

Согласно преамбуле Закона Хабаровского края от 31.03.1999 N 110 “Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства на территории Хабаровского края“ настоящий Закон направлен на обеспечение благоустройства населенных пунктов Хабаровского края и устанавливает административную ответственность юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющих свою деятельность на территории края, за нарушения содержания территорий, улиц, дорог и объектов внешнего благоустройства городов и других населенных пунктов края.

Статьей 1 этого же Закона установлено, что понимается под правонарушением в сфере благоустройства на территории края - несоблюдение требований или нарушение норм и правил содержания территорий, улиц, дорог и объектов внешнего благоустройства городов, рабочих поселков и других населенных пунктов края,
ответственность за которые установлена настоящим Законом. Территория предприятия, организации, учреждения и иных хозяйствующих субъектов - земельный участок, имеющий площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отраженные в Государственном земельном кадастре, переданный (закрепленный) целевым назначением юридическим или физическим лицам на правах, предусмотренных законодательством.

Согласно представленным правоустанавливающим документам, а именно: договору аренды земельного участка N 1061 от 06.03.2002 заявителя и плану земельного участка к нему, договору аренды имущественного комплекса N 1/1730 от 17.03.2000 ООО “ФЭБ“, дополнительному соглашению к нему N 2 от 28.08.2000, распоряжению мэра г. Хабаровска от 18.02.2000 N 127-р, свидетельству о регистрации прав 27ХБ N 0084954 от 26.09.2000 территория, на которой производились аварийно-восстановительные работы, находится в аренде у ООО “ФЭБ“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 37 “Правил производства земляных работ в г. Хабаровске“, а не пункт 37 “Правил благоустройства и содержания территорий городов, рабочих поселков и других населенных пунктов Хабаровского края“.

Однако, п.п. 6.15, 37 “Правил благоустройства и содержания территорий городов, рабочих поселков и других населенных пунктов Хабаровского края“ предусматривает, что благоустройство всей нарушенной в процессе производства работ территории обязан восстановить заказчик, производящий ремонтные работы.

Ремонтные работы и восстановление нарушенного в процессе ремонта внешнего благоустройства производились отделением транспортной инспекции, что им не отрицается. Водопроводные сети, на которых производились заявителем аварийные работы, принадлежат ему, что следует из договора на отпуск воды и прием сточных вод от 03.01.2002, заключенного с МУП “Водоканал“, заключения к паспорту водного хозяйства от 03.10.2000 и акта границы раздела по водопроводу между заявителем и ООО “ФЭБ“, поэтому доводы Хабаровского краевого отделения Российской транспортной инспекции Минтранса
РФ отделения транспортной инспекции об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения не обоснованы.

Не могут быть приняты во внимание ссылки заявителя на соблюдение им сроков ликвидации аварийных работ и отсутствие необходимости получения ордера на проведение земляных работ, поскольку п. 47 “Правил производства земляных работ в г. Хабаровске“ предусматривает, что аварии независимо от типа коммуникаций (сооружений) должны устраняться в срок до трех суток, а восстановление благоустройства в местах аварийных разрытий выполняться в течение трех дней после завершения работ по устранению аварии. В случае невозможности ликвидировать аварию и восстановить благоустройство в указанный срок необходимо оформить ордер на проведение аварийно-восстановительных работ. Организация, выполняющая работы, несет ответственность за несвоевременное устранение аварии и восстановление благоустройства, при этом работы по восстановлению покрытия проезжей части дорог должны быть выполнены в течение 24 часов вне зависимости от времени года для обеспечения безаварийного движения автотранспорта и механизированной уборки.

Авария произошла 24.06.2003, но до момента составления протокола об административном правонарушении N 1010 от 17.07.2003 внешнее благоустройство территории заявителем не восстановлено.

Не принимается судом ссылка заявителя на “Правила производства работ по прокладке и переустройству подземных коммуникаций в г. Хабаровске“, утвержденные постановлением главы администрации г. Хабаровска от 24.07.1995 N 2307, т.к. постановлением мэра г. Хабаровска от 13.01.2003 N 30 указанные Правила отменены.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона Хабаровского края от 31.03.1999 N 110 производство земляных работ без специального разрешения, выдаваемого административно-техническими инспекциями муниципальных образований, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность в действиях заявителя не установлено. Размер санкции применен в пределах,
установленных ч. 2 ст. 11 Закона Хабаровского края от 31.03.1999 N 110 для юридических лиц.

При изложенных обстоятельствах ГАТИ в рамках предоставленных полномочий провела проверку территории города в районе ул. Ким-Ю-Чена, 44, а административная комиссия администрации г. Хабаровска обоснованно признала заявителя виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11 и законно вынесла оспариваемое постановление.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Хабаровского краевого отделения Российской транспортной инспекции о признании незаконным постановления административной комиссии администрации г. Хабаровска от 25.07.2003 N 1165 о назначении административного наказания, вынесенного Административной комиссией администрации г. Хабаровска в отношении Хабаровского краевого отделения Российской транспортной инспекции, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Некрасова, 5, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию арбитражного суда Хабаровского края в течение 10 дней после принятия обжалуемого решения через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья

Д.В.Бруев