Российские законы

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.04.2010 по делу N А73-1465/2010 <Отсутствие на складе с лесопродукцией, в отношении которой поданы заявки на выдачу фитосанитарных сертификатов, вагонов с загруженной в них древесиной, не является основанием для отказа в выдаче данных сертификатов>

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 N 06АП-2262/2010 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 апреля 2010 г. по делу N А73-1465/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07.04.2010.

Арбитражный суд в составе судьи Сумина Д.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания К.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО “Деревоперерабатывающий холдинг“

к Управлению Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям

о признании незаконными решений об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов



третье лицо: Северный межрайонный отдел Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям

при участии: от ООО “Деревоперерабатывающий холдинг“: П. по доверенности от 22.06.2009 N 01

от заинтересованного лица и третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом

Суд

установил:

ООО “Деревоперерабатывающий холдинг“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее - Управление) по принятию решения о выдаче фитосанитарных сертификатов (далее - ФСС) по заявкам общества.

В ходе судебного разбирательства общество уточнило заявленные требования: просит признать незаконными решения Управления об отказе в выдаче ФСС по заявкам общества, выраженные в письмах: от 25.01.2010 N 04-47/337 - по заявке от 22.12.2009 N 5610; от 25.01.2010 N 04-47/336 - по заявке от 22.12.2009 N 5609; от 24.01.2010 N 04-47/334 - по заявке от 22.12.2009 N 5596; от 23.01.2010 N 04-47/335 - по заявке от 22.12.2009 N 5584; от 28.01.2010 N 04-47/472 - по заявке от 28.12.2009 N 5638; от 28.01.2010 N 04-47/469 - по заявке от 30.12.2009 N 5688; от 28.01.2010 N 04-47/468 - по заявке от 29.12.2009 N 5660; от 28.01.2010 N 04-47/470 - по заявке от 29.12.2009 N 5661; от 28.01.2010 N 04-47/473 - по заявке от 28.12.2009 N 5639.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права просит обязать Управление выдать обществу ФСС по указанным заявкам и произвести их выдачу в помещении Северного межрайонного отдела Управления в г. Комсомольске-на-Амуре, куда подавались перечисленные заявки на выдачу ФСС.

В судебном заседании представитель общества настаивает на заявленных требованиях. Указывает, что решения Управления об отказе в выдаче ФСС по заявкам общества не соответствуют Порядку организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденному приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 N 163 (далее - Порядок).

Представители Управления и Северного межрайонного отдела Управления, извещенных надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали.



Управлением представлен отзыв. Возражает против заявленных требований, указывая, что в выдаче ФСС по перечисленным заявкам общества было отказано в соответствии с п. 16 Порядка, так как в результате досмотра, произведенного сотрудниками Северного межрайонного отдела Управления, установлено фактическое отсутствие лесопродукции, о выдаче ФСС на которую поданы заявки.

Просит в удовлетворении требований отказать.

Северным межрайонным отделом представлено заявление о том, что данное лицо является подразделением Управления, в связи с чем не может являться третьим лицом по делу.

Выслушав доводы представителя общества, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования, с учетом их уточнения, подлежащими удовлетворению.

Общество обратилось в Управление с перечисленными выше заявками на выдачу ФСС на указанную в заявках лесопродукцию (пиловочник, круглый лес) для отправки лесопродукции не экспорт в КНР.

Письмами от 25.01.2010 N 04-47/337, от 25.01.2010 N 04-47/336, от 24.01.2010 N 04-47/334, от 23.01.2010 N 04-47/335, от 28.01.2010 N 04-47/472, от 28.01.2010 N 04-47/469, от 28.01.2010 N 04-47/468, от 28.01.2010 N 04-47/470 и от 28.01.2010 N 04-47/473 Управление отказало обществу в выдаче ФСС по заявкам со ссылкой на пункт 16 Порядка.

В качестве основания во всех случаях указано: “предоставление недостоверных или подложных сведений в документах, необходимых для выдачи фитосанитарных сертификатов“.

Посчитав решения об отказе в выдаче ФСС незаконными, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ “О карантине растений“ (далее - Закон) вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешается если имеется фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.

Согласно ст. 14 Закона подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторным анализу или экспертизе. Лабораторные анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) проводятся в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния. Такие исследования проводятся органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации.

В целях реализации указанных правовых норм приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 N 163 (зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2007 N 9304) утвержден названный выше Порядок.

Согласно пункту 12 Порядка фитосанитарные сертификаты выдаются Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.

Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче ФСС предусмотрены пунктом 16 Порядка:

- непредоставление одного или нескольких документов, необходимых для выдачи ФСС;

- предоставление недостоверных или подложных сведений в документах, необходимых для выдачи ФСС;

- предоставление неправильно оформленных документов, необходимых для выдачи ФСС;

- несоответствие подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям страны-импортера;

- временные фитосанитарные меры по ограничению на вывоз подкарантинной продукции из Российской Федерации, введенные в установленном порядке страной-импортером;

- наличие нарушений в области карантина растений, касающихся заявленной продукции, мест ее заготовки, хранения и переработки, а также способов ее транспортировки.

Во всех рассматриваемых случаях в качестве основания для отказа в выдаче ФСС Управлением указано о представлении недостоверных или подложных сведений в документах, необходимых для выдачи ФСС.

При этом какие именно сведения, содержащиеся в представленных обществом документах являются недостоверными или подложными, ни в одном из писем, которыми Управление сообщило обществу о принятых решениях об отказе в выдаче ФСС, не указано.

Таким образом, содержание писем с извещениями о принятых решениях об отказе в выдаче ФСС не позволяет установить, какие недостатки имеют представленные обществом документы, что лишает общество возможности устранить недостатки в целях получения необходимых ФСС.

Из отзыва Управления и записей, произведенных сотрудниками Управления (Северного межрайонного отдела) на поданных обществом заявках следует, что в ходе осмотра нижнего склада ООО “Альфа-Форест“, произведенного 21.01.2010 и 25.01.2010, установлено, что лесоматериалы в вагонах с номером “0“, а также сами вагоны отсутствуют.

В судебном заседании были исследованы видеозаписи осмотров, произведенных 21.01.2010 и 25.01.2010. Из содержания видеозаписей следует, что они произведены с согласия сотрудников Управления, осуществлявших осмотр. Из содержания видеозаписи осмотра при этом следует, что на складе, где производился осмотр имеется значительное количество лесопродукции (пиловочника и круглого леса), которую было предложено осмотреть сотрудникам Управления.

Отсутствие на складе с лесопродукцией, в отношении которой поданы заявки на выдачу ФСС, вагонов с загруженной них древесиной не предусмотрено Порядком или иными нормативными правовыми актами в качестве основания для отказа в выдаче ФСС.

Ссылку Управления на Международный стандарт по фитосанитарным мерам (МСФМ N 12 Руководство по фитосанитарным сертификатам) суд отклоняет.

Согласно названному международному стандарту фитосанитарные сертификаты выдаются для свидетельствования того, что подкарантинные материалы отвечают специфичным фитосанитарным импортным требованиям и соответствуют удостоверяющему заявлению сертификата соответствующего образца. Все части фитосанитарных сертификатов должны быть заполнены. В случае, если какая-то часть не заполняется, следует вписать слово “Отсутствует“ или строка должна быть вымарана (для предотвращения подделок).

В части 1 “Описание груза“ пункта 2.1 Международного стандарта требования к заполнению раздела “Количество мест и описание упаковки“ фитосанитарного сертификата изложены дословно следующим образом: “В этот раздел следует включать достаточно подробную информацию, чтобы дать возможность НОКЗР импортирующей стороны идентифицировать груз и составляющие его части, и, в случае необходимости, проверить их размер. Номера контейнеров и/или вагонов являются полезным дополнением к описанию упаковки и могут быть включены здесь, если известны“.

Таким образом, из данной нормы прямо следует, что указание в ФСС номеров вагонов не являются обязательным, и что внесение в ФСС таких сведений может быть произведено только в тех случаях, когда такие сведения известны на момент выдачи ФСС.

Формой заявки на выдачу ФСС, являющейся приложением N 1 к Порядку предусмотрено указание в ней лишь способа транспортировки груза, но не номера вагона или иного транспортного средства. Отсутствие сведения о номерах вагонов на предусмотрено Порядком в качестве основания для отказа в выдаче ФСС.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения Управления об отказе в выдаче ФСС по заявкам общества подлежат признанию незаконными как не соответствующие приведенным положениям нормативных правовых актов и нарушающие права и законные интересы общества, так как в отсутствие ФСС оно не вправе осуществлять экспорт лесопродукции.

В порядке пп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ суд обязывает Управление устранить допущенные нарушения прав общества путем выдачи ему фитосанитарных сертификатов на основании перечисленных выше заявок.

При этом суд находит обоснованными доводы общества о том, что выдача ФСС должна производиться в том же уполномоченном подразделении Управления, которым принята заявка о его выдаче.

Возражения Управления о том, что согласно п. 5 Порядка выдача ФСС производится непосредственно Россельхознадзором или его территориальными органами, из региона деятельности которых осуществляется вывоз или поставка подкарантинной продукции, суд отклоняет.

Органы власти осуществляют свои полномочия посредством деятельности входящих в его структуру подразделений, к компетенции которых отнесены те или иные вопросы организации деятельности органа власти.

Приказом руководителя Управления от 04.03.2009 N 19 “О порядке приема заявок на оформление и выдачу фитосанитарных и карантинных сертификатов“ подразделение Управления - Северный межрайонный отдел в числе прочих указанных в том же приказе отделов уполномочен на прием заявок и выдачу разрешений на оформление ФСС, начальнику отдела предписано обеспечить организацию выдачи ФСС.

Возложение на общество обязанности получать ФСС в ином подразделении, чем расположенное в месте осуществления им деятельности и уполномоченное на совершение таких юридически значимых действий как прием заявок на выдачу ФСС и выдачу оформленных Управлением ФСС заявителям, означало бы создание необоснованных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными решения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов, изложенные в письмах:

- от 25.01.2010 N 04-47/337 по заявке от 22.12.2009 N 5610;

- от 25.01.2010 N 04-47/336 по заявке от 22.12.2009 N 5609;

- от 24.01.2010 N 04-47/334 по заявке от 22.12.2009 N 5596;

- от 23.01.2010 N 04-47/335 по заявке от 22.12.2009 N 5584;

- от 28.01.2010 N 04-47/472 по заявке от 28.12.2009 N 5638;

- от 28.01.2010 N 04-47/469 по заявке от 30.12.2009 N 5688;

- от 28.01.2010 N 04-47/468 по заявке от 29.12.2009 N 5660;

- от 28.01.2010 N 04-47/470 по заявке от 29.12.2009 N 5661;

- от 28.01.2010 N 04-47/473 по заявке от 28.12.2009 N 5639.

Обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям выдать Обществу с ограниченной ответственностью “Деревоперерабатывающий Холдинг“ фитосанитарные сертификаты по указанным заявкам в помещении Северного межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям.

Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Деревоперерабатывающий Холдинг“ судебные расходы в сумме 2 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья

Д.Ю.СУМИН