Российские законы

Вопрос: Является ли применение регрессивной шкалы обязанностью организации?

Вопрос: Является ли применение регрессивной шкалы обязанностью организации?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 241 Кодекса в 2002 - 2004 годах в случае, если на момент уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной пунктом 1 вышеназванной статьи, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.

Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца
налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.

Таким образом, исходя из конструкции названной нормы, иные налогоплательщики, у которых налоговая база не удовлетворяет критерию, указанному в вышеназванной статье Кодекса, а именно в среднем на одно физическое лицо в месяц составляет сумму 2500 рублей и более, а также исходя из положений статьи 56 Кодекса, вправе не использовать регрессивную шкалу ставок единого социального налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона N 167-ФЗ тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются страхователями в том случае, если соблюдены требования, установленные пунктом 2 статьи 241 Кодекса.

В связи с изложенным считаем, что если налогоплательщики при соблюдении условия, установленного пунктом 2 статьи 241 Кодекса и пунктом 3 статьи 22 Федерального закона N 167-ФЗ, и наличии права на применение регрессии при исчислении налога и страховых взносов отказываются от него, то расчет и налога, и страховых взносов производится ими по максимальным ставкам и тарифам.

Такой порядок применения регрессивных ставок налога и тарифов страховых взносов основан на следующем толковании статьи 241 Кодекса и статьи 22 Федерального закона N 167-ФЗ.

До вступления в законную силу Федерального закона N 167-ФЗ единый социальный налог, исчисленный по ставке 28% или с применением регрессии, в полном размере зачислялся в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и предназначался на выплату пенсий.

При этом в случае соблюдения условий, установленных пунктом 2 статьи 241 Кодекса,
по регрессивным ставкам исчислялась вся сумма налога.

С принятием Федеральных законов от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и от 31.12.2001 “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ единый социальный налог был модифицирован: произошло разграничение сумм, поступающих в ПФР.

Одна часть, исчисляемая по ставкам, установленным статьей 22 Федерального закона N 167-ФЗ, стала зачисляться на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Другая часть, исчисляемая по ставке, предусмотренной статьей 241 Кодекса, за вычетом исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, - в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии.

Однако как при исчислении налога, так и страховых взносов действует единый подход к применению регрессии, установленный пунктом 2 статьи 241 Кодекса. Поскольку исторически страховые взносы являются частью единого социального налога, которая с начала пенсионной реформы обособилась в виде платежей в бюджет ПФР, но участвует в качестве налогового вычета в расчете налога, то разный подход к применению регрессии при исчислении налога и страховых взносов приведет к перекосам в пропорциях поступления средств в федеральный бюджет и ПФР, установленных главой 24 Кодекса и Федеральным законом N 167-ФЗ.

Учитывая изложенное, считаем, что отказ от применения регрессии означает, что и налог, и страховые взносы налогоплательщик исчисляет по максимальным ставкам и тарифам, включая налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы и одновременно осуществляющих виды деятельности, облагаемые по общепринятой системе.

Кроме того, напоминаем, что п. 2 ст. 241 Кодекса с 01.01.2005 утратил силу (в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ). Следовательно,
регрессивные ставки налога и страховых взносов на ОПС будут применяться безотносительно к каким-либо условиям в обязательном порядке.

УФНС России по Удмуртской Республике

10.03.2005