Российские законы

Распоряжение Губернатора Тюменской области от 26.03.1999 N 228-р “Об инновационной политике области“

Утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Тюменской области от 19.09.2005 N 167-п.

ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 марта 1999 г. N 228-р

ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ОБЛАСТИ

1. Одобрить Концепцию инновационной политики области (прилагается).

2. Департаменту образования и науки, Департаменту экономики, Комитету по промышленности и недрам, Комитету по управлению государственным имуществом области разработать мероприятия по реализации Концепции.

3. Департаментам, комитетам, управлениям Администрации области при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных актов и иных мероприятий, связанных с решением данной проблемы, учитывать положения настоящей Концепции.

Губернатор области

Л.Ю.РОКЕЦКИЙ

Приложение

к Распоряжению

Губернатора Тюменской области

от 26 марта 1999 г. N 228-р

КОНЦЕПЦИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение

Настоящая Концепция определяет основные принципы, направления, формы и методы
реализации инновационной политики, проводимой органами государственной власти Тюменской области.

Концепция рассматривает инновационную деятельность как ведущую составляющую процессов обновления, структурной перестройки и развития производства и социальной сферы, важный фактор повышения инвестиционной привлекательности экономики области.

Основные положения государственной инновационной политики, ее направления и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов изложены в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы, одобренной постановлением Правительства РФ от 24.07.98 N 832.

Являясь частью и продолжением государственной инновационной политики, согласуясь с основными ее положениями, инновационная политика Тюменской области определяет региональные аспекты государственной поддержки инновационной деятельности с учетом местных условий и специфики развития Тюменской области.

При определении основных направлений инновационной политики Концепция исходит из необходимости решения проблем обновления и модернизации производственного потенциала в целях формирования эффективной региональной экономики, обеспечивающей на основе паритета общегосударственных и региональных интересов устойчивое и сбалансированное социально-экономическое развитие Тюменской области.

1. Региональные особенности, определяющие

формирование и реализацию основных направлений

инновационной политики Тюменской области

Важной особенностью экономики Тюменской области является ее специализация на производстве энергоресурсов. Область является основным поставщиком нефти и природного газа, обеспечивая тем самым значительную часть энергетических потребностей страны, а также валютных поступлений от продажи за рубеж углеводородного сырья.

Вместе с тем, в рыночных условиях традиционная ориентация преимущественно на эксплуатацию топливных ресурсов не является достаточной для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Снижение внешнего спроса на энергетическое сырье и рост издержек из-за ухудшающегося качества эксплуатируемых запасов ведут к утрате конкурентных преимуществ в виде наличия крупных месторождений нефти и газа, которыми располагала Тюменская область.

Достижение стабильного функционирования экономики региона в долгосрочной перспективе требует создания “воспроизводимой“ структуры хозяйства, основанной на возобновляемых ресурсах и наукоемких технологиях,
обеспечивающих создание новых конкурентных преимуществ.

Исходя из этого, формирование основных направлений инновационной политики будет складываться как из потребностей в технологическом обновлении и перевооружении действующих предприятий, так и в отборе и разработке прогрессивных технологий для вновь создаваемых предприятий и производств, обеспечивающих выпуск новых видов высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

Основой формирования и развития инновационной деятельности в области является ее научно-технический потенциал и его инновационная составляющая.

Область располагает крупным современным научно-техническим и образовательным потенциалом, сосредоточенным в отраслевой, вузовской и академической науке.

В настоящее время в области имеется:

- отраслевых и академических институтов - 34, в них работает свыше 5000 сотрудников;

- высших учебных заведений - 15, число преподавателей в них - более 3200, число студентов - около 60000;

- средних специальных учебных заведений - 41, число преподавателей в них - более 2000, число студентов - более 30000;

- в вузах, отраслевых и академических институтах работают 314 докторов наук и более 1600 кандидатов.

Создана Губернская академия, предметом деятельности которой является координация, организация и непосредственное ведение научной, научно-просветительской и духовной деятельности.

На территории области функционируют 15 общественных центров и отделений различных академий наук. Более 150 ученых области, работающих в сфере науки, являются действительными членами и членами - корреспондентами различных академий наук.

Потери научно-технического потенциала области за время перестройки и кризиса значительны, особенно в отраслевом секторе, однако эти потери не являются необратимыми и при соответствующей поддержке на региональном уровне потенциал области может быть восстановлен, преобразован и развит в соответствии с новыми условиями и требованиями.

Научно-технический потенциал имеет все необходимые составляющие для осуществления инновационного процесса, включая выполнение инновационных научных разработок и доведение результатов исследований до стадии инновационного проекта -
товарной научно-технической продукции, готовой к использованию на производстве и способной заинтересовать инвестора и производителя.

Научно-технический потенциал области может решать задачи модернизации ключевых отраслей области в основном своими силами, а также обеспечить квалифицированное привлечение сторонней науки по всему спектру проблем социально-экономического развития области.

Необходимо организовать процесс консолидации, преобразования и развития регионального научно-технического потенциала и формирования научно-образовательно-технологического комплекса (НОТ - комплекса) во всем диапазоне мер: от определения направлений региональной научно-технической политики до формирования механизмов и структур для управления.

В соответствии с положением и удельным весом секторов региональной науки (наука отраслевая, вузовская, академическая), сложившимися к началу реформ, и их состоянием в процессе реформирования и кризиса, основой формирования НОТ - комплекса области и его развития являются вузы области. Это соответствует общемировой тенденции соединения науки с образованием и процессу консолидации отраслевой науки вокруг ведущих учебных заведений.

Выделение и усиление инновационной составляющей региональной науки повысит инвестиционную привлекательность области, укрепит связи региональной науки с федеральной наукой, с общероссийскими фондами поддержки инноваций и предпринимательства, будет способствовать развитию межрегиональных и межгосударственных связей области.

2. Основные принципы инновационной политики,

проводимой Тюменской областью

Инновационная политика Тюменской области осуществляется исходя из принципов:

- переориентации промышленного потенциала области на увеличение выпуска высокотехнологичной и наукоемкой продукции, продуктов глубокой переработки сырья, отвечающих потребностям рынка с учетом перспектив его развития;

- поддержки предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих технологическое обновление и модернизацию производства с целью повышения его эффективности;

- ориентации на создание в области долгосрочных условий повышения производительности труда;

- доступности и свободного распространения научно-технических знаний и информации при обеспечении гарантий защиты интеллектуальной собственности и авторских прав;

- поддержки и стимулирования развития обучения, образования и науки, привлечения
квалифицированных научных и инженерно - технических кадров, формирования технопарковой инфраструктуры - как важнейших составных частей развития инновационного потенциала области;

- учета и взаимовыгодного дополнения интересов области и автономных округов в модернизации и технологическом обновлении базовых отраслей экономики.

3. Цель инновационной политики

Тюменской области и основные ее направления

Целью инновационной политики Тюменской области является укрепление и развитие социально-экономической сферы области, подъем благосостояния ее населения через модернизацию производства и его структурную перестройку.

Исходя из современного состояния экономики региона и перспектив ее развития, инновационная политика Тюменской области призвана обеспечить создание необходимых финансовых, правовых и организационных условий, способствующих достижению поставленной цели. В соответствии с этим требованием определяются и основные направления инновационной политики. К их числу относятся следующие:

Разработка региональной системы нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. В законодательном плане необходимо предусмотреть разработку правовых актов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности и бизнеса, в том числе - законодательное определение и закрепление условий и мер поддержки органами государственной власти области инновационной деятельности, внесение соответствующих изменений и дополнений в региональное налоговое законодательство.

Создание региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Определение в составе органов государственной власти области структур, обеспечивающих реализацию региональной инновационной политики, и наделение их соответствующими функциями и полномочиями. Организация взаимодействия и включение в процесс осуществления инновационной деятельности научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений и общественных организаций в виде отраслевых и региональных центров передачи технологий.

Экономические и финансовые основы активизации инновационной деятельности в регионе. Разработка механизмов стимулирования и поддержки инновационной деятельности в регионе путем снижения налоговых платежей и применения других форм. Определение условий и порядка привлечения финансовых средств из негосударственных источников, средств областного бюджета и бюджетов автономных округов
в осуществление инновационных проектов и программ. Создание целевых инновационных фондов.

Развитие инновационного предпринимательства. Определение условий, на которых осуществляется поддержка областью инновационного предпринимательства. Создание благоприятной среды для максимального проявления преимуществ различных форм осуществления инновационного предпринимательства (малый и средний инновационный бизнес, его взаимодействие с крупными производственными комплексами).

Разработка и реализация областных (общеобластных) инновационных программ и проектов. Определение потребностей в инновациях различных отраслей и сфер хозяйственной деятельности, а также условий и форм участия органов государственной власти области в реализации инновационных проектов. Формирование областного инновационного заказа. Создание экспертной системы, способной обеспечить сопоставление и оценку инновационных программ и проектов в соответствии с уровнем отечественных и мировых разработок и с точки зрения общехозяйственной необходимости. Создание конкурсной системы отбора инновационных проектов.

4. Формы и методы реализации

инновационной политики области

Инновационная политика Тюменской области осуществляется взаимосвязанной и скоординированной системой мер и действий, проводимой на основе методов правового, экономического и финансово-кредитного стимулирования и регулирования инновационной деятельности.

В правовой сфере инновационная политика области реализуется в форме разработки и принятия пакета региональных законодательных и нормативно-правовых актов, закрепляющих нормы и принципы регулирования, поддержки и стимулирования органами государственной власти области развития инновационной деятельности в регионе.

В сфере экономического управления, планирования и регулирования осуществляется в форме:

- ориентации производственного потенциала области на выпуск высокотехнологичных и наукоемких видов продукции с учетом текущих и перспективных потребностей рынка;

- учета потребностей в технологическом обновлении и модернизации отраслей промышленности, производств и видов хозяйственной деятельности при разработке планов и прогнозов социально-экономического развития области;

- реализации комплекса протекционистских мер, способствующих процессу создания и распространения инноваций при одновременном решении производственных, социальных и экологических проблем области;

- осуществления межрегионального и международного сотрудничества в
целях объединения усилий по развитию инновационной деятельности, реализации крупных инновационных проектов;

- экспертизы инновационных проектов, программ и отдельных разработок;

- реализации областных (общеобластных) инновационных программ и проектов, направленных на развитие региона;

- участия в учреждении предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность, а также в управлении ими.

В финансовой и кредитной сферах через:

- предоставление налоговых инвестиционных кредитов предприятиям и организациям, осуществляющим создание, распространение и внедрение инноваций;

- привлечение финансовых средств из внебюджетных источников для развития инновационной деятельности, создания инновационных фондов;

- предоставление гарантий по кредитам, получаемым предприятиями для модернизации и технологического обновления производств;

- целевое финансирование приоритетных инновационных проектов и программ, направленных на решение проблем социально-экономического развития области.

5. Приоритетные сферы

инновационной деятельности в области

Исходя из задач и перспектив социально-экономического развития, к числу приоритетных сфер инновационной деятельности в Тюменской области относятся:

- повышение извлекаемости запасов и эффективности добычи нефти и газа, функционирование трубопроводного транспорта;

- развитие глубокой переработки углеводородного сырья, нефтегазохимических производств, внедрение технологий утилизации попутного нефтяного газа;

- повышение эффективности использования топливных ресурсов в энергетике и энергосбережение;

- прирост запасов, рациональное использование природных ресурсов, вовлечение в промышленное освоение нетрадиционных или малоиспользуемых ресурсов;

- модернизация лесопромышленного комплекса, совершенствование технологий лесозаготовок и лесовосстановления, развитие деревообработки, глубокой переработки древесины;

- освоение новых видов продукции и повышение конкурентоспособности товаров, выпускаемых предприятиями машиностроения, легкой и пищевой промышленности;

- снижение ресурсоемкости производств, утилизация и переработка отходов, вторичное использование сырья, внедрение малоотходных технологий;

- развитие транспортной сети, связи, информатики;

- внедрение технологий, повышающих качество услуг и снижающих затраты в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- сохранение плодородия земель и повышение эффективности сельскохозяйственного производства;

- обеспечение экологической безопасности.

6. Начальный этап реализации Концепции

инновационной политики Тюменской области

Большое значение в осуществлении инновационной политики области
имеет выработка четкой стратегии ее реализации, определяющей этапы реализации инновационной политики, перечень приоритетных задач и способы их решения.

Основной задачей этого периода является организация, координация и планирование инновационной деятельности, для чего помимо определения функций структур органов государственной власти области, осуществляющих реализацию инновационной политики, целесообразно образовать координационно-экспертный совет по инновациям, служащий каналом диалога между властями с одной стороны, предпринимателями и общественными организациями с другой.

При реализации инновационных проектов на начальном этапе предпочтение следует отдавать внедренческим проектам, способным в кратчайшие сроки дать полную окупаемость и максимальную экономическую эффективность.

Кроме того, в начальный период должны быть разработаны правовые основы стимулирования инновационной деятельности, что обеспечит законодательную базу реализации положений Концепции.