Российские законы

Постановление Администрации Смоленской области от 29.01.1999 N 52 “Об утверждении Инструкции по проверке деятельности структурных подразделений, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов местного самоуправления городов и районов Смоленской области, не отнесенных к группам по гражданской обороне“

Утратил силу в связи с изданием постановления Администрации Смоленской области от 02.06.2003 N 128.

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 1999 г. N 52

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ РЕШАТЬ

ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАДАЧИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,

НЕ ОТНЕСЕННЫХ К ГРУППАМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

В соответствии с Инструкций по инспектированию и проверке деятельности органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образований в составе этих городов,
утвержденной Приказом МЧС Российской Федерации от 10.06.1998 N 363, постановляю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию по проверке деятельности структурных подразделений, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов местного самоуправления городов и районов Смоленской области, не отнесенных к группам по гражданской обороне

И.о. главы администрации

области

С.В.АНТУФЬЕВ

Приложение

к постановлению

главы администрации

Смоленской области

от 29.01.1999 N 52

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ,

СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЗАДАЧИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ГОРОДОВ И РАЙОНОВ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, НЕ ОТНЕСЕННЫХ

К ГРУППАМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

1. Общие положения

1.1 Настоящая Инструкция устанавливает порядок проверки деятельности структурных подразделений, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления ГОЧС) органов местного самоуправления городов и районов Смоленской области, не отнесенных к группам по гражданской обороне по выполнению задач, возложенных на них положениями об этих органах управления ГОЧС, утвержденных руководителями органов местного самоуправления.

1.2. Проверки организуются и проводятся в соответствии с планом основных мероприятий Главного управления ГОЧС области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке осуществления возложенных на них управленческих и контрольных функций по руководству органами гражданской обороны (далее - ГО), территориальными звеньями единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и оказания практической помощи в решении назревших проблем.

1.3. Предметом проверки является деятельность органов управления ГОЧС по планированию, разработке и организации выполнения мероприятий в области гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению деятельности территориальных звеньев РСЧС, решения других задач, возложенных на органы управления ГОЧС положениями об этих органах управления.

1.4. Проверки проводятся комиссиями, имеющими в
своем составе представителей всех основных отделов Главного управления ГОЧС области, по всем вопросам, указанным в Разделе II (или большинству из настоящей Инструкции), с проведением штабных тренировок, летучек.

1.5. Для проведения проверки разрабатывается план, в котором отражаются цели, основные проверяемые вопросы, сроки и последовательность проверки, практические мероприятия (тренировки, летучки), осуществляемые в ходе проверки и т.п.

План проверки, состав комиссии не позднее чем за 10 дней доводятся до руководителей органов местного самоуправления, которые подлежат проверке.

При необходимости, с учетом предложений руководства органа местного самоуправления, отдельные позиции плана могут быть уточнены по прибытии комиссии на место.

1.6. При подготовке к проверке члены комиссии обязаны изучить план проверки, имеющиеся отчетные и другие материалы о структуре и деятельности проверяемого органа управления ГОЧС, о состоянии вопросов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и не позднее чем за неделю до выезда на проверку разработать личный (для руководителей групп - групповой) план работы в комиссии и представить его на утверждение председателю комиссии. За 2 - 3 дня до выезда на проверку председателем комиссии проводится общий инструктаж, на котором проверяется готовность членов комиссии к работе, уточняются сроки и порядок информирования руководства комиссии о ходе проверки, а также вопросы, подлежащие обязательному изложению в материалах разбора и акте проверки.

1.7. Результаты проверки органов управления ГОЧС, отдельных подразделений (службы ГО, объекты экономики и т.п.) объявляются лицами, осуществляющими проверку, на проводимых ими по окончании проверки частных разборах. Общие результаты проверки докладываются председателем комиссии руководителю органа местного самоуправления и с участием председателя, членов комиссии по чрезвычайным ситуациям (далее - КЧС), руководителей органов гражданской обороны, других заинтересованных органов управления
рассматриваются на итоговом совещании. Порядок его проведения определяется председателем комиссии совместно с руководством органа местного самоуправления.

1.8. По итогам проверки комиссией на месте составляется акт, в котором отражается оценка деятельности органа управления ГОЧС, общие выводы, проблемы и предложения по устранению выявленных недостатков. Акт подписывается председателем комиссии, согласовывается с руководителем органа местного самоуправления и представляется на утверждение начальнику Главного управления ГОЧС области. К акту прилагается оценочная ведомость. Копия утвержденного акта высылается руководителю органа местного самоуправления, где проводилась проверка.

1.9. На основании акта проверки органом управления ГОЧС разрабатывается план по устранению вскрытых недостатков, который согласовывается с начальником Главного управления ГОЧС области и утверждается руководителем органа местного самоуправления. Копия плана высылается начальнику Главного управления ГОЧС области.

2. Основные вопросы проверки и порядок оценки

деятельности структурных подразделений

ГОЧС органа местного самоуправления

Основные вопросы проверки:

организация работы по выполнению требований федеральных законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, государственных стандартов системы гражданской обороны и безопасности в чрезвычайных ситуациях (далее системы ГО и БЧС), Законов Смоленской области, постановлений и распоряжений главы администрации области, иных нормативных правовых актов, качества разработки планирующих и иных документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация осуществления контроля за их исполнением;

организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

обеспечение готовности системы управления, связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны по наблюдению и контролю за экологическим состоянием окружающей среды, по содержанию в готовности сил
и средств наблюдения и контроля РСЧС;

организация работы по подготовке и содержанию в готовности сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

организация работы по обеспечению готовности сил и средств гражданской обороны к действиям в военное время;

организация работы по созданию и определению порядка использования резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

организация подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организация содержания имущества гражданской обороны;

подготовка органа управления ГОЧС к выполнению задач по предназначению;

практические действия на учениях (тренировках) или при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, имевших место за последний год;

способность привести себя в установленные степени готовности к выполнению задач в мирное и военное время.

2.1 Организация работы по выполнению требований федеральных законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, государственных стандартов системы гражданской обороны и безопасности в чрезвычайных ситуациях, Законов Смоленской области, постановлений и распоряжений главы администрации области, иных нормативных правовых актов, качества разработки планирующих и иных документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация осуществления контроля за их исполнением оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

а) проверяемые показали знание федеральных законов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской
Федерации, государственных стандартов ГО и БЧС, МЧС России, законодательства Смоленской области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (законов Смоленской области, постановлений и распоряжений главы администрации области) органы управления ГОЧС организовали подготовку проектов соответствующих нормативных правовых актов для органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

принимают участие в реализации и контроле исполнения принятых нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в объеме предусмотренном положениями об этих органах управления ГОЧС:

б) органы управления ГОЧС разрабатывают и своевременно корректируют утвержденные в установленном порядке “План гражданской обороны“, “План действии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ (иные планирующие документы), отвечающие основным требованиям, включающие объем и содержание мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в условиях военного времени, исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

деятельность органов управления ГОЧС не способствует своевременной и действенной реализации Федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организации подготовки проектов соответствующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в “Плане гражданской обороны“, “Плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций“, иных документах выявлены недостатки, способные отрицательно повлиять на выполнение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в условиях военного времени, предусмотренные мероприятия не согласованы по задачам,
месту, времени и срокам, их обеспечению, не доведены до исполнителей;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если дополнительно к условиям по предыдущей оценке:

в органах местного самоуправления не разработаны основные правовые нормативные документы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В “Плане гражданской обороны“ и “Плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ выявлены недостатки, не позволяющие организованно и в установленные сроки обеспечить безопасность населения (провести комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, защите населения в условиях военного времени).

2.2. Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

спланирована работа комиссий по чрезвычайным ситуациям и органов управления ГОЧС, обеспечивается координация деятельности госнадзорных и контрольных органов по решению задач в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

организовано и контролируется осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуации и военного времени;

организован контроль за выполнением требований государственных стандартов ГО и БЧС;

организовано прогнозирование чрезвычайных ситуаций, внедрена система сбора и обработки информации о промышленных авариях и безопасности объектов экономики, возможных чрезвычайных ситуациях природного характера;

осуществляется методическое руководство работами по повышению устойчивости функционирования организаций при чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций систематически предлагаются для рассмотрения на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям, организован контроль за реализацией принимаемых КЧС решений по данным вопросам;

организована подготовка руководящего состава КЧС в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

осуществляется методическое руководство (координация) деятельностью органов повседневного управления РСЧС (дежурно-диспетчерскими службами) на потенциально опасных объектах в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и гражданской обороны;

осуществляется участие в планировании, организации работы по декларированию безопасности объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов);

проводится работа по выявлению причин промышленных аварий и связанных с ними чрезвычайных ситуаций, их анализ, разработка рекомендаций по их предотвращению;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

вопросы предупреждения возможных (прогнозируемых) чрезвычайных ситуации своевременно не выносятся для рассмотрения на заседаниях КЧС, контроль за принимаемыми КЧС решениями по данной проблеме не организован; организация сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны не позволяет в полном объеме решать поставленные задачи;

не организован контроль за выполнением законодательных актов, требований государственных стандартов ГО и БЧС, правил и норм в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

участие в планировании, организации и проведении работы по декларированию безопасности объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов), систематический контроль за ходом внедрения системы декларирования безопасности объектов и порядка проведения экспертизы декларации безопасности осуществляется периодически;

методическое руководство деятельностью органов повседневного управления РСЧС (дежурно-диспетчерскими службами) на потенциально опасных производственных объектах в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны не постоянно и не отражено в планирующих документах;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если дополнительно к условиям по предыдущей оценке:

не организовано прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

не спланированы или не организованы работа в области решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций, устойчивого функционирования экономики и выживания населения в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

не проработаны вопросы организации подготовки дежурно-диспетчерских служб на потенциально опасных объектах для принятия обоснованных решений при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;

не организовано взаимодействие с надзорными и контрольными органами, осуществляющими свою деятельность на территории органа местного самоуправления.

2.3. Обеспечение готовности систем управления, связи,
оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается по следующим основным элементам;

готовность органов управления ГОЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

организационная деятельность органов управления ГОЧС по поддержанию готовности органов повседневного управления ГОЧС;

организация создания и функционирования систем связи, оповещения;

организация сбора, обработки, обмена информацией;

2.3.1. Готовность органов управления ГОЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

разработаны планирующие документы, определяющие приведение в готовность органов управления ГОЧС гражданской обороны, территориального звена РСЧС к выполнению возложенных задач и их функционирование в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени, имеется необходимая организационно-техническая документация по вопросам управления в повседневной деятельности, в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени (приказы, инструкции и т.п.);

созданы оперативные группы (расчеты) для действий в чрезвычайных ситуациях и в условиях, военного времени, организована их подготовка;

органы управления обеспечены необходимыми формализованными, нормативно-техническими и справочными документами;

работники оперативно-дежурных служб показали хорошие знания по всем вопросам их деятельности в соответствии с утвержденными нормативными документами;

при контрольных тренировках и запусках систем оповещения и связи проверяемые действовали уверенно, выполнили поставленные задачи в установленные сроки;

при имевших место чрезвычайных ситуациях, в ходе проведения учений и тренировок, органы управления ГОЧС показали способность оперативно готовить обоснованные предложения для принятия решения;

имеются установленные для проверяемого органа управления пункты управления, укомплектованные необходимыми средствами связи, оповещения и информирования;

органы управления ГОЧС осуществляют руководство деятельностью органов повседневного управления территориального звена РСЧС, которая в соответствии с функциональными задачами обеспечивает прием, передачу и доведение сигналов управления, оповещение, сбор, обработку и передачу информации;

осуществляется организационно-техническое обеспечение деятельности КЧС (органов управления
гражданской обороны) местного самоуправления по выполнению возложенных на них задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организация (координация) деятельности служб гражданской обороны;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

не в полном объеме разработаны необходимые планирующие документы и организационно-техническая документация по вопросам управления и повседневной деятельности в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени (приказы, инструкции и т.п.);

оперативные группы (расчеты) для действий в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени подготовлены слабо, не обеспечены необходимой нормативно-технической и справочной документацией, минимально необходимым комплектом средств связи, транспортом и элементами жизнеобеспечения для работы в условиях чрезвычайных ситуаций;

при контрольных тренировках и запусках систем оповещения и связи проверяемые действовали неуверенно, поставленные задачи выполнены с задержкой относительно установленного времени исполнения;

при имевших место чрезвычайных ситуациях, в ходе проведения учений и тренировок органы управления ГОЧС допустили ошибки при принятии решений;

органы управления ГОЧС недостаточно полно осуществляют руководство деятельностью органов повседневного управления территориального звена РСЧС и гражданской обороны, которая в соответствии с функциональными задачами обеспечивает прием, передачу и доведение сигналов управления, оповещение, сбор, обработку и передачу информации;

установленные для размещения проверяемого органа управления ГОЧС пункты управления имеют отдельные недостатки, но в целом обеспечивают связь, оповещение и информирование органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если предъявляемые требования полностью не выполняются.

2.3.2. Организационная деятельность органов управлении ГОЧС по поддержанию готовности органов повседневного управлении ГОЧС оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

осуществляется методическое руководство деятельностью органов повседневного управления РСЧС (пунктами управления, оперативно-дежурными (дежурными) службами, дежурно-диспетчерскими службами на потенциально-опасных объектах экономики);

разработаны и утверждены нормативные и нормативно-методические документы, определяющие деятельность оперативно-дежурных (дежурных) служб;

организована подготовка и инструктаж работников оперативно-дежурных (дежурных), служб по всем вопросам их деятельности;

созданы условия для приведения пунктов управления, их систем жизнеобеспечения, средств связи и оповещения в готовность в установленные сроки;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

необходимые инструкции и справочные пособия разработаны не в полном объеме, содержат отдельные недостатки, но позволяют оперативно-дежурным (дежурным) службам выполнить поставленные задачи;

в организации подготовки оперативно-дежурных (дежурных) служб допущены отдельные недостатки, в целом не влияющие на выполнение поставленных задач;

не в полном объеме созданы условия для приведения пунктов управления, их систем жизнеобеспечения, средств связи и оповещения в готовность и установленные сроки;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если дополнительно к условиям по предыдущей оценке:

работники оперативно-дежурных (дежурных) служб оказались не подготовленными к выполнению возложенных задач, необходимые инструкции и справочные пособия разработаны без учета рекомендаций по их разработке, но позволяют в полном объеме и в установленный срок выполнить поставленные задачи;

не созданы условия для приведения пунктов управления, их систем жизнеобеспечения, средств связи, оповещения и информирования в готовность в установленные сроки;

2.3.3. Организация создания и функционирования систем связи, оповещения оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если органами управления ГОЧС:

организовано создание и поддержание в готовности к работе узла связи;

организована связь с пункта управления органа ГОЧС местного самоуправления с пунктом управления старшего начальника, пунктами управления подчиненных органов, населенными пунктами, организациями;

организована связь старшему начальнику при перемещении его с одного пункта управления на другой;

поддерживается в готовности узел связи (средства связи) подвижного пункта управления к обеспечению органов управления связью в чрезвычайной ситуации (если, в соответствии с рекомендациями, он сделан);

организован и ведется контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если органами управления ГОЧС:

не проведены организационные мероприятия по созданию узлов связи соответствующих пунктов управления;

не организован контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если органами управления ГОЧС:

не организована связь с пункта управления органа ГОЧС местного самоуправления с пунктами управления старшего начальника, пунктами управления подчиненных органов, населенными пунктами, организациями;

не организован контроль за созданием и поддержанием в готовности локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.

2.3.4. Организация сбора, обработки, обмена информацией оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если органами управления ГОЧС:

разработан, установленным порядком утвержден в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.97 г. N 334 и доведен до всех исполнителей порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

соответствующие работники органа управления ГОЧС, в т.ч. оперативно-дежурных (дежурных) служб, подготовлены для выполнения указанных функций, в ходе контрольных тренировок и запусков систем оповещения (информирования) действовали уверенно и выполнили поставленные задачи по приему, сбору, обработке и передаче информации;

организовано доведение установленным порядком информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях до органов местного самоуправления и органов исполнительной власти области;

при имевших место в последний год чрезвычайных ситуациях и проводившихся учениях и тренировках существенных замечаний по сбору, обработке и обмену информацией не было;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если органами управления ГОЧС:

допущены организационные недостатки в организации сбора и обмена информацией, которые могут повлиять (повлияли при имевших место чрезвычайных ситуациях) на своевременность получения и передачи необходимой информации о чрезвычайных ситуациях;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если дополнительно к условиям по предыдущей оценке:

не разработаны распорядительные документы о порядке сбора, обработки и обмена информацией;

допускались случаи несвоевременного предоставления (не предоставлена) информации об имевших место чрезвычайных ситуациях, повлиявшие на результаты ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целом обеспечение органами управления ГОЧС готовности системы управления, связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях и условиях военного времени оцениваются:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если не более двух элементов проверки (2.3.1 - 2.3.4) имеют оценку “ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, а остальные - “соответствует предъявляемым требованиям“;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если более двух элементов проверки (2.3.1 - 2.3.4) имеют оценку “ограниченно соответствуют предъявляемым требованиям“, а остальные “соответствует предъявляемым требованиям“;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если по одному из элементов проверки (2.3.1 - 2.3.4), кроме 2.3.4. получена оценка - “не соответствует предъявляемым требованиям“.

2.4. Организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, по наблюдению и контролю за экологическим состоянием окружающей среды, по содержанию в готовности сил и средств наблюдения и контроля РСЧС оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

работа по осуществлению наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализу воздействия вредных факторов на здоровье населения, прогнозированию чрезвычайных ситуаций силами соответствующих служб (учреждений) и организаций спланирована и охватывает все задачи, возложенные на территориальное звено РСЧС, организована с учетом требований нормативных документов, в т.ч. государственных стандартов;

организована работа по созданию и деятельности сил и средств наблюдения и контроля РСЧС;

осуществляется систематический контроль за выполнением запланированных мероприятий, при имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях или учениях существенных замечаний по работе сил, средств наблюдения и контроля не было;

“ограниченно соответствуют предъявляемым требованиям“, если:

отмечены существенные недостатки в планировании работы по осуществлению наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях, анализу воздействия вредных факторов на здоровье населения, прогнозированию чрезвычайных ситуаций силами соответствующих служб (учреждений) и организаций;

недостатки в организации работы по подготовке и содержанию в готовности сил и средств наблюдения и контроля РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях не позволили в полном объеме выполнить возложенные на них задачи при имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях и проведенных учениях;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если:

недостатки в организации работы по подготовке и содержанию в готовности сил и средств наблюдения и контроля РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях привели к срыву выполнения возложенных на них задач при имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях и проведенных учениях.

2.5. Организация работы по подготовке и содержанию в готовности сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций, к действиям в чрезвычайных ситуациях оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

организована работа по созданию группировки сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее эшелонированию, включая наличие утвержденного в установленном порядке перечня сил постоянной готовности территориального звена областной подсистемы РСЧС, исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организована работа по поддержанию в готовности сил по ликвидации чрезвычайных ситуаций территориального звена областной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

на учениях, занятиях и при ликвидации имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях поставленные задачи перед силами и средствами по ликвидации чрезвычайных ситуаций выполнены;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

организация работы по созданию группировки сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее эшелонированию, включая наличие утвержденного в установленном порядке перечня сил постоянной готовности территориального звена областной подсистемы РСЧС, не отвечает принципам необходимой достаточности и максимально возможного использования при возникновении чрезвычайных ситуаций;

недостатки в организации работы по подготовке и содержанию в готовности сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций территориального звена областной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях не позволили в полном объеме выполнить возложенные на них задачи при имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях и проведенных учений;

“не отвечает предъявляемым требованиям“, если недостатки в организации работы по подготовке и содержанию в готовности сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций, к действиям в чрезвычайных ситуациях привели к срыву выполнения возложенных на них задач при имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях или проведенных учениях.

2.6. Организация работы по обеспечению готовности сил и средств гражданской обороны к действиям в военное время оцениваются:

“ГОТОВЫ к выполнению задач“, если:“br>
в соответствии с Федеральным законом “О гражданской обороне“ определен перечень организаций, имеющих потенциально-опасные объекты экономики, важные в оборонном, экономическом значении, которые создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности;

организована и проводится подготовка гражданских организаций гражданской обороны к проведению аварийно-спасательных работ в соответствии с предназначением;

организована работа служб гражданской обороны по обеспечению действий гражданских организаций гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

“ограниченно готовы к выполнению задач“, если:

разработаны меры по поддержанию гражданских организаций гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

не в полном объеме проведена аттестация на допуск к работам в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время специализированных гражданских организаций гражданской обороны потенциально опасных объектов;

учет, контроль укомплектованности и технической оснащенности (по основным видам техники, оборудования и приборов) гражданских организаций гражданской обороны ведется не в полном объеме;

отмечены существенные недостатки в подготовке гражданских организаций гражданской обороны при проведении практических мероприятии на учениях (занятиях) и при ликвидации имевших место чрезвычайных ситуаций;

“не готовы к выполнению задач“, если:

дополнительно к не выполнению требований по предыдущей оценке не определен перечень организаций, которые создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

2.7. Организация работы по созданию и определению порядка использования резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

организована работа по созданию соответствующих резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны;

совместно с соответствующими подразделениями органов исполнительной власти местного самоуправления разработаны нормативные документы, определяющие (регламентирующие) создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны;

организован контроль за поддержанием материально-технических средств, находящихся в резерве в исправном состоянии, их готовностью к своевременному использованию в условиях чрезвычайных ситуации и военного времени;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

не проработан вопрос по определению резервов материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны;

не ведется в полном объеме контроль за поддержанием в исправном состоянии материально-технических средств, находящихся в резерве, за их готовностью к своевременному использованию в условиях чрезвычайных ситуаций и военного времени;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если:

не разработаны совместно с заинтересованными подразделениями органов местного самоуправления нормативные документы, определяющие (регламентирующие) создание, пополнение и выдачу резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны.

2.8. Организация подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий оценивается по следующим элементам:

- организация подготовки руководящего состава гражданской обороны, территориального звена РСЧС, командно-начальствующего состава, сил гражданской обороны, РСЧС и обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

- обеспечение пропаганды знаний в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

2.8.1. Организация подготовки руководящего состава гражданской обороны, территориального звена РСЧС, командно-начальствующего состава, сил гражданской обороны, РСЧС и обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

в соответствии с действующими Организационными указаниями по подготовке населения Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций разработаны соответствующие Организационные указания о порядке подготовки населения, специалистов органов управления и сил по ликвидации чрезвычайных ситуаций на текущий год;

разработан приказ начальника гражданской обороны об итогах обучения населения по гражданской обороне за минувший год и поставлены задачи на новый учебный год;

мероприятия обучения населения, плана основных мероприятий, плана подготовки населения по группам обучения соответствуют требованиям руководящих документов и выполнены не менее чем на 75%, имеются программы подготовки, расписания занятий;

вопросы совершенствования системы подготовки населения периодически выносятся на рассмотрение комиссий по чрезвычайным ситуациям;

руководящий состав непосредственно участвует в работе по обучению населения, пропаганде знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

отмечены отдельные недостатки в планировании подготовки различных групп населения, планы подготовки населения выполнены не менее чем на 50%;

руководящий состав непосредственно не участвует в работе по обучению населения, пропаганде знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если не выполнено условие по предыдущей оценке.

2.8.2. Обеспечение пропаганды знаний в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оцениваются:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

совместно с заинтересованными структурными подразделениями органов исполнительной власти местного самоуправления и органами средств массовой информации с учетом особенностей территорий разработаны планы и программы пропагандистских мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обеспечено соответствие наглядной агитации по тематике РСЧС и гражданской обороны установленным требованиям;

практически, в объеме не менее 75% от запланированных, осуществляются публикации в средствах массовой информации, проводятся телерадиопередачи, читаются лекции, проводятся другие мероприятия, рекомендованные МЧС России по вопросам пропаганды в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

практические пропагандистские мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий выполняются в объеме не менее 50% от запланированных;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если не выполнены условия по предыдущей оценке.

В целом организация подготовки населения к действиям при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если один из элементов проверки (2.8.1 - 2.8.2) имеет оценку “ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, а другой имеет оценку - “соответствует предъявляемым требованиям“;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если оба элемента проверки (2.8.1 - 2.8.2) имеют оценку - “ограниченно соответствуют предъявляемым требованиям“;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если по одному из элементов проверки (2.8.1 - 2.8.2) получена оценка - “не соответствует предъявляемым требованиям“.

2.9. Организация работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих: при ведении военных действий или вследствие этих действий оценивается по следующим элементам:

организация инженерной защиты;

организация радиационной и химической защиты;

организация медико-биологической защиты;

организация эвакуационных мероприятий.

2.9.1. Организация инженерной защиты населения оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

в соответствующих планах, других руководящих документах отработаны вопросы предоставления установленным группам населения убежищ, других защитных сооружений (их оборудование - согласно норм ИТМ ГО), проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки, организации захоронения трупов людей и животных при больших потерях в крупных чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

осуществляется участие в планировании, проведении и контроле инженерно-технических мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

вопросы состояния и совершенствования инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций периодически выносятся на рассмотрение соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям;

осуществляется участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению выживания населения в условиях военного времени;

осуществляется контроль за накоплением, поддержанием в технически исправном состоянии и готовностью к приему укрываемых в имеющихся защитных сооружениях;

разработаны планы строительства быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны и простейших укрытий, выписки из планов доведены до заинтересованных организаций;

разработан паспорт безопасности административно-территориальных единиц в соответствии с ГОСТ Р 22.2.03.-97;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

по вопросам планирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеются существенные недостатки;

планы строительства быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны и простейших укрытий разработаны не в полном объеме;

контроль за поддержанием в технически исправном состоянии и готовностью к приему укрываемых в имеющихся защитных сооружениях осуществляется не систематически, недостатки в решении данных вопросов не выносятся на рассмотрение соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям, начальников гражданской обороны;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если:

учет защитных сооружений, контроль за поддержанием в технически исправном состоянии и готовностью к приему укрываемых в имеющихся защитных сооружениях практически не организован;

инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивого функционирования организаций в военное время не планируются.

2.9.2. Организация радиационной и химической защиты населения оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

спланированы и организованы мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной защиты, обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому заражению, обеззараживанию техники, зданий и территорий;

проработаны вопросы ведения радиационной, химической разведки силами гражданской обороны и осуществляется контроль за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля;

осуществляется учет обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, специально подготовленных аварийно-спасательных подразделений, гражданских организаций гражданской обороны приборами и специальной техникой;

осуществляется контроль за эксплуатацией, техническим обслуживанием и хранением средств индивидуальной защиты и приборов, дооборудования специальных пунктов для проведения санитарной и специальной обработки (в соответствии с требованиями норм);

имеется комплект основных нормативных документов, в том числе государственные стандарты БЧС по вопросам контроля (мониторинга), радиационной загрязненности, химической зараженности, защиты населения;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

в планировании и организации мероприятий по предоставлению населению средств индивидуальной защиты, обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому заражению, обеззараживанию техники, зданий и территорий выявлены недостатки, влияющие на сроки и качество их выполнения;

допущены существенные ошибки в оценке радиационной и химической обстановки в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций или проводимых учений (тренировок);

учет обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, специально подготовленных аварийно-спасательных подразделений, гражданских организаций гражданской обороны приборами и специальной техникой осуществляется не систематически;

контроль за эксплуатацией, техническим обслуживанием и хранением средств индивидуальной защиты и приборов, по дооборудованию специальных пунктов для проведения санитарной и специальной обработки (в соответствии с требованиями норм) в полном объеме не ведется;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если не выполнены условия по предыдущей оценке.

2.9.3. Организация медико-биологической защиты населения оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

вопросы организации медико-биологической защиты спланированы в полном объеме, в том числе отработаны вопросы обнаружения и обозначения районов, подвергшихся биологическому заражению, первоочередного медицинского обслуживания пострадавшего населения, включая первую медицинскую помощь, отработаны мероприятия по развертыванию лечебных и иных медицинских учреждений в военное время, выписки из планов доведены до заинтересованных организаций;

проработаны вопросы ведения неспецифической бактериологической (биологической) разведки силами и средствами гражданской обороны и осуществляется контроль за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля;

осуществляется участие в разработке и реализации методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

осуществляется координация действий с медицинской службой гражданской обороны по вопросам оказания экстренной медицинской помощи пострадавшему населению с учетом характера чрезвычайных ситуаций и лечения пострадавшего населения;

осуществляется участие в подготовке медицинских гражданских организаций гражданской обороны;

осуществляется контроль за содержанием запасов медицинских ресурсов, обеспечением установленных групп персонала организаций медицинскими средствами медицинских гражданских организаций гражданской обороны в соответствии с требованиями норм оснащения необходимыми материально-техническими и медицинскими средствами;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

вопросы организации медико-биологической защиты спланированы, но осуществляются не в полном объеме;

участие в подготовке медицинских гражданских организаций гражданской обороны, учет и контроль за содержанием запасов медицинских ресурсов, обеспеченности установленных групп населения медицинскими средствами защиты и экстренной профилактики осуществляются не систематически;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если:

учет обеспеченности установленных групп населения медицинскими средствами защиты и экстренной профилактики медицинских гражданских организаций гражданской обороны осуществляется с грубейшими нарушениями и не соответствует реальному положению дел.

2.9.4. Организация эвакуационных мероприятий.

Организация эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций и военного времени оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если:

спланированы мероприятия по подготовке и организации эвакуации населения в безопасные районы (загородную зону), спланирован прием, размещение эваконаселения из других регионов и возвращению его в места постоянного проживания после ликвидации чрезвычайных ситуаций или устранения опасностей в военное время;

организована подготовка эвакоорганов к выполнению возложенных на них задач по предназначению;

организована работа по контролю за готовностью транспортных организаций и транспортных средств к выполнению эвакоперевозок;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если:

планы эвакуации имеют отдельные недостатки, эвакуационные мероприятия спланированы не в полном объеме;

спланированные мероприятия по подготовке загородной зоны к приему и размещению эвакуированного населения, а также по созданию необходимых условий для его жизнеобеспечения не доведены до исполнителей;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если:

не организована подготовка эвакоорганов к выполнению возложенных задач по предназначению;

работа по контролю за готовностью транспортных организаций и транспортных средств к выполнению эвакоперевозок не ведется.

В целом организация работы в решении вопросов защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается:

“соответствует предъявляемым требованиям“, если не более как по одному из элементов проверки (2.9.1 - 2.9.4) получена оценка “ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, а по остальным - “соответствует предъявляемым требованиям“;

“ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“, если по одному из элементов проверки (2.9.1 - 2.9.4) получена оценка “не соответствует предъявляемым требованиям“ и если по двум и более показателям проверки получена оценка “ограниченно соответствует предъявляемым требованиям“;

“не соответствует предъявляемым требованиям“, если по двум и более показателям проверки получена оценка “не соответствует предъявляемым требованиям“.

3. Подготовка к выполнению задач

по предназначению оценивается:

За практические действия гражданского персонала при ликвидации чрезвычайных ситуаций за последний год на учениях, тренировках, летучках, исходя из возложенных на них функциональных обязанностей в мирное и военное время.

4. Общая оценка по результатам проверки:

“готовы к выполнению задач“, если по всем вопросам проверки по пунктам 2.1 - 2.9 получены общие оценки “соответствуют предъявляемым требованиям“, по пункту 3 не ниже “хорошо“, а общие оценки деятельности проверенных подчиненных органов управления ГОЧС (служб ГО, объектов экономики) “готовы к выполнению задач“ или если проверяется более двух из них, допускается, что оценка одного может быть не ниже “ограниченно готов к выполнению задач“;

“ограниченно готовы к выполнению задач“, если по всем вопросам проверки по пунктам 2.1 - 2.9 получены общие оценки не ниже чем “ограниченно соответствуют предъявляемым требованиям“, по пункту 3 “удовлетворительно“ и выше, а общие оценки деятельности подчиненных органов управления ГОЧС (служб ГО, объектов экономики) должны быть не ниже “ограниченно готовы к выполнению задач“, при проверке более чем трех из них, допускается, что оценка одного может быть “не готов к выполнению задач“;

“не готовы к выполнению задач“, если хотя бы по одному из вопросов проверки по пунктам 2.1 - 2.9 получена общая оценка “не соответствует предъявляемым требованиям“ и по пункту 3 “неудовлетворительно“ или, если общая оценка двух и более проверенных органов управления ГОЧС (служб ГО, объектов экономики)“ не готовы к выполнению задач“.

Заместитель главы администрации

по защите населения и территорий -

начальник Главного управления по

делам ГО и ЧС Смоленской области

полковник

Ю.МУСТАФАЕВ