Российские законы

Закон Смоленской области от 02.04.1999 N 24-з (ред. от 08.01.2002) “Об отходах производства и потребления в Смоленской области“ (принят Смоленской областной Думой 26.03.1999)

Утратил силу в связи с принятием закона Смоленской области от 04.03.2005 N 10-з, вступающего в силу со дня официального опубликования.

Изменения, внесенные законом Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з, вступают в силу со дня официального опубликования.

2 апреля 1999 года N 24-з

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И

ПОТРЕБЛЕНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят Смоленской областной Думой

26 марта 1999 года

(в ред. законов Смоленской области

от 01.03.2001 N 17-з, от 08.01.2002 N 10-з)

Настоящий областной закон в соответствии с положениями Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления на территории Смоленской области (далее по тексту - области) в целях предотвращения их
вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем областном законе используются следующие основные понятия:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- бытовые отходы - отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения в быту и личном подсобном хозяйстве (приготовление пищи, упаковка товаров, ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.);

- опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, пожароопасностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

- обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных сооружениях в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную
среду;

- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (санкционированная свалка, полигон, шламохранилище, хвостохранилище и другое);

- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

- норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

- паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

- вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

- лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

(абзац введен законом Смоленской области от 01.03.2001 N 17-з)

Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами

1. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, настоящим областным законом и иными областными нормативными правовыми актами.

2. Отношения в сфере обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы и задачи областной государственной политики в сфере обращения с отходами

Основными принципами и задачами областной государственной политики в сфере обращения с отходами являются:

- охрана здоровья человека,
поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды, сохранение биологического разнообразия;

- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

- использование новейших научно-технических достижений в целях внедрения малоотходных и безотходных технологий;

- обязательная изоляция отходов от среды обитания человека;

- упорядочение деятельности и контроль за деятельностью граждан, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридических лиц в сфере обращения с отходами;

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

- использование методов экономического регулирования деятельности в сфере обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

- платность размещения отходов, дифференциация нормативов и платежей за нормативное и сверхнормативное размещение отходов с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения;

- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

- запрещение строительства экологически вредных объектов;

- соблюдение требований природоохранного законодательства и неотвратимость ответственности за его нарушение;

- организация экологического воспитания, образования и просвещения населения;

- доступ в соответствии с федеральным и областным законодательством к информации в сфере обращения с отходами;

- участие в международном и межрегиональном сотрудничестве в сфере обращения с отходами.

Статья 4. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки отчуждения отходов.

3. Распоряжение отходами, в том числе их продажа и иное отчуждение, может осуществляться собственником отходов либо
иным лицом, которым это право приобретено в порядке, установленном гражданским законодательством.

4. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

5. В случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

6. Собственник (владелец, пользователь) территории, на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством, обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 5. Полномочия специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами

Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами являются федеральные органы исполнительной власти, на которые в установленном федеральным законом порядке возложено выполнение задач и функций государственного управления в сфере обращения с отходами.

Полномочия специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами определяются федеральным законодательством.

Статья 6. Полномочия Смоленской областной Думы в сфере обращения с отходами

К полномочиям Смоленской областной
Думы в сфере обращения с отходами относятся:

- осуществление правового регулирования в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

- организация и осуществление контроля за исполнением федерального и областного законодательства в сфере обращения с отходами;

- в соответствии с федеральным и областным законодательством иные полномочия в сфере обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 7. Полномочия исполнительного органа государственной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами

К полномочиям исполнительного органа государственной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами относятся:

- обеспечение проведения государственной политики в сфере обращения с отходами в соответствии с федеральным и областным законодательством;

- обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

- осуществление правового регулирования в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

- организация и проведение государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами в пределах своей компетенции;

(абзац введен законом Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

- определение уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами на территории области и его компетенции;

- организация мониторинга и формирование банка данных об отходах и объектах их размещения на территории области, участие в ведении государственного кадастра отходов;

- разработка и реализация областных программ в сфере обращения с отходами, участие в разработке и выполнении
федеральных, межрегиональных и местных программ в сфере обращения с отходами;

- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

- установление порядка проектирования, организации и строительства, а также порядка выдачи разрешений на проектирование, организацию и строительство объектов размещения отходов, объектов использования и обезвреживания отходов;

- принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства;

- обеспечение населения информацией в сфере обращения с отходами;

- участие в международном и межрегиональном сотрудничестве в сфере обращения с отходами;

- в соответствии с федеральным и областным законодательством иные полномочия в сфере обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами относятся:

- организация деятельности в сфере обращения с отходами на территории муниципального образования в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления федеральным и областным законодательством;

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

- разработка, финансирование и материально-техническое обеспечение местных программ в сфере обращения с отходами, участие в выполнении областных программ в сфере обращения с отходами;

- определение порядка сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающего их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), а также разработка, утверждение и реализация схем санитарной очистки городских и других поселений;

(в ред. закона Смоленской области от 01.03.2001 N 17-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

- выделение земельных участков, находящихся в
муниципальной собственности, под организацию и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

- выдача в установленном порядке разрешений на проектирование, организацию и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов после согласования со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами и уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере обращения с отходами;

- организация экологической экспертизы и экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

- организация и проведение контроля в сфере обращения с отходами в пределах своей компетенции на территории муниципального образования;

- обеспечение населения муниципального образования необходимой информацией в сфере обращения с отходами;

- решение иных вопросов в сфере обращения с отходами, отнесенных федеральным и областным законодательством к компетенции органов местного самоуправления.

Глава III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению с отходами

1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.

Деятельность по обращению с иными отходами подлежит лицензированию в случаях, определенных федеральными законами.

2. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.

3. Порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами определяется федеральным законодательством.

4. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Статья 10. Требования к проектированию, организации, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. При проектировании, организации, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели
и юридические лица обязаны:

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

- учитывать ближайшие и отдаленные экологические последствия деятельности этих объектов;

- иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов;

- иметь разрешение органов местного самоуправления на проектирование, организацию и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов.

2. Организация, строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Порядок проведения экспертизы устанавливается федеральным законодательством.

3. При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в сфере обращения с отходами.

Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов

При эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

- осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение;

- при необходимости временного накопления произведенных отходов (до момента последующего использования отходов или направления на объект размещения) обеспечивать условия, при которых отходы
не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей;

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

- проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в сфере обращения с отходами;

- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами, уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере обращения с отходами, органы местного самоуправления.

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

1. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

(п. 1 введен законом Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном федеральным законодательством.

Статья 12.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению

(введена законом Смоленской области от 01.03.2001 N 17-з)

1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном федеральным законодательством, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному нормативным правовым актом главы администрации Смоленской области.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются федеральным законодательством.

4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются федеральным законодательством.

Статья 13. Требования к обращению с опасными отходами

1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

3. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяется федеральным законодательством.

4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Не допускается захоронение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городских и других поселений, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.

Статья 14. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами

1. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

2. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

Статья 15. Требования к транспортированию опасных и иных отходов

1. Ввоз отходов на территорию области в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.

2. Ввоз отходов на территорию области в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном федеральным законодательством порядке.

3. Перемещение отходов по территории области должно осуществляться способами, исключающими возможность их потери, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам.

4. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

- наличие паспорта опасных отходов;

- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

- соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

- наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

5. Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Глава IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ

И ОТЧЕТНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 16. Нормирование в сфере обращения с отходами

1. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяется федеральным законодательством.

5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 17. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в сфере обращения с отходами устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в сфере обращения с отходами - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Статья 18. Государственный кадастр отходов

1. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

2. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется федеральным законодательством.

Глава V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 19. Основные принципы экономического регулирования в сфере обращения с отходами

Основными принципами экономического регулирования в сфере обращения с отходами являются:

- уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;

- платность размещения отходов;

- экономическое стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами.

Статья 20. Программы в сфере обращения с отходами

1. В целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию и размещению с учетом состояния окружающей природной среды, а также уровня социально-экономического развития Смоленской области уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере обращения с отходами и органы местного самоуправления совместно разрабатывают областные программы в сфере обращения с отходами.

Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно разрабатывать местные программы в сфере обращения с отходами.

2. Финансирование областных и местных программ в сфере обращения с отходами осуществляется в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.

Статья 21. Плата за размещение отходов

1. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. закона Смоленской области от 08“01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются федеральным законодательством.

3. Дифференцированные ставки платы за размещение отходов устанавливает с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях на основании базовых нормативов платы за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительный орган государственной власти области после согласования со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 22. Экономическое стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами

1. Экономическое стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами осуществляется посредством:

- понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

- применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в сфере обращения с отходами.

2. Меры экономического стимулирования деятельности в сфере обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

Глава VI. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 23. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами

1. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами и уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

2. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами включает в себя:

- контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в сфере обращения с отходами;

- контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в сфере обращения с отходами;

- контроль за соблюдением условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;

- контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

- контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;

- контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

- контроль за достоверностью предоставляемой информации в сфере обращения с отходами и отчетности об отходах;

- выявление нарушений федерального и областного законодательства в сфере обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;

- привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в результате нарушения федерального и областного законодательства в сфере обращения с отходами.

3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 3 в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 24. Производственный контроль в сфере обращения с отходами

1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Порядок осуществления производственного контроля в сфере обращения с отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

Статья 25. Общественный контроль в сфере обращения с отходами

Общественный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

(в ред. закона Смоленской области от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЛАСТНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

(Исключена. - закон Смоленской области

от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(в ред. закона Смоленской области

от 08.01.2002 N 10-з)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 26. Вступление настоящего областного закона в силу

Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 27. Приведение нормативных правовых актов Смоленской области в соответствие с настоящим областным законом

Со дня вступления в силу настоящего областного закона нормативные правовые акты главы администрации Смоленской области, органов местного самоуправления, регулирующие деятельность в сфере обращения с отходами, применяются в части, не противоречащей настоящему областному закону.

Предложить главе администрации Смоленской области и органам местного самоуправления в двухмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим областным законом и принять соответствующие нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего областного закона.

Со дня вступления в силу настоящего областного закона считать утратившим силу областной закон “О порядке сбора, хранения, перемещения, сдачи и переработки лома и отходов цветных и черных металлов в Смоленской области“ (Вестник Смоленской областной Думы, 1997, N 3 (часть 2), стр. 126).

Глава администрации

Смоленской области

А.Д.ПРОХОРОВ

2 апреля 1999 года

N 24-з