Российские законы

Решение Думы Талицкого городского округа от 17.06.2010 N 28 “Об утверждении Положения “О проведении в Талицком городском округе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов“

ДУМА ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ

РЕШЕНИЕ

от 17 июня 2010 г. N 28

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ “О ПРОВЕДЕНИИ

В ТАЛИЦКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

И ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ“

В целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции“, Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе“, Указа Президента РФ от 13 апреля 2010 года N 460 “О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы“, Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов“, Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ “О противодействии коррупции в Свердловской области“, руководствуясь ст. 22, 23 Устава Талицкого городского округа, Дума Талицкого городского округа решила:

1. Утвердить Положение “О проведении в Талицком городском округе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов“ (прилагается).

2. Руководителям органов местного самоуправления Талицкого городского округа привести действующие муниципальные нормативные правовые акты по вопросу проведения антикоррупционной экспертизы в соответствие с настоящим Положением.

3. Опубликовать данное Решение в газете “Сельская новь“ и разместить на официальном сайте Талицкого городского округа.

4. Контроль исполнения Решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по законности и местному самоуправлению (Забанных Е.Г.).

Председатель Думы И.о. Главы

Талицкого городского округа Талицкого городского округа

А.Г.ТОЛКАЧЕВ Л.А.МОСКВИНА



Приложение

к Решению Думы

Талицкого городского округа

от 17 июня 2010 г. N 28

ПОЛОЖЕНИЕ

“О ПРОВЕДЕНИИ В ТАЛИЦКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И

ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ“

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В настоящем Положении в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции“, Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе“, Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов“, Законом Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ “О противодействии коррупции в Свердловской области“ регулируются отношения, связанные с проведением в Талицком городском округе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - антикоррупционная экспертиза), в том числе определяются:

3/4 понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общие требования к проведению;

3/4 порядок проведения антикоррупционной экспертизы;

3/4 правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения.

2. В порядке, предусмотренном в настоящем Положении, осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, входящих в систему муниципальных правовых актов, определенную статьей 47 Устава ТГО, а именно Устава Талицкого городского округа, нормативных правовых актов, принятых на местном референдуме, сходе граждан, нормативных правовых актов Думы Талицкого городского округа, нормативных правовых актов Главы Талицкого городского округа, Администрации Талицкого городского округа и иных органов местного самоуправления Талицкого городского округа, а также проведение антикоррупционной экспертизы проектов таких муниципальных нормативных правовых актов.

3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:



а) антикоррупционная экспертиза - выявление в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов городского округа коррупциогенных факторов и их последующее устранение;

б) коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил, которыми являются:

- широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органа местного самоуправления (их должностных лиц);

- определение компетенции по формуле “вправе“ - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

- выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);

- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

- отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

- отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции:

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

- злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

- юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;

в) муниципальные нормативные правовые акты Талицкого городского округа - правовые акты, содержащие нормы права, то есть рассчитанные на многократное применение правил поведения, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права, обязанности, ответственность персонально неопределенного круга лиц и (или) предусматривающие утверждение, введение в действие, приостановление либо признание утратившим силу нормативного правового акта, действующие на территории Талицкого городского округа.

Глава 2. ВИДЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ,

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ПРОВЕДЕНИЮ

4. В Талицком городском округе осуществляются внутренняя и независимая антикоррупционная экспертиза.

5. Внутренняя антикоррупционная экспертиза осуществляется органами местного самоуправления Талицкого городского округа, их подразделениями, лицами, замещающими муниципальные должности, и (или) муниципальными служащими при проведении правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов и мониторинге их применения.

По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы в случае выявления коррупциогенных факторов составляется письменное заключение, носящее рекомендательный характер и подлежащее обязательному рассмотрению соответствующими органами местного самоуправления Талицкого городского округа, их должностными лицами.

В случае отсутствия в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов в пояснительной записке и/или листе согласования делается соответствующая отметка об отсутствии коррупциогенных факторов.

6. Для оценки качества муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, а также для получения предложений по их совершенствованию по инициативе органов местного самоуправления Талицкого городского округа, должностных лиц местного самоуправления Талицкого городского округа может проводиться независимая антикоррупционная экспертиза.

7. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Талицкого городского округа.

8. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

9. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус органов местного самоуправления, разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на правовую и антикоррупционную экспертизу, предлагают эти проекты для размещения на официальном сайте Талицкого городского округа или на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

10. По результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляется письменное заключение, в котором должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органами местного самоуправления Талицкого городского округа, их должностными лицами, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Глава 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

11. При подготовке проекта муниципального правового акта Талицкого городского округа разработчиком такого проекта осуществляется анализ его норм на содержание в них коррупциогенных факторов. Коррупциогенные факторы, выявленные в ходе проведения анализа норм проекта муниципального правового акта Талицкого городского округа, должны быть устранены разработчиком такого проекта до его внесения в юридический отдел администрации Талицкого городского округа или в Думу Талицкого городского округа для проведения внутренней антикоррупционной экспертизы.

12. Результаты анализа проекта муниципального правового акта Талицкого городского округа, проведенного в ходе его разработки, отражаются разработчиком такого проекта в пояснительной записке к проекту муниципального правового акта Талицкого городского округа в виде утверждения об отсутствии в таком проекте норм, содержащих коррупциогенные факторы.

13. Внесение проектов муниципальных правовых актов Талицкого городского округа в Думу Талицкого городского округа осуществляется в соответствии с Положением “О порядке подготовки и внесения в Думу Талицкого городского округа проектов муниципальных правовых актов, их рассмотрение и принятие“, утвержденным Решением Думы.

К вносимому проекту муниципального правового акта разработчик такого проекта прилагает пояснительную записку, указанную в п. 12 настоящего Положения.

Проекты муниципальных правовых актов Талицкого городского округа, принимаемые Думой Талицкого городского округа и разработанные исполнительными органами местного самоуправления, перед внесением в Думу направляются их разработчиками в юридический отдел администрации Талицкого городского округа для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы.

14. После внесения проекта муниципального правового акта Талицкого городского округа в Думу Талицкого городского округа аппаратом Думы проводится внутренняя антикоррупционная экспертиза данного проекта.

15. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального правового акта Талицкого городского округа являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии.

Результаты проведенной внутренней антикоррупционной экспертизы оформляются в составе заключения, подготавливаемого по итогам проведения его правовой экспертизы, с соблюдением правил, предусмотренных в главе 5 настоящего Положения.

16. В случае если проект муниципального правового акта Талицкого городского округа направлялся для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, к проекту наряду с заключением внутренней антикоррупционной экспертизы прилагается соответствующее экспертное заключение. В случае если в сроки, установленные для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не поступило экспертное заключение, считается, что в результате проведения независимой антикоррупционной экспертизы не выявлено коррупциогенных факторов.

17. Заключения, указанные в пунктах 15 и 16 настоящего Положения, носят рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом, к полномочиям которого в соответствии с Уставом Талицкого городского округа отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта Талицкого городского округа.

18. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных правовых актов Талицкого городского округа, принимаемых (издаваемых) Главой Талицкого городского округа и исполнительными органами местного самоуправления либо их должностными лицами, проводится в порядке, установленном настоящим Положением и соответствующим постановлением Главы Талицкого городского округа в части, не противоречащей данному Положению.

Глава 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

19. Внутренняя антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных правовых актов Талицкого городского округа организуется в соответствии с графиком (планом) проведения внутренней антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Талицкого городского округа, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления или должностным лицом, к полномочиям которого в соответствии с Уставом Талицкого городского округа отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта Талицкого городского округа.

20. В график, указанный в п. 19 настоящего Положения, в обязательном порядке включаются муниципальные правовые акты Талицкого городского округа, при принятии которых не проводилась внутренняя антикоррупционная экспертиза их проектов, а также муниципальные правовые акты Талицкого городского округа, по применению которых поступали обращения граждан и организаций.

21. При утверждении графика (плана) проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов указываются сведения о муниципальных нормативных правовых актах и внесенных в них изменениях, сроки проведения антикоррупционной экспертизы и подготовки соответствующего заключения, а также лица, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы включенных в график муниципальных нормативных правовых актов.

Сроки проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов не могут составлять менее 10 рабочих дней.

22. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии.

Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта оформляются в виде заключения, подготавливаемого по итогам ее проведения, с соблюдением правил, предусмотренных в главе 5 настоящего Порядка.

Глава 5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОФОРМЛЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

23. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется направленный на выявление коррупциогенных факторов анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач.

24. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы анализу подвергается каждая правовая норма, которая исследуется для выявления каждого из коррупциогенных факторов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

25. В случае выявления коррупциогенных факторов в заключении указывается структурный элемент правового акта (раздел, глава, статья, часть, пункт, подпункт, абзац) и коррупциогенные факторы, которые в нем содержатся, а также предложения по их устранению.

26. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта положения, не относящиеся к числу коррупциогенных факторов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, но которые могут способствовать проявлениям коррупции, указываются в заключении. В заключении могут быть указаны рекомендации по их устранению.

27. По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы составляется самостоятельное письменное заключение либо результаты ее проведения предусматриваются в составе заключения по итогам проведенной правовой экспертизы.

Самостоятельное заключение по результатам внутренней антикоррупционной экспертизы может оформляться в случае проведения повторной антикоррупционной экспертизы либо если муниципальный нормативный правовой акт или проект муниципального нормативного правового акта представлен специально для проведения антикоррупционной экспертизы.

28. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется разработчикам соответствующего проекта для устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Если субъектом правотворческой инициативы при внесении проекта муниципального нормативного правового акта в Думу Талицкого городского округа являются исполнительные органы местного самоуправления, то указанное заключение направляется Главе Талицкого городского округа для устранения выявленных коррупциогенных факторов.

29. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы действующего муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется в орган местного самоуправления Талицкого городского округа или должностному лицу местного самоуправления Талицкого городского округа, принявшему (издавшему) этот муниципальный нормативный правовой акт, с предложениями о внесении в него изменений с целью устранения выявленных коррупциогенных факторов.

30. В случае несогласия с содержащимися в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы выводами о наличии в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта коррупциогенных факторов, орган или должностное лицо, к полномочиям которого в соответствии с Уставом Талицкого городского округа отнесено принятие этого правового акта, направляет лицу или организации, подготовившим соответствующее экспертное заключение, мотивированное обоснование выраженного несогласия.

При наличии разногласий с выводами заключения по результатам внутренней антикоррупционной экспертизы разработчик проекта муниципального нормативного правового акта представляет пояснительную записку с обоснованием своего несогласия.

31. Заключения органов юстиции, государственных органов Российской Федерации, Свердловской области по результатам антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления Талицкого городского округа, должностными лицами местного самоуправления Талицкого городского округа, принявшими (издавшими) этот муниципальный нормативный правовой акт.

32. В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов в нормативный правовой акт должны быть внесены изменения.

Подготовка муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в муниципальный нормативный правовой акт, содержащий коррупциогенные факторы, на основании заключения антикоррупционной экспертизы осуществляется разработчиком соответствующего правового акта в течение 30 дней с даты представления заключения.

Приложение

к Положению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВНУТРЕННЕЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

___________________________________________________________________________

вид, дата принятия и наименование муниципального нормативного

правового акта

___________________________________________________________________________

(проекта муниципального нормативного правового акта),

___________________________________________________________________________

подвергнутого внутренней антикоррупционной экспертизе

----T-----------------------------------------------------T---------------¬

¦ N ¦ Наименование коррупциогенного фактора ¦ Структурный ¦

¦п/п¦ ¦ элемент ¦

¦ ¦ ¦ нормативного ¦

¦ ¦ ¦правового акта,¦

¦ ¦ ¦ содержащий ¦

¦ ¦ ¦коррупциогенный¦

¦ ¦ ¦ фактор ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦ 1.¦Широта дискреционных полномочий ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦ 2.¦Определение компетенции по формуле “вправе“ ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦ 3.¦Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых ¦ ¦

¦ ¦для реализации ¦ ¦

¦ ¦принадлежащего ему права ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦ 4.¦Злоупотребление правом заявителя ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦ 5.¦Выборочное изменение объема прав ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦ 6.¦Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦ 7.¦Принятие нормативного правового акта сверх ¦ ¦

¦ ¦компетенции ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦ 8.¦Заполнение законодательных пробелов при помощи ¦ ¦

¦ ¦подзаконных актов в отсутствие законодательной ¦ ¦

¦ ¦делегации соответствующих полномочий ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦ 9.¦Юридико-лингвистическая неопределенность ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦10.¦Существование собственно пробела в правовом ¦ ¦

¦ ¦регулировании ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦11.¦Отсутствие административных процедур ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦12.¦Отказ от конкурсных (аукционных) процедур ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦13.¦Отсутствие запретов и ограничений для органов ¦ ¦

¦ ¦местного самоуправления (их должностных лиц) ¦ ¦

¦ ¦Талицкого городского округа ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦14.¦Отсутствие мер ответственности органов местного ¦ ¦

¦ ¦самоуправления (их должностных лиц) ¦ ¦

¦ ¦Талицкого городского округа ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦15.¦Отсутствие указания на формы, виды контроля ¦ ¦

¦ ¦за органами местного самоуправления (их должностными ¦ ¦

¦ ¦лицами) Талицкого городского округа ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦16.¦Нарушение режима прозрачности информации ¦ ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦17.¦Нормативные коллизии ¦ ¦

L---+-----------------------------------------------------+----------------

Вывод _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

______________________________________________ (Ф.И.О.)

“_____“_________________________