Российские законы

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.07.2010 по делу N А60-16696/2010-С6 О признании частично недействующим Решения Думы городского округа Сухой Лог от 26.05.2009 N 162-РД “Об утверждении Порядка организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог“.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 июля 2010 г. по делу N А60-16696/2010-С6

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 16 июля 2010 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Л.В. Колосовой, судьей В.В. Окуловой, Н.В, Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания судьей Л.В. Колосовой, рассмотрел дело по заявлению Прокуратуры Свердловской области

к Думе городского округа Сухой Лог

о признании недействующим нормативного правового акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя - М.М. Протасова, представитель, доверенность от 09.07.2010 N 8-18-10;

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, представитель в судебное заседание не явился. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя судом удовлетворено. В соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие названного лица.

Лицу, участвующему в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Прокуратура Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующими абз. 2, 3 п. 6, п. 13 в части слов: “Организация контролирует и предъявляет законные требования к погребениям и местам погребений“, п. 22 в части слов “Субъекты предпринимательской деятельности, участвующие на рынке похоронных услуг, самостоятельно заблаговременно согласовывают отвод земельных участков для погребения на муниципальном кладбище с Организацией“, п. 23 в части слов: “По окончании работ мест погребений (могил) предъявляют место Организации на проверке соответствия санитарным и экологическим нормам, нормам отведения земельного участка“, п. 37, п. 39, п. 44, абз. 1 п. 47, п. 48, п. 49 “Порядка организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог“, утвержденного Решением Думы городского округа Сухой Лог четвертого созыва от 26.05.2009 N 162-РД.

Представленные в судебное заседание пояснения N 8-248а-09 от 15.07.2010 приобщены к материалам дела.

Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве. Дополнения к отзыву, поступившие 15.07.2010, приобщены к материалам дела.



Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд

установил:

Решением Думы городского округа Сухой Лог от 26.05.2009 N 162-РД, опубликованным в газете “Знамя Победы“ 09.06.2009 N 61, утвержден “Порядок организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог“.

В ходе проверки положений названного Порядка Прокуратурой Свердловской области установлено, что абз. 2, 3 п. 6, п. 13 в части слов: “Организация контролирует и предъявляет законные требования к погребениям и местам погребений“, п. 22 в части слов “Субъекты предпринимательской деятельности, участвующие на рынке похоронных услуг, самостоятельно заблаговременно согласовывают отвод земельных участков для погребения на муниципальном кладбище с Организацией“, п. 23 в части слов: “По окончании работ мест погребений (могил) предъявляют место Организации на проверке соответствия санитарным и экологическим нормам, нормам отведения земельного участка“, п. 37, п. 39, п. 44, абз. 1 п. 47, п. 48, п. 49 “Порядка организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог“, утвержденного Решением Думы городского округа Сухой Лог 26.05.2009 N 162-РД противоречат п. 23 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 18, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, п. 1, 2 ст. 9, ч. 1 ст. 29, ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“, Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с абз. 2 п. 6 Порядка организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог на специализированную организацию, определенную постановлением Главы городского округа Сухой Лог, возлагаются обязанности по содержанию и эксплуатации муниципальных кладбищ (далее - Организация);

Согласно абз. 3 п. 6 Порядка организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог, на организацию (индивидуального предпринимателя), выигравшую (выигравшего) в результате торгов право на заключение договора на предоставление гарантированного перечня услуг по погребению в отношении граждан, не имеющих родственников, и на доставление таких граждан с места смерти до морга городского округа Сухой Лог (далее - специализированная служба).

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции“ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного настоящим федеральным законом. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению (гарантированный перечень услуг): оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). При этом указанный перечень мероприятий является исчерпывающим. Перечисленные услуги по погребению, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (ч. 2 ст. 9).

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В силу п.п. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, финансируют муниципальные учреждения, формируют и размещают муниципальный заказ.

Из анализа вышеперечисленных норм следует, что услуги по погребению, включенные Законом в гарантированный перечень услуг, не являются конкурентным видом деятельности, могут осуществляться только специализированной службой по вопросам похоронного дела, создаваемой органом местного самоуправления в форме муниципального предприятия или учреждения.

Вместе с тем каких-либо специальных требований к эксплуатации и содержанию муниципальных кладбищ, равно как и требований к субъектам, которые должны их осуществлять, действующее законодательство не содержит.



Таким образом, услуги по эксплуатации и содержанию муниципальных кладбищ - это конкурентные виды деятельности.

Как следует из абз. 2 и абз. 3 п. 6 Порядка организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог, Организация, осуществляющая эксплуатацию и содержание муниципальных кладбищ - определяется постановлением Главы городского округа Сухой Лог, а специализированная служба по вопросам похоронного дела определяется по результатам торгов.

Таким образом, в нарушение вышеперечисленных норм Федеральных законов, деятельность специализированной службы по предоставлению гарантированного перечня услуг отнесена к конкурентным видам деятельности, а деятельность по эксплуатации и содержанию кладбищ - к неконкурентным.

Учитывая изложенное, абз. 2 и абз. 3 п. 6 Порядка организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог не соответствуют указанным выше нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции“, Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“; названные положения Порядка следует признать недействующими.

В силу п. 44 Порядка организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог администрация городского округа Сухой Лог в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О погребении и похоронном деле“ наделяет статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела организацию (индивидуального предпринимателя), выигравшую (выигравшего) по результатам торгов право на заключение договора на предоставление гарантированного перечня услуг по погребению в отношении граждан, не имеющих родственников, и на доставление таких граждан с места смерти до морга городского округа Сухой Лог. Торги проводятся в соответствии с действующим законодательством. Договор заключается сроком на один год.

Как указано выше, услуги по погребению, включенные Законом в гарантированный перечень услуг, не являются конкурентным видом деятельности, могут осуществляться только специализированной службой по вопросам похоронного дела, создаваемой органом местного самоуправления в форме муниципального предприятия или учреждения (абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции“, п. 23 ч. 1 ст. 16, п.п. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. ст. 9, 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“).

Таким образом, п. 44 Порядка, предусматривающий наделение статусом специализированной службы юридического лица (индивидуального предпринимателя), выигравшего по результатам торгов право на заключение договора на предоставление гарантированного перечня услуг, не соответствует вышеперечисленным нормам Федеральных законов и подлежит признанию недействующим.

Пункт 13 Порядка организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог предусматривает, что Организация контролирует и предъявляет законные требования к погребениям и местам погребений.

Согласно п. 22 Порядка субъекты предпринимательской деятельности, участвующие на рынке похоронных услуг, самостоятельно заблаговременно согласовывают отвод земельных участков для погребения на муниципальном кладбище с Организацией.

Пунктом п. 23 Порядка предусмотрено, что по окончании работ мест погребений (могил) предъявляют место Организации на проверку соответствия санитарным и экологическим нормам, нормам отведения земельного участка.

В соответствии с п. 37 Порядка все работы на муниципальном кладбище, связанные с установкой надмогильных сооружений, могут производиться только по согласованию с организацией, осуществляющей содержание кладбища, а согласно п. 39 - сооружения, установленные без согласования с Организацией, а также с нарушениями норм отвода земельного участка, подлежат сносу.

Согласно п. 49 Порядка Организация несет ответственность и осуществляет контроль за устройством и содержанием мест погребений, осуществлением гарантий погребений, соблюдением санитарных правил захоронений, исполнением волеизъявления умершего о погребении, предоставлением гарантированных Федеральным законом “О погребении и похоронном деле“ перечня услуг по погребению, а также погребением умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников или законного представителя умершего.

Таким образом, перечисленные положения Порядка предоставляют одному из хозяйствующих субъектов - Организации, осуществляющей эксплуатацию и содержание кладбищ - право контролировать действия иных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по погребению (помимо гарантированного перечня услуг).

Однако по смыслу ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“, п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйствующие субъекты, осуществляющие услуги в области похоронного дела, наделены одинаковой правоспособностью. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции“ органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Следовательно, предоставление Организации права контролировать осуществление иными хозяйствующими субъектами услуг по погребению ограничивает возможность осуществления этими субъектами деятельности в сфере предоставления услуг по погребению, ритуальных услуг необходимостью получения разрешений и согласований в Организации, не наделенной Федеральным законом “О погребении и похоронном деле“ контрольными и надзорными функциями в отношении деятельности иных хозяйствующих субъектов.

Учитывая изложенное, п. 13 в части слов: “Организация контролирует и предъявляет законные требования к погребениям и местам погребений“, п. 22 в части слов “Субъекты предпринимательской деятельности, участвующие на рынке похоронных услуг, самостоятельно заблаговременно согласовывают отвод земельных участков для погребения на муниципальном кладбище с Организацией“, п. 23 в части слов: “По окончании работ мест погребений (могил) предъявляют место Организации на проверку соответствия санитарным и экологическим нормам, нормам отведения земельного участка“, п. 37, п. 39, п. 49 Порядка следует признать недействующими как противоречащие Федеральному закону N 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции“, Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“.

Согласно абз 1 п. 47 Порядка услуги, указанные в пп. 45, 46, осуществляются специализированной службой за счет компенсационных выплат только в случае отсутствия супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности. Погребение в таких случаях осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение 3 (трех) суток с момента установления причины смерти; согласно п. 48 - во всех остальных случаях указанные услуги осуществляются всеми субъектами предпринимательской деятельности, участвующими на рынке похоронных услуг, за плату.

Названные положения не соответствуют ст. 9, 10, 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ из которых следует, что гарантированный перечень услуг по погребению осуществляется специализированной службой на безвозмездной основе всем категориям граждан, а не только в случае отсутствия супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности.

В порядке ч. 3 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом признаны требования Прокурора в части оспаривания абз. 3 п. 6, абз. 1 п. 47, п. 48 Порядка (согласно дополнению к отзыву от 15.07.2010). Судом признание требований в данной части принято как не нарушающее прав других лиц и не противоречащее закону.

При таких обстоятельствах, абз. 2, 3 п. 6, п. 13 в части слов: “Организация контролирует и предъявляет законные требования к погребениям и местам погребений“, п. 22 в части слов “Субъекты предпринимательской деятельности, участвующие на рынке похоронных услуг, самостоятельно заблаговременно согласовывают отвод земельных участков для погребения на муниципальном кладбище с Организацией“, п. 23 в части слов: “По окончании работ мест погребений (могил) предъявляют место Организации на проверку соответствия санитарным и экологическим нормам, нормам отведения земельного участка“, п. 37, п. 39, п. 44, абз. 1 п. 47, п. 48, п. 49 “Порядка организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог“, утвержденного Решением Думы городского округа Сухой Лог от 26.05.2009 N 162-РД, противоречат п. 23 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, ст. ст. 9, 10, 12, 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“, в связи с чем требование Прокуратуры Свердловской области о признании данных пунктов недействующими подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействующими абзацы 2, 3 п. 6, п. 13 в части слов: “Организация контролирует и предъявляет законные требования к погребениям и местам погребений“, п. 22 в части слов “Субъекты предпринимательской деятельности, участвующие на рынке похоронных услуг, самостоятельно заблаговременно согласовывают отвод земельных участков для погребения на муниципальном кладбище с Организацией“, п. 23 в части слов: “По окончании работ мест погребений (могил) предъявляют место Организации на проверке соответствия санитарным и экологическим нормам, нормам отведения земельного участка“, п. 37, п. 39, п. 44, абз. 1 п. 47, п. 48, п. 49 “Порядка организации похоронного дела в городском округе Сухой Лог“, утвержденного Решением Думы городского округа Сухой Лог от 26.05.2009 N 162-РД, как несоответствующие Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“.

3. Взыскать с Думы городского округа Сухой Лог в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (Две тысячи) рублей.

4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.В.КОЛОСОВА

Судьи

В.В.ОКУЛОВА

Н.В.ГНЕЗДИЛОВА