Российские законы

Распоряжение Администрации Смоленской области от 24.09.2009 N 1205-р/адм “О Концепции повышения энергетической эффективности экономики Смоленской области и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011 - 2020 годы“

Начало действия документа - 24.09.2009.

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 сентября 2009 г. N 1205-р/адм

О КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И СОКРАЩЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ НА 2011 - 2020 ГОДЫ

Одобрить прилагаемую Концепцию повышения энергетической эффективности экономики Смоленской области и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011 - 2020 годы (далее также - Концепция).

Губернатор

Смоленской области

С.В.АНТУФЬЕВ

Одобрена

распоряжением

Администрации

Смоленской области

от 24.09.2009 N 1205-р/адм

КОНЦЕПЦИЯ

ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ СМОЛЕНСКОЙ

ОБЛАСТИ И СОКРАЩЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК В БЮДЖЕТНОМ

СЕКТОРЕ НА 2011 - 2020 ГОДЫ

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

Введение.

1. Актуальность проблемы повышения энергетической эффективности:

1.1. Топливно-энергетический комплекс Смоленской области.

1.2. Производство и потребление топливно-энергетических ресурсов.

1.3. Использование местных видов топлива.

1.4. Энергоемкость валового регионального продукта.

1.5. Экономические и социальные предпосылки
проведения энергосберегающей политики в Смоленской области.

1.6. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом.

1.7. Принципы построения комплексной программы энергосбережения в Смоленской области.

2. Цели и задачи повышения энергетической эффективности в Смоленской области:

2.1. Цели повышения энергетической эффективности.

2.2. Задачи повышения энергетической эффективности.

3. Энергосбережение в отдельных отраслях экономики Смоленской области:

3.1. Целевые показатели мероприятий по реализации Концепции.

3.2. Методика оценки эффективности мероприятий по реализации Концепции.

4. Обеспечение реализации Концепции.

4.1. Потребность в финансовых ресурсах при реализации мероприятий Концепции.

4.2. Приоритетные направления энергосбережения при реализации Концепции.

5. Мониторинг реализации Концепции.

Заключение

Введение

Концепция повышения энергетической эффективности экономики Смоленской области и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011 - 2020 годы разработана в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р (далее также - Энергетическая стратегия), в целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации, данных им по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года, решения расширенного совещания руководителей органов исполнительной власти Смоленской области, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области от 3 февраля 2009 года.

Главная цель Концепции - снижение энергоемкости валового регионального продукта на 40 процентов как необходимое условие реализации Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 “О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики“.

В соответствии с целью решаются следующие задачи:

- создание предпосылок для роста энерговооруженности производства и жилищно-коммунального хозяйства без введения дополнительных энергетических мощностей;

- внедрение энергосберегающих технологий на промышленных предприятиях Смоленской области и в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- увеличение доли местных
видов топливно-энергетических ресурсов на региональном рынке топливно-энергетических ресурсов;

- снижение затрат населения на оплату потребленных топливно-энергетических ресурсов, позволяющее облегчить переход к экономически обоснованным ставкам и тарифам на предоставленные услуги и энергетические ресурсы;

- снижение бюджетных затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда и бюджетной сферы.

Реализовать поставленные задачи предполагается посредством разработки правовой, организационной, информационной базы в сфере энергосбережения, принятия технических мер, направленных на сокращение затрат и потерь при производстве, передаче и потреблении топливно-энергетических ресурсов, при поддержании стандартов качества предоставляемых ресурсов и услуг.

При подготовке Концепции использована информация:

- Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области;

- Регионального агентства по недропользованию по Центральному федеральному округу;

- Федерального агентства лесного хозяйства;

- органов исполнительной власти Смоленской области.

В настоящей Концепции используются следующие понятия:

энергетические ресурсы - совокупность природных и произведенных носителей энергии, запасенная энергия которых используется в настоящее время или может быть использована в перспективе в хозяйственной и иных видах деятельности, а также все виды энергии (атомная, электрическая, химическая, электромагнитная, тепловая и другие виды энергии);

вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производственного процесса или использования объектов, функциональное назначение которых не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;

энергосбережение - реализация организационных, правовых, экономических, технических, технологических и иных мероприятий, направленных на снижение потребления (использования) энергетических ресурсов при сохранении полезного эффекта от их использования;

энергетическая эффективность - отношение полезного эффекта (результата), в том числе объема произведенной продукции, полученного от использования энергетического ресурса (ресурсов), к затратам соответствующего ресурса (ресурсов), обусловившим получение данного эффекта (результата);

повышение энергетической эффективности - реализация организационных, правовых, экономических, технических, технологических и иных мероприятий, направленных на увеличение полезного
эффекта от потребления (использования) энергетических ресурсов с учетом соблюдения требований к охране окружающей природной среды, санитарно-гигиенических и иных норм законодательства Российской Федерации;

энергетическое обследование (аудит) - сбор и обработка данных о потреблении (использовании), передаче, производстве энергетических ресурсов организаций и (или) объектов, а также технологических процессов с целью получения объективных данных об объемах потребляемых (используемых), производимых, передаваемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности и выявления потенциала энергосбережения, повышения энергетической эффективности организаций, объектов, технологических процессов;

энергосервисное соглашение (контракт) - соглашение (контракт), по которому исполнитель осуществляет действия (мероприятия), направленные на энергосбережение и (или) повышение энергетической эффективности потребления (использования), производства, передачи энергетических ресурсов заказчиком, а заказчик оплачивает согласованную цену и выполняет иные согласованные действия.

1. Актуальность проблемы повышения

энергетической эффективности

Повышение эффективности использования топлива и энергетических ресурсов в настоящее время относится к числу основных приоритетов в государственной энергетической политике.

Стратегическими целями государственной энергетической политики являются максимально рациональное использование энергетических ресурсов на стадии их производства, передачи и потребления, повышение собственной энергетической эффективности и инвестирование в эту сферу на основе обеспечения заинтересованности в энергосбережении.

Капиталоемкость затрат на повышение эффективности использования энергетических ресурсов (энергосбережение) в 2 раза ниже капиталоемкости создания объектов, производящих топливно-энергетические ресурсы. Для реализации энергосберегающих мероприятий при потреблении энергетических ресурсов требуется в 3 - 4 раза меньше инвестиций, чем для соответствующего увеличения производства энергии.

В рамках Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, экономика России должна стать инновационной, инвестиционно привлекательной, социально ориентированной и эффективной.

В целях реализации потенциала энергосбережения и повышения эффективности энергопотребления на федеральном уровне разрабатывается программа
энергосбережения, предусматривающая внедрение энергосберегающих технологий и реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также механизмов стимулирования энергосбережения в российской экономике.

Планируется принять меры по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство.

1.1. Топливно-энергетический комплекс Смоленской области

Топливно-энергетический комплекс является одной из важнейших сфер экономики Смоленской области. Он включает в себя производственные и иные имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи и сбыта электрической и тепловой энергии, газоснабжения, добычи топлива.

Это стратегическая, жизнеобеспечивающая отрасль, от работы которой во многом зависит состояние социальной сферы, развитие промышленности и сельского хозяйства региона.

Производство электрической энергии на территории региона осуществляется:

- филиалом ОАО “Концерн Энергоатом“ “Смоленская АЭС“ с установленной мощностью 3000 мВт;

- двумя тепловыми станциями - Смоленской ТЭЦ-2 с установленной мощностью 275 мВт и Дорогобужской ТЭЦ мощностью 137 мВт филиала ОАО “ТГК-4“ “Смоленская региональная генерация“;

- электрической станцией - Смоленской ГРЭС с установленной мощностью 630 мВт, входящей на правах филиала в состав ОАО “ОГК-4“.

Суммарная установленная мощность всех электрических станций, расположенных на территории региона, - 4033 мВт.

Сетевой комплекс представлен 55 сетевыми распределительными организациями, наиболее крупные из которых ОАО “МРСК Центра“ (на территории Смоленской области) и ОАО “ЭлС“.

Теплоснабжение городов и районов Смоленской области осуществляется вышеперечисленными электростанциями, муниципальными котельными, котельными промышленных предприятий и индивидуальными системами теплоснабжения.

Газовая отрасль представлена газораспределительной организацией ОАО “Смоленскоблгаз“ и поставщиком газа - ОАО “Смоленскмежрегионгаз“.

1.2. Производство и потребление

топливно-энергетических ресурсов

Смоленская энергосистема является избыточной в части производства электроэнергии. Обладая резервом мощности, энергетический комплекс имеет возможность поставлять излишки электрической энергии на оптовый рынок. Ежегодно смоленская энергосистема производит свыше 20
млрд. кВт.ч электроэнергии. До 80 процентов вырабатываемой электроэнергии поставляется за пределы Смоленской области. В 2008 году потребление электрической энергии в Смоленской области составило 6,024 миллиарда киловатт-часов при выработке в размере 25,28 миллиарда киловатт-часов. То есть производство превышает потребление почти в 4 раза.

Производство и потребление электрической энергии

в Смоленской области в 2007 - 2009 годах

30000¦ 25988

¦ 25278 -- - --¬

25000¦ 23697 -- -- -¬ ¦

¦ -- -- -¬ ¦

20000¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

15000¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

10000¦ ¦ ¦ ¦ 6024 ¦ 6325

¦ ¦ 5757 -------¬ ¦-------¬

5000 ¦ ¦ -------¬ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦

0 L-+------++------+-------+------++------+--------+------++------+-

- ¬ --¬

производство, млн. Квт.ч ¦ ¦ потребление, млн. Квт.ч

L - L--

Топливные ресурсы в основном поступают из других регионов России. Топливные ресурсы собственного производства - это торф, дрова и древесные отходы. Доминирующими видами топлива, используемого для производства энергии, являются природный газ и каменный уголь.

Потребление топливно-энергетических ресурсов

(тыс. тонн условного топлива)

----------------------------------------------T-------------T-------------¬

¦Наименование топливно-энергетического ресурса¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Электрическая энергия ¦ 736,3 ¦ 761 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Тепловая энергия ¦ 952,8 ¦ 937,2 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Всего ¦ 1689,1 ¦ 1698,2 ¦

L---------------------------------------------+-------------+--------------

Структура потребления топливно-энергетических

ресурсов (процентов)

----------------------------------------------T-------------T-------------¬

¦ ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Электрическая энергия ¦ 44 ¦ 45 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Тепловая энергия ¦ 56 ¦ 55 ¦

L---------------------------------------------+-------------+--------------

Суммарное потребление электрической и тепловой энергии на территории Смоленской области составило в 2008 году около 1700 тыс. т у.т.

Фактический расход топлива в 2008 году на выработку тепловой

энергии по видам топлива (без атомного топлива) (процентов)

Рисунок не приводится.

Фактический расход топлива на выработку тепловой энергии

по видам топлива (без атомного топлива) (тыс. тонн

условного топлива)

----------------------------------------------T-------------T-------------¬

¦ Вид топлива ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Топливо, всего ¦ 1101,4 ¦ 1075,7 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦газ природный ¦ 1027,2 ¦ 1006,9 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦нефтепродукты ¦ 13,9 ¦ 9,1 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦уголь ¦ 48,3 ¦ 47,5 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦торф топливный ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦дрова ¦ 17,9 ¦ 8,2 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦прочие ¦ 3,7 ¦ 3,5 ¦

L---------------------------------------------+-------------+--------------

Структура фактического расхода топлива на выработку тепловой

энергии (без атомного топлива) (процентов)

----------------------------------------------T-------------T-------------¬

¦ ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Газ природный ¦ 93,26 ¦ 93,6 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Нефтепродукты ¦ 1,26 ¦ 0,85 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Уголь ¦ 4,39 ¦ 4,42 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Торф топливный ¦ 0,05 ¦ 0,05 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Дрова ¦ 0,72 ¦ 0,76 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Прочие ¦ 0,34 ¦ 0,33 ¦

L---------------------------------------------+-------------+--------------

Основные местные виды топлива - дрова и торф - составляют соответственно 0,76 процента и 0,05 процента в топливном балансе.

В Энергетической стратегии поставлены задачи снижения потребления природного газа как котельно-печного топлива и одновременного увеличения потребления угольной продукции для выработки энергии. В Смоленской области такие задачи можно поставить филиалам ОАО “ТГК-4“ и “ОГК-4“, в топливном балансе которых доля газа достигает 91 процента, доля угля - лишь 9 процентов.

Баланс тепловой энергии Смоленской области (тыс. Гкал)

----------------------------------------------T-------------T-------------¬

¦ ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Выработка ¦ 7823,6 ¦ 7609,9 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Отпущено тепловой энергии потребителям, всего¦ 6662,8 ¦ 6553,6 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦В том числе: ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦промышленные потребители ¦ 1538,5 ¦ 1410,4 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦непромышленные потребители ¦ 594,8 ¦ 635,8 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦сельскохозяйственные потребители ¦ 78,2 ¦ 73,6 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦потребители, финансируемые из федерального¦ 328,4 ¦ 321,7 ¦

¦бюджета ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦потребители, финансируемые из областного¦ 117,3 ¦ 119,7 ¦

¦бюджета ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦потребители, финансируемые из бюджетов¦ 962,5 ¦ 974,1 ¦

¦муниципальных образований Смоленской области ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦население ¦ 1173,1 ¦ 1170,8 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦перепродавцы ¦ 1869,9 ¦ 1847,4 ¦

L---------------------------------------------+-------------+--------------

Структура отпуска тепловой энергии в 2008 году по группам

потребителей Смоленской области

Рисунок не приводится.

Структура отпуска тепловой энергии по группам потребителей

Смоленской области (процентов)

----------------------------------------------T-------------T-------------¬

¦ ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Промышленные потребители ¦ 23,1 ¦ 21,5 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Непромышленные потребители ¦ 8,9 ¦ 9,7 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Сельскохозяйственные потребители ¦ 1,2 ¦ 1,1 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Потребители, финансируемые из федерального¦ 4,9 ¦ 4,9 ¦

¦бюджета ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Потребители, финансируемые из бюджетов¦ 14,4 ¦ 14,9 ¦

¦муниципальных образований Смоленской области ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Потребители, финансируемые из областного¦ 1,8 ¦ 1,8 ¦

¦бюджета ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Население ¦ 17,6 ¦ 17,9 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Перепродавцы ¦ 28,1 ¦ 28,2 ¦

L---------------------------------------------+-------------+--------------

Баланс электрической энергии Смоленской области (млн. кВт.ч)

----------------------------------------------T-------------T-------------¬

¦ ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Произведено электроэнергии ¦ 23696,8 ¦ 25277,6 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Потреблено ¦ 5757,2 ¦ 6024,3 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Сельское хозяйство ¦ 85,3 ¦ 85 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Добыча полезных ископаемых ¦ 42,1 ¦ 42,7 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Обрабатывающие производства ¦ 1270,5 ¦ 1387,4 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Производство и распределение электроэнергии,¦ 2301,2 ¦ 2392,5 ¦

¦газа и воды ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Строительство ¦ 56 ¦ 61,7 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Транспорт и связь ¦ 505,2 ¦ 554,8 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Предоставление коммунальных, социальных и¦ 47,8 ¦ 54,5 ¦

¦персональных услуг ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Прочие виды деятельности ¦ 159,7 ¦ 168,8 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Освещение и бытовое потребление населением ¦ 551,4 ¦ 569,2 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Потери в электросетях общего пользования ¦ 738 ¦ 707,7 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Отпущено за пределы области ¦ 17939,6 ¦ 19253,3 ¦

L---------------------------------------------+-------------+--------------

В 2008 году потребление тепловой энергии бюджетными организациями всех уровней составило более 20 процентов от суммарного отпуска тепловой энергии. Доля потребления организациями, финансируемыми из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Смоленской области, составляет более 70 процентов.

Следовательно, акцент работ по энергосбережению смещается в сторону бюджетной сферы Смоленской области.

1.3. Использование местных видов топлива

Смоленская область располагает ограниченными запасами собственных традиционных топливно-энергетических ресурсов. Запасы газа и нефти отсутствуют, имеется бурый уголь и торф.

Бурый уголь

Восточная часть территории Смоленской области примыкает к северо-западной части Подмосковного буроугольного бассейна.

По показателям качества уголь Подмосковного буроугольного бассейна характеризуется средней зольностью - 30 - 35 процентов, теплотой сгорания горючей массы - 2500 ккал/кг.

Условия подземной разработки угольных месторождений на территории Смоленской области сложные, что обусловлено относительно глубоким залеганием угольного пласта и наличием в разрезе комплекса водоносных горизонтов.

На территории Смоленской области государственным балансом учтено 7 месторождений (Вадинское, Всходское, Дорогобужское, Ельнинское, Полдневское, Сафоновское и Семлевское), суммарные запасы которых составляют 383,3 млн. тонн.

Наиболее крупными месторождениями являются Полдневское и Семлевское.

Запасы бурого угля Вадинского месторождения отнесены к забалансовым в количестве 27,7 млн. т ввиду низких экономических показателей проектируемой шахты и неблагоприятных горно-геологических условий отработки.

Добыча бурого угля в послевоенные годы проводилась на Сафоновском месторождении в районе г. Сафоново, основной объем добываемого угля использовался Дорогобужской ТЭЦ для выработки электроэнергии и тепла.

Основные месторождения бурого угля

----T--------------T-------------T-----------T--------------------T---------------¬

¦ N ¦Месторождение,¦Муниципальный¦ Запасы на ¦ Минеральное сырье ¦ Примечание ¦

¦п/п¦ участок ¦ район ¦01.01.2005,¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ Смоленской ¦ млн. тонн ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦1. ¦Всходское ¦Угранский ¦ 63,4 ¦бурый уголь М 2Б ¦ ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦2. ¦Дорогобужское ¦Сафоновский ¦ 53,3 ¦бурый уголь М 2Б ¦ ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦3. ¦Ельнинское ¦Ельнинский ¦ 18,3 ¦бурый уголь М 2Б ¦ ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦4. ¦Полдневское ¦Угранский ¦ 91,8 ¦бурый уголь М 2Б ¦ ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦5. ¦Сафоновское ¦Сафоновский ¦ 71,2 ¦бурый уголь М 2Б ¦до 1996 года¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разрабатывало ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ШУ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦“Сафоновское“ ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦6. ¦Семлевское ¦Вяземский ¦ 85,4 ¦бурый уголь М 2Б ¦ ¦

L---+--------------+-------------+-----------+--------------------+----------------

В 1995 году в связи с полной отработкой запасов была закрыта шахта N 2 шахтоуправления “Сафоновское“ АО “Тулауголь“.

В 1996 году согласно Государственной программе реструктуризации угольной промышленности России была ликвидирована шахта N 7, как убыточное угледобывающее предприятие. При проектной производительности шахты в 300 тыс. тонн в год в 1996 году было добыто 47 тыс. тонн угля.

Перспективными для дальнейшего изучения и освоения являются Дорогобужское, Ельнинское, Полдневское и Сафоновское месторождения. Наибольший интерес представляет Полдневское месторождение в Угранском районе, которое является крупным месторождением, его поверхность не застроена, а степень разведанности запасов достаточно высока.

В целом Смоленская область имеет необходимое количество запасов бурого угля, на ее территории возможно развитие шахтного строительства.

Торф

На территории Смоленской области имеются запасы торфа, которых по оценкам специалистов должно хватить на 200 лет, выявлены, разведаны и оценены 1358 торфяных месторождений.

Большая часть торфяных ресурсов Смоленской области находится в Велижском, Демидовском, Духовщинском, Ельнинском, Кардымовском, Руднянском, Смоленском, Хиславичском, Холм-Жирковском и Шумячском районах Смоленской области.

По состоянию на 2006 год отчетным балансом учтено 807 месторождений с балансовыми запасами 312,1 млн. тонн. Все торфяные залежи Смоленской области относятся к болотным отложениям.

Преобладают торфяные залежи площадью более 10 гектаров, на которых сосредоточено около 99 процентов основных запасов и ресурсов торфа.

С 1993 года добыча торфа в Смоленской области снижалась и в 2006 году составила менее процента по отношению к уровню 1992 года.

Основные месторождения торфа

----T--------------T-------------T-----------T--------------------T---------------¬

¦ N ¦Месторождение,¦Муниципальный¦ Запасы на ¦ Минеральное сырье ¦ Примечание ¦

¦п/п¦ участок ¦ район ¦01.01.2006,¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ Смоленской ¦ тыс. тонн ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦1. ¦Вержа, участок¦Сафоновский ¦ 87 ¦торф для¦в 2006 году не¦

¦ ¦2 ¦ ¦ ¦сельскохозяйственных¦разрабатывалось¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦нужд ¦ ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦2. ¦Остер ¦Рославльский ¦ 3141 ¦торф для топлива,¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦сельскохозяйственных¦ ¦

¦ ¦ ¦“ ¦ ¦нужд ¦ ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦3. ¦Павловская ¦Рославльский ¦ 491 ¦торф для топлива,¦разрабатывало ¦

¦ ¦Мила ¦ ¦ ¦сельскохозяйственных¦ОАО ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦нужд ¦“Смоленскторф“ ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦4. ¦Редчинский мох¦Починковский ¦ 1384 ¦торф для топлива,¦разрабатывало ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦сельскохозяйственных¦ОАО ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦нужд ¦“Смоленскторф“ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦до 2005 года ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦5. ¦Свитский мох ¦Духовщинский ¦ 40687 ¦торф для топлива,¦разрабатывало ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦сельскохозяйственных¦ОАО ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦нужд ¦“Смоленскторф“ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦до 1996 года ¦

+---+--------------+-------------+-----------+--------------------+---------------+

¦6. ¦Чистик ¦Руднянский ¦ 2924 ¦торф для топлива,¦разрабатывало ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦сельскохозяйственных¦ОАО ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦нужд ¦“Смоленскторф“ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦до 2005 года ¦

L---+--------------+-------------+-----------+--------------------+----------------

С 2006 года единственным крупным разработчиком торфа является ООО “Луч“. Торф добывается на месторождении Остер в Рославльском районе.

Несколько мелких торфяных месторождений разрабатывают предприятия агропромышленного комплекса.

Объем добычи торфа в 2007 году составил 4,4 тыс. тонн.

В Смоленской области торф в основном используется в качестве удобрения для сельскохозяйственных угодий.

В настоящее время торф не находит применения в качестве топлива на электростанциях, которые используют в качестве топлива газ и уголь, поступающие в Смоленскую область из других регионов.

Древесные ресурсы

Смоленская область расположена в зоне смешанных лесов (осина, береза, ольха, ель). Общая площадь земель лесного фонда - 2121,5 тыс. гектаров, лесистость - 41,1 процента, общий запас древесины на корню - 308,6 млн. куб. м.

Леса, выполняющие преимущественно защитные функции, занимают площадь 376,9 тыс. гектаров, из них возможны для эксплуатации 191,4 тыс. гектаров. Леса, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, занимают площадь 634,5 тыс. гектаров, из них возможны к эксплуатации 562,2 тыс. гектаров.

Объем лесозаготовок в 2007 году составил 1681,6 тыс. куб. м, а при условии создания новых мощностей по заготовке и переработке древесины к 2018 году может возрасти до 4420 тыс. куб. м в год.

Доля использования дров в качестве топлива достигает 0,8 процента в топливном балансе Смоленской области.

Экономический ресурс (потенциал) отходов деревопереработки по Смоленской области составляет до 33,5 тыс. т у.т. В настоящее время отходы деревообработки все шире используются в качестве топлива при выработке тепловой энергии реконструируемыми и строящимися котельными.

Нетрадиционные источники энергии

До настоящего времени не нашли применения нетрадиционные источники энергии: энергия ветра, отходы жизнедеятельности (мусор как сырье для мусоросжигающих заводов и установок для получения биогаза), прямое преобразование энергии солнца в электричество или тепло.

Часть из них при определенных условиях может составить конкуренцию традиционным источникам энергии или выгодно их дополнить.

1.4. Энергоемкость валового регионального продукта

Валовой региональный продукт (далее также - ВРП) является обобщающим показателем экономической деятельности региона, характеризующим процесс производства товаров и услуг.

В качестве интегрального показателя эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в регионе используется энергоемкость ВРП как отношение объема потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива к ВРП в сопоставимых ценах 2007 года.

Отраслевая структура валового регионального продукта

Смоленской области в 2006 году

Рисунок не приводится.

Отраслевая структура валового регионального продукта

Смоленской области в 2006 году

----------------------------------------------T-------------T-------------¬

¦ ¦ Процентов ¦ Млн. рублей ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦Валовой региональный продукт, в основных¦ 100 ¦ 79230 ¦

¦ценах ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство ¦ 10,5 ¦ 8355 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦добыча полезных ископаемых ¦ 0,5 ¦ 381,5 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦обрабатывающие производства ¦ 23 ¦ 18252 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦производство и распределение электроэнергии,¦ 8,3 ¦ 6598,4 ¦

¦газа и воды ¦ ¦ ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦строительство ¦ 6,5 ¦ 5136,2 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦торговля, ремонт ¦ 19,8 ¦ 15653 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦транспорт и связь ¦ 10 ¦ 7854,4 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦государственное управление, социальная сфера ¦ 8,9 ¦ 11980 ¦

+---------------------------------------------+-------------+-------------+

¦прочее ¦ 6,3 ¦ 5019,8 ¦

L---------------------------------------------+-------------+--------------

Повышение эффективности энергопотребления и, как следствие, снижение энергоемкости валового регионального продукта являются в настоящее время существенными ресурсами, использование которых позволит экономике Смоленской области успешно развиваться.

Энергоемкость Смоленской области в 2007 году составила 0,024 кг у.т./руб., что в 2 раза превышает удельную энергоемкость экономики в развитых странах.

Основной причиной такого положения является технологическая отсталость отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.

В сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства степень износа основных фондов на конец 2008 года составила 39,8 процента, удельный вес полностью изношенных основных фондов в общем объеме основных фондов на конец 2008 года составил 7,3 процента.

Для осуществления мероприятий по энергосбережению необходимо привлекать не только средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Смоленской области, но и внебюджетные источники финансирования.

1.5. Экономические и социальные предпосылки проведения

энергосберегающей политики в Смоленской области

Одной из основных причин такого состояния топливно-энергетического комплекса России, в том числе и Смоленской области, является низкая энергетическая эффективность экономики. Расход первичных энергетических ресурсов в расчете на единицу валового внутреннего продукта значительно больше, чем в странах с развитой экономикой, которые активно проводят государственную энергосберегающую политику, осуществляют финансовую поддержку энергосбережения и законодательное регулирование энергоэффективности в сфере энергопотребления.

Энергозатратность производств связана с наличием устаревших производственных фондов и изношенного оборудования. Промышленные потребители энергии несут энергозатраты на содержание неиспользуемых и неэффективно загруженных производственных мощностей, и это, естественно, отражается на энергоемкости ВРП.

Низкая эффективность использования энергетических ресурсов в Смоленской области во многом связана с несовершенством системы управления энергосбережением, в первую очередь вследствие недоработанности или отсутствия необходимых нормативных, правовых, финансово-экономических механизмов на федеральном уровне. Данная ситуация не стимулирует производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на энергоносители.

Также сказывается недостаток квалифицированных кадров в области энергосбережения. Не осуществляются целенаправленное обучение специалистов и пропаганда эффективных методов экономии топлива и энергии на производстве и в быту. Низка роль средств массовой информации в пропаганде вопросов энергосбережения.

Высокая энергоемкость предприятий региона в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики Смоленской области и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

В то же время в Смоленской области существуют предпосылки к эффективному энергопотреблению за счет использования внутренних резервов, в том числе местных видов топлива и нетрадиционных источников энергии.

Для решения проблемы повышения эффективности потребления энергетических ресурсов на территории Смоленской области необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в выработке и принятии решений, реализации согласованных действий со стороны органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, предприятий и организаций.

Следовательно, необходимо разработать и внедрить в Смоленской области систему мероприятий, определенных Энергетической стратегией, в том числе:

- создать комплексную систему управления энергосбережением и энергоэффективностью;

- увеличивать количество организаций, предлагающих и реализующих современные научные, проектные, производственные решения в сфере повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в различных отраслях экономики Смоленской области.

В период реализации Концепции должны быть выполнены мероприятия в части совершенствования управления процессом энергосбережения, в том числе:

- применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства;

- проведение энергетических обследований;

- учет энергетических ресурсов;

- ведение энергетических паспортов;

- ведение топливно-энергетических балансов;

- выработка общей технической политики, согласование договорных условий, сохранение баланса и устойчивости работы технических систем и т.п.;

- нормирование потребления энергетических ресурсов;

- мониторинг потребления и эффективного использования энергетических ресурсов.

1.6. Целесообразность решения проблемы

программно-целевым методом

Для совершенствования управления энергосбережением необходимо использовать программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение областных и муниципальных целевых программ энергосбережения, а также иных целевых программ, направленных на повышение энергетической эффективности.

Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:

- комплексным характером проблемы и необходимостью координации межотраслевых и межмуниципальных действий по ее решению. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей. Комплексный и межотраслевой характер проблемы энергосбережения, необходимость использования государственных полномочий при ее решении исключают возможность реализации программных мероприятий только в формате ведомственной целевой программы;

- необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном и региональном уровне. Энергетическая стратегия является основным документом, определяющим задачи долгосрочного социально-экономического развития в энергетической сфере, и прямо указывает, что мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью региональных программ социально-экономического развития регионов. Для достижения стратегических целей социально-экономического развития Смоленской области должны быть предусмотрены мероприятия по стимулированию энергосбережения во всех отраслях экономики региона;

- необходимостью повышения эффективности расходования средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Смоленской области.

1.7. Принципы построения комплексной программы

энергосбережения в Смоленской области

Энергетическая стратегия рекомендована органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для руководства при разработке и реализации мер государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса, а также региональных энергетических программ.

Министерством энергетики Российской Федерации разработана методика формирования региональных энергетических программ, определившая, что они представляют собой совокупность взаимоувязанных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на решение задач обеспечения эффективного функционирования и развития топливно-энергетического комплекса.

Государственная энергетическая политика в Смоленской области будет реализована в виде комплексной программы энергосбережения в Смоленской области (далее также - комплексная программа). В ней фиксируются конкретные цели деятельности, определяются средства их достижения с указанием сроков реализации, а также потребности в инвестиционных ресурсах.

Разработка комплексной программы основывается на следующих принципах:

- многоцелевой характер комплексной программы, то есть ориентация на совместное достижение ряда экономических, социальных, научно-технических, экологических целей;

- охват всех видов энергетических ресурсов, форм их переработки и использования;

- иерархическое построение комплексной программы с выделением подпрограмм различного уровня;

- учет потребностей развития и функционирования обеспечивающих энергетику отраслей экономики (машиностроение, транспорт и связь, подготовка специалистов и др.);

- применение необходимых для ее реализации мер в области государственного регулирования;

- учет перспективных изменений в энергетике, спроса на различные виды энергетических ресурсов;

- корректировка комплексной программы в соответствии с фактическим ходом реализации.

Комплексная программа должна содержать:

- значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации комплексной программы;

- перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от их внедрения, а также сроки реализации и расчетные сроки окупаемости мероприятий;

- информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

2. Цели и задачи повышения энергетической эффективности

в Смоленской области

2.1. Цели повышения энергетической эффективности

Основными целями проведения государственной энергосберегающей политики в Смоленской области в рамках Концепции являются повышение эффективности использования энергетических ресурсов в Смоленской области за счет снижения к 2020 году показателя энергоемкости экономики региона на 40 процентов, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы Смоленской области на энергосберегающий путь развития путем всестороннего, взвешенного развития экономики региона, оптимизации энергопотребления, внедрения инновационных методов переработки топливно-энергетических ресурсов, снижения потерь всех видов энергии, сокращения затрат на топливно-энергетические ресурсы.

Снижение энергоемкости валового регионального продукта требует решения различных экономических, социальных, технических задач и осуществления организационно-правовых мероприятий.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

- формирование правовой базы;

- организация управления энергосбережением;

- финансово-экономическое обеспечение;

- информационное обеспечение;

- научно-техническое обеспечение.

По мере развития процесса перехода к энергоэффективной экономике задачи и мероприятия, способствующие их решению, должны уточняться, а средства и механизмы - совершенствоваться.

На начальном этапе процесса перехода к энергоэффективной экономике предполагается разработка организационно-правовых мероприятий, позволяющих создать правовую базу и организационные предпосылки для активизации работы и координации деятельности всех участников процесса энергосбережения, подготовки программ энергосбережения различных уровней.

Последующие этапы процесса перехода к энергоэффективной экономике будут направлены на упорядочение расходования бюджетных средств, создание условий для анализа эффективности использования энергетических ресурсов, разработку механизмов финансирования энергосберегающих проектов.

2.2. Задачи повышения энергетической эффективности

Для достижения поставленных целей Концепции органам государственной власти Смоленской области необходимо решить следующие задачи:

1) проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением для создания системы показателей, характеризующих эффективность использования энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики региона; подготовка кадров в сфере энергосбережения и принятие целевых программ по повышению эффективности использования энергетических ресурсов в Смоленской области.

Для выполнения данной задачи необходимо осуществить следующие мероприятия:

- по совершенствованию нормативной правовой базы и методического обеспечения энергосбережения, в том числе:

по разработке и принятию системы региональных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;

по разработке и внедрению типовых форм договоров на поставку топливно-энергетических и коммунальных ресурсов с целью стимулирования энергосбережения;

по созданию комплексной системы нормативно-методического обеспечения эффективного использования энергии и ресурсов, включая разработку норм освещения, стимулирующих энергосбережение в осветительных установках;

- по подготовке кадров в сфере энергосбережения, в том числе:

по включению в программы по повышению квалификации государственных гражданских служащих Смоленской области учебных курсов по основам эффективного использования энергетических ресурсов;

по подготовке и изданию учебных пособий для преподавателей средних общеобразовательных учебных заведений по основам энергосбережения;

по систематическому проведению мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения среди населения;

- по внедрению системы энергетического менеджмента на предприятиях и в организациях;

- по проведению научно-практических конференций и семинаров, в том числе:

по расширению тематики и круга участников выставок и семинаров по энергосбережению, проводимых в Смоленской области, по организации ежегодной научно-практической конференции по проблемам повышения эффективности использования энергетических ресурсов с участием научных организаций и высших учебных заведений;

по участию представителей Смоленской области в международных и межрегиональных выставках и конференциях по энергосбережению, по организации обмена опытом и технологиями в рамках заключенных органами государственной власти Смоленской области международных и межрегиональных соглашений;

- по разработке и внедрению форм контроля за показателями, характеризующими эффективность использования основных видов энергетических ресурсов и энергоемкость экономики региона;

2) расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.

Для решения данной задачи необходимо сформировать условия для перехода к долгосрочному планированию энергопотребления и повышению эффективности использования ресурсов в экономике и социальной сфере региона, в том числе:

- создать условия для разработки и принятия органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области муниципальных целевых программ энергосбережения во всех муниципальных районах и городских округах Смоленской области;

- разработать и внедрить региональные требования (нормы) по энергосбережению при проектировании, строительстве, реконструкции и ремонте объектов капитального строительства за счет средств областного бюджета, соответствующие или превышающие требования федеральных нормативных актов, и обеспечить их соблюдение;

- создать механизм управления процессом энергосбережения в регионе;

- создать рыночный механизм распределения электрической и тепловой мощности и обмена ею между потребителями коммунальных ресурсов;

3) проведение энергетических обследований предприятий, организаций, жилищного фонда, ведение энергетических паспортов.

Для выполнения данных задач необходимо организовать работу по:

- проведению энергетических обследований, составлению энергетических паспортов во всех органах государственной власти Смоленской области, государственных учреждениях, государственных унитарных предприятиях Смоленской области и разработке рекомендаций по организации этой работы в муниципальных образованиях Смоленской области;

- проведению энергосберегающих мероприятий (проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов, обеспечение приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии) при капитальном ремонте многоквартирных домов, осуществляемом полностью или частично за счет бюджетных средств;

4) установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов, повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях.

Для выполнения данных задач необходимо:

- планировать расходы на оплату энергетических ресурсов бюджетными учреждениями исходя из сокращения потребления ими энергетических ресурсов в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течение пятилетнего периода;

- осуществлять закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями к их энергетической эффективности.

Хотя Концепция не решает в полной мере проблему высокой энергоемкости бюджетной сферы и экономики региона, но позволяет создать условия для перевода экономики и бюджетной сферы Смоленской области на энергосберегающий путь развития и значительно снизить негативные последствия роста тарифов на основные виды топливно-энергетических ресурсов.

3. Энергосбережение в отдельных отраслях экономики

Смоленской области

Промышленность

На промышленных предприятиях Смоленской области в недостаточной степени используются вторичные энергетические ресурсы. При этом такие вторичные энергетические ресурсы, как теплота промышленных стоков, конденсата, уходящих газов, вентиляционных выбросов, практически не используются.

Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению являются:

- введение в действие экономических рычагов, стимулирующих энергосбережение;

- проведение энергетических обследований (аудитов) с составлением энергетических паспортов предприятий;

- внедрение энергоэффективного оборудования и энергосберегающих технологий;

- установка на предприятиях узлов учета, контроля и автоматизированного регулирования энергетических ресурсов;

- расширение производства энергоэффективного и энергосберегающего оборудования.

Сельское хозяйство

В агропромышленном комплексе Смоленской области за последние 10 лет энергопотребление снизилось в несколько раз, что связано как с общим снижением объемов производства сельскохозяйственной продукции, так и с проведением определенных мероприятий по энергосбережению. Вместе с тем энергосберегающие мероприятия в агропромышленном комплексе носят разрозненный, бессистемный характер без должных технико-экономических расчетов.

В последнее время в сельскохозяйственном производстве активно идет процесс технического переоснащения, направленный на снижение себестоимости производства основных видов сельскохозяйственной продукции через снижение удельного расхода основных видов горюче-смазочных материалов на их производство.

Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению являются:

- продолжение внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве;

- принятие правовых актов по энергосбережению в сельском хозяйстве;

- перевод части двигателей сельскохозяйственной техники на альтернативные виды моторного топлива (природный газ, биодизельное топливо и т.д.);

- внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, в том числе более широкое применение местных видов топлива и отходов сельскохозяйственного и деревообрабатывающего производства;

- проведение энергетических обследований сельскохозяйственных предприятий;

- систематизация статистической и оперативной отчетности об использовании энергоресурсов в сельском хозяйстве.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется нерациональным расходованием газа, воды и тепловой энергии. В части домов приборы учета, контроля и регулирования энергетических ресурсов, поквартирные приборы учета расхода газа и воды отсутствуют. Тепловые потери жилищного фонда в 2 - 4 раза выше, чем в странах с аналогичным климатом.

Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению являются:

- принятие правовых актов, регламентирующих установку приборов учета, контроля и регулирования энергетических ресурсов, повышение КПД бытовой электрической и газовой аппаратуры;

- снижение удельных расходов топлива в отопительных котельных;

- сокращение потерь тепловой энергии в распределительных сетях;

- модернизация существующего жилищного фонда, административных и производственных зданий с целью повышения их энергетической эффективности.

Строительство

В последние годы в строительной отрасли региона наметились положительные тенденции в решении проблем энергосбережения. Ряд строительных организаций применяет каркасную конструктивную схему при строительстве сооружений, которая позволяет полностью реализовать требования строительных норм по тепловой защите зданий.

Более широко используются системы наружного утепления зданий и оконные блоки с тройным остеклением при строительстве зданий и сооружений.

Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению являются:

- внедрение в практику новых современных норм строительного проектирования, соответствующих климатической зоне Смоленской области;

- освоение производства современных, качественных теплоэффективных строительных материалов;

- оснащение предприятий строительной индустрии современным энергоэффективным оборудованием и внедрение энергосберегающих технологий;

- снижение расхода энергетических ресурсов на выпуск продукции, повышение качества строительных конструкций и работ, контроль качества вводимых в эксплуатацию зданий, в том числе с помощью тепловизионных обследований;

- строительство и реконструкция тепловых сетей с предызолированными трубами по новым технологиям.

Транспорт

В эксплуатации находится большое количество изношенного подвижного состава с высоким расходом топлива и малым коэффициентом полезного действия электроприводов.

Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению являются:

- повышение экономической эффективности при использовании транспорта;

- внедрение регулируемого электропривода с рекуперацией электроэнергии в подвижном составе на электротранспорте;

- использование современных экономичных двигателей внутреннего сгорания;

- расширение использования сжатого и сжиженного газа в качестве моторного топлива;

- замена изношенного подвижного состава.

Научно-изыскательские работы в сфере энергосбережения

Основным направлением развития научно-исследовательских работ применительно к топливным элементам является создание компактных, экономичных, высокоэффективных и экологически чистых энергоустановок.

Приоритетным направлением таких работ являются изучение вопросов:

- повышения эффективности использования органического топлива в электроэнергетике;

- снижения потерь энергоносителей в инженерных сетях;

- повышения теплозащиты зданий, конструкций и сооружений;

- внедрения нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

3.1. Целевые показатели мероприятий по реализации Концепции

Целевые показатели мероприятий по реализации Концепции должны отражать:

- эффективность использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;

- эффективность использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;

- сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;

- оснащенность приборами учета энергетических ресурсов;

- увеличение использования объектов с высокой энергетической эффективностью, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы или возобновляемые источники энергии;

- увеличение числа и доли транспортных средств с высокой топливной экономичностью, а также увеличение числа транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению использования бензина природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;

- сокращение расходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Смоленской области на обеспечение энергетическими ресурсами организаций бюджетной сферы;

- объем внебюджетных средств, используемых в качестве источников финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Определение значений целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной и муниципальной программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется соответственно Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике и органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области.

3.2. Методика оценки эффективности мероприятий

по реализации Концепции

Эффективность мероприятий по реализации Концепции оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей указанных мероприятий с уровнем финансирования с начала их реализации. Комплексный показатель эффективности мероприятий по реализации Концепции рассчитывается по формуле:

Этек -“Энач Ттек - Тнач

Вес1 x ------------- + Вес2 x --------------

Эплан - Энач Тплан - Тнач

Э = --------------------------------------------

Фтек / Фплан

где:

Этек - текущее значение энергоемкости валового регионального продукта;

Энач - энергоемкость валового регионального продукта в 2007 году;

Эплан - плановая величина энергоемкости валового регионального продукта;

Вес1 - весовой коэффициент, характеризующий величину энергоемкости валового регионального продукта;

Ттек - текущее значение объема экономии топливно-энергетических ресурсов;

Тнач - начальное значение объема экономии топливно-энергетических ресурсов в 2007 году;

Тплан - плановая величина объема экономии топливно-энергетических ресурсов;

Вес2 - весовой коэффициент, характеризующий объем экономии топливно-энергетических ресурсов;

Фтек - текущая величина финансирования мероприятий Концепции;

Фплан - плановая величина финансирования мероприятий Концепции;

Срок окупаемости зависит от многих факторов и определяется при формировании непосредственно мероприятий, включаемых в Концепцию.

Оценка потенциала энергосбережения в Смоленской области по отраслям (тыс. тонн условного топлива в год) приведена в таблице:

----------------------------------------------------------------T---------¬

¦Производство и распределение электрической, тепловой энергии,¦ 495 ¦

¦газа и воды ¦ ¦

+---------------------------------------------------------------+---------+

¦Бюджетная сфера ¦ 330 ¦

+---------------------------------------------------------------+---------+

¦Обрабатывающие производства ¦ 110 ¦

+---------------------------------------------------------------+---------+

¦Строительство ¦ 110 ¦

+---------------------------------------------------------------+---------+

¦Прочее ¦ 55 ¦

+---------------------------------------------------------------+---------+

¦Итого ¦ 1110 ¦

L---------------------------------------------------------------+----------

В целом за счет реализации мероприятий Концепции:

- энергоемкость валового регионального продукта Смоленской области будет снижена на 40 процентов - до 0,015 кг у.т./руб.;

- экономия топливно-энергетических ресурсов на территории Смоленской области составит до 1 млн. т у.т. в расчете на 2020 год. Наибольшая экономия приходится на тепловую энергию - до 70 процентов в общей структуре экономии.

4. Обеспечение реализации Концепции

Схема реализации Концепции

-----------------------¬

¦ Разработка Концепции ¦

¦ повышения ¦

¦ энергетической ¦

¦ эффективности ¦

------------------->¦ экономики Смоленской ¦

¦ ¦ области и сокращения ¦

¦ ¦ энергетических ¦

¦ ¦ издержек в бюджетном ¦

¦ ¦секторе на 2011 - 2020¦

¦ ¦ годы ¦

¦ L-----------T-----------

¦ /

--------------------+------------------¬-----------------------¬

¦ Координационный Совет по ¦¦Утверждение Концепции ¦

¦ энергосбережению при Администрации ¦¦ и принятие ее за ¦

¦ Смоленской области ¦¦основу при разработке ¦

¦ ¦¦комплексной программы ¦

¦ ¦¦ энергосбережения в ¦

¦ ¦¦ Смоленской области ¦

L---------------------------------------L-----------------------

/ / /

¦ ¦ ¦

/ / /

- - - - - - - -¬ -- - - - - - - - - -¬ ---------------¬-----------------------¬

Органы Департамент ¦ Органы ¦¦ Определение ¦

¦ местного ¦ ¦Смоленской области ¦ ¦исполнительны馦 государственного ¦

самоуправления по энергетике, ¦ власти ¦¦ заказчика и ¦

¦муниципальных ¦<->¦энергоэффективности¦<->¦ Смоленской ¦¦ координатора ¦

образований и тарифной политике ¦ области ¦¦комплексной программы ¦

¦ Смоленской ¦ ¦ ¦ ¦ (профильные ¦¦ энергосбережения в ¦

области ¦департаменты) ¦¦ Смоленской области ¦

L - - - - - - -- L- - - - - - - - - -- L---------------L-----------T-----------

/ / /

L----------T------------ -----------------------¬

¦ ¦Объявление конкурса по¦

¦ ¦разработке комплексной¦

¦ ¦ программы ¦

¦ ¦ энергосбережения в ¦

¦ ¦ Смоленской области ¦

¦ L-----------T-----------

¦ /

¦ -----------------------¬

¦ ¦ Проведение конкурса ¦

¦ L-----------T-----------

¦ /

¦ -----------------------¬

¦ ¦Разработка комплексной¦

¦ ¦ программы ¦

¦ ¦ энергосбережения в ¦

¦ ¦ Смоленской области ¦

¦ L-----------T-----------

¦ /

¦ -----------------------¬

¦ ¦Определение органа по ¦

¦ ¦реализации комплексной¦

L-------------------+ программы ¦

¦ энергосбережения в ¦

¦ Смоленской области ¦

L-----------------------

Схема управления энергосбережением на территории

Смоленской области

-----------------------¬

---------------------------------------------------+ АДМИНИСТРАЦИЯ ¦

¦ ¦ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ¦

¦ ---------------------------------------------¬ L-----------------------

+>¦ Координационный совет по энергосбережению ¦<¬ /

¦ ¦ при Администрации Смоленской области ¦ ¦ ¦

¦ L--------------------------------------------- ¦ ¦

¦ ---------------------------------------------¬ ¦ ¦

+>¦ Департамент Смоленской области по ¦<+ ¦

¦ ¦ энергетике, энергоэффективности и тарифной ¦ ¦ ¦

¦ ¦ политике ¦ ¦ ¦

¦ L--------------------------------------------- ¦ /

¦ ---------------------------------------------¬ ¦ -- - - - - - - - - - - ¬

+>¦Органы местного самоуправления муниципальных¦<+> Центр энергосбережения

¦ ¦ образований Смоленской области ¦ ¦ ¦ и повышения ¦

¦ ¦ ¦ ¦ энергоэффективности

¦ L--------------------------------------------- ¦ L- - - - - - - - - - - -

¦ ---------------------------------------------¬ ¦ /

L>¦ Органы исполнительный власти Смоленской ¦<- ¦

¦ области ¦ ¦

L--------------------------------------------- /

------------------------------------------------------------------------¬

¦ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРОЕКТЫ ¦

L------Управление энергосбережением на территории Смоленской области будут осуществлять:

- Администрация Смоленской области;

- Координационный совет по энергосбережению при Администрации Смоленской области (далее также - Координационный совет), создаваемый в целях определения основных направлений энергосберегающей политики Смоленской области, повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Состав Координационного совета, а также положение о нем утверждаются правовыми актами Администрации Смоленской области;

- Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике;

- иные органы исполнительной власти Смоленской области;

- органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области;

- региональный центр энергосбережения - организация, предлагающая и реализующая современные научные, проектные, производственные решения в сфере повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в различных отраслях экономики Смоленской области;

- предприятия и организации, реализующие мероприятия в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

4.1. Потребность в финансовых ресурсах при реализации

мероприятий Концепции

Объем финансирования мероприятий Концепции в течение всего срока ее реализации (10 лет) ориентировочно составит около 9 млрд. рублей. Финансирование мероприятий Концепции предполагается осуществить за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований Смоленской области и внебюджетных источников.

На федеральном уровне предусматривается разработка государственных программ энергосбережения в целях внедрения энергосберегающих технологий в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. При привлечении средств федерального бюджета для софинансирования региональных программ энергосбережения соотношение между различными источниками софинансирования мероприятий Концепции может быть пересмотрено.

Приоритетными объектами финансирования являются учреждения бюджетной сферы, жилищно-коммунальный комплекс Смоленской области.

При реализации мероприятий Концепции планируется осуществлять финансирование по отраслям экономики Смоленской области:

- обрабатывающие производства;

- производство и распределение электрической, тепловой энергии, газа и воды;

- строительство;

- бюджетная сфера;

Кроме того, финансировать предполагается:

- совершенствование нормативной правовой базы, стимулирующей внедрение энергосберегающих технологий, привлечение инвестиций в энергосберегающие проекты;

- разработку и внедрение нормативов энергопотребления, энергетических паспортов, инвестиционных проектов и проведение энергетических обследований (энергоаудитов) в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном комплексе Смоленской области.

4.2. Приоритетные направления энергосбережения

при реализации Концепции

Повышение эффективности использования топлива и энергетических ресурсов в настоящее время относится к числу основных приоритетов государственной энергетической политики.

Для всех отраслей экономики и сфер деятельности определены три основные направления энергосбережения;

- первое направление - малозатратные и организационные мероприятия без значительных инвестиционных вложений;

- второе направление - капиталоемкие мероприятия среднего срока окупаемости;

- третье направление - мероприятия длительной окупаемости, а также структурная перестройка экономики, связанная с увеличением доли малоэнергоемких отраслей в валовом региональном продукте.

Экономия энергоресурсов в результате выполнения данных мероприятий составляет от 10 до 50 процентов.

Мероприятия призваны обеспечить высокий уровень рационального использования энергоресурсов и получение максимального эффекта от вложенных в энергосбережение средств.

Направление 1. Энергоэффективность

в топливно-энергетическом комплексе

В рамках реализации указанного направления необходимо выполнить мероприятия, направленные на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов:

- снижение потерь электрической и тепловой энергии в передающих сетях;

- снижение потерь топливно-энергетических ресурсов у потребителей;

- повышение энергоэффективности систем наружного освещения (замена устаревших, неэффективных ламп и систем освещения, снижение общего уровня потребления электрической энергии);

- снижение потерь электрической энергии при передаче, трансформации;

- внедрение комбинированной схемы производства электрической и тепловой энергии на паровых котельных (снижение стоимости электроэнергии в 3 раза по отношению к стоимости электроэнергии централизованной поставки);

- применение установок, утилизирующих низкопотенциальное тепло (тепловые насосы);

- модернизация систем теплоснабжения с применением эффективных теплоизоляционных материалов и конструкций, с проведением режимных эксплуатационно-наладочных мероприятий;

- комплексная оптимизация режимов работы всех действующих на территории Смоленской области тепловых электрических станций.

Повышение эффективности использования топлива (энергии) в энергетике может быть достигнуто путем проведения обязательных энергетических обследований, подготовки энергетических паспортов и мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов на всех тепловых электростанциях и сетевых предприятиях, применения энергоэффективных технологий.

Направление 2. Энергоэффективность в бюджетной сфере

Реализация указанного направления ведет к сокращению расхода бюджетных средств на оплату топливно-энергетических расходов бюджетных организаций (снижение расхода топливно-энергетических ресурсов) за счет повышения эффективности использования всех энергетических ресурсов. Для его реализации необходимо выполнение следующих мероприятий:

- модернизация систем освещения на основе энергоэффективных осветительных приборов в зданиях и сооружениях бюджетной сферы (образовательные учреждения, государственные учреждения, объекты здравоохранения и социальной сферы). Уменьшение объема электропотребления может составить до 15 процентов;

- проведение энергетических обследований бюджетных организаций с разработкой энергетических паспортов (с целью определения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, выявления резервов экономии);

- оснащение потребителей, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Смоленской области, приборами учета, контроля и регулирования энергетических ресурсов (экономия потребляемых топливно-энергетических ресурсов до 10 - 15 процентов);

- установление бюджетным организациям лимитов потребления энергетических ресурсов, заданий по их экономии.

Направление 3. Энергоэффективность

в жилищно-коммунальном хозяйстве

Реализация этого направления включает в себя следующие мероприятия:

- перевод угольных котельных на использование в качестве топлива природного газа;

- использование частотных преобразователей для регулирования производительности насосов в котельных, на центральных тепловых пунктах, насосных станциях, в системах водоснабжения (позволяет снизить потребление электрической энергии на 30 процентов);

- внедрение газотурбинных установок в котельных, работающих на природном газе, паровых турбин для выработки электроэнергии в том числе на собственные нужды, с целью создания демонополизированного рынка электрической энергии;

- устройство водоподготовки в котельных с использованием современных средств противонакипной и противокоррозионной обработки воды, использование современных биоразлагаемых моющих средств для промывки котельного оборудования с целью продления срока его службы, работа с населением, организациями по прекращению разбора потребителями сетевой воды из системы отопления;

- упорядочение режимов работы котельных установок в соответствии с расчетными нагрузками с целью повышения их коэффициента полезного действия;

- модернизация систем теплоснабжения с применением эффективных теплоизоляционных материалов и конструкций на основе пенополиуретановых покрытий и базальтовых волокон (увеличение срока эксплуатации тепловых сетей до 40 лет по сравнению с традиционными типами трубопроводов (5 - 10 лет), снижение тепловых потерь до 5 - 6 процентов по сравнению с тепловыми потерями в трубопроводах с традиционным типом изоляции (30 - 40 процентов), снижение капитальных затрат в 5 - 7 раз);

- регулирование расхода теплоносителя за счет использования систем автоматического регулирования (снижение потребления энергоресурсов до 20 процентов);

- реконструкция отопительных котельных с применением современных высокоэффективных технологий (до 20 процентов экономии);

- оптимизация режимов эксплуатации тепловых сетей. Гидравлическая наладка сетей является важным мероприятием, так как в настоящее время в большинстве случаев гидравлический режим в системах теплоснабжения не отрегулирован. Для достижения напора теплоносителя повышается его расход, вследствие чего увеличивается потребление электрической энергии на подачу сетевой воды;

- экономически обоснованный перевод потребителей на автономные системы отопления и горячего водоснабжения с использованием современных энергоэффективных систем на основе природного газа, водогрейных систем с накоплением тепла и систем, использующих возобновляемые источники энергии;

- реконструкция уличного освещения в городах и населенных пунктах, систем освещения дорог (снижение потребления электрической энергии на 15 процентов);

- установка приборов учета, контроля и регулирования топливно-энергетических ресурсов у потребителей энергоресурсов, финансируемая из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Смоленской области (экономия до 10 - 15 процентов денежных средств, затрачиваемых на оплату топливно-энергетических ресурсов);

- оптимизация систем теплоснабжения в том числе за счет децентрализации выработки тепла, снижение величины тепловых потерь за счет сокращения длины тепловых сетей на 20 - 25 процентов;

- закрытие неэффективных котельных с переводом жилищного фонда на индивидуальное отопление;

- использование автоматизированных систем диспетчерского контроля основных параметров теплоносителя и управления режимами работы.

Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве может быть реализовано за счет проведения энергетических обследований котельных, оформления энергетических паспортов на котельные, создания системы инструментального контроля качества топлива (угля), потребляемого котельными.

Направление 4. Развитие малой энергетики, нетрадиционных

и возобновляемых источников энергии

Это направление связано с повышением энергетической безопасности и бюджетной эффективности в Смоленской области и решает следующие задачи:

- внедрение новых технологий;

- развитие инновационной составляющей экономики Смоленской области.

Учитывая отсутствие в Смоленской области крупных запасов ископаемого углеводородного и твердого топлива (за исключением торфа), рост цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, а также затрат на их транспортировку, становится актуальным использование возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), особенно для удаленных районов.

В настоящее время удельная стоимость энергоустановок на базе ВИЭ достаточно высока, поэтому, несмотря на значительный потенциал ВИЭ, их широкое использование в ближайшее время представляется проблематичным.

Для оценки реальных возможностей применения ВИЭ необходимо определить их экономический потенциал, то есть часть технического потенциала, использование которого может быть эффективно при существующих и прогнозных показателях энергоустановок.

Для определения экономического потенциала ВИЭ требуется проведение серии технико-экономических исследований непосредственно в конкретных пунктах их возможного размещения (технико-экономическое обоснование проектов). На основании экономических оценок должно быть проведено ранжирование технологий ВИЭ по эффективности и конкурентоспособности с традиционными технологиями; должна быть выявлена целесообразность их использования в зонах централизованного или децентрализованного энергоснабжения; на качественном уровне должны быть учтены природно-климатические ограничения Смоленской области.

Такой анализ позволит наметить программу развития ВИЭ в Смоленской области, в том числе определить опытные проекты, для которых в первую очередь целесообразна разработка технико-экономического обоснования. В качестве пилотного проекта целесообразно рассмотреть вопрос и об использовании биогаза для производства электрической и тепловой энергии.

Учитывая природно-климатические условия Смоленской области и степень проработанности технологий использования ВИЭ, к приоритетам на рассматриваемую перспективу можно отнести строительство котельных на опилках и торфе.

Направление 5. Население и жилищный фонд

Потенциал энергосбережения в данной сфере составляет до четверти всего потенциала повышения энергоэффективности региона. Реализация направления позволит не только повысить энергоэффективность, но и улучшить благосостояние людей и снизить расходы на оплату услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства на 25 - 30 процентов.

Основные мероприятия по реализации указанного направления:

- установка приборов учета, контроля и регулирования энергетических ресурсов;

- строительство жилых домов в соответствии с требованиям энергоэффективности;

- снижение теплопотребления строящихся и эксплуатируемых зданий за счет повышения термического сопротивления ограждающих конструкций, применения стеклопакетов с энергосберегающим покрытием, приведение показателей воздухообмена в соответствие со строительными нормами.

Направление 6. Нормативно-правовое обеспечение

и пропаганда энергоэффективности

Основные мероприятия по реализации указанного направления:

- разработка областного закона “Об основах энергосбережения на территории Смоленской области“;

- пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов, энергосберегающего оборудования и технологий;

- разработка и подписание соглашения между Администрацией Смоленской области и Министерством энергетики Российской Федерации о сотрудничестве в сфере энергосбережения;

- совершенствование нормативной базы и методического обеспечения энергосбережения;

- подготовка кадров в сфере энергосбережения;

- проведение конференций, семинаров, организация рекламы и рубрик в средствах массовой информации и других мероприятий по пропаганде энергосбережения.

5. Мониторинг реализации Концепции

Мониторинг реализации Концепции включает в себя:

- наблюдение, анализ и прогноз реализации Концепции анализ и прогноз ситуации в энергетике и экономике Смоленской области;

- информационное, аналитическое и методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, хозяйствующих субъектов и привлекаемых ими проектных и научно-исследовательских организаций по реализации Концепции;

- подготовка, обоснование, согласование и принятие решений, необходимых для эффективной реализации Концепции, включая нормативные правовые акты, организационные решения;

- уточнение, корректировка Концепции и ее мероприятий.

Заключение

Реализация Концепции позволит преодолеть основные барьеры на пути эффективного использования энергетических ресурсов в Смоленской области. Это в свою очередь создаст условия для использования потенциала энергосбережения в Смоленской области. Таким образом, при условии выполнения Концепции к 2020 году удастся:

- повысить конкурентоспособность экономики Смоленской области за счет повышения эффективности использования топлива и энергии на предприятиях промышленности;

- повысить коэффициент полезного использования топлива для производства энергии в Смоленской области;

- снизить темпы роста тарифов на производство и передачу энергии;

- снизить потери при передаче энергии до нормативных значений;

- повысить жизненный уровень населения за счет снижения потерь, перекладываемых на потребителей энергии, и за счет снижения затрат на оплату потребленной энергии;

- снизить потребление энергии до нормативных значений в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном комплексе Смоленской области;

- повысить эффективность использования бюджетных средств на энергообеспечение предприятий и организаций бюджетной сферы;

- снизить финансовую нагрузку на областной бюджет при распределении субсидий бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских поселений Смоленской области, бюджетам сельских поселений Смоленской области на компенсацию выпадающих доходов организаций, предоставляющих населению услугу по централизованному отоплению жилищного фонда;

- снизить размер платы за технологическое присоединение.