Российские законы

Областной закон от 15.06.1999 N 15-ОЗ (ред. от 10.06.2003) “О регулировании водных отношений на территории Свердловской области“ (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 27.05.1999)

Утратил силу в связи с принятием Областного закона от 15.07.2005 N 80-ОЗ, вступившего в силу через десять дней после официального опубликования.

Изменения, внесенные Областным законом от 10.06.2003 N 20-ОЗ, вступили в силу через десять дней после официального опубликования (статья 2 указанного документа).

15 июня 1999 года N 15-ОЗ

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О РЕГУЛИРОВАНИИ ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции Областных законов

от 22.12.2000 N 47-ОЗ, от 22.07.2002 N 31-ОЗ

от 10.06.2003 N 20-ОЗ)

Принят Областной Думой

Законодательного Собрания

Свердловской области

27 мая 1999 года

Одобрен Палатой Представителей

Законодательного Собрания

Свердловской области

10 июня 1999 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Областного закона

1. Все воды в пределах территории Свердловской области являются важнейшим неотъемлемым компонентом
природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, всемерно охраняемым и рационально используемым для обеспечения экологического, социального и экономического благополучия населения Свердловской области, сохранения биологического разнообразия ее территории.

(в редакции Областного закона от 22.07.2002 N 31-ОЗ)

2. Настоящий Областной закон регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) на территории Свердловской области с учетом того, что водное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с учетом конституционных прав Свердловской области и ее особенностей.

3. В настоящем Областном законе используются понятия, закрепленные в Водном кодексе Российской Федерации.

Статья 2. Задача водного законодательства

Задачей водного законодательства Свердловской области является регулирование водных отношений в целях обеспечения рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, создания правовой основы для перехода Свердловской области в сфере водопользования и охраны вод к устойчивому развитию, сохранения биологического разнообразия водных экосистем, защиты прав граждан и юридических лиц на водные объекты и их части, обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также соблюдения режима законности в данной сфере.

Статья 3. Принципы (основные начала) водного законодательства

Регулирование водных отношений на территории Свердловской области осуществляется на принципах:

1) учета в регулировании водных отношений триединства водных объектов как объектов природы, хозяйствования (пользования) и объектов собственности;

2) оптимального сочетания в использовании водных объектов интересов Российской Федерации, Свердловской области и муниципальных образований, а также частных и общественных интересов;

3) бассейнового подхода;

4) возникновения прав на водные объекты по основаниям, предусмотренным законом;

5) планового и целевого использования водных объектов;

6) приоритетности использования водных объектов, пригодных для питьевого потребления, для питьевого водоснабжения
населения Свердловской области;

7) нормирования водопользования с целью минимизации забора воды и сброса загрязнений;

8) комплексного использования вод и сочетания интересов и прав водопользователей с интересами и правами землепользователей и других природопользователей, с охраной окружающей природной среды и сохранением экологического равновесия;

9) устойчивости (стабильности) водопользования;

10) платности специального водопользования.

Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством

1. Водное законодательство регулирует отношения по поводу водных объектов как объектов природы, пользования (хозяйствования) и собственности.

2. Отношения по использованию и охране подземных водных объектов регулируются с учетом экологического законодательства и законодательства о недрах.

3. В соответствии с федеральным законодательством отношения по поводу земель, недр, лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.

Статья 5. Водное законодательство, действующее на территории Свердловской области

Водное законодательство, действующее на территории Свердловской области, состоит из Водного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законодательных актов, настоящего Областного закона и других законодательных актов Свердловской области, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Свердловской области.

Глава 2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 6. Виды объектов водных отношений

1. К объектам водных отношений относятся отдельные поверхностные и подземные водные объекты и их части, составляющие водный фонд на территории Свердловской области, являющийся составной частью водного фонда Российской Федерации.

2. Целевое назначение и разрешенное использование водных объектов и их частей указывается в следующих документах:

1) государственном водном кадастре;

2) лицензии на водопользование;

3) договоре пользования водным объектом.

Статья 7. Субъекты водных отношений

Субъектами водных отношений являются:

1) Российская Федерация, Свердловская область, другие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования Свердловской области
в лице соответствующих органов (от имени Российской Федерации, Свердловской области, других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Свердловской области в водных отношениях соответственно участвуют органы государственной власти Российской Федерации, Свердловской области, других субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов);

2) граждане и юридические лица, осуществляющие пользование водными объектами или их частями (водопользователи).

Глава 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Статья 8. Право собственности на водные объекты на территории Свердловской области

Формы, субъекты, объекты и содержание права собственности на водные объекты на территории Свердловской области устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.

Статья 9. Право государственной собственности на водные объекты на территории Свердловской области

1. Водные объекты, находящиеся на территории Свердловской области, за исключением обособленных водных объектов, относящихся к муниципальной и частной собственности, являются государственной собственностью.

2. Вопросы владения, пользования, распоряжения и управления водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению Российской Федерации и Свердловской области.

3. От имени государства в Свердловской области права собственника на водные объекты осуществляют органы государственной власти Свердловской области и территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды, в соответствии со своими полномочиями, определенными федеральным законодательством и настоящим Областным законом.

Статья 10. Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты на территории Свердловской области

1. Обособленные водные объекты, полностью расположенные в пределах черты городов, поселков и других населенных пунктов, необходимые для реализации полномочий органов местного самоуправления и предназначенные для муниципальных нужд и непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, могут находиться в
муниципальной собственности.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законами Свердловской области отдельными государственными полномочиями по управлению водными объектами, находящимися в государственной собственности, полностью расположенными в пределах границ соответствующего муниципального образования и имеющими местное хозяйственное, рекреационное, оздоровительное, культурно-воспитательное, научное и иное назначение (далее - водные объекты, переданные в управление органам местного самоуправления).

Статья 11. Право частной собственности на обособленные водные объекты на территории Свердловской области

1. Обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не подлежащие включению в водный кадастр, могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц и участвовать в гражданском обороте только вместе с земельными участками, на которых они расположены, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

2. Водные объекты, включенные и подлежащие включению в водный кадастр, приватизации не подлежат.

Статья 12. Права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов

Граждане и юридические лица могут иметь следующие права на государственные и муниципальные водные объекты для специального водопользования.

1) право краткосрочного пользования водными объектами (на срок до трех лет) и право долгосрочного пользования водными объектами (на срок от трех до двадцати пяти лет);

2) право ограниченного пользования водными объектами (публичный и частный водный сервитут);

3) право аренды водных объектов.

Глава 4. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНОГО ФОНДА

Статья 13. Задачи управления в области использования и охраны водного фонда

Задачами управления в области использования и охраны водного фонда являются:

1) организация рационального использования и охраны водного фонда на территории Свердловской области;

2) реализация Свердловской областью своих полномочий собственника водных объектов совместно с Российской Федерацией;

3) охрана прав граждан и юридических лиц на чистую воду и благоприятную
водную среду и иных прав как водопользователей.

Статья 14. Принципы государственного управления в области использования и охраны водного фонда

Государственное управление в области использования и охраны водного фонда на территории Свердловской области основывается на принципах:

1) устойчивого водопользования;

2) сочетания бассейнового и административно-территориального подхода;

3) разграничения функций контроля в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования;

4) участия граждан и общественных объединений в решении задач в области использования и охраны водного фонда.

Статья 15. Органы управления в области использования и охраны водного фонда

Управление в области использования и охраны водного фонда на территории Свердловской области осуществляется Губернатором Свердловской области, Правительством Свердловской области, территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, территориальным подразделением государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора, территориальным подразделением государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам), другими территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Статья 16. Компетенция Губернатора Свердловской области в сфере использования и охраны водного фонда

Губернатор Свердловской области в сфере использования и охраны водного фонда:

1) обеспечивает и защищает права граждан и юридических лиц на чистую воду и благоприятную водную среду и иные права как водопользователей;

2) определяет основные направления водохозяйственной политики Свердловской области;

3) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области иные полномочия по использованию и охране водного фонда.

Статья 17. Компетенция Правительства Свердловской области в сфере использования и охраны водного фонда

К компетенции Правительства Свердловской области в сфере использования и охраны водного фонда относятся:

1) управление водным фондом на
территории Свердловской области;

2) разработка проектов законов, а также разработка и принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения на территории Свердловской области;

3) предоставление в пользование, в том числе особое, водных объектов, находящихся в государственной собственности Свердловской области;

(в редакции Областного закона от 22.12.2000 N 47-ОЗ)

4) участие в разработке федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;

(в редакции Областного закона от 10.06.2003 N 20-ОЗ)

5) организация разработки, государственной экспертизы и реализации территориальных программ по рациональному использованию и охране водного фонда на территории Свердловской области, в том числе схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории Свердловской области, а также заключение и реализация бассейновых соглашений по объединению усилий в рациональном использовании и охране водных объектов, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

6) организация и осуществление контроля за соблюдением водного и иного природоохранительного законодательства;

7) определение потребностей для Свердловской области и утверждение лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) гражданам и юридическим лицам по представлению территориального подразделения специально уполномоченного органа управления использованием и охраной водного фонда в пределах лимитов, установленных для Свердловской области Правительством Российской Федерации;

8) (утратил силу. - Областной закон от 22.12.2000 N 47-ОЗ)

9) установление целевых показателей состояния водных объектов;

10) утверждение порядка объявления условий общего водопользования или его запрещения;

11) утверждение перечня водных объектов, предназначенных для рыбного хозяйства и охоты;

12) утверждение правил содержания и благоустройства берегов водных объектов;

13) организация проведения экологической экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и
других объектов, влияющих на состояние водного фонда на территории Свердловской области;

14) определение порядка осуществления контроля за эксплуатацией водохранилищ;

15) отнесение водных объектов к источникам питьевого водоснабжения и их резервирование по представлению территориального подразделения государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора, а также разрешение в исключительных случаях использования питьевой воды из централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения или из подземных источников на производственные (технологические) нужды;

16) установление режима использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения и иных целей;

17) утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах и правил охраны жизни людей на воде;

18) в пределах полномочий, установленных законодательством, ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов, находящихся на территории Свердловской области, в случаях, если это пользование создает угрозу жизни и здоровью людей, может нанести ущерб окружающей природной среде или хозяйственным объектам;

19) в пределах полномочий, установленных законодательством, запрещение ввода в эксплуатацию, а также ограничение, приостановление и запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, отрицательно влияющих на состояние водных объектов;

20) установление и изменение особых режимов использования водных объектов, в том числе установление режима пользования обособленными водными объектами, не находящимися в государственной собственности, при чрезвычайных ситуациях;

21) создание противопаводковой комиссии и определение ее полномочий, подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение или ликвидация последствий вредного воздействия вод на территории Свердловской области;

22) установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос на водных объектах;

23) утверждение положений об отдельных особо охраняемых водных объектах областного значения, определение порядка их особой охраны, в том числе порядка особой охраны источников питьевого водоснабжения, их зон и округов санитарной охраны;

24) объявление водных объектов или их частей, расположенных на
территории Свердловской области, зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического бедствия в соответствии с Областным законом “О защите населения и территории Свердловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“;

25) защита водных и связанных с ними других прав;

26) организация работ по государственной регистрации прав на водные объекты;

27) определение порядка использования полезных ископаемых и других ресурсов, извлекаемых при ведении работ на водных объектах и в водоохранных зонах;

28) изъятие водных объектов, находящихся в государственной собственности и ранее предоставленных в пользование, для государственных нужд Свердловской области;

29) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

(введен Областным законом от 22.12.2000 N 47-ОЗ)

Статья 18. Компетенция органов местного самоуправления в сфере использования и охраны водного фонда

1. К ведению органов местного самоуправления в сфере использования и охраны водного фонда относятся:

1) самостоятельное владение, пользование, распоряжение и управление обособленными водными объектами, переданными в муниципальную собственность;

2) предоставление в пользование обособленных водных объектов, находящихся в муниципальной собственности;

3) ведение учета водных объектов, расположенных на территории муниципального образования, в том числе малых водотоков и водоемов (рек, ручьев, озер, родников, карьеров, прудов), и определение возможности их использования;

4) организация разработки, обеспечение финансирования и выполнения местных программ по управлению, использованию и охране отдельных водных объектов, расположенных на территории муниципального образования, в том числе по очистке дна и русел, укреплению берегов, обеспечению режима использования и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос малых водотоков и водоемов, подземных вод;

5) в пределах полномочии, установленных законодательством, постановка вопроса перед государственными органами о приостановлении деятельности расположенных на соответствующей территории предприятий, нарушающих водное законодательство;

6) постановка вопроса перед Правительством Свердловской области о введении
ограничений на пользование водными объектами и обособленными водными объектами в пределах территории муниципального образования в случаях, если это пользование создает угрозу жизни и здоровью людей, может нанести ущерб окружающей природной среде или хозяйственным объектам;

7) отнесение водных объектов и обособленных водных объектов, расположенных на территории муниципального образования, к особо охраняемым природным территориям местного значения в соответствии с областным законодательством об особо охраняемых природных территориях;

8) привлечение в установленном порядке граждан и юридических лиц к проведению мероприятий по предупреждению или ликвидации вредного воздействия вод;

9) установление ограничений и запретов на осуществление общего водопользования на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, а также участие в определении условий общего водопользования на иных водных объектах, расположенных на территории муниципального образования, и оповещение об этом населения муниципального образования;

10) определение водных объектов или их частей, где запрещается забор воды для питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота и иные виды общего водопользования на территории муниципального образования по предложению или по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другими уполномоченными органами в сфере природопользования;

11) информирование населения о состоянии водных объектов и обособленных водных объектов, расположенных на территории муниципального образования, и ежегодная публикация отчета об их использовании и охране в средствах массовой информации;

12) ознакомление населения с нормами и требованиями водного и экологического законодательства, а также разъяснение необходимости его соблюдения (экологическое воспитание, образование и пропаганда эколого-правовых знаний) с использованием средств массовой информации, публичных выступлений, социальной рекламы и иных средств;

13) изъятие обособленных водных объектов, находящихся в муниципальной собственности и ранее предоставленных в пользование, для муниципальных нужд;

14) защита водных и связанных с ними других прав муниципальных образований, граждан и юридических лиц;

15) заключение и реализация соглашений по объединению усилий в рациональном использовании и охране водных объектов, находящихся на территории нескольких муниципальных образований и используемых населением этих муниципальных образований;

16) осуществление в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и Свердловской области иных полномочий по использованию и охране водного фонда.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться областными законами следующими государственными полномочиями:

1) предоставление водных объектов, находящихся в государственной собственности и переданных в управление органам местного самоуправления, в пользование, в том числе для добычи объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства, заключение соответствующих договоров;

2) внесение в Правительство Свердловской области предложений по установлению лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для муниципального образования;

3) осуществление учета и мониторинга водных объектов;

4) осуществление контроля за состоянием, использованием и охраной водных объектов, расположенных на территории муниципального образования;

5) осуществление в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и Свердловской области иных полномочий по использованию и охране водных объектов.

Глава 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ВОДНЫМ ФОНДОМ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 19. Виды функций государственного управления водным фондом на территории Свердловской области

К функциям государственного управления водным фондом на территории Свердловской области относятся:

1) государственный мониторинг водных объектов;

2) государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр;

3) планирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов;

(в редакции Областного закона от 10.06.2003 N 20-ОЗ)

4) предоставление в пользование водных объектов и их изъятие:

5) государственная экспертиза проектной и предпроектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водного фонда;

6) нормирование водопользования;

7) государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.

Статья 20. Государственный мониторинг водных объектов на территории Свердловской области

Государственный мониторинг водных объектов на территории Свердловской области производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Областным законом “Об экологическом мониторинге“.

Статья 21. Планирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов

(в редакции Областного закона от 10.06.2003 N 20-ОЗ)

Для планирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов в Свердловской области разрабатываются и реализуются государственные целевые программы Свердловской области по использованию, восстановлению и охране водных объектов, расположенных на территории Свердловской области.

Статья 22. Организация нормирования в области использования и охраны водного фонда

1. Организация нормирования в области использования и охраны водного фонда осуществляется в целях рационального использования и охраны водных объектов, поддержания их в состоянии, отвечающем экологическим требованиям, и представляет собой:

1) установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), то есть нормирование безвозвратного изъятия стока рек, объема воды в озерах и водохранилищах, подземных горизонтах с целью сохранения экологически безопасных запасов воды; нормирование предельно допустимых объемов изъятия водных ресурсов; нормирование сброса сточных вод и загрязняющих веществ;

2) разработку и принятие нормативов и правил в области использования и охраны водного фонда;

3) разработку и установление целевых показателей состояния водных объектов;

4) разработку и принятие нормативов предельно допустимого вредного воздействия на водные объекты.

2. Лимиты водопользования по водным объектам, находящимся на территории Свердловской области, и нормативы предельно допустимого вредного воздействия на водные объекты с учетом лимитов, выделенных бассейновым водохозяйственным управлением, устанавливаются территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда по согласованию с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды и другими территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции.

3. Нормы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами отдельных водопользователей утверждаются территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды по согласованию с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и территориальным подразделением государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Порядок разработки лимитов водопользования, нормативов предельно допустимого вредного воздействия на водные объекты, норм предельно допустимых сбросов устанавливается Правительством Российской Федерации, а при отсутствии федеральных нормативных правовых актов - Правительством Свердловской области (за исключением порядка разработки лимитов водопользования, устанавливаемых субъектам Российской Федерации).

Статья 23. Порядок предоставления в пользование водных объектов

1. Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование, которая закрепляет предусмотренные водным законодательством Российской Федерации обязательные (основные) условия пользования водными объектами, и заключенного в соответствии с ней договора, определяющего дополнительные условия водопользования по соглашению между водопользователем и Правительством Свердловской области либо органом местного самоуправления, предоставившим водный объект в пользование.

В договор пользования водным объектом вносятся условия использования водного объекта, исходя из целевых показателей состояний водного объекта, условия общего водопользования и иные особенности с учетом местных условий, интересов населения и других водопользователей, требований охраны окружающей природной среды и берегов водного объекта.

Правительство Свердловской области и органы местного самоуправления доводят до населения сведения о водных объектах, которые могут использоваться в целях рекреации, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, здравоохранения и иных хозяйственных целей.

Заявления о предоставлении права специального водопользования подаются по водным объектам, находящимся в муниципальной собственности либо переданным в управление органам местного самоуправления, в орган местного самоуправления, по другим водным объектам - в территориальный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда.

2. Права особого пользования водными объектами приобретаются на основе решения Правительства Свердловской области, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

3. Водные объекты предоставляются в пользование путем выделения участков акватории, мест забора и сброса воды, а также другими, определенными водным законодательством способами.

4. Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в пределах территорий нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с бассейновыми соглашениями и договорами Свердловской области с соседними территориями - субъектами Российской Федерации.

5. Предоставление в пользование водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, осуществляется с учетом интересов населения отдельных муниципальных образований на основе лицензирования водопользования.

6. Предоставление в пользование подземных водных объектов осуществляется территориальным подразделением государственного органа управления использованием и охраной недр в соответствии с водным законодательством и законодательством о недрах Российской Федерации и Свердловской области.

7. Права специального водопользования возникают с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом в территориальном органе управления использованием и охраной водного фонда.

Статья 24. Утратила силу. - Областной закон от 10.06.2003 N 20-ОЗ.

Статья 25. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов на территории Свердловской области

1. Задачей государственного контроля за использованием и охраной водных объектов на территории Свердловской области является обеспечение соблюдения:

1) порядка использования и охраны водных объектов общего пользования, в том числе малых водотоков и водоемов, на которых осуществляется водопользование для целей садоводства и огородничества;

2) порядка использования и охраны водных объектов особого пользования;

3) режима использования охраны особо охраняемых водных объектов;

4) режима зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах;

5) лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

6) стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;

7) режима использования территорий водоохранных зон;

8) иных требований водного законодательства Российской Федерации и Свердловской области.

2. (Утратил силу. - Областной закон от 10.06.2003 N 20-ОЗ)

3. Функцией (в том числе соответствующими полномочиями) государственного контроля за использованием и охраной водных объектов могут наделяться органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Свердловской области.

Глава 6. ВИДЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 26. Общее, специальное и особое водопользование

1. Общее водопользование, то есть забор воды без применения насосов, других технических средств и устройств, водопой скота, купание, пребывание у водного объекта осуществляется гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водополь“ование в местах и в порядке, установленными органами местного самоуправления.

(Часть вторая утратила силу. - Областной закон от 10.06.2003 N 20-ОЗ)

2. Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов в качестве водных путей для плавания на лодках, паромах, катамаранах и других маломерных плавательных средствах, для разовых посадок (взлетов) воздушных судов, а также для забора воды в целях удовлетворения собственных нужд, не связанных с извлечением прибыли, из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения.

Территории, на которых запрещается применение скважин и колодцев с первого от поверхности водоносного горизонта в связи с его использованием для централизованного питьевого водоснабжения, объявляются Правительством Свердловской области.

3. Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом и систематически пересматриваемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

4. В соответствии с федеральным законодательством водные объекты, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, по решению Правительства Свердловской области могут предоставляться в особое пользование для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

(введен Областным законом от 10.06.2003 N 20-ОЗ)

Статья 27. Виды пользования водными объектами по целевому назначению

1. Водные объекты предоставляются в пользование для:

1) питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения;

2) здравоохранения;

3) промышленности и энергетики;

4) приема очищенных сточных и дренажных вод;

5) сельского хозяйства;

6) лесного хозяйства;

7) гидроэнергетики;

8) рекреации;

9) транспорта;

10) строительства;

11) пожарной безопасности;

12) рыбного хозяйства;

13) охотничьего хозяйства;

14) добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля,

15) иных целей.

2. В зависимости от вида водопользования водопользователь может получить право на пользование водным объектом без изъятия или с изъятием водных ресурсов.

3. Изъятие водных ресурсов осуществляется при использовании водных объектов в целях:

1) питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

2) промышленности, сельского и лесного хозяйства, тепло- и гидроэнергетики, обеспечивающих товарное производство на территории Свердловской области;

3) обеспечения пожарной безопасности. Запрещается использовать для иных целей воду из водных источников, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности.

4. Водные объекты используются без изъятия водных ресурсов для целей:

1) рыбного и охотничьего хозяйства, транспорта, лесосплава и рекреации;

2) сброса сточных и дренажных вод в соответствии с установленными нормативами;

3) добычи торфа, сапропеля, иных полезных ископаемых, производства строительных, проектных и других работ с соблюдением водоохранных требовании.

5. Особенности пользования водными объектами для определенных целей устанавливаются водным законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 28. Использование источников питьевого водоснабжения

1. Использование водных объектов для питьевого водоснабжения является приоритетным. Водные объекты, качество воды которых соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к источникам питьевого водоснабжения, используются в первую очередь для питьевого водоснабжения.

2. Пригодность водных объектов для питьевого водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Граждане и юридические лица, являющиеся водопользователями, в случаях обнаружения несоответствия качества воды санитарным правилам обязаны сообщить об этом территориальному подразделению государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора и территориальному подразделению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда для принятия соответствующих мер.

Статья 29. Системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

1. При централизованном питьевом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется специализированными организациями, обладающими правом эксплуатации централизованных систем питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в редакции Областного закона от 22.12.2000 N 47-ОЗ)

2. Эксплуатация централизованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется специализированными водоснабжающими организациями, которым они переданы собственником в хозяйственное ведение или в аренду.

3. Специализированные предприятия, эксплуатирующие централизованные системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие системы потребностям питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения обслуживаемой территории и качество питьевой воды в ней путем развития и реконструкции системы для поддержания ее работоспособности, проведения своевременных ремонтно-восстановительных работ, соблюдения технологического регламента производства питьевой воды и обеспечения контроля соответствия ее качества санитарно-гигиеническим требованиям, установленным государственными стандартами.

4. Использование питьевой воды из подземных источников на производственные (технологические) нужды допускается по решению Правительства Свердловской области после соответствующего на то обоснования. Использование питьевой воды из централизованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на производственные (технологические) нужды допускается по решению органов местного самоуправления после соответствующего на то обоснования.

5. При нецентрализованном питьевом водоснабжении граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов в соответствии с водным, санитарным законодательством Российской Федерации и Свердловской области и федеральным и областным законодательством о недрах.

Статья 30. Питьевое водоснабжение населения в чрезвычайных ситуациях

1. Для обеспечения населения питьевой водой на случай возникновения чрезвычайных экологических и иных экстремальных ситуаций (высокие уровни загрязнения источников водоснабжения, повреждение водопроводных систем, систем очистки и обеззараживания вследствие аварий, катастроф или стихийных бедствий) Правительством Свердловской области определяются резервные источники питьевого водоснабжения. Для этих источников устанавливается специальный режим охраны и контроля за их состоянием в порядке, определяемом водным, санитарным законодательством Российской Федерации и Свердловской области и законодательством Российской Федерации и Свердловской области об охране окружающей природной среды.

2. Резервные источники питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций должны создаваться на базе защищенных от загрязнения подземных вод.

3. Органы местного самоуправления разрабатывают и представляют для утверждения в уполномоченный областной исполнительный орган государственной власти Свердловской области по питьевому водоснабжению планы питьевого водоснабжения населения при чрезвычайных ситуациях, предусматривающие:

1) критерии для принятия решения о возникновении чрезвычайной ситуации с учетом местных условий;

2) порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации и обеспечения его оперативной информацией о качестве питьевой воды и рекомендациями по ее использованию;

3) меры, направленные на обеспечение экстренного проведения исследований качества воды в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

4) перечень резервных источников водоснабжения и водозаборов;

5) порядок создания, обновления и расходования резервных запасов питьевой воды;

6) схему организации доставки питьевой воды в зоны чрезвычайной ситуации железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта;

7) меры, направленные на создание резерва мощностей очистных сооружений для дополнительной очистки и обеззараживания воды при повышенных уровнях загрязнения источников водоснабжения;

8) мероприятия по созданию аварийных запасов материалов и оборудования для ремонта повреждений систем питьевого водоснабжения;

9) перечень организации и должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по обеспечению населения питьевой водой в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

10) иные мероприятия по обеспечению населения питьевой водой в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Статья 31. Пользование водными объектами для сброса сточных вод

1. Пользование водными объектами для сброса сточных вод осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными водным законодательством Российской Федерации и Свердловской области, лицензией на водопользование и договором пользования водным объектом.

2. Сброс загрязняющих веществ в водные объекты с промышленными, коммунально-бытовыми, дренажными и другими сточными водами может производиться только с разрешения территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, выдаваемого гражданам и юридическим лицам, являющимся водопользователями. Разрешения выдаются на основании нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и содержат другие условия, обеспечивающие охрану водных объектов, окружающей природной среды и здоровья человека.

Глава 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ. ОГРАНИЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ПРАВ

Статья 32. Права водопользователей

Водопользователи имеют право:

1) самостоятельно пользоваться водными объектами в целях, для которых они предоставлены, с соблюдением условий и требований, предусмотренных водным законодательством Российской Федерации и Свердловской области и лицензией на водопользование;

2) использовать по целевому назначению земельные участки водного фонда, предоставленные в установленном порядке;

3) получать в установленном порядке от территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда информацию о состоянии водных объектов для осуществления водохозяйственной деятельности (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, за плату);

4) в установленном порядке осуществлять меры по охране водных объектов;

5) требовать полного возмещения убытков, причиненных им нарушением водных прав;

6) устанавливать по согласованию с органами местного самоуправления и территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда условия осуществления населением общего водопользования на водных объектах, предоставленных в особое пользование, а при необходимости запрещать общее водопользование;

7) передавать права пользования водным объектом другим лицам на основании распорядительной лицензии;

8) осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 33. Обязанности водопользователей

Водопользователи обязаны:

1) рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

2) не допускать нарушения прав и законных интересов других водопользователей и природопользователей, а также причинения вреда здоровью людей, состоянию окружающей природной среды, водных объектов и других природных объектов;

3) не допускать действий, направленных на монополизацию и ограничение конкуренции, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей и природопользователей, а также иных граждан и юридических лиц;

4) не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

5) проводить мероприятия по предупреждению вредного воздействия вод и не допускать сброс сточных, дренажных вод в водные объекты, приводящий к наводнению, затоплению, подтоплению, разрушению берегов, защитных дамб и других сооружений;

6) не допускать сброс сточных вод на рельеф местности, приводящий к заболачиванию, засолению и загрязнению земель, эрозии почв, образованию оврагов, оползней и других вредных явлений;

7) содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

8) информировать в установленном порядке соответствующие органы исполнительной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;

9) своевременно осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;

10) оказывать содействие должностным лицам территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор, в осуществлении ими своих полномочий в рамках предоставленной им компетенции;

11) вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно в установленные сроки в территориальное подразделение специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водным объектам также в государственный орган управления использованием и охраной недр;

12) своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

13) соблюдать установленный режим использования водоохранных зон и земель водного фонда;

14) выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;

15) объявлять об условиях общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, предоставленном им в особое пользование;

16) предоставлять водные объекты, в том числе находящиеся в частной собственности, для безвозмездного использования при чрезвычайных ситуациях;

17) сохранять и укреплять берега водных объектов;

18) выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством и законодательством об охране окружающей природной среды Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 34. Основания прекращения права пользования водными объектами

1. Права пользования водными объектами прекращаются в случаях:

1) отказа водопользователя от пользования водными объектами;

2) истечения срока, на который водные объекты предоставляются в пользование;

3) смерти водопользователя - гражданина;

4) прекращения деятельности водопользователя - юридического лица;

5) прекращения особого пользования водными объектами;

6) естественного или искусственного исчезновения водных объектов;

7) перехода прав пользования водными объектами в порядке, предусмотренном водным законодательством Российской Федерации.

2. Принудительное прекращение прав пользования водными объектами допускается только в случаях:

1) неиспользования водных объектов в течение трех лет;

2) неиспользования в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;

3) использования водных объектов не по целевому назначению;

4) возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд;

5) несоблюдения водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование или в договоре пользования водным объектом;

6) запрещения использования водных объектов.

Статья 35. Порядок прекращения права пользования водными объектами

1. Прекращение права пользования водными объектами при добровольном отказе от водопользования происходит по заявлению граждан и юридических лиц, обладающих этими правами.

2. Рассмотрение заявления о добровольном отказе от водопользования и его регистрация производится территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда в течение одного месяца с момента поступления заявления. До регистрации добровольного отказа от водопользования территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда производится приемка водного объекта, оформляемая актом.

3. Прекращение права пользования водными объектами по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 4, 6, 7 пункта 1 статьи 34 настоящего Областного закона, осуществляется путем аннулирования лицензии на водопользование территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

4. Решение Правительства Российской Федерации или Правительства Свердловской области о прекращении особого пользования водным объектом является основанием для аннулирования лицензии на водопользование.

5. Право на водный объект прекращается со дня внесения соответствующей записи в регистрационную книгу водопользования.

Статья 36. Порядок принудительного прекращения права пользования водными объектами

1. Принудительное прекращение прав пользования водными объектами по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 34 настоящего Областного закона, производится в следующем порядке.

1) при выявлении указанных нарушений к виновным юридическим лицам или гражданам территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, территориальным подразделением государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора, другими территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, в пределах предоставленной им компетенции применяются меры административного взыскания;

2) одновременно с принятием мер административного взыскания указанными органами выносится предписание об устранении допущенных нарушений в срок от 10 дней до 2 месяцев (в зависимости от обстоятельств). При невнесении платежей за водопользование предупреждение выносится соответствующими органами государственной налоговой службы.

2. В случае неустранения в установленные сроки допущенных нарушений территориальное подразделение специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, территориальное подразделение специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, территориальное подразделение государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора, другие территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, вносят в течение 10 дней в Правительство Свердловской области либо орган местного самоуправления, предоставивший водный объект в пользование, представление о прекращении прав пользования водным объектом.

3. Прекращение прав пользования водным объектом в случаях, предусмотренных настоящей статьей, производится на основании постановления Правительства Свердловской области либо постановления органа местного самоуправления, принимаемого в пределах их компетенции, установленной статьями 17, 18 настоящего Областного закона.

4. В случае принудительного прекращения прав пользования лицензия на водопользование аннулируется после вынесения предписания водопользователю об устранении допущенных нарушений водного законодательства Российской Федерации и Свердловской области и неустранения их в установленные сроки.

5. При несогласии водопользователя с постановлением о прекращении прав пользования водным объектом в порядке, предусмотренном настоящей статьей, он вправе обжаловать данное постановление в судебном или административном порядке.

Глава 8. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 37. Платность пользования водными объектами

1. Специальное водопользование в Свердловской области является платным, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

2. Размер платы за использование водных объектов регулируется областным законом, принимаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 38. Финансирование деятельности в сфере использования и охраны водных объектов

1. Осуществление водохозяйственной и водоохранной деятельности проводится в соответствии с утвержденными целевыми федеральными, областными и муниципальными программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов. Областные и муниципальные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов утверждаются при обосновании источников финансирования.

2. Средства, поступающие в областные и муниципальные бюджеты от платежей за водопользование, используются на финансирование областных и муниципальных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов.

3. Финансирование областных и муниципальных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов осуществляется с привлечением собственных средств водопользователей, средств областного и муниципальных бюджетов, заемных средств (кредитов на возвратной основе) и средств, полученных из других источников.

Статья 39. Экономическое стимулирование рационального водопользования

Порядок и условия предоставления налоговых и иных льгот гражданам и юридическим лицам, являющимся водопользователями и выполняющим работы по рациональному использованию и воспроизводству водных ресурсов, восстановлению, охране, комплексному использованию водных объектов, предупреждению или ликвидации вредного воздействия вод, устанавливаются законодательством Свердловской области в соответствии с налоговым законодательством.

Глава 9. ЗАДАЧИ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ, ЗАСОРЕНИЯ И ИСТОЩЕНИЯ

Статья 40. Задачи охраны водных объектов

Задачами охраны водных объектов являются:

1) предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности путем стимулирования применения экологически безопасных технологий производства и проведения водосберегающих и водоохранных мероприятий;

2) обеспечение улучшения и восстановления водосборных территорий, подвергшихся деградации и нарушению;

3) разработка и внедрение в практику экологических нормативов рационального водопользования (нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водном объекте, лимиты веществ в водном объекте, лимиты водопользования);

4) организация рационального использования водных объектов.

Статья 41. Общие требования по охране водных объектов

При пользовании водными объектами граждане и юридические лица обязаны осуществлять организационно-хозяйственные, производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные, культурно-воспитательные и другие мероприятия, направленные на:

1) защиту водных объектов от химического, радиоактивного, бактериального, теплового и иных видов загрязнения, засорения производственными, бытовыми и иными отходами, истощения водных ресурсов;

2) восстановление и сохранение состояния водных объектов, отвечающего экологическим требованиям, в процессе водопользования, обеспечение благоприятного состояния вод при пользовании землей, недрами, лесами, животным миром и другими природными объектами и при совершении сделок с природными ресурсами и иных сделок;

3) охрану водных объектов при осуществлении хозяйственной деятельности;

4) соблюдение правового режима использования и охраны водных объектов, признанных в установленном порядке особо охраняемыми;

5) соблюдение правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах.

Статья 42. Охрана водных объектов от загрязнения, засорения и истощения

1. Не допускается сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ в объемах, превышающих установленные нормативы, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод и ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов, растительного и животного мира водных объектов.

2. Юридические лица, являющиеся водопользователями, осуществляют необходимые меры по предупреждению и ликвидации аварийного загрязнения при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

3. В целях охраны водных объектов от засорения юридическим лицам и гражданам, являющимся водопользователями, запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов.

4. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения от источников загрязнения, находящихся на водосборе, на поверхности и дне водных объектов осуществляется в соответствии с водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды Российской Федерации и Свердловской области.

5. В целях сохранения полноводности поверхностных водотоков и водоемов гражданам и юридическим лицам запрещается осуществление водопользования, пользования другими природными ресурсами, иной хозяйственной деятельности способами, приводящими к истощению поверхностных водных объектов.

Статья 43. Охрана подземных водных объектов

1. На водозаборах подземных водоисточников, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, в целях недопущения действий, вызывающих истощение, загрязнение и засорение подземных вод, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны.

2. Устройство, эксплуатация, консервация и ликвидация водозаборных скважин, а также использование отработанных месторождений полезных ископаемых для сброса сточных вод осуществляются с соблюдением требований, порядка и условий, предусмотренных водным законодательством Российской Федерации и Свердловской области, законодательством Российской Федерации и Свердловской области об охране окружающей природной среды и законодательством Российской Федерации и Свердловской области о недрах.

Глава 10. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

В ПРОЦЕССЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 44. Охрана водных объектов при их использовании

1. Все водопользователи независимо от целевого использования водного объекта обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

2. В зависимости от целевого использования водных объектов водопользователи осуществляют специфические мероприятия, направленные на охрану вод, в частности:

1) по сокращению изъятия водных ресурсов, сбросу сточных вод и потерь воды, обеспечению сохранения температурного режима водных объектов (при использовании для промышленности и энергетики);

2) по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня, осуществлению мелиоративных работ в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту водных объектов и их водосборных площадей (при использовании для сельского и лесного хозяйства);

3) по содержанию берегов водных объектов в соответствии с санитарными и экологическими требованиями (при использовании для рыбного хозяйства);

4) по проведению очистки водных объектов, которые ранее использовались для лесосплава, от затонувшей древесины;

5) по недопущению сброса сточных и дренажных вод в водные объекты, отнесенные к особо охраняемым (при использовании для сброса сточных и дренажных вод).

3. Требования по охране водных объектов при их использовании должны быть включены в лицензию на водопользование.

Статья 45. Правовой режим зон и округов санитарной охраны

Правовой режим зон и округов санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, определяется в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, земельным, природоохранительным законодательством, а также законодательством о питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 46. Требования к экологическим попускам и нормированию предельно допустимого безвозвратного изъятия поверхностных вод

Экологические попуски и объемы допустимого безвозвратного изъятия поверхностных вод для каждого водного объекта определяются территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда совместно с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды в соответствии с водным законодательством и законодательством об охране окружающей природной среды Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 47. Особо охраняемые водные объекты

1. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании областных законов по представлению территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды и других территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

2. Особо охраняемый водный объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью особо охраняемой природной территории, определенной законодательством Российской Федерации или Свердловской области, иметь федеральное, областное или местное значение.

3. Категории особо охраняемых водных объектов, требования по их охране и использованию определяются законодательством Российской Федерации и Свердловской области об особо охраняемых природных территориях.

Статья 48. Требования по охране водных объектов при пользовании землями водного фонда

1. Пользование гражданами и юридическими лицами землями водного фонда (землями, занятыми водными объектами - дно и берега, а также землями, выделяемыми под гидротехнические, водохозяйственные и иные сооружения) осуществляется с учетом требований по охране водных объектов.

2. Правовой режим земель водного фонда определяется земельным законодательством и законодательством об охране окружающей природной среды Российской Федерации и Свердловской области и подчинен правовому режиму использования и охраны водных объектов.

Статья 49. Правовой режим использования земель и лесов водоохранных зон водных объектов

1. На землях водоохранных зон и прибрежных защитных полос допускается предоставление и использование земельных участков гражданами и юридическими лицами, иная хозяйственная деятельность в соответствии с требованиями водного, земельного законодательства и законодательства об охране окружающей природной среды Российской Федерации и Свердловской области “ с соблюдением на них режима, подчиненного интересам использования и охраны водных объектов.

2. Правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в водоохранных зонах водных объектов определяется лесным законодательством и законодательством об охране окружающей природной среды Российской Федерации и Свердловской области, направлен на предотвращение и недопущение загрязнения, засорения и истощения водных объектов и их водных ресурсов и подчинен правовому режиму использования и охраны водных объектов.

Статья 50. Охрана водных объектов при пользовании недрами

1. Пользование гражданами и юридическими лицами недрами осуществляется в соответствии с законодательством о недрах и законодательством об охране окружающей природной среды Российской Федерации и Свердловской области с учетом требований по охране поверхностных и подземных водных объектов.

2. Порядок использования полезных ископаемых и других ресурсов, извлекаемых при ведении работ на водных объектах и в их водоохранных зонах, определяется Правительством Свердловской области.

Статья 51. Требования по охране водных объектов при пользовании животным миром

При пользовании гражданами и юридическими лицами животным миром должны учитываться требования по охране водных объектов от их загрязнения, засорения и истощения.

Глава 11. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ, ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ,

ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья 52. Общие требования по охране водных объектов при осуществлении хозяйственной деятельности

1. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых производств, строений, гидротехнических сооружений, обособленных водных объектов, прудов, каналов, очистных сооружений и других объектов, при внедрении новой техники и технологий, отрицательно влияющих на состояние водных объектов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране водных объектов, должно обеспечиваться соблюдение экологических, санитарно-гигиенических и других специальных требований (норм, правил, нормативов).

2. Водосборные площади водных объектов подлежат охране от загрязнения и засорения в порядке, определяемом водным законодательством Российской Федерации и Свердловской области. Запрещается без разрешения территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и получения лицензии на водопользование задерживать местный сток на водосборах в прудах с помощью малых гидротехнических сооружений.

3. Ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах и в их водоохранных зонах, как правило, не допускается. В исключительных случаях ведение упомянутых работ допускается с разрешения территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, а при проведении взрывных работ с разрешения территориального подразделения государственного органа горнотехнического надзора.

(в редакции Областного закона от 22.12.2000 N 47-ОЗ)

4. Оценка отрицательного воздействия на состояние водных объектов и эффективности предусмотренных мероприятий по их охране производится по результатам государственной экологической экспертизы, иных государственных экспертиз.

Статья 53. Требования по охране водных объектов при размещении предприятий, сооружений и иных объектов

1. При размещении предприятий, сооружений и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно быть обеспечено выполнение требований по охране водных объектов, окружающей природной среды, учет ближайших и отдаленных экологических, экономических, социальных последствий деятельности указанных объектов, определение их влияния на состояние водных объектов и окружающей природной среды.

2. При размещении предприятий, сооружений и иных объектов хозяйственного назначения на площадях залегания месторождений подземных вод, разведанных для питьевого водоснабжения, в том числе на перспективных для освоения участках, приоритетным является сохранение источника подземных вод.

3. Место размещения хозяйственных и других объектов, могущих оказать влияние на состояние водных объектов, определяется по согласованию с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, территориальным подразделением государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора, другими территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 54. Требования по охране водных объектов при проектировании предприятий, сооружений и иных объектов

1. При проектировании вновь создаваемых и реконструируемых хозяйственных и других объектов, а также при введении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, необходимо учитывать современный уровень научно-технического прогресса и предельно допустимые нагрузки на водные объекты и окружающую природную среду, предусматривать водосбережение и создание замкнутых систем технического водоснабжения независимо от возможностей разбавления и самоочищения водного объекта.

2. Проектирование и строительство прямоточных систем технического водоснабжения, как правило, не допускаются. Проектирование и строительство таких систем разрешаются в исключительных случаях при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

Статья 55. Требования по охране водных объектов при строительстве и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов

1. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами.

2. Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности.

3. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране водных объектов, окружающей природной среды, земель и других природных ресурсов, благоустройству территории и улучшению состояния природных объектов и окружающей природной среды.

4. Нарушение требований, изложенных в настоящей статье, влечет за собой приостановление строительных работ до устранения выявленных недостатков по предписанию территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, территориального подразделения государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора с одновременным прекращением финансирования этих работ.

Статья 56. Требования по охране водных объектов при вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов

1. Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, территориального подразделения государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, водозаборных, сбросных и других гидротехнических сооружений, не обеспечивающих предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов, учет забираемых и сбрасываемых вод, охрану биоресурсов водных объектов и окружающей природной среды, запрещается в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

3. Решение о запрещении ввода в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, принимает Правительство Свердловской области по представлению территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды и территориального подразделения государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора.

Статья 57. Требования по охране водных объектов при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов

1. Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных, гидротехнических и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

2. При эксплуатации хозяйственных, гидротехнических и других объектов запрещается:

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами;

2) производить забор воды из водных объектов сверх установленных лимитов согласно лицензии на водопользование (в исключительных случаях допускается забор воды сверх установленных лимитов с обязательным уведомлением в течение суток территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды);

3) осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) или ориентировочно допустимые уровни (ОДУ), для которых отсутствуют утвержденные методы аналитического контроля, а также содержащих возбудителей инфекционных заболеваний;

4) осуществлять сброс сточных вод в пределах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, а также в водные объекты или их участки, объявленные в установленном порядке особо охраняемыми.

3. За нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов Правительством Свердловской области по представлению территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, территориального подразделения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, территориального подразделения государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора или иных территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, вводится ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

Глава 12. РАЗРЕШЕНИЕ ВОДНЫХ СПОРОВ

Статья 58. Виды водных споров

Различаются следующие виды водных споров:

1) о порядке и условиях водопользования и охраны водных объектов;

2) имущественные споры, связанные с водными отношениями (о возмещении убытков, причиненных гражданам, юридическим лицам как водопользователям, о недоимках по платежам за пользование водными объектами и иные споры).

Статья 59. Порядок разрешения водных споров

Водные споры разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 60. Утратила силу. - Областной закон от 10.06.2003 N 20-ОЗ.

Статья 61. Утратила силу. - Областной закон от 10.06.2003 N 20-ОЗ.

Глава 14. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ

НАСТОЯЩЕГО ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА

Статья 62. Вступление в силу настоящего Областного закона

Настоящий Областной закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Статья 63. Приведение нормативных правовых актов Свердловской области в соответствие с настоящим Областным законом

Губернатору Свердловской области и Правительству Свердловской области привести в соответствие с настоящим Областным законом изданные ими нормативные правовые акты.

Губернатор

Свердловской области

Э.Э.РОССЕЛЬ