Российские законы

Постановление Главы г. Нижний Тагил от 04.09.2003 N 877 “Об утверждении концепции управления муниципальной системой образования на 2003 - 2007 годы“ (с Планом основных мероприятий по реализации Концепции)

ГЛАВА ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2003 г. N 877

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2003 - 2007 ГОДЫ

Концепция управления муниципальной системой образования на 2003 - 2007 годы разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими отношения субъектов в сферах муниципального управления, образования и защиты прав ребенка. Основополагающими в данном случае являются: Декларация прав человека и Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Законы РФ “Об образовании“, “Об утверждении Федеральной программы развития образования“, “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ“, “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 “О национальной доктрине образования в РФ“, Областные законы “Об образовании в Свердловской области“, “О защите прав ребенка“, Устав города Нижний Тагил, другие законодательные и нормативно-правовые акты в области муниципального управления и образования.

Данная концепция согласуется с документами органов государственной власти и местного самоуправления, в частности с постановлением Правительства Свердловской области от 18.05.2000 N 393-ПП “Об утверждении мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000 - 2003 годы“, программой действий Главы города на 1999 - 2003 годы и муниципальными целевыми комплексными программами в области социальной политики города Нижний Тагил.

Ситуация развития города в 1999 - 2003 годах характеризуется закреплением позитивных тенденций социально-экономических процессов, нарастанием положительной динамики практически всех важнейших показателей развития города, повышением жизненного уровня населения. Вместе с тем характер деятельности управления образования администрации города свидетельствует о недостаточном использовании административных ресурсов в управлении.

В последнее время более ощутимыми стали процессы снижения контингента учащихся, сложнее стали решаться вопросы поддержания на приемлемом нормативном уровне материально-технической базы образовательных учреждений. Недостаточный уровень стратегического планирования и прогнозирования породил такие тенденции, как рост затрат на выплату заработной платы при снижении количества детей (в 1996 г. в городе насчитывалось более 52000 детей, в 2002 г. - 40235), увеличение числа аттестованных работников и отсутствие убедительных данных о повышении качества образования, нерациональное использование зданий образовательных учреждений, неэффективное расходование финансовых средств на коммунальные услуги.

В ближайшее время городскому и районным управлениям образования предстоит решать вопросы перевода образовательных учреждений на самостоятельное финансирование, создания альтернативной системы детского питания, оптимизации сети образовательных учреждений, управления высвобождением кадров при ежегодном снижении контингента учащихся.

Сложными в решении остаются вопросы снижения финансовых затрат, соотнесения качества образования и заработной платы педагогических работников, профилактики правонарушений, наркомании, бродяжничества, социального сиротства детей. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса с трудом решаются вопросы капитальных и текущих ремонтов, приобретения технологического и учебного оборудования, компьютеризации образования, погашения долгов за оказанные коммунальные услуги.



Перечисленные вопросы на протяжении ряда лет остаются трудно решаемыми.

В связи с этим назрела необходимость в разработке концепции, определяющей стратегию, основные направления и задачи деятельности органов управления образования, обеспечивающей построение целостной эффективной, основанной на научных и экономических принципах системы управления образованием города.

Учитывая высокую значимость представленного проекта концепции для решения задач социально-экономического развития города, во исполнение п. 1.5 Заданий Главы города, утвержденных постановлением Главы города N 363 от 30.04.2002, руководствуясь Уставом города Нижний Тагил, постановляю:

1. Утвердить:

1.1. Концепцию управления муниципальной системой образования на 2003 - 2007 годы (приложение N 1).

1.2. План основных мероприятий по реализации концепции управления муниципальной системой образования на 2003 - 2007 годы (приложение N 2).

1.3. Распределение полномочий между управлением образования администрации города и управлениями образования Ленинского, Дзержинского, Тагилстроевского районов (приложение N 3).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы города, руководителя аппарата администрации города Корякова Г.А.

Промежуточный срок контроля - 15 ноября 2004, 2005, 2006 гг.

Срок контроля - 15 ноября 2007 года.



Глава города

Н.Н.ДИДЕНКО

Приложение N 1

Утверждена

постановлением Главы города

от 4 сентября 2003 г. N 877

КОНЦЕПЦИЯ

УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

НА 2003 - 2007 ГОДЫ

Концепция управления образованием в Нижнем Тагиле построена в соответствии с принципами, заложенными в международных, федеральных, региональных и местных нормативно-правовых документах, регулирующих отношения субъектов в сферах муниципального управления, образования и защиты прав ребенка: Декларация прав человека и Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Законы РФ “Об образовании“, “Об утверждении Федеральной программы развития образования“, “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ“, “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 “О национальной доктрине образования в РФ“, Областные законы “Об образовании в Свердловской области“, “О защите прав ребенка“, Устав города Нижний Тагил, другие законодательные и нормативно-правовые акты в области муниципального управления и образования.

Данная концепция согласуется с документами органов государственной власти и местного самоуправления, в частности с постановлением Правительства Свердловской области от 18.05.2000 N 393-ПП “Об утверждении мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000 - 2003 годы“, программой действий Главы города на 1999 - 2003 годы и муниципальными целевыми комплексными программами в области социальной политики города Нижний Тагил.

Концепция управления образованием в Нижнем Тагиле, руководствуясь целью обеспечения последовательной реализации государственной образовательной политики для развития потенциала системы образования города в интересах человека, общества и государства, определяет основные направления и проекты, посредством которых предполагается решить следующие задачи:

- выстроить целостную, эффективную, основанную на научных и экономических принципах, систему управления, обеспечивающую позитивное развитие системы образования - ведущего и приоритетного фактора развития социальной инфраструктуры города Нижнего Тагила;

- разрешить сложившиеся противоречия по ведущим направлениям социальной сферы города: качество образования и воспитания; питание и здоровье школьников; обеспечение материально-технических, санитарно-гигиенических, нормативных и финансовых условий для организации и осуществления эффективного образовательного процесса при сокращающемся контингенте учащихся; социальная защита и регулирование заработной платы работников образования в существующих экономических и демографических условиях.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КОНЦЕПЦИИ

Система управления образованием в Нижнем Тагиле сложилась исторически и последние изменения происходили чаще всего эволюционно, в ответ на возникающие проблемы управления социальной сферой в городе.

Наиболее серьезные изменения в организации управлений образования произошли в 1989 году: функции по управлению развитием содержания образования переданы из районных в городское управление образования, на районные управления возложены функции по обеспечению “нормального функционирования образовательных учреждений“; ликвидировались районные методические кабинеты, образован городской Учебно-методический центр, преобразованный впоследствии в Нижнетагильский филиал ИРРО.

После принятия в 1992 году Закона РФ “Об образовании“, а также в связи с необходимостью организации лицензионных и аттестационных процессов, в системе управления муниципального образования произошли изменения, направленные на “приведение существовавшей практики к действующему законодательству“. В ГорУпрО появились группы специалистов по лицензированию, аттестации учащихся, педагогических и руководящих работников, образовательных учреждений.

В связи с появлением большого количества экспериментальных площадок и необходимостью управления инновационными процессами открывались ставки и вводились соответствующие должности, которые условно назывались “специалист по инноватике“, “социолог“, “специалист-психолог“ и т.д.

В 1997 году вследствие необходимости решения вопросов учета, сохранности, передачи зданий детских дошкольных учреждений возникла необходимость выделения отдельной управленческой функции. В те же годы интенсивно отрабатывались вопросы проведения взаимозачетов для погашения долгов по выплате заработной платы, по коммунальным услугам, ремонтам учреждений и другим видам услуг; остро возникла проблема управления ресурсами системы образования, появилась потребность в специалистах экономики образования и права. В ГорУпрО были открыты ставки заместителя начальника управления по финансовым и материально-техническим ресурсам, специалиста по управлению имуществом, юриста.

Годом позже, в связи с принятием Закона Свердловской области об органах опеки и попечительства из управлений образования были выделены функции опеки и попечительства несовершеннолетних и вместе с этим произошли серьезные структурные изменения в управлениях образования всех звеньев.

В районных управлениях образования в эти же периоды также происходили изменения, обеспечивающие процесс “пристройки“ к новым требованиям. Введены должности специалистов по охране труда и технике безопасности, должности специалистов по “воспитательной работе“, “по всеобучу“. В связи с постоянным повышением требований к управлениям образования со стороны вышестоящих органов управления, у руководителей районного звена появились желания открыть должности заместителей по вопросам, которые не учтены в структурах и должностных инструкциях, но периодически возникающими.

Периодически районные управления образования выполняют задания руководства, не входящие в сферу их компетенции. В результате складывается противоречивая ситуация, связанная как с оценкой деятельности органов управления образованием, так и с представлениями вышестоящих органов о функциональном предназначении РайУпрО, ГорУпрО. С одной стороны, органы управления образования достаточно мобильны в своих возможностях (выполняют виды работ от организации строительства зданий до научно-исследовательских работ в области педагогики и психологии), с другой стороны - они достаточно уязвимы и не всегда профессионально работают вследствие недостаточной квалификации в ряде областей управления.

Отсутствие единых, однозначных и ясных представлений о функциях и целях деятельности различных звеньев управления делает возможной ситуацию стихийного, интуитивного управления отраслью со стороны управленцев, что, в свою очередь, порождает как излишнюю опеку или дублирование функций, так и “упущение“ отдельных, подчас важных, направлений работы. Страдает функция стратегического планирования и прогнозирования. Признаками этого стали такие неуправляемые тенденции, как рост затрат на выплату заработной платы при снижении количества детей (в 1996 г. в городе насчитывалось более 52000 детей, в 2002 г. - 40235), увеличение числа аттестованных работников на повышенные категории при отсутствии достоверных данных о повышении качества образования, неэффективное использование зданий образовательных учреждений и бесконтрольное расходование финансовых средств на коммунальные услуги.

Наряду с недостаточно эффективным прогнозированием снизилась эффективность исполнения ряда традиционных управленческих функций: подбор резерва и прием на работу бухгалтеров и руководителей образовательных учреждений, единое планирование, контроль, стимулирование труда и управление качеством образования.

В ближайшее время управлениям придется решать ряд вопросов, к которым персонал не имел возможности подготовиться заранее и находится в стадии освоения, изучения вопроса: перевод образовательных учреждений на самостоятельное финансирование; создание альтернативной системы детского питания; оптимизация сети образовательных учреждений и управление высвобождением кадров при ежегодном снижении контингента.

Сложными в решении остаются вопросы: обеспечение доступного и качественного общего образования, профилактика правонарушений, наркомании, бродяжничества, социального сиротства детей. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса с трудом решаются вопросы капитальных и текущих ремонтов (при потребности 148 млн. руб. выделяется и осваивается порядка 13 - 14 млн. руб.), приобретения технологического и учебного оборудования, компьютеризации образования (при потребности 12 млн. руб. реально осваивается до 1,5 млн. руб.), погашения долгов за оказанные коммунальные услуги.

Перечисленные вопросы хорошо известны специалистам и руководителям управлений образования и, тем не менее, долгое время остаются недоступными или трудно решаемыми.

ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Исходя из вышеизложенного следует вывод о наличии противоречия между способностью и ориентированностью существующей системы управления в решении определенного спектра проблем и реально существующими проблемами в области обеспечения стабильного функционирования и развития городской системы образования.

Как следствие основная проблема состоит в неадекватности возможностей системы управления образованием существующим проблемам образования города, которые необходимо решать в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Неадекватность возможностей системы управления представляется нам в двух аспектах:

1. Организационно-управленческий (каковы механизмы управления?).

2. Управленческо-содержательный (что является объектом управления?).

Кратко охарактеризуем представленные аспекты.

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Характеризуя данный аспект, мы исходим из классического представления о функциях и этапах любого управления и в, частности муниципального управления. Исходя из этапности, выделим следующие:

1. Анализ состояния системы образования.

2. Постановка целей и задач.

3. Принятие управленческого решения.

4. Планирование.

5. Организация исполнения решения.

6. Мотивация персонала.

7. Контроль и оценка результатов деятельности.

8. Регулирование и коррекция деятельности подразделений и учреждений.

Общеизвестно, что перечисленные функции и этапы управленческой деятельности должны принадлежать единому органу управления. Если этого не происходит, то управление приобретает элементы стихийности, случайности и, как следствие, снижается его эффективность.

Проведенный анализ функционирования системы управления образованием в городе выявил ряд проблем, решение которых позволило бы существенным образом усовершенствовать систему управления.

1. Отсутствие системы единого анализа состояния образования в городе, возможность расхождений в постановке тактических и локальных задач в управлении образованием.

2. Наличие разных организационных структур управления в районных управлениях образования (Таблица 1).

3. Отсутствие единых управленческих команд (поручений), обусловленных различными подходами в управлении социальной сферой со стороны районных администраций.

Как следствие:

- разные планы и показатели работы;

- дублирование функций;

- наличие “не перекрываемых“ проблемных участков“ в деятельности управлений образования.

4. Двойное подчинение районных управлений образования; двойное подчинение руководителей образовательных учреждений.

Как следствие:

- отсутствие нормативной ответственности районных управлений образования перед городским управлением, учреждений образования перед районным управлением образования;

- не распределены полномочия между городским управлением образования и Администрациями районов.

5. Отсутствие достаточных полномочий учредителя по управлению финансами системы образования и руководящими кадрами. Как следствие - несоответствие обязанностей и ответственности учредителя по управлению образовательной системой его реальным возможностям.

6. Несоответствие реальных объемов выполняемых работ ресурсам городского и районных управлений образования.

7. Преобладание ситуативного, реактивного управления над стратегическим.

Таблица 1

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

РАЙОННЫХ УПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

-------------------T----------------------T----------------------¬

¦ Управление ¦Управление образования¦Управление образования¦

¦ образования ¦ администрации ¦ администрации ¦

¦ администрации ¦ Тагилстроевского ¦ Дзержинского района ¦

¦Ленинского района ¦ района ¦ ¦

+------------------+----------------------+----------------------+

¦ Начальник ¦ Начальник ¦ Начальник ¦

+------------------+----------------------+----------------------+

¦Заместитель ¦Заместитель начальника¦Заместитель начальника¦

¦начальника ¦по анализу и ¦по общим вопросам, ¦

¦управления ¦планированию ¦контролю и анализу ¦

¦образования ¦ ¦деятельности всех ¦

¦ ¦ ¦видов учреждений, ¦

¦ ¦ ¦обеспечению ¦

¦ ¦ ¦функционирования ДОУ ¦

+------------------+----------------------+----------------------+

¦Заместитель ¦Заместитель начальника¦Заместитель начальника¦

¦начальника ¦по оперативному ¦по организации ¦

¦по воспитательной ¦управлению ¦воспитательной работы ¦

¦работе ¦ ¦и досуговой ¦

¦ ¦ ¦деятельности ¦

¦ ¦ ¦в учреждениях ¦

¦ ¦ ¦дополнительного ¦

¦ ¦ ¦образования ¦

+------------------+----------------------+----------------------+

¦Главный специалист¦Главный специалист по ¦Главный специалист ¦

¦по текущим и ¦ремонтно-строительным ¦по строительству, ¦

¦капитальным ¦работам ¦текущим и капитальным ¦

¦ремонтам ¦ ¦ремонтам, сметчик ¦

+------------------+----------------------+----------------------+

¦Главный специалист¦ ¦Ведущий специалист по ¦

¦по энергоснабжению¦ ¦электробезопасности, ¦

¦ ¦ ¦энергосбережению, ¦

¦ ¦ ¦технике безопасности и¦

¦ ¦ ¦охране труда ¦

+------------------+----------------------+----------------------+

¦ ¦Ведущий специалист ¦ ¦

¦ ¦по клубам ¦ ¦

+------------------+----------------------+----------------------+

¦Ведущий специалист¦ ¦Главный специалист ¦

¦по вопросам ¦ ¦по обеспечению ¦

¦питания, ¦ ¦жизнедеятельности ОУ, ¦

¦оздоровления, ¦ ¦организации питания, ¦

¦учету и движению ¦ ¦мед. обслуживания, ¦

¦кадров, социальной¦ ¦социальной защите ¦

¦защите ¦ ¦работников, работе ¦

¦ ¦ ¦с ветеранами ¦

¦ ¦ ¦педагогического труда ¦

+------------------+----------------------+----------------------+

¦Главный специалист¦Главный специалист ¦Специалист 1 категории¦

¦по организации ¦по ДОУ ¦по материально-техни- ¦

¦функционирования ¦ ¦ческому обеспечению ¦

¦ДОУ ¦ ¦учреждений ¦

¦ ¦ ¦образования, ¦

¦ ¦ ¦обеспечению питанием, ¦

¦ ¦ ¦транспортом ДОУ ¦

+------------------+----------------------+----------------------+

¦ ¦ ¦Главный специалист ¦

¦ ¦ ¦по вопросам тепло-, ¦

¦ ¦ ¦водоснабжения, ¦

¦ ¦ ¦координации работы ¦

¦ ¦ ¦коммунальных служб ¦

+------------------+----------------------+----------------------+

¦Специалист 1 ¦Специалист 1 категории¦ ¦

¦категории по ГО и ¦по ГО и ЧС, охране ¦ ¦

¦ЧС ¦труда, социальному ¦ ¦

¦ ¦страхованию ¦ ¦

+------------------+----------------------+----------------------+

¦Специалист 2 ¦Специалист 1 категории¦ ¦

¦категории по ¦по делопроизводству ¦ ¦

¦делопроизводству и¦ ¦ ¦

¦учету ¦ ¦ ¦

¦военнообязанных ¦ ¦ ¦

L------------------+----------------------+-----------------------

Анализ организационных структур районных управлений образования показывает на их близость и сходимость в целом. Функционал управлений выдерживается в соответствии с ранее установленным для всех районных управлений. В то же время наблюдаются различные подходы к осуществлению собственных функций, что проявляется в различных подходах к построению структур управления, отсутствии горизонтальных связей между специалистами районных управлений по ряду направлений. Разные структуры районных управлений создают определенные трудности по формированию управленческих звеньев, работающих на единый результат. Примером может служить сложившаяся ситуация по управлению проектами в области дополнительного образования (рис. 1). В ГорУпрО введена должность ведущего специалиста по управлению проектами дополнительного образования. В Тагилстроевском РайУпрО имеется должность специалиста по клубам, в Дзержинском - должность главного специалиста по работе учреждений дополнительного образования, в Ленинском - должность заместителя начальника управления, курирующего, среди прочих, вопросы дополнительного образования.

РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ПО СОПОДЧИНЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рисунок 1.

----------------------------¬

¦Ведущий специалист ГорУпрО,¦

¦ координирующий ¦

¦ дополнительное образование¦

L--T-----------T----------T--

----- ¦ L---¬

----------------+----¬ ---------+---------¬ ---+---------------¬

¦Главный специалист ¦ ¦Ведущий специалист¦ ¦ Заместитель ¦

¦Дзержинского РайУпрО¦ ¦ по клубам ¦ ¦ начальника ¦

¦по работе учреждений¦ ¦ Тагилстроевского ¦ ¦Ленинского РайУпрО¦

¦доп. образования ¦ ¦ района ¦ ¦ ¦

L--------------------- L------------------- L-------------------

Очевидно, что функционал специалистов по дополнительному образованию сходится не полностью, координация затруднена, что порождает разные подходы к управлению единой системой, разные планы, отчеты, дублирование управленческих решений.

Управляемость процессами могла бы повыситься, если выработать единую схему (рис. 2) соподчинений специалистов по направлениям:

- лицензирование, аттестация, аккредитация;

- экспертиза качества образования;

- управление персоналом;

- управление развитием содержания образования;

- организация профилактики правонарушений, “всеобуч“;

- организация питания;

- организация капитальных и текущих ремонтов;

- управление финансами и экономическими процессами;

- организация охраны труда и техники безопасности;

- организация гражданской обороны и профилактики чрезвычайных ситуаций.

Рисунок 2.

---------------------------------------¬

¦Главный или ведущий специалист ГорУпрО¦

L--T----------------T---------------T---

¦ ¦ ¦

---------------+---¬ ----------+--------¬ ----+--------------¬

¦Ведущий специалист¦ ¦Ведущий специалист¦ ¦Ведущий специалист¦

¦ РайУпрО ¦ ¦ РайУпрО ¦ ¦ РайУпрО ¦

L------------------- L------------------- L-------------------

Данный перечень направлений не является полным и окончательным и может корректироваться и дополняться в зависимости от выбранных стратегий построения организационных структур управления. При выборе направлений необходимо договориться о принципе их отбора по линейному, функциональному или смешанному признаку.

По мнению руководителей образовательных учреждений приведение структур управления к единым принципам стало насущной необходимостью. Требуется создать единую систему стратегического и оперативного планирования, отчетности, скоординировать работу городского, районных управлений образования, Нижнетагильского филиала ИРРО, дворцов и домов детского творчества, станций техников, туристов и натуралистов и других учреждений. При планировании необходимы механизмы регулирования функций образовательных учреждений и структурных подразделений администраций города и районов (КДМ, ГК ФиС, управления культуры и другие).

Как было указано выше, одной из организационных проблем управления образованием в городе является “Несоответствие реальных объемов выполняемых работ ресурсам городского и районных управлений образования“. То есть периодически возникают ситуации, когда для выполнения отдельных задач требуется большее количество специалистов, по сравнению с числом работающих в районных и городском управлениях образования или требуются специалисты со специальными знаниями и уровнем подготовки. К таким ситуациям могут быть отнесены кампании по аттестации образовательных учреждений и работников системы образования, сбор, обработка и анализ информации, проведение экспертиз качества образования, организация рейдовых мероприятий, летняя оздоровительная кампания, разработка и внедрение проектов и так далее.

Способом решения такого рода проблемных ситуаций может стать создание Временных штабов по управлению проектами или создание Сервисных подразделений.

Временные штабы по управлению проектами создаются в тех случаях, если существует необходимость разработки, реализации, контроля и сопровождения внедряемого проекта, но в управлениях образования отсутствуют специалисты или специальные подразделения. Приказом по ГорУпрО создается временный штаб, возглавляемый одним из работников городского управления образования, на период, достаточный для завершения проекта. Временный штаб работает по согласованному регламенту. Специалисты РайУпрО, входящие в состав временного штаба, находятся в подчинении руководителя штаба.

Примеры проектов:

1. Перевод образовательных учреждений на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.

2. Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

3. Мониторинг состояния системы образования.

“Сервисные подразделения“ управлений образования могут создаваться на базе методических служб образовательных учреждений в соответствии с муниципальным заказом, формируемым городским или районными (по согласованию) управлениями образования и закрепляемым соответствующим приказом или Постановлением Главы города.

К “сервисным подразделениям“ в данном контексте относятся структурные подразделения образовательных учреждений, выполняющие сугубо методические или организационные функции и не занятые непосредственным осуществлением образовательного процесса. К таким подразделениям относятся: психолого-медико-педагогическая консультация, психологические и методические службы учреждений повышенного статуса, психологическая и информационно-методическая службы “Центра образования - УВК“, отдел профориентации Городского Учебно-производственного комбината, Городской информационно-методический центр. В соответствии с муниципальным заказом подразделения выполняют необходимые виды работ, делегируемые им управлениями образования.

Примеры видов работ:

1. Проведение экспертизы качества образования в ОУ города.

2. Участие в инспекторских проверках совместно со специалистами Гор-РайУпрО.

3. Организация методических семинаров, конференций, педагогических чтений.

4. Организация массовых мероприятий и кампаний (фестиваль “Юные интеллектуалы!“, фестиваль художественного творчества, организация лагерей дневного пребывания и т.д.).

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЕРВИСНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

------------¬

¦ Управление¦

----------------¬ ¦образования¦

¦ специалист ¦ L---T--T-----

¦ управления ¦ ¦ ¦ муниципальный

¦образования - ¦ ¦ ¦ заказ

¦представитель ¦ /

¦ заказчика - ¦ /

¦куратор задания¦ ----------------¬

L-----T--T------- ¦ Головное ¦

¦ ¦ руководство ¦образовательное¦

¦ ¦ направлением ¦ учреждение ¦

/ L----------------

/

--------------------¬

¦ подразделение ¦

¦ образовательного ¦

¦ учреждения, ¦

¦выполняющее функции¦

¦ “сервисного ¦

¦ подразделения“ ¦

L--------------------

Из перечисленных проблем следует необходимость разработки и внедрения проекта под условным названием “Организация управления РайУпрО - ГорУпрО“. Для его осуществления необходимы специалисты в области теории организаций и муниципального управления.

Основная цель проекта состоит в создании работоспособной, мобильной структуры управления, ориентированной как на выполнение задач по обеспечению функционирования образовательных учреждений, так и на развитие содержания образования. И первое, и второе должно обеспечить высокое качество образования, сравнимое с лучшими образцами в городах России. Результатом реализации проекта должны стать:

Положение о распределении полномочий между участниками управления образовательной системой:

- Городское управление образования

- Районные Администрации

- Районные управления образования

- Образовательные учреждения

скоординированные положения об управлениях образования, организационные схемы управления, положения о вспомогательных службах управления;

корректировка структуры городского и районных управлений образования;

нормативно-правовой акт, обеспечивающий городскому управлен“ю образования реализацию всех полномочий учредителя (финансирование ОУ; регулирование норм труда руководителей, материальное вознаграждение) и предусматривающий делегирование части функций учредителя районным администрациям и районным управлениям образования;

создание временных штабов по управлению проектами;

создание на базе образовательных учреждений “сервисных подразделений“ управлений образования;

Регламент стратегического и оперативного планирования всех участников управления образовательной системой города;

повышение квалификации персонала городского и районных управлений образования по вопросам анализа, стратегического планирования, управления изменениями.

УПРАВЛЕНЧЕСКО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИЛИ

О СТРАТЕГИЯХ УПРАВЛЕНИЯ НА БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ

По информации территориального фонда обязательного медицинского страхования о численности детского населения по возрастам следует, что через 7 лет контингент учащихся Нижнего Тагила уменьшится примерно на 10 тысяч человек, что приведет к общему количеству учащихся в 30 - 32 тысячи человек. По данным комитета по экономике и ценовой политике Администрации города Нижний Тагил, со ссылкой на демографический прогноз, подготовленный Департаментом труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области, за 15 лет численность детей и подростков сократится более чем на треть. Уменьшение количества учащихся, а следовательно, и количества классов более чем на 30%, приведет к необходимости высвобождения педагогических и руководящих работников образования и к сокращению количества используемых зданий. Если предположить, что через 7 лет численность детей, подлежащих обучению, сократится на 10 тысяч человек, то количество классов при наполняемости в 25 человек, сократится на 400. При максимальной наполняемости одной школы в 40 классов 10 зданий школ подлежит либо консервации, либо перепрофилированию, либо использованию с низкой экономической эффективностью.

С точки зрения прагматичной экономики естественно напрашивается вывод: сократить количество школ и соответственно - передать здания в аренду, в безвозмездное пользование с возможностью возврата через 15 - 20 и более лет. Эта мера позволит сократить затраты на содержание и капитальные ремонты зданий на десятки миллионов рублей, что позволило бы, в свою очередь, направить высвободившиеся средства на другие учреждения и повысить удельный вес финансовых средств на одного ученика. Вместе с тем, предварительная экспертиза последствий ликвидации, слияний некоторых учреждений образования выявила ряд нежелательных последствий для социальной жизни города:

- социально-культурная стагнация отдаленных от центра города поселков (Новая Кушва, Евстюниха, Горбуново, Черемшанка);

- ухудшение состояния детского дорожно-транспортного травматизма (в связи с увеличением маршрута движения детей и увеличением количества переходов через дорогу);

- нарушение связи поколений и как следствие - разрушение школьных традиций, остро переживаемых населением города;

- в отдельных случаях возможно возникновение временных межгрупповых конфликтов между детьми и подростками во вновь образованных образовательных учреждениях.

Возможность возникновения нежелательных последствий при реорганизации учреждений должны учитываться при управлении образовательным системокомплексом и потребуют подготовительной работы, связанной с расчетами потребностей в образовательных услугах и в выборе оптимальных вариантов организации образования в городе. Сокращение сети потребует пересмотра планов капитальных ремонтов, реконструкций, приобретения оборудования. В ходе подготовительной работы потребуются дополнительные меры: разъяснение населению складывающейся ситуации, привлечение общественности к принятию решения; внесение изменений в маршруты движения грузовых и пассажирских транспортных средств и организация работы государственных и общественных органов безопасности дорожного движения; организация подвоза детей; другие меры, направленные на компенсацию возникших нежелательных последствий.

Обозначенная совокупность организационно-управленческих действий администрации города, направленная на обеспечение качественного, общедоступного образования, в условиях снижения численности контингента должна быть реализована посредством разработки и исполнения управленческого проекта с условным названием “Оптимизация сети образовательных учреждений“.

В связи с реализацией проекта должны произойти изменения в организационных структурах городского и районных управлениях образования. В органах управления образованием появляется потребность в квалифицированных специалистах по учету и передаче имущества, а также по вопросам правового обеспечения высвобождения кадров, социальной защиты и трудоустройства работников.

Качество образования - аттестация - система оплаты и стимулирования труда. Вопрос регулирования затрат и качества образования - один из наиболее сложных и трудно регулируемых. Проведенный анализ затрат на организацию образовательного процесса в городе показывает: расходы на образование в городском бюджете составляют примерно одну третью часть. Расходы на заработную плату составляют более 70% от средств, выделенных на образование, и каждый год увеличиваются. Анализ показывает, что увеличение выплат на зарплату происходит отчасти за счет стремления педагогических коллективов освоить ассигнования “любой ценой“, в том числе и за счет полного распределения вакантных ставок и надтарифного фонда между работающими. Происходит выплата денежного содержания по принципу “за должность“, но не за выполненную работу. Анализ исполнения функциональных обязанностей работниками, исполняющими обязанности по совместительству, в отдельных случаях показывает не полную выработку нагрузки по совмещаемой должности, использование ряда должностей не по прямому назначению. Аттестация педагогических и руководящих работников системы образования слабо стимулирует качественный труд и воспринимается большинством как средство повышения заработной платы, а надбавки - как справедливая компенсация за низкооплачиваемую работу.

Данные факты отчасти являются следствием низкой заработной платы работников образования. Отставание размера заработной платы работников бюджетной сферы от работающих в промышленности и в других сферах признается как общественными организациями, так и представителями органов государственной и муниципальной власти.

Качество образования в Нижнем Тагиле оценивается областными экспертами как одно из высоких. Такая осторожная оценка объясняется отсутствием сравнительных педагогических исследований. Вместе с тем, о качестве тагильского образования можно судить по количеству призовых мест на областных олимпиадах и конкурсах, по количеству выпускников 11 классов, окончивших школу с золотыми и серебряными медалями (2-е место в областном рейтинге). Средние баллы выпускников по сравнению с областными показателями также являются достаточно высокими и стабильными. Из официальных выступлений Министерства общего профессионального образования Свердловской области следует, что Нижний Тагил является “городом с выраженной, высокой педагогической культурой“. Вместе с тем, существуют данные, свидетельствующие о невысоком качестве образования. Количество детей, остающихся на повторное обучение, в 2002 году составило 611 человек, в 2001 г. - 764 чел., в 2000 г. - 902 чел. Данные контрольных проверок свидетельствуют о том, что второгодничество является скорее мерой возмездия, чем педагогической мерой, позволяющей решить проблемы образованности ребенка. Более 80% детей, часто пропускающих занятия в школе, - дети, оставшиеся на повторное обучение. Пропуски уроков на протяжении ряда лет остаются серьезной проблемой для всех школ города.

О невысоком качестве образования свидетельствуют статистические данные о правонарушениях и преступности среди несовершеннолетних.

В 2002 г. учащимися образовательных учреждений совершено 216 преступлений, в том числе: умышленных убийств - 2, нанесение тяжких телесных повреждений - 11. В структуре преступности присутствуют: грабежи и разбои, кражи, хулиганство, угон автотранспорта.

Увеличилось количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртных напитков: 2001 г. - 263 чел., 2002 г. - 289 человек.

Увеличилось количество учащихся, состоящих на учете в ПДН: 2001 г. - 1034 чел., 2002 г. - 1104 человек. На учете в ПДН УВД состоят 52 учащихся школ города за занятие попрошайничеством.

В 2002 г. поставлено на учет в ПДН 405 чел. (2001 г. - 256), привлечено к административной ответственности 200 чел. (2001 г. - 167 чел.), привлечено за употребление наркотических веществ 7 чел., за занятие проституцией - 5 чел.

Принимая во внимание, что преступность и правонарушения являются следствием множества социально-экономических социокультурных факторов, система образования и семья ответственны за становление нравственных ценностей детей и молодежи. Необходимость повышения внимания управленцев к вопросам качества образования обусловлена и процессами модернизации российского образования, предполагающими принятие государственных образовательных стандартов, изменение учебных планов школ, профилизацию обучения, введение единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств.

Очевидно, что любые изменения качества образования, будь то изменение содержания образования, или результат, при прочих равных условиях (материальная база, уровень подготовки детей и т.д.), зависят от учителя, педагога, руководителя образовательного учреждения. Очевидно также и то, что учредитель, работодатель заинтересован в адекватной качеству оплате и в стимулировании труда. Стимулирование труда посредством введения системы аттестации педагогических и руководящих работников образования в соответствии с областным, а позже - федеральным положением (1 раз в 5 лет), достигло определенных пределов и ныне слабо влияет на повышение качества образования. Необходимо внести изменения в механизм аттестации, предполагающие комплексный подход: учитель - руководитель - учреждение. Необходимо также предусмотреть возможность внесения изменений в размер заработной платы работников образования чаще, чем 1 раз в 5 лет, в зависимости от результатов деятельности.

Для осуществления оплаты труда по результатам требуется соответствующий механизм, который надлежит разработать и реализовать в предстоящий период. Совокупность управленческих мер, направленных на разработку и внедрение механизма стимулирования и оплаты труда работников системы образования, в зависимости от результатов, должна быть реализована в стратегическом управленческом проекте с названием “Качество образования - аттестация - система оплаты и стимулирования труда“. Для его осуществления необходимы квалифицированные специалисты в области развития содержания образования, квалиметрии, нормирования труда и экономики образования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Важным направлением в деятельности органов и учреждений образования является социализация личности ребенка, профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Статистические данные об организации свободного времени детей, о занятости учащихся во время вне школы, о развитии форм асоциального поведения, таких как наркомания и алкоголизм, ранние половые отношения, преступность и правонарушения несовершеннолетних, говорят о нарастании проблемы асоциального поведения несовершеннолетних. Учреждения основного общего и среднего образования (школы) ограничены в своих возможностях в части организации свободного времени детей.

Ведущей подсистемой в этом направлении должна стать система дополнительного образования, обладающая мощным организационно-педагогическим потенциалом.

Сеть учреждений и центров дополнительного образования при школах составляет 94, количество занимающихся в них - 44233 человека. На базе ведущих учреждений созданы и действуют координационно-методические центры по направлениям: туризм и краеведение, техническое творчество, экологическое образование, общая организация фестивалей, конкурсов, городских программ и акций, олимпиад и конференций.

В целях создания системы информационно-методической поддержки, на базе городского комитета по физкультуре и спорту и на базе городского Дворца детского и юношеского творчества открыты и работают информационно-методические центры.

В логике выполнения задач регионализации, а также в соответствии с задачей развития детских общественных организаций в городе реализуется социально-педагогический проект “Я - тагильчанин“, предполагающий ряд направлений: детская краеведческая игра “Я - тагильчанин“, деятельность отрядов ЮНТА, организация и поддержка федерации детских организаций “Юные тагильчане“.

Ежегодно системой дополнительного образования организуются акции, фестивали, конкурсы, спортивные соревнования и иные массовые мероприятия. Практически все акции и мероприятия обладают высоким педагогическим потенциалом, в то же время наблюдается нескоординированность действий учреждений, перегрузка одних и тех же учащихся, проявляющих образовательные способности, и систематическая незанятость части детей, не мотивированных к общественно полезной и образовательной деятельности. Несогласованность планов школ и учреждений дополнительного образования в отдельных случаях приводит к срыву основных занятий в школах, к перегрузкам учащихся, что изначально не допустимо. Движение “Я - тагильчанин“ на практике оказалось ограниченным возрастными рамками: большая часть участников движения находится в возрасте 7 - 14 лет. Проблема возрастных ограничений участия детей в общественно значимых движениях отчасти объясняется частой сменяемостью кадров старших вожатых из-за низкой заработной платы и отсутствием единой методической службы для педагогов дополнительного образования.

В связи с этим необходим проект с условным названием “Дополнительное образование“.

Основные задачи проекта:

- обеспечение единства основного и дополнительного образования как по содержанию, так и по организации;

- обеспечение развития спектра образовательных услуг, ориентированных на выполнение социального заказа, с одной стороны, и на индивидуально-личностные особенности ребенка - с другой.

Анализ управленческой деятельности в сфере дополнительного образования, собеседования с руководителями и педагогами образовательных учреждений позволяют сформулировать следующие организационно-управленческие условия выполнения поставленных задач и развития системы дополнительного образования:

- разработка и внедрение в практику системы соподчинения специалистов городского и районных управлений образования, курирующих функционирование и развитие системы дополнительного образования;

- обеспечение единого планирования работы учреждений дополнительного образования;

- создание единой информационно-методической службы системы дополнительного образования, придание информационному центру ГДТЮ функций городского информационного центра дополнительного образования;

- делегирование части управленческих функций ГорУпрО, РайУпрО учреждениям дополнительного образования;

- изменение системы оплаты труда старших вожатых школ - организаторов детского движения.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Ежегодный анализ исполнения бюджета и экономического состояния системы образования города указывает на систематическую нехватку финансовых средств как на развитие, так и на функционирование учреждений. Наиболее сложными и финансовоемкими статьями расходов являются: заработная плата, коммунальные расходы, капитальные и текущие ремонты, приобретение непроизводственного оборудования. С трудом решаются вопросы компьютеризации системы образования, оборудования учреждений современными противопожарными средствами, технологического переоснащения столовых, приобретения технических средств обучения и сценического оборудования. Кредиторская задолженность системы образования на конец 2002 года составила 26 млн. руб.

Анализ процесса управления финансами и экономическими процессами в системе образования приводит к выводу о серьезных затруднениях в проведении единой политики в разных субъектах управления. В системе управления финансами реально существует 4 главных распорядителя кредитов, координация которых и единое управление затруднено в силу автономности каждого (районные администрации, городское управление образования). Функции единого управляющего городскому управлению образования в полной мере удается осуществить, как правило, при формировании бюджета на очередной финансовый год. Мониторинг финансов, корректировка и координация действий главных распорядителей кредитов возможны лишь посредством привлечения к управлению Городского финансового управления в муниципальном образовании “Город Нижний Тагил“. Систематический анализ экономических процессов, разработка и внедрение экономических проектов возможны лишь при наличии единого органа управления. В соответствии с Уставом муниципального образования “Город Нижний Тагил“, структурой администрации города функции единого управляющего должны осуществляться городским управлением образования. Основными функциями в области управления финансов являются:

- анализ финансово-экономического состояния системы образования города;

- выработка управленческих решений в области управления финансами и экономическими процессами;

- разработка нормативов расходов образовательных учреждений;

- стратегическое и текущее планирование доходов и расходов системы образования;

- организация текущего управления финансами;

- делегирование;

- контроль за исполнением нормативно-правовых документов в области финансирования образования.

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

По данным медицинской статистики, во всех учреждениях отмечается рост гриппа, ОРВИ, острых заболеваний органов пищеварения, травм и отравлений. Постоянно увеличивается число детей и подростков, имеющих хроническую патологию: поражения костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной системы и органов чувств, дыхания, кровообращения, кожи, мочеполовой системы. Среди подростков (15 - 17 лет) темпы роста общей заболеваемости по сравнению с 1998 годом составили 27,5%.

На первом месте - болезни органов дыхания - 44%;

на втором - травмы и отравления -13%;

на третьем - болезни органов желудочно-кишечного тракта - 7%;

на четвертом - болезни глаз - 6%;

на пятом - инфекционные и паразитарные болезни - 5%.

В 2003 году в ряде школ города произошли вспышки инфекционных заболеваний, считавшимися ранее нетипичными, редкими: дифтерия, краснуха.

Проблемы здоровья детей не раз становились предметом обсуждений представителей исполнительной и законодательной власти. В Свердловской области, в Нижнем Тагиле действуют целевые комплексные программы, целью которых является сохранение и улучшение здоровья детей. Образовательное учреждение, организующее в течение продолжительного времени жизнедеятельность ребенка и создающего среду его пребывания, является одним из факторов, влияющих на состояние здоровья детей.

В целях сохранения и улучшения здоровья детей дошкольного и школьного возраста необходим специальный межведомственный управленческий проект с условным названием “Здоровый ребенок“. Межведомственность его предполагает участие органов и учреждений здравоохранения, санэпиднадзора, физической культуры и спорта, социальной политики, общественных организаций.

Для учреждений образования представляется важным:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса: нормы учебной нагрузки, нормы домашних заданий, состояние окружающей среды, соответствие мебели, одежды индивидуальным физиологическим характеристикам.

2. Создание условий для повышения двигательной активности. Регулярные физкультурно-оздоровительные мероприятия; увеличение обязательных занятий физической культурой на 1 час в неделю.

3. Разработка и внедрение содержания образования, формирующего культуру здоровья человека. Введение специальных уроков здоровья, интегрирующихся в образовательные области учебного плана.

4. Диспансеризация учащихся.

5. Организация полноценного горячего питания.

Вопросы организации горячего питания школьников на протяжении ряда лет представляются как сложные. Охват горячим питанием учащихся школ в среднем не превышает 42%. Из числа детей, регулярно питающихся в школьных столовых, около 15% получают бесплатное питание. Основными причинами низкого охвата являются: несоответствие цены и качества блюд, недостаточное разнообразие, низкая культура обслуживания, недостаточная организация перемен между учебными занятиями. Существенным фактором, влияющим на охват детей питанием является экономическая заинтересованность предприятий общественного питания. Предприятия общественного питания в существующих льготных экономических условиях не заинтересованы в повышении объемов производства и сбыта собственной продукции. При этом издержки по оплате коммунальных услуг, содержанию и ремонту зданий, коммуникаций, оборудования полностью несет образовательное учреждение.

Учитывая, что организация школьного питания является комплексной проблемой, как организационно-педагогической, так и экономической, в ближайшее время необходим проект с соответствующим названием, предусматривающий, как минимум, решение следующих задач:

- формирование установок учащихся и родителей по обязательному, рациональному питанию детей;

- стимулирование руководителей образовательных учреждений и работников образования, ответственных за организацию питания детей;

- разработка и внедрение расписаний занятий и перемен, предполагающих свободный доступ детей к получению горячего питания;

- расширение форм организации и спектра услуг детского питания в школьных столовых;

- проведение конкурса на размещение муниципального заказа по организации питания в школах.

Описанные выше направления деятельности в сочетании с реализацией политики социально-экономического развития города, выраженной в целевых муниципальных комплексных программах и при условии реализации организационно-управленческого проекта “Организация управления РайУпрО - ГорУпрО“, позволят разрешить сложившиеся противоречия и ослабить проблемы, связанные с организацией досуга и занятости несовершеннолетних, повысить уровень качества образования и обеспечить выпускнику тагильской школы конкурентоспособность в дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении. Реализация концепции предполагает создание системы детского питания, соответствующей запросам потребителей и обеспечивающей ее экономичность. Регулирование процессов аттестации, стимулирования труда и заработной платы работников, оптимизации сети образовательных учреждений на фоне быстрых демографических и экономических изменений задают новые условия управления образованием в Нижнем Тагиле.

Приложение N 2

Утвержден

постановлением Главы города

от 4 сентября 2003 г. N 877

ПЛАН

ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

-----T--------------------------------T-----------T--------------¬

¦ N ¦ Содержание деятельности ¦ Сроки ¦ Основные ¦

¦п.п.¦ ¦исполнения ¦ исполнители ¦

+----+--------------------------------+-----------+--------------+

¦ 1. ¦Распределить полномочия ¦2003 - 2004¦ГорУпрО, ¦

¦ ¦между управлением образования ¦ ¦администрации ¦

¦ ¦администрации города и ¦ ¦районов ¦

¦ ¦управлениями образования ¦ ¦ ¦

¦ ¦районных администраций ¦ ¦ ¦

+----+--------------------------------+-----------+--------------+

¦ 2. ¦Привести в соответствие ¦2004 - 2005¦ГорУпрО, ¦

¦ ¦с Положениями о ГорУпрО, РайУпрО¦ ¦РайУпрО ¦

¦ ¦штатные расписания городского и ¦ ¦ ¦

¦ ¦районных управлений образования ¦ ¦ ¦

+----+--------------------------------+-----------+--------------+

¦ 3. ¦Создать коллегию при управлении ¦2003 - 2004¦ГорУпрО ¦

¦ ¦образования администрации города¦ ¦ ¦

+----+--------------------------------+-----------+--------------+

¦ 4. ¦Разработать и внедрить ¦2003 - 2007¦ГорУпрО, ¦

¦ ¦управленческий проект ¦ ¦администрации ¦

¦ ¦“Оптимизация сети ¦ ¦районов ¦

¦ ¦образовательных учреждений ¦ ¦ ¦

¦ ¦города“ ¦ ¦ ¦

+----+--------------------------------+-----------+--------------+

¦ 5. ¦Разработать и внедрить ¦2003 - 2007¦ГорУпрО, КДМ, ¦

¦ ¦управленческий проект ¦ ¦КДН, ГКФиС, ¦

¦ ¦“Развитие системы организации ¦ ¦Упр. культуры ¦

¦ ¦досуговой деятельности и ¦ ¦ ¦

¦ ¦профилактики асоциального ¦ ¦ ¦

¦ ¦поведения детей“ ¦ ¦ ¦

+----+--------------------------------+-----------+--------------+

¦ 6. ¦Разработать и внедрить ¦2003 - 2007¦ГорУпрО, ГУЗО,¦

¦ ¦управленческий проект ¦ ¦ЦСЭС, Комитет ¦

¦ ¦“Питание и здоровье школьников“ ¦ ¦по разв. потр.¦

¦ ¦ ¦ ¦рынка ¦

+----+--------------------------------+-----------+--------------+

¦ 7. ¦Разработать и внедрить ¦2003 - 2007¦ГорУпрО ¦

¦ ¦управленческий проект ¦ ¦ ¦

¦ ¦“Качество образования - ¦ ¦ ¦

¦ ¦аттестация - система оплаты и ¦ ¦ ¦

¦ ¦стимулирования труда“ ¦ ¦ ¦

+----+--------------------------------+-----------+--------------+

¦ 8. ¦Выделить в структуре ГорУпрО ¦2004 - 2007¦ГорУпрО ¦

¦ ¦отдел управления экономическими ¦ ¦ ¦

¦ ¦процессами ¦ ¦ ¦

L----+--------------------------------+-----------+---------------

Приложение N 3

Утверждено

постановлением Главы города

от 4 сентября 2003 г. N 877

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

МЕЖДУ УПРАВЛЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА И

УПРАВЛЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ

------------------------------------------T-----------------------------------------¬

¦ ПОЛНОМОЧИЯ УПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ¦ ПОЛНОМОЧИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¦

¦ РАЙОННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ ¦ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ¦

+-----------------------------------------+-----------------------------------------+

¦ 1. В области права: ¦ 1. В области права: ¦

¦ 1.1. Осуществление нормативно-правового¦ 1.1. Осуществление нормативно-правового¦

¦обеспечения функционирования и развития ¦обеспечения функционирования и развития ¦

¦подведомственных образовательных ¦муниципальной системы образования. ¦

¦учреждений в рамках государственной и ¦ 1.2. Осуществление контроля ¦

¦муниципальной политики образования. ¦за исполнением федерального и областного ¦

¦ 1.2. Осуществление контроля ¦законодательства, местных ¦

¦за исполнением федерального и областного ¦нормативно-правовых актов в области ¦

¦законодательства, местных ¦образования. ¦

¦нормативно-правовых актов в области ¦ 2. В вопросе института собственности: ¦

¦образования. ¦ 2.1. Регулирование отношений ¦

¦ 2. В вопросе института собственности: ¦собственности, в том числе разграничение ¦

¦ 2.1. Контроль условий аренды зданий, ¦подведомственности образовательных ¦

¦помещений и иных объектов собственности, ¦учреждений городскому управлению и ¦

¦находящихся в оперативном управлении ПОУ.¦управлениям образования районов. ¦

¦ 2.2. Внесение предложений по развитию ¦ 2.2. Контроль условий аренды зданий, ¦

¦сети муниципальных образовательных ¦помещений и иных объектов собственности, ¦

¦учреждений. ¦находящихся в оперативном управлении ¦

¦ 2.3. Внесение предложений ¦муниципальных образовательных учреждений.¦

¦по формированию социального заказа ¦ 2.3. Разработка процедур и внесение ¦

¦на строительство зданий и сооружений ¦предложений по установленной процедуре ¦

¦муниципальных образовательных ¦создания, реорганизации и ликвидации ¦

¦учреждений. ¦учреждений образования. ¦

¦ 3. В области управления: ¦ 2.4. Планирование развития сети ¦

¦ 3.1. Осуществление общего руководства и¦муниципальных образовательных учреждений.¦

¦контроля за деятельностью ПОУ в пределах ¦ 2.5. Осуществление функций социального ¦

¦компетенции. ¦заказчика по строительству зданий и ¦

¦ 3.2. Создание условий для устойчивого ¦сооружений муниципальных образовательных ¦

¦функционирования зданий, сооружений и ¦учреждений, определение потребности ¦

¦коммуникаций ОУ. ¦в строительстве, разработке технических ¦

¦ 3.3. Организационное обеспечение ¦требований к вновь сооружаемым объектам. ¦

¦деятельности структурных подразделений ¦ 3. В области управления: ¦

¦ГО, гражданских организаций. ¦ 3.1. Уточнение и разъяснение ¦

¦ 3.4. Контроль за деятельностью ¦компетенции городского управления и ¦

¦учреждений по обеспечению безопасных ¦управлений образования районов в сфере ¦

¦условий труда, обучения и воспитания. ¦образования иным субъектам ¦

¦ 4. В области финансирования и ¦социокультурного комплекса. ¦

¦экономики: ¦ 3.2. Делегирование части функций ¦

¦ 4.1. Участие в совместной разработке ¦управления районными управлениями ¦

¦с управлением образования администрации ¦образования. ¦

¦города единого городского финансирования ¦ 3.3. Координация деятельности ¦

¦субъектов муниципальной системой ¦управлений образования районов. ¦

¦образования, его исполнения. ¦ 3.4. Осуществление общего руководства и¦

¦ 4.2. Внесение предложений ¦контроля за деятельностью ПОУ. ¦

¦по формированию бюджета и внебюджетных ¦ 3.5. Осуществление общего руководства и¦

¦фондов развития образования ¦контроля за деятельностью ПОУУОР ¦

¦в соответствии с действующими нормативами¦в пределах своей компетенции. ¦

¦и социальными стандартами. ¦ 3.6. Создание, определение порядка ¦

¦ 4.3. Участие в распределении финансовых¦работы Коллегии при начальнике ¦

¦средств, выделенных городским бюджетом ¦Управления. ¦

¦на нужды образования. ¦ 4. В области финансирования и ¦

¦ 4.4. Содействие привлечению ¦экономики: ¦

¦внебюджетных средств на нужды ¦ 4.1. Разработка и внесение ¦

¦подведомственных образовательных ¦на рассмотрение Главой города единого ¦

¦учреждений. ¦городского норматива финансирования ¦

¦ 4.5. Финансирование деятельности ¦субъектов муниципальной системы ¦

¦подведомственных образовательных ¦образования, его исполнения. ¦

¦учреждений. ¦ 4.2. Внесение предложений ¦

¦ 4.6. Контроль расходования ¦по формированию бюдже“а и внебюджетных ¦

¦подведомственными образовательными ¦фондов развития образования с учетом ¦

¦учреждениями выделенных ассигнований. ¦районного деления и подведомственности ¦

¦ 4.7. Приостановка предпринимательской и¦образовательных учреждений ¦

¦иной внебюджетной деятельности ¦в соответствии с действующими нормативами¦

¦муниципальных образовательных учреждений,¦и социальными стандартами. ¦

¦если она идет в ущерб образовательной ¦ 4.3. Распределение финансовых средств, ¦

¦деятельности, финансируемой из городского¦выделенных городским бюджетом на нужды ¦

¦бюджета, или в нарушение прав учащихся ¦образования, с привлечением управлений ¦

¦или воспитанников на получение ¦образования районов. ¦

¦бесплатного образования. ¦ 4.4. Содействие привлечению ¦

¦ 4.8. Создание условий для организации ¦внебюджетных средств на нужды ¦

¦бухгалтерского учета в учреждениях, ¦муниципальной системы образования. ¦

¦финансируемых через централизованную ¦ 4.5. Финансирование деятельность ¦

¦бухгалтерию. ¦подведомственных учреждений образования. ¦

¦ 5. В области реализации городской и ¦ 4.6. Осуществление контроля ¦

¦муниципальной политики образования и ¦за финансированием деятельности ¦

¦организации образовательного процесса: ¦подведомственных учреждений образования. ¦

¦ 5.1. Обеспечение гарантий прав ребенка ¦ 4.7. Приостановка предпринимательской и¦

¦на получение бесплатного образования. ¦иной внебюджетной деятельности ¦

¦ 5.2. Участие в разработке и реализации ¦муниципальных образовательных учреждений,¦

¦муниципальной политики образования. ¦если она идет в ущерб образовательной ¦

¦ 5.3. Контроль, корректировка и ¦деятельности, финансируемой из городского¦

¦координация деятельности подведомственных¦бюджета, или в нарушение прав учащихся ¦

¦образовательных учреждений в части ¦или воспитанников на получение ¦

¦предоставления прав граждан на выбор ¦бесплатного образования. ¦

¦образовательного учреждения, содержания, ¦ 5. В области реализации городской и ¦

¦форм и уровня образования. ¦муниципальной политики образования и ¦

¦ 5.4. Создание условий ¦организации образовательного процесса: ¦

¦для функционирования нуждающихся в особых¦ 5.1. Обеспечение гарантий прав ребенка ¦

¦условиях классов, групп, организация ¦на получение бесплатного образования. ¦

¦индивидуальных образовательных программ ¦ 5.2. Разработка и реализация ¦

¦для детей с недостатками в развитии и ¦муниципальной политики образования, ¦

¦с особыми образовательными потребностями.¦с привлечением управлений образования ¦

¦ 5.5. Создание условий и участие ¦районов. ¦

¦в лицензировании и аттестации ¦ 5.3. Осуществление контроля ¦

¦образовательных учреждений. ¦за промежуточной и итоговой аттестацией ¦

¦ 5.6. Организация массовых мероприятий ¦выпускников образовательных учреждений. ¦

¦в интересах системы образования района, ¦ 5.4. Формирование и организация работы ¦

¦родителей. ¦медальной комиссии, конфликтной комиссии,¦

¦ 5.7. Создание условий по организации ¦экспертной комиссии. ¦

¦питания в ПОУ. ¦ 5.5. Рассмотрение решений ¦

¦ 6. В сфере публичной деятельности и ¦педагогических советов муниципальных ¦

¦управления информационными потоками: ¦общеобразовательных школ об утверждении ¦

¦ 6.1. Организация приема граждан и ¦награждения выпускников медалями ¦

¦работа с обращениями. ¦“За особые успехи в учении“. ¦

¦ 6.2. Осуществление работы ¦ 5.6. Определение порядка и условий ¦

¦с общественными организациями и ¦получения согласия со стороны Управления ¦

¦средствами массовой информации. ¦на оставление обучающимся, достигшим ¦

¦ 6.3. Внесение предложений ¦15 лет, общеобразовательного учреждения ¦

¦о награждении, поощрении, представлении ¦до получения ими основного общего ¦

¦в установленном порядке кандидатур ¦образования. ¦

¦на присвоение почетных званий, ¦ 5.7. Определение порядка информирования¦

¦присуждение государственных и иных премий¦Управления об исключении обучающихся ¦

¦работникам муниципальной системы ¦из общеобразовательного учреждения; ¦

¦образования. ¦порядка и характера мер, принимаемых ¦

¦ 6.4. Участие в совместной разработке ¦органами управления образованием ¦

¦с управлением образования администрации ¦совместно с родителями по обеспечению ¦

¦города и предоставление на рассмотрение ¦трудоустройства или продолжения обучения ¦

¦городской Думе, Главе города, и ¦учащихся, исключенных ¦

¦публикация в средствах массовой ¦из общеобразовательных учреждений. ¦

¦информации ежегодного городского доклада ¦ 5.8. Определение закрепления ¦

¦о состоянии и развитии муниципальной ¦микрорайонов за образовательными ¦

¦системы образования. ¦учреждениями. ¦

¦ 6.5. Разработка стандартных ¦ 5.9. Определение порядка перевода ¦

¦информационных форм для обеспечения ¦учащихся в другие образовательные ¦

¦управления ПОУ. ¦учреждения. ¦

¦ 6.6. Сбор, обработка и анализ ¦ 5.10. Определение порядка организации ¦

¦информации по деятельности ¦учета детей и подростков, проживающих ¦

¦подведомственных образовательных ¦на территории города. ¦

¦учреждений в пределах своей компетенции. ¦ 5.11. Контроль, корректировка и ¦

¦ 6.7. Подготовка в установленном порядке¦координация деятельности подведомственных¦

¦данных госстатотчетности. ¦образовательных учреждений в участии ¦

¦ 6.8. Реализация издательской ¦предоставления прав граждан на выбор ¦

¦деятельности. ¦образовательного учреждения, содержания, ¦

¦ 7. В сфере кадров: ¦форм и уровня образования. ¦

¦ 7.1. Участие в подборе кандидатур ¦ 5.12. Определение порядка и условий ¦

¦на руководящие должности ¦организации методической, диагностической¦

¦в подведомственные образовательные ¦и консультационной помощи семьям, ¦

¦учреждения. ¦воспитывающим детей дошкольного возраста ¦

¦ 7.2. Согласование кандидатур ¦на дому. ¦

¦при назначении на руководящие должности ¦ 5.13. Определение порядка оказания ¦

¦в подведомственные образовательные ¦дополнительных, в том числе платных, ¦

¦учреждения. ¦образовательных услуг. ¦

¦ 7.3. Обеспечение социальной защиты ¦ 5.14. Принятие решения об открытии ¦

¦работников образования подведомственных ¦классов, групп профильного образования, ¦

¦образовательных учреждений. ¦повышенного статуса для одаренных детей и¦

¦ ¦ходатайство перед Главой города ¦

¦ ¦о выделении дополнительных средств для их¦

¦ ¦функционирования. ¦

¦ ¦ 5.15. Принятие решения об открытии ¦

¦ ¦специальных классов, групп ¦

¦ ¦об организации индивидуальных ¦

¦ ¦образовательных программ для детей ¦

¦ ¦с недостатками в развитии и с особыми ¦

¦ ¦образовательными потребностями. ¦

¦ ¦ 5.16. Осуществление лицензирования и ¦

¦ ¦аттестации образовательных учреждений. ¦

¦ ¦ 5.18. Обеспечение проведения экспертизы¦

¦ ¦качества образования. ¦

¦ ¦ 5.19. Организация массовых мероприятий ¦

¦ ¦в интересах муниципальной системы ¦

¦ ¦образования. ¦

¦ ¦ 6. В сфере публичной деятельности и ¦

¦ ¦управлении информационными потоками: ¦

¦ ¦ 6.1. Организация приема граждан и ¦

¦ ¦работа с обращениями. ¦

¦ ¦ 6.2. Разработка и предоставление ¦

¦ ¦на рассмотрение городской Думе, Главе ¦

¦ ¦города, публикация в средствах массовой ¦

¦ ¦информации ежегодного доклада о состоянии¦

¦ ¦и развитии муниципальной системы ¦

¦ ¦образования. ¦

¦ ¦ 6.3. Осуществление работы ¦

¦ ¦с общественными организациями и ¦

¦ ¦средствами массовой информации. ¦

¦ ¦ 6.4. Награждение, поощрение, ¦

¦ ¦представление в установленном порядке ¦

¦ ¦кандидатур на награждение и поощрение, ¦

¦ ¦присвоение почетных званий, присуждение ¦

¦ ¦государственных и иных премий работникам ¦

¦ ¦муниципальной системы образования. ¦

¦ ¦ 6.5. Информирование граждан о порядке ¦

¦ ¦проведения итоговой аттестации. ¦

¦ ¦ 6.6. Ежегодная публикация ¦

¦ ¦среднестатистических данных ¦

¦ ¦о соответствии условий осуществления ¦

¦ ¦образовательного процесса ¦

¦ ¦в образовательных учреждениях, ¦

¦ ¦расположенных на территории города, ¦

¦ ¦федеральным и местным требованиям. ¦

¦ ¦ 6.7. Разработка стандартных ¦

¦ ¦информационных форм для обеспечения ¦

¦ ¦управления муниципальной системой ¦

¦ ¦образования. ¦

¦ ¦ 6.8. Сбор, обработка и анализ ¦

¦ ¦информации о состоянии и уровне качества ¦

¦ ¦образования по всем направлениям ¦

¦ ¦деятельности муниципальной системы ¦

¦ ¦образования. ¦

¦ ¦ 6.9. Представление в государственные ¦

¦ ¦органы управления, в том числе и ¦

¦ ¦образования, о состоянии муниципальной ¦

¦ ¦системы образования, подготовка ¦

¦ ¦в установленном порядке данных ¦

¦ ¦госстатотчетности. ¦

¦ ¦ 6.10. Редакционно-издательская ¦

¦ ¦деятельность. ¦

¦ ¦ 7. В сфере кадрового обеспечения ¦

¦ ¦муниципальной системы образования: ¦

¦ ¦ 7.1. Организация исследования рынка ¦

¦ ¦педагогических кадров, планирование и ¦

¦ ¦прогнозирование потребности в персонале ¦

¦ ¦муниципальной системы образования. ¦

¦ ¦ 7.2. Формирование городского заказа ¦

¦ ¦на обеспечение персоналом муниципальной ¦

¦ ¦системы образования. ¦

¦ ¦ 7.3. Заключение соглашений ¦

¦ ¦с учреждениями профессионального ¦

¦ ¦образования на подготовку специалистов ¦

¦ ¦для нужд муниципальной системы ¦

¦ ¦образования. ¦

¦ ¦ 7.4. Организация проведения аттестации ¦

¦ ¦педагогических и руководящих работников ¦

¦ ¦образовательных учреждений города. ¦

¦ ¦ 7.5. Формирование и организация работы ¦

¦ ¦городской аттестационной комиссии. ¦

¦ ¦ 7.6. Организация проведения ¦

¦ ¦квалификационных испытаний. ¦

¦ ¦ 7.7. Решение конфликтных ситуаций. ¦

¦ ¦ 7.8. Консультирование по проблемам ¦

¦ ¦аттестации ¦

L-----------------------------------------+------------------------------------------