Российские законы

Решение Городской Думы МО “г. Заречный“ от 19.11.2003 N 136-Р “Об утверждении Программы (основных направлений) развития муниципального образования “Город Заречный“ как наукограда РФ на 2004 - 2008 гг.“

ГОРОДСКАЯ ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ“

ВТОРОЙ СОЗЫВ

Восьмидесятое заседание

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2003 г. N 136-Р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ (ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ)

РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ“ КАК НАУКОГРАДА РФ

НА 2004 - 2008 ГГ.

Рассмотрев проект Решения Городской Думы от 10.11.03 N 152 “Об утверждении Программы (основных направлений) развития муниципального образования “Город Заречный“ как наукограда Российской Федерации на 2004 - 2008“, на основании статей 5, 20, 21 Устава муниципального образования “Город Заречный“ Городская Дума решила:

Утвердить прилагаемую Программу (основные направления) развития муниципального образования “Город Заречный“ как наукограда Российской Федерации на 2004 - 2008 гг.“.



Глава

муниципального образования

А.Н.КИСЛИЦЫН

Утверждена

Решением Городской Думы

от 19 ноября 2003 г. N 136-Р

ПРОГРАММА

(ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ) РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ“

КАК НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



НА 2004 - 2008 ГОДЫ

ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ (ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ) РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ“

КАК НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2004 - 2008 ГОДЫ

Наименование Программа (основные направления) развития

Программы муниципального образования “Город Заречный“

как наукограда на 2004 - 2008 годы

Основание Решение Совета Безопасности РФ, Президиума

для разработки Госсовета РФ и Совета при Президенте РФ

Программы по науке и высоким технологиям от 20.03.02

“Основы политики РФ в области развития науки и

технологий до 2010 года и дальнейшую

перспективу“.

Федеральный закон от 07.04.99 N 70-ФЗ

“О статусе наукограда РФ“.

Постановление Правительства РФ от 22.09.99

N 1072 “Об утверждении критериев присвоения

муниципальному образованию статуса наукограда

и Порядка рассмотрения предложений

о присвоении муниципальному образованию

статуса наукограда и прекращении такого

статуса“

Государственный Правительство Свердловской области

заказчик Министерство РФ по Атомной энергии

Министерство промышленности, науки и

технологий РФ

Основные Администрация муниципального образования

разработчики “Город Заречный“ Правительство

Программы Свердловской области Концерн “Росэнергоатом“

Основные цели и Дальнейшее развитие научно-технического и

задачи технологического потенциала муниципального

Программы образования “Город Заречный“ по основной

деятельности предприятий, входящих

в территориальный научно-производственный

комплекс, в рамках приоритетных направлений

развития науки и технологий РФ. Реализация

основных приоритетных инновационных проектов,

способствующих решению задач в сфере перечня

критических технологий РФ. Отработка

механизмов коммерциализации научных и

научно-технологических результатов. Отработка

механизмов государственной поддержки проектов,

обеспечивающих устойчивое развитие наукограда

как “ростовой точки“ региона, Уральского ФО и

России

Этапы и сроки Первый этап - 2004 - 2005 гг.

реализации - Отработка и апробация

Программы организационно-правовых форм и хозяйственных

механизмов государственной поддержки

научно-технической и технологической

деятельности территориального

научно-производственного комплекса (НПК)

по приоритетным направлениям. Отработка

механизмов управления наукоградом и ускорения

инновационных процессов производственной

деятельности НПК.

Второй этап - 2004 - 2006 гг.

- Развертывание деятельности

по коммерциализации научных и

научно-технологических результатов работ.

Реализация основной части малых и средних

инновационных проектов Программы.

Третий этап - 2005 - 2008 гг.

- Обеспечение перехода муниципального

образования “Город Заречный“ к устойчивому

социально-экономическому развитию. Устойчивое

развитие наукограда “Город Заречный“

как “точки роста“ экономики Свердловской

области, УрФО и России. Реализация способов

решения основных социальных проблем

муниципального образования.

Перечень Проведение работ по отработке механизмов

основных усиления политической и финансовой поддержки

мероприятий со стороны государства крупных, средних и

Программы малых проектов и технологических решений

по направлениям основной деятельности

предприятий НПК в сфере развития

высокоэффективной и безопасной атомной

энергетики на быстрых нейтронах,

способствующих ее развитию как одному

из “локомотивов“ подъема экономики России.

Отработка механизмов, обеспечивающих

необходимый импульс политической и финансовой

поддержки инновационных проектов в сфере ряда

основных направлений приоритетного развития

науки и технологий РФ и реализации конкретных

проектов в рамках перечня критических

технологий РФ. Обеспечение дальнейшего

развития НПК наукограда и устойчивого развития

его социальной сферы, создание благоприятных

условий для привлечения инвестиций. Решение

вопросов подготовки кадров, в том числе высшей

квалификации по приоритетным направлениям

развития. Реализация проектов в области

оздоровления населения и его интеллектуального

развития. Развитие проектов, направленных

на обеспечение мониторинга, радиационной и

экологической защищенности территорий.

Все проекты осуществляются на принципах,

обеспечивающих их реализацию как “точек

роста“ и для решения задач

Свердловской области, УрФО и России

Структура Подпрограмма 1. Сохранение и развитие

Программы научно-технического и технологического

потенциала наукограда.

Подпрограмма 2. Развитие производственного

потенциала научно-производственного комплекса

муниципального образования “Город Заречный“.

Подпрограмма 3. Поддержание и развитие

социальной сферы наукограда.

Подпрограмма 4. Организация органов управления

Программой, нормативно-правовое и

информационное обеспечение Программы.

Подведение итогов реализации Программы

развития муниципального образования

“Город Заречный“ как наукограда РФ

Исполнители Администрация муниципального образования

основных “Город Заречный“, предприятия и организации

мероприятий НПК муниципального образования

Программы “Город Заречный“, дирекция Программы развития,

концерн “Росэнергоатом“, предприятия и

организации на контрагентной основе

Объемы и Финансовые затраты на реализацию Программы

источники составят в 2003 - 2008 гг. 45000 млн. руб.

финансирования за счет средств:

проектов - федерального бюджета 41121 млн. руб., в том

Программы числе: инвестиционные средства Концерна

“Росэнергоатом“ - 33322,5 млн. руб.

- средства федеральных целевых программ -

6997,5 млн. руб.

субвенции (50% от объема налогов, отчисляемых

в федеральный бюджет) - 801 млн. руб.

- бюджета Свердловской области - 801 млн. руб.

- бюджета муниципального образования

“Город Заречный“ - 175,5 млн. руб.

- средств предприятий НПК и внебюджетных

источников - 2902,5 млн. руб.

Ожидаемые Стабильное обеспечение решения задач по всем

конечные основным направлениям научно-технологического

результаты развития в рамках закрепленных за наукоградом

“Город Заречный“ научно-технических и

технологических направлений деятельности

Обеспечение условий для устойчивого

социально-экономического развития города,

социальной сферы, развития инфраструктуры,

образования и медицины. Создание условий

для прекращения оттока кадров. Достижение

устойчивого экономического развития МО

“Город Заречный“. Научно-технологическое

развитие предприятий, обеспечивающих

приоритеты развития атомной энергетики.

Обеспечение условий для инновационной

деятельности по основным и смежным

направлениям научно-технологического развития,

привлечения инвестиций. Становление наукограда

как “точки роста“ для экономики

Свердловской области, УрФО и России.

Система Контроль исполнения отдельных мероприятий

организации осуществляет дирекция Программы развития и

контроля в целом Наблюдательный совет Программы. Отчеты

исполнения о ходе реализации Программы, согласованные

Программы с администрацией муниципального образования

“Город Заречный“ и органом исполнительной

власти субъекта РФ, направляются

в Правительственную комиссию

по научно-инновационной политике

в соответствии с требованиями Закона

“О наукоградах РФ“.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМ И НЕОБХОДИМОСТЬ

ИХ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Город Заречный создавался исторически для решения проблем атомной энергетики и других научно-технологических задач, связанных с обеспечением надежной, эффективной и безопасной эксплуатации объектов атомной энергетики, решением проблем радиационного материаловедения, физики твердого тела и др.

В состав научно-производственного комплекса (НПК) муниципального образования “Город Заречный“ входит ряд предприятий и организаций, научно-исследовательских структур, чья деятельность в той или иной степени связана с деятельностью АЭС или направлена на обеспечение ее надежной и безопасной эксплуатации.

Город располагает серьезным научно-техническим и технологическим потенциалом, реально работающим на реализацию ряда приоритетных направлений научно-технологического развития, лежащих в плоскости перечня приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации.

Градообразующее предприятие - Белоярская АЭС, имеющая с самого основания статус опытно-промышленного предприятия; характер его деятельности определяется высочайшим уровнем технологии производства электроэнергии на базе реактора на быстрых нейтронах БН-600. Белоярская АЭС ведет, наряду с производством электроэнергии на базе наукоемких технологий, широкий комплекс научно-исследовательских и технологических работ по развитию атомной энергетики на быстрых нейтронах.

В настоящее время активизировались работы по созданию 4-го энергоблока Белоярской АЭС с реактором на быстрых нейтронах БН-800; создание энергоблока ведется с привлечением инвестиционных ресурсов Концерна “Росэнергоатом“ - суммарные затраты на сооружение превысят 32 млрд. рублей.

На территории МО предполагается также и реализация проекта создания энергоблока нового поколения с опытно-демонстрационным реактором на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300 с пристанционным топливным циклом. Финансирование строительства предусматривается за счет средств федеральной целевой программы “Энергоэффективная экономика“ и других федеральных источников.

Однако, в настоящее время все социально-экономические проблемы города решаются местным бюджетом, составляющим всего 25% от объема собираемых налогов в течение ряда лет. Кроме крупных финансируемых проектов на территории МО реализуется ряд проектов, по которым поддержка со стороны государства отсутствует. Несмотря на социальную и экономическую значимость, эти проекты практически не имеют государственной поддержки и относятся к категории малых и средних по уровню затрат, их реализация находится в сфере интересов муниципальной власти. Анализ ситуации, складывающейся в муниципальном образовании в связи с естественным старением инфраструктуры, проблемами ЖКХ, медицины, образования и культуры, указывает на необходимость существенного изменения условий формирования бюджета; поиска реальных путей развития муниципального образования.

Учитывая направления деятельности основных предприятий, их постоянную и непосредственную связь с ведущими ядерными и научными центрами России, учитывая интеллектуальный и инфраструктурный потенциал, можно утверждать, что наиболее перспективным является развитие муниципального образования “Город Заречный“ как территории наукограда Российской Федерации. Государственная поддержка посредством финансирования проектов через различные федеральные программы, а также посредством оставления на территории не менее 50% от всего уровня собираемых налогов, при условии контроля за целевым использованием финансовых средств, является неизбежным условием развития муниципальных образований - наукоградов.

Комплексная Программа развития муниципального образования “Город Заречный“ как наукограда ставит своей задачей как реализацию всего комплекса проектов научно-технологической направленности: органично увязывает развитие высоких технологий БАЭС, дальнейшее развитие ядерного энергокомплекса, создание комплекса переработки монацитовых концентратов с целью выделения наиболее ценных элементов и производство высокотехнологичной продукции на основе редкоземельных и др. металлов, развитие ряда других высокотехнологичных производств в сочетании с развитием отдельных направлений прикладной и фундаментальных наук, так и проектов развития социальной сферы.

2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Основными побудительными мотивами разработки Программы наукограда является, с одной стороны, инициация социально-экономического развития муниципального образования и поддержка всех приоритетных направлений развития предприятий территориального научно-производственного комплекса (НПК), с другой стороны, необходимость использования уже имеющихся заделов и сложившегося опыта работы для реализации стратегии развития муниципального образования “Город Заречный“ на период 25 лет (2004 - 2028 гг.) адекватной задачам, изложенным в “Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу“ от 20.03.2002. Развитие муниципального образования “Город Заречный“ опирается на приоритетные научно-технологические направления деятельности основных градообразующих предприятий и ряд наиболее интересных проектов и программ.

Перспективы развития муниципального образования “Город Заречный“ как наукограда РФ определяются основными направлениями научно-технической деятельности:

- отработка научно-технических задач и технологических решений, обеспечивающих безопасное и эффективное развитие атомной энергетики на быстрых нейтронах, высокоэффективное производство электроэнергии, отработка технологических основ переработки оружейного плутония и производство экологически чистого ядерного топлива;

- экспериментальное обоснование новых проектов энергетических реакторов с газовыми и жидкометаллическими теплоносителями, в т.ч. на быстрых нейтронах;

- проведение технологических и научно-исследовательских работ, обеспечивающих создание инновационных проектов производства по выпуску продукции на энерго- и ресурсосберегающей основе. Развертывание производственных комплексов с высоким уровнем наукоемкости производства по выпуску высокорентабельной, наукоемкой продукции;

- проведение фундаментальных исследований в области физики твердого тела, металлофизики, экологии биосистем и других проблем в целях отработки новых подходов в решении прикладных задач и разработки прорывных технологий в сфере инноваций;

- создание производственно-организационных и технологических структур для решения вопросов социальной сферы, коммунального хозяйства и подготовки кадров.

Все результаты работ и конкретные проекты, реализуемые в рамках вышеперечисленных направлений деятельности наукограда, выходят далеко за рамки интересов только территории муниципального образования и соответствуют требованиям “точек роста“ и экономического развития.

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ НАУКОГРАДА

Стратегические цели Программы развития МО “Город Заречный“ как наукограда РФ соответствуют основным приоритетным направлениям развития науки и технологии, а также реализации конкретных проектов технологического развития в рамках перечня критических технологий РФ.

Стратегические цели развития включают:

Обеспечение реализации закрепленных за МО “Город Заречный“ как наукоградом основных направлений научно-технического и технологического развития.

Дальнейшее развитие научно-технического и технологического потенциала муниципального образования для обеспечения реализации приоритетных направлений развития науки и технологии РФ, а также реализации основных инновационных проектов, способствующих решению задач в сфере перечня критических технологий РФ.

Обеспечение устойчивого развития территориального научно производственного комплекса (НПК) и социально-экономического развития наукограда “Город Заречный“.

Осуществление устойчивой деятельности наукограда “Город Заречный“, как “точки роста“ социально-экономического развития для территорий Свердловской области, УрФО и Российской Федерации.

Основные задачи Программы наукограда направлены на реализацию вышеуказанных стратегических целей и включают в себя:

Проведение работ по отработке и апробации организационно-правовых форм и хозяйственных механизмов государственной поддержки научно-технической и технологической деятельности территориального НПК по приоритетным направлениям развития.

Отработка механизмов, обеспечивающих необходимый импульс политической и финансовой поддержки инновационных проектов в реализации задач перечня “критических“ технологий РФ.

Отработка механизмов управления наукоградом и ускорения инновационных процессов производственной деятельности территориального НПК.

Развертывание деятельности по коммерциализации научных и научно-технологических результатов работ. Реализация на этой основе части малых и средних инновационных проектов.

Обеспечение устойчивого дальнейшего развития НПК наукограда и обеспечение устойчивого развития социальной сферы наукограда.

Реализация проектов, связанных с подготовкой кадров, в том числе и кадров высшей квалификации.

Реализация проектов в области обеспечения здоровья населения и его интеллектуального развития.

Развитие проектов, направленных на обеспечение мониторинга, радиационной и экологической защищенности территорий.

4. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РАЗВИТИЯ МО “ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ“

КАК НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Все программные мероприятия развития города направлены, прежде всего, на реализацию основных стратегических целей Программы наукограда, на исполнение основных задач наукограда.

Среди них следует выделить главные:

Обеспечение реализации закрепленных за наукоградом основных направлений научно-технического и технологического развития. Дальнейшее развитие научно-технического и технологического потенциала для обеспечения реализации приоритетных направлений развития науки и технологий РФ, а также реализации основных инновационных проектов, способствующих решению задач из перечня критических технологий РФ. Обеспечение устойчивого развития всего территориального научно-производственного комплекса (НПК) и устойчивого социально-экономического развития наукограда “Город Заречный“.

Осуществление устойчивой деятельности наукограда “Город Заречный“ как “точки роста“ экономического и социального развития для территорий Свердловской области, Уральского Федерального округа и России, прежде всего по направлениям научно-технологического и социального развития, закрепленным за наукоградом настоящей Программой.

Реализация Программы осуществляется посредством реального продвижения по отдельным направлениям подпрограмм:

1. Сохранение и дальнейшее развитие научно-технического и технологического потенциала наукограда.

2. Дальнейшее развитие производственного потенциала путем расширения производственной сферы наукограда.

3. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности наукограда в целом и предприятий НПК. Развитие условий привлечения инвестиций.

4. Дальнейшее развитие социальной сферы территории муниципального образования.

5. Подготовка кадров, востребованных на территории муниципального образования как наукограда РФ.

Анализируя перспективы социально-экономического и научно-технологического развития Программы развития муниципального образования “Город Заречный“ как наукограда, следует отметить:

К 2009 - 2010 гг. намечено завершение работ по созданию энергоблока на быстрых нейтронах БН-800 и продолжение работ по созданию энергоблока БРЕСТ-ОД-300 с пристанционным топливным циклом. Комплекс научно-технологических работ необходим для обеспечения вывода энергоустановок на эксплуатационные режимы. Завершение работ по созданию энергоблоков позволит увеличить объемы наукоемкого производства более чем в 2 раза в сравнении с 2002 годом и превратит муниципальное образование “Город Заречный“ в центр атомной энергетики на быстрых нейтронах мирового значения;

Реализация Программы развития муниципального образования “Город Заречный“ как наукограда дополнительно обеспечит прирост объема производства наукоемкой продукции к 2006 - 2007 годам не менее 70 - 75% от объема производства 2002 года.

5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРИ УЧАСТИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ

Формы государственной поддержки реализации Программы наукограда “Город Заречный“ определены Законом Российской Федерации от 07.04.99 N 70-ФЗ “О статусе наукограда РФ“ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.99 N 1072 “Об утверждении критериев присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса“, определяющими нормативно-правовую базу развития наукоградов.

Формы государственной и региональной поддержки Программы развития муниципального образования “Город Заречный“ как наукограда РФ осуществляются на основании трехстороннего Соглашения между Правительством Российской Федерацией, Правительством Свердловской области и администрацией муниципального образования “Город Заречный“ “О реализации Программы развития МО “Город Заречный“ как наукограда РФ“. Этим же Соглашением определены механизмы реализации Программы при участии местной власти.

6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансовое обеспечение Программы, общий бюджет Программы представлены в таблицах 6.1 и 6.2.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И

КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ

Организационная схема управления Программой учитывает все необходимые нормативные требования Федерального закона “О статусе наукограда Российской Федерации“ и Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса “.

Реализация Программы осуществляется через выполнение конкретных проектов, составляющих ее содержание и отвечающих ее целям и задачам. Исполнителями проектов являются конкретные предприятия и организации муниципального образования, при участии партнеров в Свердловской области, Уральском ФО, в России и за рубежом. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется на основе финансирования из средств, распределяемых между исполнителями посредством заключения контрактов (договоров). Организация управления Программой и координация взаимодействия между подразделами Программы и конкретными проектами осуществляется дирекцией Программы.

Дирекция Программы имеет двухуровневый состав, включающий в себя:

Научно-технический Совет наукограда.

Исполнительную дирекцию Программы наукограда.

Положение об исполнительной дирекции Программы и ее состав утверждаются государственным заказчиком Программы.

Научно-технический Совет Программы является коллегиальным органом, в состав которого входят глава муниципального образования (председатель Городской Думы); представители Министерства РФ по Атомной энергии; Министерства промышленности, науки и технологий РФ; представители органов исполнительной власти субъекта Федерации (Свердловской области); представитель экономического блока структур полномочного представителя Президента РФ в УрФО; руководитель (заместитель руководителя) градообразующего предприятия; руководители основных научно-производственных и образовательных структур муниципального образования различных форм собственности, действующих в составе научно-производственного комплекса; представители Уральского отделения РАН; ведущие специалисты предприятий и организаций научно-производственного комплекса.

Исполнительная дирекция Программы осуществляет оперативное управление реализацией настоящей Программы. Исполнительную дирекцию Программы возглавляет исполнительный директор. Положение об исполнительной дирекции Программы и ее состав утверждаются государственным заказчиком Программы.

Наблюдательный совет Программы обеспечивает высший уровень управления, осуществляет общий контроль за ее реализацией. В состав Наблюдательного совета входят Первый заместитель Председателя Правительства Свердловской области (председатель совета), представители (заместители руководителей) Министерства Российской Федерации по Атомной энергии, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, руководители (заместители руководителей) Министерства экономики и труда Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Управления науки и технологий Правительства Свердловской области, заместитель Председателя Президиума Уральского отделения РАН, представитель Свердловской областной Думы. В состав Наблюдательного совета входят также глава муниципального образования “Город Заречный“ (председатель Городской Думы), представитель Концерна “Росэнергоатом“ и руководитель градообразующего предприятия. Положение о Наблюдательном совете, регламент его работы и его персональный состав утверждаются государственным заказчиком Программы.

8. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Общим результатом Программы является эффективное увеличение объемов производства наукоемкой продукции на территории наукограда, снижение уровня моноотраслевой направленности деятельности предприятий НПК и увеличение степени диверсифицированности производства, увеличение роли муниципального образования как “точки роста“ экономики области, федерального округа и России.

Оценка результатов деятельности в рамках Программы осуществляется системой показателей, которая представляет собой комплекс характеристик различных сфер жизнедеятельности города и характеристик реализации стратегических направлений развития наукограда, подлежащих комплексному мониторингу, анализу и контролю. Достижение плановых показателей будет свидетельствовать о верности принятых и осуществленных мероприятий в рамках стратегических направлений развития муниципального образования “Город Заречный“ как наукограда Российской Федерации.

Среди группы показателей реализации Программы выделяются следующие:

1. Показатели реализации стратегических направлений развития.

2. Бюджетные показатели.

3. Показатели социально-экономического развития.

4. Показатели экономического развития.

5. Показатели развития научно-производственной деятельности. Основным критерием оценки представленных показателей будет их положительная динамика, обеспечивающая прирост налоговой базы и улучшения социально-экономического положения МО “Город Заречный“, что реально отразится на уровне жизни населения, его обеспеченности и социальной защищенности. Социальный эффект Программы обеспечит главное стабильность при сохранении конструктивной, гражданской активной позиции населения, важнейшими среди этих обеспечивающих факторов являются сохранение и увеличение занятости населения, причем не только на территории наукограда, но и регионе, прежде всего за счет появления заказов на предприятиях, участвующих в реализации Программы. Увеличение доли наукоемких производств в экономической сфере неизбежно приведет к увеличению уровня оплаты труда как на территории наукограда, так и в регионе. Большое социальное значение имеет реализация проектов Программы, связанных с развитием жилищно-коммунального хозяйства, систем жизнеобеспечения, развитием медицинских технологий и образовательных проектов. Большое социальное значение имеет и реализация ряда базовых проектов, способствующих улучшению экологической ситуации, а именно создание высокоэффективного энергокомплекса на базе реактора на быстрых нейтронах БН-800 и БРЕСТ-ОД-300, нового типа ядерно-энергетического реактора, с максимальным использованием принципов внутренне присущей безопасности; переработка монацитовых концентратов в высокоэффективную наукоемкую продукцию и другие высокоэффективные проекты.

Реализация Программы развития муниципального образования “Город Заречный“ как наукограда Российской Федерации способствует решению государственных задач по эффективному развитию передовых наукоемких направлений атомной энергетики и, прежде всего, атомной энергетики на быстрых нейтронах; решению актуальных задач энергетической безопасности России, решению вопросов экологической безопасно“ти и нераспространения ядерного оружия.

Среди комплекса решаемых Программных мероприятий актуальными являются также вопросы развития новых наукоемких технологий в сфере энерго- и ресурсосбережения, проблем создания новых материалов, новых медицинских технологий, образования, социальной сферы и т.д.

Реализация конкретных вопросов в сфере государственных приоритетов развития науки, техники и технологий позволяет использовать предоставляемые государством дополнительные возможности территории по ее социально-экономическому развитию.

Таблица 6.1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ПРОГРАММЫ НАУКОГРАДА “ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ“

-------------------T--------T-------------------------------------------------T--------T--------------¬

¦ Основные ¦ Общий ¦ Доля, % ¦ В том ¦ Примечание ¦

¦ источники ¦ объем +-------T-------T-------T-------T-------T---------+ числе +--------------+

¦ финансирования ¦ ¦ ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2205 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦по годам¦ 2008 ¦

¦ программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руб.) ¦ ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦Общий бюджет ¦45000000¦100,00%¦3823000¦5118600¦6667450¦8529500¦ 11596750¦ 9264700¦С учетом ¦

¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансирования¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦создания ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦энергоблоков ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦БН-800 и ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Брест-ОД-300 ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦Федеральные ¦40320000¦ 89,60%¦3800000¦4500000¦5922500¦7598000¦ 10500000¦ 7999500¦ ¦

¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦Инвестиционные ¦33322500¦ 74,05%¦3800000¦4500000¦5922500¦6600000¦ 8000000¦ 4500000¦Планируемое ¦

¦средства концерна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окончание ¦

¦“Росэнергоатом“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строительства ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦энергоблоков ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦БН-800 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в 2009 году ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦Федеральная ¦ 6997500¦ 15,55%¦ ¦ ¦ ¦ 998000¦ 2500000¦ 3499500¦Прогнозируемое¦

¦программа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окончание ¦

¦“Энергоэффективная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строительства ¦

¦экономика“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦энергоблока ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Брест - ОД-300¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в 2011 - 2013 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гг. ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦Субвенции ¦ 1602000¦ 3,56%¦ ¦ 172000¦ 240000¦ 360000¦ 410000¦ 420000¦Реальный ¦

¦на программу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источник ¦

¦Наукограда (50% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦субвенций ¦

¦от объема налогов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на реализацию ¦

¦собираемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программы ¦

¦на территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития, ¦

¦муниципального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оставление ¦

¦образования) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦50% налогов ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собираемых ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на территории ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и отчисляемых ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в бюджет ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦субъекта ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федерации и ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦Отчисляемых ¦ 801000¦ 1,78%¦ ¦ 86000¦ 120000¦ 180000¦ 205000¦ 210000¦ ¦

¦в федеральный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦Отчисляемых ¦ 801000¦ 1,78%¦ ¦ 86000¦ 120000¦ 180000¦ 205000¦ 210000¦ ¦

¦в бюджет субъекта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦Средства местного ¦ 175500¦ 0,39%¦ ¦ 18400¦ 25200¦ 37800¦ 44100¦ 50000¦ ¦

¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦Средства ¦ 1687500¦ 3,75%¦ 8000¦ 328200¦ 299750¦ 263700¦ 342650¦ 445200¦ ¦

¦внебюджетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦источников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦привлекаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+--------------+

¦Собственные ¦ 1215000¦ 2,70%¦ 15000¦ 100000¦ 180000¦ 270000¦ 300000¦ 350000¦ ¦

¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+--------+---------------

Таблица 6.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВ

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ НАУКОГРАДА “ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ“

--------------------------------T--------T--------------------------------------------------T--------T------------------------¬

¦ Наименование программы ¦ Общий ¦ Доля, % ¦ В том ¦ Примечание ¦

¦ ¦ объем +-------T-------T-------T-------T-------T----------+ числе +------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2205 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦по годам¦ 2008 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руб.) ¦ ¦

+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+--------+------------------------+

¦Общий бюджет программы ¦45000000¦100,00%¦3823000¦5118600¦6667450¦8529500¦ 11596750¦ 9264700¦Общий бюджет программы ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с учетом гос. ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвестиций на создание ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦энергоблоков БН-800 и ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦БРЕСТ-ОД-300 ¦

+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+--------+------------------------+

¦1. Подпрограмма N 1. ¦ 2133000¦4,74% ¦ 50000¦ 255000¦ 426600¦ 541800¦ 559600¦ 300000¦Реализация подпрограммы ¦

¦“Сохранение и развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с необходимой ¦

¦научно-технического и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦корректировкой ¦

¦технологического потенциала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предполагается ¦

¦Наукограда“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦до 2013 года и ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дальнейшую перспективу. ¦

+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+--------+------------------------+

¦2. Подпрограмма N 2. “Развитие ¦41458500¦92,13% ¦3717022¦4790900¦5994826¦7506575¦ 10760675¦ 8688502¦65 млрд. руб. ¦

¦производственного потенциала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦планируемые затраты ¦

¦(НПК) муниципального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на создание энергоблоков¦

¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦БН-800 и Брест-ОД-300 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с окончанием работ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в 2009 - 2013 гг. ¦

+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+--------+------------------------+

¦2.1. В том числе без учета ¦ 2600000¦5,78% ¦ ¦ 60000¦ 600000¦1200000¦ 405200¦ 334800¦ ¦

¦создания БН-800 и Брест-ОД-300 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+--------+------------------------+

¦3. Подпрограмма N 3 “Поддержка ¦ 1389600¦ 0,031¦ 55300¦ 68000¦ 243000¦ 477775¦ 273125¦ 272400¦ ¦

¦и развитие социальной сферы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦наукограда“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+--------+------------------------+

¦3.1. Создание ¦ 292500¦0,65% ¦ 55300¦ 50000¦ 50000¦ 50000¦ 60000¦ 27200¦ ¦

¦организационно-производственных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦структур на инновационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦основе для решения вопросов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦развития социальной сферы, ком ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦хозяйства и подготовки кадров. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Инициация развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦инфраструктурных проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦инновационной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+--------+------------------------+

¦3.2. Перечень затратных ¦ 1097100¦ 0,024¦ ¦ 18000¦ 193000¦ 427775¦ 213125¦ 245200¦до 50% объемов затрат ¦

¦мероприятий по развитию и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦осуществляется за счет ¦

¦реконструкции объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программы ¦

¦жизнеобеспечения и социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦социально-экономического¦

¦сферы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития в связи ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с созданием ID ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦энергоблока БН-800 ¦

+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+--------+------------------------+

¦4. Подпрограмма N 4 ¦ 18900¦0,042% ¦ 678¦ 4700¦ 3024¦ 3350¦ 3350¦ 3798¦ ¦

¦Функционирование органов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦управления программой, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦нормативно правовое и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦информационное обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦программы. Подведение итогов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦реализации программы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦разработка новой программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦развития МО “Город Заречный“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦как Наукограда РФ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+--------+-------------------------

ГРАФИК

ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА

НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ НПК МО “ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ“

График не приводится.

ГРАФИК

ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМОВ СОБИРАЕМЫХ НАЛОГОВ НПК МО “ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ“

График не приводится.

СХЕМА

УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МО “ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ“

КАК НАУКОГРАДА РФ

Схема не приводится.