Российские законы

Постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2009 N 737-ПП (ред. от 29.03.2010) “О Концепции “Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года“

Начало действия редакции - 18.04.2010.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Изменения, внесенные Постановлением Правительства Свердловской области от 29.03.2010 N 493-ПП, вступили в силу через 10 дней после официального опубликования (опубликовано в “Областной газете“ - 07.04.2010).

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2009 г. N 737-ПП

О КОНЦЕПЦИИ “СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА“

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области

от 29.03.2010 N 493-ПП)

В целях реализации Постановления Правительства Свердловской области от 27.11.2008 N 1270-ПП “О совершенствовании организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных
учреждений в Свердловской области“ (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 11-3, ст. 1930) и улучшения сохранения здоровья детей Правительство Свердловской области постановляет:

1. Одобрить Концепцию “Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года“ (прилагается).

2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.), Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Соболев А.Б.) в срок до 1 сентября 2009 года подготовить план мероприятий по реализации Концепции “Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года“.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области принять участие в реализации Концепции “Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года“.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Власова В.А.

Председатель Правительства

Свердловской области

В.А.КОКШАРОВ

К Постановлению

Правительства Свердловской области

от 26 июня 2009 г. N 737-ПП

КОНЦЕПЦИЯ

“СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА“

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области

от 29.03.2010 N 493-ПП)

Глава 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Дети школьного возраста (7 - 18 лет) составляют 22,9 млн. человек, или 70 процентов детского населения Российской Федерации, а в Свердловской области - 59,7 процента детского населения. За период с 2003 года по 2008 год количество детей от 0 до 17 лет уменьшилось на 150 тыс. человек, а доля детей в процентном отношении к общему населению составляет 18,4 процента (в 2003 году - 20,7 процента). В этой ситуации увеличение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка является приоритетной государственной задачей. Оптимизация системы охраны здоровья детей школьного возраста
на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. В структуре заболеваемости управляемые причины связаны прежде всего с особенностями организации учебного процесса, недостатками реализации профилактических и реабилитационных подходов. Отдельно следует выделить подростковый возраст как период высокого социального и медицинского риска, а также высокой социальной ответственности, ведь именно подростков в ближайшем будущем ждет призыв в армию, выбор профессии, вступление в пору студенчества, смена ритма жизни и расстановка жизненных приоритетов, начало реализации репродуктивной функции. По статистическим данным Российской Федерации, в последние 10 лет за период обучения в общеобразовательных учреждениях заболеваемость детей школьного возраста увеличилась более чем на 50 процентов. За период обучения в современных школах заболеваемость детей увеличивается на 74 процента.

За весь период обучения у детей школьного возраста в Свердловской области распространенность сколиоза увеличивается в 10 раз, а нарушение осанки - в 1,2 раза, понижение остроты зрения - в 4 раза, патология органов пищеварения - в 13 раз. В образовательных учреждениях Свердловской области на стабильном уровне по сравнению с многолетним уровнем сохраняется “острая заболеваемость“. Ведущими причинами обращаемости за медицинской помощью являются болезни органов дыхания, пищеварения, болезни глаза и его придатков, травмы, несчастные случаи и отравления, инфекционные и паразитарные болезни. Общая заболеваемость детей с 2002 года увеличилась на 21,6 процента, а первичная на 24 процента. Уровень заболеваемости в общеобразовательных школах за последние 5 лет превышает многолетние средние показатели. Ведущими отклонениями в состоянии здоровья, выявляемыми во время профилактических осмотров, являются: болезни опорно-двигательного аппарата (117 случаев на 1000 детского населения), органов пищеварения (77 на 1000), болезни глаза и его придатков (84 на 1000), нервной системы (100 на 1000). Данная
динамика отклонений в состоянии здоровья детей позволяет говорить о так называемых “профессиональных“ болезнях школьников. Кроме того, все это усугубляется еще низкой санитарно-гигиенической грамотностью педагогов, родителей, детей, недостаточным межведомственным взаимодействием между системой образования и здравоохранения, недооценкой значимости охраны здоровья учащимися и педагогами в процессе школьного обучения. Разобщенность действий и взглядов родителей, детей, педагогов, психологов, медиков ведет к ухудшению здоровья, потере эффективности обучения, снижению качества жизни всех участников образовательного процесса.

Причинами прогрессирующего ухудшения здоровья являются:

1) учащение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том числе связанных с семейными ситуациями и учебным процессом;

2) ухудшение питания детей как в образовательном учреждении, так и в семье, несоблюдение режима питания, невыполнение норм потребления основных продуктов питания;

3) повышение нагрузки на организм ребенка факторами экологического риска;

4) высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения, повышенная конфликтность и иное);

5) высокая учебная нагрузка при недостаточной двигательной активности детей;

6) неудовлетворительная организация профилактической и оздоровительной работы в школе в течение года;

7) низкая информированность о факторах формирования здоровья и санитарно-гигиенической грамотности населения, включая детей, подростков, родителей и педагогов;

8) отсутствие системы формирования здорового образа жизни.

Современные особенности формирования факторов поведенческого риска среди детей характеризуются ростом частоты и снижением возраста приобщения к употреблению алкоголя, увеличением интенсивности курения. В результате растет число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Отмечается увеличение доли детей подросткового возраста, начинающих половую жизнь до 16 лет.

В структуре детско-подростковой популяции до 80 процентов составляют дети с I и II группами здоровья. Пятая часть детей страдает хроническими заболеваниями и относится к III группе здоровья.

Структура распространенности поражения различных органов и систем у школьников к возрасту 15 лет такова:
болезни органов дыхания встречаются в 29,5 процента случаев, болезни нервной системы и органов чувств - в 19,5 процента, болезни органов пищеварения - в 10,1 процента, мочеполовой системы - в 6,4 процента, поражения костно-мышечной системы - в 6,3 процента случаев.

Каждый пятый ученик с пятого по девятый класс и каждый третий старшеклассник не получает горячие завтраки или обеды в школьной столовой. Это приводит к дефициту питания школьников по следующим позициям:

1) редкое употребление в пишу молочных продуктов - половина детей подросткового возраста;

2) редкое употребление в пищу мясных продуктов, свежих овощей, фруктов, соков - более трети детей подросткового возраста;

3) дефицит важнейших витаминов у лиц подросткового возраста составляет от 25 (фолиевой кислоты) до 90 процентов (витамина C);

4) энергообеспечение организма подростка в течение учебного дня в 2 раза ниже необходимого уровня.

Таким образом, особенности состояния здоровья детей в современных условиях характеризуются:

1) снижением числа детей, имеющих нормальную массу тела, 80 процентов детей имеют ее дефицит или избыток;

2) снижением жизненной емкости легких на 15 процентов, силовых возможностей на 18 процентов у мальчиков, на 21 процент у девочек;

3) более трети юношей и девушек имеют дефекты полового развития. Более половины детей подросткового возраста имеют болезни, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции.

Велико влияние состояния здоровья на выбор будущей профессии. Так, 70 процентов подростков имеют ограничения к получению профессии по состоянию здоровья; среди подростков, получающих профессиональное образование в учреждениях начального и среднего профессионального образования, пятая часть по состоянию здоровья не сможет работать по выбранным специальностям; три четверти учащихся, имеющих профессиональные ограничения, нуждаются в индивидуальном подборе места дальнейшей работы.

Ухудшение состояния здоровья
детей имеет следующие медицинские и социальные последствия:

1) ограничение в будущем возможности реализации репродуктивной функции (значительная частота патологии органов репродуктивной сферы среди юношей и девушек);

2) ограничение возможности получения профессионального образования и свободного трудоустройства (по законодательству - с 14 лет);

3) высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения, конфликтность и иное);

4) низкая годность юношей по состоянию здоровья к военной службе (не более 70 процентов);

5) снижение демографического и трудового потенциала.

В настоящее время назрела жизненная необходимость обратить особое внимание на систему оказания первичной медико-санитарной помощи детям школьного возраста в условиях непрерывного учебного процесса за счет совершенствования работы медицинских работников.

Это позволит организовать динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей в образовательных учреждениях, проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, осуществлять наблюдение за детьми с хроническими патологиями и детьми из групп риска, проведение реабилитационных и оздоровительных мероприятий, обеспечить медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Глава 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Целью Концепции является формирование комплексной системы организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на основании межведомственного взаимодействия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Основные задачи Концепции:

1) мониторинг состояния здоровья детей и подростков, кадрового потенциала, технического оснащения медицинской службы общеобразовательных учреждений;

2) обеспечение межведомственного взаимодействия по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, формированию приверженности к здоровому образу жизни - формированию здоровой школьной среды;

3) совершенствование системы оказания медицинской и профилактической помощи детям и подросткам в общеобразовательных учреждениях;

4) создание и поддержание постоянно действующей информационной и образовательной системы, направленной на мотивацию детей, родителей и педагогов к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом;

5) внедрение в общеобразовательных учреждениях программ по формированию здорового
образа жизни;

6) внедрение в общеобразовательных учреждениях профилактических программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Глава 3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

На всех этапах реализации Концепции разрабатываются и внедряются мероприятия, имеющие четкое экономическое и медико-социальное обоснование. Основными принципами реализации Концепции являются:

1. Определение приоритетов:

1) совершенствование организации медицинского обеспечения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях;

2) оздоровительные и профилактические технологии в сфере охраны здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях;

3) доступность мероприятий по оздоровлению и профилактике детей и подростков - учащихся общеобразовательных учреждений во всех муниципальных образованиях в Свердловской области.

2. Непрерывность, системность проводимых мероприятий.

3. Межведомственный подход к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, к формированию здорового образа жизни.

4. Конечный результат - формирование мотивации на здоровый образ жизни.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Наблюдение за состоянием здоровья детей в общеобразовательных учреждениях осуществляется медицинским работником отделения организации медицинской помощи детям и подросткам детских амбулаторно-поликлинических учреждений.

Врач (фельдшер) общеобразовательного учреждения подчиняется главному врачу и заведующему отделением детской поликлиники и может курировать несколько общеобразовательных учреждений. Медицинская сестра должна находиться в общеобразовательном учреждении во время учебного процесса постоянно.

Организация и проведение профилактических медицинских осмотров регламентированы Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.92 N 186/272, от 14.03.95 N 60, от 07.05.98 N 151, от 05.05.99 N 154, от 03.07.2000 N 241. Для более систематизированного наблюдения за состоянием здоровья - мониторинга - в порядок проведения осмотров внесены изменения, касающиеся периодичности осмотров и состава бригады врачей. Каждый ребенок за период с 6 до 18 лет должен быть осмотрен врачами-специалистами при профилактических осмотрах 8 раз.

В те возрастные периоды, когда осмотры не
проводятся, наряду с комплексными профилактическими медицинскими осмотрами 1 раз в год осуществляется программа доврачебного скрининг-тестирования и обязательный профилактический осмотр детей врачом-педиатром, работающим в общеобразовательном учреждении.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области и Управления Роспотребнадзора по Свердловской области “Об утверждении регионального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемиологическим показаниям в Свердловской области“ от 24.11.2008 имеет номер 2095-п; 01-01-01-01/453, а не 2095-п; 01-01-01-01-01/453.

Организация и проведение профилактических прививок регламентированы Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области и Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 24.11.2008 N 2095-п; N 01-01-01-01-01/453 “Об утверждении регионального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемиологическим показаниям в Свердловской области“.

В соответствии со статьями 32 и 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 “Об образовании“ образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала, а также обеспечить условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников и работников общеобразовательного учреждения.

В случае если медицинские работники будут находиться в штате образовательного учреждения, лицензию будет получать сама школа в порядке, установленном для лицензирования медицинской деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности“).

Отсутствие медицинского работника в образовательном учреждении приводит к значительному ослаблению или полному отсутствию контроля качества питания, физического воспитания, организации учебного процесса, ухудшению учета и анализа заболеваемости, к снижению качества проведения профилактических медицинских осмотров.

Глава 5. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Период реализации Концепции - 2009 - 2025 годы.

1 этап - 2009 - 2010 годы - формирование соответствующей организационной и правовой базы, осуществление подготовительных мер для реализации мероприятий
Концепции.

2 этап - 2010 - 2024 годы - реализация мероприятий Концепции, подготовка и утверждение областной государственной целевой программы “Совершенствование организации медицинского обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений“.

3 этап - 2024 - 2025 годы - оценка эффективности проводимых мероприятий.

Глава 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

В основе реализации Концепции лежит программно-целевой принцип планирования, а также принцип стратегического планирования.

Предполагается:

1) создание Совета при Правительстве Свердловской области;

2) внедрение мероприятий Концепции с проведением мониторинга их выполнения с использованием пилотных территорий;

3) информационное сопровождение выполнения Концепции по приверженности к здоровому образу жизни детей и подростков.

Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Решение проблемы совершенствования системы медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях позволит способствовать формированию здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений и проводить своевременную профилактику, диагностику и реабилитацию патологических состояний и заболеваний у детей и подростков, формируя здоровое поколение, что будет способствовать решению демографических проблем, улучшению здоровья учащихся, предупреждению заболеваний.

Планируется:

1) проведение анализа состояния здоровья, кадрового потенциала, технического оснащения медицинской службы общеобразовательных учреждений;

2) мониторинг внедрения Территориального стандарта “Организация медицинского обеспечения в муниципальных общеобразовательных учреждениях Свердловской области (МОУ)“;

3) повышение квалификации медицинских кадров;

4) техническое оснащение медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений;

5) внедрение учебных программ по формированию здорового образа жизни;

6) формирование здоровой школьной среды на основании положений данной Концепции;

7) реализация психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях.

Научно-практическое сопровождение:

совместно с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования “Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию“ - разработка научных направлений или программ по скрининговым методикам и профилактическим мероприятиям по охране здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях.

Вопросы совершенствования организации медицинской помощи в системе
образования решаются через подготовку квалифицированных специалистов по охране здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, в сочетании с внедрением системы непрерывного повышения квалификации и постдипломного образования, участия в конференциях, семинарах, “круглых столах“ по проблемам здоровья детей и подростков.

Комплекс мероприятий по сохранению здоровья в школе включает следующие мероприятия:

1) образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья.

Цель - здоровье как необходимая составляющая общей культуры;

2) физическое воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников;

3) профилактика и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства, умение работать с хронически больными детьми;

4) система питания, обеспечивающая детей разнообразной, вкусной и полезной пищей, способствующая умению выбирать здоровую еду, формирующая и отслеживающая правила питания;

5) оценка службой здоровья школы состояния здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу, готовность к системным действиям по сохранению здоровья поддерживают работу персонала, направленную на обеспечение здоровья учащихся;

6) обеспечение в школе психологического консультирования и социальной помощи ребенку и семье;

7) консолидированными усилиями (педагоги, родители, дети) обеспечение здорового психологического и физического климата в школе;

8) участие родителей в сохранении и улучшении здоровья школьников;

9) информационное обеспечение формирования здорового образа жизни школьника (плакаты, буклеты, санбюллетени, видеоролики).

Охрана здоровья детей в общеобразовательных учреждениях состоит из следующих компонентов:

1) рациональное построение учебного процесса;

2) санитарно-гигиеническое сопровождение учебного процесса;

3) медико-психологическая работа по профилактике психологической дезадаптации;

4) медико-педагогическая работа по формированию стереотипов здорового образа жизни (ЗОЖ);

5) медицинское обеспечение детей в общеобразовательных учреждениях;

6) социальная и юридическая поддержка детей-сирот и детей-инвалидов.

Глава 8. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Профилактика заболеваний является главной задачей в формировании здорового поколения. Решение этой задачи даст результаты только в том случае, если станет предметом совместных усилий педагогов, медицинского персонала, родителей и школьников.

В школе возможны следующие виды планирования мероприятий и действий по предотвращению заболеваний:

1) предотвращение заболеваний в результате несчастных случаев. В школе, как правило, это травмы, неосторожное обращение с предметами повышенной опасности, пищевые отравления или несчастные случаи в походах и поездках. В каждой школе есть места и учебные кабинеты, которые являются зоной повышенной травмоопасности: мастерские, кабинеты химии и физики, спортивные залы, школьные подвалы. Но в последнее время, благодаря растущему количеству и разнообразию технических средств обучения, такими кабинетами стали почти все кабинеты школы. Кроме того, если проследить расстояния и маршруты, которые преодолевает современный школьник и преодолевал его сверстник лет 15 назад, видны резкий рост географической мобильности, разнообразие поездок, обилие и разнообразие мест, посещаемых в настоящее время учеником. Все это тоже служит источниками дополнительной опасности. В школе важно прививать учащимся жизненные навыки безопасной деятельности, которые заложены в курсе ОБЖ, проводить системные мероприятия по охране школьной среды, организации питания в школьной столовой;

2) ранняя диагностика заболеваний, оперативная разработка системы мероприятий по организации медицинской помощи детям на основании индивидуальной оценки состояния здоровья, в том числе детям, имеющим отклонения в ментальной и эмоциональной сфере, возможны в случае вовлечения в данный процесс всего коллектива общеобразовательного учреждения;

3) консолидация совместной деятельности медицинских работников, педагогов, ребенка, родителей по формированию здорового образа жизни и профилактики заболеваемости составляет основу службы здоровья, а открытый и гласный характер ее деятельности, анализ и планирование служат страховкой от неожиданностей. Раньше считалось, что охрана здоровья детей и подростков должна обеспечиваться врачами, медсестрами и другими специалистами, пришедшими в школу. Роль профессиональных медиков по-прежнему велика, но они взаимодействуют с руководителем общеобразовательного учреждения, педагогами, детьми, родителями и общественностью. Вместе они обеспечивают профилактическую работу в школе и вне ее. Помощь может быть оказана и тогда, когда врачей нет рядом. Достаточно актуален для этих целей курс ОБЖ, санитарно-просветительская работа, практические занятия и лекции для родителей и педагогов. Знания и навыки, полученные при изучении этого курса, должны стать базой для формирования здорового образа жизни у детей и подростков в общеобразовательных учреждениях.

Глава 9. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Для реализации комплексной программы укрепления здоровья в школе педиатр совместно со школьной администрацией решает следующие задачи:

1) анализ актуальной ситуации в школе. В ходе анализа выявляется с помощью обследований состояние здоровья педагогов и детей, отношение к проблеме здоровья учителей, самих учащихся и их родителей. Происходит поиск среди администрации, педагогов, детей и родителей тех, кто по разным причинам заинтересован в предполагающихся изменениях и мог бы стать “локомотивом“ перемен;

2) постановка ближайших и отдаленных целей, разработка стратегии их достижения. На этом этапе тщательно продумываются ожидаемые результаты, разрабатывается план, то есть последовательность достижения результатов; методы, приемы, способы действий, которые будут использованы при движении к целям; критерии оценки успешности этого движения. Рекомендуется ставить цели, которые могут быть измерены количественно. Например, уменьшить количество острых респираторных инфекций на 10 - 12 процентов;

3) анализ имеющихся ресурсов. Речь идет как о финансовых и материальных ресурсах, необходимых для решения поставленных задач, так и о ресурсах кадровых (профессиональная компетентность учителей, готовность учителей, детей, родителей приложить свои силы для реализации изменений), о ресурсах времени, информационных ресурсах, а также об административном ресурсе (возможности школы привлечь к участию в реализации задуманных планов муниципальные власти, более или менее крупные бизнес-структуры, местные государственные предприятия и учреждения здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и иные);

4) начало практической реализации задуманного проекта. Выполнение первых шагов намеченного плана. Оценка взятого направления и темпа продвижения к цели, наличия/отсутствия необходимых ресурсов и их поиск. Организация и координация работ по проекту;

5) оценка и контроль происходящих изменений. Коррекция деятельности. На этом этапе происходит оценка изменений, происходящих в образовательном учреждении под влиянием реализации проекта. Для оценки используются первоначально разработанные критерии. Если обнаруживается отклонение от планов, принимается решение о коррекции деятельности по проекту: постановка новых задач и использование других средств, методов, приемов деятельности;

6) окончание проекта. Происходит тогда, когда, по мнению большинства участников, цель достигнута и можно переходить от этапа развития школы к этапу ее функционирования на новом уровне.

Рекомендуется использовать следующие стратегии:

1) использование научных знаний и результатов различных экспериментов инновационных школ, экспериментальных площадок, мировых достижений;

2) систематический тренинг учителей. Тренинги вырабатывают те элементы профессионального подхода, которые могут развиваться только на основе навыков. Поэтому разумно сочетать такие формы, как тренинги, семинары, технологии погружения в решаемые проблемы;

3) “естественное“ развитие. Суть заключается в том, чтобы все начинания воспринимались как органически необходимые, возникающие на основе реального развития такой сложной гуманитарной системы, каковой является школа;

4) создание школьных советов, разрабатывающих профилактическое направление деятельности общеобразовательного учреждения по формированию здорового образа жизни (медицинские работники, педагоги, родители, дети).

Чем больше из перечисленных направлений реализуются одновременно в одном общеобразовательном учреждении, тем больше шансов на достижение результатов.

Последовательное претворение в жизнь намеченных стратегий приводит к созданию модели школы, уделяющей первостепенное внимание здоровью всех участников образовательного процесса.

Большая роль отводится комплексным медицинским осмотрам, которые, в первую очередь, направлены на выявление детей и подростков групп риска с целью профилактики заболеваний.

Под комплексным профилактическим медицинским осмотром понимается осмотр детей, посещающих образовательное учреждение, педиатром и врачами-специалистами. Бригада врачей-специалистов формируется из сотрудников детской поликлиники, в районе обслуживания которой находится общеобразовательное учреждение. В случае отсутствия специалистов в детской поликлинике могут быть привлечены специалисты областных учреждений здравоохранения. Периодичность комплексных профилактических осмотров детей и подростков (для целей мониторинга состояния здоровья) в общеобразовательных учреждениях:

перед поступлением в школу (в 6 - 7 лет);

в конце первого класса (в 7 - 8 лет);

в конце третьего класса (в 9 - 10 лет, предпубертатный период);

в пятом классе (в 11 - 12 лет при переходе к предметному обучению, в начале пубертатного периода);

в седьмом классе (в 13 - 14 лет в связи с тем, что в этот период у большинства девочек формируется менструальный цикл);

в девятом классе (в 15 - 16 лет в период окончания основной школы);

в десятом классе (в 16 - 17 лет);

в одиннадцатом классе (в 17 - 18 лет).

Профилактические осмотры детей лучше всего организовывать в каждом образовательном учреждении во второй половине учебного года, приблизительно в одно и то же время с применением современных технологий и оборудования. При обеспечении детских поликлиник переносными автоматизированными комплексами диспансерного обследования диспансеризация будет проводиться с их помощью. Внедрение этого метода позволит оптимизировать процесс проведения диспансеризации, снизить экономические затраты на проведение диспансеризации, а также даст возможность максимально раннего, доступного и эффективного выявления заболеваний на начальном этапе.

Глава 10. СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Создание условий для укрепления здоровья обучающихся и персонала общеобразовательных учреждений.

Улучшение материально-технического обеспечения школьного здравоохранения:

1) организация, ремонт и оснащение медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений оборудованием;

2) оснащение медицинских кабинетов медикаментами (комплекты аптечек первой помощи в учительские, мастерские и спортивные залы);

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.03.2010 N 493-ПП)

3) оборудование стоматологических кабинетов в общеобразовательных учреждениях (выборочно - “базовые центры“ для муниципальных образований);

4) оборудование школьных кабинетов (или дошкольно-школьных отделений детских поликлиник) аппаратно-программными комплексами профилактических осмотров детского населения и подростков, а также современными автоматизированными комплексами диспансерного обследования;

5) приобретение в школьные кабинеты офтальмотренажеров;

6) разработка и выполнение программ производственного контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в общеобразовательных учреждениях;

7) открытие на базе школ летних городских оздоровительных учреждений, в том числе санаторного типа.

Повышение качества медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях.

Программы укрепления здоровья в общеобразовательных учреждениях: нарушение зрения, патология опорно-двигательного аппарата, вегетативные дисфункции, репродуктивное здоровье, питание школьников, программа по формированию здорового образа жизни.

Внедрение программы профилактической диспансеризации работников общеобразовательных учреждений - в продолжение и развитие приоритетного национального проекта “Здоровье“.

Введение комплекса здоровьесберегающих технологий в практику работы общеобразовательных учреждений на основе взаимодействия администрации школ, педагогов, психологов и медицинских работников, в том числе:

1) разработка и апробация вариативных моделей и программ медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях (школьный центр здоровья, диспансеризация на базе автоматизированных комплексов диспансерного обследования и скрининг-программ, школа здоровья для родителей);

2) разработка и издание нормативно-правовых актов, касающихся охраны здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях (порядок взаимодействия специалистов педиатрических отделений и отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в условиях общеобразовательного учреждения);

3) организация странички “Школьная медицина“ на сайте Министерства здравоохранения Свердловской области.

Обеспечение общеобразовательных учреждений высококвалифицированными кадрами осуществляются путем проведения:

1) курсов тематического усовершенствования для врачей-педиатров, фельдшеров и медицинских сестер, работающих в общеобразовательных учреждениях;

2) курсов тематического усовершенствования для руководителей, психологов и учителей общеобразовательных учреждений (возможно выделение средств на курсовую гигиеническую подготовку в отдельных муниципальных образованиях). Разработка методических рекомендаций по курсовой гигиенической подготовке руководителей, учителей и медицинских работников общеобразовательных учреждений;

3) тематических семинаров и научно-практических конференций, разработка методических документов для медицинских работников школ по темам:

подготовка к школе;

медицинский контроль занятий физической культурой и спортом;

медицинский контроль организации питания в школе;

методика врачебной профессиональной консультации;

подготовка юношей к призыву в армию, оценка физической подготовленности;

организация вакцинопрофилактики в школе;

санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим в школе;

методическое пособие по гигиеническому воспитанию учащихся и родителей;

организация диспансеризации школьников с основными группами заболеваний в условиях школы;

оказание неотложной медицинской помощи в условиях школы.

Укомплектование медицинскими кадрами общеобразовательных учреждений необходимо осуществить в целях проведения профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений, снижение заболеваемости и формирование у них стереотипа здорового образа жизни.

Обеспечение взаимодействия образования, здравоохранения и науки в вопросах укрепления здоровья в общеобразовательных учреждениях осуществляется путем проведения следующих мероприятий:

1) развитие стимулирования успешной профессиональной деятельности медицинских работников общеобразовательных учреждений должно осуществляться путем проведения конкурсов:

“Лучший школьный врач“ и “Лучшая школьная медсестра“;

“Школа - территория здоровья“;

“Здоровое питание“ и корректировки региональных стандартов;

2) разработка компьютерной программы оценки физического развития детей и подростков Свердловской области;

3) разработка “Паспорта здоровья“ (учет и анализ показателей здоровья, физического развития, физической подготовленности и психического здоровья обучающихся на базе автоматизированных комплексов диспансерного обследования и скрининг-программ);

4) оценка фактического питания школьников Свердловской области с последующей корректировкой технологических карт для организованного школьного питания и рекомендуемых 4-недельных меню школьных завтраков, обедов и полдников с учетом региональных особенностей;

5) исследование поведенческих факторов риска среди учащихся и учителей общеобразовательных учреждений Свердловской области;

6) оценка качества оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях Свердловской области.

Информационное обеспечение и мониторинг осуществляются путем проведения следующих мероприятий:

1) мониторинг профессиональных потребностей специалистов школьной медицины;

2) подготовка печатной продукции для гигиенического воспитания (памяток, листовок и брошюр) в школах;

3) оценка эффективности результатов производится на основании соответствия определенным критериям:

укомплектованность сертифицированными медицинскими кадрами общеобразовательных учреждений;

отсутствие групповой и вспышечной заболеваемости;

охват учащихся профилактическими прививками в рамках Национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемиологическим показаниям не менее 95 процентов от подлежащих;

охват учащихся декретированных возрастов профилактическими осмотрами в объеме 90 - 95 процентов от общего количества детей данного возраста на всех этапах:

процент детей с отклонениями в состоянии здоровья;

процент детей, физически незрелых и обучающихся в школе;

процент детей с нарушением состояния здоровья, вызванным адаптацией;

количество детей, занимающихся в основной группе по физкультуре;

количество детей в I и II группах здоровья;

физическая подготовленность;

процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;

количество детей (процент) с двумя и более хроническими заболеваниями при поступлении в муниципальное общеобразовательное учреждение (в начале и конце учебного года);

процент перехода детей из подготовительной в основную группу по физическое подготовке;

процент детей, не имевших обострения хронического заболевания в течение года, от общего количества детей с хронической патологией;

процент охвата учащихся горячим питанием;

процент учащихся, рассаженных за учебной мебелью в соответствии с ростом.

Глава 11. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Внедрение Концепции позволит совершенствовать систему медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях, способствовать формированию здорового образа жизни учащихся, проведению своевременных профилактических мероприятий, ранней диагностике и реабилитации заболеваний у детей и подростков.