Российские законы

Решение Советского районного суда г. Томска от 26.09.2008 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующими отдельных положений Устава города Томска и решений Думы города Томска от 29.04.2008 N 856 и от 29.04.2008 N 857>

Кассационным определением Томского областного суда от 17.02.2009 N 33-346/2009 данное решение оставлено без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ТОМСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2008 года

(извлечение)

Еремин В.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующими нормативного правового акта и просит признать п. 9 в части расширения перечня досрочного снятия полномочий и п. 10 статьи 40 действующий редакции Устава г. Томска незаконными и недействующими со дня принятия положений, признать решение Думы города Томска от 29.04.2008 г. N 856 “О внесении изменений в Устав г. Томска“ недействительным и неподлежащим к применению, признать решение Думы г. Томска N 857 от 29.04.2008 г.
“О внесении изменений в Положение “О Счетной палате города Томска“ недействительным и неподлежащим применению со дня принятия данного решения.

Свои требования мотивирует тем, что изменения в Устав г. Томска приняты Думой г. Томска в нарушение ч. 3 ст. 6 Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“; в нарушение п. 8 ст. 44 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, действующего на момент принятия решения Закона Томской области от 09.10.2007 г. N 223-ОЗ “О муниципальных должностях и должностях муниципальной службы в Томской области“, ч. 2 и п. 1.2 части 1 ст. 34, ст. 24 Устава города Томска.

Заявитель также указывает о незаконности пунктов 9 и 10 Устава города Томска и их противоречии Закону Томской области от 09.10.1997 г. N 572 “О статусе депутата органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления Томской области“, определившего исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Кроме того, заявитель указывает о противоречии термина о досрочном прекращении полномочий председателя Счетной палаты г. Томска по решению Думы г. Томска по инициативе одного из комитетов нормам ст. 24, п. 3 и 4 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, а также о противоречии норм ст. 40 Устава города Томска Трудовому кодексу РФ.

В судебном заседании Еремин В.В. и его представитель Волков А.Г. заявление поддержали по доводам в нем изложенным. В ходе судебного заседания, представитель заявителя Волков А.Г. добавил, что понятие выборного должностного лица местного самоуправления дано в ст. 1
Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ Так, согласно указанной нормы Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ под выборным должностным лицом местного самоуправления понимается должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Основываясь на данной норме закона, Волков А.Г. сделал вывод о том, что председатель Счетной палаты г. Томска, избиравшийся представительным органом местного самоуправления г. Томска - Думой города Томска, является выборным должностным лицом местного самоуправления.

Представители Думы города Томска Савенкова Е.А., действующая на основании доверенности от 20.08.2008 г. N 16 возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование своей позиции указала следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 38 ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. представительный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно названной норме в случае формирования контрольного органа представительным органом местного самоуправления, в уставе муниципального образования должен быть закреплен порядок формирования, полномочия, компетенция, условия назначения на должность и прекращения полномочий.

Статья 40 Устава города Томска во исполнение названной нормы Федерального закона закрепила вышеназванные положения в точном соответствии с действующим законодательством.

Считает, что доводы заявителя о противоречии указанной норме Трудовому кодексу Российской Федерации основаны на неверном толковании закона.

Изменение п. 10 ст. 40 Устава города Томска пояснила представитель Думы обусловлена необходимостью определения ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, для обеспечения понимания и толкования, норм правоприменителем. Считает, что, по сути, норма п. 10
статьи 40 Устава города Томска не изменилась.

Считает, что довод заявителя о нарушении ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления“ основаны на неверном применении материального права.

Также пояснила, что решение N 856 от 29.04.2008 г. было принято Думой города Томска в пределах полномочий. Основанием для принятия указанного решения явилась регламентация порядка назначения на должность руководителя контрольного органа. Дума города Томска обладает данным полномочием в силу ст. 38 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ N 131-ФЗ. Так как порядок назначения, закрепленный ранее вступил в противоречие с Федеральным законом “О муниципальной службе в Российской Федерации“, в части запрета муниципальным служащим одновременно замещать должность муниципальной службы (ст. 14).

Проект указанного решения прошел публичные слушания, принят необходимым числом голосов, прошел государственную регистрацию и надлежащим образом опубликован в “Сборнике официальных материалов муниципального образования “Город Томск“, 05.06.2008 г., выпуск N 24.2.

Решение N 857 от 29.04.2008 г. было принято Думой города Томска в пределах полномочий, в соответствии с ч. 4 ст. 40 Устава города Томска и в целях приведения Положения “О Счетной палате города Томска“ в соответствии с Уставом города Томска и устранения пробелов в законодательном регулировании.

Указанное решение опубликовано “Сборник официальных материалов муниципального образования “Город Томск“, 08.05.2008 г., выпуск N 18.1.

Также добавила, что касается основания требований о признании недействующими оспариваемых актов, а именно, что ст. 2, 38 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ в настоящее время не действует и в силу п.
3 ст. 83 названного Закона, считает, что данные доводы основаны на неверном применении норм материального права. Так согласно п. 2.1 ст. 83 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, положения настоящего Федерального закона применяются с 1 января 2006 г. до окончания переходного периода в части не противоречащей положениям частей 1.2 и 1.3 настоящей статьи.

Следовательно, на момент принятия оспариваемых актов и до сегодняшнего времени, положения Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ могут быть применены к возникающим правоотношениям.

На основании изложенного доводы Думы города Томска о содержании понятия “выборное должностное лицо“, данное в статье 2 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“, доводы о применении ст. 38 названного Федерального закона к спорным правоотношениям основаны на действующем законодательстве и не могут быть опровергнуты ссылкой на п. 3 ст. 83 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“.

Представители Думы города Томска Белякова М.А., действующая на основании доверенности от 22.11.2007 г. также возражала против удовлетворения заявленных требований. Поддержала доводы представителя Думы города Томска указанные выше. Кроме того добавила, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав.

Выслушав мнение заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считаю, заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти,
органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В п. 10 данного Постановления указано, что в отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения. Утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений.

В судебном заседании не оспаривалось участниками процесса, что оспариваемые нормативные правовые акта является нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган и должностное лицо, принявшее оспариваемый акт.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принять нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно названной норме в случае формирования
контрольного органа представительным органом местного самоуправления, в уставе муниципального образования должен быть закреплен порядок формирования, полномочия, компетенция, условия назначения на должность и прекращение полномочий.

Во исполнение указанной нормы закона статьей 40 Устава города Томска закреплен порядок формирования контрольного органа муниципального образования “Город Томск“ - Счетной палаты г. Томска в соответствии с действующим законодательством:

1. Счетная палата города Томска (далее - Счетная палата) является постоянно действующим контрольным органом муниципального образования “Город Томск“, образуемым Думой города Томска в целях осуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

2. Счетная палата подотчетна Думе города Томска.

3. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Думы города Томска.

4. Статус, компетенция и порядок деятельности Счетной палаты определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, настоящим Уставом, Положением “О Счетной палате города Томска“, утвержденным Думой города Томска, и иными решениями Думы города Томска.

5. В структуру Счетной палаты входят: председатель Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты и аппарат Счетной палаты.

Структура и штатное расписание Счетной палаты утверждаются Думой города Томска по представлению председателя Счетной палаты.

6. Председатель Счетной палаты назначается на должность Думой города Томска по результатам проведения конкурса на замещение указанной должности сроком на пять лет. Порядок проведения конкурса на замещение должности председателя Счетной палаты устанавливается решением Думы города Томска в соответствии с действующим законодательством.

В случае отсутствия председателя Счетной палаты или невозможности исполнения им
должностных обязанностей его полномочия осуществляет один из аудиторов Счетной палаты в соответствии с муниципальным правовым актом председателя Счетной палаты, устанавливающим распределение полномочий в Счетной палате города Томска.

(п. 6 в ред. решения Думы г. Томска от 29.04.2008 N 856)

7. Аудиторы Счетной палаты назначаются на должность Думой города Томска по результатам проведения конкурса на замещение указанной должности сроком на пять лет. Порядок проведения конкурса на замещение должности аудитора Счетной палаты устанавливается решением Думы города Томска в соответствии с действующим законодательством.

8. Аппарат Счетной палаты формируется председателем Счетной палаты в соответствии с утвержденными Думой города Томска структурой и штатным расписанием Счетной палаты

9. Полномочия председателя Счетной палаты могут быть прекращены досрочно:

- в случае добровольного сложения полномочий;

- по решению Думы города Томска;

- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

10. Досрочное прекращение полномочий председателя Счетной палаты по основанию, указанному в абзаце 3 пункта 9 статьи 40 настоящего Устава, осуществляется по инициативе одного из комитетов Думы города Томска или одной трети депутатов от установленной численности депутатов Думы города Томска. Решение о досрочном прекращении полномочий принимается не менее чем двумя третями голосов от установленной численности депутатов Думы города Томска тайным голосованием.

(п. 10 в ред. решения Думы г. Томска от 12.02.2008 N 805)

11. Результаты контрольных мероприятий, осуществляемых Счетной палатой, подлежат опубликованию (обнародованию).

12. Финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты осуществляется исключительно за счет средств, предусмотренных в городском бюджете отдельной строкой.

Решением Думы города Томска от 12.02.2008 г. N 805 внесены изменения в Устав города Томска в целях приведения Устава города Томска в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом “Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (с изменениями и дополнениями), иными федеральными законами и правовыми актами, а также Уставом города Томска, следующие изменения и дополнения в п. 10 статьи 40 изложив в следующей редакции:

“Досрочное прекращение полномочий председателя Счетной палаты по основанию, указанному в абзаце 3 пункта 9 статьи 40 настоящего Устава, осуществляется по инициативе одного из комитетов Думы города Томска или одной трети депутатов от установленной численности депутатов Думы города Томска. Решение о досрочном прекращении полномочий принимается не менее чем двумя третями голосов от установленной численности депутатов Думы города Томска тайным голосованием“.

Данные изменения опубликованы в Сборнике официальных материалов муниципального образования “ГОРОД ТОМСК“ выпуск 12.1., 2008 г.

Содержание п. 10 ст. 40 Устава города Томска до внесение указанных изменений следующее: досрочное прекращение полномочий председателя Счетной палаты по решению Думы города Томска осуществляется по инициативе одного из комитетов Думы города Томска или одной трети депутатов от установленной численности депутатов Думы города Томска ее решением. Решение о досрочном прекращении полномочий применяется не менее чем двумя третями голосов от установленной численности депутатов Думы города Томска тайным голосованием.

Решением Думы города Томска от 29.04.2008 N 856 “О внесении изменений в Устав города Томска“ в соответствии с частью 2 ст. 1 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации“ от 02.03.2007 N 25-ФЗ, руководствуясь пп. 1.1. п. 1 ст. 27 Устава города Томска внесены следующие изменения в
Устав города Томска (Томский вестник, N 80 от 07.05.2005, решение от 22.03.2005 N 841; N 125 от 12.07.2005, решение от 24.05.2005 N 934; Сборник официальных материалов муниципального образования “Город Томск“, выпуск N 4.3 от 04.05.206, решение от 28.03.2006 N 98; Сборник официальных материалов муниципального образования “Город Томск“, выпуск N 17 от 03.08.2006, решение от 27.06.2006 N 185; Сборник официальных материалов муниципального образования “Город Томск“, выпуск N 28.1 от 19.10.2006 г, решение от 26.09.2006 N 266; Сборник официальных материалов муниципального образования “Город Томск“, выпуск N 12.1 от 27.03.2008, решение от 12.02.2008 N 805):

п. 6 статьи 40 изложить в следующей редакции:

“6. Председатель Счетной палаты назначается на должность Думой города Томска по результатам проведения конкурса указанной должности сроком на пять лет. Порядок проведения конкурса на замещение должности председателя Счетной палаты устанавливается решением Думы города Томска в соответствии с действующим законодательством.

В случае отсутствия председателя Счетной палаты или невозможности исполнения им должностных обязанностей его полномочия осуществляет один из аудиторов Счетной палаты в соответствии с муниципальным правовым актом Счетной палаты, устанавливающим распределение полномочий в Счетной палате города Томска“.

Данное решение было опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования “ГОРОД ТОМСК“, выпуск N 24.2, 2008.

Решением Думы города Томска от 29.04.2008 N 857 “О внесении изменений в Положение “О Счетной палате города Томска“, утвержденное решением Думы Города Томска от 25.04.2006 г. N 146 (в ред. решений Думы города Томска от 24.04.2007 N 450, от 04.12.2007 N 712, от 12.02.2008 N 804)“ в соответствии с Федеральным законом “О муниципальной службе в Российской Федерации“ от 02.03.2007 N 25-ФЗ, законами Томской области от 11.09.2007 N 198-ОЗ (в ред. от 09.10.2007 N 215-ОЗ, от 07.12.2007 N 262-ОЗ, от 04.04.2008 N 62-ОЗ) “О муниципальных должностях муниципальной службы в Томской области“, от 09.10.2007 N 226-ОЗ “О гарантиях деятельности лиц, замещающих муниципальные должности, а также должности муниципальной службы, замещающие на основании срочного трудового договора (контракта) в Томской области“, и Уставом города Томска, внесены в Положение “О Счетной палате города Томска“, утвержденное решением Думы города Томска от 25.04.2006 N 146 (в ред. решений Думы города Томска от 24.04.2007 N 450, от 24.04.2007 N 451, от 04.12.2007 N 712 от 12.02.2008 N 804) следующие изменения:

Пункт 1 ст. 5 Положения изложены в следующей редакции:

“1. Председатель Счетной палаты назначается на должность Думой города Томска по результатам проведения конкурса на замещение указанной должности сроком на пять лет. Решение о назначении на должность председателя Счетной палаты принимается большинством (более половины) от установленного числа депутатов Думы города Томска. Порядок проведения конкурса на замещение должности председателя Счетной палаты устанавливаются решением Думы города Томска в соответствии с действующим законодательством“.

1.2 Пункт 3 статьи 5 изложить в следующей редакции:

“3. В случае отсутствия председателя Счетной палаты или невозможности исполнения им должностных обязанностей его полномочия осуществляет один из аудиторов Счетной палаты в соответствии с муниципальным правовым актом председателя Счетной палаты, устанавливающим распределение полномочий в Счетной палате города Томска“.

1.3 Абзац 2 пункта 2 статьи 6 Положения исключить.

1.4 В абзаце 1 пункта 3 статьи 6 Положения слова “не менее 5 лет“ заменить на слова “не менее 3 лет“.

Данное решение было опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования “ГОРОД ТОМСК“.

Таким образом, указанные решения приняты в соответствии с порядком принятия нормативного правового акта.

Абзац 3 пункта 9 статьи 40 Устава города Томска действует в первоначальной редакции Устава города Томска, принятой решением Томской городской Думы от 22.03.205 г. N 841 (Устав опубликован в газете “Томский вестник“ N 80 от 07.05.2005.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ “О муниципальной службе Российской Федерации“ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Указанным Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (лица, занимающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Таким образом, Федеральный закон “О муниципальной службе в Российской Федерации“ четко и исчерпывающим образом определяет категории должностей, которые не относятся к должностям муниципальной службы. При этом руководитель контрольного органа муниципального образования в указанный исчерпывающий перечень не входит.

Доводы представителя заявителя - Волкова А.Г. о том, понятие выборного должностного лица местного самоуправления регулируется ст. 1 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, несостоятельны исходя из следующего.

В период со дня официального опубликования Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ и его вступления в силу Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ применяется в части, не противоречащей положениям главы гл. 12 (п. 7 ч. 1 ч. 2 ст. 86 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых настоящей главой установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает с 1 января 2009 г.

Согласно ч. 2.1 ст. 83 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ положения Федерального закона, в том числе установленные абзацем первым части 3 настоящей статьи, применяются с 1 января 2006 года до окончания переходного периода в части, не противоречащей положениям частей 1.2 и 1.3 настоящей статьи.

Частью 3 ст. 83 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что статья 2 настоящего Федерального закона применяется при реализации требований статьи 84 и 85 настоящего Федерального закона.

При этом статьей 84 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ установлены особенности осуществления местного самоуправления в переходной период.

Согласно п. 1.1 ст. 83 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ переходный период устанавливается со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 г.

Таким образом, при определении понятия выборного должностного лица местного самоуправления необходимо руководствоваться ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, согласно которой под выборным должностным лицом местного самоуправления понимается должностное лицо местного самоуправления, избираемого на основе всеобщего равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании на муниципальных выборах, а под членом выборного органа местного самоуправления понимается выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

При этом в соответствии с п. 7 ст 3 Закона Томской области от 14.02.2005 г. N 29-ОЗ “О муниципальных выборах в Томской области“ выборами признается форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Томской области, законами Томской области, уставами муниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Таким образом, факт избрания председателя Счетной палаты г. Томска депутатами Думы города Томска, что предусматривалось ранее действовавшей редакцией п. 6 ст. 40 Устава города Томска, не мог влечь за собой признания председателя Счетной палаты города Томска выборным должностным лицом или членом выборного органа местного самоуправления.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Томской области от 09.10.2007 имеет номер 223-ОЗ, а не 233-ОЗ.

Кроме того, в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Томской области от 09.10.2007 г. N 233-ОЗ (в редакции Закона Томской области от 04.04.2008 г. N 62-ОЗ“ “О муниципальных должностях и должностях муниципальной службы в Томской области“ руководитель контрольного органа муниципального образования в случае формирования контрольного органа представительным органом муниципального образования входит в перечень должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, а также иных должностей, замещаемых на основании срочного трудового договора (контракта).

Исходя из вышеизложенного, на председателя Счетной палаты города Томска распространяется законодательство о муниципальной службе, а также запреты, связанные с прохождением муниципальной службы.

Вместе с тем, ранее действовавшей редакцией п. 6 ст. 40 Устава города Томска предусматривалось назначение председателя Счетной палаты г. Томска из числа депутатов Думы г. Томска, что противоречило п./п. “б“ п. 2 ст. 14 Федерального закона “О муниципальной службе Российской Федерации“, согласно которому в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципального службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность или назначения на муниципальную должность.

Таким образом, решение Думы г. Томска от 29.04.2008 г. N 856 принято в целях приведения п. 6 ст. 40 Устава города Томска в соответствие с действующим законодательством.

В силу п.п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации“ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.

Таким образом, решение Думы города Томска от 29.04.2008 г. N 856 принято в пределах представленных полномочий и действующему законодательству не противоречит.

Абзац 3 пункта 9 ст. 40 Устава города Томска, устанавливающий возможность прекращения полномочий председателя Счетной палаты г. Томска по решению Думы города Томска, в настоящее время действует в первоначальной редакции Устава города Томска, принято решением Томской городской Думы от 22.03.2005 г. N 841.

Пунктом 10 ст. 40 Устава города Томска действующим в редакции решения Думы города Томска от 12.02.2008 г. N 805, установлена процедура принятия Думой города Томска решения о прекращении полномочий председателя Счетной палаты.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Основания для прекращения трудового договора установлены ст. 77 Трудового кодекса РФ, в числе которых - расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ).

В силу абз. 13 ст. 77 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям. Предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Дополнительные основания прекращения трудового договора с руководителем организации установлены ст. 278 ТК РФ. Так, согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Применительно к руководителю контрольного органа муниципального образования, формируемого представительным органом муниципального образования, таким уполномоченным органом в силу п. 2 ст. 38 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ является именно представительный орган муниципального образования.

Доводы заявителя о противоречии п.п. 9, 10 Устава города Томска ст.ст. 24, 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ являются несостоятельными по следующим основаниям.

Ст. 24 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусматривает основания для отзыва депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а ст. 40 данного Закона устанавливает статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, каковым председатель контрольного органа муниципального образования не является.

Таким образом, п.п. 9. 10 ст. 40 Устава города Томска приняты в пределах предоставленных полномочий и действующему законодательству не противоречат.

Решением Думы города Томска от 29.04.2008 г. “О внесении изменений в Положение “О Счетной палате города Томска“, утвержденное решением Думы города Томска от 25.04.2006 г. N 146, принято Думой города Томска в соответствии с п. 2 ст. 38 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и п. 4 ст. 40 Устава города Томска, согласно которому статус, компетенция и порядок деятельности Счетной палаты г. Томска определяются, в частности, Положением “О Счетной палате города Томска“, утвержденным Думой города Томска.

Доводы заявителя о принятии изменений в Устав г. Томска в нарушение ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 26.11.1996 г. N 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления“ являются несостоятельными по следующи“ основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.11.1996 г. N 138-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется при нарушении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:

законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;

истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначать выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Случаи, предусмотренные ст. 1 Федерального закона от 26.11.1996 г. N 138-ФЗ, отсутствуют, в связи с чем оснований для применения данного Закона не имеется.

В силу абз. 2 п. 8 ст. 44 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ изменения и дополнения, внесены в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Решением Думы города Томска от 12.02.2008 г. N 805, решением Думы города Томска от 29.04.2008 г. N 856 структура органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не изменяются, в связи с чем норма абз. 2 п. 8 ст. 44 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ применительно к решениям Думы города Томска от 12.02.2008 г. N 805, от 29.04.2008 г. N 856 неприменима.

Заявитель сам ссылается, на то, что в случае досрочного снятия полномочий председателя Счетной палаты города Томска, по действующему законодательству, он имеет право быть избранным председателем Счетной палаты г. Томска, до окончания срока Думы города Томска, т.е. до 2010 г. Изменения Устава г. Томска и изменения Положения о Счетной палате г. Томска от 29.04.2008 г. лишают заявителя данного права, в нарушение действующих норм федерального законодательства и самого Устава г. Томска.

В случае же избрания заявителя на эту должность то п. 9. 10 ст. 40 Устава города Томска своими незаконными нормами позволит произвольно без каких-либо объективных причин в нарушение действующего законодательства досрочно, до 2010 года прекратить полномочия его просто по решению Думы, что нарушает его права.

Указанные доводы заявителя свидетельствуют о предполагаемом нарушении прав заявителя, поскольку в своих пояснениях и в заявлении ссылается “в случае“, “если“, а не реальном, которое произошло в связи с принятием оспариваемых нормативных правовых актов, в то время как в соответствии со ст. 24 ГПК РФ бремя доказывания нарушения прав возлагается на заявителя.

На основании изложенного, требования Еремина В.В. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Еремину Василию Васильевичу о признании п. 9 (в части расширения перечня досрочного снятия полномочий и 10 статьи 40 действующей редакции Устава города Томска незаконными и недействующими со дня принятия положений; решении Думы города Томска от 29.04.2008 г. “О внесении изменений в Устав города Томска“ не действительными и не подлежащим применению; решения Думы города Томска N 857 от 29.04.2008 г. “О внесении изменений в Положение “О Счетной палате города Томска“ не действительным и не подлежащим применению со дня принятия данного решения отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.