Российские законы

Постановление Администрации г. Нижний Тагил от 09.09.2009 N 1610 “Об основных направлениях концепции стратегического развития города Нижний Тагил“

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2009 г. N 1610

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ КОНЦЕПЦИИ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ

В целях формирования концепции стратегического развития города Нижний Тагил, привлечения к работе над ее проектом представителей власти, бизнеса и общественных организаций, руководствуясь Уставом города Нижний Тагил, постановляю:

1. Принять за основу основные направления концепции стратегического развития города Нижний Тагил (Приложение).

2. Управлению стратегического развития Администрации города продолжить работу по разработке Стратегии социально-экономического развития города Нижний Тагил до 2020 года.

3. Группе разработки стратегического плана, действующей на основании Постановления Администрации города Нижний Тагил от 19.03.2009 N 303, в срок до 1 ноября 2009 года подготовить и представить Главе города
Нижний Тагил предложения по организации и проведению форума “Стратегия развития города Нижний Тагил: партнерские отношения власти, бизнеса и общества как основной элемент развития“.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3. Продлить срок контроля Постановления Администрации города Нижний Тагил от 19.03.2009 N 303 “Об организации разработки Стратегии социально-экономического развития города Нижний Тагил до 2020 года“ до 1 февраля 2010 года.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить заместителя Главы Администрации города по стратегическому развитию и инвестициям Ю.Г. Кузнецова.

Срок контроля - 1 февраля 2010 года.

Глава города

В.П.ИСАЕВА

Приложение

к Постановлению

Администрации города

от 9 сентября 2009 г. N 1610

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ

В государстве разработаны и действуют федеральные программы, на реализацию которых тратятся огромные ресурсы, однако это не приводит к заметным институциональным изменениям.

Основные ресурсы сегодня концентрируются для крупных городов - центров субъектов Федерации.

Вместе с тем, существует огромный пласт вторых (средних) городов, на которые пока серьезного внимания не обращалось. Многие из них могут быть отнесены к так называемым моногородам.

Сегодня в России около 40% городов можно отнести к моногородам. На их долю приходится около 25% населения страны и 40% внутреннего валового продукта страны. Типология моногородов достаточно широкая. Существуют города, на территории которых действует фактически только одно предприятие. А есть моногорода, имеющие несколько градообразующих предприятий (производств), относящихся к одной или смежным отраслям.

Министерством регионального развития Российской Федерации определены два критерия отнесения к моногородам:

1. Доля работников градообразующего предприятия (либо группы предприятий, образующих единую производственную цепь) в общей численности занятых в данном населенном пункте должна составлять более 25%.

2. Доля отрасли доминирующего предприятия (предприятий) должна составлять более 50% общего объема производства.

Проведенный анализ
ситуации выявил: благополучные ранее муниципалитеты - территории присутствия промышленных холдингов - оказались в самом уязвимом положении. У таких городов стало намного меньше собственных налоговых доходов, а у градообразующих предприятий больше нет возможности финансировать огромные социальные обязательства из своих средств. Значительную часть населения моногородов ожидает безработица. Страна не успела до кризиса осуществить свои планы по диверсификации экономики, что сказалось в первую очередь на моноструктурных территориях. Проблема моногородов фактически выходит далеко за рамки их спасения только от текущего кризиса - это долговременная задача.

В условиях экономического кризиса проблемы старопромышленных и моногородов России обостряются. В первую очередь это касается городов, в которых монопрофильная экономика.

Для Свердловской области это в первую очередь металлургия и машиностроение. Когда экономическая конъюнктура была положительна, в этих городах был наибольший рост в экономике. В период кризиса в них наблюдались наибольшие падения. Моногорода характеризуются тем, что скачки падений и роста там наиболее сильные.

В моногородах Свердловской области проживает 1481 тыс. человек.

В Нижнем Тагиле население составляет 375 тысяч человек, а с вновь присоединенными территориями эта цифра увеличилась до 380 тыс. человек. Это 25,6% от численности населения, проживающего в моногородах Свердловской области.

Доля градообразующих предприятий открытых акционерных обществ: “Нижнетагильский металлургический комбинат“, “Высокогорский горнообогатительный комбинат“ и научно-производственной корпорации “Уралвагонзавод“ в общем объеме отгрузки по городу превышает 83%.

Доля занятых на этих предприятиях от численности экономически активного населения (с учетом дочерних предприятий) превышает 26,5%. Металлургия и машиностроение за первый квартал 2009 года обеспечили 35,2% доходов бюджета муниципального образования, за аналогичный период 2008 года цифра составляла 33,3%.

Несмотря на то, что Нижний Тагил, казалось бы, представлен двумя основными отраслями: черной металлургией
(ОАО “НТМК“, ОАО “Высокогорский ГОК“) и машиностроением - (ОАО НПК “Уралвагонзавод“), на поверку оказалось, что работа этих предприятий напрямую зависит от мировых цен на металл.

Именно поэтому можно утверждать, что Нижний Тагил - классический пример моногорода с несколькими предприятиями одной отрасли.

Концепция стратегии развития Нижнего Тагила как старопромышленного города предусматривает комплексное развитие с трансформацией как минимум 4 аспектов городской жизни:

- трансформацией экономики города;

- трансформацией городской среды;

- трансформацией экологии;

- трансформацией стиля и образа жизни.

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ГОРОДСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Изменение структуры городской экономики: предусматривает диверсификацию базовой металлообрабатывающей отрасли, создание новых отраслей городской экономики, опережающее развитие малого и среднего предпринимательства. Это приведет к уменьшению зависимости экономики и бюджета города от градообразующих предприятий.

Данные задачи будут расшифрованы в виде суб-задач (суб-проектов).

Некоторые из них уже сформированы и даже реализуются в виде проектов, имеющих конкретного инвестора, конкретные сроки.

ПРОЕКТЫ

1. Уральский индустриальный парк.

2. Производство алюминиевых радиаторов на ОАО “Нижнетагильский котельно-радиаторный завод“.

3. Переработка сельскохозяйственной продукции на “Исетский-НТ“.

4. Развитие транспортно-логистической системы в городе Нижний Тагил.

5. Демидов-парк.

ИЗМЕНЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Вторым аспектом концепции развития города является нацеленность на изменение городской среды, а именно:

1. Существенное изменение структуры жилищного фонда с акцентом на малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство.

2. Опережающее развитие системы внутригородских транспортных коммуникаций (мосты, кольцевая автодорога).

3. Создание пространств общественной жизни (пешеходные зоны, парки, пляжи).

4. Повышение комфортности проживания в традиционных многоэтажках (озеленение, скамейки, площадки, тротуары, парковки автомобилей).

5. Комфортный городской транспорт.

ПРОЕКТЫ

1. Многофункциональный торгово-развлекательный центр в пойме реки Тагил.

2. Улица Горошникова - трансформация в “Тагильский Арбат“.

3. Реконструкция кинотеатра “Современник“.

4. Строительство дворца ледового спорт в районе Гальянки.

5. Строительство малоэтажного микрорайона “Южный“, “Александровский“.

6. Проект “Мансарды“, преображение центральных малоэтажных улиц города.

7. Проект развития агломерации районов
города (мосты, развязки).

ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОЛОГИИ

Многим старопромышленным городам требуется существенное изменение экологии. Нижний Тагил - город с традиционно высокой экологической нагрузкой на территорию. Несмотря на то, что за последние 15 лет количество вредных выбросов только Нижнетагильского металлургического комбината сократилось в 3 раза, Нижний Тагил по-прежнему входит в число 13 территорий в Свердловской области с экологически неблагополучной ситуацией.

Несправедливость заключается в том, что продуктами производства пользуется все общество (страна, мир), а издержки достаются только тагильчанам (плохая экология, заболевания - это нагрузку несет только население города).

ПРОЕКТЫ

1. Реконструкция Верхневыйского гидроузла.

2. Строительство мусороперерабатывающего завода в Дзержинском районе.

3. Строительство мусороперерабатывающего завода в Ленинском и Тагилстроевском районах.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТИЛЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ

Все вышеперечисленное будет являться основой для четвертого аспекта концепции развития города - трансформации стиля и образа жизни. Для повышения профессиональной мобильности горожан должна быть изменена существующая система профессионального образования. Горожане должны перестать ждать изменений в лучшую сторону только от власти, они должны сами активней включаться в обустройство своей жизни в первую очередь через территориальное общественное самоуправление и товарищества собственников жилья.

Горожанин должен стать патриотом своего города. Это произойдет только тогда, когда город станет комфортным для проживания: качественное недорогое жилье, удобный транспорт, современная медицина, чистая вода, благоустройство микрорайонов, возможность получить хорошее образование. Такой город станет привлекательным не только для самих жителей, но и для потенциальных жителей - людей, которые готовы приехать на постоянное место жительства в такой город.

Все это возможно только в том случае, если будет обеспечено комплексное развитие как минимум четырех вышеперечисленных сфер.

А если город интересен для людей, значит, он будет интересен и для инвесторов.

ПРОЕКТЫ

1. Перинатальный центр.

2. Диализный центр.

3. Детская
многопрофильная больница.