Российские законы

Приказ Минздрава Свердловской области от 09.09.2009 N 864-п “Об утверждении Решения коллегии Министерства здравоохранения Свердловской области от 30.06.2009, Протокол N 9 “Организация в Свердловской области амбулаторно-поликлинической помощи детям: проблемы и пути их решения“

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 9 сентября 2009 г. N 864-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТ 30.06.2009, ПРОТОКОЛ N 9 “ОРГАНИЗАЦИЯ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ ДЕТЯМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ“

В целях повышения эффективности управленческих решений Министерства здравоохранения Свердловской области, улучшения качества и доступности медицинской помощи детям на этапе амбулаторно-поликлинического звена приказываю:

1. Утвердить Решение коллегии Министерства здравоохранения Свердловской области от 30.06.2009, Протокол N 9 “Организация в Свердловской области амбулаторно-поликлинической помощи детям: проблемы и пути их решения“.

2. Заместителям министра здравоохранения, начальникам отделов, главным специалистам Министерства здравоохранения Свердловской области, руководителям областных учреждений здравоохранения обеспечить выполнение Решения коллегии в части, их касающейся.

3. Рекомендовать руководителям федеральных
учреждений здравоохранения, руководителям органов управления здравоохранением, главным врачам ЦГБ (ЦРБ) муниципальных образований в Свердловской области обеспечить выполнение Решения коллегии в части, их касающейся.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр здравоохранения

В.Г.КЛИМИН

Утверждено

Приказом

министра здравоохранения

Свердловской области

от 9 сентября 2009 г. N 864-п

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 июня 2009 г. Протокол N 9

ОРГАНИЗАЦИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Свердловской области Татаревой С.В. “Состояние амбулаторно-поликлинической помощи детям в Свердловской области и задачи по ее совершенствованию“, информацию главного специалиста-педиатра Министерства здравоохранения Свердловской области Малямовой Л.Н. “Роль амбулаторно-поликлинического звена в формировании здоровья детского населения Свердловской области“, ассистента кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО “Уральская государственная академия Росздрава“ Ануфриевой Е.В. “Проблемы и перспективы оказания амбулаторно-поликлинической помощи детям подросткового возраста“, проректора по довузовской и последипломной подготовке ГОУ ВПО “Уральская государственная академия Росздрава“ Сабитова А.У. “Повышение квалификации врачей амбулаторно-поликлинического звена - вопросы качества“, заместителя начальника управления здравоохранения Серовского городского округа Шубиной Е.Г. “Опыт работы с семьями социального риска в условиях поликлиники МУ “Детская городская больница“ г. Серова, коллегия отмечает, что существующая система организации амбулаторно-поликлинической помощи детям в Свердловской области требует дальнейшего развития и совершенствования.

С целью улучшения состояния здоровья населения в Свердловской области реализуется приоритетный национальный проект “Здоровье“, в центре внимания которого - усиление первичного звена амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе педиатрической службы, развитие профилактики и диспансеризации, повышение доступности и качества медицинской помощи, в том числе специализированной.

Большая роль в реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“ отведена оснащению поликлиник новым диагностическим оборудованием (УЗИ,
ЭКГ, рентгенологическое и эндоскопическое оборудование). В Свердловской области в 2006 - 2008 годах за счет последнего приобретена 1231 единица оборудования, за счет областного бюджета - 3665 единиц, значительные средства направлены на капитальные ремонты учреждений здравоохранения. Сданы в эксплуатацию новое здание детской поликлиники в городе Первоуральске, новый корпус детской поликлиники в городе Качканаре, в новое здание переехало детское соматическое отделение в городе Арамили, открыта поликлиника в МУЗ “Детская городская больница N 8“ г. Екатеринбурга. Дальнейшее развитие получили общие врачебные практики в Кировградском городском округе и Горноуральском городском округе. В структурных подразделениях службы родовспоможения и детства лечебно-профилактических учреждений 24 муниципальных образований в Свердловской области были проведены капитальные ремонты, в лечебно-профилактических учреждениях 35 муниципальных образований в Свердловской области в течение года проводились текущие ремонты подразделений службы охраны здоровья матери и ребенка.

Амбулаторная служба охраны здоровья матери и ребенка Свердловской области имеет свои подразделения в 27 центральных районных больницах, 16 центральных городских больницах, 11 городских больницах, 3 районных больницах. В области работает 18 детских больниц, 35 детских поликлиник в составе лечебно-профилактических учреждений, 4 самостоятельные детские поликлиники, 4 центра и кабинета планирования семьи, 6 детских санаториев, 10 домов ребенка. 7 процентов населения, в том числе и детей, получают медицинскую помощь на фельдшерско-акушерских пунктах, 8 процентов обслуживаются врачами общих врачебных практик.

В областной амбулаторно-поликлинической службе работает более 600 участковых педиатров, в основном это женщины (92,4%), средний возраст - 44 года, 96,4% имеют сертификаты специалистов, среди которых 48% имеют высшую или первую категорию. В штатном расписании амбулаторно-поликлинических учреждений области 407 фельдшеров занимают должности участковых педиатров. Кроме того, 107 врачей-педиатров,
417 фельдшеров и 258 медицинских сестер работают в школах, 53 врача-педиатра, 192 фельдшера и 145 медицинских сестер - в детских садах. В целом обеспеченность участковыми педиатрами составила в 2008 году 7,8 на 10000 детей. Однако вопрос укомплектованности поликлиник врачами-педиатрами и участковыми медицинскими сестрами, а также повышение их квалификации остается актуальным. Соотношение врачей и фельдшеров, работающих на педиатрических участках, составило в 2008 году 3 к 2.

В целом по муниципальным образованиям соотношение плановой и фактической мощности составляет 71%. Более половины муниципальных образований используют имеющиеся мощности меньше, чем на 50%. Функция врачебной должности по педиатрической службе в целом по области выполняется на 51%. Выполнение функций врачебных должностей по территориям различается в разы: при нормативе более 6000 посещений в год на 1 должность врача участкового педиатра самая низкая функция врачебной должности в городском округе Верхотурский (367,0), Североуральском городском округе (1379,0), в городском округе Нижняя Салда (1400). Только в 14 муниципальных образованиях фактическое выполнение функции врачебной должности приближается к нормативному показателю. В части территорий функция врачебной должности завышена и составляет в Горноуральском городском округе 8254, в Сысертском городском округе - 8593, в городском округе Сухой Лог - 12005, в Туринском городском округе - 17354 посещения в год на 1 занятую должность.

Показателем эффективности работы поликлинической службы является количество посещений к врачам на 1 жителя в год. В целом по муниципальным образованиям этот показатель за 2008 год составил 7,2 посещения и еще далек от рекомендуемого норматива первичной помощи.

В плане реализации совместного Приказа Министерства здравоохранения Свердловской области и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.01.2008 N
54а-п/01-Д “О совершенствовании организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области“ следует прогнозировать определенные трудности как с кадровым потенциалом, так и с выполнением функций врачебных должностей в связи с переводом ставок медработников из школ в штатное расписание лечебно-профилактических учреждений. Те же вопросы будут стоять и при исполнении аналогичных нормативных документов относительно дошкольных образовательных учреждений.

Особые проблемы возникают при обсуждении вопросов, связанных с обеспечением амбулаторно-поликлинической службы узкими специалистами (детский хирург, детский стоматолог, невролог, офтальмолог, отоларинголог, врач ультразвуковой диагностики, врач функциональной диагностики). В целом ежегодно требуют профилактических осмотров около 300000 детей декретированных возрастов. Эти же специалисты привлекаются к проведению постановки юношей на воинский учет и призыву в военкоматах. Таким образом, большинство территорий, за исключением малочисленных, должны иметь вышеназванный перечень специалистов. Фактически в территориях Свердловской области недостаточно следующих специалистов, оказывающих помощь детям в поликлинике: детских хирургов (их всего 38 человек), врачей ультразвуковой диагностики - 24, врачей функциональной диагностики - 37. Офтальмологическую, отоларингологическую помощь детям оказывают в основном “взрослые“ специалисты, не имеющие дополнительной подготовки по оказанию помощи детям. Такая ситуация в значительной степени затрудняет и проведение мероприятий, регламентированных Приказом МЗ РФ от 28.04.2007 N 307 “О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни“, завершающихся оформлением и предъявлением к оплате родовых сертификатов в части талонов N 3-1 и N 3-2. Из-за недостатка специалистов к оплате не предъявляются родовые сертификаты в части талонов N 3-1 и N 3-2, а следовательно, не реализуются в полном объеме средства, выделяемые Федерацией по приоритетному национальному проекту “Здоровье“ (Байкаловский муниципальный район, Невьянский городской округ, Сосьвинский городской округ, городской
округ Нижняя Салда предъявили к оплате менее 70% от необходимого родовых сертификатов в части талонов N 3-1 и N 3-2). Имеют место случаи предъявления к оплате талонов, которые не подкреплены полным перечнем мероприятий по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка 1 года жизни.

Одной из причин данной ситуации может являться отсутствие такой работы на фельдшерско-акушерских пунктах и общих врачебных практиках. Поскольку фельдшерско-акушерские пункты и общие врачебные практики не располагают штатами узких специалистов, диспансерное наблюдение ребенка первого года жизни и других декретированных возрастов должно проводиться в условиях поликлиник городских и центральных районных больниц. Но только в 60% поликлиник выделено время для приема детей из отдаленных территорий. Для работы с общими врачебными практиками и фельдшерско-акушерскими пунктами 80% детских поликлиник организовали выездные бригады узких специалистов. Лишь в половине учреждений на совещания по вопросам педиатрии приглашаются медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов и общих врачебных практик. При проведении проверок лечебно-профилактических учреждений Министерством здравоохранения Свердловской области был выявлен крайне низкий контроль со стороны руководителей этих учреждений за ведением документации, выполнением стандартов наблюдения и качества оказания медицинской помощи на фельдшерско-акушерских пунктах и общих врачебных практиках. При анкетировании отмечено, что отслеживают ведение документации всего 40% руководителей педиатрической службы, только 60% заведующих детскими поликлиниками отслеживают выполнение стандарта наблюдения за детьми 1 года жизни и лишь треть руководителей интересуется вопросами статистики и передачей статистических талонов с общих врачебных практик и фельдшерско-акушерских пунктов в поликлинику.

Многие родившиеся дети уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и данный показатель по Свердловской области в 2008 году составил 423,8 на 1000 детей, родившихся живыми.

Заболеваемость детей первого года
жизни в Свердловской области соответствует средним российским показателям и составляет 2967,9%о (данные 2008 года). Ведущее место в структуре заболеваемости детей этой возрастной группы занимают болезни органов дыхания (37,2%), отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (23%), болезни нервной системы (7%). Отмечается рост числа детей с поражением кожи, обусловленным аллергией и неврологической патологией (до 50% на первом году жизни).

Особая роль амбулаторно-поликлинического звена в работе с детьми раннего возраста несомненно заключается в значимости и приоритетности профилактического направления. На конец 2008 года в области 14 акушерских стационаров имеют международные дипломы “Больница, доброжелательная к ребенку“, 9 детских поликлиник и 9 женских консультаций имеют национальные дипломы Министерства здравоохранения и социального развития России “Больница, доброжелательная к ребенку“. 7 территорий области (около 10 процентов) внедрили программу “Больница, доброжелательная к ребенку“ на всех этапах оказания помощи матерям и детям: женская консультация - родильное отделение - детская поликлиника - фельдшерско-акушерские пункты (Кушвинский городской округ, Серовский городской округ, городской округ Первоуральск, муниципальное образование город Ирбит, “Городской округ “Город Лесной“, МО город Алапаевск, муниципальное образование Алапаевское). Вместе с тем в Свердловской области есть территории, где к 3 мес. до 40% детей прекращают получать грудное молоко и переходят на искусственное вскармливание (городской округ Верхотурский, Нижнесергинский муниципальный район, городской округ Нижняя Салда).

Большой блок профилактической работы связан с проведением иммунизации. В результате целенаправленной работы в 2008 году достигнут значительный прогресс в иммунопрофилактике инфекционных болезней: проведено около 5 миллионов профилактических прививок. В декабре 2008 года в Свердловской области разработан и утвержден новый региональный календарь профилактических прививок и календарь прививок по эпидемическим показаниям, в которых регламентирована вакцинация
и против таких инфекций, как гемофильная палочка инфлюэнцы, ротавирус, ветряная оспа, вирус папилломы человека.

Особую заботу вызывает состояние здоровья детей до 14 лет и подростков. В 2008 году показатели общей и первичной заболеваемости детей до 14 лет составили 2203,8%о и 1754,5%о соответственно. При этом уровень общей заболеваемости в Свердловской области ниже соответствующего показателя по Российской Федерации. В настоящее время серьезно страдает заполнение и регистрация статистических талонов по обращаемости детей. Заболеваемость детей до 14 лет по разным территориям отличается в разы (от менее чем 870%о в Туринском городском округе, Сосьвинском городском округе, Шалинском городском округе до более 3000%о в Нижнетуринском городском округе, городском округе Карпинск, городском округе Ревда, МО город Ирбит). Эти показатели ниже средних областных даже в таких крупных городах, как Серов, Первоуральск, Екатеринбург. Структура заболеваемости отчетливо дает понять, насколько несовершенна существующая в настоящее время регистрация заболеваний. Половина обращений связана с острой патологией органов дыхания и это оправданно, дети часто переносят заболевания бронхолегочной системы. Но то, что на другие 17 классов болезней приходится всего 1100 обращений на 1000 детей до 14 лет - крайне далеко от истины. Так, по данным главного детского дерматовенеролога Тороповой Н.П., только обращения с заболеваниями по классу 12 МКБ-Х “болезни кожи и подкожной клетчатки“ составляют 180 - 370 на 1000 детей.

Еще более напряженная ситуация имеет место в отношении заболеваемости подростков. Общая (1607,2%о) и первичная заболеваемость (958,1%о) в этой возрастной группе значительно ниже, чем у детей до 14 лет. Вместе с тем регистрация случаев заболевания у подростков по обращаемости в нашей области значительно отстает от российских данных (на
21 процент). И связано это не только с недостатками в статистической работе, но и с истинным снижением обращаемости подростков даже при наличии симптомов заболевания. Иллюстрацией к вышеизложенному могут служить и результаты призывных комиссий, после которых ограниченно годными к службе в армии (освобождены от службы) признается более 40 процентов юношей.

Одной из существенных проблем медицинского обеспечения подростков является недостаточный уровень подготовки врачей первичного звена по разделам профилактики, диагностики и лечения подростков.

Существует группа проблем, характеризующих недостатки в организации внутриведомственного и межведомственного взаимодействия: имеются трудности при направлении подростков на госпитализацию. Педиатры области отмечают сложность направления подростков в учреждения 4 - 5 уровней, в ряде случаев консультации и госпитализация нередко предоставляются на платной основе.

Эффективность поликлинической помощи детям, в том числе специализированной, значительно снижена из-за недостаточной работы с родителями по повышению их знаний о причинах развития заболеваний, мерах профилактики и роли психологического микроклимата семьи.

Яркой иллюстрацией к вышеописанной картине может являться несоответствие между количеством детей, находящихся под диспансерным наблюдением, то есть имеющих 3, 4 или 5 группы здоровья, и количеством детей, у которых при проведении профилактических осмотров в декретированные возраста (3, 6, 7, 10, 12, 14 - 17 лет) выявляется хроническая патология. Так, в нашей области 34% от численности детей до 18 лет составляют диспансерную группу, наблюдаемую по поводу хронических заболеваний, а в результате профилактических осмотров в 83% случаев определяется 1 и 2 группы здоровья (здоровые дети и дети, имеющие функциональные отклонения) и только 15,1% детей отнесены к 3, 4 или 5 группам здоровья (дети, имеющие хронические заболевания). При этом в Серове, Асбесте, Невьянске процент выявления 3
группы здоровья при профосмотрах составляет менее 10. По данным Российской Федерации 3 группа здоровья у детей первых классов регистрируется в 45,4% случаев, а к окончанию школы - около 70%. Подобная ситуация свидетельствует о формально проводимых профилактических осмотрах детей в декретированные возрасты в образовательных учреждениях и требует немедленного пересмотра. Одной из причин сложившейся ситуации можно назвать неудовлетворительное взаимодействие между участковыми педиатрами и медицинскими работниками образовательных учреждений. Другой - неэффективность “бригадного“ метода профилактических осмотров. Вместе с тем в ряде территорий Свердловской области профосмотры детей декретированных возрастов проводятся с помощью современных автоматизированных систем диспансерного обследования, что позволяет рано выявлять отклонения в состоянии здоровья, своевременно дообследовать детей с целью верификации диагноза и дифференцированно назначать лечение (3 группа здоровья, выявленная при профосмотрах подростков в г. Краснотурьинске, составляет 34,4%, г. Качканаре - 25,4%, г. Кушве - 26,3%, г. Первоуральске - 28%, г. Ревде - 34,8%, г. Ирбите - 64,1%).

Серьезной остается в области проблема социально значимых заболеваний среди детей и подростков. Уровень их среди подростков существенно выше, чем среди детей до 14 лет, и превышает аналогичные показатели по России.

Достаточно большой объем мероприятий выполняется медицинскими работниками амбулаторно-поликлинического звена в плане работы с детьми-инвалидами. Показатель первичной инвалидности детского населения в 2008 году составил 27,7 на 10 тыс. детского населения.

На сегодняшний день наиболее информативным и интегративным показателем, позволяющим в полном объеме анализировать деятельность службы и принимать управленческие решения, является показатель младенческой смертности. В Свердловской области в 2008 году он составил 7,4%о. Однако, несмотря на его отчетливое снижение за последние 5 лет (на 32%), существуют значительные резервы для его дальнейшего снижения. Так, почти треть случаев смерти детей происходит на дому, высок и уровень постнеонатальной смертности. За первый квартал 2009 года в “лидеры“ по младенческой смертности вышли Байкаловский муниципальный район, Камышловский, Серовский, Красноуфимский городские округа.

Коллегия решила:

1. Принять к сведению информацию о состоянии амбулаторно-поликлинической помощи детям в Свердловской области.

2. Признать работу Министерства здравоохранения Свердловской области, органов управления здравоохранением Свердловской области, учреждений здравоохранения муниципальных образований по организации амбулаторно-поликлинической помощи детям в Свердловской области удовлетворительной.

3. Принять приоритетным направлением деятельности Министерства здравоохранения Свердловской области, органов управления здравоохранением муниципальных образований и учреждений здравоохранения Свердловской области повышение эффективности и качества оказания первичной амбулаторно-поликлинической помощи детям.

4. Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.):

1) усилить ведомственный контроль доступности и качества амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению;

2) с целью реализации Концепции развития школьной медицины, для повышения качества проведения профилактических осмотров детей декретированных возрастов, раннего выявления патологии, своевременного лечения и оздоровления внести предложение в адрес председателя Правительства Свердловской области Кокшарова В.А. по активизации обеспечения детских поликлиник автоматизированными комплексами диспансерного обследования.

5. Начальнику отдела организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Свердловской области (Татарева С.В.):

1) организовать подготовку и утвердить пилотные площадки для реализации инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ “Организация клиник, дружественных к подросткам“;

2) в рамках Концепции “Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года“ на пилотных площадках общеобразовательных школ внедрить профилактические и образовательные программы с последующим внедрением их на территории Свердловской области;

3) организовать проведение диспансеризации 14-летних подростков с дополнительной оценкой состояния их репродуктивного здоровья;

4) проработать вопрос о приведении в соответствие с нормативными данными функции выполнения врачебной должности и рекомендовать ее для исполнения муниципальными ЛПУ при оказании ими амбулаторно-поликлинической помощи детям;

5) инициировать перед Минздравсоцразвития Российской Федерации вопрос о разделении нормативов объема оказания медицинской помощи для взрослого и детского населения с увеличением нормативов объемов амбулаторной помощи детям до 15 посещений в год на одного ребенка до 17 лет включительно;

6) рассмотреть вопрос и разработать положение о взаимодействии амбулаторных и стационарных лечебных учреждений по оказанию медицинской помощи детям подросткового возраста (15 - 18 лет), прикрепленных к детским поликлиникам;

7) в срок до 10 октября 2009 года провести разбор младенческой смертности на территориях Байкаловского муниципального района, Камышловского городского округа, Серовского городского округа, городского округа Красноуфимск;

8) подготовить совместно с Министерством социальной защиты населения Свердловской области межведомственный приказ о мерах по улучшению контроля за беременными женщинами, а также семьями с детьми, находящимися в социально опасном положении.

6. Главному специалисту-педиатру Министерства здравоохранения Свердловской области (Малямова Л.Н.):

1) проработать вопрос и подготовить приказ по совершенствованию медицинского обеспечения юношей допризывного возраста в Свердловской области;

2) подготовить приказ по совершенствованию оказания помощи детям с заболеваниями кожи и подкожной клетчатки;

3) подготовить методическую литературу (информационные письма) для врачей-педиатров, врачей общих врачебных практик и фельдшеров, занимающих врачебные должности по вопросам вакцинопрофилактики, вскармливания детей первого года жизни, комплексной оценке состояния здоровья, медицинскому обеспечению подростков и др.;

4) организовать внедрение методических рекомендаций, подготовленных УрНИИДВиИ “Обучающая программа для семей, имеющих больных атопическим дерматитом (дети, подростки, взрослые)“, путем проведения конференций, семинаров для врачей, внедрения движения “школы для родителей“;

5) организовать в систематическом режиме проведение выездных совещаний для врачей-педиатров, врачей общих врачебных практик, фельдшеров по округам по наиболее актуальным и проблемным вопросам педиатрии;

6) взять под контроль проведение патолого-анатомического анализа судебно-медицинских экспертиз всех случаев гибели детей первого года жизни на дому, особое внимание уделить случаям с диагнозом “Синдром внезапной смерти“.

7. Директору ГОУЗ “Медицинский информационно-аналитический центр“ (Ананьин Б.В.):

1) усилить методическое руководство службами медицинской статистики лечебных учреждений муниципальных образований;

2) усовершенствовать талон амбулаторного посещения, обеспечив при этом автоматизированное внесение информации в части, касающейся регистрации первично выявленных заболеваний и сведений о заболеваемости по обращаемости в отчетном году;

3) систематически (1 раз в полгода) проводить обучающие семинары для заместителей главных врачей по амбулаторно-поликлинической службе и медицинских статистиков по вопросам учета заболеваемости.

8. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области:

1) считать основным критерием качества деятельности органов и учреждений здравоохранения муниципальных образований обеспечение доступности и качества оказания амбулаторно-поликлинической помощи детям, в том числе показатели младенческой и детской смертности;

2) усилить межведомственный контроль за семьями с детьми из социально неблагополучных условий, разработать алгоритм межведомственного взаимодействия на территории (служба соцзащиты, прокуратура, органы здравоохранения);

3) содействовать развитию стационарозамещающих технологий в амбулаторных условиях;

4) рассмотреть вопрос о создании в детских поликлиниках на функциональной основе центров, отделений, кабинетов профилактики и здоровья с организацией на их базе клиник, дружественных к подросткам (в соответствии с проектом Всемирной организации здравоохранения);

5) внедрить эффективные методы вторичной профилактики, включающие выявление факторов риска, функциональных отклонений и ранних стадий заболеваний с последующим проведением на базе центров (отделений, кабинетов) профилактики совместно с учреждениями и органами системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики комплекса оздоровительных мероприятий, включающих рациональное питание, двигательную активность, витаминизацию и обучение здоровому образу жизни;

6) содействовать освещению вопросов охраны здоровья детей в средствах массовой информации.

9. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения в муниципальных образованиях Свердловской области:

1) увеличить укомплектованность врачами-специалистами детских поликлиник с целью обеспечения детского населения специализированной медицинской помощью в полном объеме;

2) провести хронометраж работы детских поликлиник и разработать оптимальные диагностические алгоритмы, маршрутизацию движения пациентов, оптимизировать режим работы и размещение кабинетов для сокращения времени ожидания пациентами процедур и повышения эффективности работы поликлиники;

3) оптимизировать график работы поликлиники и работу регистратуры с учетом пожеланий родителей пациентов;

4) организовать предварительную запись на прием с использованием информационных технологий и телефона;

5) обеспечить оперативное взаимодействие с областными специализированными учреждениями здравоохранения и мониторинг доступности обследования в них прикрепленного населения;

6) с целью пропаганды грудного вскармливания обеспечить дальнейшее внедрение в практику учреждений здравоохранения инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ “Больница, доброжелательная к ребенку“, обладающей мощным профилактическим эффектом в плане сохранения здоровья детей;

7) организовать контроль за проведением и результатами профилактических осмотров детей декретированных возрастов;

8) усилить контроль за организацией амбулаторной медицинской помощи детям на общих врачебных практиках, фельдшерско-акушерских пунктах и в детской поликлинике по вопросам диспансерного наблюдения детей; пропаганде и сохранению грудного вскармливания, по выполнению Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.04.2007 N 307 “О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни“; по наблюдению детей с острыми заболеваниями; за регистрацией первичной и общей заболеваемости путем отслеживания правильности заполнения амбулаторных талонов посещения, за семьями с детьми из социально неблагополучных условий;

9) шире внедрять в практику работы амбулаторно-поликлинических учреждений современные формы и методы медицинского обеспечения, такие, как восстановительное лечение, медико-социальная помощь, дневные стационары;

10) в постоянном режиме проводить организационные мероприятия по снижению младенческой смертности, в том числе на дому;

11) направить в Министерство здравоохранения информацию о мероприятиях по снижению младенческой смертности из тех территорий, где данный показатель выше 6 промилле в срок, до 1 октября 2009 года.

10. Предложить ГОУ ВПО “Уральская государственная медицинская академия Росздрава“ совместно с Министерством здравоохранения Свердловской области:

1) рассмотреть возможность дополнительного обучения по актуальным вопросам педиатрии (не менее 144 часов) для врачей общих врачебных практик; по дополнительной подготовке узких специалистов, работающих во взрослой практике и оказывающих помощь детям, по вопросам педиатрии по профилям (не менее 72 часов); по организации цикла “Дошкольно-школьная медицина“ для фельдшеров и педиатров, оказывающих помощь детям в образовательных учреждениях;

2) обеспечить по результатам научных исследований разработку методического сопровождения реализации мероприятий по охране здоровья детей;

3) продолжить разработку стандартов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных болезней детского возраста, в том числе в амбулаторно-поликлинических условиях.

Председатель коллегии,

министр здравоохранения

Свердловской области

В.Г.КЛИМИН

Секретарь

Л.Г.КАРАТАЕВА