Российские законы

Закон Тамбовской области от 27.05.1997 N 113-З (ред. от 04.06.2010) “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тамбовской области“ (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 27.05.1997 N 737)

Начало действия редакции - 19.06.2010.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Изменения, внесенные Законом Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З, вступили в силу через 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в газете “Тамбовская жизнь“ - 08.06.2010).

27 мая 1997 года N 113-З

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Постановлением

Тамбовской областной Думы

от 27 мая 1997 г.

N 737

(в ред. Законов Тамбовской области

от 18.12.2008 N 477-З, от 04.06.2010 N 662-З)

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются достоянием населения Тамбовской области, предназначены для его лечения и отдыха и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

Настоящий Закон определяет принципы политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Тамбовской области.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения;

лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти области;

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;

курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование лечебных ресурсов на основании лицензии;

технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;

курортный фонд Тамбовской области - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, находящихся на территории области.

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

Курортный фонд области является неотъемлемой составной частью курортного фонда Российской Федерации.

(абзац введен Законом Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

Статья 2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“, настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ними федеральных и областных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Тамбовской области.

2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.

3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.

4. Утратила силу. - Закон Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З.

Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

1. Лечебно-оздоровительные местности и курорты на территории Тамбовской области могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

2. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения администрацией Тамбовской области или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения администрацией Тамбовской области по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения администрацией Тамбовской области по соответствующему представлению органов местного самоуправления.

3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте, утвержденным в порядке, установленном законодательством.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ВОПРОСАХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ

Статья 4. Полномочия Тамбовской областной Думы

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

К полномочиям Тамбовской областной Думы относятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов областной Думы, регулирующих отношения в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения;

контроль за исполнением принятых законов и иных нормативных правовых актов;

предоставление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации налоговых льгот, стимулирующих сохранение и развитие расположенных на территории Тамбовской области природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

рассмотрение иных вопросов в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия администрации Тамбовской области

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

К полномочиям администрации Тамбовской области относятся:

признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;

установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;

определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Тамбовской области;

определение специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тамбовской области по регулированию отношений в сфере функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов на территории Тамбовской области (далее - уполномоченный орган);

международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);

ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации;

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

представление в администрацию Тамбовской области предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;

ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации;

участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;

участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов.“;

Статья 7. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области

Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области по вопросам использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется Законом Российской Федерации “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенных между Российской Федерацией и Тамбовской областью.

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ

РЕСУРСОВ

Статья 8. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы области

1. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.

Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности Тамбовской области как субъекту Российской Федерации.

2. Владение, пользование и распоряжение природными лечебными ресурсами Тамбовской области осуществляется в соответствии с Законом Тамбовской области “Об управлении государственной собственностью Тамбовской области“.

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

Статья 9. Предоставление природных лечебных ресурсов

1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения, профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.

2. Предоставление природных лечебных ресурсов для иных целей, не предусмотренных настоящим Законом, как правило, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

3. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов

1. Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов осуществляется в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области.

2. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разведываются и разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности.

3. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

4. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна обеспечивать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

5. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

Статья 11. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

1. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов области право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено.

2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.

Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КУРОРТНОГО

ЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХА

Статья 12. Финансовое обеспечение курортов

1. Финансирование курортов федерального значения, включая развитие инфраструктуры и природоохранные мероприятия, обеспечивается в соответствии с федеральными программами за счет средств федерального бюджета, средств областного бюджета а также иных источников финансирования, предусмотренных законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

2. Финансирование курортов областного значения осуществляется в соответствии с областными программами за счет средств областного и местных бюджетов, а также иных источников финансирования, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области.

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

3. Финансирование курортов местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с программами развития сохранения курортов области, а также за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тамбовской области и нормативных актов местного самоуправления.

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

Статья 13. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования

1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.

2. Имущество санаторно-курортных организаций может находиться в государственной (федеральной и областной), муниципальной, частной собственности и в собственности общественных организаций.

3. Имущество санаторно-курортных организаций, находящихся в областной и муниципальной собственности, не подлежит приватизации.

4. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных, особо охраняемых природных территориях.

5. Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

Статья 14. Статус санаторно-курортных организаций

1. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

2. Утратила силу. - Закон Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З.

3. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

Статья 15. Налоговые и иные льготы для санаторно-курортных организаций

1. Санаторно-курортные организации, независимо от форм собственности, пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тамбовской области для лечебных учреждений.

2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать санаторно-курортным организациям льготы, вплоть до полного освобождения их от местных налогов.

3. Инвесторы санаторно-курортных организаций пользуются льготами в виде освобождения от налога на прибыль в пределах инвестирования в установленном законодательством порядке.

Глава 5. САНИТАРНАЯ (ГОРНО-САНИТАРНАЯ) ОХРАНА ПРИРОДНЫХ

ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И

КУРОРТОВ

Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного и местного значения, утверждаются администрацией области.

3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящие к их истощению.

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй зоне и третьей зоне - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

6. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и администрация области.

Глава 6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ

Статья 17. Разрешение споров

1. Споры в сфере использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.

(в ред. Закона Тамбовской области от 04.06.2010 N 662-З)

2. Экономические вопросы и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.

3. По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут разрешаться третейским судом.

Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 18. Виды ответственности

За нарушение настоящего Закона устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы

В.Н.Карев

Глава администрации области

А.И.Рябов

г. Тамбов

27 мая 1997 года

N 113-З