Российские законы

Постановление Тамбовской областной Думы от 16.06.1998 N 127 “Об областной целевой программе “Охрана здоровья населения Тамбовской области на 1998 - 2000 гг.“

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 1998 г. N 127

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ “ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 - 2000 ГГ.“

Рассмотрев материалы, представленные главой администрации области, заключение комитета по социальной политике областной Думы, Тамбовская областная Дума постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу “Охрана здоровья населения Тамбовской области на 1998 - 2000 гг.“ (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать мероприятия по реализации данной программы.

3. Финансирование областной целевой программы “Охрана здоровья населения Тамбовской области на 1998 - 2000 гг.“ производить в первоочередном порядке в пределах средств, предусмотренных в бюджетах всех уровней на соответствующие годы по отрасли “Здравоохранение“.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на комитет по социальной политике областной Думы (Конобеев Л.Н.).

5. Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель областной Думы

В.Н.Карев

Утверждена

Постановлением

Тамбовской областной Думы

от 16.06.1998 N 127

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

“ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 - 2000 ГГ.“

1. Обоснование

В 1997 году в области работало 9 целевых программ по организации медицинского обслуживания населения области. Программы были профинансированы на 42,7%.

Проведение организационных мероприятий, даже частичное финансирование целевых программ позволило удержать в удовлетворительном состоянии материально-техническую базу лечебных учреждений и служб, оказывающих помощь при социально значимых болезнях, в чрезвычайных ситуациях и ситуациях, требующих скорой и неотложной помощи, позволило обеспечить жизненно необходимыми лекарственными средствами больных с социально значимыми заболеваниями и население, имеющее льготы на медикаменты, уменьшить угрозу эпидемических вспышек.

В тоже время сохраняется кризисное состояние в здравоохранении.

1. Развитие и совершенствование службы медицины катастроф в области приобретает все большее значение из-за наличия в области значительного количества химических, взрыво-, пожароопасных и других объектов, при авариях на которых санитарные потери населения могут принять массовый характер, а также ввиду всеобщей тенденции ежегодного роста количества различных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Количество населения области, проживающего в зонах возможного химического заражения (общая площадь 10618 квадратных километров), составляет 835 тыс. человек, ориентировочные санитарные потери при крупной химической аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ могут составить от 40 до 160 тыс. человек.

Наряду с химическими особую опасность представляют 32 взрыво-, пожароопасных, 101 пожароопасный объект, 3 газопровода, 2 нефтепровода и 2 продуктопровода на территории области.

Образование взрывоопасного газовоздушного облака может привести к санитарным потерям среди населения в количестве до 5 тыс. человек.

Существование в области природных очагов инфекции (туляремии), стационарно неблагополучных пунктов по сибирской язве, вспышки заболеваний населения кишечными инфекциями, возможность заноса в населенные пункты области таких карантинных инфекций, как чума и холера, создают постоянную угрозу возникновения эпидемий, вероятность которых намного возрастет в зоне стихийных бедствий (наводнение, ураган, смерч) и антропогенных катастроф.

2. В Тамбовской области наблюдается неуклонный рост заболеваемости психическими заболеваниями: 267,2 на 100 тыс. населения в 1996 году и 277,8 на 100 тыс. населения в 1997 году. Значительно возросла заболеваемость среди подростков. За последние 10 лет число инвалидов вследствие психических расстройств в области возросло на 13%, при этом 9% составляют инвалиды 1 и 2 группы. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию. В 2 раза уменьшилось количество работающих инвалидов.

Состояние материально-технической базы психиатрической службы далеко не соответствует предъявляемым к ней требованиям и принципам организации психиатрической помощи, предусмотренным Законом Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“.

3. Сахарный диабет - одно из наиболее распространенных заболеваний, частота его среди населения области составляет 1,2%. За последние 10 лет число больных возросло вдвое, как и число больных скрытым сахарным диабетом. Всемирная организация здравоохранения определила сахарный диабет с 1992 года как эпидемию неинфекционного заболевания.

Сахарный диабет, как причина смерти, занимает третье место после сердечно-сосудистой и онкологической патологии. Среди больных сахарным диабетом смертность от поражения коронарных, мозговых сосудов наступает в 2 - 3 раза чаще, чем среди населения в целом, слепота в 10 раз чаще, поражение почек в 12 - 15 раз чаще, гангрена и ампутация конечностей в 20 раз возникает чаще, чем среди населения в целом. Больные сахарным диабетом требуют в 2 раза более частой и продолжительной госпитализации, что приводит к огромным прямым и косвенным материальным расходам.

Выполнение мероприятий даст положительные результаты:

сохранение жизни больных и уменьшение тяжести заболевания;

обеспечение нормального качества жизни больных в обществе;

уменьшение частоты и тяжести диабетических осложнений, снижение числа и сроков госпитализации.

4. Несмотря на проводимую работу по борьбе с туберкулезом, эпидобстановка по туберкулезу в области остается сложной. Продолжается рост заболеваемости населения туберкулезом, если в 1995 году заболеваемость составляла 57,4 на 100 тыс. населения, то в 1997 году 64,2 на 100 тыс. населения. Выросла заболеваемость в 12 районах области, болеют дети и подростки. Наибольшее число заболевших зарегистрировано среди работающего населения, выросла заболеваемость среди женщин детородного возраста. Высокой остается смертность от туберкулеза - 16,4 на 100 тыс. населения.

Сохраняется высокий уровень заболеваемости туберкулезом среди спецконтингента учреждений управления исполнения наказаний. Не снижается численность больных активными формами туберкулеза в 13 районах области.

В районах области не проводится достаточное финансирование мероприятий программы борьбы с туберкулезом. Повсеместно органы местного самоуправления неудовлетворительно решают вопрос о предоставлении изолированной жилой площади больным туберкулезом.

5. Учитывая, что льготное обеспечение лекарственными средствами населения не улучшается, сохраняется необходимость в проведении мероприятий по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами“.

6. В рамках Федеральной программы по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), и в целях реализации статьи 15 Федерального закона “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)“ сформированы мероприятия по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Тамбовской области.

На территории области первый ВИЧ-больной зарегистрирован в 1987 году. К 1998 году выявлено 6 ВИЧ-инфицированных, все они состоят на учете.

7. Выполнение предыдущей программы “Вакцинопрофилактика“ позволило значительно снизить заболеваемость управляемыми инфекциями, особенно дифтерией на 80%, коклюшем на 57%. Однако эпидемиологическая обстановка в отношении инфекционных заболеваний, управляемых средствами вакцинопрофилактики, остается сложной. Продолжается рост эпидкаротита - на 51%, гриппа на 300%, вирусного гепатита В на 25%, регистрируются спорадические случаи кори.

Условия для должной транспортировки и хранения вакцин в области созданы лишь частично. Медленно внедряются современные технологии эпидемиологического надзора управляемыми инфекционными заболеваниями, за учетом и планированием иммунопрофилактики.

Раздел Программы разработан с учетом накопленного опыта, рекомендаций всемирной организации здравоохранения и в соответствии с Законом РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“.

8. Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к радиоактивному загрязнению части территории Сосновского и Петровского районов Тамбовской области.

9. В настоящее время продолжает иметь место неблагополучная тенденция в состоянии здоровья детей и беременных женщин, проживающих в зонах с льготным социально-экономическим статусом.

В структуре детской заболеваемости существенно вырос удельный вес болезней эндокринной системы, в первую очередь заболеваний щитовидной железы.

Неудовлетворительное финансирование капитального строительства привело к вынужденной остановке работ на строительстве объектов здравоохранения Сосновского и Петровского районов.

В Тамбовской области остается высоким уровень абортов, осложнений и материнской смертности после них. Охват гормональной контрацепцией в области низкий. Недостаточно используются средства массовой информации в разрешении данной проблемы.

Все это свидетельствует о необходимости укрепления службы планирования семьи, интеграции усилий медицинских, социальных работников, органов народного образования, средств массовой информации.

10. Большой проблемой в области является рост злокачественных новообразований с 332 до 333,8 на 100 тыс. населения.

В структуре заболеваемости ведущее место занимают опухоли легкого, желудка. Слабая материально-техническая база областного онкологического диспансера не позволяет применять новейшие технологии в обследовании больных.

Учитывая высокую социальную значимость проблемы злокачественных новообразований, разработаны мероприятия по предупреждению онкологических заболеваний.

11. Для улучшения оказания медицинской помощи населению области в амбулаторно-поликлиническом звене необходимо укрепление материально-технической базы областного диагностического центра.

2. Цели и задачи

Целью мероприятий являются:

предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности, развитие и совершенствование деятельности сил и средств областной службы медицины катастроф по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и санитарно-эпидемической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях;

создание условий для реализации Закона РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“ и обеспечение гарантированного государством современного уровня и качества психиатрической помощи;

улучшение организации лечебной помощи больным сахарным диабетом, повышение ее эффективности, предупреждение осложнений;

снижение уровня заболеваемости сахарным диабетом 1 и 2 типа и раннее его выявление;

сокращение потерь по временной нетрудоспособности по сахарному диабету;

снижение инвалидизации больных сахарным диабетом вследствие его поздних осложнений;

снижение смертности больных сахарным диабетом вследствие сосудистых осложнений;

обеспечение качества организации противотуберкулезной помощи населению в новых экономических условиях;

проведение иммунизации населения в возрасте до 30 лет, в первую очередь детей;

внедрение новых методов диагностики и лечения больных в областном противотуберкулезном диспансере;

лечение контролируемым методом, укороченными курсами с расширением набора антибактериальных препаратов;

предупреждение распространения СПИДа половым путем;

предупреждение распространения СПИДа через кровь в лечебных учреждениях при проведении медицинских манипуляций;

обеспечение своевременного выявления, диагностики, лечения и диспансеризации на современном уровне;

организация широкой и повсеместной информации населения в печати, по каналам телевидения и радиовещания по предупреждению заболевания СПИДом;

улучшение качества подготовки и информационного обеспечения медицинских кадров по вопросам профилактики СПИДа;

совершенствование системы эпидемиологического надзора за больными СПИДом и лицами из групп высокого риска заражения этой инфекцией;

ликвидация и снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами вакцинопрофилактики, в том числе:

ликвидация полиомиелита к 2000 году;

снижение заболеваемости коклюшем до 5 случаев на 100 тыс. населения;

снижение заболеваемости корью до 3 случаев на 100 тыс. населения;

внедрение эффективной подготовки подростков и молодежи к семейной жизни;

консультирование по вопросам планирования семьи, профилактики заболеваний, передающихся половым путем;

совершенствование подготовки кадров медицинских, педагогических и социальных работников высшего и среднего звена для работы в учреждениях службы планирования семьи;

улучшение диагностики онкологических заболеваний, полный охват выявленных больных диспансерным наблюдением;

обеспечение населения доступной диагностической помощью, особенно на достигнутом этапе.

Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:

обеспечение развития и совершенствования областной службы медицины катастроф;

экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях;

санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

научное, кадровое и материально-техническое обеспечение областной службы медицины катастроф;

повышение эффективности и доступности психиатрической помощи;

совершенствование форм специализированной психиатрической помощи, в том числе детям, подросткам;

привлечение психологов, социальных работников и юристов для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь;

полноценное лекарственное обеспечение лиц, страдающих психическими расстройствами;

обеспечение больных сахарным диабетом высококачественными сахароснижающими препаратами и диетическими продуктами;

организация диабетического центра;

обеспечение противотуберкулезных учреждений противотуберкулезными препаратами, антибиотиками широкого спектра действия в достаточном объеме для полноценного лечения больных туберкулезом и сопутствующих туберкулезу заболеваний;

создание условий для обеспечения населения Тамбовской области при амбулаторном лечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с льготами, установленными законодательством Российской Федерации;

приобретение передвижных флюорографов, рентгеновских аппаратов с высокими разрешающими возможностями;

усиление материально-технической базы лабораторий лечебно-профилактических учреждений и лабораторий центров госсанэпидемнадзора. Организация при территориальных медицинских учреждениях централизованных стерилизационных отделений;

организация на базе областной инфекционной больницы центра по профилактике и борьбе со СПИДом, предоставления помещения для размещения центра;

обеспечение достаточной материальной базы для проведения прививок;

совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми вакцинацией;

создание постоянной информационно-пропагандистской системы по вопросам эффективности вакцинации профилактики инфекционных заболеваний;

достижение высокого уровня охвата детей и взрослых профилактическими прививками;

совершенствование системы оказания медицинской помощи детям, беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

обеспечение детей, проживающих на радиактивно-загрязненных территориях, продуктами питания с лечебно-профилактическими свойствами;

улучшение состояния здоровья детей-инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также бытовых условий содержания;

совершенствование системы оказания социально-психологической и педагогической помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

обеспечение ввода в действие строящихся объектов здравоохранения;

обеспечение онкологических больных противоопухолевыми препаратами, антибиотиками широкого спектра действия и другими средствами;

укрепление материально-технической базы - продолжение строительства областного онкологического диспансера;

оснащение диагностического центра областной больницы современным медицинским оборудованием;

широкое применение современных средств и методов диагностики.

Ожидаемый результат:

повышение защиты прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи;

обеспечение адекватного лечения и реабилитации больных;

укрепление материально-технической базы.

Реализация программы потребует финансовых затрат из федерального, областного, местных бюджетов и средств ФОМСа.

Общая сумма затрат составит 230760,0 тыс. рублей,

в том числе: 1998 год - 30976,0 тыс. рублей

1999 год - 103692,0 тыс. рублей

2000 год - 96092,0 тыс. рублей.