Российские законы

Закон Тамбовской области от 16.07.1998 N 28-З “О Тамбовской областной избирательной комиссии“ (принят Тамбовской областной Думой 16.07.1998)

Утратил силу в связи с принятием Закона Тамбовской области от 29.01.2003 N 95-З.

16 июля 1998 года N 28-З

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Принят

Постановлением

Тамбовской областной Думы

от 16 июля 1998 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа организации и деятельности Тамбовской областной избирательной комиссии

1. Статус, порядок формирования и компетенция Тамбовской областной избирательной комиссии (второе равнозначное наименование - избирательная комиссия Тамбовской области) регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, другими федеральными законами, Уставом (Основным законом) Тамбовской области, настоящим Законом, другими законами Тамбовской области.

2. Тамбовская областная избирательная комиссия (далее по тексту - областная избирательная комиссия, избирательная комиссия, комиссия) руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, другими федеральными законами, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Тамбовской области, настоящим Законом, другими законами Тамбовской области, а также инструкциями и иными нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

3. Решения, (правовые акты) областной избирательной комиссии, связанные с обеспечением реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации должны соответствовать законодательству и подлежат официальному опубликованию в установленном порядке.

Статья 2. Пределы действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Тамбовской области.

2. Настоящий Закон определяет правовое положение областной избирательной комиссии, порядок формирования и деятельности, компетенцию, полномочия избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Тамбовской области, депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, референдума Тамбовской области, местных референдумов, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Тамбовской области, другими законами.

Глава 2. СТАТУС, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ

ОБЛАСТНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья 3. Статус областной избирательной комиссии

1. Избирательная комиссия является государственным органом Тамбовской области и в пределах своей компетенции обеспечивает на территории области реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подготовку и проведение выборов, референдумов, иных избирательных действий соответствующего уровня, единообразное применение федеральных законов, законов области, координацию деятельности нижестоящих избирательных комиссий, оказание им правовой, методической, организационно - технической помощи, а также решение иных вопросов, отнесенных к компетенции областной избирательной комиссии.

При проведении референдума Российской Федерации, референдума Тамбовской области областная избирательная комиссия действует в качестве комиссии референдума.

2. Областная избирательная комиссия в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Тамбовской области является вышестоящей избирательной комиссией для других избирательных комиссий (комиссий референдума), сформированных на территории области.

3. В соответствии с Уставом (Основным законом) Тамбовской области областная избирательная комиссия обладает правом законодательной инициативы в областной Думе по вопросам своего ведения.

4. Областная избирательная комиссия является юридическим лицом, имеет раздельный самостоятельный баланс по средствам федерального бюджета и средствам областного бюджета, расчетные счета в банке, круглую гербовую печать, штамп, бланки со своими реквизитами.

5. Областная избирательная комиссия может иметь свои знаки атрибутики (вымпел, эмблему и др.), учреждать Почетную грамоту областной избирательной комиссии.

6. Избирательная комиссия имеет в оперативном управлении обособленное имущество, в том числе полученное от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, может от своего имени приобретать и осуществлять в установленном законодательством порядке имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

7. Избирательная комиссия вправе в установленном законодательством порядке осуществлять издательскую деятельность, связанную с обеспечением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, подготовкой и проведением выборов (референдумов).

8. Избирательная комиссия не вправе осуществлять деятельность коммерческого, а также благотворительного характера.

Статья 4. Формирование и срок полномочий областной избирательной комиссии

1. Областная избирательная комиссия действует на постоянной основе. Срок полномочий избирательной комиссии четыре года.

2. Избирательная комиссия формируется в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Тамбовская областная Дума и глава администрации Тамбовской области обязаны назначить членов областной избирательной комиссии нового состава не позднее 15 дней после даты истечения срока полномочий областной избирательной комиссии, который исчисляется со дня первого заседания избирательной комиссии.

3. Формирование избирательной комиссии осуществляется областной Думой и главой администрации области открыто и гласно на основе предложений всероссийских, межрегиональных или областных избирательных объединений (избирательных блоков), общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, областной избирательной комиссии предыдущего (действующего состава). Общественные объединения вправе вносить предложения о формировании избирательной комиссии при условии, что они созданы и зарегистрированы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления.

Государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

4. Формирование областной избирательной комиссии органами государственной власти осуществляется исключительно на паритетной основе. Шесть (6) членов избирательной комиссии назначаются областной Думой и шесть (6) членов комиссии назначаются главой администрации области. Областная Дума и глава администрации области обязаны назначить не менее одной трети назначаемого ими количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений (избирательных блоков), имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Решения о подготовке к формированию областной избирательной комиссии принимаются областной Думой и главой администрации области не позднее чем за 60 дней до истечения полномочий избирательной комиссии и публикуются не позднее чем через 10 дней после их принятия.

Период времени для направления предложений избирательными объединениями (избирательными блоками), общественными объединениями, выборными органами местного самоуправления, избирательной комиссией предыдущего (действующего) состава по кандидатурам при формировании избирательной комиссии нового состава должен составлять не менее 30 дней.

6. Решения избирательных объединений (избирательных блоков), общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, областной избирательной комиссии предыдущего состава должны быть приняты уполномоченными на то органами в порядке, предусмотренном их уставами, регламентами (в том числе тайным или открытым голосованием), и оформлены надлежащим образом (решением, постановлением, выпиской из протокола заседания, собрания, конференции, съезда) с приложением основных биографических сведений о кандидате, в частности, об образовании, семейном положении, о наличии гражданства иностранного государства (двойного гражданства), об отбытии наказания в местах лишения свободы по приговору суда (о судимости), краткой характеристики кандидата и его заявления согласии на назначение членом областной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Одновременно избирательное объединение (избирательный блок), общественное объединение представляют копии своего устава и свидетельства о регистрации.

7. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Тамбовской областной Думы, право внесения предложений о составе избирательной комиссии сохраняется за избирательными объединениями (избирательными блоками), имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации последнего созыва.

8. Назначение членов избирательной комиссии областной Думой производится в соответствии с регламентом на ее заседании путем открытого либо тайного голосования. Назначенным членом избирательной комиссии считается кандидат, получивший поддержку более половины депутатов областной Думы от числа избранных.

9. Решение о назначении членов областной избирательной комиссии оформляется постановлением областной Думы и постановлением главы администрации области.

10. В случае истечения полномочий областной избирательной комиссии в период после назначения (установления) даты выборов (референдума) уполномоченным на то органом, ее формирование осуществляется после представления комиссией финансового отчета по результатам этих выборов (референдума).

11. Сведения о составе областной избирательной комиссии подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации.

12. Местонахождение областной избирательной комиссии - г. Тамбов.

Статья 5. Статус члена областной избирательной комиссии с правом решающего голоса

1. Членом областной избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть назначен гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

2. Членами областной избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть депутаты областной Думы, депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, прокуроры, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей, избирательных объединений (избирательных блоков), выдвинувших кандидатов (списки кандидатов), инициативных групп по проведению референдума, члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, или лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.

3. Член областной избирательной комиссии не может быть одновременно членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума.

4. Член областной избирательной комиссии с правом решающего голоса по решению комиссии может работать в избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе.

5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий в ней на штатной основе, не может замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

6. Срок полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий областной избирательной комиссии.

7. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;

признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

смерти члена избирательной комиссии;

признания члена избирательной комиссии (на основании заявления избирательной комиссии) решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;

появления оснований, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

8. При появлении оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, член избирательной комиссии обращается в трехдневный срок соответственно в областную Думу или к главе администрации области с письменным заявлением о сложении своих полномочий.

В случае, если в указанный срок данный член избирательной комиссии не обратился с письменным заявлением в орган, его назначивший, избирательная комиссия обращается в областную Думу или к главе администрации области с просьбой о досрочном прекращении полномочий данного члена комиссии и необходимости назначения нового члена комиссии.

Сведения об изменениях в составе избирательной комиссии подлежат официальному опубликованию, могут доводиться до всеобщего сведения через средства массовой информации.

9. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии в соответствии со статьей 25 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и статьей 24 настоящего Закона.

10. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего не позднее чем в месячный срок со дня его выбытия.

11. Органы государственной власти Тамбовской области принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению замещающих должности на постоянной (штатной) основе членов избирательной комиссии.

Размер и виды денежного содержания работающих на постоянной (штатной) основе членов комиссии определяются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области.

12. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному администрацией (работодателем) на период подготовки и проведения выборов (референдума) от основной работы на основании письменного заявления члена комиссии и соответствующего решения избирательной комиссии, сохраняется средний заработок по месту основной работы за счет средств администрации (работодателя). При этом данному члену избирательной комиссии с правом решающего голоса дополнительная оплата труда в избирательной комиссии может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов (референдума), в размерах и порядке, установленных областной избирательной комиссией, а при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации - в размерах и порядке, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Основанием для выплаты данному члену комиссии среднего заработка по месту основной работы является приказ (распоряжение) администрации (работодателя) об освобождении для работы в комиссии и справка (выписка из протокола заседания избирательной комиссии, заверенная секретарем), подписанная председателем избирательной комиссии.

13. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов (референдума), иных избирательных действий не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

14. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения соответствующих выборов (референдума), не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с основной работы или без его согласия переведен на другую работу.

15. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса выдается удостоверение установленного образца.

Статья 6. Статус члена областной избирательной комиссии с правом совещательного голоса

1. В соответствии с федеральным законодательством и законодательством области о выборах и референдумах в областную избирательную комиссию могут быть назначены члены комиссии с правом совещательного голоса, статус которых определяется соответствующими законами о выборах и референдумах.

2. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов (референдума), за исключением права выдачи бюллетеней нижестоящим комиссиям, составления протокола о результатах выборов (референдума), права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции избирательной комиссии, и права подписывать решения областной избирательной комиссии.

Статья 7. Полномочия членов областной избирательной комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса

1. Член областной избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.

В случае невозможности по уважительной причине прибытия на заседание избирательной комиссии, член комиссии обязан своевременно известить об этом председателя или секретаря избирательной комиссии.

2. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса:

вправе присутствовать на любых совещаниях комиссии и ее аппарата;

давать в соответствии с распределением обязанностей между членами комиссии поручения работникам аппарата комиссии при подготовке соответствующих вопросов, вносимых на ее рассмотрение;

вносить предложения о привлечении ученых и специалистов к экспертной, аналитической и иной работе, связанной с деятельностью избирательной комиссии;

осуществлять иные права и обязанности, а также нести ответственность, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Тамбовской области.

3. Члены областной избирательной комиссии организуют работу по конкретным направлениям деятельности избирательной комиссии и несут ответственность за ее результаты.

4. Член областной избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

заблаговременно извещается о заседаниях избирательной комиссии;

вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе с находящимися на машиночитаемых носителях) областной избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, (комиссий референдума) и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;

вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, законами области, настоящим Законом в Центральную избирательную комиссию или в суд.

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ОБЛАСТНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья 8. Взаимодействие областной избирательной комиссии с Центральной избирательной комиссией и полномочия ее при проведении выборов в федеральные органы государственной власти

Порядок взаимодействия областной избирательной комиссии с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, полномочия областной избирательной комиссии при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации регламентируются Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, другими федеральными законами, нормативными актами, инструкциями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия областной избирательной комиссии по назначению и проведению выборов

1. В случае, если областная Дума не назначит выборы депутатов областной Думы или главы администрации области в установленный срок, то выборы проводятся областной избирательной комиссией соответственно во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий областной Думы или главы администрации области.

Постановление областной избирательной комиссии о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем за 90 дней до дня выборов.

2. В случае, если в соответствии с установленным порядком областная Дума досрочно прекратит исполнение своих полномочий и не назначит выборы в установленный законом срок, выборы проводятся областной избирательной комиссией во второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полномочий областной Думы.

Решение областной избирательной комиссии о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Статья 10. Полномочия областной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти области, референдума области

1. Полномочия и порядок деятельности областной избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти области, референдума области, устанавливаются Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, законами области.

2. Областная избирательная комиссия в пределах своих полномочий:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует и проводит проверки соблюдения законности при подготовке и проведении выборов (референдумов);

в) издает на основании и во исполнение законов области инструкции и иные правовые акты по вопросам подготовки и проведения выборов (референдумов);

г) руководит деятельностью нижестоящих окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий (комиссий референдума), оказывает им методическую и организационно - техническую помощь;

д) осуществляет координацию деятельности избирательных комиссий всех уровней в области;

е) распределяет финансовые средства, выделенные из федерального и областного бюджетов или полученные в порядке предоставления кредита на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов (референдума), обеспечение деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума), контролирует целевое использование указанных средств, а также соблюдение порядка финансирования избирательной кампании (референдума);

ж) контролирует своевременность и полноту опубликования окружными и территориальными избирательными комиссиями сведений о размерах и источниках образования избирательных фондов, а также отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков о затратах, произведенных за счет этих фондов;

з) заслушивает сообщения администрации области, органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов (референдума);

и) определяет схему образования избирательных округов и представляет ее на утверждение областной Думе, либо утверждает схему образования избирательных округов самостоятельно в случаях, предусмотренных законами области;

к) устанавливает единую нумерацию избирательных участков (участков референдума) на территории всей области;

л) регистрирует в соответствии с законодательством избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума области;

м) обеспечивает в соответствии с законодательством о выборах регистрацию кандидатов и публикацию сообщений об этом в средствах массовой информации;

н) обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной агитационной деятельности для всех зарегистрированных кандидатов;

о) устанавливает формы и цвет избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме), списком избирателей и другие избирательные документы, утверждает образцы печатей избирательных комиссий и иной избирательной атрибутики;

п) осуществляет контроль за соблюдением установленного законом порядка обработки итогов голосования и определения результатов выборов (референдума);

р) контролирует своевременность и полноту опубликования окружными и территориальными избирательными комиссиями сведений о размерах и источниках образования избирательных фондов, а также отчетов кандидатов, избирательных объединений (избирательных блоков) о затратах, произведенных за счет этих фондов;

с) устанавливает общие результаты (итоги) выборов (итоги референдума), опубликования и обнародования их в печати, направляет в средства массовой информации, обеспечивает передачу документов, связанных с их подготовкой и проведением, в соответствующий архив;

т) осуществляет контроль за своевременностью опубликования окружными и территориальными избирательными комиссиями сведений о результатах выборов по избирательным округам и территориям муниципальных образований в средствах массовой информации;

у) обеспечивает установленный законом области порядок и сроки доставки и хранения избирательных документов;

ф) в случаях и порядке, предусмотренных законами области, организует дополнительные выборы депутатов областной Думы вместо выбывших, а также повторные выборы;

х) назначает выборы в случаях, предусмотренных законами;

ц) обеспечивает реализацию федеральных и региональных целевых программ, связанных с повышением правовой культуры избирателей, членов избирательных комиссий, развитием и использованием автоматизированных информационных систем, а также по другим вопросам и направлениям;

ч) рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий (комиссий референдума) и принимает по ним решения (правовые акты);

ш) обращается в суд с заявлением о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии в случае нарушения соответствующей комиссией избирательных прав граждан, повлекшего признания в установленном законом порядке недействительными итоги голосования на соответствующей территории либо результаты выборов (референдума);

щ) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Тамбовской области, правовыми актами, поручениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Статья 11. Участие областной избирательной комиссии в организации и проведении муниципальных выборов, местных референдумов

1. Областная избирательная комиссия при подготовке и проведении муниципальных выборов, (местных референдумов) контролирует соблюдение избирательных прав, права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации;

координирует деятельность избирательных комиссий (комиссий референдума);

формирует территориальную избирательную комиссию, а также обращается с заявлением в суд о ее расформировании в случаях, сроки и в порядке, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами области;

оказывает правовую, методическую, организационно-техническую и иную помощь территориальным, окружным, участковым избирательным комиссиям (комиссиям референдума), иным участникам избирательного процесса по реализации на территории муниципального образования федеральных и региональных целевых программ по повышению правовой культуры избирателей, членов избирательных комиссий, по развитию и использованию государственной автоматизированной информационной системы, а также по другим вопросам и направлениям;

контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, в том числе для размещения технических комплексов государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы“, транспортом и связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов (референдума);

обеспечивает и контролирует соблюдение единых нормативов технологического оборудования, необходимого для организации работы избирательных комиссий (комиссий референдума) и голосования избирателей (участников референдума);

издает инструкции, разъяснения и иные правовые акты в целях обеспечения единообразного применения соответствующего закона области;

обеспечивает единообразное использование на территории муниципального образования государственной автоматизированной информационной системы;

обобщает результаты (итоги) выборов (референдума), иных избирательных действий, направляет их в средства массовой информации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами области, правовыми актами и поручениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

2. При подготовке и проведении муниципальных выборов (местных референдумов), решения и действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии (комиссии референдума), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в областную избирательную комиссию.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЛАСТНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья 12. Заседания областной избирательной комиссии

1. Избирательная комиссия вправе рассмотреть на своем заседании любой вопрос, входящий в ее компетенцию, и принять решение в пределах полномочий, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом (Основным законом) Тамбовской области, законами области.

2. Избирательная комиссия на своем заседании рассматривает также вопросы, связанные с осуществлением полномочий, выполнением правовых актов и поручений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, если иной порядок рассмотрения данных вопросов не предусмотрен соответствующим решением (правовым актом) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

3. Исключительно на заседаниях избирательной комиссии решаются вопросы:

избрания на должность и освобождения от должности председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии;

распределения обязанностей между членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в случаях, предусмотренных законами;

принятия Регламента избирательной комиссии, внесения в него изменений и дополнений;

утверждения перспективных и иных планов работы (мероприятий) избирательной комиссии;

установления структуры и штатов аппарата избирательной комиссии и утверждения Положения об аппарате;

назначения выборов в органы государственной власти области в случаях и порядке, предусмотренными федеральными законами, законами области;

принятия инструкций, разъяснений и иных правовых актов по обеспечению единообразного применения законов области, по организации и проведению выборов (референдума);

финансового обеспечения подготовки и проведения выборов (референдума);

регистрации кандидатов (списков кандидатов), избирательных блоков, уполномоченных представителей, избирательных объединений, избирательных блоков (инициативных групп по проведению референдума), доверенных лиц в случаях, предусмотренных законами;

утверждения формы и текста избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме), открепительных удостоверений, списка избирателей (участников референдума), а также иных избирательных документов;

определен“я результатов выборов (референдума);

отмены решений нижестоящих избирательных комиссий (комиссий референдума) в случаях и порядке, предусмотренными законами, и принятия решения по существу;

формирования избирательных комиссий в случаях, сроки и в порядке, предусмотренными законами, обращения в суд с представлением об отмене регистрации кандидатов, расформировании нижестоящей избирательной комиссии (комиссии референдума) в соответствии с законами.

Статья 13. Порядок проведения первого заседания областной избирательной комиссии нового состава, избрания председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии

1. Областная избирательная комиссия нового состава собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии.

Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются.

2. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа членов избирательной комиссии.

3. Первое заседание избирательной комиссии открывает старейший по возрасту член избирательной комиссии с правом решающего голоса и ведет его до избрания председателя областной избирательной комиссии.

4. На первом заседании избирательной комиссии:

председательствующий представляет членов комиссии с правом решающего голоса, назначенных в соответствии с настоящим Законом;

избирается открытым голосованием счетная комиссия в составе трех членов избирательной комиссии с правом решающего голоса большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии;

проводятся выборы председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии в порядке, установленном настоящим Законом.

5. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней и избирательного ящика.

6. В список для тайного голосования на должность председателя избирательной комиссии вносятся фамилии, имена, отчества кандидатов, выдвинутых членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. Допускается включение в бюллетень для голосования одного кандидата.

7. По кандидатам, баллотирующимся на должность председателя избирательной комиссии, может перед голосованием проводиться обсуждение.

8. Избранным на должность председателя областной избирательной комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

9. В случае, если в бюллетень для голосования было включено два и более кандидата, и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов членов комиссии, осуществляются следующие процедуры:

при включении в бюллетень в первом туре голосования более двух кандидатов, второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов;

если в первом туре голосования в бюллетень было включено два кандидата, то второй тур голосования проводится по одному кандидату, получившему наибольшее число голосов;

если за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, следующие включенные в бюллетень два и более кандидата получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для голосования во втором туре голосования.

10. Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура выборов, начиная с выдвижения, повторяется вновь до избрания председателя избирательной комиссии.

11. Избрание председателя комиссии оформляется (утверждается) постановлением областной избирательной комиссии.

12. Председатель областной избирательной комиссии замещает должность в избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе.

13. Избрание заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии проводится в порядке, предусмотренном настоящей статьей для избрания председателя комиссии.

14. Председатель, заместитель председателя, секретарь областной избирательной комиссии должны иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

15. Должности председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, замещаемые на постоянной основе, относятся к государственным должностям категории “А“ Тамбовской области.

16. По истечении срока полномочий председателю, заместителю председателя, секретарю комиссии, работавших в ней на постоянной (штатной) основе, предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же, либо с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.

Статья 14. Статус и полномочия председателя областной избирательной комиссии

1. Председатель областной избирательной комиссии является должностным лицом областной избирательной комиссии и в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Тамбовской области, Регламентом областной избирательной комиссии осуществляет следующие полномочия:

представляет избирательную комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, их должностными лицами, а также иными лицами;

созывает заседания избирательной комиссии и председательствует на них;

подписывает постановления, договоры и иные документы (правовые акты) комиссии, принятые в пределах ее компетенции;

издает распоряжения по вопросам, относящимся к его компетенции;

дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам комиссии;

осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата комиссии;

осуществляет контроль за реализацией решений комиссии и работой аппарата комиссии;

является распорядителем финансовых средств, получаемых комиссией из федерального бюджета, областного бюджета или иных источников, предусмотренных законами;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами, Регламентом областной избирательной комиссии.

2. Председатель областной избирательной комиссии может быть досрочно освобожден от занимаемой должности на основании решения комиссии, принимаемого большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Вопрос о досрочном освобождении от занимаемой должности председателя рассматривается комиссией при поступлении его личного заявления, а также по инициативе не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса в связи с допущенными им нарушениями законодательства и ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.

Статья 15. Статус и полномочия заместителя председателя и секретаря областной избирательной комиссии

1. Заместитель председателя избирательной комиссии:

выполняет поручения председателя избирательной комиссии;

осуществляет полномочия председателя избирательной комиссии в случае его отсутствия, невозможности выполнения им своих обязанностей;

выполняет иные полномочия, предусмотренные законами, Регламентом областной избирательной комиссии.

2. Заместитель председателя избирательной комиссии работает в комиссии, как правило, на постоянной (штатной) основе.

3. Секретарь избирательной комиссии:

обеспечивает организационно - техническую и документационную подготовку заседаний избирательной комиссии;

организует перспективное и текущее планирование деятельности комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;

обеспечивает доведение постановлений и иных документов и материалов комиссии до сведения членов областной избирательной комиссии, других избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан;

направляет информацию о состоявшихся заседаниях комиссии в средства массовой информации;

оформляет и подписывает постановления комиссии, протоколы заседания комиссии;

обеспечивает сохранность документов избирательной комиссии и передачу их в архив;

выполняет поручения председателя комиссии;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами, Регламентом областной избирательной комиссии.

4. В случае досрочного освобождения от должностей, а также иного временного отсутствия заместителя председателя, секретаря комиссии их обязанности по представлению председателя могут быть возложены постановлением избирательной комиссии на других членов комиссии с правом решающего голоса.

5. Заместитель председателя, секретарь областной избирательной комиссии могут быть досрочно освобождены от занимаемых должностей на основании решения комиссии, принимаемого большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Вопрос о досрочном освобождении от занимаемых должностей заместителя и секретаря комиссии рассматривается комиссией при поступлении их личных заявлений, по требованию председателя комиссии, а также по инициативе не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса в связи с допущенными ими нарушениями законодательства и ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.

Статья 16. Организация деятельности областной избирательной комиссии

1. Деятельность областной избирательной комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.

2. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии в соответствии с планом работы (мероприятий) избирательной комиссии, но не реже одного раза в месяц, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса от установленного числа членов избирательной комиссии.

Указанное требование о созыве заседания комиссии должно быть представлено председателю комиссии (или его заместителю, если он выполняет поручение председателя комиссии) в письменной форме с необходимым количеством подписей членов избирательной комиссии. Заседание избирательной комиссии проводится в срок, предлагаемый данными членами избирательной комиссии, или не позднее чем в недельный срок со дня поступления письменного требования, а в день выборов - незамедлительно.

3. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов избирательной комиссии с правом решающего голоса от установленного числа членов комиссии.

4. Избирательная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с перспективными и текущими (календарными) планами работы, а также планами мероприятий по подготовке и проведению выборов, референдумов, иных избирательных действий.

5. Планы работы комиссии утверждаются на заседании областной избирательной комиссии в порядке и сроки, предусмотренные Регламентом избирательной комиссии, и доводятся до сведения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, областной Думы, администрации области и иных заинтересованных органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.

6. Планы работы (мероприятий) областной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, реализации мероприятий федеральных целевых программ согласовываются с календарными планами работы (мероприятий) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

7. Информация о ходе выполнения планов периодически, но не реже одного раза в три месяца, рассматривается на заседаниях избирательной комиссии.

Статья 17. Правовые акты областной избирательной комиссии

1. Правовыми актами областной избирательной комиссии являются постановления, инструкции, распоряжения.

Правовые акты избирательной комиссии принимаются в сроки, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Тамбовской области, Регламентом областной избирательной комиссии.

2. Избирательная комиссия разрабатывает и принимает Регламент областной избирательной комиссии.

3. Постановления избирательной комиссии: об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов (референдума), в том числе об оплате расходов по их проведению за счет кредитов банков, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов (списков кандидатов), об итогах голосования или о результатах выборов (референдума), о признании выборов (референдума) несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии (комиссии референдума) и принятии иных решений в случаях и порядке, предусмотренных законом, принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

4. Постановления избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

5. При принятии постановлений избирательной комиссией в случае равного числа голосов “за“ и “против“ голос председателя избирательной комиссии является решающим.

6. Избирательная комиссия может принимать постановления посредством тайного голосования с использованием бюллетеней.

7. Постановления и протоколы заседаний избирательной комиссии подписываются председателем (председательствующим на заседании) и секретарем избирательной комиссии.

8. Член избирательной комиссии, не согласный с решением, (правовым актом), принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено комиссией на данном заседании комиссии, отражено в ее протоколе, приложено к нему, а в случае, если особое мнение члена комиссии касается вопроса, связанного с проведением выборов в федеральные органы государственной власти, (референдума Российской Федерации), должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем в трехдневный срок, а в день выборов и в день, следующий за днем выборов, - незамедлительно.

Член избирательной комиссии, высказавший особое мнение, должен быть проинформирован председателем областной избирательной комиссии в установленный законом срок о ходе и результатах рассмотрения особого мнения в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

9. Правовые акты областной избирательной комиссии вступают в силу с момента их принятия, если иное не установлено законом, Регламентом областной избирательной комиссии.

10. При необходимости по рассмотренным на заседании избирательной комиссии вопросам проводятся пресс-конференции, совещания и другие мероприятия информационного характера.

11. О принятом решении по жалобе избирательная комиссия информирует заявителя в письменной форме в порядке и сроки, установленные законами, Регламентом областной избирательной комиссии.

Статья 18. Гласность в деятельности областной избирательной комиссии

1. Деятельность областной избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов (референдума), подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов (референдума) осуществляется открыто и гласно.

2. Избирательная комиссия в сроки и порядке, установленные законами, информирует избирателей (участников референдума) о своем составе, местонахождении, номерах телефонов, факсов и иных средствах связи, об образовании избирательных округов и их границах, о порядке ознакомления со списками избирателей, (участников референдума), о регистрации инициативных групп по проведению референдума, о выдвижении и итогах регистрации кандидатов, их биографических данных, о расходовании финансовых средств избирательными комиссиями, поступлении и использовании средств избирательных фондов кандидатов (фонда по проведению референдума), о результатах голосования по каждому кандидату (списку кандидатов), (вопросу референдума), итогах выборов (референдума), а также по другим вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов (референдума).

3. На всех заседаниях областной избирательной комиссии вправе присутствовать члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или областной избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения (избирательного блока), список кандидатов от которого зарегистрирован Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.

Для присутствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное разрешение.

Областная избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания.

На заседаниях также вправе присутствовать представители органов государственной власти и местного самоуправления области, средств массовой информации.

На заседании избирательной комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

4. Решения (правовые акты) избирательной комиссии публикуются в средствах массовой информации, подлежат обнародованию (доведению до всеобщего сведения) иным способом в сроки, установленные законами.

5. Избиратель (участник референдума) имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях в областной избирательной комиссии, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

Статья 19. Аппарат областной избирательной комиссии

1. Правовое, организационно - методическое, информационно - аналитическое, финансовое, издательское, материально - техническое и иное обеспечение деятельности избирательной комиссии осуществляет аппарат областной избирательной комиссии.

2. Областная избирательная комиссия имеет аппарат, структура и штаты которого устанавливается комиссией самостоятельно в пределах средств, выделенных из федерального и областного бюджетов на финансирование ее деятельности.

3. Работники аппарата избирательной комиссии являются государственными служащими Тамбовской области.

Общее руководство работой аппарата избирательной комиссии осуществляет председатель избирательной комиссии.

Права, обязанности и ответственность работников аппарата областной избирательной комиссии, определяются законодательством, Положением об аппарате избирательной комиссии.

4. Для информационного обеспечения деятельности избирательной комиссии, оперативного оказания консультационных и иных услуг информационного характера избирателям и иным участникам избирательного процесса может быть создана приемная (информационный центр) при областной избирательной комиссии.

5. Для осуществления контроля за соблюдением установленного законодательством порядка финансирования избирательной кампании, (референдума), в том числе за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, (референдума), иных избирательных действий, источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов (фондов для участия в референдуме), для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений (избирательных блоков), (инициативных групп по проведению референдума) при областной избирательной комиссии создается контрольно - ревизионная служба.

6. При использовании в соответствии с законами государственной автоматизированной информационной системы в целом либо ее отдельных технических средств при проведении выборов (референдума), иных избирательных действий, в том числе при регистрации (учете) избирателей (участников референдума), составлении списков избирателей (участников референдума), установлении итогов голосования и определении результатов выборов (референдума), областная избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и правом совещательного голоса для контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы.

7. Избирательная комиссия может в пределах выделенных ей средств привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов (референдума), нештатных работников по трудовым договорам (контрактам).

Статья 20. Взаимодействие областной избирательной комиссии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными органами и организациями, их должностными лицами, гражданами

1. Областная избирательная комиссия в пределах своей компетенции не зависима от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Постановления и иные правовые акты избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для органов исполнительной власти области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, их должностных лиц, кандидатов, избирательных объединений (избирательных блоков), общественных объединений, организаций, их должностных лиц, инициативных групп по проведению референдума, избирателей, (участников референдума), соответствующих избирательных комиссий (комиссий референдума).

3. Администрация области, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным и муниципальным участием и их должностные лица обязаны оказывать областной избирательной комиссии содействие в реализации ее полномочий (в частности, при участии избирательной комиссии в организации и осуществлении государственной системы регистрации (учета) избирателей (участников референдума), предоставлять (в необходимых случаях обеспечивать охрану) помещения (в том числе для установки программно-технического комплекса государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы“), транспорт, средства связи, техническое оборудование комиссии, представлять сведения и материалы, давать письменные ответы на обращения комиссии в срок, установленный законами.

4. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации, учреждения, которые финансируются полностью или частично за счет средств областного или местного бюджета или средств органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации областной избирательной комиссии.

Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, не указанные в данной статье, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательной комиссии необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательной комиссии в срок, установленный законами.

Глава 5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТНОЙ

ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья 21. Финансовое обеспечение деятельности областной избирательной комиссии

1. Финансовое обеспечение деятельности областной избирательной комиссии, а также мероприятий, связанных с развитием избирательной системы, в том числе внедрением новых избирательных технологий, средств автоматизации, правовым обучением избирателей и организаторов выборов, производится за счет средств федерального бюджета и областного бюджета.

2. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляемых областной избирательной комиссией, производится за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, областного бюджета), в зависимости от уровня выборов, а в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными законами, законами области, - за счет кредитов банков.

3. Расходы областной избирательной комиссии предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете.

Статья 22. Контроль, учет и отчетность областной избирательной комиссии

1. Областная избирательная комиссия осуществляет контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов для обеспечения ее деятельности.

2. Областная избирательная комиссия ведет раздельный бухгалтерский учет по поступлению и расходованию средств, выделенных из федерального бюджета и областного бюджета.

3. Избирательная комиссия представляет бухгалтерский отчет, а также финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на обеспечение деятельности комиссии и реализацию федеральных целевых программ в порядке и сроки, установленные правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и законами области.

4. Председатель областной избирательной комиссии распоряжается денежными средствами и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательной комиссии по финансовым вопросам и представление финансовых отчетов в порядке и сроки, установленные законами.

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

ОБЛАСТНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья 23. Ответственность и обжалование решений и действий (бездействия) областной избирательной комиссии

1. Областная избирательная комиссия несет ответственность за нарушения избирательного законодательства и избирательных прав граждан в соответствии с действующим законодательством.

2. Решения и действия (бездействие) областной избирательной комиссии и ее должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, право на участие в референдуме соответствующего уровня, могут быть обжалованы в суд в порядке и сроки, установленные законами.

3. Решения (акты) областной избирательной комиссии, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу (Основному закону) Тамбовской области, либо принятые с превышением установленных полномочий, подлежат отмене Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или областным судом.

4. С жалобами на решения (акты) и действия (бездействие) областной избирательной комиссии, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обращаться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения (инициативные группы по проведению референдума), наблюдатели, а также избирательные комиссии (комиссии референдума).

5. Предварительное обращение в областную избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

6. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в областную избирательную комиссию, избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу.

7. Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню выборов, а в день выборов или в день, следующий за днем выборов, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок.

Статья 24. Расформирование областной избирательной комиссии

1. В случае нарушения областной избирательной комиссией избирательных прав граждан (права граждан на участие в референдуме), повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (в том числе на основании судебного решения), федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, недействительными итогов голосования на территории Тамбовской области в целом или ее части (более чем на одной четверти избирательных участков, участков референдума в области) либо результатов выборов (референдума), областная избирательная комиссия может быть расформирована судом соответствующей подсудности, установленной пунктом 2 статьи 63 вышеуказанного Федерального закона.

2. С заявлением в суд о расформировании областной избирательной комиссии вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа депутатов Тамбовской областной Думы, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

3. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально.

4. Областная Дума и глава администрации области обязаны сформировать избирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии в соответствии с требованиями настоящего Закона.

5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращение полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Глава 7. ВСТУПЛЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА В СИЛУ

Статья 25. Порядок вступления настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования в газете “Тамбовская жизнь“ за исключением статьи 21, которая вступает в силу с 1 января 1999 года.

2. Признать утратившим силу Закон Тамбовской области “Об областной избирательной комиссии Тамбовской области“ от 1 августа 1995 года N 30-З, со дня вступления в силу настоящего Закона за исключением статьи 4, которая действует до вступления настоящего Закона в полном объеме.

3. Областная избирательная комиссия, сформированная до вступления в силу настоящего Закона, а также члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающие на постоянной (штатной) основе, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который была сформирована избирательная комиссия.

4. Вакантные места в действующей областной избирательной комиссии замещаются в порядке, установленном Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, настоящим Законом.

Глава администрации области

А.И.Рябов

Председатель областной Думы

В.Н.Карев

г. Тамбов

16 июля 1998 года

N 28-З