Постановление Губернатора Ставропольского края от 21.05.1999 N 303 “О проекте федеральной целевой комплексной программы “Снижение уровня облучения населения города Лермонтова Ставропольского края от природных радиоактивных источников на 2000 - 2004 годы“
Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с изданием постановления Губернатора СК от 30.12.2004 N 783.Вступил в силу с 21 мая 1999 года (пункт 5 данного документа).
ГУБЕРНАТОР СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 1999 г. N 303
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
“СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ЛЕРМОНТОВА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ
ИСТОЧНИКОВ НА 2000 - 2004 ГОДЫ“
В целях снижения облучения жителей города Лермонтова от природных источников ионизирующего излучения и создания базы для проведения научно - практических исследований по проблеме защиты людей, проживающих в зонах естественной повышенной концентрации газа радона, постановляю:
1. Одобрить проект федеральной целевой комплексной программы “Снижение уровня облучения населения города Лермонтова Ставропольского края от природных радиоактивных источников на 2000 - 2004 годы“ (далее - Программа) согласно приложению.
2. Министерству экономики края, министерству финансов края, администрации Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого - курортного региона Российской Федерации, администрации города Лермонтова, государственному комитету по охране окружающей среды Ставропольского края, центру государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Ставропольском крае в 1999 году провести необходимую работу по доработке, согласованию и утверждению Программы в Правительстве Российской Федерации.
3. Министерству финансов края ежегодно, начиная с 2000 года, включать в расходную часть краевого бюджета на соответствующий год статью, предусматривающую финансирование мероприятий Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя Правительства Ставропольского края Ильясова С.В.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Ставропольского края
А.Л.ЧЕРНОГОРОВ
Приложение
к постановлению Губернатора
Ставропольского края
от 21.05.99 N 303
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
“СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
ЛЕРМОНТОВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ОТ ПРИРОДНЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ НА 2000 - 2004 ГОДЫ“
Наименование Программы федеральная целевая комплексная
программа “Снижение уровня
облучения населения города
Лермонтова Ставропольского
края от природных радиоактивных
источников на 2000 - 2004 годы“
Дата принятия решения о
разработке Программы,
дата ее утверждения
(наименование и номер
соответствующего
нормативного акта)
Государственный заказчик Правительство Ставропольского края
Программы и администрация города Лермонтова
Основной разработчик центр госсанэпиднадзора медико -
Программы санитарной части N 101
Федерального управления медико -
биологических и экстремальных
проблем при Министерстве
здравоохранения Российской Федерации
в г. Лермонтове, министерство
здравоохранения Ставропольского края,
министерство строительства и
архитектуры Ставропольского края,
государственный комитет по охране
окружающей среды Ставропольского края,
комитет природных ресурсов по
Ставропольскому краю
Цели и задачи Программы, создание безопасной для проживания и
важнейшие целевые здоровья населения г. Лермонтова
показатели Ставропольского края радиационно -
экологической обстановки путем
проведения мероприятий, направленных
на снижение уровня облучения от
природных радиоактивных источников;
создание на базе центра
госсанэпиднадзора медико - санитарной
части N 101 Федерального управления
медико - биологических и экстремаль-
ных проблем при Министерстве
здравоохранения Российской Федерации
в г. Лермонтове Ставропольского края
полигона федерального значения для
комплексных научно - практических
исследований по проблеме защиты
населения городов особо охраняемого
эколого - курортного региона Российс-
кой Федерации - Кавказских Минераль-
ных Вод и других регионов Российской
Федерации от воздействия радона и
других природных радиоактивных источ-
ников;
разработка нормативных и методических
документов по снижению уровня
облучения населения и
производственного персонала от
природных радиоактивных источников
Исполнители подпрограмм государственный научный центр
и основных мероприятий Российской Федерации “Институт
биофизики“;
Научно - технический центр “Нитон“;
Кольцовское государственное
федеральное унитарное предприятие;
центр госсанэпиднадзора медико -
санитарной части N 101 Федерального
управления медико - биологических и
экстремальных проблем при
Министерстве здравоохранения
Российской Федерации в
г. Лермонтове;
администрация г. Лермонтова
Объемы и источники для реализации Программы в
финансирования Программы 2000 - 2004 годах потребуется
237067,5 тыс. руб. в ценах 1999 года,
в том числе: из средств федерального
бюджета - 236280 тыс. рублей, из
средств бюджета Ставропольского края
- 787,5 тыс. рублей
Ожидаемые конечные снижение уровня облучения населения
результаты реализации г. Лермонтова до параметров,
Программы установленных нормами радиационной
безопасности;
общее снижение доз облучения от
природных источников в 3 - 4 раза;
улучшение состояния здоровья
населения города;
получение научно - практических
рекомендаций по снижению уровня
облучения населения от природных
источников радиации как для города,
так и для региона Кавказских
Минеральных Вод - особо охраняемого
эколого - курортного региона
Российской Федерации;
обеспечение гласности о состоянии
радиационно - экологической обстанов-
ки в г. Лермонтове
Система организации контроль за выполнением Программы
контроля за выполнением осуществляется Правительством
Программы Ставропольского края совместно с
Министерством экономики Российской
Федерации, Министерством финансов
Российской Федерации и другими
заинтересованными министерствами
и ведомствами
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Природные источники ионизирующего излучения создают около 70% суммарной дозы, получаемой человеком от всех источников радиации. Природные источники радиации воздействуют на людей как в коммунальных, так и в производственных сферах. Наибольшую долю в облучение населения вносят радон и его дочерние продукты распада. По данным научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР ООН), около 20% всех заболеваний раком легких может быть обусловлено воздействием радона и его дочерних продуктов распада.
Проведенные к настоящему времени в небольшом объеме отечественные исследования свидетельствуют о наличии в Российской Федерации территорий, опасных по природным источникам радиации. К таким территориям относится г. Лермонтов, расположенный в центре Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого - курортного региона Российской Федерации. Содержание радона и продуктов его распада в жилых и общественных зданиях г. Лермонтова в десятки раз превышает действующие санитарно - гигиенические нормативы. Высокие уровни радиационных факторов связаны с повышенным содержанием естественных радионуклидов в подлежащем грунте. Кроме того, для строительства жилых и общественных зданий города в 1950 - 1960-х годах использовался местный строительный материал (щебень) с повышенным содержанием радиоактивного радия.
Город Лермонтов занимает площадь 5 кв. км, его население составляет 25 тысяч человек. Градообразующим предприятием явилось горно - химическое рудоуправление (ныне - производственное объединение “Алмаз“) как первое в пятидесятых годах в нашей стране предприятие по добыче и переработке урансодержащего сырья, добываемого в близлежащих штольнях гор Бештау и Бык. Географически город расположен на западном склоне горы Бештау, в месте, где отмечается естественно повышенное содержание урана в подстилающем грунте. Это определило повышенный естественный уровень гамма - фона, а также повышенные уровни эксхаляции (выделение из грунта) радиоактивного газа радона.
По результатам выполненных (до 4 тысяч) замеров и исследований средний уровень эксхаляции радона в черте города составляет более 250 мБк/м2/с (миллибеккерелий/м2/сек), максимальные уровни эксхаляции радона составили более 4500 мБк/м2/с (при среднемировом уровне - 18 мБк/м2/с), эффективная средняя фоновая эквивалентная доза облучения (ЭЭД) населения города составляет около 15 - 18 мЗв/год (миллизиверт/в год), причем у жителей частных домов и квартир на первом этаже она превышает этот предел. Максимальные значения ЭЭД облучения только за счет радона превышают 70 мЗв/год, при допустимом пределе 1 мЗв/год от всех источников облучения, установленном Федеральным законом “О радиационной безопасности населения“. Данные выводы были сделаны центром госсанэпиднадзора медико - санитарной части N 101 Федерального управления медико - биологических проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации г. Лермонтова, научно - исследовательскими институтами (НИИ “Промтехнологии“, город Москва, НИИЦРБКО, город Москва, ВИРГ, город Санкт - Петербург).
При изучении состояния здоровья населения г. Лермонтова совместно с Государственным научным центром Российской Федерации “Институт биофизики“ города Москвы за последние 2 - 3 года получены предварительные сведения по изменению состояния здоровья населения города, включая онкологическую патологию, патологию детского населения и репродуктивного здоровья в целом.
В городе увеличилась заболеваемость беременных за счет значительного роста числа таких заболеваний, как анемия и пиелонефрит, возросла мертворождаемость и перинатальная смертность, увеличилась заболеваемость новорожденных практически всеми классами болезней, регистрируемых в этом периоде. Наиболее высокий прирост характерен для таких заболеваний, как врожденные инфекции, состояние асфиксии и гипоксии, синдром дыхательных расстройств у детей, родившихся с нормальным весом. При родоразрешениях у жительниц города отмечается высокая частота родостимуляций и родовспоможений, а также патологических родов. Показатели смертности на 10000 населения свидетельствуют о постоянном росте смертности от всех онкологических заболеваний и от патологии легочной системы в частности. С 1958 года смертность от всех онкологических заболеваний и от онкологической патологии легочной системы увеличилась более чем в 3 раза (с 80 случаев до 260 случаев и с 17 до 70 случаев соответственно). Коэффициенты смертности населения г. Лермонтова от новообразований молочной железы у женщин и предстательной железы у мужчин более высокие чем в целом по России. Смертность от рака молочной железы достоверно возросла в 2,5 раза. После стандартизации коэффициенты смертности по раку легкого были в 1,5 раза выше, чем в Ставропольском крае (оба пола), а у мужчин в - 1,9 раза, различие в последнем случае достоверно.
Возникновение указанных патологий может быть связано с комплексным воздействием радиационных факторов на население г. Лермонтова как в условиях производства по добыче и переработке радиоактивного сырья, так и в быту, при нахождении в неблагополучных по радону помещениях. По предварительным оценкам, более 2000 квартир г. Лермонтова, что составляет около 25% всего жилого фонда города, являются неблагоприятными по радону, так как имеют концентрацию радона в жилых помещениях 200 Бк/мЗ и больше. Около 1000 из указанных квартир имеют концентрацию радона 400 Бк/мЗ и выше. В соответствии с требованиями по радиационной безопасности жильцы этих квартир подлежат выселению, а квартиры - изменению характера использования. Концентрация радона в 500 квартирах превышает профессиональную норму для шахтеров, работающих в урановых рудниках. В данных квартирах проживают около 1500 человек, в том числе около 300 детей.
Проведение радиационно - защитных мероприятий в указанных помещениях должно осуществляться в соответствии с современными представлениями о механизмах поступления и накопления радиационных факторов в жилых помещениях. Необходимо разработать соответствующие проекты реконструкции жилых и общественных помещений, осуществить строительство маневренного жилого фонда для переселения жильцов на время проведения радонозащитных мероприятий в неблагополучных помещениях, построить общеобразовательную школу на 1300 мест и детский сад на 120 мест.
Правительством Ставропольского края, администрацией г. Лермонтова принимаются все возможные и необходимые меры по решению вопросов улучшения радиационно - экологической обстановки в г. Лермонтове, особое внимание уделяется соблюдению радиационной безопасности при строительстве новых и реконструкции существующих объектов, но эти меры явно недостаточны из-за дотационности краевого и городского бюджетов. Учитывая, что “ядерный щит“ создавался в интересах безопасности всей страны, обеспечение радиационной безопасности и охраны здоровья населения г. Лермонтова должно стать задачей государственной. Она должна решаться в соответствии с Федеральным законом “О радиационной безопасности населения“.
Реализация Программы позволит:
создать нормальные условия для проживания 25 тысяч жителей г. Лермонтова, значительно снизить уровень заболеваемости и смертности, повысить иммунный статус, уменьшить генетические изменения у населения, получить возможность растить здоровое поколение;
организовать полигон комплексных научно - исследовательских изысканий по проблеме защиты населения от радона;
разработать нормативно - методические документы по снижению уровня облучения населения от природных радиоактивных источников;
разработать и внедрить эффективные и экономичные методы приведения жилых помещений с высокими концентрациями радона к нормативным значениям как на территории Ставропольского края, так и в других регионах Российской Федерации.
2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основными целями Программы являются:
снижение уровня облучения населения города Лермонтова при проживании в квартирах, нахождении в административно - бытовых и производственных помещениях с повышенным содержанием радона;
обеспечение охраны здоровья населения в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
разработка нормативно - методических и правовых документов для проектирования и строительства радиационно безопасных зданий и сооружений, а также безопасной их эксплуатации.
Эти цели реализуются через решение следующих взаимосвязанных задач:
проведение эколого - гигиенических обследований территорий, зданий и сооружений в городе Лермонтове с оценкой состояния радиационно - экологической обстановки;
проведение геологических исследований с целью установления источников выделения радона;
создание полигона для комплексных научно - практических исследований по проблеме защиты населения городов Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого - курортного региона Российской Федерации и других регионов России от воздействия природных радиоактивных источников на базе центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора медико - санитарной части N 101 Федерального управления медико - биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации;
изучение состояния здоровья и выявление критических групп населения города Лермонтова;
решение вопросов реабилитации, медицинского, санаторно - курортного обслуживания и социальной защиты населения города, подвергшегося воздействию повышенного уровня радиации;
разработка и проведение мероприятий по снижению уровней облучения населения города Лермонтова;
создание благоприятных условий жизни для 25 тысяч человек.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для обеспечения эффективности решения задач Программы предусматривается осуществить мероприятия по следующим тематическим направлениям согласно приложению 1 к Программе, основными из которых являются:
проведение в городе Лермонтове оценки состояния радиационно - экологической обстановки;
изучение состояния здоровья жителей города и выявление критических групп населения, включая изучение медико - демографических, социальных, эпидемиологических, иммунологических и генетических аспектов здоровья населения;
разработка и проведение мероприятий по снижению уровня облучения населения города;
создание баз данных по результатам исследований и результатам противорадоновых мероприятий с целью анализа накопленной информации;
разработка нормативно - методических документов для проектирования и строительства радиационно безопасных зданий и сооружений.
В результате реализации Программы будут решены вопросы, связанные с проведением мероприятий по улучшению радиационной безопасности города Лермонтова, а также вопросы медицинской и социальной защиты населения и организации экологического мониторинга.
4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Объемы и источники финансирования по направлениям реализации федеральной целевой комплексной программы “Снижение уровня облучения населения города Лермонтова Ставропольского края на 2000 - 2004 годы“ приведены в приложении 2 к Программе.
5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
Выполнение Программы обеспечит:
снижение уровня облучения населения города Лермонтова от природных радиоактивных источников;
снятие ограничений на использование земель под сельскохозяйственные угодья, лесные насаждения, под строительство, а также использование промышленных объектов после дезактивации для решения конверсионных задач;
создание фрагмента единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого - курортного региона Российской Федерации (“ЕГАСКРО КМВ“);
гласность о состоянии радиационной обстановки;
уменьшение социально - психологического напряжения населения, вызываемого нарушениями экологической обстановки;
возврат былой славы курортам юга России.
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Государственные заказчики Программы - Правительство Ставропольского края и администрация г. Лермонтова осуществляют функции управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.
Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий по ее реализации, целевое и эффективное использование выделенных средств.
Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и государственного заказчика организуют экспертные проверки хода реализации Программы по срокам выполнения программных мероприятий, целевому и эффективному использованию выделяемых средств.
Приложение 1
к федеральной целевой комплексной
программе “Снижение уровня облучения
населения города Лермонтова
Ставропольского края от природных
радиоактивных источников
на 2000 - 2004 годы“
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ. ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
-------T-----------------------------T------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦NN ¦ Наименование мероприятий ¦ Источники финансирования, тыс. рублей, в ценах на 01.01.99 ¦
¦ ¦ подпрограммы, год +---------T----------T---------T---------T---------T---------T--------T----------T--------T--------T---------+
¦ ¦ ¦Всего ¦ Федераль-¦ Инвести-¦ Средства¦ Средства¦ Собст- ¦ Кредиты¦ Иностран-¦ Другие ¦ Другие ¦ Гаран- ¦
¦ ¦ ¦финансо- ¦ ный ¦ ционный ¦ краевого¦ местного¦ венные ¦ коммер-¦ ные ин- ¦ бюджет-¦ вне- ¦ тии ¦
¦ ¦ ¦ вых ¦ бюджет, ¦ кредит ¦ бюджета ¦ бюджета ¦ средства¦ ческих ¦ вестиции ¦ ные ¦ бюджет-¦ Прави- ¦
¦ ¦ ¦средств ¦ безвоз- ¦ ¦ ¦ ¦ предпри-¦ банков ¦ ¦ инвес- ¦ ные ¦ тельства¦
¦ ¦ ¦ на ¦ вратная ¦ ¦ ¦ ¦ ятия ¦ ¦ ¦ тиции ¦ источ- ¦ РФ ¦
¦ ¦ ¦проект ¦ основа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ники ¦ ¦
+------+-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦
+------+-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦Проведение в городе оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состояния радиационно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологической обстановки ¦ 1240 ¦ 1015 ¦ ¦ 22,5 ¦ 2,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 200 ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦1. ¦ 2000 ¦ 564 ¦ 455 ¦ ¦ 7,5 ¦ 1.5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 100 ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ 2001 ¦ 353 ¦ 245 ¦ ¦ 7,5 ¦ 0,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 100 ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ 2002 ¦ 138 ¦ 130 ¦ ¦ 7,5 ¦ 0,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ 2003 ¦ 185 ¦ 185 ¦ ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦Создание специализированного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1 ¦полигона по изучению радиаци-¦ 607 ¦ 390 ¦ ¦ 15 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 200 ¦ ¦
¦ ¦онно-экологической обстановки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в городе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ 2000 ¦ 409 ¦ 300 ¦ ¦ 7,5 ¦ 1,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 100 ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ 2001 ¦ 198 ¦ 90 ¦ - ¦ 7,5 ¦ 0,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 100 ¦ ¦
+------+-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦Радиационно - гигиенические и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дозиметрические обследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2 ¦помещений жилого фонда, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помещений административно - ¦ 207,5 ¦ 200 ¦ ¦ 7,5 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бытового, социального и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственного назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ 2000 ¦ 70 ¦ 70 ¦ ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ 2001 ¦ 70 ¦ 70 ¦ ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ 2002 ¦ 68 ¦ 60 ¦ ¦ 7,5 ¦ 0,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦Радиационно - гигиенические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обследования городской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территории, в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3 ¦селитебной зоны (включая ¦ 200 ¦ 200 ¦ ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гамма - съемку, измерение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровней эксхаляции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦радона из грунта) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ 2000 ¦ 70 ¦ 70 ¦ ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ 2001 ¦ 70 ¦ 70 ¦ ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+--------+---------+
¦ ¦ 2002 ¦ 60 ¦ 60 ¦ ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+--------+----------+--------+-“------+---------+
¦1.4 ¦Проведение контроля по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦радиационной безопасности ¦ 50 ¦ 50 ¦ ¦ “ ¦ Предотвращение строительства зданий и помещений из ¦
¦ ¦радиационной безопасности ¦ 50 ¦ 2000 - ¦ ¦ строительных материалов с повышенным содержанием ¦
¦ ¦строительных материалов ¦ ¦ 2003 ¦ ¦ природных радионуклидов ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+---------------------------------------------------------+
¦1.5 ¦Составление детальной “Радоновой¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦карты“ города по содержанию ¦ 100 ¦ 2003 ¦ НТЦ “Нитон“ ¦ ¦
¦ ¦радона в помещениях города и ¦ ¦ ¦ ЦГСЭН МСЧ N 101 ¦ ¦
¦ ¦уровням эксхаляции радона из ¦ ¦ ¦ГП “Кольцовгеология“ ¦ ¦
¦ ¦грунта ¦ ¦ ¦ ¦ Установление радиационно опасных зон в городе и ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+ прогнозирование радиационно - защитных мероприятий ¦
¦1.6 ¦Проведение районирования ¦ ¦ ¦ ¦ на участках будущей застройки ¦
¦ ¦территории города по степени ¦ 75 ¦ 2003 ¦ НТЦ “Нитон“ ¦ ¦
¦ ¦радиационной опасности при ¦ ¦ ¦ ЦГСЭН МСЧ N 101 ¦ ¦
¦ ¦проживании и производственной ¦ ¦ ¦ГП “Кольцовгеология“ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+---------------------------------------------------------+
¦2. ¦Изучение состояния здоровья и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выявление критических групп ¦ ¦ ¦ ¦Оценка состояния здоровья населения города с целью ¦
¦ ¦населения города (включая ¦ ¦ ¦ГНЦ “Институт ¦проведения оздоровительных и профилактических мероприятий¦
¦ ¦изучение медико-демографических ¦ 9206,5¦ 2002 - ¦ биофизики“ ¦ ¦
¦ ¦и социальных, ¦ ¦ 2004 ¦ ЦГСЭН МСЧ N 101 ¦ ¦
¦ ¦эпидемиологических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иммунологических и генетических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аспектов здоровья населения) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+---------------------------------------------------------+
¦3. ¦Решение вопросов реабилитации, ¦ ¦ ¦ ¦ Оздоровление населения города, продление периода ¦
¦ ¦медицинского, санаторно - ¦ ¦ ¦ ¦ активной жизнедеятельности, снижение уровня общей ¦
¦ ¦курортного обслуживания, ¦ ¦ ¦ ¦ заболеваемости ¦
¦ ¦социальной защиты населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦города, подвергшегося ¦ 4341 ¦ 2002 - ¦ Администрация города ¦ ¦
¦ ¦повышенному уровню облучения ¦ ¦ 2004 ¦ Лермонтова ¦ ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+---------------------------------------------------------+
¦4. ¦Разработка и проведение ¦ ¦ ¦ НТЦ “Нитон“ ¦ Предотвращение облучения населения города, оздоровление ¦
¦ ¦мероприятий по снижению уровней ¦ 222280 ¦ 2001 - ¦ ЦГСЭН МСЧ N 101 ¦ среды обитания, снятие психологической напряженности ¦
¦ ¦облучения населения города ¦ ¦ 2004 ¦ ГП “Кольцовгеология“ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Администрация города ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Лермонтова ¦ ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+---------------------------------------------------------+
¦4.1 ¦Выполнение проектно - ¦ ¦ ¦ ¦ Создание проектов проведения радиационно-защитных ¦
¦ ¦изыскательских работ, подготовка¦ ¦ ¦ ¦ мероприятий ¦
¦ ¦проектно-сметной документации на¦ 10250 ¦ 2001 ¦ ОАО “Оргстройпроект“, ¦ ¦
¦ ¦реконструкцию жилого фонда и ¦ ¦ ¦ г. Лермонтов ¦ ¦
¦ ¦объектов социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инфраструктуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+---------------------------------------------------------+
¦4.2 ¦Проведение специальных ¦ ¦ 2001 - ¦ Администрация города ¦ ¦
¦ ¦противорадоновых мероприятий ¦ 205000 ¦ 2004 ¦ Лермонтова ¦ ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+ Снижение концентрации радона в помещениях ¦
¦4.2.1 ¦Проведение реконструкции с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применением специальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦противорадоновых мероприятий ¦ 25000 ¦ 2002 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦жилого фонда и объектов ¦ ¦ 2004 ¦ Администрация города ¦ ¦
¦ ¦социальной инфраструктуры ¦ ¦ ¦ Лермонтова ¦ ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+---------------------------------------------------------+
¦4.2.2 ¦Строительство жилого дома ¦ 25000 ¦ 2003 - ¦ Администрация города ¦ Переселение жителей города из особо ¦
¦ ¦на 100 квартир ¦ ¦ 2004 ¦ Лермонтова ¦ неблагополучных квартир ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+---------------------------------------------------------+
¦4.2.3 ¦Строительство школы на 1300 мест¦ 50000 ¦ 2002 - ¦ Администрация города ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 2003 ¦ Лермонтова ¦ ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+ Снижение дозовой нагрузки на детское население города ¦
¦4.2.4 ¦Строительство детского сада ¦ 15000 ¦ 2002 - ¦ Администрация города ¦ ¦
¦ ¦ на 120 мест ¦ ¦ 2003 ¦ Лермонтова ¦ ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+---------------------------------------------------------+
¦4.3 ¦Решение вопросов социальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выплат при проживании в ¦ 7000 ¦ 2003- ¦ ¦ ¦
¦ ¦неблагополучной по радиации ¦ ¦ 2004 ¦ Администрация города ¦ Снятие социальной напряженности, улучшение ¦
¦ ¦территории ¦ ¦ ¦ Лермонтова ¦ жизненного уровня населения города ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+---------------------------------------------------------+
¦4.4. ¦Информационное обеспечение и ¦ 15 ¦ 2000 - ¦ НТЦ “Нитон“ ¦ Создание базы данных, разработка методических ¦
¦ ¦создание базы данных по ¦ ¦ 2004 ¦ ЦГСЭН МСЧ N 101 ¦рекомендаций по устранению радиационного воздействия ¦
¦ ¦радиационной обстановке ¦ ¦ ¦ ГП “Кольцовгеология“ ¦ на население ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Администрация города ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Лермонтова ¦ ¦
+-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+---------------------------------------------------------+
¦ ¦ ВСЕГО ¦ 237067,5¦ ¦ ¦ ¦
L-------+--------------------------------+---------+---------+-------------------------+----------------------------------------------------------