Российские законы

Постановление главы г. Ставрополя от 11.04.2000 N 1254 “О гражданской обороне“ (вместе с “Положением о гражданской обороне города Ставрополя“, “Положением об организации управления гражданской обороной в городе Ставрополе в военное время и поддержании органов управления в готовности к действиям“, “Положением о планировании мероприятий гражданской обороны на территории г. Ставрополя“)

Начало действия документа - 11.04.2000.

ГЛАВА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2000 г. N 1254

О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ “О гражданской обороне“ и в целях совершенствования гражданской обороны города Ставрополя постановляю:

1. Утвердить:

1.1. Положение о гражданской обороне города Ставрополя (приложение 1).

1.2. Положение об организации управления гражданской обороной города Ставрополя в военное время и поддержание органов управления в готовности к действиям (приложение 2).

1.3. Положение о планировании мероприятий гражданской обороны на территории города Ставрополя (приложение 3).

2. Главам администраций районов города - С.Ю.Лычманову, А.Ф.Быкодоровой, В.Н.Карлову, руководителям учреждений, организаций и предприятий города гражданскую оборону привести в соответствие с
утвержденными Положениями.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям - заместителя начальника гражданской обороны города Ставрополя полковника А.Х.Амилаханова.

Глава города Ставрополя

М.В.КУЗЬМИН

Приложение 1

к постановлению

главы города Ставрополя

от 11.04.2000 N 1254

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

1. Настоящее Положение определяет основы организации, подготовки и ведения гражданской обороны в г. Ставрополе, особые обязанности органов местного самоуправления г. Ставрополя, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, функции начальника гражданской обороны и органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, а также создание и обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

I. Общие положения

2. Гражданская оборона есть система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории города Ставрополя от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданская оборона в г. Ставрополе организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “О гражданской обороне“, другими федеральными законами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, города Ставрополя, а также с международным правом.

3. Основными задачами в области гражданской обороны являются:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий и вследствие этих действий;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных
действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при военных действиях или вследствие этих действий;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

4. В основе организации, подготовки и ведения гражданской обороны лежат следующие основные принципы:

- защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подлежит все население города Ставрополя, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории города;

- организация и ведение гражданской обороны является обязательной функцией органов местного самоуправления г. Ставрополя и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации;

- гражданская оборона на территории г. Ставрополя осуществляется в соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и г. Ставрополя;

- мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, планируются заблаговременно, осуществляются по возможности в мирное время,
наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введением степеней готовности ГО Президентом Российской Федерации на территории РФ или в отдельных ее местностях;

- мероприятия гражданской обороны планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов и сроков, оперативно-тактической и экономической обоснованности;

- гражданская оборона организуется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления г. Ставрополя, сочетания централизма в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями управления достаточной самостоятельности.

5. В целях дифференцированного подхода к определению содержания, объемов и сроков проведения мероприятий гражданской обороны по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей с учетом возможных опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется категорирование территорий и организаций с отнесением их соответственно к группам и категориям по гражданской обороне в соответствии с Перечнями территорий и организаций, отнесенных к группам и категориям по гражданской обороне утверждаемые постановлением Губернатора Ставропольского края по согласованию с Министерством Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.

6. Характер, объемы, сроки и порядок проведения конкретных мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны останавливаются органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления г. Ставрополя в пределах полномочий, возложенных на них Федеральным законом “О гражданской обороне“, и с учетом административно-политического, экономического и оборонного значения территорий и организаций.

II. Организационные основы гражданской обороны

7. Организационную основу гражданской обороны составляют органы управления, силы и средства
федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ставропольского края, местного самоуправления г. Ставрополя и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.

8. В соответствии с Федеральным законом “О гражданской обороне“ руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Начальник гражданской обороны Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации.

Губернатор Ставропольского края, глава города, главы администраций районов города Ставрополя, руководители организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности являются по должности начальниками гражданской обороны.

В пределах своей компетенции начальники гражданской обороны издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными им начальниками гражданской обороны, включая и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Особые, чрезвычайные полномочия начальников гражданской обороны заключаются в предоставлении им права отдавать приказы и распоряжения в пределах своих полномочий, обязательные к исполнению всеми юридическими лицами и гражданами на подведомственной территории.

Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за состояние гражданской обороны на подведомственной им территории.

9. Начальники гражданской обороны на всех уровнях осуществляют руководство гражданской обороной непосредственно через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, а также через существующие структурные органы управления.

Органами управления, специально уполномоченными на решения задач в области гражданской обороны, являются:

- на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

- на региональном уровне - Северо-Кавказский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на территории Ставропольского края - главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ставропольского
края;

- в городе и городских районах города Ставрополя - управление и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Начальники органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны и имеют право от их имени отдавать приказания (распоряжения) по вопросам гражданской обороны.

10. Деятельность органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, регламентируется действующим законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, главы города Ставрополя, настоящим Положением “О гражданской обороне города Ставрополя“, а также приказами, директивами и распоряжениями начальника гражданской обороны Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя.

11. Для выполнения мероприятий гражданской обороны (инженерных, медицинских и др.), подготовки в этих целях сил и средств управления гражданскими организациями гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются службы гражданской обороны.

Службы гражданской обороны в городе и городских районах г. Ставрополя создаются соответственно органами местного самоуправления, руководителями организаций. Их перечень и состав определяются с учетом специфики территорий и организаций, возможных опасностей, а также указаний начальника гражданской обороны г. Ставрополя.

Ответственность за обеспечение готовности служб гражданской обороны несут руководители органов местного самоуправления и организаций, на базе которых созданы эти службы. Непосредственное руководство службами гражданской обороны осуществляют начальники этих служб.

Начальники служб гражданской обороны в г. Ставрополе назначаются приказами соответствующих начальников гражданской обороны.

Задачи, организация и деятельность служб гражданской обороны определяются положениями о службах.

Положения о службах разрабатываются начальниками служб, согласовываются с органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, и утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.

Указания вышестоящих начальников служб гражданской обороны являются обязательными для нижестоящих служб
гражданской обороны данной специализации.

12. Силами гражданской обороны, предназначенными для выполнения возложенных на нее задач, являются соединения и воинские части, другие воинские формирования гражданской обороны и гражданские организации гражданской обороны.

Для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации и профессиональные (ведомственные) аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и учетом профессиональных задач, решаемых ими. Решение об их привлечении принимается соответствующими начальниками гражданской обороны.

13. Основными задачами сил гражданской обороны являются:

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьба с пожарами, обнаружение и обозначение районов, подвергшихся заражению (загрязнению), санитарная обработка населения, обеззараживание техники, зданий и территорий, срочное захоронение трупов;

- проведение работ по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других неотложных мер;

- восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при военных действиях или вследствие этих действий;

- розыск пострадавших, их вывод (вывоз) из очагов поражения, оказание им первой медицинской помощи, эвакуация нуждающихся в стационарном лечении в лечебных учреждениях;

- участие в выполнении других задач в области гражданской обороны (эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, обслуживание убежищ, выдача средств индивидуальной защиты, осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время).

Силы гражданской обороны в мирное время привлекаются для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий и катастроф,
ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

14. Гражданские организации гражданской обороны (отряды, группы, бригады, дружины, звенья различного назначения) создаются в мирное время в службах города Ставрополя и в организациях.

По подчиненности гражданские организации гражданской обороны (далее именуются формирования) подразделяются на территориальные и объектовые, по предназначению - гражданские организации гражданской обороны общего назначения и гражданские организации гражданской обороны служб гражданской обороны.

Формирования создаются организациями, имеющими и эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время.

Формирования создаются для проведения АС и ДНР и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживания населения, техники, зданий и территории, срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановления и поддержания порядка пострадавших районов.

Гражданские организации гражданской обороны служб гражданской обороны г. Ставрополя создаются на базе организаций соответствующего профиля деятельности. При необходимости решениями соответствующих начальников гражданской обороны в состав служб гражданской обороны города Ставрополя могут включаться гражданские организации гражданской обороны, созданные на базе частных предприятий и объединений, расположенных на территории города.

Объектовые гражданские организации гражданской обороны создаются в организациях с учетом потребности по защите собственного персонала организаций, а также профиля деятельности организаций в военное время.

Состав, организационная структура и численность гражданских организаций гражданской обороны определяются соответствующими начальниками гражданской обороны города с учетом возможного характера и объема задач, решаемых
силами гражданской обороны на данных территориях и в организациях, наличия людских ресурсов, квалифицированных специалистов, техники и других материальных ресурсов.

Комплектование гражданских организаций гражданской обороны личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами (не приписанными по планам мобилизации), организуются и обеспечиваются соответствующими начальниками гражданской обороны и начальниками служб гражданской обороны.

Обеспечение гражданских организаций гражданской обороны автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техникой производится организациями за счет ресурсов, не подлежащих передаче вооруженным силам по мобилизационным планам.

Органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

- определяют организации, находящиеся в сфере их видения, которые создают формирования;

- определяют по согласованию с организациями виды, количество и численность создаваемых формирований;

- ведут реестры организаций, создающих формирования и осуществляют учет формирований;

- организуют подготовку формирований;

- осуществляют общее руководство формирований.

Организации, создающие формирования, разрабатывают штаты и табели оснащения специальной техникой и имуществом формирований, укомплектовывают их личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом.

15. Управление и отделы городских районов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ставрополя и военное командование координируют свои действия путем согласования планов гражданской обороны и взаимного предоставления необходимых данных для планирования совместных действий, а также на основании приказов и распоряжений вышестоящих органов управления.

16. Общественные объединения (профессиональные союзы, союзы молодежи, творческие союзы, добровольные общества и другие) участвуют в решении задач гражданской обороны путем военно-патриотического воспитания своих членов и других групп населения, привлечения их к активному участию в осуществлении мероприятий гражданской обороны, оказания помощи пострадавшим.

17. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

Создание (назначение) структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для
обеспечения:

- планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

- создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

- обучения работников организаций, способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создания и поддержания в состоянии постоянной готовности формирований.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется из следующих примерных норм:

- в организациях, отнесенных к категориям по ГО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.09.98 N 1115 “О порядке отнесения организаций к категории по ГО“, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников;

- в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек - 1 освобожденный работник;

- в организациях, не отнесенных к категориям по ГО с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющие дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с рекомендациями, предусмотренными примерным положением о специально уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделений (работников) организаций.

На должность работников структурных подразделений по ГО назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.

III. Основы подготовки гражданской обороны

18. Подготовка гражданской обороны к выполнению возложенных на нее задач по защите населения, материальных и культурных ценностей осуществляется заблаговременно - в мирное время и в особый период в соответствии с утвержденными программами и планами

19. Подготовка гражданской обороны включает:

- планирование мероприятий;

- создание и поддержание в готовности материально-технических средств гражданской обороны;

- подготовку эвакомероприятий;

- подготовку мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- создание группировки сил гражданской обороны;

- обучение населения по гражданской обороне, подготовка руководящего состава и гражданских организаций гражданской обороны на военное время.

20. Организация и порядок выполнения мероприятий гражданской обороны при приведении ее в готовность и в военное время на всех уровнях определяются планами гражданской обороны, разрабатываемыми соответствующими начальниками гражданской обороны и начальниками служб гражданской обороны.

21. Планы гражданской обороны и планы служб гражданской обороны корректируются один раз в год по состоянию на 1 января планируемого года. При существенных изменениях обстановки или структурных органов управления и органов местного самоуправления переработка планов гражданской обороны осуществляется по отдельным указаниям соответствующих начальников гражданской обороны.

22. Создание и поддержание в готовности материально-технического фонда гражданской обороны включает:

- строительство и содержание в готовности защитных сооружений в соответствии с установленным порядком и нормами инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

- производство, хранение и освежение средств индивидуальной защиты населения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

- создание, хранение и освежение резервного фонда средствами управления, связи и оповещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

- накопление и хранение мобилизационного резерва специальной техники и приборов для гражданских организаций гражданской обороны;

- создание мобилизационного резерва для развертывания сил и средств гражданской обороны;

- создание, совершенствование (рекомендация) и поддержание в готовности систем централизованного оповещения населения.

23. Подготовка эвакомероприятий включает:

- разработку планов эвакомероприятий, создание и подготовку необходимых эвакоорганов;

- подготовку и планирование работы эвакотранспорта;

- подготовку районов для размещения эвакуируемого населения и материальных ценностей.

24. Подготовка мер, направленных на сохранение объектов и существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время включает:

- подготовку мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- проведение инженерно-технических мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования и повышению живучести объектов в военное время;

- создание необходимых запасов сырья и эвакоресурсов;

- строительство защитных сооружений для укрытия персонала;

- подготовку мероприятий, направленных на восстановление в короткие сроки разрушенных производств.

Указанные мероприятия, порядок, объемы, сроки и другие их показатели определяются положениями, указаниями и руководствами начальника гражданской обороны Российской Федерации.

25. В целях подготовки к эффективному проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий заблаговременно создается группировка сил гражданской обороны, которая включает воинские части гражданской обороны, гражданские организации гражданской обороны, аварийно-спасательные формирования и другие силы, привлекаемые по планам взаимодействия.

26. Все граждане города Ставрополя подлежат обучению, способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также действиям по ликвидации этих опасностей.

Несовершеннолетние в возрасте от 8 до 16 лет обучаются только способам защиты.

27. Обучение по гражданской обороне работающих граждан, не входящих в состав служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны, осуществляется по месту работы во всех организациях независимо от производства по программам, рекомендуемым МЧС России. Ответственность за организацию обучения работающего населения несут руководители организаций.

Обучение по гражданской обороне граждан, проходящих обучение в учебных заведениях, производится в учебное время по программам, разрабатываемым МЧС России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Обучение неработающих граждан организуют по месту жительства органы местного самоуправления и подведомственные им организации. Органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, на всех уровнях организуют широкое использование различных средств массовой информации (телевидение, радио, периодическую печать, издание и распространение книг, брошюр и т.п.).

28. Подготовка личного состава служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны проводится непосредственно в организациях, на базе которых они созданы.

Подготовка по гражданской обороне руководящего состава органов местного самоуправления, служб гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны, работников органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, проводится в учебных заведениях органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, а также в учебных заведениях повышения квалификации органов государственной власти Ставропольского края и непосредственно в организациях в порядке, определяемом МЧС России.

29. С целью подготовки сил, средств и органов управления гражданской обороны, повышения их готовности к решению стоящих перед ними задач проводятся учения и тренировки по гражданской обороне.

30. Подготовка систем управления гражданской обороны в военное время включает:

- создание и поддержание в готовности сети загородных, городских защищенных, вспомогательных и подвижных пунктов управления;

- создание и поддержание в готовности систем связи гражданской обороны;

- разработку необходимой оперативной документации.

IV. Основы ведения гражданской обороны

31. Организация и порядок ведения гражданской обороны определяются “Основами подготовки и ведения гражданской обороны в Российской Федерации“.

Ведение гражданской обороны на территории города Ставрополя начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или непосредственно на территории города.

32. Перевод гражданской обороны на военное положение производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

План гражданской обороны г. Ставрополя вводится в действие главой города - начальником гражданской обороны г. Ставрополя в установленном порядке.

33. Ведение гражданской обороны включает:

- проведение первоочередных мероприятий гражданской обороны по наращиванию возможностей по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- приведение в готовность систем и органов управления гражданской обороны;

- реализацию мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами;

- приведение в готовность сил гражданской обороны;

- проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий;

- обеспечение действий и мероприятий гражданской обороны.

Руководство силами и средствами гражданской обороны начальниками гражданской обороны осуществляются с пунктов управления гражданской обороны.

V. Общие обязанности

начальников гражданской обороны и структурных

подразделений гражданской обороны города Ставрополя

34. Начальники гражданской обороны г. Ставрополя и городских районов г. Ставрополя:

- руководство гражданской обороной и обеспечение ее постоянной готовности к выполнению возложенных задач;

- организация планирования и осуществление мероприятий по выполнению задач гражданской обороны на соответствующей территории;

- организация управления гражданской обороной, создание, развитие (реконструкция) и поддержание в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи, а также систем разведки, наблюдения, прогнозирования, информации и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением;

- оповещение и информирование органов управления гражданской обороны и населения об угрозе нападения противника, опасности, а также в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- ввод в действие плана гражданской обороны и приведение в готовность гражданской обороны в установленном порядке;

- обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- организация подготовки органов управления гражданской обороны, служб гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для обеспечения пострадавшего населения;

- разработка и представление в установленном порядке проектов мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, контроль за реализацией утвержденных планов;

- организация заблаговременного накопления и хранения в мобилизационном резерве техники и специального имущества для нужд гражданской обороны;

- контроль за строительством защитных сооружений, а также поддержанием в постоянной готовности коллективных и индивидуальных средств защиты на объектах независимо от их ведомственной принадлежности и форм“собственности;

- обеспечение готовности к выполнению возложенных задач служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны, укомплектование их личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами;

- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- обеспечение выполнения при проектировании, строительстве, реконструкции организаций норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; участие в контроле за выполнением мероприятий по повышению устойчивости работы объектов независимо от их ведомственной принадлежности; разработка и осуществление на объектах мероприятий по уменьшению опасности возникновения вторичных очагов поражения;

- организация выполнения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения от современных средств поражения;

- организация пропаганды по вопросам гражданской обороны.

35. Начальники гражданской обороны организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности:

- введение в действие планов гражданской обороны немедленно при угрозе или возникновении аварии, катастрофы, стихийного бедствия, очага поражения с последующим докладом вышестоящим органам управления гражданской обороны;

- издание приказов, отдача распоряжений и указаний в пределах своей компетенции по вопросам гражданской обороны, а также привлечение в установленном порядке лиц, зачисленных в гражданские организации гражданской обороны, для выполнения мероприятий гражданской обороны;

- осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создание или поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальной системы оповещения;

- проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования объектов в военное время;

- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- создание гражданских организаций гражданской обороны и поддержание их в постоянной готовности;

- обучение и укомплектование гражданских организаций гражданской обороны личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами (для организаций, имеющих опасные производственные объекты, а также важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время).

36. Начальники служб гражданской обороны:

- планирование и организация мероприятий гражданской обороны в соответствии с предназначением служб;

- создание и подготовка гражданских организаций гражданской обороны службы;

- организация управления силами и средствами службы при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- руководство рассредоточением сил и средств, а также предприятий, учреждений и организаций, на базе которых созданы службы;

- разработка предложений начальнику гражданской обороны для принятия решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- организация взаимодействия с другими службами гражданской обороны.

37. Управление и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ставрополя:

- планирование мероприятий гражданской обороны на мирное и военное время;

- поддержание органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, на подведомственной территории, сил и средств в постоянной готовности к решению возложенных на них задач;

- создание, совершенствование (реконструкция) и обеспечение постоянной готовности систем управления, оповещения и связи гражданской обороны;

- организация и осуществление мероприятий по защите населения и его первоначальному жизнеобеспечению;

- участие в организации и проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики на территории города в мирное и военное время;

- подготовка по гражданской обороне всех категорий населения;

- управление спасательными и другими неотложными работами в ходе ликвидации последствий военного нападения, аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- взаимодействие с органами военного командования и войсками при совместном выполнении задач в мирное и военное время;

- организация и осуществление оповещения и информации подчиненных органов управления, сил гражданской обороны и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении в военное время;

- обеспечение устойчивой работы системы и средств управления;

- организация скрытого управления мероприятиями гражданской обороны;

- организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды;

- осуществление постоянного контроля за накоплением необходимого фонда защитных сооружений для населения, их содержанием, эксплуатацией, использованием в социальных целях, поддержанием их в готовности к приему укрываемых;

- организация накопления резервов средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, средств управления связи и оповещения, организация их хранения и содержания;

- планирование эвакуационных мероприятий;

- создание, оснащение и подготовка гражданских организаций гражданской обороны;

- организация научной и научно-исследовательской работы по вопросам развития и совершенствования гражданской обороны;

- приведение в готовность органов управления, сил, систем управления и связи и других учреждений гражданской обороны при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение;

- организация световой маскировки и других видов маскировки объектов экономики и города в целом;

- организация разведки в городе;

- организация всех видов обеспечения действий сил гражданской обороны и их взаимодействия при совместном выполнении задач;

- обеспечение соблюдения установленных мер безопасности всех лиц, находящихся в зонах и очагах поражения;

- обеспечение органов управления гражданской обороны объективной информацией, получаемой от организации наблюдения и контроля за обстановкой;

- использование для связи и передачи информации государственных систем и сетей связи, транспортных средств для доставки в районы поражения и возвращение в места постоянной дислокации сил, средств и специальных грузов, необходимых для ведения аварийно-спасательных работ, по согласованию с предприятиями, учреждениями и организациями.

VI. Особые обязанности органов местного самоуправления,

служб ГО города по вопросам гражданской обороны

38. Охраны общественного порядка:

- разрабатывает и осуществляет мероприятия по охране общественного порядка, охране материальных и культурных ценностей, безопасности движения, а также по учету потерь населения в военное время;

- обеспечивает восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- организует регулирование движения и комендантскую службу на маршрутах выдвижения сил и средств в районы АС и ДНР и обратно;

- обеспечивает усиление охраны наиболее важных и специальных объектов;

- организует и проводит мероприятия по предупреждению и пресечению паники, распространению ложных и провокационных слухов, массовых беспорядков;

- обеспечивает транспортные средства специальными пропусками;

- усиливает охрану постов ГАИ, патрулирования в городе, выставляет блокпосты на въездах в город.

39. Противопожарная:

- разрабатывает и осуществляет мероприятия по тушению массовых пожаров;

- осуществляет мероприятия, направленные на повышение противопожарной устойчивости объекта;

- осуществляет установку водяных завес при авариях на объектах, имеющих в своем производстве АХОВ;

- организует пожарную разведку, оценивает обстановку в районах ЧС и вносит предложения по использованию дополнительных сил и средств;

- ведет подготовку подъездов к водоемам, увеличивает запасы воды.

40. Коммунально-техническая:

- разрабатывает совместно с заинтересованными органами местного самоуправления г. Ставрополя нормативные документы по проектированию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, направленных на обеспечение защиты населения и повышение устойчивой работы объектов и отраслей экономики в военное время;

- рассматривает совместно с органами государственной власти города, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны ведомственные нормативные документы по проектированию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

- обеспечивает подготовку и использование коммунально-бытовых предприятий, сооружений и техники для санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, территории, сооружений и транспортных средств;

- организует и обеспечивает защиту воды и сооружений городских водопроводов от заражения отравляющими и радиоактивными веществами и биологическими средствами, повышение надежности городских водопроводных, энергетических и других сетей и сооружений коммунального хозяйства в военное время и проведение аварийно-восстановительных работ при их повреждении, организует лабораторный контроль за зараженностью питьевой воды на городских водопроводных станциях;

- контролирует аварийно-спасательные и восстановительные работы, проводимые специализированными строительно-монтажными организациями в зонах разрушения и принимает участие в расчетах ущерба, причиненного объектам вследствие военных действий, а также в расчетах потребности в материальных ресурсах и средствах, необходимых для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ;

- организует мероприятия по повышению устойчивости работы городских сетей коммунального хозяйства, ликвидацию аварий на этих сетях;

- организует мероприятия по контролю паспортного режима в местах временного проживания населения;

- определяет места массового захоронения, производит захоронение погибших;

- готовит маршруты выдвижения в завалах;

- организует работы по приспособлению подвальных помещений под убежища;

- организует изучение загородной зоны с целью планирования инженерного обеспечения;

- поддерживает пункты управления в постоянной готовности.

41. Медицинская служба разрабатывает и осуществляет мероприятия гражданской обороны по медицинскому обеспечению населения города в условиях применения противником современных видов поражения, руководит подготовкой учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи населению в военное время;

- руководит подготовкой санитарно-эпидемиологических станций и других учреждений санитарно-гигиенического и микробиологического профиля к проведению исследований пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды на зараженность различными средствами, осуществляет методическое руководство проведением этих исследований лабораториями других организаций;

- организует и проводит специальную подготовку медицинских кадров по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;

- организует разработку средств медицинской защиты и медицинского обеспечения, а также физиологических требований к коллективным и индивидуальным средствам защиты населения от современного оружия;

- обеспечивает руководство созданием резервов медицинского имущества и медикаментов для гражданских организаций гражданской обороны и учреждений медицинской службы;

- осуществляет методическое руководство подготовкой населения по вопросам медицинской защиты и контроль за проведением этой подготовки;

- оказывает практическую помощь Обществам Красного Креста и Красного Полумесяца города в работе по организации подготовки санитарных дружин, санитарных постов и населения города для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, обеспечивает накопление необходимого количества крови;

- разрабатывает предложения о количестве создаваемых формирований медицинской службы гражданской обороны и общей численности их личного состава;

- оказывает все виды медицинской помощи пострадавшему населению в результате военных действий;

- организует проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных заболеваний.

42. Санитарно-эпидемиологического надзора:

- организует и осуществляет контроль за состоянием санитарной и эпидемиологической обстановки в городе при ведении военных действий;

- прогнозирует возможность возникновения эпидемий на территории города;

- осуществляет организационно-методическое руководство специализированными формированиями санитарно-эпидемиологической службы по локализации и ликвидации последствий;

- проводит санитарно-гигиенические противоэпидемические мероприятия на территории города;

- осуществляет оперативный контроль за изменениями химического, радиоактивного, биологического заражения на территории города.

43. Военные комиссариаты городских районов г. Ставрополя:

- оповещают органы управления гражданской обороны об угрозе нападения противника, применении им средств поражения и проведении мобилизации;

- информируют органы управления гражданской обороны о радиационной, химической и бактериологической (биологической) обстановке в районах, в которых осуществляются разведка и наблюдение силами военных комиссариатов края; обеспечивает призыв личного состава и поставку техники, приписанных к войскам гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами;

- участвуют в проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации;

- принимают участие в совместных учениях с органами управления гражданской обороны и гражданскими организациями гражданской обороны;

- согласовывают План гражданской обороны города Ставрополя в части транспортных маршрутов, эвакуации и других вопросов в соответствии с планами взаимодействия с органами гражданской обороны.

44. Управление образования департамента социальной политики г. Ставрополя:

- разрабатывает совместно с городскими органами государственной власти, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, утверждает программы, учебно-методические пособия и другие учебные материалы по гражданской обороне и обеспечивает ими учебные заведения;

- осуществляет общее учебно-методическое руководство подготовкой учащихся по гражданской обороне;

- осуществляет контроль за состоянием подготовки учащихся по вопросам гражданской обороны;

- организует переподготовку и повышение квалификации преподавательского состава учебных заведений по гражданской обороне.

45. Автомобильно-дорожная:

- организует и осуществляет подвоз и вывоз материальных и культурных ценностей при ведении военных действий;

- организует вывоз при эвакуации населения, подвоз рабочих смен при ведении АС и ДНР;

- производит расчет автотранспорта для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;

- обеспечивает перевозку материалов для строительства защитных сооружений;

- осуществляет подвоз продовольственных и промышленных товаров;

- при необходимости разворачивает автосанитарный отряд;

- осуществляет ремонт дорог и мостов, определяет объезды (броды).

46. Оповещения и связи:

- обеспечивает органы управления и службы ГО связью при ведении военных действий;

- осуществляет контроль и обслуживание стационарных средств связи, установленных на предприятии связи и находящихся в ведении управления по делам ГО и ЧС города (пункт управления), а также поддерживает ее в постоянной готовности;

- поддерживает в постоянной готовности звуковую (сирены) и громкоговорящую связь на территории города;

- обеспечивает существующие прямые линии связи управления по делам ГО и ЧС города с объектами экономики.

47. Финансовое управление администрации г. Ставрополя:

- рассматривает с органами местного самоуправления города Ставрополя, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, и подготавливает предложения по финансированию мероприятий гражданской обороны по перспективным и ежегодным планам развития экономики города, а также по планам на расчетный год;

- осуществляет контроль за расходованием городскими органами местного самоуправления, организациями города денежных средств, выделяемых из федерального, краевого и городского бюджета в соответствии с утвержденными целевыми программами, планами, заданиями по гражданской обороне;

- осуществляет в первоочередном порядке финансирование мероприятий гражданской обороны (наряду с другими оборонными мероприятиями) по обеспечению аварийно-спасательных работ в зонах поражения и по оказанию помощи пострадавшему населению в соответствии с указаниями Правительства Российской Федерации и главы города Ставрополя.

48. Управление информации при администрации г. Ставрополя:

- организует централизованное использование городских сетей вещания (независимо от форм собственности) для решения задач оповещения и информирования населения города по вопросам гражданской обороны;

- организует по заявкам органов управления гражданской обороны, теле- и радиопередачи по вопросам ГО, запись и трансляцию сигналов, речевых сообщений оповещения и информирования населения;

- обеспечивает постоянную готовность персонала и технических средств объектов вещания для оповещения, информирования населения и передачи условных сигналов в системе централизованного оповещения;

- организует создание на запасных пунктах управления гражданской обороны запасных пунктов (студий) вещания для решения задач оповещения и информирования населения.

VII. Материально-техническое и финансовое обеспечение

гражданской обороны

49. Органы местного самоуправления и организации ежегодно планируют и осуществляют финансирование мероприятий гражданской обороны.

50. Финансирование мероприятий гражданской обороны, включая подготовку и оснащение гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения, а также использование каналов дальней связи для нужд гражданской обороны, осуществляется соответственно:

- в городе Ставрополе - за счет средств местного бюджета;

- в организациях подчиненных федеральным органам исполнительной власти, - за счет средств федерального бюджета;

- во внебюджетных организациях - за счет средств этих организаций.

51. Расходы, связанные с вводом в действие планов гражданской обороны, предусматриваются в сметах органов местного самоуправления и организаций.

52. Обеспечение потребностей гражданской обороты в органах местного самоуправления и организациях в специальном имуществе, оборонной технике, материалах и ремонт осуществляются через МЧС России, с оплатой получателем стоимости выделяемых ему материальных средств.

Перечень специального имущества и оборонной техники, заказываемой и поставляемой через МЧС России, определяется Правительством Российской Федерации.

Остальные технические средства, необходимые для обеспечения защиты населения и оснащения гражданских организаций гражданской обороны, органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления, организациями приобретаются самостоятельно за счет соответствующих бюджетов и средств организаций.

53. В целях обеспечения населения и гражданских организаций гражданской обороны специальным имуществом в организациях создается мобилизационный резерв. Номенклатура, размеры и сроки накопления специального имущества гражданской обороны в мобилизационном резерве определяются начальниками гражданской обороны органов местного самоуправления г. Ставрополя по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны.

Контроль за накоплением и хранением в организациях в мобилизационном резерве специального имущества гражданской обороны осуществляется органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.

Право на разбронирование и использование мобилизационных резервов гражданской обороны предоставляется начальникам гражданской обороны, распоряжениями которых созданы эти резервы.

54. Обеспечение органов управления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, служебными, хозяйственными и подсобными помещениями, помещениями для учебно-методических центров, узлов связи и лабораторий, а также штатным автотранспортом осуществляется органами местного самоуправления и организациями.

За переданные этим органам управления здания, помещения, сооружения, автотранспорт, мебель, инвентарь и оборудование плата не взимается.

55. Граждане Российской Федерации, получившие увечья или потерявшие трудоспособность при выполнении обязанностей по гражданской обороне, а также члены семей в связи с потерей кормильца, погибшего при выполнении обязанностей по гражданской обороне, имеют право на пенсионное обеспечение, другие льготы в порядке, установленном для назначения пенсии гражданам и членам их семей в связи с несчастными случаями при выполнении трудовых обязанностей.

VIII. Проверки и контроль готовности гражданской обороны

56. В целях проверки выполнения планов мероприятий по совершенствованию гражданской обороны, готовности органов управления, должностных лиц, сил и средств гражданской обороны к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется государственный надзор и контроль в области гражданской обороны.

Государственный надзор и контроль в области гражданской обороны осуществляются федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

57. Для государственного контроля и надзора за состоянием готовности гражданской обороны, оценки деятельности должностных лиц органов местного самоуправления в городе и организациях в области гражданской обороны право предоставляется управлению по делам ГО и ЧС города и городских районов.

58. Неисполнение должностными лицами и гражданами на территории города Ставрополя в области гражданской обороны своих обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Начальники гражданской обороны всех уровней в мирное время один раз в год докладывают вышестоящим начальникам гражданской обороны о состоянии гражданской обороны по состоянию на 1 января планируемого года.

В военное время сроки представления докладов определяются табелем срочных донесений по гражданской обороне на военное время.

59. Виновные в невыполнении законодательства Российской Федерации и законодательства в области гражданской обороны, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и в других противоправных действиях должностные лица, граждане и организации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IX. О промышленной безопасности опасных

производственных объектов

60. К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

- воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

- окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной реакции;

- горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

- взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

- токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

- высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмм на литр;

- вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафний в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

б) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

в) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

г) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

д) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

61. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

- иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Приложение 2

к постановлению

главы города Ставрополя

от 11.04.2000 N 1254

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ

В ГОРОДЕ СТАВРОПОЛЕ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ И ПОДДЕРЖАНИИ

ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ

Управление гражданской обороной заключается в целенаправленной деятельности исполнительных органов местного самоуправления, руководящего состава и органов управления ГО по развитию гражданской обороны, поддержанию ее в готовности в решении возложенных задач и практическому их выполнению при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время.

Управление гражданской обороной города Ставрополя организуется и осуществляется на основе Закона РФ “О гражданской обороне“, постановлений Правительства РФ, приказов и распоряжений МЧС России, приказов и распоряжений Губернатора Ставропольского края, главы города Ставрополя. Организационно-техническую основу управления гражданской обороной составляет система управления, которая включает органы управления, пункты управления и средства управления. Она строится по территориально-производственному принципу и базируется на системе управления существующими административными образованиями, отраслями и объектами экономики.

К органам управления гражданской обороны города Ставрополя относятся: управление по делам ГО и ЧС города Ставрополя, отделы по делам ГО и ЧС районов города, штабы ГО и другие управления министерств, государственных комитетов и ведомств края, штабы ГО объектов экономики, службы ГО и их штабы, федеральные структуры, выполняющие функции служб ГО, территориальные и ведомственные эвакоорганы.

Организационно-штатная структура управления по делам ГО и ЧС города Ставрополя устанавливается МЧС России по согласованию с Правительством края.

Устойчивость и надежность управления гражданской обороной достигаются максимальным приближением организации управления в военное время к организации управления в повседневных условиях, заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления; оснащением пунктов управления современными средствами оповещения, связи и автоматизации; сопряжением систем оповещения и связи гражданской обороны с соответствующими системами Ставропольского военного гарнизона, управления внутренних дел и других ведомств; заблаговременной подготовкой во всех звеньях дублирующих органов управления; заблаговременной разработкой и современным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

Задачи и порядок работы руководства, штабов и других органов управления при переводе системы гражданской обороны с мирного на военное положение:

1. С возникновением угрозы нападения противника вся система гражданской обороны, в том числе органы и пункты управления, средства связи и оповещения приводятся в готовность. Оперативный дежурный управления по делам ГО и ЧС города оповещает о полученных сигналах руководящий состав ГО, подчиненные органы управления и силы ГО. Оповещение осуществляется с использованием аппаратуры П-160 системы централизованного оповещения, по телефонным каналам связи ОАО “Электросвязь“.

Оповещение населения о сложившейся обстановке и о порядке его действий осуществляется с использованием аппаратуры П-160 системы централизованного оповещения города путем запуска электросирен и передачей речевой информации по радиотрансляционной сети.

2. Начальники ГО, управление и отделы по делам ГО и ЧС обязаны в предельно короткие сроки передать необходимые распоряжения подчиненным, уточнить их задачи, организовать и обеспечить быстрое проведение всех мероприятий, предусмотренных планами ГО.

3. Под руководством начальников ГО управление и отделы по делам ГО и ЧС города, службы ГО уточняют планы ГО на поенное время.

В первую очередь уточняются вопросы защиты населения: наличие и готовность защитных сооружений; расчеты на проведение рассредоточения и эвакуации; состав группировки сил ГО; порядок выдачи средств индивидуальной защиты и выхода подчиненных отделов и служб на запасные пункты управления. Управление по делам ГО и ЧС города, отделы по делам ГО и ЧС районов уточняют с соответствующими органами военного управления вопросы взаимодействия сил при проведении АС и ДНР в очагах поражения и других мероприятий ГО.

4. Приведение в готовность сил ГО к действиям в очагах поражения к ликвидации последствий применения противником обычных средств ведения военных действий и от оружия массового поражения. Организуется доукомплектование личным составом и дооснащение техникой и имуществом территориальных и объектовых формирований, содержащихся в повышенной готовности, “ также некоторой части военизированных подразделений и частей противопожарной службы и службы охраны общественного порядка, доукомплектование в установленные сроки остальных формирований ГО, уточняются вопросы создания группировок сил ГО для проведения АС и ДНР.

5. По особому распоряжению начальника гражданской обороны города осуществляется вывод формирований повышенной готовности в загородную зону.

6. С получением распоряжения на проведение эвакуационных мероприятий начальники ГО вводят в действие планы рассредоточения и эвакуации и организуют их выполнение в установленные сроки.

7. Службы торговли и питания, коммунально-технического обеспечения, медицинская и другие организовывают вывоз из категорированных городов и рассредоточенное размещение в загородной зоне запасов продовольствия, материальных и технических средств, медикаментов и медицинского имущества, а также их хранение и защиту от радиоактивного, химического и бактериологического заражения.

С началом нападения противника начальники управления и отделов ГОЧС, служб ГО выполняют следующие мероприятия:

- непрерывный сбор и оценку данной обстановки;

- принятие (уточнение) решений на проведение АС и ДНР;

- управление выдвижением и действиями сил в очагах поражения;

- поддержание непрерывного взаимодействия;

- осуществление контроля за ходом проводимых мероприятий и оказание помощи подчиненным в выполнении ими своих задач.

Выполнение задач ГО после нападения противника зависит прежде всего от устойчивости и непрерывности работы систем управления и связи. Поэтому своевременное принятие мер по их восстановлению является одной из основных функций органов управления в военное время.

Основными способами восстановления нарушенного управления могут быть: передача управления с пункта управления старшего начальника на сохранившиеся пункты управления подчиненных или дублирующих органов, взятие на себя старшим штабом временного непосредственного руководства сохранившимися подчиненными звеньями; усиление личным составом и средствами управления пострадавших органов и пунктов за счет других уцелевших штабов и служб ГО; восстановление нарушенной системы связи ГО за счет резерва, использования сохранившихся сил и средств, а также быстрого ремонта легко поврежденных средств связи.

Важной функцией управления после нападения противника является быстрое принятие (уточнение) решений на проведение АС и ДНР и своевременное доведение задач до исполнителей.

В ходе управления действиями сил ГО в очагах поражения управление и службы ГО подготавливают расчеты, необходимые для принятия решений начальниками ГО, оформляют эти решения и обеспечивают быстрое доведение задач до подчиненных и взаимодействующих сил ГО, осуществляют постоянный контроль за выполнением поставленных задач и оказывают помощь подчиненным органам управления и силам ГО. Управление и отделы по делам ГО и ЧС представляют донесения о ходе выполнения поставленных задач в вышестоящие органы управления, информируют об обстановке подчиненные органы управления, силы ГО и соседей.

Пункты управления и организация работы на них.

Управление гражданской обороной в военное время организуется с запасных пунктов управления органов местного самоуправления и служб гражданской обороны.

Для обеспечения непрерывного и устойчивого руководства гражданской обороной в военное время на случай выхода из строя основных органов и пунктов управления в городе заблаговременно, еще в мирное время, подготавливаются дублирующие органы и пункты управления. Они должны по возможности находиться на направлениях расположения запасных загородных пунктов управления тех органов, которые они дублируют.

Управление ГОЧС и службы ГО, предназначенные для выполнения задач дублирующих органов управления, в мирное время доукомплектовываются личным составом, средствами связи и транспорта, материальными средствами и подготавливаются к выполнению обязанностей дублеров в военное время.

Дублирующие органы должны находиться в готовности, чтобы взять на себя управление гражданской обороной соответствующего звена, организовать АС и ДНР и управление действиями сил в очагах поражения.

Для непосредственного управления выдвижением сил в очагах поражения, проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются подвижные пункты управления (ППУ). Они являются составными элементами соответствующих запасных пунктов. ППУ развертываются на специальных или приспособленных автомобилях и других транспортных средствах, где оборудуются рабочие места для личного состава оперативных групп и устанавливаются средства связи.

Пункты управления служб ГО предназначаются для обеспечения руководства формированиями и учреждениями служб при проведении мероприятий ГО. Они размещаются вблизи пунктов управления соответствующих начальников ГО, а в некоторых звеньях и совместно с ними.

Пункты управления объектов экономики создаются непосредственно на объектах в защитных сооружениях, а также в загородной зоне в районах размещения рабочих и служащих. Они предназначаются для обеспечения руководства проведением мероприятий по защите рабочих, служащих и членов их семей, созданием и выдвижением в очаг поражения группировок сил объектов, проведением АС и ДНР, обеспечением жизнедеятельности объектов и решения других задач.

Для обеспечения устойчивости и непрерывности управления из состава управления по делам ГО и ЧС и служб ГО для работы на пункте управления создается боевой (рабочий) расчет. Состав групп боевого расчета управления по делам ГО и ЧС определяется заблаговременно в мирное время.

Личный состав групп боевого расчета должен иметь навыки развертывании работы на пункт управления в короткие сроки, уметь быстро собирать и анализировать данные обстановки, быть подготовленным к слаженной и взаимозаменяемой работе.

На пункте управления размещаются также представители (оперативные группы) служб гражданской обороны.

Порядок занятия пунктов управления оперативными группами и основными составом управлений (штабов) определяется решением соответствующего начальника ГО согласно действующим требованиям вышестоящих начальников и управлений (отделов) ГО.

Мероприятия по поддержанию готовности гражданской обороны к выполнению возложенных задач.

Основными направлениями работы управления по делам ГО и ЧС и отделов по делам ГО и ЧС районов в повседневных условиях мирного времени являются обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств, систем управления, связи и оповещения к выполнению задач мирного и военного времени; организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды; осуществление систематического контроля за выполнением структурными органами управления правительственных требований и планов по развитию и совершенствованию гражданской обороны; создание, оснащение и подготовка гражданских организаций гражданской обороны различного назначения; подготовка руководящего командно-начальствующего состава и органов управления; осуществление всеобщего обязательного обучения населения по гражданской обороне; организация взаимодействия подчиненных органов управления; изучение и распространение передового опыта работы подчиненных органов управления по обеспечению готовности гражданской обороны.

Основные усилия в деятельности управления, отделов по делам ГО и ЧС направляются на обеспечение постоянной готовности органов управления гражданской обороны, ее сил и средств, систем управления, оповещения и связи к выполнению задач мирного и военного времени.

В целях обеспечения готовности органов управления гражданской обороны, а также гражданских организаций гражданской обороны различного назначения управление, отделы по делам ГО и ЧС, штабы ГО определяют организационную структуру подчиненных органов управления, порядок их приведения в готовность к выполнению задач мирного и военного времени, руководят их комплектованием и подготовкой, создают территориальные гражданские организации гражданской обороны различного назначения, определяют для них сроки готовности, организуют их комплектование и подготовку; контролируют создание, комплектование, подготовку и готовность гражданских организаций гражданской обороны службы объектов экономики; определяют порядок действий органов управления и формирований при возникновении ЧС в мирное время, при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение и при нападении противника; отрабатывают в ходе учений и тренировок предусмотренный планами ГО порядок обеспечения действий сил ГО и их взаимодействия при совместном выполнении задач; осуществляют руководство подготовкой руководящего, командно-начальствующего состава и органов управления.

Важной обязанностью управления и отделов по делам ГО и ЧС является организация всеобщего обучения населения по гражданской обороне. Главное внимание при этом должно быть сосредоточено на практическом его обучении способа защиты от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и нападения противника. Население должно быть обучено правилам пользования средствами индивидуальной защиты и оказания первой помощи пострадавшим (пораженным).

Обучение населения по гражданской обороне организуется по месту работы (учебы) и по месту проживания. Непосредственными организаторами обучения являются соответственно руководители предприятий (учебных заведений) и жилищные органы.

В интересах обеспечения инженерной защиты населения от последствий нападения противника управление по делам ГО и ЧС организует работу по заблаговременному накоплению фонда защитных сооружений и поддерживает его в готовности к приему укрываемых. В этих целях управление определяет оптимальные потребности защитных сооружениях для населения в военное время и при возникновении ЧС в мирное время, доводит эти расчеты до заинтересованных структурных органов управления и добивается их учета и реализации при разработке перспективных и годовых планов капитального строительства, изыскивает возможности для использования в качестве укрытий для населения подземных пространств, подземных и заглубленных помещений и сооружений, разрабатывает и представляет на рассмотрение соответствующих органов государственной власти предложения по приспособлению их под укрытия; осуществляет контроль за ходом строительства защитных сооружений и работами по приспособлению под укрытия подземных пространств, подземных и заглубленных сооружений и помещений, а также за содержанием и использованием имеющегося фонда защитных сооружений в хозяйственных и социальных целях; контролирует заблаговременное накопление конструкций и материалов для ускоренного массового строительства защитных сооружений в угрожаемый период; заблаговременно планирует укрытие населения в защитных сооружениях и доводит порядок укрытия до населения.

В обязанность управления по делам ГО и ЧС входит организация работы по накоплению средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи (СИЗ), приборов радиационной и химической разведки, другого химического имущества, а также медицинских средств индивидуальной защиты (МСИЗ). Штабы организуют их хранение, освежение и обеспечение быстрой организованной выдачи гражданским организациям гражданской обороны и населению. В целях сокращения сроков выдачи СИЗ организуется их хранение на объектах экономики (где есть условия хранения), заблаговременно устанавливается порядок их выдачи.

Наряду с накоплением штатных средств индивидуальной защиты на объектах экономики заблаговременно организуется изготовление простейших средств защиты органов дыхания из подручных материалов (ватно-марлевые повязки и др.)

Управление и отделы по делам ГО и ЧС совместно с эвакоорганами осуществляют заблаговременную проработку вопросов оповещения и сбора населения, подлежащего эвакуации из города и опасных зон; организуют подготовку помещений для работы эвакоорганов и обучение их персонала; регулярно уточняют состав всех видов транспорта, выделенного для проведения эвакуации; организуют подготовку районов расселения эвакуируемого населения к его приему; всесторонне прорабатывают вопросы расселения эвакуируемого населения, организацию его питания, торгового, медицинского и других видов обеспечения.

На управления и отделы по делам ГО и ЧС возлагается осуществление контроля за готовностью эвакоорганов к выполнению своих задач.

Важной обязанностью управления и отделов по делам ГО и ЧС является контроль за осуществлением заблаговременных мероприятий по защите запасов продовольствия, пищевого сырья, фуража, источников воды и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения.

Приложение 3

к постановлению

главы города Ставрополя

от 11.04.2000 N 1254

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПЛАНИРОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ Г. СТАВРОПОЛЯ

I. Основные положения

Главной задачей планирования мероприятий гражданской обороны на территории города Ставрополя считать дальнейшее сокращение сроков перевода гражданской обороны города с мирного на военное время, приведение объемов, сроков и мест осуществления планируемых мероприятий гражданской обороны в соответствии с современными условиями.

В основу планирования мероприятий гражданской обороны на военное время положить: законы Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; директивы, приказы начальника гражданской обороны Российской Федерации; приказы, директивы и указания министра МЧС России - первого заместителя начальника гражданской обороны Российской Федерации.

При планировании мероприятий гражданской обороны учитывать современный уровень готовности гражданской обороны и ее реальные возможности по защите населения, повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в военное время, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, обеспечению выживания населения в военное время.

Мероприятия гражданской обороны, требующие финансовых затрат, материально-технических средств и трудовых ресурсов, планировать в тесной увязке с мероприятиями мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и экономики, согласовать с соответствующими заинтересованными органами государственной власти, органами военного командования, мобилизационными органами и предусмотреть в соответствующих разделах планов гражданской обороны мероприятия плана расчетного года.

Мероприятия гражданской обороны на военное время планируются с учетом местных условий по двум вариантам:

- при планомерном переводе ГО с мирного на военное время (в условиях длительного угрожаемого периода или при ведении войны обычными средствами поражения с возрастанием угрозы ограниченного, а в последующем - неограниченного применения оружия массового поражения);

- на случай внезапного нападения противника с применением оружия массового поражения (первоочередные мероприятия гражданской обороны по защите населения, обеспечению его выживания и приведению в готовность сил ГО не проведены).

II. Планирование мероприятий гражданской обороны

Планы гражданской обороны города и районов города, планы обеспечения мероприятий ГО на военное время служб гражданской обороны города разрабатываются согласно директиве ДНГО и Методическим рекомендациям по структуре и содержанию планов, разработанных МЧС России.

Планы гражданской обороны разрабатываются:

- план ГО г. Ставрополя - управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ставрополя;

- планы ГО районов города Ставрополя - отделами по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций городских районов Ставрополя;

- план обеспечения мероприятий ГО на военное время служб ГО города - начальниками служб ГО города Ставрополя;

- план ГО объектов экономики - начальниками ГО объектов экономики г. Ставрополя.

Планы гражданской обороны подписываются:

- планы ГО города и районов г. Ставрополя - соответствующими начальниками гражданской обороны и начальниками управления и отделов по делам ГО и ЧС - заместителями начальников гражданской обороны города и районов;

- план обеспечения мероприятий ГО на военное время служб ГО города;

- начальниками штабов соответствующих служб ГО;

- планы ГО объектов экономики - начальниками штабов ГО соответствующих объектов экономики.

Планы гражданской обороны утверждаются:

- план ГО города - начальником гражданской обороны Ставропольского края;

- планы обеспечения мероприятиями ГО на военное время городских районов служб и планы ГО объектов экономики - начальниками гражданской обороны соответствующих служб ГО и объектов экономики.

Согласование планов гражданской обороны осуществляется с заинтересованными должностными лицами (начальники соответствующих мобилизационных органов, военные комиссариаты, начальники гарнизонов).

Разрабатываемые планы гражданской обороны раскрывают вопросы:

1. Организация управления мероприятиями ГО по степеням готовности гражданской обороны.

2. Защита населения:

а) инженерная защита населения;

б) рассредоточение и эвакуация населения;

в) радиационная и химическая защита населения;

г) медицинская защита населения;

д) мероприятия, обеспечивающие защиту населения и его выживание в условиях военного времени.

3. Повышение устойчивости работы отраслей и объектов экономики.

4. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ.

5. Обеспечение основных мероприятий ГО и действий сил ГО (разведка, оперативная маскировка, инженерное, химическое, техническое, материальное, транспортное, противопожарное, медицинское и гидрометеорологическое обеспечение, охрана общественного порядка).

6. Взаимодействия с органами военного командования.

7. Особенности планирования мероприятий ГО при длительном ведении войны с применением противником обычных средств поражения.

8. Планирование мероприятий гражданской обороны, осуществляемых при внезапном нападении вероятного противника.

а) с получением сигнала “Воздушная тревога“ и до нападения противника;

б) после нападения противника с получением сигнала “Отбой воздушной тревоги“.

По каждому пункту раскрываются вопросы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, взаимодействия с органами военного командования и управления гражданской обороной.