Российские законы

Распоряжение Правительства Ставропольского края от 22.10.2003 N 411-рп <Об информации министерства здравоохранения Ставропольского края о ходе выполнения постановления Губернатора Ставропольского края от 07.07.99 N 433 “О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи“>

Вступил в силу с 22 октября 2003 года (пункт 4 данного документа).

ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 октября 2003 г. N 411-рп

1. Принять к сведению информацию министерства здравоохранения Ставропольского края о ходе выполнения постановления Губернатора Ставропольского края от 07.07.99 N 433 “О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи“ (с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Губернатора Ставропольского края от 14 июля 2000 г. N 458, 8 августа 2001 г. N 468, 7 июня 2002 г. N 278, 21 января 2003 г. N 26) (далее - Программа) за 9 месяцев 2003 года (прилагается).

2. Министерству здравоохранения Ставропольского края совместно со Ставропольским краевым фондом обязательного медицинского страхования в срок до 1 ноября 2003 года разработать план мероприятий по выполнению в 2003 году Программы по объемным и стоимостным показателям.

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Пальцева Н.И.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Ставропольского края

А.Л.ЧЕРНОГОРОВ

ИНФОРМАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 07.07.99 N 433

“О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ



ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ“

(С ДОПОЛНЕНИЯМИ И ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ГУБЕРНАТОРА СК от 14 ИЮЛЯ 2000 Г.

N 458, 8 АВГУСТА 2001 Г. N 468, 7 ИЮНЯ 2002 Г. N 278,

21 ЯНВАРЯ 2003 Г. N 26)

ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2003 ГОДА

Основой деятельности отрасли здравоохранения является Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи, утвержденная постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.99 N 433 (далее - Территориальная программа). В Территориальную программу ежегодно вносились изменения в части ее финансового обеспечения, а также по мере необходимости - по видам медицинской помощи, финансируемым за счет различных источников.

Изменения в Территориальную программу на 2003 год внесены постановлением Губернатора Ставропольского края от 21 января 2003 г. N 26. Общий объем ее финансирования за счет всех источников предусмотрен в сумме 3 млрд 138,4 млн рублей при расчетной стоимости 6 млрд 896,2 млн рублей. Дефицит утвержденной Территориальной программы государственных гарантий составил 3 млрд 758 млн рублей или 54,5 процента уже на исходном этапе планирования, в то время как государственные и муниципальные заказы являются основой деятельности всей системы здравоохранения края.

Постановление Губернатора СК от 21.01.2003 N 26 утратило силу с 12 мая 2004 года в связи с изданием постановления Губернатора СК от 12.05.2004 N 240.

В Южном федеральном округе Ставропольский край является одним из субъектов, наименее обеспеченных финансовыми ресурсами в отраслевом разрезе. Так, подушевой норматив финансирования по утвержденной Территориальной программе составил 1179,1 рубля, тогда как в Ростовской области - 1332 рубля, что на 11 процентов выше, в Краснодарском крае - 1575 рублей, что на 34 процента выше, а в среднем по Российской Федерации - 1545 рублей, то есть на 31 процент выше. По итогам работы за 2002 год в расчете на 1 жителя в год приходилось финансовых средств 1262 рубля, при плановом показателе - 1085 рублей.

В указанном подушевом нормативе финансирования на 2003 год обеспечение населения Ставропольского края средствами обязательного медицинского страхования составляет 615,9 рубля в год, что означает сохранение крайне низкой позиции нашего края в числе субъектов Южного федерального округа (8-е место) и в целом по Российской Федерации (66-е место).

По итогам работы за 9 месяцев 2003 года по оперативным сведениям выполнение доходной части Территориальной программы составит 2390,3 млн рублей или 76 процентов к годовому плану, в том числе по обязательному медицинскому страхованию 1276,3 млн рублей, или 78 процентов к годовому плану.

В структуре источников финансирования в текущем году по сравнению с 2002 годом уменьшилась доля бюджета на социально значимые службы с 49 по 45 процентов и увеличилась доля средств обязательного медицинского страхования с 47 до 52 процентов. Это объясняется переводом в систему обязательного медицинского страхования таких служб как инфекционная, бруцеллезная, ожоговая, кардиохирургическая и дерматологическая.

Исходя из фактического исполнения бюджета Ставропольского края за 8 месяцев текущего года, поступление доходов за счет средств краевого и местных бюджетов прогнозируется за 9 месяцев в сумме 1 млрд 641 млн рублей, включая бюджет на обязательное медицинское страхование неработающего населения (579,2 млн рублей). Доля бюджета в общих поступлениях составляет 69 процентов, что выше соответствующего периода прошлого года на 9 процентов.



Из средств федерального бюджета в порядке централизованной оплаты материальных ценностей и на выполнение федеральных целевых программ на территории Ставропольского края поступило 47 млн рублей, в том числе по борьбе с туберкулезом - 20,5 млн рублей, по вакцинопрофилактике - 19,2 млн рублей. Доля федеральных средств в Территориальной программе небольшая - 2 процента, так как с 2000 года происходит сокращение данного источника, когда доля федеральных средств составляла 7 процентов в общем финансировании (126,5 млн рублей).

Кроме того, в федеральных клиниках получили лечение 200 жителей Ставропольского края, при этом затраты на оказание им дорогостоящей помощи составили 5,2 млн рублей.

По оперативным данным расходы за счет внебюджетных средств от сбора единого социального налога в системе обязательного медицинского страхования составят за отчетный период 625,2 млн рублей, кроме того, за счет прочих поступлений - 71,9 млн рублей, то есть 29 процентов к общей стоимости Территориальной программы.

Дополнительно из Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2003 года получены субвенции на выполнение Территориальной программы государственных гарантий в сумме 63,3 млн рублей (в 2002 году - 116,2 млн рублей). Снижение этого важного источника средств на выравнивание условий финансирования Территориальной программы объясняется резким уменьшением объема финансирования краевых целевых программ и соответственно уменьшением объема софинансирования программ Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. За счет субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования в лечебно-профилактических учреждениях края, работающих в системе обязательного медицинского страхования, удалось увеличить расход медикаментов на 1 койко-день в стационарах в 1,2 раза, расходы на питание - в 1,1 раза по сравнению с плановыми показателями.

В крае сохраняется диспропорция в структуре источников финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Так, доля платежей консолидированного бюджета на обязательное страхование неработающего населения составляет в утвержденной Территориальной программе менее 50 процентов, в то время как численность неработающего населения и соответственно затраты на оказание бесплатной медицинской помощи составляют более 70 процентов.

Начиная с 2001 года, дополнительными источниками предоставления государственных гарантий в области здравоохранения являются бюджетные средства по разделу “Социальная политика“, направленные на выполнение федеральных законов “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Недостаточность средств на медикаменты, выделяемых из бюджета края, частично компенсирована дополнительными ассигнованиями на предоставление льгот преимущественно ветеранам и инвалидам (65 процентов всех льгот). В отчетном периоде ожидаемые поступления на эти цели составят 67,3 млн рублей, или 83 процента от годового плана 80,7 млн рублей.

В рамках выполнения Территориальной программы в текущем году финансовые средства распределяются по видам медицинской помощи следующим образом:

на скорую медицинскую помощь - 7,1 процента при средней стоимости одного вызова 179 рублей;

на стационарную медицинскую помощь - 56,6 процента при средней стоимости одного дня лечения в стационаре 211 рублей;

на амбулаторно-поликлиническую помощь - 34 процента при средней стоимости одного врачебного посещения 41 рубль;

на дневные стационары - 2,3 процента при средней стоимости одного дня пребывания больного 75 рублей.

По этим видам бесплатной медицинской помощи обеспечено соответствие средним показателям по Российской Федерации, кроме дневных стационаров, по развитию которых край отстает более чем в 2 раза. Так называемая стационарозамещающая помощь составляет по объемам медицинской помощи лишь 8,5 процента к стационарной.

В жестких условиях систематического недофинансирования отрасли только экономное и эффективное использование ресурсов здравоохранения, а также интенсификация лечебного процесса за счет внедрения современных технологий лечения, сокращения средней длительности госпитализации при повсеместном контроле качества медицинской помощи дает возможность увеличивать количество пролеченных больных. Доля расходов на дорогостоящую стационарную помощь уменьшилась против 58 процентов в 2002 году и составила 56,6 процента в расходах на оказание бесплатной медицинской помощи. За 9 месяцев текущего года средняя длительность лечения больного в стационаре составила 12,9 дня (в 2002 году - 13 дней, в среднем по Южному федеральному округу - 14,1 дня), дополнительно пролечено 2018 человек по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

По итогам работы за 9 месяцев 2003 года за счет использования дневных стационаров снижен существующий дефицит средств в отрасли на 64 млн рублей.

За счет дополнительно полученных доходов бюджета Ставропольского края на расходы здравоохранения выделено 49,8 млн рублей при запланированном уровне на год - 160 млн рублей. Указанные средства были направлены на решение таких неотложных задач в отрасли, как проведение капитального ремонта, финансирование целевых программ по сахарному диабету и гемодиализу, приобретение медикаментов для больных несахарным диабетом, приобретение 57 единиц санитарного автотранспорта.

Впервые в текущем году выделены бюджетные средства в сумме 2 млн рублей для приобретения жилья медицинским работникам в сельской местности. Эта сумма составляет лишь 2 процента от минимальной потребности. Поэтому с целью повышения качества лечебно-диагностической помощи в сельской местности и закрепления кадров данной проблемой необходимо заниматься и в будущем году.

Большое значение в обеспечении нормальной работы учреждений здравоохранения края и частичном восполнении дефицита Территориальной программы имеют доходы от предпринимательской деятельности. Это, прежде всего, доходы от оказания платных медицинских услуг населению, доходы от сдачи имущества в аренду, развитие добровольного медицинского страхования, выполнение работ и услуг по договорам с организациями всех форм собственности, гуманитарная помощь. Фактический объем этих доходов в выполнении консолидированного бюджета Территориальной программы за отчетный период составил по оперативным сведениям 211,6 млн рублей (в расчете на 1 жителя - 80,1 рубля). В лечебно-профилактических учреждениях, расположенных в городах, средний доход на 1 жителя достигает 130 - 178 рублей (города Ессентуки, Пятигорск, Лермонтов, Георгиевск), в центральных районных больницах - от 8 рублей (Степновская, Левокумская) до 54 рублей (Изобильненская).

В текущем году подготовлены отраслевые нормативные акты, пересмотрены и утверждены Методические рекомендации по организации платных медицинских услуг, введена выдача разрешений лечебным учреждениям на оказание платных услуг, проводятся семинары по повышению экономической и юридической грамотности кадров. Все это направлено на упорядочение осуществления предпринимательской деятельности и защиту интересов как лечебных учреждений, так и населения Ставропольского края.

Система лекарственного обеспечения здравоохранения является важной составляющей государственных гарантий. Однако Закон Ставропольского края “О лекарственном обеспечении граждан на территории Ставропольского края“ обеспечен источниками финансирования в бюджете Ставропольского края на 2003 год лишь на 11 процентов от потребности, поэтому состояние лекарственного обеспечения в Ставропольском крае, как и в подавляющем большинстве территорий Российской Федерации, не может удовлетворить ни здравоохранение, ни население.

В настоящее время в связи с экономическими преобразованиями происходит реформирование во всех сферах системы здравоохранения. Одна из важнейших задач - реорганизация системы лекарственного обеспечения, изменение ее таким образом, чтобы сделать ее доступной каждому больному и экономически приемлемой.

В крае ведется целенаправленная работа по совершенствованию закупок лекарственных средств. Сегодня все закупки по государственным и муниципальным заказам лечебно-профилактических учреждений края ведутся на основе конкурса. Создана и постоянно оптимизируется схема подготовки и проведения конкурсов. Однако возникает множество проблем, связанных со сложностью этой процедуры. В лечебно-профилактических учреждениях территорий края в обязательном порядке используется метод закупок на основе котировок цен. Все шире стала внедряться в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях края формулярная система как один из методов рационального использования лекарств.

В целях улучшения лекарственного обеспечения старшего поколения совместно с государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю подготовлена и находится на утверждении краевая целевая программа “Адресная лекарственная помощь при амбулаторном лечении пенсионеров, проживающих на территории Ставропольского края, на 2004 год“. Реализация этой программы с использованием механизма страхования только в семи городах краевого значения позволит в будущем году привлечь к софинансированию средства Пенсионного фонда Российской Федерации в размере до 30 процентов от фактических затрат краевого и местных бюджетов, что составит 7,8 млн рублей.

Одной из основных целей Территориальной программы является обеспечение прав граждан на медицинскую помощь надлежащего качества. Это декларируется целым рядом законов Российской Федерации, законами Ставропольского края, ведомственными документами. На ближайшую перспективу это станет одной из главных задач нашего министерства. Мы будем развивать систему управления качеством медицинской помощи, основанную на стандартизации, лицензировании, аттестации и доказательной медицине.

Органы и учреждения здравоохранения края научились работать в условиях рынка. Вместе с тем, дальнейшее развитие системы охраны здоровья граждан невозможно без четко обозначенной общегосударственной политики в области реформирования отрасли. А это, в первую очередь, вопросы централизации системы управления и финансирования, оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений, совершенствования подготовки кадрового потенциала, развития специализированных служб и широкого внедрения врача общей практики.

Министр здравоохранения

Ставропольского края

С.Л.ВАРДОСАНИДЗЕ