Российские законы

Постановление главы администрации Краснодарского края от 29.07.2003 N 720 “Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Краснодарском крае на 2003 - 2010 годы (Плана действий в интересах детей Краснодарского края)“

Вступил в силу через 10 дней после официального опубликования (пункт 5 данного документа).

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2003 г. N 720

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ НА 2003 - 2010 ГОДЫ

(ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

В целях определения государственной социальной политики по улучшению положения детей в Краснодарском крае на 2003 - 2010 годы постановляю:

1. Утвердить Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Краснодарском крае на 2003 - 2010 годы (План действий в интересах детей Краснодарского края) (прилагается).

2. Органам исполнительной власти Краснодарского края и рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края руководствоваться
Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Краснодарском крае на 2003 - 2010 годы (Планом действий в интересах детей Краснодарского края) в решении конкретных задач в этой области.

3. Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Ахеджак) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации в изложении.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации Краснодарского края Дорошенко Г.С.

5. Постановление вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Первый заместитель Главы администрации

Краснодарского края

А.А.РЕМЕЗКОВ

Приложение

к Постановлению

Главы администрации

Краснодарского края

от 29.07.2003 N 720

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ

ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

НА 2003 - 2010 ГОДЫ (ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ

ДЕТЕЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Краснодарском крае основу потенциала экономики составляют агропромышленный, топливно-энергетический и культурно-рекреационный комплексы, лесное хозяйство, деревообработка, мебельное производство и другие.

Администрацией края осуществлен комплекс мероприятий, направленных на усиление роли государственного регулирования реального сектора экономики, поддержки отечественного товаропроизводителя, повышения эффективности использования экономического потенциала края.

За последние 3 года улучшилась ситуация с увеличением доходной части бюджета края. В 2002 году в консолидированный бюджет края поступило 29,2 млрд. рублей, что на 43 процента превышает показатель 2001 года. В бюджеты всех уровней мобилизировано налогов и других обязательных платежей на сумму 43,6 млрд, рублей, прирост составил 25,4 процента.

Это позволило осуществить ряд мероприятий по стабилизации в социальной сфере. Расходы бюджета края приоритетно направляются на финансирование социальных мероприятий. Так, за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований в 2002 году органами социальной защиты населения направлено 97,5 млн. рублей на погашение кредиторской задолженности перед получателями государственного ежемесячного пособия на детей, что
составило 20 процентов от задолженности 2001 года; упорядочена текущая выплата данного вида пособий. Принимаемые меры обеспечили снижение задолженности по государственному ежемесячному пособию на детей в 2002 году в целом по краю на 30 процентов.

Сумма выделенных из краевого бюджета средств на оказание адресной социальной помощи составила 78,6 млн. рублей, социальная поддержка оказана более 126 тысячам человек. Основной контингент получателей адресной государственной помощи составили многодетные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Растет сумма средств, направленных на выплату пенсий, социальных пособий, содержание учреждений и служб социального обслуживания.

Последовательные целенаправленные усилия в области охраны здоровья матери и ребенка способствовали улучшению ряда показателей здоровья детей.

Показатель младенческой смертности в 2002 году составил 0,7 процента (снижение на 4 процента в сравнении с 1999 годом), заболеваемость детей первого года жизни за три года уменьшилась на 9 процентов.

Достигнутые результаты выполнения комплекса мер социальной поддержки семьи и детей способствуют созданию реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.

Вместе с тем, острота проблем в части защищенности и благополучия детей в Краснодарском крае не уменьшается, что сдерживает процесс противодействия новым рискам для детей (социальное сиротство и беспризорность; наркомания и алкоголизм; насилие по отношению к детям; социально обусловленные заболевания, прежде всего туберкулез и ВИЧ/СПИД).

В течение десяти лет рождаемость в крае находится на невысоком уровне, что приводит к уменьшению доли детей в общей структуре населения. Количество детей в численности постоянного населения края уменьшилось с 23 процентов (1992 год) до 21 процента (2002 год).

На Кубани насчитывается свыше 1,1 млн. семей, в них - более 1,2 млн. детей, из них многодетных семей - 37 тысяч (129 тысяч детей); неполных
семей - 308,1 тысячи, в которых одним из супругов воспитывается 316 тысяч детей.

Отмечается снижение числа регистрации актов об усыновлении; в 2002 году оформлено 822 акта об усыновлении, что на 149 меньше, чем в 2001 году.

В состоянии крайней бедности находится не менее 450 тысяч семей (более 600 тысяч несовершеннолетних детей).

Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Краснодарском крае на 2003 - 2010 годы (План действий в интересах детей Краснодарского края) (далее - Основные направления) представляют собой документ, определяющий задачи и приоритетные направления в организации жизнеобеспечения детей до 2010 года, направленные на разработку и реализацию единых ориентиров государственной социальной политики в деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления муниципальных образований края в соответствии с краткосрочными и долгосрочными социально-экономическими прогнозами развития экономики края.

2. ЦЕЛИ, ПРИОРИТЕТЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Целью государственной социальной политики в Краснодарском крае по улучшению положения детей на ближайшее десятилетие является создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического и духовного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка.

Приоритетными направлениями государственной политики органов исполнительной власти на 2003 - 2010 годы являются:

- обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания детей, содействие здоровому образу жизни детей;

- развитие образования и воспитания детей;

- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- улучшение экономических условий жизнедеятельности детей.

Первый этап (2003 - 2005 годы) реализации Основных направлений предусматривает выполнение мероприятий в объеме конкретных параметров улучшения жизнеобеспечения в рамках утвержденной и финансово обеспеченной краевой целевой программы “Дети Кубани“ на 2003 - 2005 годы, муниципальных целевых программ по улучшению
положения семьи и детей.

В указанный период необходимо сформировать правовые и организационные механизмы адресной социальной поддержки семьи и детей, что способствовало бы сокращению детской безнадзорности и беспризорности, наркомании и алкоголизма; улучшению условий социализации детей; обеспечению доступности и бесплатности базовых услуг в сфере образования и охраны здоровья детей; повышению роли институтов гражданского общества, органов местного самоуправления муниципальных образований края, семьи в защите прав детей, реализации семейной и демографической политики.

Задачи второго этапа (2006 - 2010 годы) реализации Основных направлений состоят в ресурсном обеспечении качественного уровня таких ключевых сфер жизнеобеспечения детей, как реабилитация и социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сокращении социального неравенства семей.

Важнейшее условие успешной реализации целей Основных направлений заключается в согласованных действиях органов государственной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, общественных объединений, семьи и общества.

3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

И ПОКАЗАТЕЛИ В ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

3.1. Охрана здоровья и повышение качества медицинского

обслуживания детей, содействие здоровому образу жизни

Перспективные задачи в области охраны здоровья и медицинского обслуживания детей:

- обеспечение доступности медицинского обслуживания для всех детей, независимо от места их проживания и социального положения;

- снижение смертности детей, материнской смертности, осуществление мер по обеспечению безопасного материнства и рождению здоровых детей;

- профилактика детской инвалидности, снижение частоты врожденных пороков развития;

- создание условий для проведения медицинской диспансеризации детей по стандартам Всемирной организации здоровья;

- осуществление мер по профилактике инфекционных и социально обусловленных заболеваний;

- улучшение питания детей раннего возраста, поддержка грудного вскармливания.

Основные направления в решении проблем охраны здоровья матери и детей:

- приоритетное развитие и поддержка службы охраны материнства и детства на основе реализации краевой целевой программы “Дети Кубани“ на
2003 - 2005 годы, Концепции развития здравоохранения и совершенствования организации медицинской помощи населению Краснодарского края;

- совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы в области охраны здоровья матери и детей;

- реализация государственных гарантий по обеспечению женщин и детей бесплатной медицинской помощью, сохранение доступности дорогостоящих видов медицинской помощи;

- создание сетевых компьютерных систем на уровне территориальных медицинских объединений, создание региональных систем учета, регистров хронических заболеваний и детской инвалидности;

- проведение информационных и образовательных мероприятий в области охраны здоровья женщин и детей, безопасного материнства, повышения ответственности населения за состояние своего здоровья.

Основные показатели в области охраны здоровья матери и детей:

- снижение показателей младенческой смертности к 2005 году до 13,1 на 1000 детей, родившихся живыми; к 2010 году - до 10,6;

- снижение смертности детей в возрасте до 5 лет к 2010 году до 11,5 на 10000 детей (за счет снижения уровня смертности от врожденных аномалий и от несчастных случаев, отравлений и травм);

- снижение смертности детей в возрасте до 15 лет к 2010 году до 49,5 на 100000 детей (за счет снижения смертности от новообразований, врожденных аномалий и несчастных случаев, отравлений и травм);

- снижение материнской смертности к 2005 году до 30,6 на 100000 живорожденных детей; к 2010 году - до 25,4 (за счет уменьшения частоты осложнений во время беременности и родов, снижения смертности от акушерских кровотечений, сепсиса, абортов);

- стабилизация и снижение показателей распространенности нервно-психических заболеваний у детей;

- снижение частоты врожденных пороков путем совершенствования методов антенатальной диагностики и витаминопрофилактики врожденных пороков с помощью назначения фолиевой кислоты всем беременным;

- снижение уровня йоддефицитных заболеваний у детей;

- сокращение доли ВИЧ-инфицированных младенцев к
2005 году на 20 процентов, к 2010 году - на 50 процентов путем обеспечения беременным женщинам доступности услуг по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции.

3.2. Развитие образования, воспитания и развития детей

Перспективные задачи в области образования, воспитания и развития детей:

- полная реализация прав детей и подростков на гарантированное общедоступное основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование;

- обеспечение прав детей на гармоничное развитие способностей, интересов, повышение уровня физического развития детей, развитие культуры и спорта, формирование инфраструктуры детского и семейного отдыха и оздоровления;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- совершенствование системы профессионального обучения, развитие системы профессиональной ориентации, содействие в адаптации детей к новым социально-экономическим условиям;

- системное противодействие информации, наносящей вред здоровью, нравственному и физическому развитию детей.

Основные направления в реализации прав детей на гарантированное общедоступное, качественное бесплатное образование:

- определение организационных основ выявления и вовлечения в школу детей до 15 лет, не получающих образования;

- реализация программы информатизации среднего образования, в том числе в первую очередь - в сельских школах;

- развитие регионального компонента образования;

- стимулирование развития самоуправления учащихся;

- обеспечение прав одаренных детей на образование, адекватное их возможностям;

- формирование у детей в процессе образования трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- поддержание дисциплины в образовательных учреждениях на основе уважения человеческого достоинства учащихся, воспитанников, педагогов при безусловном исключении применения методов физического и психического насилия.

Основные показатели решения задач в области образования, воспитания и развития детей:

- развитие системы дополнительного образования, развитие различных форм дополнительного образования и в первую очередь - для детей, проживающих в сельской местности и районах, отдаленных от культурных и научных
центров;

- развитие инфраструктуры детского и молодежного досуга, в том числе в сельской местности, малых городах;

- расширение возможностей трудоустройства несовершеннолетних, в том числе на период летних каникул;

- формирование системы региональных массовых спортивных мероприятий для детей, подростков и молодежи;

- создание сети физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, центров для работы с детьми и подростками по месту жительства и учебы, в том числе для семейного отдыха и оздоровления;

- поддержка деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях;

- содействие в ограничении в установленном законодательством порядке изготовления, распространения и рекламирования печатных изданий и изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, насилие или жестокость;

- дальнейшее развитие психологической службы в системе образования;

- обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения и создание специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (преимущественно в образовательных учреждениях по месту жительства), а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах.

3.3. Улучшение экономических условий

жизнедеятельности детей

Перспективные задачи в области улучшения экономических условий жизнедеятельности детей:

- участие в разработке и реализации государственных мер по преодолению бедности;

- повышение уровня и улучшение качества жизни семей, оказание родителям надлежащей помощи и поддержки в выполнении обязанностей по воспитанию детей;

- усиление адресной социальной поддержки малоимущих семей;

- разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении детей.

Основные направления по улучшению экономических условий жизнедеятельности детей:

- участие в разработке механизма индексации (не реже одного раза в год) пособий на детей;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости населения, создание условий для развития эффективности рынка труда.

Основные количественные параметры в области обеспечения жизнедеятельности детей:

- полное погашение до 2005 года задолженности по государственному ежемесячному пособию на детей;

- сохранение доступности для семей оплаты пребывания детей
в детском дошкольном учреждении;

- своевременное и полное предоставление семьям с детьми всех предусмотренных федеральным законодательством льгот;

- первоочередное обеспечение потребностей малообеспеченных семей с детьми при разработке и выполнении программ социальной помощи.

3.4. Повышение эффективности государственной

системы поддержки детей, находящихся

в трудной жизненной ситуации

Перспективные задачи в обеспечении прав и полноценного развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

- профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства, развитие и государственная поддержка различных форм семейного жизнеустройства детей, лишившихся родительского попечения;

- обеспечение реального права детей с недостатками в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, создание для них условий нормальной жизнедеятельности, успешной социальной интеграции;

- противодействие распространению алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа и криминогенности в детской и подростковой среде, ресоциализация детей, вовлеченных в употребление алкоголя и наркотиков, совершивших правонарушения.

Реализация основных направлений в области социализации, реабилитации детей, профилактики безнадзорности.

В области социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- обеспечение приоритета различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, дальнейшее совершенствование порядка и процедур усыновления детей;

- внедрение программ индивидуального комплексного сопровождения ребенка, форм контроля за его развитием в государственном учреждении, замещающей семье;

- реформирование сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью приближения условий воспитания в них к семейным, обучение воспитанников жизненным навыкам, необходимым для самостоятельной жизни.

В области профилактики детской безнадзорности и ликвидации ее последствий:

- расширение профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия на основе развития сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, улучшения качества их работы и доведение численности таких учреждений до установленных нормативов;

- введение региональной системы учета детей, не посещающих школу, не имеющих постоянного места
жительства;

- реализация в крае федеральных и краевых целевых программ профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

- создание условий для оздоровления обстановки в неблагополучных семьях на основе индивидуальной социально-психологической работы с членами таких семей;

- разработка и реализация комплекса мер по предотвращению сексуальной эксплуатации детей, пресечению распространения детской порнографии, социальной реабилитации детей, вовлеченных в проституцию и производство порнографической продукции, подвергшихся сексуальным домогательствам и насилию;

- создание в крае оптимальной сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- развитие дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, военных и других училищ;

- формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, включая внедрение индивидуального наблюдения на их поведением.

В области профилактики правонарушений несовершеннолетних, профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних:

- поддержка мероприятий по специализации судей, занимающихся рассмотрением дел с участием несовершеннолетних;

- развитие сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

- разработка и реализация краевых антинаркотических программ;

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики наркозависимости у несовершеннолетних и молодежи, выявления, учета, лечения и реабилитации несовершеннолетних и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами и больных наркоманией;

- развитие сети реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами и больных наркоманией.

В области социализации детей с ограниченными возможностями здоровья:

- создание единой системы учета детей-инвалидов;

- создание межведомственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и своевременной специальной помощи, коррекции, адаптации и реабилитации;

- реформирование сети интернатных учреждений для детей-инвалидов, создание на базе действующих интернатов реабилитационных центров;

- развитие профессионального образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- разработка и внедрение мероприятий по повышению экологической грамотности детей и родителей в дошкольных образовательных учреждениях края.

Основные показатели в области поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

- обеспечение оперативной профилактической и реабилитационной помощи семьям и детям;

- значительное сокращение безнадзорности детей одновременно со снижением тяжести совершаемых правонарушений и снижением рецидивов правонарушений несовершеннолетних;

- сокращение социального сиротства, устройство к 2005 году для воспитания в семейной среде не менее 80 процентов ежегодно выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; к 2010 году - не менее 85 процентов;

- сокращение устройства детей-инвалидов в интернатные учреждения, завершение к 2010 году реформирования стационарных учреждений для детей-инвалидов;

- сокращение распространения семейного насилия в отношении детей и женщин.

4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Реализация Основных направлений предполагает:

- нормативное правовое закрепление положений, обеспечивающих реализацию Основных направлений;

- соответствующее финансирование предусмотренных мер;

- программно-целевой подход при реализации основных задач;

- расширение участия гражданского общества в практической деятельности по улучшению положения детей, привлечение к работе добровольцев;

- совершенствование деятельности института уполномоченного по правам детей;

- информационное и кадровое обеспечение реализации мероприятий Основных направлений;

- развитие системы просвещения родителей и детей по вопросам прав ребенка и их защите, воспитания детей, возможность получения своевременной помощи;

- координацию и контроль за последовательным достижением целей и выполнением намеченных мер.

Основными подходами в деятельности по улучшению положения детей определены: правовое обеспечение политики в отношении детей; систематизация законодательных актов; пересмотр декларативных и противоречащих друг другу норм, преимущественный переход к нормам прямого действия, имеющим финансовые и организационные механизмы реализации.

Мероприятия на государственном уровне дополняются деятельностью неправительственных организаций, что обеспечивается посредством усиления взаимодействия органов исполнительной власти края и неправительственных организаций в решении задач по улучшению положения детей и повышению эффективности их сотрудничества; привлечением на конкурсной основе неправительственных организаций к реализации государственных программ, затрагивающих интересы детей; поддержкой инициатив неправительственных организаций в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности детей; оказанием неправительственным организациям методической помощи; распространением опыта совместного проведения конференций, семинаров по различным направлениям деятельности в области улучшения положения детей.

Реализация мероприятий Основных направлений планируется за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников в рамках утвержденных краевых целевых программ.

Сроки и объемы планируемых мероприятий уточняются с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации и финансовых возможностей краевого бюджета.

Условием эффективного выполнения мероприятий Основных направлений является увеличение доли ресурсов, выделяемых на поддержку детей, что предусматривает:

- увеличение размеров денежных средств, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с социальными выплатами государственных пособий на детей, краевых целевых программ социальной поддержки семьи и детей, охраны здоровья, развитие образования, культуры, физической культуры и отдыха детей; увеличение нормативов краевых расходов на содержание и воспитание детей в дошкольных учреждениях, школах, детских социально-защитных учреждениях, интернатных учреждениях для детей всех форм собственности и других детских учреждениях;

- обеспечение повышения эффективности использования средств, выделяемых на улучшение положения детей, усиление партнерских отношений и контроля со стороны семей, общественных организаций, партий, средств массовой информации за целевым использованием средств.

В связи с тем, что программно-целевой подход в решении стратегических долговременных задач улучшения положения детей доказал свою эффективность, выполнение Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Краснодарском крае до 2010 года предполагается также осуществлять на программно-целевой основе. Ядром таких программ являются федеральная программа “Дети России“ на 2003 - 2006 годы, краевая целевая программа “Дети Кубани“ на 2003 - 2005 годы.

Выполнение комплекса мероприятий по улучшению положения детей в крае должно быть обеспечено совершенствованием научно-методического, кадрового, информационного сопровождения деятельности органов и учреждений, осуществляющих работу с детьми, в том числе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи, подготовкой ювенальных судей и адвокатов, специализирующихся на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних.

В программу подготовки всех специалистов, работающих с детьми, должно войти изучение Конвенции о правах ребенка, других международных актов и нормативных правовых документов российского законодательства по вопросам защиты прав детей.

Данные о положении детей и динамика его улучшения обеспечиваются государственной стратегической и отраслевой отчетностью. Формируется банк данных о положении детей в Краснодарском крае. Статистическая информация о положении детей публикуется ежегодно.

Заместитель Главы администрации

Краснодарского края

Г.А.ДОРОШЕНКО