Российские законы

Закон Рязанской области “О местном референдуме в Рязанской области“ (принят Постановлением РОД от 06.12.1995 N 48)

Утратил силу в связи с принятием Закона Рязанской области от 01.03.1999 N 14-ОЗ

Вступает в силу со дня официального опубликования и действует на всей территории Рязанской области (статья 36 данного документа)

6 декабря 1995 года Постановление РОД N 48

ЗАКОН

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Рязанской областной Думой

6 декабря 1995 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие местного референдума

Местный референдум - голосование граждан, проживающих в муниципальных образованиях, по вопросам местного значения.

Статья 2. Право граждан на участие в местном референдуме

В местном референдуме имеют право участвовать граждане, проживающие на территории муниципального образования и достигшие на день проведения референдума 18 лет.

Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане,
проживающие на территории муниципального образования и признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 3. Вопросы, выносимые на местный референдум

1. На местный референдум могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы граждан муниципального образования:

устав муниципального образования;

структура органов местного самоуправления;

досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

выход из состава муниципального образования;

изменение границ административно - территориальных и муниципальных образований;

строительство социально - культурных и промышленных объектов;

запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде;

2. Вопросы, выносимые на местный референдум, должны иметь однозначное толкование.

3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Рязанской области к компетенции органов государственной власти.

Статья 4. Законодательство о местном референдуме

Законодательство о местном референдуме в Рязанской области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Закон и другие законы Рязанской области.

Статья 5. Общие принципы проведения местного референдума

1. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.

2. Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

3. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.

4. Запрещаются прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме по происхождению, социальному и имущественному положению, расовой и национальной принадлежности, полу, образованию, языку, отношению к религии, политическим и иным взглядам, роду и характеру занятий.

5. Референдум проводится на всей территории муниципального образования.

Устав муниципального образования может предусматривать проведение местного референдума на отдельной части территории муниципального образования (территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, иная территория).

6. При подготовке и проведении местного референдума используется русский язык, как государственный язык
Российской Федерации.

Статья 6. Обязательность решений местного референдума

1. Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории данного муниципального образования, а также для граждан, проживающих на его территории.

2. Решения, принятые на местном референдуме, могут быть обжалованы в суд в случае противоречия закону или нарушения законности при проведении референдума.

Статья 7. Обстоятельства исключающие проведение местного референдума

Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации или на территории Рязанской области.

Статья 8. Материальное обеспечение местного референдума

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, производятся за счет средств местного бюджета.

2. Предприятия, учреждения и организации, органы государственной власти и местного самоуправления предоставляют в распоряжение комиссий местного референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума.

Глава II. ОБЪЯВЛЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 9. Право назначения местного референдума

1. Право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления.

2. Решение о назначении референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, по инициативе населения или главы муниципального образования.

3. Представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть вопрос о назначении местного референдуму по требованию не менее 5% от числа граждан муниципального образования, обладающих избирательным правом.

4. В Уставе муниципального образования может быть предусмотрено требование, когда представительный орган местного самоуправления обязан назначить местный референдум.

Статья 10. Реализация гражданами права требования местного референдума

1. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане реализуют свое право
на сбор подписей добровольно и самостоятельно.

2. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Статья 11. Образование инициативной группы местного референдума

1. В целях решения вопроса о необходимости проведения местного референдума и образования инициативной группы могут проводиться собрания по инициативе не менее 20 граждан, проживающих на соответствующей территории и обладающих избирательным правом.

Инициаторы проведения собрания обязаны в 10 дневный срок уведомить представительный орган местного самоуправления о месте и времени проведения собрания, если Устав муниципального образования не предусматривает иное.

2. По вопросу, предлагаемому на местный референдум, количество создаваемых инициативных групп не ограничивается.

Статья 12. Регистрация инициативной группы

1. Список инициативной группы, в котором указывается фамилии, имена, отчества, место жительства, вместе с протоколом собрания передается для регистрации в представительный орган местного самоуправления. К протоколу собрания граждан прилагаются текст проекта вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум, а также письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о местном референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей.

2. Постановление представительного органа муниципального образования о регистрации инициативной группы должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения протокола собрания и соответствующих приложений к нему. Представительный орган выдает представителям инициативной группы постановление о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам или мотивированный отказ в ее регистрации.

Статья 13. Агитация по поводу местного референдума

1. Инициативным группам, каждому гражданину гарантируется право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против проекта вопроса, выносимого на местный референдум.

2. В день проведения местного референдума и предшествующий ему день агитация запрещается.

Статья 14. Порядок и сроки сбора
подписей инициативными группами местного референдума

1. С момента получения постановления о регистрации инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума.

2. Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать одного месяца со дня выдачи постановления о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.

3. По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, который вместе с подписными листами передается в представительный орган местного самоуправления. В протоколе указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.

4. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.

Статья 15. Подписной лист местного референдума

1. В подписном листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении местного референдума указывается:

а) наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей граждан;

б) номер и дата постановления представительного органа местного самоуправления, которым зарегистрирована инициативная группа;

в) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на местный референдум;

г) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, его подпись и дата подписи.

2. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.

3. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.

4. При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина его подписи не учитываются.

Статья 16. Принятие решения о проведении местного
референдума

1. Представительный орган местного самоуправления, на основании, представленных инициативной группой документов, в течение 15 дней обязан принять одно из следующих решений:

- о назначении референдума, дате его проведения, и мерах по его обеспечению и об утверждении вопросов выносимых на референдум;

- об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего Закона.

2. Глава муниципального образования может выступить с инициативой о проведении местного референдума путем направления в адрес представительного органа местного самоуправления письменного представления, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней.

3. Решение о проведении референдума принимается большинством от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

4. Устав муниципального образования может предусматривать норму, что в случаях, когда в сроки, указанные в настоящем Законе, инициативные группы не собрали необходимого количества подписей граждан, обладающих избирательным правом, то выступать с требованием о проведении референдума по этому же вопросу разрешается не ранее, чем по истечении одного года.

Статья 17. Назначение местного референдума

Дата проведения местного референдума может быть назначена на любой выходной день не ранее двух месяцев и не позднее трех месяцев со дня принятия решения о его проведении.

Принятое решение в пятидневный срок доводится до сведения населения.

Глава III. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ

Статья 18. Участки местного референдума

1. Территория муниципального образования делится на участки. Участки референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с комиссией по проведению местного референдума в двадцатидневный срок со дня опубликования решения о назначении местного референдума.

Участки референдума могут создаваться в больницах.

2. Каждый участок для референдума должен иметь помещение для голосования, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны иметь возможность размещаться члены
участковой комиссии, представители инициативных групп по проведению местного референдума, а также средств массовой информации.

Вход и выход из помещения для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину для тайного голосования.

3. На каждом избирательном участке должны быть помещение, оборудованное сейфом для хранения документации, мебелью, кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый участок может иметь более одного переносного ящика для голосования.

4. Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом вопросов, вынесенных на референдум, а также авторучками. Применение карандашей не допускается.

Статья 19. Комиссии по проведению местного референдума

1. Для подготовки и проведения местного референдума образуются следующие комиссии:

- комиссия по проведению местного референдума;

- участковые комиссии по проведению местного референдума.

2. В городе Рязани могут образовываться территориальные комиссии.

3. Государственные органы и организации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению местного референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии по проведению местного референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы и организации, в органы местного самоуправления, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее, чем в пятидневный срок.

Статья 20. Образование комиссий по проведению местного референдума

1. Комиссия по проведению местного референдума образуется постановлением представительного органа местного самоуправления в течение 10 дней со дня принятия решения о назначении референдума.

2. Участковые комиссии по проведению местного референдума образуются постановлением представительного органа местного самоуправления не позднее 30 дней со дня опубликования решения о назначении местного референдума.

3. Члены всех комиссий по проведению
местного референдума в составе 7-15 членов назначаются представительным органом местного самоуправления, с учетом предложений общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме.

При проведении местного референдума по вопросу досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, других выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления в состав комиссий не могут включаться их супруги и близкие родственники, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

4. Председатели, заместители председателей и секретари всех комиссий по проведению местного референдума избираются на заседании комиссий тайным голосованием.

Статья 21. Полномочия комиссии по проведению местного референдума

Комиссия по проведению местного референдума:

а) обеспечивает на территории проведения местного референдума соблюдение настоящего Закона;

б) организует деятельность участковых комиссий по проведению местного референдума;

в) распределяет денежные средства по участковым комиссиям по проведению местного референдума;

г) контролирует обеспечение комиссий по проведению местного референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения референдума;

д) контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;

е) устанавливает формы и тексты бюллетеней местного референдума, списков участников референдума, протоколов комиссий по проведению местного референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению местного референдума, порядок хранения документации референдума;

ж) устанавливает результаты референдума, публикует в печати, передает по радио и другими способами сообщения о своей работе и о результатах референдума;

з) обеспечивает изготовление бюллетеней и другой документацией по проведению референдума и снабжение ими участковых комиссий по проведению местного референдума;

и) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий по проведению местного референдума и принимает по ним решения;

к) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

Полномочия комиссий
по проведению местного референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.

Статья 22. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума

Участковая комиссия по проведению местного референдума:

а) составляет списки участников референдума по участку;

б) обеспечивает свободный доступ гражданам для ознакомления со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;

в) оповещает население о дне и времени проведения референдума;

г) обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащего оборудования;

д) организует на участке голосование в день проведения референдума, а также досрочное голосование;

е) производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования на участке;

ж) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;

з) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.

Статья 23. Организация работы комиссий по проведению местного референдума

1. Комиссии по проведению местного референдума должны провести свои первые заседания не позднее, чем в течение 5 дней с момента их образования. Заседания комиссий по проведению местного референдума являются правомочными, если в них принимают участие не менее 2/3 состава комиссий.

2. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии.

Решения комиссий подписываются председателем и секретарем комиссии.

3. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.

4. Решения и действия комиссий могут быть обжалованы в комиссию по проведению
местного референдума или в суд.

5. Член комиссии по проведению местного референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по решению комиссии может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей. Оплата производится за счет средств, выделяемых на проведение референдума.

6. Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссий по проведению местного референдума может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии назначившим его органом по личному заявлению.

Статья 24. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме

1. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией по проведению местного референдума и подписываются ее председателем и секретарем.

Списки составляются на основе данных, представляемых администрацией муниципального образования, с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и места жительства.

2. В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме и проживающие на территории данного участка.

3. Списки представляются для ознакомления в помещении участковой комиссии по проведению местного референдума не позднее, чем за десять дней до референдума.

4. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности.

Обращения о неправильностях в списке рассматриваются участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее чем в 5 дневный срок, а накануне и в день референдума - немедленно, рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в суд не позднее, чем за пять дней до референдума. Жалоба должна быть рассмотрена в суде в трехдневный срок. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией по проведению местного референдума немедленно.

Статья 25. Гласность при подготовке и проведении местного референдума

1. Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, комиссий по проведению местного референдума, участвующих в организации и его проведении, осуществляется открыто и гласно.

2. Все решения, касающиеся местного референдума доводятся до сведения жителей, в том числе путем опубликования местными средствами массовой информации, в течение не более 5 дней с момента их принятия соответствующими органами.

3. Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.

4. Комиссии по проведению местного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте расположения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

5. На заседаниях комиссий местного референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов местного референдума вправе присутствовать представители инициативных групп, зарегистрированных в установленном порядке, а также средств массовой информации.

Статья 26. Бюллетень для голосования

1. В бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего: “за“ и “против“.

2. Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются комиссией по проведению местного референдума не позднее, чем за 20 дней до дня референдума. На оборотной стороне бюллетеня должны быть поставлены подписи не менее двух членов комиссии.

3. Комиссия по проведению местного референдума обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 3 дня до дня референдума.

Глава IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 27. Время голосования

На всех участках референдума голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 5 дней до дня референдума.

Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, на которых проголосовали все внесенные в списки граждане.

Статья 28. Досрочное голосование

В случае, если менее чем за 2 дня до дня референдума гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы участка, он вправе получить в участковой комиссии референдума бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин заполняет его и вкладывает в конверт, который, для обеспечения тайны голосования, скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в запечатанном состоянии до дня референдума.

Статья 29. Голосование в день проведения местного референдума

1. В день проведения местного референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, представителей партий и иных общественно - политических организаций и движений, инициативных групп, а также средств массовой информации проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, а затем опечатывает их.

2. Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников местного референдума по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке.

3. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в местном референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии их письменного заявления поручает двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии общественных наблюдателей.

4. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и общественных наблюдателей перед началом общего голосования.

5. Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенных на голосование вопросов, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - “за“ или “против“.

Глава V. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО

РЕФЕРЕНДУМА

Статья 30. Подсчет голосов участковой комиссии по проведению местного референдума

1. После заявления председателя участковой комиссии по проведению местного референдума об окончании времени голосования комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.

Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.

2. На основании списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в том числе и дополнительного списка, комиссия подсчитывает общее число граждан, получивших бюллетени.

После этого вскрываются ящики для голосования. Вначале производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках.

Количество бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать количества письменных заявлений от избирателей о проведении голосования вне помещения участка референдума.

3. В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество письменных заявлений о голосовании вне помещения участка референдума, все бюллетени, находившиеся в переносных ящиках, могут быть признаны недействительными по решению участковой комиссии по проведению местного референдума.

Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.

4. На основании списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и по количеству находившихся в ящиках для голосования и в конвертах бюллетеней участковая комиссия по проведению референдума устанавливает и отражает в протоколе:

а) число граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме;

б) число граждан, получивших бюллетени;

в) число граждан, принявших участие в голосовании;

г) число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения или вопроса;

д) число голосов, поданных против; число бюллетеней, признанных недействительными.

5. Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе.

6. Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.

Статья 31. Протокол по итогам голосования

1. Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах.

Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками, подписываются всеми членами участковой комиссии по проведению местного референдума и заверяются печатью.

Первый экземпляр протокола доставляется в комиссию по проведению местного референдума, второй остается на хранении в участковой комиссии по проведению местного референдума.

2. Участковые комиссии референдума после подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, в местную администрацию, где они хранятся в течение одного года, а затем уничтожаются, если иное не установлено Уставом муниципального образования.

Статья 32. Подведение итогов местного референдума

1. Комиссия по проведению местного референдума на основании протоколов всех участковых комиссий референдума определяет:

а) число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

б) число граждан, получивших бюллетени;

в) число граждан, принявших участие в голосовании;

г) число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения или вопроса;

д) число голосов, поданных против;

е) число бюллетеней, признанных недействительными.

Комиссия по проведению местного референдума суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух экземплярах, заверенный печатью.

Первый экземпляр итогового протокола передается в представительный орган местного самоуправления, а второй - остается на хранении в комиссии по проведению местного референдума.

2. Местный референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 50% граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Устав муниципального образования может предусматривать требование о том, что в случае, если референдум признан несостоявшимся, то по этому же вопросу он может проведен не ранее, чем через один год.

3. Решения по вынесенным на местный референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более 50% граждан, принявших участие в референдуме.

4. Результаты местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования. В случаях обнаружения таких нарушений результаты референдума могут быть обжалованы в суд в течение одного месяца.

Статья 33. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на местном референдуме

1. Итоги местного референдума и принятые на нем решения публикуются не позднее 7 дней со дня окончания голосования и вступают в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.

2. В случае признания результатов голосования по какому-либо участку недействительными комиссия по проведению местного референдума вправе поручить соответствующей участковой комиссии референдума провести в течение двух недель на данном участке повторное голосование.

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 34. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином или группой граждан их права участвовать в местном референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий по проведению местного референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организаций, органов местного самоуправления, совершившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 35. Изменение либо отмена решения, принятого местным референдумом
Изменение либо отмена решения, принятого местным референдумом, производится местным референдумом.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует на всей территории Рязанской области.

Статья 37. О возложении полномочий участковых комиссий по проведению местного референдума

Полномочия участковых комиссий по проведению местного референдума могут быть возложены на:

- участковые комиссии по выборам депутатов в Федеральное Собрание Российской Федерации с согласия Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов в Федеральное Собрание;

- участковые комиссии по выборам депутатов в Рязанскую областную Думу с согласия областной избирательной комиссии;

- участковые комиссии по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления с согласия муниципальной избирательной комиссии.

Статья 38. О назначении и проведении местного референдума в переходный период

1. В муниципальных образованиях, в которых отсутствуют на момент вступления в силу настоящего Закона представительные органы местного самоуправления, референдум может быть назначен главой местной администрации (главой местного самоуправления) по собственной инициативе или по требованию 5% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих в муниципальных образованиях.

Глава Администрации области

Г.К.МЕРКУЛОВ

Приложение

к Закону Рязанской области

“О местном референдуме в

Рязанской области“

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

______________________________________________________________

(Наименование муниципального образования, где собираются

подписи граждан)

-------------------T------------T--------------------------------¬

¦ Номер и дата ¦ Дата ¦ Наименование представительного ¦

¦ постановления ¦ регистрации¦ органа муниципального образова-¦

¦ представительного¦ ¦ ния, зарегистрировавшего ¦

¦ органа ¦ ¦ инициативную группу ¦

+------------------+------------+--------------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦

L------------------+------------+---------------------------------

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении местного референдума в Рязанской области с формулировкой вопроса (вопросов):

---T---------T---------T--------T--------------T--------T--------¬

¦N ¦ Фамилия,¦ Дата ¦ Адрес ¦ Серия и номер¦ Дата ¦ Подпись¦

¦ ¦ имя, ¦ рождения¦ места ¦ паспорта или ¦ подписи¦ ¦

¦ ¦ отчество¦ ¦ житель-¦ заменяющего ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ства ¦ его документа¦ ¦ ¦

+--+---------+---------+--------+--------------+--------+--------+

¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+---------+---------+--------+--------------+--------+--------+

¦2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+---------+---------+--------+--------------+--------+--------+

¦3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+---------+---------+--------+--------------+--------+--------+

¦4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+---------+---------+--------+--------------+--------+--------+

¦5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+---------+---------+--------+--------------+--------+--------+

¦..¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+---------+---------+--------+--------------+--------+--------+

¦10¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--+---------+---------+--------+--------------+--------+---------

Подписной лист удостоверяю: __________________________________

__________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и

номер паспорта или заменяющего его документа лица собиравшего

подписи)

(Подпись и дата)

Уполномоченный инициативной группы: ______________________________

__________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и

номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного

инициативной группы)

(Подпись и дата)