Российские законы

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.08.2007 N А54-2448/2007-С8 <Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 августа 2007 г. N А54-2448/2007-С8

(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Рязанское химволокно“ (далее по тексту - ООО “Рязанское химволокно“, Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области о признании недействительным требования налогового органа N 1284 по состоянию на 25.04.2007 об уплате налога и пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС, в сумме 2858,9 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявление, просит суд признать требование налогового органа от 25.04.2007 N 1284 недействительным в части пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС, в сумме 1620,3 руб.

Уточнения приняты судом к рассмотрению по существу.

Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме с учетом уточнения, указав, что оспариваемое требование не соответствует статье 69 НК РФ, поскольку в требовании отсутствуют указание на основания для взыскания пени, нет расчета начисленных пени с указанием периода, ставки.

Представитель инспекции по уточненным требованиям возражает, указав, что основанием для направления оспариваемого требования послужило наличие задолженности у налогоплательщика по уплате налогов и сборов, оспариваемое требование соответствует законодательству о налогах и сборах РФ. Пеня по единому социальному налогу за период с 16.10.2003 по 31.12.2003 в размере 1531,83 руб. (зачисляемый в ФСС) начислена ошибочно, в связи с чем данные начисления были сторнированы. Пеня по единому социальному налогу за период с 16.02.2004 по 26.03.2004 в размере 1327,07 руб. (зачисляемый в ФСС) начислена правомерно на задолженность в сумме 66353,8 руб., образовавшуюся в результате представления обществом уточненных расчета за 9 месяцев 2003 г., декларации за 2003 г.

Из материалов дела судом установлено: Межрайонной инспекцией ФНС N 3 по Рязанской области направлено в адрес ООО “Рязанское химволокно“ требование N 1284 по состоянию на 25.04.07 об уплате единого социального налога, зачисляемого в ФСС, в сумме 2305 руб. по сроку уплаты 15.07.2002, 422967,64 руб. по сроку уплаты 15.11.2005, пени за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ФСС, в сумме 1531,83 руб. по сроку уплаты 05.01.2004, в сумме 1327,07 руб. по сроку уплаты 01.04.2007. Данным требованием налогоплательщику предложено погасить числящуюся задолженность в срок до 17.05.07.

Сумма пени по ЕСН в размере 2858,90 руб. списана 07.06.2007 с расчетного счета налогоплательщика согласно инкассовому поручению N 917 от 06.06.2007.



Не согласившись с указанным требованием в части пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС, в сумме 1620,3 руб. ООО “Рязанское химволокно“ обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, Арбитражный суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В силу ст. 80 НК РФ документом о полученных доходах, произведенных расходах, исчисленной сумме налога является налоговая декларация. Именно в декларации определяется сумма налога, в отношении которой у налогоплательщика возникает обязанность по ее уплате в установленный законом срок.

В связи с этим требование должно содержать ссылку на налоговую декларацию за соответствующий период, как на основание взимания налога и пени, либо на решение налогового органа по результатам налоговой проверки за соответствующий налоговый период.



Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней. Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.

Из оспариваемого требования N 1284 от 25.04.07 не усматривается, на какую сумму налога начислены пени по сроку уплаты 05.01.2004 по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ, в размере 1531,83 руб., за какой период и по какой ставке рефинансирования, расчет суммы пени отсутствует, не указаны и суммы налогов, в связи с неуплатой которых возникла обязанность по уплате пени.

Для выяснения указанных выше значимых для дела обстоятельств налоговым органом не представлены документы, подтверждающие наличие задолженности, на которую были начислены пени в сумме 1531,83 руб., а также развернутый расчет пени.

Кроме того, из пояснений налогового органа следует, что пени по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, в сумме 1531,83 руб. начислены ошибочно и были сторнированы (служебная записка N 34 от 11.07.2007).

С учетом изложенного, суд считает, что налоговым органом сумма пени в размере 1531,83 руб. начислена налогоплательщику неправомерно.

Указанная в пункте 4 требования N 1284 от 25.04.2007 сумма пени 1327,07 руб. с установленным сроком уплаты 01.04.2007 начислена за неуплату единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ, за период с 16.02.2004 по 26.03.2004.

Налоговым органом представлены документы, подтверждающие основания для начисления пени, развернутый расчет пени с указанием суммы задолженности, периода начисления пени, ставки рефинансирования.

Из представленного пояснения налогового органа следует, что расчет пени произведен на задолженность по ЕСН, зачисляемый в ФСС РФ, в сумме 66353,8 руб. с применением процентной ставки 0,0005, (66353,8 руб. х 40 дн. х 0,0005 = 1327,07 руб.). В период начисления пени налоговым органом применена ставка рефинансирования 14%, процентная ставка пени указана 0,0005.

При начислении пени в сумме 1327,07 руб. за несвоевременную уплату обществом единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ, налоговая инспекция округлила процентную ставку до десятичной доли, что повлекло увеличение суммы пени на 88,47 руб., подлежащей уплате налогоплательщиком.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Начисление пени на задолженность по налогам и сборам должно производиться в порядке, установленном приведенными выше нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на сумму задолженности 66353,8 руб. за период с 16.02.2004 по 26.03.2004 подлежат начислению пени в сумме 1238,6 руб. (66353,8 руб. х 14% / 300 х 40), поскольку такой расчет является более точным.

Таким образом, сумма пени в размере 88,47 руб. начислена обществу излишне.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, суд считает, что оспариваемое требование Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области N 1284 по состоянию на 25.04.07 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в части пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС, в сумме 1620,3 руб. (1531,83 руб. + 88,47 руб.) не соответствует Налоговому кодексу РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленное требование ООО “Рязанское химволокно“ подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина в сумме 2000 руб. относится на межрайонную инспекцию и подлежит взысканию в пользу общества с инспекции.

Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области N 1284 по состоянию на 25.04.07 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, проверенное на соответствие положениям Налогового кодекса РФ, в части суммы пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС, 1620,3 руб., признать недействительным.

Обязать Межрайонную ИФНС России N 3 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “Рязанское химволокно“, г. Рязань, вызванные принятием требования в указанной части.

2. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области в пользу общества с ограниченной ответственностью “Рязанское химволокно“, расположенного по адресу: г. Рязань, Ряжское шоссе, д. 20, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1056206038602, судебные расходы в сумме 2000 руб.

3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.