Российские законы

Решение РЭК РО от 26.03.2004 N 3/4 “Об утверждении отчета о деятельности Региональной энергетической комиссии Ростовской области за 2003 год“

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2004 г. N 3/4

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2003 ГОД

В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Ростовской области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 22 февраля 2000 г. N 56, заслушав мнение членов Правления, Региональная энергетическая комиссия Ростовской области решила:

1. Утвердить отчет о деятельности Региональной энергетической комиссии Ростовской области за 2003 год согласно приложению к настоящему решению.

2. Направить в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов отчет о деятельности Региональной энергетической комиссии Ростовской области за 2003 г.

Председатель Региональной

энергетической комиссии



Ростовской области

Г.С.ФЕДОРЧЕНКО

Приложение

к решению

Региональной энергетической комиссии

Ростовской области

от 26.03.2004 N 3/4

ОТЧЕТ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2003 Г.



Региональная энергетическая комиссия Ростовской области (далее - РЭК) образована в соответствии с постановлением Главы Администрации области от 09.11.99 N 425 и является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, розничных цен на газ природный и сжиженный.

РЭК в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, постановлениями Федеральной энергетической комиссии РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти Ростовской области, Положением о Региональной энергетической комиссии Ростовской области, утвержденным постановлением Главы Администрации области от 22.02.2000 N 56.

РЭК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ФЭК России на единой нормативно-методической основе, утверждаемой Правительством РФ, ФЭК России и является независимой в своих решениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со своими полномочиями РЭК в отчетном периоде решала следующие основные задачи:

- установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей области на 2004 г.;

- установление норм потребления и ставок оплаты за природный газ для населения области на 2004 г.;

- установление экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям региона;

- установление экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям энергоснабжающими организациями (далее - ЭСО) городов и районов области;

- разработка концепции регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ЭСО потребителям муниципальных образований области.

Регулирование тарифов на электрическую энергию для потребителей на 2004 год было осложнено следующими факторами:

- опережающий темп роста цены электрической энергии на оптовом рынке для энергосистемы Ростовской области в сравнении с другими регионами ЮФО;

- рост оптовых цен на газ, электроэнергию и рост стоимости услуг федеральной сетевой компании, вызвавшие увеличение среднего тарифа по области на 12%;

- существенное изменение структуры баланса электроэнергии и мощности области в связи с появлением на розничном рынке независимых поставщиков электроэнергии. В результате это привело к росту удельных затрат на передачу электроэнергии и перекрестного субсидирования;

- планирование ЭСО роста собственных затрат в 2004 году на уровне до 37%.

На основании выполненных РЭК расчетов и рекомендаций, в ходе длительных консультаций и переговоров с Правительством РФ и руководителями ФЭК России руководству Администрации области удалось добиться предоставления в 2004 году льготы для ОАО “Ростовэнерго“ при покупке электроэнергии на оптовом рынке в размере 300 млн. руб. Это позволило значительно снизить ценовую нагрузку на потребителей области.

Решения по установлению розничных цен на природный газ для населения основывались на проверенных ФЭК России расчетах по таким составляющим как оптовая цена, стоимость транспортных услуг по распределительным газопроводам, снабженческо-сбытовая надбавка и объем инвестиционной составляющей. Увеличение ставок оплаты за природный газ для населения области было обусловлено повышением оптовой цены на газ с 01.01.2004 на 23%.

В 2003 году перечень решаемых РЭК задач значительно расширился. С вступлением в силу Федеральных законов от 26.03.2003 N 38-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“ и N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ РЭК были переданы функции государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ЭСО, находящимися в муниципальной собственности. В отчетном периоде по заявкам организаций были открыты дела и приняты решения по установлению тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям муниципальных образований, для 52 предприятий. Одновременно с этим РЭК был осуществлен сбор и проводится анализ информации о теплоисточниках в муниципальных образованиях Ростовской области.

В процессе государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в 2003 году обеспечивалось сдерживание роста необходимой валовой выручки ЭСО (НВВ), которая является основой при расчете тарифов.

В рамках открытых дел по установлению тарифов проведены и подготовлены 69 экспертиз. По результатам проверки представленных ЭСО расчетных и обосновывающих материалов для утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на природный газ для населения общий объем планируемой валовой выручки регулируемых предприятий в 2003 году, приходящейся на долю сторонних потребителей, был снижен на 3791,6 млн. рублей или на 24%. Диапазон корректировки планируемых ЭСО расходов составил от +2,79% до - 65,53%.

Были снижены плановые объемы валовой выручки таких регулируемых предприятий, как:

- ООО “Ростоврегионгаз“ - 114788,7 тыс. руб.;

- ОАО ТПТС “Теплоэнерго“ г. Таганрог - 38120,6 тыс. руб.;

- МУП “Тепловые сети“ г. Шахты - 26661,9 тыс. руб.;

- МП “Сальские тепловые сети“ - 13123,9 тыс. руб.;

- ОАО “Новочеркасскгоргаз“ - 19657,2 тыс. руб.;

- МУП “Теплосеть“ г. Донецк - 12349,2 тыс. руб.

В декабре 2003 года РЭК были рассмотрены представленные ОАО “Ростовэнерго“, ГУП РО “Донэнерго“, МУП “ВГЭС“, ОАО “Энергия“, МУП ЖКХ N 1 документы по расчету тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Ростовской области на 2004 год. В результате экспертизы планируемые ЭСО затраты были снижены на 3501,0 млн. рублей или на 24,3%.

Основными причинами снижения НВВ у организаций явились следующие:

- завышение численности работников, относительно нормативной;

- необоснованное применение при расчетах минимальной ставки 1 разряда;

- завышение цен на материальные ресурсы, в т.ч. для ремонтных работ;

- необоснованное завышение включенных в тариф общехозяйственных расходов;

- необоснованное включение в тариф расходов, не связанных с регулируемой деятельностью.

Так, некоторые ЭСО в своих расчетах тарифа на тепловую энергию включили расходы на содержание ЕРКЦ. РЭК, основываясь на нормативные документы, исключила эти средства из расчетов НВВ. При этом РЭК разъясняет, что согласно положению об унитарном муниципальном предприятии по сбору и обработке коммунальных платежей (ЕРКЦ), утвержденному приказом Минстроя РФ от 09.01.1996 N 1, предприятие ЕРКЦ предназначено для решения задач по расчету, сбору и переводу денежных средств за оплату коммунальных услуг населением на основе договорных отношений между производителями услуг ЖКХ (МУФЗ) и собственниками основных фондов (дирекциями единого заказчика). В условиях сложившейся системы теплоснабжения ЭСО являются поставщиками тепловой энергии для МУФЗ. Для населения поставщиками тепловой энергии в составе услуг ЖКХ являются МУФЗ, которые и должны заключить договор с дирекциями единого заказчика. При этом в ставках платы за отопление и горячее водоснабжение, установленных Главами муниципальных образований, должны быть предусмотрены отчисления от стоимости жилищно-коммунальных услуг для оплаты услуг ЕРКЦ.

Несмотря на значительный уровень снижения затрат ЭСО, средний тариф на электрическую энергию по региону увеличился и составил 1,158 руб./кВт.ч (без НДС).

Экспертиза финансово-экономического состояния регулируемых предприятий, проведенная штатными экспертами РЭК, показала, что многие предприятия муниципальной формы собственности находятся в неустойчивом финансовом состоянии. Это ставит под угрозу надежность энергоснабжения экономики области, особенно в условиях осенне-зимнего максимума нагрузок.

В 2003 г. РЭК выполнена работа по расчетам и анализу потерь в сетях одной из крупнейших энергоснабжающих организаций Ростовской области - ГУП РО “Донэнерго“. В результате величина потерь, принятая при расчете тарифа, снижена по отношению к уровню 2002 г. на 1,6%. Согласованы предложения ЭСО по проведению мероприятий и снижению нормативов потерь (технологического расхода) электрической энергии.

Проведенный РЭК анализ технологических параметров работы ОАО “Ростовэнерго“ позволил более чем на 180 млн. кВт.ч скорректировать баланс полезного отпуска электрической энергии, что повлияло на снижение уровня установленных на 2004 г. тарифов.

В результате проведенной РЭК в 2003 г. работы, принятые 08.12.03 решения об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей Ростовской области и тепловую энергию, отпускаемую потребителям ОАО “Ростовэнерго“ и ЭСО муниципальных образований Ростовской области на 2004 г. позволили сохранить баланс интересов производителей и потребителей. Все установленные тарифы отвечают критериям, утвержденным ФЭК России, и не выходят за рамки установленных Правительством РФ предельных уровней.

В 2003 году проведено 14 заседаний правления РЭК, на которых, по итогам публичных слушаний, принято 100 решений. В том числе:

- об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию 14 и 52 соответственно;

- об установлении тарифа на услуги по передаче электрической (тепловой) энергии - 3;

- об установлении норм потребления и ставок на газ для населения - 3;

- о формировании Реестра энергоснабжающих организаций - 10;

- по организационным и правовым вопросам - 14.

Решения опубликованы в газете “Наше время“ и на официальном сайте РЭК.

В отчетном периоде РЭК уделяла постоянное внимание работе с ЭСО и потребителями электрической и тепловой энергии Ростовской области.

Был подготовлен и проведен ряд семинаров для ЭСО по изучению и практическому применению Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением ФЭК России от 14.05.03 N 37-э/1. В семинарах приняли участие представители 60 организаций разных форм собственности. РЭК постоянно оказывала консультативную помощь ЭСО по вопросам расчетов и применения тарифов, действующей нормативно-правовой базе в области государственного регулирования, бухгалтерского и налогового учета.

Рассмотрены и даны ответы на более чем 400 заявлений и обращений организаций и граждан области, поступившие в течение отчетного периода в РЭК как через администрацию области, так и непосредственно, в том числе по электронной почте.

Проводилась разъяснительная работа с ЭСО и потребителями по вопросу перехода предприятий на одноставочный дифференцированный по зонам суток тариф, рассмотрено более 30 обращений. В течение 2003 года 17 предприятий области перешли на выгодную для них систему учета и оплаты потребленной электроэнергии.

РЭК приняла непосредственное участие в разработке нормативных актов в области энергосбережения, в частности решения “О мерах по стимулированию энергосбережения в Ростовской области“.

В отчетном периоде согласованы программы производственного развития крупнейших энергоснабжающих организаций области. Реализация этих программ позволит обеспечить надежность энергоснабжения, провести реконструкцию старых и строительство новых распределительных сетей и подстанций г. Ростова-на-Дону, восстановление бесхозных сетей, в том числе на шахтерских населенных пунктах, снизить потери, связанные с недоучетом и хищением электроэнергии.

В связи с принятием ФЭК России Постановления об отмене положения о Реестре энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, Правлением РЭК принято решение о формировании информационной базы энергоснабжающих организаций Ростовской области. РЭК разработано “Положение о Реестре организаций, осуществляющих деятельность в топливно-энергетическом комплексе Ростовской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование“. Положение было принято на Правлении РЭК решением N 11/4 от 10.10.2003. За отчетный период в реестр было включено 28 организаций, представивших материалы в соответствии с утвержденными формами.

В отчетном периоде РЭК осуществлялась аналитическая и прогнозная работа по формированию балансов электроэнергии и мощности, а также прогнозы стоимостных балансов энергосистемы Ростовской области.

По поручениям руководства области Региональной энергетической комиссией были подготовлены справочные и аналитические материалы по вопросам развития энергетического комплекса области, в частности по влиянию изменения тарифов на электроэнергию на финансово-экономические результаты работы предприятий, возможности установления сниженных тарифов для предприятий бюджетной сферы, соблюдения баланса интересов потребителей и производителей электрической и тепловой энергии. Подготовлен прогноз по направлениям формирования тарифной политики в 2003 и на 2004 гг.

В течение 2003 года РЭК активно проводила работу по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы в области государственного регулирования. Подготовлен ряд аналитических заключений. В том числе 15 - по проектам Федеральных законов, таких как “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“, “О теплоснабжении“, “О правах граждан России на доходы от использования природных ресурсов РФ“, “Об электроэнергетике“.

Также были подготовлены аналитические заключения по 15 проектам нормативно-правовых актов регионального уровня, таких как проект постановления Администрации области “О тарифах на электрическую и тепловую энергию на территории Ростовской области на 2004 год“, проект решения коллегии Администрации Ростовской области “Об основных направлениях тарифной политики Ростовской области на 2004 год“.

В отчетном периоде РЭК подготовлены 13 проектов нормативно-правовых актов по совершенствованию государственного регулирования в пределах ее компетенции, в том числе “О внесении изменений в Положение о РЭК“, “О внесении изменений в проект постановления Администрации области “Об установлении единого порядка расчета и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Ростовской области“.

РЭК постоянно проводится мониторинг состояния ЭСО. В 2003 году впервые осуществлен сбор информации и анализ состояния теплоисточников и тепловых сетей в муниципальных образованиях Ростовской области. Выявлены существенные недостатки в производстве тепловой энергии и оказании услуг потребителям. А именно:

- большой разброс тарифов на тепловую энергию от различных производителей в пределах одного муниципального образования;

- необоснованно большие потери в тепловых сетях;

- нерациональные схемы теплоснабжения потребителей;

- низкая загруженность большинства котельных на территории области;

- использование на большом количестве котельных дорогого угля, низкоэффективных технологий;

- изношенность оборудования котельных и теплосетей;

- отсутствие должного объема ремонтных работ, замены и модернизации существующего оборудования;

- отсутствие инвестиций в объекты теплоэнергетики муниципальных образований области;

- отсутствие программ развития производства и снижения затрат на производство и транспортировку тепловой энергии ЭСО;

- непрозрачная схема ценообразования на тепло- и горячее водоснабжение для конечных потребителей, обусловленная несовершенством нормативно-правовых актов и применяемых методик.

В результате анализа РЭК выработана концепция регулирования тарифов на тепловую энергию с увязкой результирующей составляющей с объемом необходимых для компенсации средств из областного бюджета и возможностями бюджетов муниципальных образований Ростовской области. Концепция предполагает одновременное регулирование тарифов на тепловую энергию, в разрезе муниципальных образований, до утверждения бюджета Ростовской области. А главное - предусматривает возможность на основе тщательного анализа прогнозировать уровень тарифов с учетом федеральных факторов (стоимость электроэнергии на оптовом рынке, оптовая цена газа и других видов топлива, индекс инфляции и др.). Концепция предполагает возможность регулирования тарифов методом индексации на последующие годы в рамках предельно допустимых уровней. Однако вопрос унификации тарифов на тепловую энергию предстоит окончательно решить в 2004 году.

Также в 2004 году необходимо закончить анализ зависимости основных параметров экономического развития области от уровня тарифов на энергоносители.

В 2003 году РЭК рассмотрела и согласовала представленные энергоснабжающими организациями, подавшими заявку на установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, планы мероприятий технического и экономического характера по снижению расходов ЭСО по регулируемому виду деятельности. Необходимость в этих планах вызвана высокими экономически обоснованными тарифами многих предприятий, в том числе и муниципальной собственности, обеспечивающих потребителей тепловой и электрической энергией. Выполнение этих планов, главное предназначение которых снизить тарифы на продукцию и услуги ЭСО, обеспечивая при этом надежное энергоснабжение потребителей, взято на контроль РЭК.

В течение последних лет происходит неуклонный рост перекрестного субсидирования в тарифах на электроэнергию для потребителей Ростовской области. Это связано с постоянным ростом цен на федеральном рынке электроэнергии и топлива и со сдерживанием РЭК роста тарифов для населения и бюджетных организаций региона. При этом эти категории потребителей оплачивают потребляемую электроэнергию по тарифу не только ниже экономически обоснованного (в настоящее время он составляет около 1,50 руб./кВт.ч (без НДС), но и более чем на 60% ниже среднего тарифа по региону. Разрыв между экономически обоснованными тарифами и введенными в действие связан с социальными и экономическими процессами, происходящими в регионе. Последствия перекладываются на крупную промышленность и мелкомоторных потребителей. Предполагаемая Правительством РФ программа поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в отчетном периоде им не была принята. Учитывая негативное влияние перекрестного субсидирования на динамику развития инфраструктуры области, РЭК в сотрудничестве с НИИ экономики энергетики (Ростовский филиал) в 2003 году предприняла активные меры по разработке программы снижения перекрестного субсидирования в регионе на 2004-2005 гг. и в перспективе до 2008 года.

На основе собственной экспертизы и экспертизы, выполненной независимой экспертной компанией ООО “Энергоконсалтинг“ (г. Москва), РЭК подготовлены и направлены в ФЭК России предложения об установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии по региональным сетям по уровням напряжения. Эти тарифы не пересматривались с 2000 г. и приведение их к экономически обоснованным величинам в конечном итоге позволит сдержать рост тарифов для потребителей.

В течение 2003 года РЭК активно защищала интересы потребителей в органах судебной власти, оказывала содействие в разрешении споров в судах различных инстанций. Сотрудники РЭК приняли участие в рассмотрении 18 дел в Арбитражном суде Ростовской области, в Федеральном Арбитражном суде Северо-Кавказского округа, в Ростовском территориальном управлении МАП России и Ростовском областном суде. Из них в качестве ответчика в 8 судебных заседаниях, в том числе в Арбитражном суде Ростовской области и в кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа - 5, в Ростовском областном суде - 2 и в РТУ МАП РФ - 1. В качестве третьего лица РЭК привлекалась по 10 делам.

Успешное решение задач, возложенных на РЭК, возможно при условии наличия в ее составе грамотных, высококвалифицированных специалистов. Исходя из этого руководство РЭК уделяет большое внимание профессиональной подготовке сотрудников. В 2003 году 12 человек (48%) прошли обучение и повышение квалификации в центрах Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Москвы. В том числе 5 человек обучались по международной программе в рамках реформирования энергетического комплекса России при ФЭК России и получили сертификаты регуляторов естественных монополий международного образца.

Подтверждением высокого профессионального уровня персонала РЭК явились результаты документальной проверки деятельности Региональной энергетической комиссии Ростовской области, проведенной в июне 2003 г. Счетной палатой Российской Федерации. Проверено соответствие решений РЭК действующему законодательству. В результате проверки все представленные документы, расчеты и обоснования решений признаны соответствующими методикам и законодательным актам РФ.

Уровень профессионализма и результаты работы РЭК по достоинству отмечены в 2003 году Федеральной энергетической комиссией РФ. Приказом председателя ФЭК России от 22.12.2003 N 448-К председателю РЭК присвоено звание “Почетный регулятор естественных монополий“, трое сотрудников награждены Почетной грамотой, двум сотрудникам объявлена благодарность.

Наряду с ликвидацией перекрестного субсидирования одной из сложных проблем в деятельности РЭК является неопределенность и противоречивость нормативно-правовой основы регулирования. С одной стороны, методология формирования тарифов предусматривает при расчете регулируемых тарифов применение метода экономически обоснованных расходов, которые должны обеспечить компенсацию ЭСО расходов на производство продукции и получение прибыли, с другой стороны, действуют ограничения для тарифов на электрическую тепловую энергию, определенные на федеральном уровне и принятые для расчета параметров областного бюджета.

В 2003 году РЭК в соответствии с Постановлением ФЭК России от 25.08.2003 N 66-э/1 планировала применение при расчете тарифов так называемой социальной нормы потребления населением электрической энергии. Однако в действующем законодательстве порядок установления этой социальной нормы потребления отсутствует. Поэтому при установлении тарифов на электрическую энергию для населения области на 2004 год РЭК социальные нормы не применены.

Учитывая обеспокоенность населения и промышленных предприятий области повышением тарифов на электрическую и тепловую энергию в 2003 г., причины их роста и общая ситуация на энергетическом рынке и тарифная политика Администрации Ростовской области постоянно освещались в СМИ. С этой целью были организованы пресс-конференции, выступления на телевидении и публикации интервью Председателя РЭК в областных и федеральных органах печати. В июне-июле и октябре-ноябре с.г. проведена работа по широкому освещению проблем, связанных с повышением цен на все виды энергии в 2004 г.

Всего за отчетный период было организовано и проведено 7 пресс-конференций, 16 выступлений на телевидении, опубликовано 11 интервью председателя РЭК.