Российские законы

Отчет Управления внутренних дел Сахалинской области от 31.01.1998 “О состоянии правопорядка в 1997 году“

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ

от 31 января 1998 года

О СОСТОЯНИИ ПРАВОПОРЯДКА В 1997 ГОДУ

В 1997 году деятельность органов внутренних дел Сахалинской области строилась в строгом соответствии с федеральной и областной программами борьбы с преступностью, установками президента и правительства Российской Федерации, концепцией развития системы МВД, требованиями Министерства по предотвращению и раскрытию преступных проявлений, укреплению общественного порядка, соблюдению законности в оперативно-служебной деятельности, областной программой.

Беспрецедентный рост преступности потребовал принятия адекватных мер выхода из криминального кризиса. С начала года усилия подразделений органов внутренних дел области были сконцентрированы на активной профилактике преступных проявлений, проведении крупномасштабных мероприятий, повышении оперативности реагирования на сообщения о преступлениях, организации взаимодействия всех подразделений
в раскрытии преступлений по “горячим следам“, увеличении плотности милицейских нарядов, несущих службу на улицах.

При всей сложности криминогенной ситуации в области необходимо отметить, что меры, принимаемые правоохранительными органами по укреплению правопорядка и общественной безопасности, дали определенные результаты.

Реализация организационно-практических мероприятий позволила стабилизировать оперативную обстановку, добиться определенных позитивных сдвигов в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности ОВД. Самое важное: удалось остановить вал криминального насилия, сократить общий массив зарегистрированной преступности и придать этому явлению характер тенденции.

Зарегистрировано 17849 преступлений, что на 23,2% меньше прошлогоднего.

Прежде всего совершенствовалась работа по пресечению и раскрытию тяжких преступлений против личности. Обновлен арсенал средств и методов деятельности оперативных служб с учетом дополнительных возможностей, представленных Федеральным Законом “Об оперативно-розыскной деятельности“, проведены мероприятия по кадровому укреплению и повышению профессионального мастерства оперативного состава уголовного розыска, созданы новые и укреплены существующие подразделения по раскрытию преступлений против личности.

Ужесточен контроль за реагированием на заявления и сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях, качеством следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

В результате удельный вес расследованных преступлений возрос с 65,1% до 71,7%, в том числе компетенции криминальной милиции - с 52,5% до 60,9%.

Улучшилась раскрываемость убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, разбойных нападений, краж и других преступлений. Безопаснее стало на улицах городов и населенных пунктов области.

При этом, как и предполагалось, с учетом ограниченных финансовых и материальных ресурсов, достижение этих результатов явилось следствием интенсификации работы, задействования внутренних резервов.

Высокие показатели раскрываемости отмечаются в Томаринском, Невельском, Тымовском, Анивском, Южно-Курильском, Смирныховском, Поронайском ГОРОВД. Значительная работа по повышению раскрываемости проделана городским управлением внутренних дел Южно-Сахалинска, Охинским ГОВД.

В прошедшем году дальнейшее развитие получила практика проведения положительно зарекомендовавших себя крупномасштабных
мероприятий с одновременным задействованием значительных сил милиции, таких, как “Вихрь“, “Гастролеры“.

Как мера противодействия вооруженному насилию регулярно проводятся оперативно-розыскные мероприятия и профилактические действия операции “Арсенал“. У преступников в ходе операций изъято свыше двухсот единиц оружия и более 2000 единиц боеприпасов, 1,5 килограмма взрывчатки, взрывные устройства. Намечены и реализуются меры по пресечению бандитских нападений на дорогах, разбоев и грабежей.

Особые требования предъявляются сегодня к деятельности управления по борьбе с организованной преступностью.

По результатам оперативных разработок раскрыто 369 преступлений, совершенных с признаками организованности. Из незаконного оборота изъято 54 единицы огнестрельного оружия, 25 автомашин, 59480 долларов США, драгоценных металлов и иных ценностей на сумму 1 млрд. 218 млн. рублей, 0,5 кг наркотических веществ.

Посягательства на собственность составляют три четверти в структуре преступности. Подавляющая часть из них - кражи. Сохраняется высокий уровень краж транспортных средств. Несмотря на возрастание удельного веса расследованных преступлений данной категории, общая раскрываемость краж автомашин остается невысокой. В связи с этим прорабатываются дополнительные меры по их пресечению и раскрытию. За год зарегистрировано почти 2,5 тысячи краж из квартир, половина из которых не раскрыта. Одна из действенных мер защиты от преступных посягательств - использование технических средств охраны. Уровень надежности такой защиты достаточно высок.

В профилактике краж немало зависит от самих граждан. Поэтому акцент в работе милиции делается на разъяснительную работу среди населения, меры повышения технической укрепленности жилищ, оборудования квартир и домов охранной сигнализацией, укрепление дверей и окон.

Анализ статистики и оперативной информации показывает, что ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков, приобретает в области все более значительные масштабы. Стоимостное выражение незаконного оборота наркотиков в области по общепринятым критериям подсчета
в текущем году достигло 8,8 млрд. рублей.

Подразделениями ОВД у преступников из незаконного оборота изъято 223 кг наркотических и сильнодействующих веществ.

Мы понимает, что меры, которые принимают органы внутренних дел, еще не вполне адекватны вторжению в незаконный оборот значительных объемов наркотиков, и будем наращивать противодействие этому преступному промыслу.

Из широкого круга проблем противостояния криминальной угрозе ключевой для области является борьба с экономической преступностью во всех ее проявлениях, в том числе организованных.

Утверждена программа по обеспечению экономической безопасности области. Особое внимание уделялось предупреждению проникновения криминальных структур в организации, занимающиеся проблемами сахалинского шельфа, борьбе с хищениями и незаконным вывозом за рубеж рыбной продукции.

Однако ощутимых результатов здесь нами не достигнуто. Поэтому в новом году эта проблема отнесена к числу приоритетных. Остается сферой постоянного внимания органов внутренних дел обстановка на потребительском рынке.

Продолжается активная работа по выполнению мероприятий межведомственного плана по пополнению доходной части федерального бюджета, налажены деловое взаимодействие на постоянной основе и система обмена информацией с государственной налоговой службой, налоговой полицией, таможенными органами. В ходе рейдов заинтересованных ведомств, в том числе в ходе операции “Суррогат“, у правонарушителей изъято около 106 тонн алкогольной продукции.

Приоритетным направлением деятельности милиции общественной безопасности продолжает оставаться оздоровление обстановки на улицах и в других общественных местах.

Принятыми мерами в целом в области удалось стабилизировать обстановку на улицах. Однако в ряде районов (Ноглики, Макаров, Смирных) уличная преступность возросла. Тревожит значительный рост числа преступных проявлений этого вида, связанных с использованием оружия.

Эффективной формой контроля за остановкой в местах массового пребывания граждан и жилых массивах признаны стационарные посты милиции, строительство которых начато в областном центре, большинство из которых будут введены
в действие в новом году.

В раскрытие преступлений значительный вклад вносят участковые инспекторы милиции. Наряду с этим важной составляющей должностных функций участкового инспектора является предупреждение правонарушений и преступлений. В центре милицейской профилактики одновременно находятся два объекта взаимодействия: отдельные категории населения, склонные к совершению правонарушений, а также условия и причины, способствующие правонарушениям.

Прогрессирующее из года в год число ранее судимых в составе лиц, совершивших преступления, составляет предмет особой озабоченности участкового. Вместе с тем в его руках все меньше правовых рычагов контроля за образом жизни лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Отсутствие надежных социальных гарантий и трудноразрешимые проблемы трудового и бытового устройства осложнили процесс ресоциализации этой категории граждан.

Актуальным вопросом профилактики было и остается предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.

Проведенная подразделениями по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних работа способствовала снижению подростковой преступности в области на 19,5%. Вместе с тем негативная динамика данного вида преступлений наблюдается в Смирныховском, Ногликском, Углегорском, Холмском районах.

В истекшем году осуществлены необходимые мероприятия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, повышена роль службы Госавтоинспекции, приняты дополнительные меры по укреплению дисциплины и законности в действиях личного состава. В итоге обстановка с аварийностью на дорогах несколько стабилизировалась.

Однако ситуация на дорогах по-прежнему остается напряженной. Правовой нигилизм, отсутствие взаимоуважения и взаимопонимания участников дорожного движения - основные причины того, что в целом положение с аварийностью пока далеко не благополучно.

Рост числа ДТП произошел в Холмском, Ногликском, Углегорском, Смирныховском районах. Особую тревогу вызывает состояние безопасности дорожного движения в г. Южно-Сахалинске, где совершена почти половина всех ДТП в области.

Значительный объем задач в области обеспечения пожарной безопасности возложен на подразделения государственной противопожарной службы, в результате
деятельности которых обстановка имеет тенденцию к улучшению.

Приоритетными направлениями в надзорно-профилактической деятельности была определена работа по предупреждению пожаров в жилом секторе и на объектах топливно-энергетического комплекса. Мероприятия принятой в 1996 году целевой программы по обеспечению пожарной безопасности в Сахалинской области, не требующие материальных затрат, выполнены.

В 1997 году разработано и утверждено Положение о УГПС УВД Сахалинской области, подготовлен проект Закона “О пожарной безопасности в Сахалинской области“, направленный на рассмотрение в областную Думу.

Как подчеркивает Министр внутренних дел, решение задачи пресечения преступных посягательств в значительной степени зависит от кадрового подбора, повсеместного улучшения работы по качественному комплектованию органов внутренних дел и повышению профессионального уровня сотрудников.

В 1997 году особое внимание уделялось совершенствованию отбора кандидатов на службу, продуманной расстановке руководящих кадров, выдвижению на эти должности инициативных, подготовленных и обладающих опытом организаторской деятельности работников. Проводимая работа позволила в основном своевременно замещать вакантные должности, поддерживать укомплектованность органов и подразделений на уровне, необходимом для выполнения ими оперативно-служебных задач.

Остались неукомплектованными 3,9% должностей (1996 год - 4,9%).

Основное внимание уделялось комплектованию ведущих служб: следствия, уголовного розыска, подразделений ОЭП, участковых инспекторов милиции.

В следственные подразделения и оперативные службы направлены все выпускники учебных заведений (более 70 человек). Принятые меры позволили не допустить снижения доли юристов в следствии. Вместе с тем сократилась доля юристов в уголовном розыске, ОЭП, среди участковых инспекторов милиции.

Удалось увеличить долю работающих в службе свыше 3-х лет.

Однако проблема текучести кадров остается. За год уволено по различным основаниям около 1000 сотрудников.

Причинами увольнения в основном являются недостаточная заработная плата, непредоставление ряда льгот. Предложения по “упорядочению“ льгот для северных районов усилили отток квалифицированных специалистов, уже имеющих выслугу
для назначения пенсии.

Учебные заведения МВД (очной формы) покрывают потребности области не более чем на 10%. Учитывая эти обстоятельства, управлением проводится работа по подготовке кадров на службу в милицию.

В средних школах области создано 12 специализированных классов. С 1993 года на базе бывшего СПТУ создан профессиональный лицей N 18 (с 1998 года планируется преобразовать в юридический техникум), где при содействии УВД ведется подготовка юристов средней квалификации. В настоящее время это солидное учебное заведение, где обучается 317 человек. Только в текущем году принято на учебу 132 человека.

Приняты меры по расширению возможностей заочной подготовки кадров в учебных заведениях МВД. Этой формой обучения охвачено 263 сотрудника. В 1997 году в Южно-Сахалинске открылось отделение Хабаровской высшей школы МВД РФ, куда было принято 76 сотрудников.

Вместе с тем перечисленное не вызывает полного удовлетворения. Многое нам не удалось.

В результате криминогенная обстановка в области по-прежнему остается напряженной, а имущественные и личные интересы граждан защищены недостаточно. Понимая это, руководство УВД, личный состав органов внутренних дел области принимают дополнительные усилия по наиболее надежной защите чести и достоинства, жизни и здоровья каждого жителя области, и жители вправе рассчитывать на это.

Обстановка с обеспечением пожарной безопасности имеет некоторую тенденцию к улучшению, хотя количество пожаров и число погибших при них людей, приходящихся на 100 тыс. населения, значительно превысило общероссийские показатели. Основное количество пожаров и около половины ущерба от них зарегистрировано в жилом секторе, произошел рост числа пожаров в детских учреждениях, торговых помещениях и бесхозных домах. Наиболее неблагополучная обстановка с пожарами остается в г. Южно-Сахалинске, Поронайском и Северо-Курильском районах.

В 1997 году пожарные подразделения совершили 3548 боевых выездов,
из них на пожары - 1914, аварийные работы - 143, лесные пожары - 2. При пожарах спасено 99 человек, 122 единицы техники, материальных ценностей на сумму более 31 млрд. рублей.

Приоритетным направлением в надзорно-профилактической деятельности была определена работа по предупреждению пожаров в жилом секторе и на объектах топливно-энергетического комплекса. Мероприятия принятой в 1996 году целевой программы по обеспечению пожарной безопасности в Сахалинской области, не требующие материальных затрат, выполнены.

Более интенсивно использовались возможности УЦ и по первоначальной подготовке, и по повышению квалификации. Большая работа проведена по замещению должностей руководящего состава. В 1997 году вновь назначено 6 начальников ГОРОВД (Александровского, Долинского, Макаровского, Охинского, Углегорского, Южно-Курильского) и 19 заместителей начальников (из 66 по штатному расписанию).

Исходя из изложенного, усилия управления внутренних дел в 1998 году будут направлены на наведение порядка в “ключевой“ экономической сфере и на раскрытие тяжких, насильственных преступлений.

На состоявшемся 10 декабря 1997 года заседании коллегии УВД намечены радикальные и, главное, упреждающие меры в борьбе с преступностью и охране общественного порядка. Успех их решения будет зависеть от четкой организации и слаженности в работе, создания повышенной требовательности за ее конечные результаты.

Начальник УВД

Сахалинской области

Н.Алексейцев