Постановление Губернатора Сахалинской области от 31.08.1998 N 336 (ред. от 19.09.2001) “О создании единой дежурно-диспетчерской службы на территории Сахалинской области“ (вместе с “Положением о единой дежурно-диспетчерской службе Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях“)
ГУБЕРНАТОР САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 1998 г. N 336
О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции Постановления Губернатора Сахалинской области
от 19.09.2001 N 368)
В соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.94 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, постановлением Правительства РФ от 05.11.95 N 1113 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“, постановлением губернатора области от 11.12.96 N 566 “О создании Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях“ и в целях создания эффективной системы оперативного реагирования по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций постановляю:
(в ред. Постановления Губернатора Сахалинской области от 19.09.2001 N 368)
1. Утвердить Положение о единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС) Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (прилагается).
2. Утвердить Перечень дежурно-диспетчерских служб, входящих в состав единой дежурно-диспетчерской службы на территории Сахалинской области (прилагается).
3. Пользоваться в системе единой дежурно-диспетчерской службы критериями информации о чрезвычайных ситуациях в соответствии с приложением.
4. Финансирование по созданию единой дежурно-диспетчерской службы области организовать в соответствии с п. 9 - 10 Положения о ЕДДС, утвержденного настоящим постановлением.
5. Руководящему составу администраций городов, районов и служб области разработать нормативно-правовые акты, утвердить их и организовать работу ЕДДС на своих подведомственных территориях до 1 октября 1998 года.
6. Руководство по созданию единой дежурно-диспетчерской службы на территории Сахалинской области возложить на Главное управление по делам ГО и ЧС Сахалинской области.
7. С вступлением в силу настоящего постановления считать утратившим силу постановление губернатора области от 30.08.96 N 413 “О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций“.
Губернатор области
И.П.Фархутдинов
Утверждено
постановлением
губернатора области
от 31.08.98 N 336
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
САХАЛИНСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, принципы построения, состав и порядок функционирования единой дежурно-диспетчерской службы Сахалинской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
2. Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) создается в целях повышения оперативности реагирования сил постоянной готовности на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств, а также слаженности их совместных действий при ликвидации последствий ЧС, уровня информированности о ходе развития чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по их предотвращению и ликвидации.
3. Единая дежурно-диспетчерская служба представляет собой специальный орган управления при администрации Сахалинской области и предназначена для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб области, органов местного самоуправления муниципальных образований, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обеспечивающих жизнедеятельность населения (далее именуются организации), сил наблюдения и контроля, а также сил постоянной готовности Сахалинской территориальной подсистемы РСЧС.
4. Основными задачами единой дежурно-диспетчерской службы являются:
- осуществление контроля за изменением радиационной, химической, медико-биологической, пожарной, экологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки на территории Сахалинской области;
- сбор и обобщение данных об изменении обстановки при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, своевременное доведение данных информации об изменении обстановки силам постоянной готовности, привлекаемым к ведению работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- оповещение населения Сахалинской области об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации, а также информирование о развитии чрезвычайной ситуации и порядка действий по ее ликвидации;
- доведение до населения рекомендаций по действиям в чрезвычайных ситуациях, информации о приемах и способах защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, экологического и техногенного характера;
- оценка и контроль обстановки, принятие решений на экстренные меры по ликвидации ЧС (в рамках своих полномочий), доведение задач до сил постоянной готовности, контроль за выполнением и организация взаимодействия;
- обобщение информации (за сутки дежурства) о прошедших ЧС, ходе работы по их ликвидации и представление по подчиненности итоговых донесений;
- обмен информацией по вопросам защиты населения и территорий с подчиненными и вышестоящими дежурно-диспетчерскими службами, а также аналогичными структурами соседних регионов.
5. В состав единой дежурно-диспетчерской службы входят: оперативный дежурный Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сахалинской области, дежурно-диспетчерские службы (ДДС) управлений и департаментов администрации Сахалинской области, ведомственных организаций, находящихся на территории области, и сил постоянной готовности Сахалинской территориальной подсистемы РСЧС.
Дежурно-диспетчерские службы управлений и департаментов администрации Сахалинской области, ведомственных организаций, находящихся на территории области (в том числе дежурные службы - “01“, “02“, “03“, жилищно-коммунального хозяйства и др.), сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы РСЧС оперативно подчиняются оперативному дежурному Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС) по вопросам представления информации в области защиты от чрезвычайных ситуаций и экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации.
6. Руководство единой дежурно-диспетчерской службой при угрозе или возникновении ЧС осуществляет Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сахалинской области.
Оперативный дежурный пункта управления Главного управления по делам ГО и ЧС области является старшим для всех дежурно-диспетчерских служб области по вопросам, сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий дежурно-диспетчерских служб области.
7. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации устанавливаются следующие режимы функционирования единой дежурно-диспетчерской службы:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Режимы функционирования ЕДДС вводятся и отменяются распоряжением комиссии по чрезвычайной ситуации области.
Дежурно-диспетчерские службы переводятся в высшие режимы функционирования в том случае, когда возникла угроза или произошла чрезвычайная ситуация, требующая совместных действий единой дежурно-диспетчерской службы области. Взаимодействие между дежурно-диспетчерскими службами организуется через ЕДДС (оперативного дежурного Главного управления по делам ГО и ЧС области), при этом ЕДДС от других ДДС передается (принимается) информация только о таких ЧС, реагирование на угрозу и возникновение которых потребует совместных действий трех и более ДДС.
8. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании единой дежурно-диспетчерской службы являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах экономики и прилегающих к ним территориях;
- совершенствование готовности дежурно-диспетчерских служб к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
б) в режиме повышенной готовности:
- доведение установленных сигналов до руководящего и командно-начальствующего состава Сахалинской области территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- оповещение населения об угрозе ЧС и информирование населения об изменении обстановки и возможных вариантах развития чрезвычайной ситуации;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- приведение в состояние готовности сил постоянной готовности, уточнение планов их действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации и максимально возможному снижению их последствий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- оповещение населения о чрезвычайной ситуации и способах защиты от поражающих факторов чрезвычайной ситуации;
- организация ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах экономики и на прилегающих к ним территориях.
9. Содержание и техническое оснащение пункта управления единой дежурно-диспетчерской системы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах утвержденных сметных назначений.
10. Содержание и техническое оснащение дежурно-диспетчерских служб, входящих в состав единой дежурно-диспетчерской службы Сахалинской территориальной подсистемы РСЧС, осуществляется за счет бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области и организаций.
Утвержден
постановлением
губернатора области
от 31.08.98 N 336
ПЕРЕЧЕНЬ
ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ
ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
------------------------------T-----------------T-----------------
Наименование организаций ¦ Порядок несения ¦ Виды связи
¦ дежурства ¦
------------------------------+-----------------+-----------------
I. Органы управления по делам ГО и ЧС
1. Главное управление по
делам ГО и ЧС области:
- оперативный дежурный круглосуточно тел. 72-36-63
72-33-77
ДС “Сайма“
- оперативный дежурный круглосуточно тел. коммутатора
72-22-69
АТА: 152179
факс 72-63-85
2. Управление по делам
ГО и ЧС
г. Южно-Сахалинска 9.00 - 18.00 тел. 72-38-05
3. Управление по делам
ГО и ЧС г. Корсакова -
дежурный круглосуточно тел. 2-32-75
4. Управление по делам
ГО и ЧС г. Холмска -
дежурный круглосуточно тел. 6-10-42
II. Дежурно-диспетчерские службы
управлений и департаментов администрации области,
ведомственных организаций, сил постоянной готовности
1. ОАО “Сахалинсвязь“ - круглосуточно тел. 72-32-20
дежурный узлового 72-20-68
пункта управления 72-30-93
АТА: 152142
факс 77-14-20
2. АО “Сахалинэнерго“ - круглосуточно тел. 3-25-77
центральная 3-28-14
диспетчерская
служба
3. АООТ
“Сахалинавтотранс“ 9.00 - 18.00
- приемная тел. 3-63-10
- дежурный тел. 3-66-97
4. Департамент
здравоохранения
- диспетчер
территориального
центра катастроф круглосуточно тел. 3-45-00
5. Сахалинская
железная дорога
- дежурный круглосуточно тел. 71-46-38
6. Государственное
предприятие
“Аэропорт
Южно-Сахалинск“
- диспетчер аэропорта круглосуточно тел. 5-19-33
79-53-42
7. Управление
автомобильных дорог
- дежурный 7.00 - 18.00 тел. 72-27-95
8.00 - 12.00 72-25-17
(суб., воскр.) 72-38-82
8. Управление
внутренних дел
области
- дежурный круглосуточно тел. 72-24-90
3-63-63
9. Управление
федеральной службы
безопасности
России по области
- дежурный круглосуточно тел. 3-44-41
10. Сахалинская таможня
- оперативный дежурный круглосуточно тел. 3-53-93
факс 72-21-57
11. Сахалинский
областной военный
комиссариат
- дежурный круглосуточно тел. 5-13-64
12. Государственный
комитет по охране
окружающей среды
области
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 3-23-63
13. Сахалинское
территориальное
управление по
гидрометеорологии
и мониторингу
окружающей среды
- дежурный синоптик круглосуточно тел. 3-49-42
- дежурный круглосуточно 3-16-91
океанологического 72-28-20
центра
предупреждения цунами
- дежурный узла круглосуточно тел. 72-33-32
связи АТА 152166
- дежурный техник круглосуточно факс 72-13-07
аэрологической тел. 3-52-21
станции
Южно-Сахалинск
- дежурный 8.00 - 18.00 тел. 3-14-52
океанолог
- дежурный гидролог 8.00 - 16.00 тел. 3-27-36
- дежурный
инженер - лавинщик 9.00 - 18.00 тел. 3-56-93
14. Центр
госсанэпиднадзора
области
- дежурный 9.00 - 17.00 тел. 72-29-18
факс 72-20-41
15. Сахалинская
энергия
- дежурный круглосуточно 72-73-24
72-71-42
72-71-41
72-71-53
72-71-54
16. Государственное
предприятие
жилищно-коммунального
хозяйства
“Облжилкомхоз“
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 72-22-50
факс 72-84-48
17. ОАО
“Сахалиннефтепродукт“
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 3-04-65
факс 3-58-18
18. ОАО “Сахалинуголь“
- дежурный ВГСЧ круглосуточно тел. 74-12-33
19. ОАО
“Роснефть-
Сахморнефтегаз“
- диспетчер круглосуточно тел. 2-49-90
20. Сахалинское
управление лесами
(в пожароопасный
сезон)
- дежурный 9.00 - 21.00 тел. 3-43-35
3-63-32
- диспетчер
авиазвена по охране
лесов 9.00 - 21.00 5-64-75
21. ОАО “Сахалинское
морское
пароходство“
г. Холмск
- диспетчер круглосуточно тел. 6-61-02
22. Управление
государственной
противопожарной
службы области
- дежурный круглосуточно тел. 72-24-08
72-38-00(01)
23. Войсковая часть
11902
- оперативный
дежурный круглосуточно тел. 3-63-76
ДС “Запас“
24. Оперативно-
войсковой отдел
тихоокеанского
пограничного округа
- оперативный дежурный круглосуточно тел. 3-42-91
ДС “Беретик“
25. Служба наблюдения
за рыбопромысловым
флотом
- диспетчер круглосуточно тел. 72-29-76
26. Центральная
сейсмологическая
станция области
- дежурный круглосуточно тел. 72-21-20
27. Предприятие связи
ОАО “Сахалинсвязь“
- дежурный круглосуточно 72-22-76
72-31-90
28. Сахалинское
бассейновое
аварийно-спасательное
управление
(г. Корсаков)
- диспетчер круглосуточно тел. 2-23-22
29. Сахалинский
спасательный
подцентр (г. Холмск)
- диспетчер круглосуточно тел. 6-05-22
6-61-61
30. Сахалинская
специальная
морская инспекция
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 72-36-06
31. Государственное
предприятие
“Авиакомпания
“Сахалинские
авиатрассы“
- диспетчер круглосуточно тел. 5-25-25
784-486
32. Региональная
поисково-
спасательная база
аэропорта
Южно-Сахалинск
- дежурный круглосуточно тел. 5-34-34
33. Сахалинская
поисково-
спасательная
служба
- дежурный круглосуточно тел. 72-85-85
III. Дежурно-диспетчерские службы
городов, районов области
1. Южно-Сахалинск -
8-222
- дежурный круглосуточно тел. 3-50-35
5-43-37
2. Корсаковский район -
8-235
- дежурный круглосуточно тел. 2-46-01
3. Холмский район -
8-233
- дежурный круглосуточно тел. 2-21-83
4. Анивский район -
8-241
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 5-10-75
5-13-36
5. Невельский район -
8-242
- дежурный круглосуточно тел. 20-14
факс 60202
6. Долинский район -
8-242
- дежурный круглосуточно тел. 2-46-80
2-55-00
7. Томаринский район -
8-246
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 2-12-07
2-16-44
8. Макаровский район -
8-243-00
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 5-41
18.00 - 9.00 4-65
факс 4-60
9. Углегорский район -
8-232
- дежурный 9.00 - 18.00 2-18-13
2-20-10
10. Поронайский район -
8-231
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 4-20-24
4-26-44
11. Смирныховский район
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 2-23-18
4-20-41
12. Тымовский район -
8-247
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 2-19-38
2-15-40
13. Ногликский район -
8-244
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 9-14-91
9-11-85
14. Александровск-
Сахалинский район
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 25-72
25-55
15. Охинский район -
8-237
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 2-09-11
2-22-07
16. Северо-Курильский
район - 8-253
- дежурный круглосуточно тел. 2-11-54
факс 42-129
17. Курильский район -
8-254
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 21-4-27
21-4-67
18. Южно-Курильский
район - 8-255
- дежурный 9.00 - 18.00 тел. 21-3-58
21-2-10
Примечания. 1. При угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций дежурно-диспетчерские службы несут службу круглосуточно по указанным телефонам.
2. Изменения номеров телефонов ДДС вносятся немедленно через Главное управление по делам ГО и ЧС Сахалинской области.
Приложение
к постановлению
губернатора области
от 31.08.98 N 336
КРИТЕРИИ
ИНФОРМАЦИИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
---------------------T-------------------T------------------------
Наименование ¦Критерии информации¦ Параметры поражающих
чрезвычайных ситуаций¦ о чрезвычайной ¦ факторов аварий,
(аварий, катастроф, ¦ ситуации ¦катастроф, стихийных или
стихийных и иных ¦ ¦иных бедствий по уровням
бедствий) ¦ ¦ представления
¦ ¦ информации
---------------------+-------------------+------------------------
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Транспортные аварии (катастрофы)
Аварии (катастрофы) Взрывы и пожары в Любой факт взрыва или
на железнодорожном пассажирских и пожара
транспорте грузовых поездах
Крушения, аварии, Любой факт взрыва или
повреждения пожара
вагонов, взрывы и
пожары в грузовых
поездах,
перевозящих
опасные грузы
Перерывы в
движении:
на главных путях
железнодорожных
магистралей,
час и более;
обрушение Любой факт обрушения
элементов
транспортных
коммуникаций
(мостов,
путепроводов и др.);
затопление Любой факт затопления,
действующих попадания опасных
тоннелей, а также веществ
попадание в них
токсичных,
экологически
вредных,
взрыво- и
пожароопасных
веществ
Аварии (катастрофы) Аварии, взрывы Любой факт, аварии,
на автодорогах и пожары на взрыва или пожара
автомобильном
транспорте,
перевозящем
опасные грузы
Обрушение Любой факт обрушения
элементов
транспортных
коммуникаций
(мостов,
путепроводов и др.)
Затопление Любой факт затопления,
действующих попадания опасных
тоннелей, а также веществ
попадание в них
токсичных,
экологически
вредных,
взрыво- и
пожароопасных
веществ
Авиационные Падение, Любой факт падения,
катастрофы вынужденное вынужденной посадки,
приземление приводнения, пожара
(приводнение), на воздушном судне
пожар на
воздушных судах.
Незаконное
вмешательство в
деятельность
гражданской
авиации
(захват
воздушных судов)
Аварии (катастрофы) Аварийный разлив 1
грузовых, нефти и
пассажирских судов, нефтепродуктов
плавучих буровых на водных
установок бассейнах в
объеме, тонн
и более
Аварийное 5
попадание в
водоемы
жидких и сыпучих
токсических
веществ с
превышением
предельно
допустимых
концентраций,
в раз и более
Затопление, Любой факт аварии
выбрасывание на (катастрофы)
берег судов в
в результате
шторма (урагана,
цунами),
посадка судов
на мель.
Повреждение
портовых и
причальных
сооружений,
мостов
Аварии на Истечение газа 5
магистральных в объеме млн. куб м
трубопроводах и более
Аварийный выброс 10
нефти и
нефтепродуктов
в объеме, тонн
и более
а в местах 1
пересечения
водных преград,
тонн и более
Истечение Любой факт с
токсичных токсичными продуктами
продуктов
Аварии на Выброс Любой факт выброса
транспорте с радиоактивных, токсичных веществ
выбросом химических и др.
радиоактивных, токсичных
химических и др. веществ.
токсичных веществ Нарушение
условий
транспортировки
радиоактивных
веществ, приведший
к их выбросу, а
также аварии
при перевозке
ядерных
зарядов, ядерных
боеприпасов и
ядерного оружия
Утрата Любой факт утраты
(обнаружение) (обнаружения)
радиоактивных радиоактивных веществ
веществ и
изделий на
их основе на
транспорте
Факт заражения Любой факт заражения
на транспорте
людей
возбудителями
инфекционных
заболеваний
1 и 2 групп
патогенности,
заражение
животных
возбудителями
особо опасных
инфекций
Распространение 5
загрязняющих
факторов с
превышением
предельно
допустимых
концентраций,
в раз и более
Чрезвычайные ситуации на объектах экономики
Пожары, взрывы, Пожар на Любой факт пожара
внезапные основных зданиях
выбросы газа, и сооружениях
обрушение ядерных объектов,
зданий и химически и
сооружений биологически
на промышленных опасных объектов
и сельскохозяйст-
венных Загрязнение 20
объектах, а окружающей
также на объектах природной среды,
ядерно- превышающее
оружейного предельно
комплекса, допустимые
в т.ч. на концентрации
подъездных (предельно
путях допустимые
организаций уровни),
в раз и более
Аварии на Повышение Любой факт повышения
радиационно уровня “ уровня радиационного
значимых объектах радиационного фона
фона,
связанное с
нарушением
условий
хранения,
эксплуатации
или попаданием
источника
ионизирующего
излучения
во внешнюю
среду
Аварии и Утеря, хищение Любой факт утери,
происшествия на или обнаружение хищения или
объектах неучтенных обнаружения
ядерно- источников источников
оружейного ионизирующих ионизирующих
комплекса и излучений, излучений
воинских частях, способных
эксплуатирующих создать
ядерное оружие, облучение людей
и предприятиях свыше
ядерно- установленных
топливного цикла нормативов
(ПЯТЦ)
Аварии с Любой случай аварии
ядерными
зарядами,
ядерными
боеприпасами и
ядерным оружием
Аварии с Проливы на грунт 0,5
выбросом токсичных
токсичных, веществ любого
химических происхождения,
и биологически тонн
опасных
веществ на Факт Любой факт заражения
предприятиях заражения
и в научно- возбудителями
исследовательских инфекционных
учреждениях заболеваний
1 и 2 групп
патогенности,
заражения
животных и
растений
возбудителями
особо
опасных
инфекций
Распространение 2
загрязняющих
факторов за
санитарно-
защитную зону
с превышением
предельно
допустимых
концентраций
(предельно
допустимых
уровней),
в раз и более
Утрата Любой факт утраты
(обнаружение) (обнаружения
токсичных и соответствующих
биологически веществ)
опасных веществ
Аварии с Сброс нефти 20
выбросом и нефтепродуктов
(сбросом) в объеме, тонн
загрязняющих и более
в-в
(РВ, АХОВ, Превышение 5
ОБВ и др.), предельно-
приводящие к допустимых
экстремальному концентраций
загрязнению экологически
окружающей вредных веществ
среды первого и
второго класса
опасности в
сточных водах,
в раз и более
Максимальное 100
разовое
превышение
предельно
допустимых
концентраций
экологически
вредных веществ
в поверхностных,
подземных и
морских водах
в раз и более,
если эти
акватории не
являются
зонами
хронического
загрязнения
Покрытие Более одной трети
пленкой поверхности закрытого
(нефтяной, водоема
масляной или 5
др.
происхождения)
водоема,
кв. км и более
Аварии на Прорыв плотин Любой факт затопления,
гидроэнергетических (дамб, шлюзов прорыва плотин
сооружениях и т.д.)
с образованием
волн прорыва
и затопления
или с
образованием
промывного
паводка
Аварии
на системах жизнеобеспечения населения
Аварии на Аварийное 1
системах отключение
энергообеспече- систем
ния, жизнеобес-
на объектах печения
коммунального в жилых
хозяйства, кварталах,
на очистных на сутки
сооружениях и более
Отключение 2
теплоснабжения
в холодное
время года
на срок более
18 часов,
многоквартирных
домов и более
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
Геологические Землетрясения 3
опасные баллов и более
явления
Гидрометеоро-
логические
и гелиогеофи-
зические
опасные
явления:
Ураганный Скорость ветра 30 порывы 35
ветер м/сек и более
Сильный дождь Количество
(ливень) осадков, мм
за сутки 80 и более
за двое суток 100 и более
Сильный Количество
снегопад осадков, мм
за сутки 50 и более
за двое суток 80 и более
Сильная метель Продолжительность 25 и более
более суток
при ветре,
в м/сек
Сильный Отложение 35 и более
гололед, в том на проводах,
числе диаметр в мм
сложные
отложения льда
и мокрого снега
Высокие уровни Высота 100 и более
воды в реках превышения
при половодье и критических
дождевых отметок в см
паводках,
заторах,
зажорах
Маловодье Продолжительность 30 и более
в зимний и в днях
летний Повторяемость не чаще 1 раза
периоды в 10 лет
Очень быстрое Нарастание льда 1,7 и более
обледенение при скорости
судов ветра 26 м/с
и более, см/ч
Тропические Возникновение Любой факт угрозы и
циклоны опасности возникновения ЧС
(тайфуны) для населения
сильный ветер,
дождь, высокое
волнение на
морях,
ветровые
нагоны,
дождевые паводки
Заморозки Понижение Любой факт угрозы и
температуры возникновения ЧС
воздуха ниже
0 градусов по
Цельсию в
экстремально
поздние сроки
(конец весны -
начало осени)
в период
активной
вегетации
сельскохозяйст-
венных культур,
приводящее
к их гибели
Цунами Высота опасных 2 и более
волн цунами, м
Снежные лавины, Угроза жизни Любой факт схода
сели людей, населенным снежных лавин, селей
пунктам,
санаторно-
курортным
комплексам,
автомобильным
дорогам,
линиям
электропередач
Сильные туманы Уменьшение Возникновение опасности
видимости до передвижения
100 м и менее транспортных средств
в течение
трех суток и
более
Природные Крупные 25
лесные и неконтролируемые При угрозе населенным
торфяные пожары пожары на площади, пунктам - любой факт
га и более пожара
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Опасные Групповые
инфекционные заболевания или
заболевания людей пищевые
и пищевые отравления людей:
отравления
заболевших 50
в течение одного
инкубационного
периода, чел.
и более
умерших в 2
течение
инкубационного
периода, чел.
и более
Групповое
заболевание
невыявленной
этиологии в
течение одних
суток:
заболевание, 2
человек и более
Уровень Любой факт превышения
смертности смертности или
или заболевания
заболеваемости
на территории
субъекта
Российской
Федерации
превышает
годовой средний
нестатистический
в 3 раза и более
Инфекционные Массовая гибель 10
заболевания животных, голов
одного или и более
нескольких видов
животных Массовое 20
заболевание
животных,
голов и более
Поражение Эпифитотитное 20
вредителями и поражение
инфекционные растений и
болезни сельскохозяйственных
растений и культур
сельскохозяйст- болезнями и
венных массовое поражение
культур вредителями,
приведшее
к гибели растений
или экономически
значимому
недобору урожая
на площади, га
и более
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Изменения
состояния суши
(почвы, недр,
ландшафта):
Катастрофические Разрушение и 50
пыльные уничтожение
(черные бури) почвенного
покрова, гибель
посевов
сельскохозяйственных
культур или
природной
растительности
единовременно
на площади, га
и более
Катастрофическое Разрушение и 50
проявление водной уничтожение
эрозии почв, почвенного
сопровождающееся покрова, гибель
одновременным посевов
смывом почвенного сельскохозяйственных
покрова культур или
и оврагообразованием природной
при ливне и растительности
стоке талых вод единовременно
со склонов на площади, га
и более
Загрязнение Превышение 50
почв (грунтов), предельно
металлами, допустимых уровней
радиоактивными по химически
веществами и опасным и
другими экологически
токсичными и вредным веществам
другими в 50 и более
токсикантами раз на площади, га
промышленного и более, по
происхождения радиоактивным
веществам в 100
и более раз на
площади, га
и более
Превышение 50
предельно
допустимых
концентраций
в 50 и более
раз или 100
кратное превышение
фоновых значений
на площади, га
и более
Загрязнение Превышение 20
почв предельно
пестицидами при допустимых
уровне значения концентраций в
агроэкологического 50 раз по
индекса санитарно-
свыше 5 токсикологическим
критериям или
в 10 и более раз
по фитотоксиколо-
гическим критериям
на площади,
га и более
Захламление Площадь, га 2
земель и более
несанкционирован-
ными
свалками опасных
отходов
производства
Катастрофические Уничтожение 50
проявления почвенного и
процессов растительного
опустынивания покрова с
пастбищных образованием
земель, включая пустынных
оленьи пастбища территорий (в
том числе
барханных песков)
в течение года на
площади, га и
более
Затопление земель Гибель посевов 2
при наводнениях, сельскохозяйствен-
уровни которых ных культур
превышают и многолетних
среднемноголетний насаждений на
максимум, площади, га и
подтопление более
земель в
результате
длительного
превышения
форсированных
уровней наполнения
водохранилищ
Сели (как Уничтожение 50
следствие посевов
нерационального сельскохозяйст-
хозяйственного венных культур
использования на площади, га
земель и и более
уничтожение
растительного
покрова)
Изменение В 50 и более, Любой факт превышения
состава и или в 30 - 49 раз концентраций
свойств в течение 8 часов,
атмосферы или в 20 - 29 раз
(воздушной среды) в течение 2 суток
превышение
предельно
допустимых
концентраций
вредных примесей
в атмосфере
образование
обширной зоны
осадков
Изменение
состояния
гидросферы:
резкая нехватка Невозможность Любой факт нарушения
питьевой воды нормального жизнеобеспечения
вследствие жизнеобеспечения
истощения населения
источников или
их загрязнения,
истощение Невозможность
водных ресурсов, обеспечения
необходимых хозяйственной
для организации деятельности
хозяйственно- без подвода воды
бытового
водоснабжения и
обеспечения
технологических
процессов
Максимальное В 100 и более раз, Любой факт превышения
разовое если эти акватории концентрации
превышение не являются зонами загрязняющих веществ
предельно хронического
допустимых загрязнения
концентраций
загрязняющих Появление запаха Любой факт появления
веществ в воды запаха воды
поверхностных, интенсивностью
подземных и более 4-х баллов
морских водах и несвойственного
воде
Снижение До 2 мг/л и более Любой факт снижения
содержания содержания кислорода
растворенного в
воде кислорода
Изменения
состояния
животного
и растительного
мира:
массовая гибель Существенное Любой факт гибели,
(заболевание) отличие от прошлых нарушения среды обитания
рыб и других лет
водных животных
и растений,
приобретение
ими несвойственных
ранее
посторонних
запахов и
привкусов,
отклонение от
нормального
развития икры,
личинок и
молоди рыб,
нарушение путей
миграции мест
нагула и нереста;
массовая гибель Смертность Любой факт гибели,
(заболевание) (количество нарушения среды обитания
животных, в том заболеваний)
числе диких, превышает в 3
гибель и более раз
растительности среднестатистичес-
(ожоги, усыхания кую за сезон
и другие (весна, лето,
отрицательные осень, зима)
признаки),
в том числе Площадь поражения, 1
лесов и га и более
сельскохозяйственных
растений
Примечание. Донесения о чрезвычайной ситуации представляются при фиксировании хотя бы одного из показателей приведенных критериев чрезвычайных ситуаций.