Российские законы

Постановление Сахалинской областной Думы от 14.09.2001 N 3/1/321-3 “Об итогах парламентских слушаний “Советско-японская декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности“ (вместе с “Рекомендациями парламентских слушаний, проведенных Сахалинской областной Думой по теме “Советско-японская декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации“)

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2001 г. N 3/1/321-3

ОБ ИТОГАХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

“СОВЕТСКО - ЯПОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1956 ГОДА

И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ“

Сахалинская областная Дума, рассмотрев итоги парламентских слушаний “Советско - японская декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности“, проведенных 12 - 13 сентября 2001 года в г. Южно-Сахалинске, постановляет:

1. Одобрить Рекомендации парламентских слушаний “Советско - японская декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности“, проведенных 12 - 13 сентября 2001 года в Южно-Сахалинске.

2. Направить Рекомендации парламентских слушаний Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в представительные (законодательные) органы субъектов Российской
Федерации, администрации Сахалинской области, в федеральные органы исполнительной власти и средства массовой информации по прилагаемому списку.

3. Издать и довести материалы парламентских слушаний до сведения лиц и органов, указанных в пункте 2 настоящего постановления.

4. Для подготовки к печати материалов парламентских слушаний утвердить редакционную комиссию в составе:

С.А.Пономарев - председатель постоянной комиссии Сахалинской областной Думы по законности, законодательству и внешним связям - председатель редакционной комиссии;

М.И.Терешко - заместитель председателя комитета международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации Сахалинской области (по согласованию);

А.В.Регинский - руководитель аппарата Сахалинской областной Думы;

Б.А.Осокин - начальник организационного отдела Сахалинской областной Думы;

Л.С.Арефьева - консультант информационно - аналитического отдела Сахалинской областной Думы;

А.Н.Болсун- консультант организационного отдела Сахалинской областной Думы.

5. Опубликовать настоящее постановление и Рекомендации парламентских слушаний по вопросу “Советско - японская декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности“ в газете “Губернские ведомости“.

6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на постоянную комиссию по законности, законодательству и внешним связям (С.А.Пономарев).

Председатель

Сахалинской областной Думы

Б.Н.Третяк

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ,

ПРОВЕДЕННЫХ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ

ПО ТЕМЕ “СОВЕТСКО - ЯПОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1956 ГОДА

И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Рассмотрев и обсудив Советско - японскую декларацию 1956 года и ее влияние на состояние национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях, участники слушаний отмечают:

Совместная Декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии от 19 октября 1956 года сыграла свою положительную историческую роль: были выведены из состояния войны СССР и Япония, восстановлены основополагающие принципы их взаимоотношений, закреплен взаимный отказ от претензий друг к другу, возникших в результате войны с 9 августа 1945 года.

Вместе с тем содержащееся в части второй статьи 9 совместной декларации Союза Советских Социалистических Республик и Японии согласие СССР на передачу
Японии Малой Курильской гряды (названной в Декларации островами Хабомаи и островом Сикотан) не отвечало национальным интересам государства в момент заключения Декларации и не отвечает им в настоящее время. Кроме того, обещание руководителей союзного (федеративного) государства об уступке территории за счет одного из субъектов Союза, без получения предварительного согласия этого субъекта (России) на эту передачу, носило антиконституционный характер, так как противоречило статье 16 Конституции РСФСР 1937 года, предусматривавшей недопустимость изменения границ РСФСР без ее согласия.

В 60 - 80 годах Советский Союз, по сути дела, отрицал само существование территориальной проблемы, заявляя, что этот вопрос окончательно решен по итогам второй мировой войны. Однако, в начале 90-х годов Россия не только заявила о признании наличия проблемы, но и, в отличие от бывшего СССР, сделала существенный шаг навстречу Японии, согласившись вести переговоры с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности южных Курильских островов. Находясь в 1990 году в Японии, Б.Ельцин выступил с так называемой “программой поэтапного решения территориального спора“, представлявшей фактически курс на растянутую по времени постепенную (“поэтапную“) передачу части южных Курильских островов под японский экономический и административный контроль. М.Горбачевым в апреле 1991 года было подписано “Совместное заявление“ с японским Премьер-министром Тосики Кайфу, в тексте которого впервые отмечалось наличие территориального спора по принадлежности не только Малой Курильской гряды (Шикотан и Хабомаи), но и Кунашира и Итурупа, которые в Совместной советско - японской Декларации 1956 года даже не упоминались.

Дальнейшее ослабление российской позиции было допущено и в “Токийской декларации“, содержащей двусмысленные формулировки, подогревавшие у японской стороны надежды на скорое получение под свой контроль двух крупных
островов Большой Курильской гряды (Кунашира и Итурупа) и всей Малой Курильской гряды. Продолжением той же линии были безответственные авансы, выданные японской стороне на встречах “без галстуков“ в Красноярске (1997 год) и Каване (1998 год).

В Иркутском заявлении 2001 года по итогам встречи Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии, в отличие от бывшего СССР, Россия заявила о готовности вести переговоры на основе всех достигнутых ранее договоренностей, включая Совместную Декларацию Союза Советских Социалистических Республик и Японии 1956 года.

Участники парламентских слушаний считают, что притязания Японии на часть территории Курильских островов несомненно создают угрозу национальной безопасности, так как основные из этих островов населяют тысячи российских граждан, острова удобны для освоения, имеют в недрах, на шельфе и в прилегающей акватории значительные и ценные природные ресурсы, важны в военно - стратегическом отношении, а их передача означает фактическую ревизию итогов второй мировой войны со всей вытекающей отсюда опасностью соответствующих прецедентов.

В настоящее время в Курильском и Южно-Курильском районах Сахалинской области, на которые претендует Япония, на площади 5174 кв. км проживает 15,7 тысячи человек, 65 тыс. га являются заповедными землями. На шельфе оспариваемых островов ресурсы углеводородов составляют 1,6 - 1,8 млрд. тонн условного топлива. Общие ресурсы золота на Курильских островах оцениваются в 1867 тонн, серебра - 9284 тонны, железа - 273 млн. тонн, титана - 39,7 млн. тонн. Имеются парогидротермы, залежи полиметаллических руд, 117 млн. тонн серы. Ежегодный вынос с газами редкого металла рения на Итурупе составляет 36 тонн, что соответствует его годовому мировому потреблению; в России другой минерально - сырьевой базы рения нет.

Общие запасы рыбы и других морепродуктов (возобновляемых
биологических ресурсов) в Южно-Курильском рыбопромысловом районе составляют более 5 млн. тонн, а общедопустимые уловы (ОДУ) около 800 тыс. тонн. Потеря Россией этой пищесырьевой базы создает угрозу продовольственной безопасности страны.

Несмотря на то, что Правительство Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации уделяют определенное внимание состоянию социально - экономической обстановки на Курильских островах, принимают решения о продлении срока реализации Федеральной программы социально - экономического развития Курильских островов Сахалинской области, недостаточное финансирование не позволяет реализовать ее в полной мере.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года N 24) относит к факторам, обусловливающим основные угрозы для России в международной сфере, притязания на территорию Российской Федерации.

Действующие указы Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года и 7 мая 1947 года, устанавливающие День победы над Японией, то есть, по сути, дни воинской славы, Правительством Российской Федерации не исполняются в нарушение статьи 3 Федерального закона “О днях воинской славы (победных днях) России“ от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ.

В целях нейтрализации угроз национальной безопасности России в сфере ее экономических, военно - политических, территориально - пограничных, социальных интересов участники слушаний рекомендуют:

1. Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть возможность официального признания Сан-Францисского мирного договора 1951 года в целях устранения юридической неопределенности позиции России как правопреемницы СССР - державы - победительницы во второй мировой войне - к азиатским границам послевоенного мира. Такое признание, кроме того, может устранить возможность ревизии северных границ Японии.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации проект закона о денонсации части второй статьи 9 Совместной Декларации Союза Советских Социалистических Республик и Японии от 19 октября 1956 года (в части согласия СССР на передачу Японии островов Хабомаи (Малая Курильская гряда) и Сикотан (Шикотан) после заключения мирного договора между СССР (Российской Федерацией) и Японией). В случае отказа Правительства Российской Федерации внести такой законопроект рекомендовать Сахалинской областной Думе как субъекту права законодательной инициативы внести его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на основании ст. 104 Конституции Российской Федерации.

2.2. Прекратить практику предоставления иностранным судам права на добычу морских ресурсов в Южно-Курильском промысловом районе как ущемляющую интересы российских рыбаков. По уже заключенным договорам средства, полученные от иностранных партнеров, направлять на развитие и реконструкцию портов на островах Кунашир, Итуруп и Шикотан. Не продлять, начиная с 2002 года, действие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов, заключенного 21 февраля 1998 года, о чем заблаговременно, не менее, чем за шесть месяцев до истечения очередного годичного периода, уведомить японскую сторону.

2.3. Все протесты официальных властей Японии по поводу предоставления российскими властями права на рыболовство в районе Курильских островов третьим странам следует расценивать как нарушение статьи 3 Совместной Декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 года, т.е. нарушение обязательства не вмешиваться прямо или косвенно во внутренние дела друг друга по любым мотивам экономического, политического или идеологического характера. Политическая реакция российских официальных лиц и органов должна быть адекватной, быстрой и решительной.

2.4. Ускорить издание карт федеральных округов и субъектов Российской Федерации с обозначением морской границы
Российской Федерации (12-мильной зоны) и исключительной экономической зоны (200-мильной зоны).

2.5. Ежегодно организовывать празднование Дня воинской славы России 3 сентября во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года “Об объявлении 3 сентября Днем победы над Японией“ (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1947 года) и статьей 3 - 7 Федерального закона “О днях воинской славы (победных днях) России“ от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ.

2.6. Учесть рекомендации и предложения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, изложенные в постановлении от 26 апреля 2001 года N 1481-III ГД “О социально - экономической обстановке на Курильских островах (Сахалинская область)“.

2.7. Принять исчерпывающие меры по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2000 года N 37 “О социально - экономическом развитии Курильских островов“, особенно в части приоритетного финансирования Программы социально - экономического развития Курильских островов Сахалинской области.

2.8. При формировании делегаций для обсуждения пограничных вопросов с Японией, а также вопросов “совместной хозяйственной деятельности“ на Сахалине и Курильских островах включать в них представителей органов государственной власти Сахалинской области.

2.9. При подготовке и обсуждении проекта мирного договора с Японией исходить из следующего: в мирном договоре с Японией ценой территориальных уступок Россия не нуждается.

2.10. Рассмотреть вопрос о действенной поддержке общественных организаций в России и за рубежом, имеющих целью защиту и разъяснение российской и мировой общественности правооснов российского суверенитета над всеми Курильскими островами и южным Сахалином.

2.11. Ограничить пропагандистскую деятельность Посольства Японии в России и подчиненных ему фондов установлением запретов, аналогичных запретам, установленным в Японии для деятельности наших дипломатов и средств массовой информации.

3. Государственной
Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

3.1. Рассмотреть и принять в качестве первоочередного внесенный Сахалинской областной Думой закон “О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской Федерации“, которым предлагается закрепить в качестве конституционного принципа положение о неотторжимости территории Российской Федерации.

3.2. После внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта о денонсации части второй статьи 9 Совместной Декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 года рассмотреть и принять этот закон.

3.3. Добиться выполнения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 апреля 2001 года N 1481-III ГД “О социально - экономической обстановке на Курильских островах (Сахалинская область)“.

3.4. При утверждении Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год“ увеличить ассигнования по разделу “Проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов“ (пункт 6.3.) на 200 млн. рублей на реализацию Программы “Социально - экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области на 1994 - 2005 годы“ с доведением общего объема финансирования этой Программы до 409,6 млн. рублей.

3.5. Провести закрытые парламентские слушания по проблеме японских притязаний на территорию Российской Федерации.

3.6. Кодифицировать в Федеральный закон “О днях воинской славы (победных днях) России“ от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года об объявлении 3 сентября праздником - Днем победы над Японией.

3.7. Принять поправки в законы Российской Федерации о средствах массовой информации и рекламе, регулирующие порядок использования географического изображения территории Российской Федерации и ее частей.

4. Законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Закона “О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской Федерации“ одобрить
его в целях скорейшего вступления в силу закона в соответствии со ст. 136 Конституции Российской Федерации.

5. Сахалинской областной Думе и администрации Сахалинской области:

5.1. Рассмотреть итоги настоящих парламентских слушаний, принять руководящие документы по этим итогам, регулярно информировать население области, региональные и федеральные органы власти (в том числе через центральные и местные средства массовой информации) о своей деятельности по укреплению территориальной целостности Российской Федерации в пределах Сахалинской области.

5.2. Опубликовать материалы парламентских слушаний, а также довести до сведения депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, средств массовой информации и общественности.

5.3. Изучить возможность подготовки, издания и распространения среди жителей Курильских островов, а также перевода на японский язык книги об официальной позиции России по принадлежности и освоению этих островов.

5.4. При формировании областного бюджета и областных внебюджетных фондов предусмотреть адресное выделение средств для приоритетного развития энергетического и транспортного комплекса, строительства дорог и объектов социальной инфраструктуры на Курильских островах.

5.5. Изучить правовые возможности обращения в Конституционный Суд Российской Федерации по поводу законности принятия и действия в настоящее время Советско - японской декларации 1956 года.

Приняты участниками парламентских слушаний 13 сентября 2001 года.

Одобрены Сахалинской областной Думой 14 сентября 2001 года.