Российские законы

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 02.04.2009 <Исковые требования о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца удовлетворены правомерно, поскольку супруги лиц, погибших вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии>

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 апреля 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М. дело по кассационной жалобе Военного комиссара Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда Саратовской области от 03 марта 2009 года, которым постановлено:

иск удовлетворить частично. Признать за Т. право на пенсию по случаю потери кормильца в размере 40 % от денежного довольствия подполковника Т., умершего 10.01.2007 года.

Обязать Военный комиссариат Саратовской области назначить Т. пенсию по случаю потери кормильца и взыскать единовременно с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Т. задолженность по пенсии за период
с 01.02.2007 года по 31.12.2008 года в размере 112847 руб. 04 коп. В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи, объяснения истца и ее представителя, возражавших против доводов кассационной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Т.О. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца. Свои требования обосновала тем, что является вдовой Т.А. - подполковника, ветерана подразделений особого риска, который с 1994 года являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства Обороны РФ. В 1999 году ему была установлена 2 группа инвалидности бессрочно с указанием причины инвалидности - “Увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска“. Сама она является пенсионером с 1992 года, ей выплачивается минимальная пенсия на основании п.п. 1 п. 1 ст. 5 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“. До смерти мужа находилась на его иждивении. В назначении второй пенсии (по случаю потери кормильца) ответчиком ей было отказано, так как ее муж не относится к категории граждан, умерших вследствие причин, связанных с военной травмой, а кроме того, семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, принимавших участие в действиях подразделений особого риска, права на получение двух пенсий в соответствии со ст. 29 ФЗ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ не имеют. Данный отказ в назначении пенсии считала незаконным.

Фрунзенским районным судом г. Саратова постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд, просит в кассационной жалобе военный комиссар Саратовской области,
ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истица является вдовой подполковника Т.А., умершего 10.01.2007 года, которому в 1999 году была установлена 2 группа инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Сам Т.А. являлся ветераном подразделений особого риска, и на него распространялись отдельные льготы и компенсации, установленные Постановлением Верховного Совета РФ N 2123-1 от 27.12.1991 года, предусмотренные Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

В соответствии с положениями ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ супруги лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в п. “а“ ст. 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 настоящего Закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом “О
трудовых пенсиях в РФ“, либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 настоящего Закона) и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечении в РФ“ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 настоящего Закона) и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная настоящим Законом. Порядок установления пенсии по случаю потери кормильца, и ее размер определены разделом 4 указанного выше Федерального закона.

На момент вынесения решения истица в новый брак не вступила, является пенсионеркой по старости в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях“ (пп. 1 п. 1 ст. 5). Размер ее пенсии составляет 2881 руб. 56 коп.

Согласно п. “а“ ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 21.12.2006 г. N 239-ФЗ) инвалидами вследствие военной травмы являются лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных, в том числе при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В соответствии со ст. 28 названного выше Закона пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) в том числе от заболевания, полученного в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. О том, что причина смерти Т.А. связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска, подтверждено решением экспертного совета N <...> от 12.05.2008 г. (л.д. 8 и 20).

Таким образом, неправильным
пониманием закона является утверждение в кассационной жалобе, что применительно к статье 7 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 право на получение одновременно двух пенсий приобрели жены лиц, проходивших военную службу, погибших вследствие причин, связанных только с военной травмой, а также о том, что в заключении учреждения медико-социальной экспертизы должно быть указано, что смерть пенсионера наступила именно вследствие военной травмы.

Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, принимавших участие в действиях подразделений особого риска, права на одновременное получение двух пенсий по ст. 29 ФЗ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ не имеют.

Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 2123-1 действие Закона РСФСР от 15.05.1991 года “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ распространено на граждан из подразделений особого риска. При этом указанным гражданам, ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, установленные в частности статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой) Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“. Часть 2 указанной статьи устанавливает право на получение пенсии, в том числе супруге по случаю потери кормильца по достижении 50-летнего возраста вне зависимости от других видов получаемых пенсий, пособий и доходов.

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, проходивших службу в подразделениях особого риска, гарантируются меры социальной поддержки, установленные п.п. 3, 7, 8, 12 - 14 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 39, а также ст. ст. 41 и 42 Закона РСФСР “О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, но не ниже норм, установленных Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы.

Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истица имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца с момента смерти мужа.

Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененными и истолкованными судом, оснований предусмотренных статьей 362 ГПК РФ для отмены его в кассационном порядке, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 347, 360, 361 - 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 03 марта 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссара Саратовской области - без удовлетворения.