Российские законы

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26.11.2009 <Иск о признании незаконными действий органа власти по отказу в согласовании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства удовлетворен правомерно, поскольку разрешенный вид “индивидуальное жилищное строительство“ не является условно-разрешенным видом использования земельных участков, расположенных в зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа, а представляет собой разрешенный вид использования этой зоны>

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 ноября 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего, судей, при секретаре, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования “Город Саратов“ на решение Волжского районного суда г. Саратова от 2 октября 2009 года, которым постановлено

признать незаконными действия комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования “Город Саратов“ по отказу А. в согласовании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: <...> площадью 1178 кв. м, и площадью 1198 кв. м для индивидуального жилищного строительства. Обязать комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования “Город Саратов“ согласовать А. схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: г. Саратов, площадью 1178 кв. м, и площадью 1198 кв. м для индивидуального жилищного строительства и направить указанную схему на согласование в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования “Город Саратов“.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования “Город Саратов“ в согласовании схемы расположения двух земельных участков, указав, что 6 мая 2009 года она обратилась в Администрацию муниципального образования “Город Саратов“ с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков площадью 1178 кв. м, и 1198 кв. м, расположенных в г. Саратове, на кадастровом плане территории.

Письмами от 1 июня 2009 года Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации сообщил ей об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения указанного им земельного участка, основанный на том, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4 - зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа, а запрашиваемый вид использования земельного участка (под индивидуальную жилую застройку) не соответствует градостроительным регламентам для данной территории.

А. считает, что отказ в утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемых земельных участков является незаконным, поскольку размещение индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном в зоне застройки усадебного типа, не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования “Город Саратов“. Кроме того, указанные Правила не содержат описания границ территориальных зон, в связи с чем является спорным факт нахождения испрашиваемого им земельного участка в территориальной зоне Ж4. Просила признать незаконным отказ Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации в согласовании схемы расположения земельных участков и обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города согласовать и направить на согласование в Комитет по земельным ресурсам Администрации схему расположения названного земельного участка.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация муниципального образования “Город Саратов“ ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что Комитет по архитектуре и градостроительству обоснованно указал в своем отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на то, что схема не соответствует Правилам землепользования и застройки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Материалами дела установлено, что 6 мая 2009 года А. обратилась в Администрацию муниципального образования “Город Саратов“ с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков площадью 1178 кв. м, и 1198 кв. м, расположенных в г. Саратове, на кадастровом плане территории.

Письмами от 1 июня 2009 года Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации сообщил ей об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения указанного им земельного участка, по тем основаниям, что рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4 - зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа, и запрашиваемый разрешенный вид использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам для данной территориальной зоны.



В соответствии со статьями 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно статье 4 Закона Саратовской области “О земле“ от 21 мая 2004 года N 23-ЗСО (в ред. Закона Саратовской области от 27.05.2009 N 56-ЗСО) орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев:

приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан;

приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“;

предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления города Саратова до 1 июля 2006 года.

В указанных случаях распоряжение земельными участками осуществляют органы местного самоуправления города Саратова, если законодательством не предусмотрено иное.

В силу статьи 30 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, предоставлению такого земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта предшествует проведение работ по формированию земельного участка, которое подразумевает выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка (часть 4).

Таким образом, для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка.

Судом первой инстанции правильно установлено, что Временный порядок изготовления, согласования и утверждения схем расположения земельных участков на территории г. Саратова, утвержденный постановлением главы администрации г. Саратова от 30 октября 2008 г. N 1340, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, в качестве единственного основания для отказа в согласовании схемы предусматривал несоответствие схемы документам территориального планирования города, документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Устав города Саратова, утвержден решением Саратовской городской Думы 18.12.2005 N 67-649. Имеется в виду Устав города Саратова в редакции решения Саратовской городской Думы N 33-362 от 27.11.2005.

В соответствие со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (к которым в соответствии со статьей 1 Устава города Саратова, утвержденного Решением Саратовской городской Думы N 33-362 от 27 ноября 2005 года, относится муниципальное образование “Город Саратов“), в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий.

Из содержания пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона “Об общих принципах организации органов местного самоуправления“ усматривается, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, введение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относятся к вопросам местного ведения городского округа.

Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, в которых, как определено статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные размеры земельных участков, ограничения использования земельных участков, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Анализ положений Правил землепользования и застройки муниципального образования “Город Саратов“, утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. N 27-280, позволил суду первой инстанции сделать обоснованный вывод о том, что вопреки требованиям вышеприведенной нормы данные Правила не содержат описания границ территориальных зон, в связи с чем нельзя считать доказанным факт расположения испрашиваемого А. земельного участка в пределах границ территориальной зоны Ж-4.

Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы о том, что понятие “усадебный жилой дом“ полностью подпадает под понятие объекта индивидуального жилищного строительства. Исходя из содержания Правил землепользования и застройки, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что разрешенный вид “индивидуальное жилищное строительство“ не является условно-разрешенным видом использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ж-4 - зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа, а представляет собой разрешенный вид использования этой зоны.

При этом судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что не включение уполномоченным органом соответствующих положений (о территориальной зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа и виде разрешенного использования “индивидуальное жилищное строительство“) в градостроительный регламент, содержащийся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования “Город Саратов“, и невыполнение в необходимом объеме уполномоченным органом требований статей 43 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части не установления видов разрешенного использования земельных участков не должно создавать препятствий в осуществлении прав граждан на получение и оформление земельных участков.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности действий Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации по отказу А. в согласовании схемы расположения земельных участков площадью 1178 кв. м, и 1198 кв. м, расположенных в г. Саратове, для индивидуального жилищного строительства и обязал Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации согласовать указанную схему.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Волжского районного суда г. Саратова от 2 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования “Город Саратов“ - без удовлетворения.