Российские законы

Решение Совета Алексеевского МО Хвалынского муниципального района от 26.11.2009 N 76 “О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алексеевского муниципального образования и их проектов“ (вместе с “Методическими рекомендациями по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алексеевского муниципального образования и их проектов“)

СОВЕТ

АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХВАЛЫНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 ноября 2009 г. N 76

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ АЛЕКСЕЕВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПРОЕКТОВ

В соответствии с Законом Саратовской области от 29.12.2006 N 155-ЗСО “О противодействии коррупции в Саратовской области“, ст. 7 ФЗ N 273-ФЗ от 26.12.2008 “О противодействии коррупции“ Совет решил:

1. Утвердить:

- Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алексеевского муниципального образования и их проектов (далее - Порядок) (приложение N 1);

- Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алексеевского муниципального образования и их проектов (далее - Методические рекомендации) (приложение N 2).

2. Специалистам администрации Алексеевского муниципального образования обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алексеевского муниципального образования и их проектов в соответствии с Порядком и Методическими рекомендациями.

3. Утвердить комиссию по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алексеевского муниципального образования и их проектов в составе:

Макеева Н.Г. - зам. главы администрации Алексеевского муниципального образования;



Филиппова О.М. - главного специалиста администрации Алексеевского муниципального образования;

Пряжникова М.Г. - начальника муниципального учреждения централизованной бухгалтерии Хвалынского муниципального района (по согласованию).

4. Обнародовать данное решение в установленном порядке.

Глава

Алексеевского муниципального образования

В.Л.АКСЕНОВ

Приложение N 1

к решению

Совета Алексеевского МО

от 26 ноября 2009 г. N 76

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПРОЕКТОВ

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алексеевского муниципального образования и их проектов в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий, а также порядок участия граждан и организаций в проведении антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов (далее - действующий акт) и проектов правовых актов (далее - проект акта).



1.2. Антикоррупционной экспертизе подлежат правовые акты (проекты актов) администрации Алексеевского муниципального образования и Совета Алексеевского муниципального образования.

1.3. Субъектом проведения антикоррупционной экспертизы действующих актов и проектов актов является комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алексеевского муниципального образования (далее - комиссия).

1.4. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:

- коррупциогенные нормы - нормы, содержащие коррупционные факторы;

- коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающих коррупцию или способствующих ее распространению;

- превентивные антикоррупционные нормы - положения нормативных правовых актов органа местного самоуправления Алексеевского муниципального образования, специально направленные на предотвращение коррупции.

II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

действующих актов и проектов актов

2.1. Антикоррупционная экспертиза действующих актов и проектов актов проводится комиссией по поручению главы Алексеевского муниципального образования в отношении нормативно-правовых актов, проектов актов Алексеевского муниципального образования.

2.2. Комиссия проводит антикоррупционную экспертизу: действующих нормативно-правовых актов, подготавливаемых проектов актов.

2.3. Антикоррупционная экспертиза проектов актов проводится комиссией в срок до 7 рабочих дней, а особо сложных - 10 рабочих дней.

Антикоррупционная экспертиза действующих актов проводится комиссией в срок до 15 рабочих дней.

2.4. Антикоррупционная экспертиза действующих актов и проектов актов проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алексеевского муниципального образования и их проектов (далее - Методические рекомендации).

2.5. Должностные лица администрации Алексеевского муниципального образования, разработавшие проекты актов (далее - разработчики), оформляют результат антикоррупционной экспертизы проекта акта записью в пояснительной записке, подтверждающей проведение разработчиком антикоррупционной экспертизы и отсутствие в проекте коррупционных норм. По результатам проведенной комиссией антикоррупционной экспертизы проекта акта и при выявлении коррупциогенных факторов составляется заключение (приложение к Порядку проведения антикоррупционной экспертизы).

В случае, если при проведении комиссией антикоррупционной экспертизы проекта акта в его тексте коррупционных норм не выявлено, ею осуществляется визирование проекта без составления заключения.

В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы действующего акта выявлены коррупциогенные нормы, комиссией совместно с разработчиками данного акта составляется заключение.

2.6. В заключении отражаются следующие сведения:

- перечень норм, отвечающих признакам коррупционности в соответствии с коррупциогенными факторами;

- рекомендации по изменению формулировок правовых норм для устранения коррупциогенности;

- наличие в действующем акте (проекте акта) превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.

2.7. Заключение о коррупциогенности действующего акта (проекта акта) направляется комиссией главе Алексеевского муниципального образования и в прокуратуру г. Хвалынска.

2.8. Глава Алексеевского муниципального образования по результатам заключения о коррупциогенности действующего акта, разработанного проекта акта обязан в целях ликвидации или нейтрализации коррупциогенных факторов соответственно подготовить проект решения о внесении изменений в действующий акт, доработать соответствующий проект акта с учетом вышеуказанного заключения.

III. Порядок участия организаций и граждан в проведении

антикоррупционной экспертизы действующих актов

и проектов актов

3.1. Ответственные лица по обращениям организаций, граждан проводят антикоррупционную экспертизу действующего акта в соответствии с настоящим Порядком и Методическими рекомендациями в течение 7 рабочих дней.

Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы действующих актов в обязательном порядке направляется организациям, гражданам, органам местного самоуправления Алексеевского муниципального образования, направившим ходатайство о ее проведении.

3.2. Должностные лица администрации Алексеевского муниципального образования, ответственные лица, вправе направлять действующие акты, проекты актов на независимую антикоррупционную экспертизу, которая проводится саморегулируемыми или иными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере.

3.3. По инициативе общественных объединений, а также граждан может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза действующих актов, проектов актов.

Материалы общественной антикоррупционной экспертизы подлежат рассмотрению ответственными лицами в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка.

Приложение

к Порядку

проведения антикоррупционной экспертизы нормативных

правовых актов Алексеевского муниципального

образования и их проектов

Образец

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам проведения экспертизы

___________________________________________________________________________

(указывается наименование нормативного правового акта/проекта нормативного

правового акта)

Комиссией Алексеевского муниципального образования, утвержденной

Решением Совета Алексеевского муниципального образования от 26.11.2009 N 76

“О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых

актов Алексеевского муниципального образования и их проектов“, проведена

экспертиза

___________________________________________________________________________

(указывается наименование нормативного правового акта/проекта нормативного

правового акта)

___________________________________________________________________________

в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для

проявления коррупции.

Вариант 1:

В _____________________________________________________________________

(указывается наименование нормативного правового акта/проекта

нормативного правового акта)

не выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления

коррупции.

Вариант 2:

В _____________________________________________________________________

(указывается наименование нормативного правового акта/проекта

нормативного правового акта)

выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления

коррупции.

Рекомендация:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Члены комиссии:

________________________ _____________ _________________________

(Наименование должности) (подпись) (расшифровка подписи)

________________________ _____________ _________________________

(Наименование должности) (подпись) (расшифровка подписи)

________________________ _____________ _________________________

(Наименование должности) (подпись) (расшифровка подписи)

Приложение N 2

к решению

Совета Алексеевского МО

от 26 ноября 2009 г. N 76

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ИХ ПРОЕКТОВ

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупциогенности в нормативных правовых актах органов местного самоуправления Алексеевского муниципального образования и их проектах (далее - нормативный правовой акт) и определяют методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, основные коррупциогенные факторы.

1.2. Цели проведения антикоррупционной экспертизы:

- выявление в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, создающих возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений;

- выработка предложений и рекомендаций по устранению в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, включению в него превентивных антикоррупционных норм.

1.3. Предметом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов являются:

- соблюдение установленной законодательством Российской Федерации компетенции при регулировании правоотношений;

- полнота правового регулирования правоотношений;

- соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иным нормативным правовым актам федеральных органов муниципальной власти и иным нормативным правовым актам органов местного самоуправления;

- соблюдение установленного порядка разработки и принятия нормативного правового акта.

1.4. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится комиссией по реализации антикоррупционной политики.

Комиссия вправе направить нормативный правовой акт на независимую антикоррупционную экспертизу, которая проводится саморегулируемыми или иными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере.

II. Методика проведения антикоррупционной

экспертизы нормативных правовых актов

2.1. При проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:

а) широкие дискреционные (реализуемые по собственному усмотрению) полномочия органов местного самоуправления Алексеевского муниципального образования и их должностных лиц (например, отсутствие сроков для совершения должностными лицами обязательных действий в отношении граждан и организаций, оценочные формулировки обстоятельств, являющихся основанием для совершения таких действий, возможность должностного лица по своему усмотрению начинать и завершать юридические процедуры);

б) повышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права (например, большой перечень документов, которые необходимо представить для реализации прав, необходимость получения большого числа согласований, экономически необоснованные размеры платы за оказание муниципальных услуг, установление большого числа специальных признаков, которыми должно обладать физическое лицо или организация для занятия определенным видом деятельности или получения муниципальной поддержки);

в) отсутствие административных процедур (например, недостаточно четкое установление порядка принятия должностным лицом решений, отсутствие гарантий прав физического лица или организации на представление необходимых документов и пояснений);

г) отсутствие или дефекты конкурсных процедур при предоставлении какого-либо права или преимущества, выделении физическим лицам и организациям средств из бюджета Алексеевского муниципального образования (например, отсутствие механизма обеспечения достаточного количества участников конкурса, низкая информированность потенциальных участников конкурса о его проведении, недостаточный период времени между объявлением конкурса и окончанием приема заявок участников, необоснованное применение закрытого конкурса, отсутствие четких критериев конкурсного отбора);

д) большое количество отсылочных (бланкетных) норм (например, необоснованное наделение органа местного самоуправления Хвалынского муниципального района правом разрабатывать и принимать нормативные акты);

е) наличие в нормативном правовом акте пробела в правовом регулировании отношений, которые призван регулировать данный нормативный правовой акт;

ж) коллизии правовых норм (например, несоответствия между нормативными правовыми актами, разными по юридической силе или имеющими одинаковую юридическую силу);

з) наличие юридико-лингвистической коррупциогенности (например, использование в нормативном правовом акте неясных формулировок, терминов, понятий и категорий оценочного характера);

и) отсутствие положения, предусматривающего ответственность должностного лица за правонарушения.

2.2. Лицом, проводящим антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта (далее - эксперт), могут быть выявлены и иные коррупциогенные факторы.

2.3. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта эксперт оценивает коррупциогенные факторы, указанные в пункте 2.1 настоящих Методических рекомендаций, в их совокупности, степень их влияния на уровень коррупциогенности нормативного правового акта, рассматривает возможность устранения или уменьшения действия данных факторов.

В случае выявления в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, устранение или уменьшение действия которых невозможно, эксперт обосновывает это в отношении каждого фактора в отдельности и предлагает возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.

2.4. В случаях, установленных Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Алексеевского муниципального образования и их проектов, по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта экспертом составляется заключение.