Российские законы

Закон Саратовской области от 13.02.1998 N 11-ЗСО (ред. от 05.05.2003) “О здравоохранении Саратовской области“ (принят Саратовской областной Думой 21.01.1998)

Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Закона Саратовской области от 29.12.2004 N 127-ЗСО.

Изменения, внесенные Законом Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО, вступили в силу со дня его официального опубликования.

13 февраля 1998 года N 11-ЗСО

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О ЗДРАВООХРАНЕНИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Саратовской областной думой

21 января 1998 года

(в ред. Законов Саратовской области от 03.04.2000 N 22-ЗСО,

от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа и отношения, регулируемые законом

Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральными законами “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, “Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, Уставом (Основным Законом) Саратовской области и другими законодательными актами Российской Федерации и области.

Закон определяет организационно-правовые, экономические и социальные принципы построения и функционирования государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории области, механизм внутриотраслевого взаимодействия систем здравоохранения, а также взаимодействия с органами государственной власти области и органами местного самоуправления области, системой медицинского страхования. Настоящий Закон направлен на обеспечение условий эффективного функционирования систем здравоохранения в целях реализации права граждан на охрану здоровья, обеспечения доступной и качественной медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

Задачами закона являются:

определение компетенции и ответственности органов государственной власти области и органов местного самоуправления области в сфере охраны здоровья граждан;

правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений и организаций здравоохранения независимо от формы собственности, а также граждан, осуществляющих индивидуальную медицинскую и фармацевтическую деятельность без образования юридического лица;

определение порядка финансирования здравоохранения области;

определение прав и обязанностей граждан в области охраны здоровья и установление гарантий реализации прав;

определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.

Статья 2. Основные понятия

Система здравоохранения - это совокупность органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления области и медицинских организаций, деятельность которых направлена, на сохранение и укрепление здоровья населения, а также на оказание медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

Медицинская деятельность - осуществление мероприятий по профилактике, диагностике, лечению пациентов со стороны медицинских организаций, по обеспечению их функционирования.

Фармацевтическая деятельность - осуществление мероприятий по организации производства, закупки, хранению, контролю качества, реализации лекарственных средств, изделий и предметов медицинского назначения, парафармацевтической продукции, по обеспечению их функционирования.

Медицинская практика - осуществление медицинских услуг медицинскими работниками
непосредственно по отношению к больным.

Аптечные предприятия - предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной форм собственности, осуществляющие фармацевтическую деятельность.

Лицензирование - выдача государственного разрешения (лицензий) на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности.

Часть исключена. - Закон Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО.

Медицинские организации - предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и организационно - правового статуса, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность без образования юридического лица как индивидуально, так и коллективно.

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целью которой является обеспечение гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи и проведение профилактических мероприятий в целях предупреждения возникновения заболеваний. Медицинское страхование осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, предназначенное для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Страховые медицинские организации - юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации - общественные некоммерческие самоуправляемые организации, формируемые на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, проведения лицензирования, заключения территориального тарифного соглашения, содействия научным исследованиям.

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

Статья 3. Системы здравоохранения Саратовской области

В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории области функционируют: государственная, муниципальная, частная системы здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения области относятся:

министерство здравоохранения области, которое в пределах своей компетенции осуществляет государственную политику в области здравоохранения;

медицинские
организации, находящиеся в государственной собственности области и подчиненные министерству здравоохранения области;

научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения фармацевтические и аптечные предприятия, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации. В государственную систему здравоохранения также входят лечебно-профилактические учреждения, аптечные предприятия, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации;

центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения здравоохранения, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации и подчиненные непосредственно Министерству здравоохранения Российской Федерации.

Часть третья исключена. - Закон Саратовской области от 03.04.2000 N 22-ЗСО.

К муниципальной системе здравоохранения относятся:

муниципальные органы управления здравоохранением и аптечной службой;

находящиеся в муниципальной собственности учреждения здравоохранения, научно - исследовательские учреждения, аптечные предприятия, образовательные учреждения.

Часть пятая исключена. - Законом Саратовской области от 03.04.2000 N 22-ЗСО.

К частной системе здравоохранения относятся:

лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Часть седьмая исключена. - Законом Саратовской области от 03.04.2000 N 22-ЗСО.

Субъекты государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

(абзац введен Законом Саратовской области от 03.04.2000 N 22-ЗСО)

Статья 4. Организационные основы систем здравоохранения области

Организационную основу деятельности систем здравоохранения составляют областная программа здравоохранения, целевые областные программы и программы муниципальных образований.

Областная программа здравоохранения разрабатывается министерством здравоохранения области совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и утверждается Саратовской областной Думой.

Программа включает:

территориальную программу обязательного медицинского страхования населения области;

перечень видов медицинской помощи, целевых программ и мероприятий, финансируемых за счет средств государственной, муниципальной систем здравоохранения;

программу лекарственного обеспечения, финансируемую за счет
средств государственной, муниципальной систем здравоохранения;

перечень медицинских услуг, оказываемых за счет средств работодателей и личных средств граждан.

Целевые областные программы и программы муниципальных образований разрабатываются министерством здравоохранения области, органами здравоохранения муниципальных образований, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора при участии других заинтересованных учреждений и ведомств.

Статья 5. Принципы деятельности систем здравоохранения

Деятельность систем здравоохранения основывается на принципах:

ответственности за сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, обеспечения его гарантированной медико-социальной и лекарственной помощью;

единства медико-санитарного пространства;

единства муниципальных и государственных интересов в области здравоохранения;

разделения компетенции и закрепления ответственности в области управления здравоохранением;

профилактического подхода к решению проблем здравоохранения;

соблюдения прав пациента;

межтерриториальной интеграции, реализованной в системе межрайонных центров;

единства системы сертификации и лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

единства системы подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров;

единства методик установления нормативов в здравоохранении, стандартов медицинской помощи и лекарственного обеспечения;

единства системы учета и отчетности.

Статья 6. Информационная политика в области здравоохранения

Информационную политику в области здравоохранения определяет Правительство области по согласованию с субъектами систем здравоохранения и охраны здоровья.

Сведения, подлежащие обязательной публикации:

областные программы и программы муниципальных образований в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

областные программы и программы муниципальных образований организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;

сведения о распространенности социально значимых заболевание и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

сведения, содержащие информацию о состоянии здоровья населения области.

Объем и периодичность поступлений сведений, предоставляемых всеми субъектами здравоохранения, а также согласование объема сведений, необходимых для взаимодействия субъектов систем здравоохранения и охраны здоровья, определяется министерством здравоохранения области.

Порядок использования баз данных, содержащих сведения о системах охраны здоровья и здравоохранения области, утверждается Правительством области.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ

В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья
7. Полномочия Саратовской областной Думы по вопросам здравоохранения

Саратовская областная Дума:

принимает законы области, регулирующие правоотношения в сфере здравоохранения;

осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства;

утверждает областные отраслевые программы по развитию здравоохранения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

предоставляет в установленном порядке льготы по налогам, сборам и иным платежам в областной бюджет для предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;

осуществляет иные полномочия в области охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов исполнительной государственной власти области по вопросам здравоохранения

Правительство области:

осуществляет государственную политику по вопросам здравоохранения;

выступает с законодательными инициативами в области охраны здоровья граждан;

реализует федеральные программы по развитию здравоохранения;

разрабатывает областные программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, просвещения населения в вопросах охраны здоровья;

формирует органы исполнительной государственной власти области в сфере здравоохранения;

обеспечивает развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

определяет долю расходов на здравоохранение при разработке проекта областного бюджета, формирует целевые фонды, предназначенные для охраны здоровья граждан;

устанавливает дополнительные льготы отдельным категориям населения области в оказании медико-социальной помощи и лекарственного обеспечения;

обеспечивает экологическую безопасность, рациональное природопользование и охрану окружающей среды;

обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области;

проводит меры, направленные на спасение жизни населения области, защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, и информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

абзац исключен. - Закон Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО;

утверждает именные стипендии для поощрения студентов образовательных учреждений медицинского и фармацевтического профиля, проявивших особые успехи в учебе и учебно-исследовательской деятельности;

решает другие вопросы по здравоохранению, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления области по
вопросам здравоохранения

Органы местного самоуправления области по вопросам здравоохранения обеспечивают:

контроль за соблюдением законодательства в области здравоохранения;

условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципального образования;

координацию и контроль деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения в пределах своих полномочий;

формирование целевых фондов, предназначенных для развития муниципальной и частной систем здравоохранения;

реализацию мер, направленных на ликвидацию последствий катастроф и стихийных бедствий на территории муниципального образования;

формирование органов здравоохранения муниципального образования;

развитие и содержание сети организаций муниципальной системы здравоохранения;

формирование муниципального бюджета в части здравоохранения с учетом утвержденных Правительством области социальных нормативов медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения области;

разработку и утверждение программ по развитию здравоохранения, профилактике, просвещению населения в вопросах охраны здоровья и борьбе с различными заболеваниями на территории муниципального образования;

решение других вопросов по здравоохранению, не относящихся к компетенции Российской Федерации и области.

Статья 10. Органы государственной и муниципальной систем здравоохранения

Органом исполнительной государственной власти области по охране здоровья населения является министерство здравоохранения области.

Министерство здравоохранения области обеспечивает проведение государственной политики по вопросам организации медицинской помощи населению области. В своей деятельности министерство здравоохранения области руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации и области, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Отраслевыми органами здравоохранения муниципальных образований области являются управления здравоохранения, центральные городские и районные больницы. Органы здравоохранения муниципальных образований области обеспечивают проведение государственной политики по вопросам организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения на вверенной им территории. Орган здравоохранения муниципальных образований формируется органами местного самоуправления. В своей деятельности органы здравоохранения муниципальных образований руководствуются законодательством Российской Федерации и области, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства области и органов местного самоуправления области.

Приказы министерства
здравоохранения области и органов здравоохранения муниципальных образований области по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для исполнения органами управления здравоохранения, организациями, учреждениями, предприятиями и объединениями независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

Статья 11. Полномочия министерства здравоохранения области

Министерство здравоохранения области:

проводит анализ состояния здоровья населения;

разрабатывает перечень мер, необходимых для поддержания и улучшения здоровья населения области и согласовывает его в необходимых случаях с органами местного самоуправления области;

осуществляет контроль за выполнением программ, утвержденных Правительством Российской Федерации, Правительством области и областной Думой;

разрабатывает и реализует областные программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, Просвещению населения в вопросах охраны здоровья;

утверждает социальные нормативы медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения области, разрабатывает временные стандарты медицинской помощи и лекарственного обеспечения, формирует государственный заказ на лекарственные средства;

информирует население о факторах, неблагоприятно влияющих на здоровье, и проведении мероприятий по их устранению;

координирует деятельность организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, учреждений и организаций, занимающихся подготовкой и повышением квалификации медицинских и фармацевтических работников, реабилитационных учреждений, органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

(в ред. Закона Саратовской области от 03.04.2000 N 22-ЗСО)

осуществляет руководство организациями государственной системы здравоохранения;

контролирует качество медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;

осуществляет централизованную закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

осуществляет разработку, согласование и утверждение нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья;

проводит ежегодную подготовку доклада о состоянии здоровья населения области, об итогах выполнения перечня видов медицинской помощи, целевых программ и мероприятий, финансируемых за счет средств государственной, муниципальной систем здравоохранения, территориальной программы обязательного медицинского страхования населения области и программы лекарственного обеспечения;

осуществляет и представляет отчет о расходовании средств по всем источникам финансирования;

осуществляет международное сотрудничество в
сфере здравоохранения;

утверждает повышающие коэффициенты за квалификационные категории, ученые степени и звания сверх установленных Правительством Российской Федерации норм для медицинских и фармацевтических работников, для руководящих и педагогических служащих, работников средних образовательных учреждений медицинского и фармацевтического профиля.

Статья 12. Полномочия органов здравоохранения муниципальных образований области

Органы здравоохранения муниципальных образований области осуществляют:

анализ состояния здоровья населения и планирование развития муниципальной системы здравоохранения;

формирование муниципального заказа на предоставление населению медицинской и лекарственной помощи и обеспечение его реализации;

организацию выполнения государственных целевых программ здравоохранения, осуществление разработки и реализации муниципальных целевых программ здравоохранения;

централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения для обеспечения деятельности муниципальной системы здравоохранения;

конкурсные торги (тендер) по централизованным закупкам для муниципального заказа;

руководство муниципальной системой здравоохранения;

координацию деятельности частной системы здравоохранения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и области;

проведение мероприятий по лекарственному обеспечению населения в объеме государственных гарантий;

контроль качества медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения на территории муниципального образования независимо от организационно-правовой формы и формы собственности медицинской организации;

мероприятия по обязательному медицинскому страхованию граждан;

организацию профилактических мероприятий и участие в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципального образования;

организацию оказания медицинской помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;

взаимодействие с общественными объединениями по вопросам охраны здоровья граждан и социальной защиты медицинских работников;

информирование граждан о состоянии здоровья, в том числе о заболеваемости социально значимыми и особо опасными заболеваниями, деятельности систем здравоохранения;

взаимодействие с министерством здравоохранения области по вопросам организаций медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения муниципального образования;

мероприятия по укомплектованию предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения медицинскими и фармацевтическими кадрами;

развитие материально-технической базы муниципальной системы здравоохранения;

организацию в соответствии с законодательством о здравоохранении Консультативной помощи больным, нуждающимся в высокоспециализированной медицинской помощи,
в областных и республиканских медицинских организациях государственной системы здравоохранения;

представление утвержденной статистической отчетности и оперативной информации по основным показателям деятельности медицинских и аптечных предприятий независимо от формы собственности в министерство здравоохранения области.

Статья 13. Комиссии по вопросам этики в области охраны здоровья населения

При министерстве здравоохранения области, органах местного самоуправления области и в медицинских организациях здравоохранения могут создаваться комиссии по вопросам этики в области охраны здоровья населения.

Задачи комиссии:

защита прав человека и отдельных групп населения в сфере охраны здоровья;

участие в разработке норм медицинской этики;

решение иных вопросов в области охраны здоровья граждан.

Порядок создания и деятельности комиссии по вопросам этики, утверждается Правительством области, органами местного самоуправления и администрациями медицинских организаций.

Глава 3. СТАТУС СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, МУНИЦИПАЛЬНОЙ

И ЧАСТНОЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 14. Организационно-правовые формы организаций здравоохранения

Организации здравоохранения являются юридическими лицами.

Коммерческие организации здравоохранения могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организаций здравоохранения могут создаваться в формах, финансируемых собственником, учреждений, а также в других формах, предусмотренных законом.

Допускаются объединения коммерческих или некоммерческих организаций здравоохранения в форме ассоциаций и союзов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Учредители учреждений здравоохранения

Учредителем государственных унитарных предприятий и государственных учреждений здравоохранения, создаваемых на основе государственной собственности области, выступает Правительство области либо по его поручению иные органы. Создание государственных учреждений здравоохранения на территории области оформляется постановлением Правительства области.

Учредителями муниципальных организаций здравоохранения являются администрации соответствующих муниципальных образований области. Создание муниципальных организаций здравоохранения оформляется решением администраций соответствующих муниципальных образований области. Организации частной системы здравоохранения создаются индивидуальными предпринимателями и (или) коммерческими организациями, гражданами.

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, финансируемые из средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области, не могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере.

Статья 16. Органы управления организациями здравоохранения

Непосредственное управление организацией здравоохранения осуществляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности в соответствии с действующим законодательством. Требования, предъявляемые к руководителю, устанавливаются действующим законодательством.

Статья 17. Государственная регистрация организаций здравоохранения

Организации здравоохранения подлежат обязательной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

Права юридического лица возникают с момента государственной регистрации организаций здравоохранения.

Право на профессиональную деятельность в области здравоохранения возникает у организаций здравоохранения с момента выдачи в установленном порядке лицензии.

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

Статья 18. Имущество государственных и муниципальных организаций здравоохранения

Способы и особенности приватизации организаций здравоохранения устанавливаются федеральным законодательством.

Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения регулируются гражданским законодательством Российской федерации.

Источниками формирования имущества организаций здравоохранения и денежной и иных формах являются:

имущество, переданное собственником при создании организации;

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

средства бюджетов всех уровней;

средства, направляемые на медицинское страхование;

добровольные взносы и пожертвования;

доходы от реализации работ, услуг, товаров;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по ценным бумагам и вкладам;

иные источники, не запрещенные законодательством.

Статья 19. Общественные объединения

В обеспечении охраны здоровья граждан участвуют следующие общественные объединения:

ассоциации страховых медицинских организаций;

экологические движения;

общества защиты прав потребителей;

организации ветеранов войны и труда;

общества Красного Креста;

другие общественные объединения.

Общественные объединения создаются по территориальному и профессиональному принципу для социальной защиты пациентов и работников здравоохранения и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Общественные объединения в своей деятельности в пределах своих полномочий взаимодействуют с министерством здравоохранения области и органами местного самоуправления области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и организациями здравоохранения.

Глава 4. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ

И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

Статья 20. Цели лицензирования

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

К целям лицензирования относятся:

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

защита интересов населения области в получении качественной и квалифицированной медицинской помощи и лекарственного обеспечения;

предотвращение и пресечение возможных нарушений лицензионных требований производителями медицинских и фармацевтических услуг;

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

защита профессиональных интересов медицинских и фармацевтических работников и совершенствование системы оплаты труда.

Статья 21. Лицензирование

Предприятия, учреждения, организации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения и фармацевтической деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в течение установленного определенного срока при обязательном соблюдении лицензионных условий.

Лицензионные условия и требования - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований, выполнение которых обязательно при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности.

Статья 22. Исключена. - Закон Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО.

Все виды медицинской и фармацевтической деятельности должны быть сертифицированы.

Сертификат - официальный документ, удостоверяющий профессиональное соответствие условий медицинской и фармацевтической деятельности установленным требованиям, нормам или стандартам.

Статья 23. Порядок и условия выдачи лицензии

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

Лицензированию подлежат медицинская и фармацевтическая деятельность, осуществляемая юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

Статья 24. Стандартизация

Система стандартизации предусматривает следующие виды стандарта: государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы), которые в свою очередь подразделяются на федеральные, областные и стандарты предприятий, учреждений и организаций.

Разработка отраслевых областных стандартов осуществляется органами исполнительной государственной власти области в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными лицами.

Объектами стандартизации на уровне медицинских организаций и аптечных предприятий являются нормы, правила и характеристики, не включенные в перечень объектов стандартизации на федеральном и областном уровнях.

Разработку стандартов медицинских организаций и аптечных предприятий осуществляет администрация указанных организаций и предприятий. Разработанные и утвержденные стандарты медицинских организаций и аптечных предприятий не должны противоречить и (или) уменьшать объем государственных и отраслевых федеральных и областных стандартов.

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

НАСЕЛЕНИЮ ОБЛАСТИ

Статья 25. Принципы организации медицинской помощи

Принципы организации медицинской помощи населению области:

выполнение государственных гарантий по охране здоровья населения;

доступность медицинской помощи, преемственность при ее оказании;

соответствие качества медицинской помощи установленным стандартам и требованиям;

приоритет профилактических мер в охране здоровья населения;

рацион“льное использование финансовых и материальных ресурсов и медицинских кадров при оказании медицинской помощи населению;

бесплатность медицинской помощи, оказываемой населению области в рамках программ бесплатной медицинской помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области.

Статья 26. Субъекты оказания медицинской помощи

Государственные организации здравоохранения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, приказами министерства здравоохранения области по вопросам оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения области, учредительными документами.

Государственные организации здравоохранения выполняют государственные программы в сфере оказания медицинской помощи населению области.

Муниципальные организации здравоохранения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами области, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, приказами министерства здравоохранения области по вопросам оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения области, правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами.

Муниципальные организаций здравоохранения выполняют государственные программы и программы муниципальных образований в сфере здравоохранения с целью реализации государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению области, а также государственные программы в межрайонных медицинских центрах.

Медицинские организации частной системы здравоохранения создаются вне государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и оказывают медицинскую помощь населению на платной основе.

Медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения могут оказывать платные медицинские услуги сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, установленного законодательство Российской Федерации и области.

Статья 27. Источники финансирования медицинской помощи населению

Источниками финансирования медицинской помощи являются:

средства бюджетов всех уровней;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

страховые взносы на добровольное медицинское страхование, в том числе страхование граждан на гарантированное лекарственное обеспечение в стационарных условиях;

средства внебюджетных фондов, предназначенные для охраны здоровья населения;

средства общественных и благотворительных фондов;

средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов;

личные средства граждан, безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

доходы от ценных бумаг и банковских депозитов в случаях, не запрещенных действующим законодательством, кредиты банков и других кредиторов;

иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Финансирование организации здравоохранения

Финансирование медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляется за счет соответствующих бюджетов, средств территориального фонда обязательного медицинского страхования области и иных источников, не запрещенных; действующим законодательством.

Органы исполнительной государственной власти области и администрации муниципальных образований области при разработке проектов соответствующих бюджетов определяют финансовые нормативы по формированию расходов на здравоохранение согласно минимальным социальным стандартам, принятым в области.

Финансирование медицинских организаций частной системы здравоохранения осуществляется за счет личных средств граждан и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь населению оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службой в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Основными принципами организации первичной медико-санитарной помощи населению области являются:

территориальная доступность;

бесплатность при оказании ее в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования, средств соответствующего бюджета, средств добровольного медицинского страхования, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Объем и виды медицинских услуг, составляющих первичную медико-санитарную помощь, должны соответствовать государственным стандартам Российской Федерации, а при их отсутствии - государственным стандартам области.

Качество медицинских услуг, составляющих первичную медико-санитарную помощь, должно соответствовать государственным стандартам Российской Федерации, а в случае отсутствия - государственным стандартам области.

Медицинские организации частной системы здравоохранения могут оказывать первичную медико-санитарную помощь на основе договоров со страховыми медицинскими организациями, за исключением оказания медицинской помощи группе больных с социально значимыми заболеваниями. Перечень социально значимых заболеваний определяется действующим законодательством.

Статья 30. Скорая медицинская помощь

Скорая медицинская помощь оказывается службой скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения и всеми медицинскими организациями независимо от их принадлежности к системе здравоохранения и территориального расположения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Принципы оказания скорой медицинской помощи:

доступность скорой медицинской помощи для населения области и иных лиц, находящихся на ее территории, в любое время суток;

оперативность и своевременность оказания всех видов экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

срочность госпитализации в соответствующие медицинские организации в зависимости от профиля повреждения и заболевания.

Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории области, оказывается бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов.

За осуществление заведомо ложных вызовов Службы скорой медицинской помощи лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В случае чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями, населению области гарантируется оказание бесплатной экстренной медицинской помощи силами специализированных бригад службы медицины катастроф области с привлечением работников медицинских организаций области независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности.

Статья 31. Специализированная медицинская помощь

Специализированная медицинская помощь оказывается в специализированных и многопрофильных медицинских организациях и центрах государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, имеющих лицензию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в рамках государственных программ медицинской помощи, областной программы обязательного медицинского страхования, за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и области.

Статья 32. Профилактические медицинские осмотры

Профилактические медицинские осмотры на территории области проводятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области об охране труда и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Работодатель обязан организовывать и оплачивать проведение профилактических медицинских осмотров.

Статья 33. Организация медицинской помощи отдельным группам населения

Медицинская помощь отдельным социальным группам населения в области оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения в соответствии с действующим законодательством.

Статья 34. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение бесплатно в предназначенных для этих целей учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Виды и объемы медико-социальной помощи, представляемые этим категориям граждан, определяются специальными нормативами и стандартами, принятыми в области.

Финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов и иных источников, не запрещенных законодательством Российской федерации.

Статья 35. Медицинская экспертиза

Медицинская экспертиза включает экспертизу временной нетрудоспособности, медико-социальную экспертизу, военно-врачебную экспертизу, судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу, независимую медицинскую экспертизу.

Порядок организации и производство медицинской экспертизы устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 36. Контроль за качеством медицинской помощи

Качество медицинской помощи подлежит ведомственному и вневедомственному контролю.

Ведомственный контроль за качеством медицинской помощи осуществляют министерство здравоохранения области, органы здравоохранения муниципальных образований области, а также администрации медицинских организаций.

Вневедомственный контроль за качеством медицинской помощи осуществляют Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области и его учреждения на местах, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования области, страховые медицинские организации, медицинские научно-исследовательские и высшие образовательные медицинские учреждения, профессиональные союзы медицинских и фармацевтических работников, общества защиты прав потребителей и другие общественные организации.

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ

Статья 37. Принципы лекарственного обеспечения

Фармацевтическая деятельность основывается на принципах:

реализации государственных гарантий населению по лекарственному обеспечению;

доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

соответствия объема и качества лекарственного обеспечения потребностям населения и медицинских организаций;

фармацевтической безопасности лекарственных средств;

санитарно-гигиенической безопасности изделий медицинского назначения.

Аптечное предприятие, единственное в населенном пункте, а также аптеки, обеспечивающие население медицинские организации наркотическими лекарственными средствами, не подлежат приватизации.

Правила хранения и порядок ведения учета запасов и отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных предприятиях и медицинских организациях определяются действующим законодательством.

Статья 38. Лекарственное обеспечение стационарных больных

Лекарственное обеспечение, медицинских организаций, имеющих в своем составе подразделения, осуществляющие стационарную медицинскую помощь, производится аптечными предприятиями.

Лекарственная помощь в условиях обязательного медицинского страхования предусматривает снабжение стационаров медицинских организаций лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения для выполнения ими медицинских услуг, предусмотренных областной программой обязательного медицинского страхования населения области.

Номенклатура и объем лекарственных средств для стационарного лечения пациентов определяется специальными нормативными правовыми актами и медико-экономическими стандартами.

Пациент стационара имеет право на получение лекарственной помощи сверх объема государственных гарантий на основании договора страхования или на платной основе.

Статья 39. Лекарственное обеспечение амбулаторных больных

Лекарственное обеспечение амбулаторных больных осуществляется аптечными предприятиями по рецептам врача и без рецепта через систему аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков.

Правила выписки рецептов и порядок отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения из аптечных предприятий регламентируются законодательством Российской Федерации.

Обязательный ассортимент лекарственных средств для оказания гарантированного лекарственного обеспечения амбулаторным больным, а также перечень лекарственных средств, подлежащих отпуску без рецепта врача, регламентируется законодательством Российской Федерации и области.

Статья 40. Лекарственное обеспечение граждан на льготных условиях

На территории области действует единый порядок льготного и бесплатного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, устанавливаемый Правительством Российской Федерации и Правительством области.

Оплата аптечным учреждениям лекарственных средств, отпущенных гражданам на льготных условиях, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 41. Финансирование лекарственного обеспечения населения и медицинских организаций

Финансирование лекарственного обеспечения осуществляется в соответствии с государственными гарантиями по предоставлению населению медицинской помощи, программами обязательного и добровольного медицинского страхования, бюджетами всех уровней, а также за счет средств государственного социального страхования, внебюджетных, общественных и благотворительных фондов, средств хозяйствующих субъектов, личных средств граждан и других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской федерации и области.

Защищенными статьями в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований области являются средства на финансирование:

закупок лекарственных средств для лечения онкогематологических, психоневрологических, эндокринологических заболеваний и туберкулеза;

затрат аптек на отпущенные по льготными бесплатным рецептам врачей лекарственные средства и изделия медицинского назначения амбулаторным больным и для закладки ограниченно поступающих лекарственных средств в резерв для обеспечения инвалидов войн и других групп населения в соответствии с действующим законодательством;

закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения с целью закладки резерва для оказания экстренной помощи, сезонных резервов для лечения желудочно-кишечных инфекций, острых респираторных заболеваний и гриппа.

Статья 42. Государственная финансовая поддержка лекарственного обеспечения

Финансовая поддержка лекарственного обеспечения государственных учреждений осуществляется путем:

выделения ассигнований на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения медицинскими организациями;

установления Правительством области предельных размеров торговых надбавок к ценам отечественных изготовителей или поставщиков импортных лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

Государственное регулирование оптовых закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для нужд здравоохранения относится к компетенции органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления области и осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Государственное регулирование оптовых закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется путем проведения конкурсных торгов (тендеров).

Статья 43. Производство, реализации и техническое обслуживание медицинской техники и оборудования

Производство, реализацию и техническое обслуживание медицинской техники и оборудования вправе осуществлять юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, имеющие специальное государственное разрешение (лицензию) на производство соответствующих товаров, работ и услуг.

Финансирование закупок медицинской техники и товаров медицинского назначения осуществляется в соответствии с государственными гарантиями по предоставлению населению медицинской помощи за счет соответствующих бюджетов, обязательного медицинского страхования и других источников, не запрещенных действующим законодательством.

Государственная поддержка технического обеспечения осуществляется путем:

выделения ассигнований на приобретение медицинской техники и изделий медицинского назначения медицинскими организациями;

финансовой поддержки предприятий, осуществляющих производство, реализацию и техническое обслуживание медицинской техники и оборудования, испытывающих недостаток в оборотных средствах.

Предприятия и лица, осуществляющие указанную в части первой настоящей статьи деятельность без лицензии, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 7. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ

Статья 44. Основы обязательного медицинского страхования в области

Обязательное медицинское страхование населения области реализуется в соответствии с областной программой обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование населения области осуществляется в порядке, определенном действующим законодательством.

Каждый житель Саратовской области обязан заботиться о своем здоровье, выполняя профилактические мероприятия, предлагаемые органами здравоохранения, а также выполняя назначения врачей.

Статья 45. Оплата медицинских услуг в системе медицинского страхования

Тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании должны обеспечивать рентабельность медицинских организаций, а также индексироваться в соответствии с коэффициентом инфляции. Предельный уровень рентабельности учитывается при расчете тарифов на медицинские и иные услуги, определяется Территориальным фондом, обязательного медицинского страхования по согласованию с министерством финансов области и министерством здравоохранения области.

Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между медицинской организацией и страховой медицинской организацией.

Статья 46. Областная программа обязательного медицинского страхования

Областная программа обязательного медицинского страхования разрабатывается, исходя из потребности населения области в различных видах медицинской помощи, при условии эффективного использования ресурсов, на основе плана сбора средств обязательного медицинского страхования, с учетом утвержденного бюджета здравоохранения и размера платежей из бюджета на неработающее население. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые областной программой, не могут быть ниже установленных в федеральной базовой программе обязательного медицинского страхования.

Областная программа обязательного медицинского страхования утверждается Правительством области.

Внесение изменений в областную программу обязательного медицинского страхования проводится при фактическом ее недофинансировании.

Глава 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 47. Взаимодействие государственной муниципальной и частной систем здравоохранения

Взаимодействие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения основывается на:

договорах и соглашениях;

совместной деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения по реализации программ в области охраны здоровья граждан;

контроле за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, стандартов медицинской помощи в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и области;

едином порядке учета и предоставления отчетности субъектами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

единой системе сертификации медицинских и фармацевтических кадров, лицензирования и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности;

единой системе подготовки и переподготовки кадров;

единой системе областных нормативов, требований и стандартов медицинской и фармацевтической деятельности.

Статья 48. Взаимодействие систем здравоохранения с системой обязательного медицинского страхования

Медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования могут оказывать медицинские организации с любой формой собственности, имеющие соответствующие лицензии.

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

Организация и порядок оказания медицинской помощи населению, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, определяются министерством здравоохранения области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и субъектами системы обязательного медицинского страхования.

Органы Системы здравоохранения области осуществляют взаимодействие с территориальным фондом обязательного медицинского страхования путем участия:

в Правлении Территориального фонда обязательного медицинского страхования;

в согласовании тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования;

в разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, системы контроля качества медицинской помощи, участия в разработке других предусмотренных законодательством нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность системы обязательного медицинского страхования;

в определении порядка совместного (за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования) финансирования медицинских организаций, а также лиц, осуществляющих частную медицинскую и фармацевтическую деятельность, участвующих в выполнении территориальной программы обязательного медицинского страхования;

в проведении совместных мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов здравоохранения, по повышению качества медицинской помощи и лекарственного обеспечения;

в определении порядка и условий обмена информацией между органами здравоохранения и системой обязательного медицинского страхования.

Медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, лица, осуществляющие частную медицинскую и фармацевтическую деятельность, действуют в системе обязательного медицинского страхования в рамках договоров на предоставление медицинской помощи.

Статья 49. Взаимодействие систем здравоохранения с органами и учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Министерство здравоохранения области, органы здравоохранения муниципальных образований области и медицинские организации совместно с органами и учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют:

контроль за выполнением комплекса санитарно-эпидемиологических мероприятий в организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

разработку и реализацию федеральных, областных и муниципальных комплексных программ охраны здоровья граждан, профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и его жизнедеятельности;

работу по гигиеническому воспитанию и санитарной пропаганде здорового образа жизни;

изучение состояния здоровья во взаимосвязи с факторами среды, оказывающими неблагоприятное воздействие на человека, создание банка данных о здоровье населения;

совместную работу по профилактике инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлении людей;

проведение совместных заседаний коллегий, совещаний, научно - практических конференций;

издание совместных нормативных правовых актов и методических документов;

проведение совместной работы по определению ущерба здоровью в связи с неблагоприятными условиями труда и проживания;

подготовку медицинских кадров и повышение их квалификации;

внедрение передовых форм и методов профилактической и противоэпидемической работы в медицинских организациях;

совместные работы по профилактике и ликвидации последствий утраты здоровья при чрезвычайных ситуациях, бедствиях и катастрофах.

Статья 50. Взаимодействие систем здравоохранения с общественными объединениями

Государственные и муниципальные системы здравоохранения взаимодействуют и сотрудничают с общественными объединениями - профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями, ассоциациями страховых медицинских организаций, общественными объединениями пациентов, профсоюзными организациями и другими.

Общественные объединения совместно с системами здравоохранения участвуют в обеспечении защиты профессиональных прав медицинских работников и конституционных гарантий пациентов в получении медико-социальной и лекарственной помощи.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации совместно с комитетами по вопросам этики участвуют в работе комиссии по сертификации и аттестации медицинских работников, контролируют соблюдение норм медицинской этики и принимают решения по фактам нарушений этих норм, которые учитываются при сертификации и аттестации медицинских работников

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации совместное ассоциациями страховых медицинских организаций участвуют в разработке стандартов качества медицинской помощи, в лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности, в заключении тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования.

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

Профсоюзные организации осуществляют защиту прав медицинских и фармацевтических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, уставными задачами профсоюзов.

Общественные объединения по защите прав пациентов участвуют в контроле за соблюдением прав пациентов.

Статья 51. Международное и межрегиональное сотрудничество в сфере здравоохранения

Международное и межрегиональное сотрудничество государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляется на основе международных соглашений Российской Федерации, а также международных и межрегиональных договоров, заключенных Правительством области.

Соглашения, заключаемые в рамках международного сотрудничества, не должны ограничивать права и свободы граждан в сфере охраны здоровья, закрепленные законодательством Российской Федерации и области.

Международные и межрегиональные соглашения могут предусматривать:

разработку и реализацию программ по развитию здравоохранения области;

реализацию совместных научных исследований в сфере здравоохранения;

организацию подготовки и последипломного обучения медицинских кадров;

решение иных задач.

Глава 9. ПРЕДДИПЛОМНОЕ И ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Статья 52. Образовательные учреждения

Подготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников осуществляется в учреждениях системы среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Деятельность образовательных учреждений систем здравоохранения осуществляется при наличии специального государственного разрешения (лицензии).

Образовательные учреждения самостоятельно формируют контингент обучающихся в пределах оговоренной лицензией и учредителем квоты, социального заказа на специалистов.

Обучение специалистов сверх квоты и социального заказа осуществляется на договорной основе за счет средств заказчика.

Обучение в интернатуре, последипломное усовершенствование осуществляется за счет средств областного бюджета, ежегодно оформляется в качестве государственного заказа министерства здравоохранения области и закрепляется соответствующими договорами с учреждениями, имеющими право на подготовку и переподготовку медицинских и фармацевтических работников.

В состав государственного заказа не входят врачи, обучающиеся в интернатуре за счет средств федерального бюджета и федерального государственного заказа, последипломная подготовка в институтах и на факультетах усовершенствования врачей, осуществляемая за счет федерального бюджета.

Медицинские организации имеют право направлять дополнительно сверх государственного заказа медицинских работников для специализации или усовершенствования на коммерческой основе за счет средств заказчика.

Статья 53. Финансирование образовательных учреждений медицинского и фармацевтического профиля

Финансирование образовательных учреждений для подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием осуществляется за счет средств областного бюджета, ежегодно оформляется в виде государственного заказа министерства здравоохранения области и соответствующим договором.

Статья 54. Организация сертификации, присвоения категорий, ученых степеней медицинским работникам

Получения сертификатов, категорий, ученых степеней медицинскими и фармацевтическими работниками осуществляется через соответствующие органы и учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Оплата сертификации, присвоение категорий осуществляется медицинскими организациями или аптечными предприятиями, в которых работает соответствующий медицинский или фармацевтический работник, либо самим медицинским или фармацевтическим работником, если это происходит в порядке его личной инициативы.

Глава 10. ПРАВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья 55. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

Право на занятие медицинской и (фармацевтической деятельностью на территории области имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации или в республиках бывшего СССР, имеющие диплом и сертификат специалиста, а на занятие определенными видами деятельности - лицензию.

Лица, прибывшие из иностранных государств, допускаются к медицинской и фармацевтической деятельности в порядке, установленном действующим законодательством.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, интернатура) или дополнительного образования учреждениями, имеющими соответствующие лицензии.

Медицинские и фармацевтические работники государственных и муниципальных систем здравоохранения могут заниматься частной медицинской и фармацевтической практикой в свободное от основной работы время.

Врач, занимающийся частной медицинской практикой, имеет право выписывать рецепты, за исключением рецептов на наркотические и приравненные к ним средства.

Статья 56. Право на занятие народной медициной (целительством)

Правом на занятие народной медициной (целительством) обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом народного целителя, а при осуществлении самостоятельной медицинской деятельности - и лицензию.

(в ред. Закона Саратовской области от 03.04.2000 N 22-ЗСО)

Диплом народного целителя выдается министерством здравоохранения области и дает право на занятие народной медициной (целительством) на территории области.

(в ред. Закона Саратовской области от 03.04.2000 N 22-ЗСО)

Абзац исключен. - Законом Саратовской области от 03.04.2000 N 22-ЗСО.

Деятельность лиц, занимающихся народной медициной (целительством), без наличия диплома целителя и лицензии запрещается. Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Статья 57. Правовой статус медицинских и фармацевтических работников

Права, обязанности, ответственность и социальные гарантии медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности определяются законодательством Российской Федерации и области.

Глава 11. ПРАВА“И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 58. Обеспечение здоровых и безопасных условий жизни и работы граждан

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением органами государственной власти области, органами местного, самоуправления области, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом всех организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти области и органы местного самоуправления области обеспечивают организацию охраны окружающий среды, реализацию прав граждан на охрану и укрепление здоровья в медицинских организациях, создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, производство доброкачественных продуктов питания, питьевой, воды, защиту сельскохозяйственных районов области от неблагоприятных техногенных воздействий.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории области осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы области. На органы государственной санитарно-эпидемиологической службы области возлагаются координация и взаимодействие с санитарно-эпидемиологическими учреждениями иных ведомств.

Статья 59. Принципы регулирования прав пациента

Основными принципами регулирования прав пациента являются:

персонификация прав пациента, ориентация законодательных норм на конкретного пациента;

законодательное регулирование прав и обязанностей пациента, его отношения с другими участниками медицинского обеспечения;

оперативное и объективное рассмотрение фактов нарушения прав пациента и ответственности за нарушение прав;

ограничение прав пациента в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц только на основании законов;

контроль и независимая экспертиза качества медицинской помощи.

Статья 60. Права пациента

При обращении за медико-социальной помощью и лекарственным обеспечением, при проведении медицинских профилактических мероприятий пациент имеет права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.

Обеспечение прав пациента должно происходить не в ущерб здоровью других граждан.

Статья 61. Право на соблюдение медицинской этики

Соблюдение персоналом медицинских организаций норм медицинской этики включает в себя:

уважительное и гуманное отношение медицинского и обслуживающего персонала;

облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством доступными и разрешенными способами и средствами;

индивидуальный подход в процессе оказания медицинской помощи;

сохранение физической и психической целостности личности пациента, это право не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые необходимы для спасения жизни пациента, а также предусмотрены действующим законодательством;

информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.

Эти права обеспечиваются медицинским персоналом и администрацией медицинской организации, в которую обратился пациент, независимо от факта необходимости и ведомственной принадлежности.

Статья 62. Право на духовную и моральную поддержку

Пациент имеет право на духовную и моральную поддержку со стороны родственников, медицинских работников, священнослужителей различных конфессий и иных лиц по желанию пациента. Это право реализуется путем доступа в медицинскую организацию родственников и иных лиц по желанию пациента, а также священнослужителей с обеспечением условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Духовная и моральная поддержка гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, и подросткам в возрасте от 15 до 18 лет оказывается с согласия их законных представителей.

Пациент или его представители имеют право на отказ от духовной и моральной поддержки.

Статья 63. Право выбора врача, медицинской организации и страховой медицинской организации

Пациент имеет право на информированный свободный выбор врача, медицинской организации и страховой медицинской организации. Пациент имеет право на перевод из одной стационарной медицинской организации в другие в соответствии с врачебным заключением при его личном согласии. Это право обеспечивается в государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения в соответствии с действующим законодательством.

В случае если необходимость перевода пациента в другую медицинскую организацию обусловлена отсутствием в медицинской организации специализированного подразделения, такой перевод может быть осуществлен на основании консилиума или договоренности между медицинскими организациями. Пациент должен быть поставлен в известность. Отказ пациента от перевода расценивается как отказ от продолжения лечения.

Статья 64. Право на уход по состоянию здоровья

Пациент временно не способный по состоянию здоровья самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности и лишенный ухода и поддержки родственников или иных представителей, должен быть помещен в медицинскую организацию (при наличии показаний для госпитализации) или социальное учреждение до восстановления способности ухода за собой.

Пациент, утративший вследствие болезни способность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности или признанный в установленном законом порядке недееспособным и лишенный ухода и поддержки со стороны родственников, опекунов, попечителей и иных законных представителей, должен быть помещен в стационарное учреждение социального обслуживания, исключая случаи, предусмотренные действующим законодательством.

Пациенту, лишенному поддержки со стороны родственников, опекунов, попечителей и иных законных представителей, нуждающемуся в уходе при наличии у него психического заболевания (в стадии ремиссии), туберкулеза (исключая активную форму), иных тяжелых заболеваний, в том числе онкологических, на поздних стадиях заболевания обеспечивается медико-социальное обслуживание на дому или в специализированных учреждениях.

Пациенту, находящемуся в медицинской организации, обеспечивается по его желанию право на уход родственников, опекунов, попечителей и иных представителей, за исключением случаев, когда пребывание указанных лиц наносит вред состоянию здоровья пациента или здоровью других пациентов.

(в ред. Закона Саратовской области от 03.04.2000 N 22-ЗСО)

Пациенты в возрасте до 14 лет в период лечения имеют право на пребывание совместно с ними одного из родителей, опекуна, попечителя и иного законного представителя, за исключением установленных законодательством случаев, когда такое присутствие противоречит интересам ребенка.

Статья 65. Право на экспертизу качества медицинской помощи

Пациент имеет право на экспертизу качества медицинской помощи. Экспертизу качества медицинской помощи на территории области осуществляют министерство здравоохранения области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области, а также профессиональные медицинские ассоциации.

В случае несоответствия объемов и условий оказания медицинской помощи действующим стандартам, санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности и нанесения вреда здоровью или возникновения угрозы жизни, пациент вправе предъявить иск к медицинской организации, страховой медицинской организации в установленном законодательством порядке.

Статья 66. Право на проведение консилиума и консультации других специалистов

Пациент имеет право на проведение консультаций и консилиумов. В случае несогласия с заключением и рекомендациями проведенных консилиумов и консультаций пациент имеет право на проведение дополнительных консилиумов и консультаций с привлечением специалистов, в том числе из других медицинских организаций.

Приглашенные для проведения консилиума или консультации специалисты имеют право на ознакомление с данными проведенного обследования и лечения. Все расходы, связанные с привлечением специалистов с целью проведения дополнительных консилиумов и консультаций без соответствующих показаний по инициативе пациента, оплачиваются за счет средств пациента.

Статья 67. Право на медико-социальную реабилитацию

При заболевании, частичной или полной утрате трудоспособности пациент имеет право на медико-социальную реабилитацию. Это право обеспечивается путем реализации комплекса мер, направленных на поддержание здоровья, восстановление трудоспособности, предупреждение инвалидности, а также достижение физической, психической и социальной полноценности в рамках существующего заболевания.

Медико-социальная реабилитация осуществляется медицинскими организациями, органами социальной защиты и образования.

Статья 68. Обязанности пациента

Пациент обязан:

заботиться о своем здоровье;

соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами, включая медицинских работников, в случае информированности о наличии у него заболевания, представляющего опасность для окружающих, в целях исключения распространения этого заболевания;

предоставлять информацию медицинскому работнику о наличии у него заболевания, представляющего опасность для окружающих, при использовании крови, биологических жидкостей, органов и тканей пациента как донора;

предоставлять информацию лечащему врачу о своих жалобах, перенесенных заболеваниях, обращениях за медицинской помощью, об изменениях в состоянии здоровья;

соблюдать правила поведения больных в медицинской организации,

уважать права других больных и персонала медицинской организации;

учитывать свои финансовые возможности по оплате за оказание медицинской помощи сверх объемов, гарантированных государством.

Пациент несет ответственность за несоблюдение плана лечения, за отказ от медицинского вмешательства при полном информировании его о возможных последствиях такого отказа.

Статья 69. Механизм обеспечения прав пациента

При несогласии пациента с заключением органов исполнительной государственной власти области в сфере здравоохранения, Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области и страховых медицинских организаций о качестве и безопасности медицинской помощи по его заявлению производится независимая экспертиза.

Независимую экспертизу осуществляют межведомственные экспертные комиссии при Правительстве области. Порядок создания и деятельности межведомственных экспертных комиссий определяется Положением, утверждаемым Правительством области.

Статья 70. Защита пациента от недоброкачественной рекламы медицинских услуг

На территории области не допускается распространение в средствах массовой информации рекламы:

методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий, не прошедших проверочных испытаний и не сертифицированных в установленном законодательством Российской федерации порядке;

медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и лицами, не имеющими лицензии;

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющими медицинского образования и соответствующей лицензии;

(в ред. Закона Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО)

продукции, не прошедшей обязательной сертификации в соответствии с действующим законодательством.

Защита пациента от недоброкачественной рекламы медицинских услуг, контроль за рекламой, ответственность редакций средств массовой информации, рекламораспространителей, рекламодателей, рекламопроизводителей за недоброкачественную рекламу осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 71. Субъекты, обеспечивающие защиту прав пациентов

Защиту прав пациентов при оказании медико-социальной помощи и лекарственного обеспечения на территории области осуществляют в пределах своей компетенции:

органы государственной власти области и органы местного самоуправления области;

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области и его учреждения на местах;

медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения;

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

страховые медицинские организации;

абзац исключен. - Закон Саратовской области от 05.05.2003 N 20-ЗСО.

профессиональные медицинские ассоциации;

профсоюзы и иные общественные объединения;

союз потребителей области;

судебные органы.

Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 72. Введение настоящего Закона в действие

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Саратовской области

Д.Ф.АЯЦКОВ

г. Саратов

13 февраля 1998 года

N 11-ЗСО