Российские законы

Постановление Главы Администрации Самарской области от 06.04.1995 N 118 “Об утверждении Временного положения об условиях хозяйственной деятельности на территориях, находящихся в зонах периодического затопления и подтопления паводками“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Самарской области от 20.06.2007 N 107.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 1995 г. N 118

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНАХ

ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ

И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ

В целях регламентации условий хозяйственной деятельности на территориях, находящихся в зонах периодического затопления и подтопления паводками, и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 года N 242 “О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в Российской Федерации“ постановляю:

1. Утвердить Временное положение об условиях хозяйственной деятельности на территориях, находящихся в зонах периодического затопления и подтопления паводками (прилагается).

Глава Администрации области

К.А.ТИТОВ

Приложение

утверждено

Постановлением

Главы Администрации области

от 6 апреля 1995 г. N
118

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНАХ

ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ

И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ

1. Общая часть

1.1. Временное положение разработано согласно постановлению Правительства Российской Федерации “О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в Российской Федерации“ от 29 марта 1994 года N 242.

1.2. Принятые Временным положением принципы хозяйственной деятельности соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, ведомственным инструкциям и положениям, нормативно-правовым актам Самарской области, строительным нормам и правилам.

1.3. Временное положение распространяется на территории, прилегающие к акваториям водохранилищ, прудов, озер и руслам рек Самарской области и находящиеся в зонах периодического затопления и подтопления паводками, далее именуемые “Паводкоопасные территории“.

1.4. В пределах паводкоопасных территорий выделяются зоны повышенного и умеренного риска хозяйственной деятельности. Порядок назначения границ паводкоопасных территорий и их зон дается в приложении N 1.

2. Хозяйственная деятельность

2.1. На паводкоопасных территориях устанавливается специальный режим хозяйствования с целью обеспечения безопасности населения, снижения или полного исключения ущерба окружающей природной среде и материальных потерь от затопления и подтопления.

2.2. В период пропуска паводков осуществляется комплекс мероприятий. Состав мероприятий, порядок их организации и проведения приведен в приложении N 2.

2.3. При сельскохозяйственном производстве на паводкоопасных территориях действуют специальные требования к использованию земель, внесению удобрений и пестицидов, согласно приложению N 3.

2.4. Строительство новых объектов на паводкоопасных территориях запрещается или ограничивается. Порядок размещения новых объектов дан в приложении N 4.

2.5. Существующие объекты эксплуатируются применительно к условиям периодического затопления, с проведением мероприятий, согласно приложению N 2.

Вынос объектов за пределы паводкоопасных мероприятий осуществляется на условиях, данных в приложении N 5.

2.6. Порядок организации хозяйственной деятельности в водоохранных зонах, зонах санитарной охраны водозаборов, лесах различных категорий, в зонах катастрофического затопления, расположенных полностью или частично
в пределах паводкоопасных территорий, регулируется нормативными актами согласно приложению N 6.

2.7. При осуществлении хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях выполняются мероприятия, исключающие возможность загрязнения водных объектов и земель. Перечень природоохранных мероприятий дается в приложении N 7.

2.8. Финансирование мероприятий по ликвидации последствий. паводков осуществляется в соответствии с постановлением Главы Администрации Самарской области “О порядке финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций“ от 25.11.1994 N 560.

3. Ответственность за нарушение

требований Временного положения

3.1. Требования Временного положения должны соблюдаться при отводе земельных участков, их застройке, реконструкции действующих предприятий, эксплуатации жилых, производственных объектов и объектов социальной сферы, ведении сельскохозяйственных, лесотехнических, мелиоративных работ, организации отдыха населения, а также при выдаче заданий на проектирование и рассмотрение проектной документации.

3.2. Требования Временного положения являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на паводкоопасных территориях.

3.3. Виновные в невыполнении требований Временного положения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления осуществляют на территориях, находящихся в зоне затопления и подтопления паводками, меры, предусмотренные настоящим Временным положением.

Приложение N 1

к “Временному положению об условиях

хозяйственной деятельности на территориях,

находящихся в зонах периодического затопления

и подтопления паводками“

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ

ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ ЗОН

1. Нижняя граница паводкоопасных территорий для водохранилищ и прудов совпадает с урезом воды при нормальном подпорном уровне, для рек и озер - с урезом воды при меженных расходах.

2. Верхняя граница паводкоопасных территорий соответствует границе затопления при прохождении паводков 1% обеспеченности с вероятностью повторения 1 раз в 100 лет.

3. Паводкоопасная территория делится на две зоны:

1-я
ЗОНА - зона повышенного риска - территория, затапливаемая при прохождении паводков 5% обеспеченности и более;

2-я ЗОНА - зона умеренного риска - территория, находящаяся между границами затопления при прохождении паводков 1% и 5% обеспеченности.

4. Водотоки области характеризуются цикличностью колебания стока. Многоводные циклы продолжительностью 2-5 лет сменяются маловодными продолжительностью 3-7 лет. Поэтому при сохранении в общем упомянутой вероятности повторения высоких паводков (1 раз в 100 лет,5 раз в 100 лет), при наступлении многоводного цикла угроза затоплений и подтопления будет действовать в течение 2-5 лет.

5. Границы паводкоопасных территорий установлены в атласе топографических карт районов, затапливаемых и подтапливаемых территорий, на основе материалов многолетних наблюдений.

6. Уровни 5% и 1% обеспеченности определяются в соответствии со СНиП 2.01.14-83 “Определение расчетных гидрологических характеристик“.

7. Планы и карты с нанесенными границами паводкоопасных территорий выполняет проектная организация.

Приложение N 2

к “Временному положению об условиях

хозяйственной деятельности на территориях,

находящихся в зонах периодического затопления

и подтопления паводками“

СОСТАВ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОРЯДОК ИХ ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОДЫ ВЫСОКИХ ПАВОДКОВ

В составе работ и мероприятий выделяются:

- предупредительные;

- подготовительные;

- мероприятия в период пропуска паводка;

- послепаводковые мероприятия.

Мероприятия выполняются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, принятым Государственной Думой 11 ноября 1994 года и утвержденным Президентом Российской Федерации 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ и планами, разрабатываемыми областным и районными штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - ГОЧС).

1. Предупредительные мероприятия

1.1. Предупредительные мероприятия предусматривают своевременное оповещение органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и населения об ожидаемых экстремальных паводках (и о других опасных явлениях природного и техногенного характера).

1.2. Ответственность за
своевременное представление экстренной информации и ее достоверность возлагается на Приволжское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Приволжское УГМС).

1.3. Приволжское УГМС:

- на основе данных наблюдений сетевых станций и постов через гидрометеоцентр (ГМЦ) и центр по мониторингу окружающей среды (ЦМС) представляет Администрации области и областной паводковой комиссии оперативную и аналитическую информацию;

- совместно со службой ГОЧС, с использованием системы связи ГОЧС и средств массовой информации, доводит до сведения органов местного самоуправления городов и сельских районов, организаций всех форм собственности и населения тексты предупреждений (оповещений) об экстремально высоких паводках, прогнозируемых датах их наступления и возможных масштабах затоплений.

2. Подготовительные мероприятия

2.1. После получения информации о высоком паводке органы местного самоуправления городов и сельских районов, руководители организаций всех форм собственности должны:

- обеспечить завоз и создание необходимых запасов продовольствия и воды для населения, кормов для животных в населенные пункты, сообщение с которыми может быть прервано;

- вывезти ценное оборудование, инвентарь, машины, механизмы и другие материальные ценности из зоны затопления;

- принять меры к эвакуации населения, общественного и личного скота;

- создать аварийный запас строительных материалов;

- организовать аварийные бригады, оснастив их строительной техникой;

- проверить техническую готовность всех существующих зданий, сооружений, линейных коммуникаций к затоплению и при необходимости выполнить работы для снижения возможного материального ущерба;

- расчистить от снега и льда русла рек в местах размещения опор мостов на 10-100 м выше и ниже от створа моста в зависимости от режима реки;

- организовать дежурство на каждом объекте в период паводка.

2.2. В подготовительный период областная паводковая комиссия формирует оперативную группу с участием специалистов ГМЦ, ЦМС, ГОЧС для экспертной оценки обстановки в
зонах ожидаемого затопления, полноты и качества выполненных подготовительных работ, оценки возможных масштабов ущерба

3. Мероприятия в период пропуска паводка

3.1. В период пропуска паводка органы местного самоуправления, руководители организаций всех форм собственности должны обеспечить:

- круглосуточное дежурство на наиболее ответственных зданиях, сооружениях, линейных коммуникациях;

- работу аварийных бригад по ликвидации отдельных разрушений сооружений, по подсыпке гребней плотин, оградительных дамб, автодорог;

- организацию при необходимости спасательных работ;

- привлечение при необходимости для ликвидации аварийных ситуаций специализированных организаций, частей гражданской обороны, Приволжского военного округа и населения;

- усиление лабораторного контроля за качеством забираемых и сбрасываемых вод в период пропуска паводка, а также вод на затопленной территории с фиксацией мест загрязнений и установлением источников загрязнений.

3.2. Районные и областная противопаводковые комиссии регулярно информируют органы местного самоуправления, комитет экологии и природных ресурсов Самарской области, Приволжское УГМС о сложившейся ситуации, авариях, катастрофах, вызвавших загрязнение окружающей среды, об ущербе и несчастных случаях.

4. Послепаводковые мероприятия

После прохождения весеннего паводка проводятся следующие мероприятия:

- комиссии из представителей органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности проводят обследование зданий, сооружений, земельных угодий, инженерных коммуникаций;

- выявляются разрушения, осадки частей сооружений, раскрытие конструктивных и деформационных швов, подмывы и размывы, деформации русел и другие последствия затопления;

- составляется проектно-сметная документация на ремонтно-восстановительные работы;

- составляются планы ремонтно-восстановительных работ и их очередность, определяются подрядчики и источники финансирования;

- выполняются первоочередные работы, остальные работы осуществляются в соответствии с планом ремонтно-восстановительных работ;

- определяются материальный ущерб и ущерб окружающей среде от затопления по формам, утвержденным Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Приложение N 3

к “Временному положению об условиях

хозяйственной деятельности на территориях,

находящихся в зонах периодического затопления

и подтопления паводками“

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

НА
ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

1. В пределах паводкоопасных территорий землепользователи должны соблюдать специальные требования к сельскохозяйственному использованию земель:

- на естественных кормовых угодьях (сенокосах и пастбищах) проводить почвозащитные, лугомелиоративные мероприятия - коренное и поверхностное улучшение;

- залужение проводить травосмесями из влаголюбивых многолетних трав;

- подбор травосмесей осуществляется с учетом биологических свойств трав, частоты повторения затоплений и их продолжительности;

- на пахотных землях исключить посевы озимых культур и посадки овощей с длительными периодами вегетации в связи с возможностью их гибели при затоплении;

- расширить посевы на пашне влаголюбивых многолетних трав.

2. Внесение пестицидов и удобрений должно осуществляться при соблюдении следующих условий:

- не допускать внесения всех видов удобрений по снежному покрову;

- до минимума ограничить применение азотных удобрений;

- азотные удобрения вносить только в весенний период в оптимальные сроки;

- в вегетационный период применять дробное внесение удобрений;

- пестициды применять лишь в случае крайней необходимости и только кратковременного действия с быстрым разложением на безвредные вещества.

3. Подбор травосмесей, технологию внесения удобрений, использование пестицидов осуществлять с учетом рекомендаций научно-исследовательских организаций.

Приложение N 4

к “Временному положению об условиях

хозяйственной деятельности на территориях,

находящихся в зонах периодического затопления

и подтопления паводками“

ПОРЯДОК

РАЗМЕЩЕНИЯ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ

НА ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

1. На паводкоопасных территориях категорически запрещается размещение новых объектов, которые могут создать потенциальную угрозу загрязнения водоемов, ухудшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в период затопления.

К объектам - потенциальным загрязнителям относятся:

- нефтяные скважины;

- электрообессоливающие установки;

- товарные парки;

- нефтесборные пункты;

- насосные станции по перекачке нефтепродуктов;

- отстойники нефтесодержащих и высокоминерализованных пластовых вод;

- заправочные станции;

- склады ГСМ;

- ремонтно-механические мастерские;

- животноводческие комплексы и фермы;

- птицефабрики;

- летние площадки и лагеря для скота;

- временные земляные плотины;

- склады химудобрений, ядохимикатов, сильнодействующих ядовитых веществ;

- кладбища;

- скотомогильники;

- свалки;

- другие
объекты-загрязнители.

2. Размещение новых жилых и производственных объектов, объектов социальной сферы, не являющихся потенциальными загрязнителями водоемов, допускается в исключительных случаях при надлежащем обосновании и при условии осуществления инженерно-технических мероприятий.

3. Необходимость проведения инженерно-технических мероприятий отмечается в актах выбора площадки под строительство, решениях органов местного самоуправления о предварительном согласовании земельного участка, архитектурно-планировочных заданиях органов архитектуры и градостроительства.

4. Инженерно-технические мероприятия включают:

- строительство дамб обвалования для защиты от затопления жилой застройки, промышленных и сельскохозяйственных производственных объектов, объектов социальной сферы, садово-дачных участков;

- берегоукрепительные сооружения в зонах населенных пунктов и крупных предприятий;

- устройство дренажных систем на затопляемых землях (головные отсечные дрены, систематический дренаж, дренаж отдельно стоящих зданий и сооружений);

- отвод поверхностного стока с территории населенных пунктов и промплощадок;

- расчистка русел малых рек и водотоков;

- строительство водохранилищ противопаводкового назначения.

5. Инженерно-технические мероприятия должны разрабатываться в составе проектно-сметной документации в соответствии со СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений“ и СНиП 2.06.15-85 “Инженерная защита территорий от затопления и подтопления“ и других нормативных документов.

6. Технические решения проекта должны обеспечивать нормальное функционирование объекта и полное исключение материальных потерь в период затопления.

7. Проектная документация на новые объекты на паводкоопасных территориях подлежит обязательному согласованию природоохранными органами, областным штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и рассмотрению органами государственной вневедомственной экспертизы.

8. Земельные участки для садово-дачного строительства и выращивания плодово-ягодных культур выделяются юридическим и физическим лицам только при их согласии принять на себя ответственность за возможные последствия затопления.

Приложение N 5

к “Временному положению об условиях

хозяйственной деятельности на территориях,

находящихся в зонах периодического затопления

и подтопления паводками“

ПОРЯДОК

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ

ОБЪЕКТОВ НА ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

1. На паводкоопасных территориях размещены существующие
жилые, производственные объекты, объекты социальной сферы и дачные участки.

2. Эксплуатация их осуществляется применительно к условиям периодического затопления с выполнением мероприятий, предусмотренных приложением N 2.

3. Ликвидация последствий затопления и подтопления объектов, а также возмещение ущерба, причиненного другим объектам и окружающей природной среде, осуществляется за счет средств юридических и физических лиц - собственников существующих объектов.

4. Собственники существующих объектов за счет своих средств:

- ликвидируют объекты в паводкоопасных зонах с последующим строительством на новом месте на современном техническом уровне;

- реконструируют объекты с проведением инженерно-технических мероприятий.

5. Выбор вариантов осуществляется собственниками объектов на основании экономических разработок проектных организаций с учетом степени износа объекта, частоты и длительности затопления, размеров наносимого затоплением ущерба.

6. Существующие объекты - загрязнители водных ресурсов, находящиеся в водоохранных зонах в пределах паводкоопасных территорий, выносятся или реконструируются согласно утвержденным проектам водоохранных зон.

Приложение N 6

к “Временному положению об условиях

хозяйственной деятельности на территориях,

находящихся в зонах периодического затопления

и подтопления паводками“

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ, ЗОНАХ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ,

ВОДОЗАБОРОВ, ЛЕСАХ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

И ЗОНАХ КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ

1. Кроме паводкоопасных территорий у водохранилищ, прудов, озер и рек выделяются водоохранные зоны.

В зависимости от рельефных условий и амплитуды максимальных уровней по длине береговой линии возможны следующие варианты их взаимного расположения:

- паводкоопасные территории полностью отсутствуют (при наличии крутых отвесных берегов);

- паводкоопасные территории располагаются в пределах водоохранных зон, составляя часть их площади;

- паводкоопасные территории и водоохранные зоны имеют общие внешние границы;

- паводкоопасные территории занимают обширные пространства, включая, как составную часть, так и водоохранные зоны.

2. На паводкоопасных территориях могут располагаться полностью или частично зоны санитарной охраны поверхностных и подземных водозаборов, массивы лесов различной категорийности, а также территории, затапливаемые
в случаях аварий на крупных гидротехнических сооружениях, далее именуемые “зонами катастрофического затопления“.

3. Хозяйственная деятельность в пределах водоохранных зон, зон санитарной охраны водозаборов, лесов различных категорий и зон катастрофического затопления регулируется соответственно:

- Положением о водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ в РСФСР, утвержденным Советом Министров РСФСР от 17.03.1989 N 91;

- СНиП 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“;

- Инструкцией о порядке отнесения лесов к категориям защитности, утвержденной приказом Гослесхоза СССР от 24 сентября 1974 г. N 157 и дополнений и уточнений к этой Инструкции, утвержденных приказом Гослесхоза СССР от 28 октября 1980 г. N 171;

- СНиП 2.01.51-90 “Нормы инженерно-технических мероприятий ГО“;

- ВСН ГО - 36-83 “Инструкция по составлению генеральных планов городов, поселков“.

4. С введением Временного положения хозяйственная деятельность в водоохранных зонах, зонах санитарной охраны водозаборов и лесах различной категорийности, расположенных в пределах паводкоопасных территорий, регулируется вышеупомянутыми нормативными актами с обязательным учетом дополнительных требований Временного положения.

Приложение N 7

к “Временному положению об условиях

хозяйственной деятельности на территориях,

находящихся в зонах периодического затопления

и подтопления паводками“

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ

СРЕДЫ НА ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Вся хозяйственная деятельность на паводкоопасных территориях должна осуществляться в соответствии с Законом Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды“, принятым Верховным Советом Российской Федерации 19 декабря 1991 года.

В целях исключения загрязнения водоемов, ухудшения экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки, предотвращения возникновения острых кишечных инфекционных заболеваний до наступления паводка руководители организаций всех форм собственности должны обеспечить:

- очистку территории промплощадок от мусора, разлитых нефтепродуктов, других загрязняющих веществ;

- очистку шламонакопителя на паводкоопасной территории от токсичных промышленных отходов;

- удаление из зоны затопления горючесмазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений, химических реагентов, сильнодействующих ядовитых веществ;

- вывоз навоза с территорий животноводческих ферм и летних лагерей для скота;

- при угрозе интенсивного загрязнения природной среды при затоплении и подтоплении принять все меры по недопущению загрязнения вплоть до остановки отдельных цехов, производств и предприятий.