Российские законы

Постановление Правительства Самарской области от 21.12.2005 N 155 (ред. от 28.04.2011) “О Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2006 - 2015 годы“

Изменения, внесенные Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 149, вступили в силу со дня официального опубликования.

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2005 г. N 155

О СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2015 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области

от 06.08.2009 N 370, от 28.04.2011 N 149)

В целях повышения эффективности работы с молодежью и определения приоритетных направлений в реализации государственной молодежной политики в Самарской области:

1. Одобрить прилагаемую Стратегию государственной молодежной политики в Самарской области на 2006 - 2015 годы (далее - Стратегия).

2. Министерству управления финансами Самарской области ежегодно при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год во исполнение настоящей
Стратегии предусматривать расходы на финансирование мероприятий по молодежной политике по строке “Молодежная политика“.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти Самарской области и органам местного самоуправления Самарской области при разработке и реализации мероприятий, затрагивающих права и интересы молодежи Самарской области, учитывать положения Стратегии.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство спорта, туризма и молодежной политики Самарской области (Бамбурова).

(п. 4 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2009 N 370)

5. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

Губернатор - председатель

Правительства Самарской области

К.А.ТИТОВ

Приложение

к Постановлению

Правительства Самарской области

от 21 декабря 2005 г. N 155

СТРАТЕГИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2015 ГОДЫ

(далее - Стратегия)

(в ред. Постановления Правительства Самарской области

от 28.04.2011 N 149)

Введение

Эффективная государственная молодежная политика в Самарской области - один из важнейших инструментов развития губернии, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

С 2000 года на территории Самарской области стали восстанавливаться традиции комплексной реализации молодежной политики, в 2002 году утверждена Концепция молодежной политики в Самарской области на 2002 - 2005 годы. В Концепции были систематизированы основные направления развития государственной молодежной политики в Самарской области и выработаны подходы к решению проблем молодежи. Комплексные мероприятия, проводимые в рамках данной Концепции, позволили на основе межведомственного подхода частично стабилизировать, а по некоторым показателям и улучшить характеристики социального положения молодежи Самарской области. Так, по данным департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области, рождаемость увеличилась с 26 829 человек в 2001 году до 33 015 человек в 2004, а процент молодежи, состоящей на учете в структуре безработного населения Самарской области, уменьшился с 30,1 в 2002 году до 27 в 2005
году.

Согласно Концепции предоставление альтернативных форм участия в общественной жизни ощутимо повлияло на развитие гражданской активности молодежи. Количество молодежных средств массовой информации Самарской области увеличилось с 26 в 2001 году до 87 в 2004 году, молодежных советов по области - с 50 в 2002 году до 100 в 2004 году, количество студенческих трудовых отрядов - с 10 в 2001 году до 74 в 2004 году, численность участников студенческих трудовых отрядов возросла с 230 человек в 2001 году до 2900 в 2004 году. Усилилась политическая активность молодежного электората, так, в выборах 2001 года приняло участие 21,7% молодежи Самарской области, а в 2004 году этот процент вырос до 51%. Молодежь принимает активное участие по выдвижению своих кандидатов в выборные представительные органы власти. Если в 2002 году в представительных органах власти Самарской области не было ни одного молодого депутата до 30 лет, то в 2004 году их стало пять. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что молодежная политика, проводимая в Самарской области с 2002 года, привела к тому, что молодежь стала не только объектом государственной молодежной политики, но и ее субъектом.

Анализ результатов социологических исследований обозначил необходимость выработки новой стратегии молодежной политики.

Стратегия государственной молодежной политики в Самарской области на 2006 - 2015 годы разработана в развитие Концепции молодежной политики в Самарской области на 2002 - 2005 годы.

В век глобализации, развития единого информационного пространства возрастает роль молодежи в принятии решений на местном, региональном, федеральном и мировом уровнях. Участие в жизни общества и активная гражданская позиция молодежи предполагает участие ее в любых формах деятельности с целью построения гражданского
общества. Социальная интеграция молодежи помогает ей не только справиться со своими проблемами и трудностями, но и с вызовами современного общества. Пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях определяет, что любые стратегии, призванные активизировать участие молодежи в жизни общества, следует претворять в жизнь в атмосфере уважения к молодежи и с учетом разнообразных потребностей, обстоятельств и чаяний молодых людей. При этом молодежь становится ресурсом социально-экономического развития государства.

В соответствии с этим была разработана Стратегия, призванная определить формы и направления деятельности органов государственной власти Самарской области в сфере молодежной политики, цель молодежной политики в Самарской области на 2006 - 2015 годы, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития нашей области, целенаправленное воспитание самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовку к жизни в демократическом обществе.

1. Основные понятия, используемые в настоящей Стратегии

В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

детское объединение - объединение, в которое входят лица, достигшие 8 лет, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих законных интересов, прав и свобод при условии, что число членов или участников объединения, достигших 18 лет, не превышает 10% от его состава. Также детским объединением признается объединение (ассоциация или союз) детских объединений или объединение детских и иных общественных объединений при условии, что количество иных объединений не превышает 10% от его состава;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 149)

молодежь (молодые люди, молодой человек) Самарской области - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте
от 14 до 30 лет включительно, проживающие или временно пребывающие на территории Самарской области;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 149)

молодежная политика - специальная регулярная самостоятельная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций по целенаправленному воздействию на развитие молодежи;

молодежная политика в Самарской области - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических лиц, юридических лиц и иных организаций, направленная на создание правовых, экономических, организационных и иных условий и гарантий для самореализации молодых людей Самарской области, для развития их объединений, движений и инициатив;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 149)

молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

молодежное объединение - объединение лиц, достигших 14 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей членов или участников объединения, социальное становление и развитие молодежи, а также в целях защиты ее законных интересов, прав и свобод при условии, что число членов или участников объединения в возрасте старше 30 лет не превышает 10% от его состава. Также молодежным объединением признается объединение (ассоциация или союз) молодежных объединений или объединение молодежных и иных общественных объединений при условии, что количество иных объединений не превышает 10% от его состава;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 149)

социализация - процесс усвоения молодым человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества, включающий как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные,
спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

2. Общие положения

Правовую базу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне (21 мая 2003 г.), Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 N 1075 “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики“, постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 N 5090-1 “Об основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации“, Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений“ от 28.06.1995 N 98-ФЗ, Устав Самарской области, Закон Самарской области от 14.12.2010 N 147-ГД “О молодежи и молодежной политике в Самарской области“, постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 N 201 “О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области“, иные нормативные правовые акты Самарской области, регулирующие проведение молодежной политики.

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 06.08.2009 N 370, от 28.04.2011 N 149)

Настоящая Стратегия призвана определить цель государственной молодежной политики, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития Самарской области.

Молодежная политика в Самарской области проводится в отношении:

молодежи;

молодых семей;

молодежных и детских общественных объединений.

В качестве субъектов реализации молодежной политики в Самарской области могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством.

3. Проведение государственной молодежной политики на

территории Самарской области

При проведении государственной молодежной политики на территории Самарской области органы государственной власти Самарской области:

определяют приоритеты государственной молодежной политики, проводимой на территории Самарской области;

разрабатывают и реализуют соответствующие перечни мероприятий, участвуют в федеральных программах в области государственной молодежной политики;

осуществляют информационную и методическую координацию государственной молодежной политики, проводимой на территории Самарской
области;

разрабатывают и реализуют механизмы социализации, поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

определяют направления развития инфраструктуры государственной молодежной политики, проводимой на территории Самарской области.

4. Цели и приоритеты государственной молодежной политики

Самарской области

Учитывая масштаб задач, стоящих перед государственными органами, и объективную ограниченность ресурсов, эффективная молодежная политика, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов.

Ориентируясь на обозначенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным приоритетные общенациональные проекты, приоритеты государственной молодежной политики в Самарской области определены с позиции обеспечения участия молодежи в реализации данных проектов.

Принимая во внимание тенденции социально-экономического и общественно-политического развития Самарской области в среднесрочной перспективе, а также результаты реализации Концепции молодежной политики в Самарской области на 2002 - 2005 годы, государственная молодежная политика в Самарской области должна реализовать следующие приоритеты:

совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности;

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 149)

информирование молодежи о потенциальных возможностях развития молодежи Самарской области и вовлечение ее в социальную практику;

развитие инновационной активности молодежи;

интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Выбранная нами система приоритетов обеспечит усиление социальной активности, реализацию разнообразных потребностей, интересов, увеличит вклад молодежи в социально-экономическое развитие.

5. Основные принципы реализации молодежной политики

в Самарской области

Молодежная политика в Самарской области основывается на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным и общественным объединениям, государственной защите указанных прав и свобод, создании условий достойной жизни и свободы человека и гражданина. В связи с этим основными принципами реализации государственной молодежной политики в Самарской области
являются:

учет интересов и потребностей всех групп молодежи;

приоритетное участие молодых граждан в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики; взаимодействие государства, институтов гражданского общества и бизнеса;

информационная открытость;

измеряемость результатов реализации государственной молодежной политики в Самарской области.

6. Координация и меры реализации Стратегии

молодежной политики в Самарской области

Стратегия рассматривает проектный подход в качестве основного в реализации государственной молодежной политики и определяет в соответствии с тремя выделенными выше приоритетами основные направления социального проектирования.

Разработанные в соответствии с методологией настоящей Стратегии проекты будут обращены ко всей молодежи Самарской области и предоставят молодежи выбор тех направлений деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.

Каждый из проектов будет представлять деятельность тех организаций, негосударственных молодежных объединений, которые смогут предложить лучшие варианты их реализации, обеспечивающие наиболее эффективное достижение цели.

Необходимые параметры в отношении каждого из проектов, иные требования к ним будут определяться органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим регулирование, координацию по вопросам государственной молодежной политики в Самарской области - министерством спорта, туризма и молодежной политики Самарской области. Указанные параметры объединят уточненные требования к процессуальным и результативным характеристикам каждого проекта, основные индикаторы и способы оценки их эффективности. Исполнители проектов будут отбираться на конкурсной основе.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2009 N 370)

Совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности предполагает разработку проектов, направленных на:

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 149)

формирование прочных духовных и нравственных начал личности, а также межличностных отношений;

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 149)

развитие системы патриотического воспитания молодых людей.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 149)

Информирование о
потенциальных возможностях развития молодежи в Самарской области и вовлечение ее в социальную практику предполагают разработку проектов, направленных на:

развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.);

развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;

реализацию молодежных информационных проектов и программ;

пропаганду ценностей российского общества средствами социальной рекламы;

создание равных условий для получения информации молодежью, проживающей в сельских и удаленных районах;

поддержку молодежных инициатив, направленных на улучшение качества жизни в российском обществе;

поддержку проектов, направленных на обеспечение жильем молодых семей;

развитие сети молодежных клубов, центров, иных доступных для молодежи мест проведения досуга;

вовлечение молодежи в деятельность трудовых отрядов, объединений;

развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей.

Развитие инновационной активности молодежи предполагает разработку проектов, ориентированных на:

вовлечение молодежи в программы по развитию лидерства;

развитие моделей и форм самоуправления молодежи;

привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности;

укрепление кадрового потенциала молодежной политики Самарской области;

включение молодых людей в общероссийские и международные лидерские проекты, работу общероссийских и международных молодежных органов;

развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи;

поощрение разработки и исследования молодежью проблем, имеющих значение для развития страны;

привлечение молодежи в творческие, научные объединения;

развитие научного и художественного творчества молодежи;

внедрение системы развивающих, ролевых игр и конкурсов по профилям деятельности и интересам молодежи;

вовлечение молодежи в инновационные проекты в сфере образования, науки и культуры;

популяризацию и пропаганду успехов самарской молодежи в общероссийском и мировом сообществе.

Помощь в интеграции молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества предполагает разработку проектов, ориентированных на:

участие добровольцев и содействие реализации молодежных проектов,
направленных на оказание поддержки детям и молодежи, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

развитие адресной мобильной социальной работы с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

развитие групп самопомощи и взаимоподдержки молодежи;

реализацию программ развития навыков и умений самостоятельной жизни для групп молодежи, испытывающих трудности в интеграции;

общественную экспертизу доступности среды жизнедеятельности молодежи;

развитие форм трудовой и общественной самодеятельности, реализацию проектов интеграции и вовлечения молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества вместе со сверстниками.

7. Механизмы и инструменты реализации Стратегии

Стратегия предлагает использовать для реализации государственной молодежной политики механизмы, интегрирующие ресурсы Самарской области. Общая методология разработки проектов, единство и прозрачность управления, ресурсного обеспечения создадут необходимые условия для взаимного усиления проектов и достижения системного эффекта в Самарской области.

Общее руководство всем ходом выполнения Стратегии возлагается на орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий регулирование, координацию по вопросам государственной молодежной политики в Самарской области - министерство спорта, туризма и молодежной политики Самарской области. Исполнители областных проектов обеспечивают системную реализацию проектов на территории Самарской области и несут ответственность за достижение целей проектов.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2009 N 370)

Настоящая Стратегия может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социального и экономического положения в Самарской области.

8. Результаты реализации и оценка эффективности

молодежной политики в Самарской области

Главным результатом реализации Стратегии должно стать повышение вклада молодых людей в развитие страны, региона и улучшение положения молодежи в обществе.

Оценку реализации Стратегии государственной молодежной политики необходимо проводить по следующим группам показателей:

первая группа показателей должна характеризовать вклад молодежи в социально-экономическое развитие Самарской области;

вторая группа показателей должна характеризовать изменения в положении молодежи в обществе;

третью группу показателей составят результаты комплексной и независимой оценки эффективности реализации областных проектов государственной молодежной политики.

Для оценки эффективности реализации Стратегии необходимо создать систему измерителей, в которую будут включены статистические показатели, система прямых и косвенных индикаторов, результаты социологических замеров.

9. Заключение

В условиях глобализации и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития Самарской области. Это требует разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общегосударственных задач.

Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного и сетевого подхода, формирования системы областных молодежных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Универсальным и эффективным средством обеспечения проектной активности молодежи являются механизмы грантовой поддержки.

Все это в итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.