Российские законы

Постановление Правительства Самарской области от 23.09.2010 N 422 “О Концепции развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011 - 2015 годы“

Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 5 данного документа).

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2010 г. N 422

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

В целях обеспечения системного и комплексного подхода к созданию транспортно-логистической системы Самарской области и достижения пропорционального и сбалансированного ее развития Правительство Самарской области постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011 - 2015 годы (далее - Концепция).

2. Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (Матвееву) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Самарской области и органами местного самоуправления осуществить реализацию мероприятий по развитию региональной транспортно-логистической системы Самарской области с учетом положений Концепции.

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (Матвеева).



4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор - председатель

Правительства Самарской области

В.В.АРТЯКОВ

Одобрена

Постановлением

Правительства Самарской области

от 23 сентября 2010 г. N 422

КОНЦЕПЦИЯ



РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

(далее - Концепция)

Глоссарий

FMCG - Fast Moving Consumer Goods - товары повседневного спроса.

TEU - единица измерения вместимости упакованных в контейнеры грузов, равная одному стандартному 20-футовому контейнеру ISO.

Контейнерный терминал - комплекс взаимоувязанных инженерных сооружений, технических и технологических устройств, предназначенный для выполнения операций по приему, переработке (перевалке, складированию, сортировке, комплектованию контейнерных поездов).

Логистическая система - совокупность взаимосвязанных системообразующих звеньев и подсистем, интегрированных материальным потоком и общими целями в целостную систему, функционирование которой направлено на рационализацию размещения во времени и в пространстве материальных и сопутствующих потоков с целью удовлетворения запросов потребителей в качестве товаров и услуг и достижения максимального синергетического эффекта от функционирования системы в целом.

Международный транспортный коридор - часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами и включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.

Региональная транспортно-логистическая система - совокупность элементов грузо- и товаропроводящей сети региона, состоящей из взаимодействующих и взаимосвязанных объектов логистической инфраструктуры общесетевых транспортных узлов, оптовой торговой сети и др. субъектов системы, расположенных на территории региона, обеспечивающих реализацию общей цели функционирования системы, согласованной с общерегиональными социально-экономическими целями, и получение максимального синергетического эффекта на основе интеграции материальных, сервисных, финансовых и информационных потоков.

Склад - здание, сооружение, предназначенное для приемки, размещения, хранения, подготовки к потреблению, комплектации и выдачи различной продукции потребителям.

Склад временного хранения - это специально оборудованное помещение, куда под таможенным контролем помещают товары и транспортные средства, предназначенные и для экспорта, и для импорта, с момента предоставления таможенному органу Российской Федерации и до их выпуска в свободное обращение в соответствии с избранным таможенным режимом, кроме режима “таможенный склад“.

Стандартный железнодорожный состав - поезд, состоящий из 71 стандартного вагона и 1 локомотива.

Терминально-логистический центр - многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в узлах транспортной сети, выполняющий функции распределительного центра, обеспечивающий координацию и взаимодействие различных видов транспорта, выполнение погрузо-разгрузочных работ и перевалки грузов, хранение, грузопереработку, выполнение необходимых таможенных процедур, экспедирование и переадресовку грузов, обеспечение доставки грузов клиентам по технологии “от двери до двери“ и “точно в срок“, предоставляющий полный пакет сервисных услуг, включая производственно-техническое, банковское, информационное, консалтингово-аналитическое обслуживание и другие виды логистического сервиса.

Хаб - узел перераспределения материальных потоков.

Основополагающие документы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р.

3. Федеральная целевая программа “Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)“, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848.

4. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р.

5. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 2225-р.

6. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129.

7. Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2010 - 2012 годы, одобренный постановлением Самарской Губернской Думы от 29.10.2009 N 1224.

8. Областная целевая программа “Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области до 2025 года“, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2009 N 179.

9. Областная целевая программа “Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области на 2009 - 2015 годы“, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 01.10.2008 N 399.

Введение

Настоящая Концепция разработана во исполнение поручения и.о. Губернатора Самарской области от 14.12.2009 N 1-49/504 в целях:

анализа современного состояния транспортного комплекса Самарской области в части обработки существующих и перспективных грузовых потоков;

выработки предложений по определению площадок под строительство объектов региональной транспортно-логистической системы (далее - РТЛС);

формирования предложений по развитию транспортно-логистического комплекса Самарской области.

Основная миссия РТЛС заключается в создании транспортно-логистического комплекса на стыке основных транспортных направлений Запад - Восток и Север - Юг, который будет выполнять роль хаба по формированию/расформированию и приему/отправлению грузов.

Главная особенность развития РТЛС по принципу хаба заключается в ориентации не на “точечное“, а на зональное транспортно-логистическое обслуживание. При этом региональный транспортный узел должен располагать инфраструктурой на основе взаимодействия различных видов транспорта, включающей терминальные комплексы, автодорожную сеть, железнодорожные станции, речные порты, а также системы управления, обеспечивающие формирование оптимальных транспортно-логистических цепочек перемещения грузов и функционирующие в рамках единого информационного пространства.

Стратегически в рамках системы международных транспортных коридоров, проходящих по территории России (далее - МТК), РТЛС обеспечит обслуживание грузовых потоков для соседних российских регионов: Пензенской, Ульяновской и Оренбургской областей, а также Республики Башкортостан и Республики Мордовия.

Создание РТЛС Самарской области с учетом указанных выше целей будет опираться на имеющуюся развитую региональную транспортную инфраструктуру, выгодное географическое расположение Самарской области в системе МТК, а также мощный потенциал промышленных предприятий.

Важнейшим функциональным назначением РТЛС Самарской области является обеспечение выхода грузовых потоков из южных портов России (Черного и Каспийского морей) на Транссибирскую магистраль с организацией эффективного транспортного обслуживания региональных рынков Поволжья и Южного Урала.

Концепция может рассматриваться в качестве модели транспортно-логистического обслуживания грузопотоков в системе Евроазиатских международных транспортных коридоров на территории России.

1. Актуальность разработки Концепции

В настоящее время в Российской Федерации реализуется Транспортная стратегия на период до 2030 года, которая определяет направления развития транспортного комплекса страны, устанавливает единую для транспортной отрасли систему приоритетов и определяет направления их реализации на отдельных видах транспорта с учетом их специфики.

Актуальность разработки Концепции заключается в том, что в настоящее время в сфере предоставления транспортно-логистических услуг Самарской области:

отсутствуют координация и взаимодействие различных видов транспорта по обслуживанию грузовых потоков;

используемые технологии по перевозке и обработке грузов не отвечают современным требованиям эффективного функционирования в условиях рынка;

уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия различных видов транспорта недостаточно высокий;

в слабой степени используется выгодное географическое положение Самарской области, возможности ее транспортных коммуникаций для обработки грузовых потоков, в первую очередь азиатско-европейского направления.

Кроме того:

пропускная способность дорожно-уличной сети крупных городов области практически исчерпана;

необходима техническая перевооруженность железнодорожных станций, осуществляющих грузовую работу;

оборудование, используемое в речных портах Самарской области, морально и физически устарело (срок службы используемого оборудования более 40 лет, физический износ составляет 90 - 100%);

строительство терминально-логистических и складских комплексов на территории городских округов приводит к нерациональному использованию земельного фонда.

Вышеперечисленные проблемы приводят к тому, что:

потребители транспортно-логистических услуг не получают необходимого уровня сервиса при осуществлении операций, связанных с транспортировкой и хранением груза;

увеличиваются сроки доставки и обработки грузов;

увеличиваются транспортные издержки и, как следствие, повышается стоимость конечного потребительского продукта;

наличие большегрузного транспорта на улицах городов области и нерациональное размещение складских комплексов в городской черте приводят к повышению уровня загрязненности окружающей среды.

Одним из вариантов решения перечисленных проблем является планомерное создание на территории Самарской области комплекса взаимоувязанных по функциональному назначению современных объектов транспортно-логистической инфраструктуры по обработке грузопотоков на основе взаимодействия речного, железнодорожного, автомобильного и воздушного видов транспорта.

2. Характеристика транспортного узла Самарской области

Самарская область занимает выгодное географическое положение, находясь на пересечении важнейших МТК “Север - Юг“ и “Запад - Восток“. По территории области протекает главная водная артерия европейской части России - река Волга.

Транспортный узел Самарской области является одним из крупнейших в России и обладает высоким логистическим потенциалом в направлении грузопотоков между основными макроэкономическими полюсами - странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В структуре транспортно-логистической системы России Самарский транспортный узел, представленный всеми видами транспорта, за исключением морского, имеет возможность обслуживать российские и международные грузопотоки из/в Казахстан, Среднюю и Юго-Восточную Азию, Европу и Китай.

Рис. 1. Самарская область в системе МТК

Рисунок не приводится

Федеральной целевой программой “Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)“ предусматривается в среднесрочной перспективе открытие Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для прохода судов под флагом иностранных государств. В этой связи использование внутренних водных путей в системе МТК “Север - Юг“, включая Волго-Балтийскую водную систему, позволит осуществлять перевозки грузов судами типа “река-море“ в направлении Северной Европы и стран Каспийского региона, а также с выходом в Черное море и далее на Дунай. Развитие МТК “Север - Юг“ является альтернативой морскому маршруту, соединяющему Европу и страны Персидского залива и Индийского океана.

В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года Транссибирская железнодорожная магистраль становится ключевым звеном системы российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией. Естественным продолжением Транссибирской железнодорожной магистрали является МТК “Запад - Восток“, который связывает Россию со странами Европы.

В системе МТК “Запад - Восток“ функционируют автомобильная дорога федерального значения М-5 “Урал“ и Куйбышевская железная дорога, по которым перевозятся грузы из Европы на Урал и в Сибирь, Казахстан и Китай. В среднесрочной перспективе ожидается рост объемов торговли европейских стран с Республикой Корея, Японией, северными и северо-восточными районами Китая.

Плодотворным для Самарской области может стать сотрудничество России с Казахстаном с целью привлечения объемов торговли между западными регионами Китая и европейскими странами.

В рамках развития транспортной системы России основными задачами Самарской области по созданию транспортно-логистической инфраструктуры являются:

повышение привлекательности инвестиционных проектов, реализуемых на территории Самарской области;

обеспечение согласованного развития объектов транспортной, складской и таможенной инфраструктуры области для организации беспрепятственного процесса обработки грузов;

организация взаимодействия между различными видами транспорта и терминальными комплексами, основанного на логистических принципах и совершенствовании информационного обеспечения;

оптимизация процесса транспортировки грузов с целью снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;

развитие приграничного сотрудничества, освоение новых внутренних и международных рынков;

привлечение российских и части внешнеторговых грузопотоков для обработки их на территории Самарской области.

2.1. Общая характеристика грузо-

и товаропотоков Самарской области

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (далее - Облстат), общий объем перевезенных грузов за 2009 год транспортом общего пользования (без учета трубопроводного) составил 32,59 млн. тонн, что составляет 85,5% от объема перевозок за 2008 год (38,1 млн. тонн).

Таблица N 1

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования

(млн. тонн)

--------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬

¦ ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Железнодорожный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦В том числе: ¦17,6 ¦25,3 ¦29,9 ¦27,4 ¦24,1 ¦23,9 ¦24,8 ¦22,1 ¦19,34¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦нефтяные грузы ¦10,3 ¦18,2 ¦22,9 ¦ 19 ¦14,1 ¦15,2 ¦15,2 ¦13,6 ¦11,84¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦сухие грузы ¦7,30 ¦7,10 ¦7,00 ¦8,40 ¦10,00¦8,70 ¦9,60 ¦8,50 ¦ 7,5 ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Автомобильный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦В том числе: ¦13,1 ¦10,6 ¦ 9,6 ¦ 7,4 ¦ 8,5 ¦ 9,4 ¦ 9,4 ¦ 9,6 ¦8,65 ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦нефтяные грузы ¦0,05 ¦0,06 ¦0,27 ¦0,55 ¦2,07 ¦1,55 ¦0,76 ¦0,76 ¦0,69 ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦сухие грузы ¦13,05¦10,54¦9,33 ¦6,85 ¦6,43 ¦7,85 ¦8,64 ¦8,84 ¦7,96 ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Внутренний водный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦В том числе: ¦ 8 ¦ 8,6 ¦ 8,9 ¦ 9 ¦ 7 ¦ 6,9 ¦ 9 ¦ 6,4 ¦ 4,6 ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦нефтяные грузы ¦ 4,3 ¦ 4,2 ¦ 4,6 ¦ 4,9 ¦ 2,4 ¦ 1,8 ¦ 3,4 ¦ 1,3 ¦ 0,9 ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦сухие грузы ¦3,70 ¦4,40 ¦4,30 ¦4,10 ¦4,60 ¦5,10 ¦5,60 ¦5,10 ¦ 3,7 ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Итого ¦38,7 ¦44,5 ¦48,4 ¦43,8 ¦39,6 ¦40,2 ¦43,2 ¦38,1 ¦32,59¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦нефтяные грузы ¦14,65¦22,46¦27,77¦24,45¦18,57¦18,55¦19,36¦15,66¦13,43¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦сухие грузы ¦24,05¦22,04¦20,63¦19,35¦21,03¦21,65¦23,84¦22,44¦19,16¦

L-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------

В 2009 году, по данным Облстата и министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в Самарской области отгружено товаров собственного производства на сумму 540,4 млрд. рублей. Структура отгруженных товаров собственного производства по городским округам в Самарской области показана на рис. 2.

Рис. 2. Структура отгруженных товаров собственного

производства по городским округам

в Самарской области в 2009 году

Рисунок не приводится

Ежегодно грузовой терминал международного аэропорта “Курумоч“ обрабатывает порядка 3 тыс. тонн груза. За 6 месяцев 2010 года объемы обработки груза по отношению к предыдущему году увеличились на 21,1% (рис. 3).

Рис. 3. Объемы обработки груза в международном аэропорту

“Курумоч“ за 2004 - 2010 годы

Рисунок не приводится

В структуре прибывшего в международный аэропорт “Курумоч“ груза наибольшую долю (85,4%) составляют товары народного потребления, оборудование, запчасти, документы и почта (рис. 4).

Рис. 4. Структура груза, прибывшего в международный

аэропорт “Курумоч“ в 2009 году

Рисунок не приводится

В структуре отправленного груза наибольшую долю (86,5%) составляют документы, подшипники, оборудование, запчасти, товары народного потребления и почта (рис. 5).

Рис. 5. Структура груза, отправленного

из международного аэропорта “Курумоч“ в 2009 году

Рисунок не приводится

По экспертным оценкам, наиболее загруженными участками железнодорожной сети Куйбышевской железной дороги по транзитным грузоперевозкам в Самарской области являются станции Сызрань, Октябрьск, Кинель (рис. 6), по экспорту - станция Химзаводская (рис. 7), по работе с контейнерами - станции Безымянка и Химзаводская (рис. 8).

Рис. 6. Транзитные грузоперевозки

Рисунок не приводится

Рис. 7. Экспортные отправки

Рисунок не приводится

Рис. 8. Контейнерные перевозки

Рисунок не приводится

В целом наиболее загруженными по погрузке-выгрузке является участок Самара - Октябрьск, а по транзитному движению - широтное направление Кинель - Самара - Сызрань.

Основной объем грузовых перевозок автомобильным транспортом в пределах Самарской области осуществляется по автодорогам М-5 “Урал“, “Самара - Оренбург“, “Самара - Ульяновск“.

По данным маркетингового исследования и анализа рынка грузового автотранспорта и сопутствующей инфраструктуры города Самары и Самарской области, проведенного группой компаний “Step by Step“, средняя интенсивность движения автотранспорта на 1 января 2008 года составляет:

по автодороге федерального значения М-5 “Урал“ до 12 тыс. (среднее значение) транспортных средств в сутки;

по автодороге “Самара - Оренбург“ до 5 тыс. единиц транспортных средств в сутки.

Экспертные оценки интенсивности движения автомобильного транспорта в сутки по другим дорогам области следующие:

автомобильная дорога “Самара - Бугуруслан“ - до 16 тыс. единиц транспорта в Кинельском и Кинель-Черкасском районах и 3,5 тыс. - в Похвистневском районе;

автомобильная дорога “Ульяновск - Димитровград - Самара“ - 4 тыс. единиц;

автомобильная дорога “Кинель - Богатое - Борское“ - до 6,1 тыс. единиц;

автомобильная дорога “Тольятти - Ягодное“ - более 4 тыс. единиц;

автомобильная дорога “Клявлино - Шентала“ - до 2,2 тыс. единиц;

дорога “Урал - Сергиевск - Челно-Вершины“ - 2,1 тыс. единиц автомобилей.

За период с 2001 по 2008 год интенсивность перевозок грузов (в миллионах тонно-километров на один километр длины путей) автомобильным транспортом возросла более чем в 1,5 раза, парк грузовых автомобилей увеличился на 14,3% и составил на 1 января 2009 года более 110 тыс. машин.

2.2. Объем и структура межрегиональных грузопотоков

Товарооборот Самарской области с регионами Российской Федерации в 2008 году составил 380,7 млрд. рублей, что на 14,2% выше уровня 2007 года.

По данным Облстата, в 2008 году в регионы Российской Федерации из Самарской области было вывезено 799 тыс. тонн контейнеропригодных грузов производственно-технического назначения и 215 тыс. тонн товаров народного потребления, а из российских регионов в Самарскую область было ввезено 2,4 млн. тонн грузов производственно-технического назначения и 727 тыс. тонн товаров народного потребления.

Рис. 9. Структура вывоза продукции

производственно-технического назначения

из Самарской области в 2008 году

Рисунок не приводится

Рис. 10. Структура ввоза продукции

производственно-технического назначения

в Самарскую область в 2008 году

Рисунок не приводится

Рис. 11. Структура ввоза/вывоза продукции

производственно-технического назначения

в/из Самарской области в 2008 году

Рисунок не приводится

По географии ввоза в Самарскую область товаров народного потребления лидируют Московская область (27%), г. Москва (12%), Ленинградская область (10%), Ульяновская область (6%), что объясняется сложившейся таможенной практикой.

В географии вывоза преобладают г. Москва (17%), Республика Татарстан и Республика Башкортостан (6% и 5%), Краснодарский край, Нижегородская и Ростовская области (по 4%).

2.3. Внешнеторговые грузопотоки

Объем экспортных грузопотоков контейнеропригодных грузов в Самарской области в 2008 году составил 3277 тыс. тонн, а объем импорта - 1174 тыс. тонн.

На рис. 12 представлен анализ направлений экспортных и импортных грузопотоков.

Рис. 12. Направления экспортных

и импортных грузопотоков в Самарской области

Рисунок не приводится

2.4. Прогнозные расчеты грузопотоков

Прогнозные расчеты грузопотоков (таблица 2) осуществлены в соответствии с материалами Министерства экономического развития Российской Федерации, учитывающими тенденции развития мировой экономики, внешнеэкономической конъюнктуры и итоги развития российской экономики за январь - ноябрь 2009 года.

В качестве вероятного варианта для расчета прогнозных показателей грузопотока, учитывающего более благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, был принят умеренно-оптимистичный сценарий развития российской экономики.

Таблица N 2

Прогноз объема межрегиональных

и экспортно-импортных перевозок

---------------------------------T------T--------T--------T---------T-----¬

¦ ¦ 2008 ¦ 2012 ¦ 2015 ¦ 2020 ¦2020 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2008 ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦Межрегиональные перевозки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦вывоз продукции производственно-¦ 799 ¦ 780,16 ¦ 885,19 ¦ 962,95 ¦1,21 ¦

¦технического назначения, тыс. т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦вывоз товаров народного ¦ 215 ¦ 209,93 ¦ 238,19 ¦ 259,12 ¦1,21 ¦

¦потребления, тыс. т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦Вывоз всего, тыс. т ¦ 1014 ¦ 990,09 ¦1123,38 ¦ 1222,07 ¦ ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦ввоз продукции производственно- ¦ 2487 ¦2428,35 ¦2755,27 ¦ 2997,32 ¦1,21 ¦

¦технического назначения, тыс. т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦ввоз товаров народного ¦727,9 ¦ 710,74 ¦ 806,42 ¦ 877,26 ¦1,21 ¦

¦потребления, тыс. т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦Ввоз всего, тыс. т ¦3214,9¦3139,09 ¦3561,69 ¦ 3874,58 ¦ ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦Экспорт-импорт, тыс. т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦экспорт ¦ 3277 ¦2790,39 ¦3284,05 ¦ 3660,78 ¦1,12 ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦импорт ¦735,8 ¦ 691,54 ¦ 823,63 ¦ 925,43 ¦1,26 ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦Экспорт-импорт всего ¦4012,8¦3481,93 ¦4107,68 ¦ 4586,21 ¦ ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦Всего, тыс. т ¦8241,7¦7611,11 ¦8792,75 ¦ 9682,86 ¦1,17 ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦Итого, тыс. TEUs ¦ 549 ¦ 507 ¦ 586 ¦ 646 ¦1,17 ¦

+--------------------------------+------+--------+--------+---------+-----+

¦Перевозка грузов всеми видами ¦ 22,4 ¦ 21,47 ¦ 24,36 ¦ 26,5 ¦1,19 ¦

¦транспорта (без учета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦нефтеналивных грузов), млн. т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--------------------------------+------+--------+--------+---------+------

2.4.1. Прогноз грузопотоков в направлении Китай - Европа

Для развития транспортно-логистической системы Самарской области и ее интеграции в международные транспортные коридоры значительный интерес представляет развитие международного транспортного маршрута “Западная Европа - Западный Китай“, проходящего по территории Республики Казахстан.

Главное преимущество использования данного маршрута заключается в существенном сокращении расстояний и времени доставки грузов.

Так, при осуществлении грузовых перевозок между Европой и Китаем через Казахстан расстояние уменьшается в два раза по сравнению с морским путем и на тысячу километров по сравнению с транзитом по железной дороге по территории России.

Прогнозируемый объем грузопотоков в направлении Китай - Европа через Самарскую и Оренбургскую области, рассчитанный по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2015 году составит 7,8 млн. тонн (517 тыс. TEUs), а к 2020 году возрастет до 10,9 млн. тонн (726 тыс. TEUs).

3. Цели и задачи развития РТЛС Самарской области

Основная цель - создание на основе существующего транспортного комплекса Самарской области современной логистической инфраструктуры, состоящей из системы транспортно-грузовых и логистических центров, обеспечивающих прием, хранение, перевалку и распределение товаров и грузов как по территории Самарской области, так и соседних регионов, что будет способствовать:

развитию транспортно-логистической и товарно-распределительной инфраструктуры Самарской области;

реализации государственной политики по развитию внутренних водных путей и портовой инфраструктуры по обработке грузопотоков;

содействию структурной реформе, проводимой на железнодорожном транспорте и направленной на повышение эффективности работы железной дороги по перевозке грузов;

привлечению международных грузопотоков и развитию внешнеторговых и межрегиональных связей в Самарском регионе;

увеличению доли вклада транспортной отрасли в произведенном валовом региональном продукте за счет создания современных объектов транспортной инфраструктуры;

получению синергетического эффекта в экономике регионов, входящих в зону действия РТЛС.

Основная задача - создать на территории Самарской области современный грузообрабатывающий комплекс, который позволит:

создать новые рабочие места для населения;

увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней;

на условиях взаимовыгодного сотрудничества объединить существующие инфраструктурные комплексы по обработке грузопотоков различных видов транспорта;

осуществить строительство новых и модернизацию существующих объектов транспортной инфраструктуры Самарской области;

предоставить клиентам современный уровень обслуживания;

реализовать государственную политику по развитию внутренних водных путей России;

создать единое информационное пространство для всех участников перевозочного процесса за счет внедрения современных транспортно-логистических и информационных технологий;

уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду за счет внедрения современной техники, технологии перевозочного процесса и системы управления производством.

Основными результатами развития РТЛС Самарской области являются увеличение скорости товародвижения, сокращение логистических издержек в цепях поставок, обеспечение опережающих темпов роста грузопотоков.

4. Структура транспортно-логистической системы

Самарской области

РТЛС Самарской области представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов различных видов транспорта, автодорожной сети и терминально-логистических комплексов. В связи с этим при реализации Концепции необходимо предусмотреть проведение мероприятий по реконструкции (модернизации) и строительству объектов: речного (Самарский и Тольяттинский речные порты), воздушного (международный аэропорт “Курумоч“) и железнодорожного видов транспорта, терминально-логистических центров и автодорожного хозяйства (автомобильные дороги федерального, регионального и межмуниципального значения, мостовые переходы и транспортные развязки).

Для решения задачи по обеспечению согласованного развития объектов тр“нспортной инфраструктуры различных видов транспорта, сети автомобильных дорог, терминально-складской инфраструктуры необходима реализация следующих инвестиционных проектов:

реконструкция и модернизация международного аэропорта “Курумоч“ (далее - проект “Аэродром Курумоч“);

реконструкция (строительство) и модернизация объектов инфраструктурного комплекса международного аэропорта “Курумоч“ (далее - проект “Курумоч“);

строительство мостового перехода “Фрунзенский“ в г.о. Самара (далее - проект “Фрунзенский“);

строительство автомобильной дороги “Автодорожный маршрут “Центр - Поволжье - Урал“ с мостовым переходом через реку Волга“ (далее - проект “Центр - Поволжье - Урал“);

строительство автомагистрали “Центральная“ (далее - проект “Магистраль “Центральная“);

строительство транспортной развязки на пересечении Южного и Обводного шоссе в г.о. Тольятти.

4.1. Воздушный транспорт

В рамках реализации проекта “Курумоч“ предусматривается строительство нового современного грузового авиационного терминала мощностью 25 тыс. тонн, что позволит позиционировать международный аэропорт “Курумоч“ в качестве грузового аэропорта по Приволжскому федеральному округу со следующими функциями:

грузовой аэропорт для импорта (экспорта) грузов в Самарскую область из Европы и Юго-Восточной Азии;

грузовой международный аэропорт для перевалки (обработки) грузов, поступающих из Европы и Юго-Восточной Азии и направляемых в Центральную Азию и регионы России;

грузовой международный аэропорт для перевалки (обработки) грузопотоков на маршруте Европа - Азия;

аэропорт технических (транзитных) остановок;

аэропорт для технического обслуживания воздушных судов.

Создание авиационного грузового терминала на базе международного аэропорта “Курумоч“ невозможно без завершения работ по проекту “Аэродром Курумоч“, финансирование которого осуществляется в рамках реализации федеральной целевой программы “Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)“.

Этим проектом предусматривается реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры, являющихся федеральной собственностью, включая работы по реконструкции рулежных дорожек, искусственных взлетно-посадочных полос, водосточно-дренажной сети, светосигнального оборудования.

В настоящее время международный аэропорт “Курумоч“ способен принимать воздушные суда всех типов без ограничений, для обеспечения отправки воздушных судов всех типов без ограничения по взлетной массе необходимо предусмотреть удлинение искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП-2) с 3001 до 3500 м.

На стадии разработки предпроектной и проектной документации по созданию авиационного грузового терминала на территории Самарской области следует рассмотреть возможность использования аэродромов “Безымянка“ и “Смышляевка“.

Строительство авиационного грузового терминала следует осуществлять на территории международного аэропорта “Курумоч“ или в непосредственной близости к нему, чтобы в полной мере использовать существующую железнодорожную инфраструктуру и автодорожную сеть, а именно федеральную автомобильную дорогу М-5 “Урал“ и автомобильную дорогу “Обводная г. Самары от “Урал“ до “Самара - Волгоград“.

4.2. Водный транспорт

На территории Самарской области расположены три речных порта: Самарский речной порт, Сызранский речной порт - филиал Самарского речного порта и Тольяттинский речной порт.

Грузоподъемное оборудование речных портов морально и физически устарело (срок службы используемого оборудования более 40 лет, физический износ составляет 90 - 100%), существующая нагрузка на причальные стенки не позволяет использовать современную технику для обработки грузов (погрузка, разгрузка, перемещение 20- и 40-футовых контейнеров).

Речные порты Самарской области расположены на территории городских округов, что создает значительные сложности, связанные с транспортировкой грузов как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.

В рамках реализации Концепции необходимо предусмотреть мероприятия:

по техническому переоснащению речных грузовых портов;

по укреплению или строительству новых причальных стенок;

по закрытию существующих речных грузовых портов и их строительству с учетом перспектив развития автодорожной сети и планов ОАО “РЖД“ по созданию терминальных комплексов на Куйбышевской железной дороге.

4.3. Железнодорожный транспорт

В соответствии с Концепцией развития терминально-складской деятельности ОАО “РЖД“ проводит работы по созданию системы современных терминально-логистических центров (далее - ТЛЦ) на сети российских железных дорог. Самарская область вошла в первую очередь (15 объектов по России) создания перспективной сети ТЛЦ.

Структурное подразделение ОАО “РЖД“ Центр по развитию терминалов предполагает осуществить мероприятия по созданию современного терминально-логистического комплекса на базе объектов инфраструктуры ОАО “РЖД“ в Самарской области, включая работу по подготовке к учреждению компании по строительству и организации работы комплекса.

Концепцией развития терминально-складской деятельности ОАО “РЖД“ предполагается создание “сухого порта“ - терминала, расположенного вне границ территории речного порта, связанного с ним единой технологией обработки грузов, за счет которой обеспечивается вывод с территории порта операций, не связанных с перевалкой грузов с речного транспорта.

Таким образом, предложение ОАО “РЖД“ заключается в формировании тыловой инфраструктуры для обслуживания грузового речного района с позиции оптимизации технологии обработки грузопотока железнодорожным и автомобильным транспортом.

4.4. Терминально-логистическая инфраструктура

В соответствии с пространственным развитием Самарской области перспективными точками экономического и инновационного роста являются Ставропольский, Красноярский, Волжский, Кинельский, Сызранский районы, находящиеся вблизи крупных промышленных центров.

Социально-экономическими предпосылками строительства объектов РТЛС Самарской области являются:

недостаточная пропускная способность улично-дорожной сети г. Самары, что не позволяет обеспечить необходимой интенсивности движения большегрузного автомобильного транспорта и возможности подачи контейнерных поездов под их погрузку/разгрузку на речные суда;

необходимость централизации и выноса обработки грузопотоков за пределы г. Самары - закрытие Самарского грузового порта и сокращение объемов грузовой работы с контейнерами на железнодорожной станции Безымянка;

целесообразность размещения ТЛЦ в зоне транспортной доступности населения городов Самарской области;

привлечение более дешевой рабочей силы для строительства и обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг;

необходимость обеспечения гармоничного развития всех городов и районов области;

снижение экологической нагрузки на жилые районы;

использование земельных участков под строительство объектов РТЛС Самарской области, имеющих минимальные обременения по земле.

На основании вышеизложенного, результатов проведенного анализа и прогнозных расчетов грузопотоков, а также с учетом наличия существующих объектов железнодорожного, воздушного, водного транспорта и сети автомобильных дорог определены следующие предпочтительные зоны для потенциального расположения ТЛЦ (рис. 13):

Рис. 13. Узлы концентрации грузопотоков

Рисунок не приводится

Самарский (Самара - Кинель - Новокуйбышевск - Чапаевск) - ориентирован на обработку грузопотока в направлении стран Средней Азии, городов Ростов-на-Дону, Саратов, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Южного Урала, Транссиба;

Тольяттинский (Тольятти - Жигулевск) - ориентирован на обработку потоков грузов в направлениях севера и северо-запада, а также Северного, Южного и Балтийского бассейнов;

Сызранский (Сызрань - Октябрьск) - ориентирован на обработку и перевалку грузов в направлении “Украина - Транссиб“. Данный узел сможет обслуживать речные и морские перевозки в южном и юго-западном направлениях, а также перевозки в направлениях Каспийского моря, Средиземноморского и Черноморского бассейнов.

4.5. Объекты РТЛС Самарской области

4.5.1. ТЛЦ-1

ТЛЦ-1 будет располагаться в районе 24 километра региональной автомобильной дороги “Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград“, в непосредственной близости от железной дороги, площадь участка - 1x4 км (400 Га).

Предполагаемый состав объектов:

таможенный комплекс (региональный центр таможенного оформления, сертификационный центр, склады временного хранения (далее - СВХ) для грузов группы FMCG и грузов промышленного назначения, контейнерный терминал, в том числе для опасных, скоропортящихся, крупнотоннажных и негабаритных грузов и т.п.);

складской комплекс (класс “А“, “В“);

мультимодальный контейнерный терминал, позволяющий принимать и обрабатывать регулярные контейнерные поезда, контейнерный сервис-центр;

модуль автомобильного транспорта - стоянки для грузовых и легковых автомобилей, автозаправочные станции, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, станции технического обслуживания, объекты бытового обслуживания водителей и др.;

распределительный центр для товаров группы FMCG (межрегиональный оптовый рынок) и промышленного назначения;

деловой центр для размещения офисов компаний, обслуживающих ТЛЦ (логистические, терминальные и складские операторы, экспедиторы, транспортные, страховые, финансовые, рекламные, сервисные компании, таможенные брокеры и др.);

гостиницы, мотели, развлекательный и спортивно-оздоровительный комплексы;

железнодорожное путевое развитие (модернизация существующего путевого развития в целях обеспечения грузовой пропускной способности железнодорожной станции, пассажирской платформы для доставки рабочей силы);

обеспечивающая инженерная инфраструктура (энерго-, водо- и газоснабжение, канализация);

автомобильные подходы.

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-1 - 4 млн. тонн (270 тыс. TEU/год);

площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) - 120 - 150 тыс. м, в том числе СВХ не менее 15 тыс. м;

площадь региональных распределительных складов - 20 - 25 тыс. кв. м;

общая площадь помещений делового центра не менее 5 тыс. кв. м.

На сегодняшний день площадка для строительства терминала представляет собой земельный участок сельскохозяйственного назначения (земли совхоза Молодогвардейский), не оборудованный необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой, на котором не располагаются какие-либо объекты недвижимости. С целью обеспечения возрастающей пропускной способности автомобильных дорог и необходимостью выезда на них автомобильного транспорта должно быть предусмотрено строительство подъездных автомобильных дорог, транспортной развязки и реконструкция существующих автомобильных дорог регионального значения “Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград“ и “Обводная г. Самары от “Урал“ до “Самара - Волгоград“. Для использования указанной площадки в целях строительства ТЛЦ-1 требуется перевод земель в иную категорию, кроме того, необходима модернизация объектов железнодорожной инфраструктуры.

Строительство ТЛЦ-1 необходимо осуществлять с участием ОАО “РЖД“. Основы взаимоотношений Правительства Самарской области и ОАО “РЖД“ при создании ТЛЦ-1 требуют отдельной проработки.

4.5.2. ТЛЦ-2

ТЛЦ-2 будет располагаться в 40 км от г. Самары, рядом с крупной железнодорожной сортировочной станцией Кинель, автомобильными дорогами регионального значения “Самара - Бугуруслан“, “Кинель - Богатое - Борское“ и федеральной трассой М-5 “Урал“.

Функциональное назначение - мультимодальный терминал, предназначенный для обработки грузов железнодорожного и автомобильного транспорта и контейнерных поездов.

Предполагаемый состав объектов:

складской комплекс (класс “А“, “В“);

мультимодальный контейнерный терминал, позволяющий принимать и обрабатывать регулярные контейнерные поезда;

модуль автомобильного транспорта - стоянки для грузовых и легковых автомобилей, автозаправочные станции, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, станции технического обслуживания, объекты бытового обслуживания водителей и др.;

распределительный центр для товаров группы FMCG (региональный оптовый рынок) и промышленного назначения;

деловой центр для размещения офисов компаний, обслуживающих ТЛЦ (логистические, терминальные и складские операторы, экспедиторы, транспортные, страховые, финансовые, рекламные, сервисные компании и др.);

рекреационная зона (гостиницы, мотели);

автотранспортные подходы.

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-2 - 1,2 млн. тонн (80 тыс. TEU/год);

площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) - 80 тыс. кв. м, в том числе СВХ не менее 3 тыс. кв. м;

площадь региональных распределительных складов - 15 тыс. кв. м;

общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. кв. м.

При определении месторасположения ТЛЦ-2 рассматриваются существующий логистический комплекс ОАО “Средневолжская логистическая компания“ (далее - СЛК) и земельный участок в районе населенных пунктов Язевка, Угорье.

СЛК работает на рынке логистических услуг с 2004 года, ее годовая мощность по обработке грузов составляет 1 млн. тонн. Площадка, на которой расположена компания, полностью обеспечена инженерными коммуникациями, общая площадь составляет 22,7 га. На территории СЛК располагаются:

терминал класса “А“ - 55 000 кв. м;

терминал класса “В“ - 25 000 кв. м;

контейнерная площадка с подкрановыми путями площадью 8 400 кв. м, производственная мощность контейнерного терминала 120 контейнеров в сутки;

СВХ общей площадью 740 кв. м, расположен в закрытом помещении терминала класса “В“.

Для использования указанной площадки в целях строительства объекта РТЛС необходимо:

заключить соглашение о сотрудничестве (договор о совместной деятельности) с СЛК, предусматривающее расширение существующей площадки;

открыть железнодорожную станцию Кинель по работе с контейнерами;

провести реконструкцию автомобильной дороги на село Богатое с целью обеспечения беспрепятственного подъезда к комплексу.

Площадка для строительства терминала в районе населенных пунктов Язевка, Угорье представляет собой земельный участок сельскохозяйственного назначения, на сегодняшний день не оборудованный необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой, на котором не располагаются какие-либо объекты недвижимости, площадь участка - 3x4 км (1 200 га). Указанная площадка находится на расстоянии 6 км от станции Тургеневка и в 4 км от станции Кинель.

4.5.3. ТЛЦ-3

ТЛЦ-3 будет ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: речного, железнодорожного и автомобильного. Основная задача - взаимодействие с ТЛЦ-1 в части обеспечения обработки грузопотока, следующего водным путем.

При определении месторасположения ТЛЦ-3 предлагается рассмотреть вариант строительства нового грузового порта в устье реки Самара на земельном участке протяженностью не менее 1,3 км и общей площадью 30 - 50 га.

Требуемый объем работ:

строительство причальной стенки;

строительство тыловой зоны порта для обработки 20- и 40-футовых контейнеров;

строительство современного контейнерного и складского комплекса;

оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;

строительство железнодорожного путевого хозяйства;

строительство автомобильных подходов к автомобильной дороге “Самара - Волгоград“ и реализация проекта “Фрунзенский“.

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-3 - 3 млн. тонн (100 тыс. TEU/год);

площадь складского комплекса (без учета открытых площадок):

терминалы класса “А“ - 20 000 кв. м;

склад-морозильник - 10 000 кв. м;

контейнерный терминал, включающий контейнерную площадку - 15 000 кв. м, зону приема контейнерных поездов - 65 000 кв. м, объекты для ремонта контейнеров;

площадь региональных распределительных складов - 10 тыс. кв. м;

общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. кв. м.

Строительство ТЛЦ-3 возможно при совместном участии ОАО “Самарский речной порт“ и ОАО “РЖД“. Основа их взаимоотношений и механизмы реализации проекта требуют отдельной проработки.

4.5.4. ТЛЦ-4

ТЛЦ-4 - мультимодальный грузовой перекресток, который ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: речного, железнодорожного (сортировочные станции Сызрань и Октябрьск) и автомобильного.

При определении месторасположения ТЛЦ-4 рассматриваются следующие варианты:

Сызранский речной порт - филиал ОАО “Самарский речной порт“;

строительство нового грузового порта в районе г. Октябрьск.

Строительство ТЛЦ-4 в Сызранском речном порту потребует коренной перестройки существующей портовой и железнодорожной инфраструктуры.

Объем работ по реконструкции и модернизации:

вынос причальной стенки на 10 - 15 м в акваторию реки Волга;

строительство дамбы или ежегодное проведение дноуглубительных работ на фарватере;

проведение реконструкции причальной и тыловой зоны порта для обработки 20- и 40-футовых контейнеров;

строительство современного контейнерного и складского комплекса;

оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;

открытие таможенного поста;

реконструкция железнодорожного путевого хозяйства;

реконструкция автомобильных подходов к федеральной автомобильной дороге М-5 “Урал“ и реализация проекта по строительству объекта “Автодорожный маршрут “Центр - Поволжье - Урал“ с мостовым переходом через реку Волгу“.

Площадь земельного участка, занимаемая Сызранским речным портом, не превышает 8 га.

Земельный участок под строительство ТЛЦ-4 в районе г. Октябрьска площадью 69,1 га находится в собственности ООО “Гранд“.

Требуемый объем работ:

строительство причальной стенки;

строительство тыловой зоны порта для обработки 20- и 40-футовых контейнеров;

строительство современного контейнерного и складского комплекса;

оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;

открытие таможенного поста;

реконструкция железнодорожного путевого хозяйства;

реконструкция автомобильных подходов к федеральной автомобильной дороге М-5 “Урал“ и реализация проекта по строительству объекта “Автодорожный маршрут “Центр - Поволжье - Урал“ с мостовым переходом через реку Волгу“.

Возможные варианты сотрудничества с ООО “Гранд“:

приобретение земельного участка в собственность Самарской области;

совместное участие в строительстве объекта РТЛС.

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-4 - 2 млн. тонн (100 тыс. TEU/год);

площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) - 50 тыс. кв. м;

площадь региональных распределительных складов - 10 тыс. кв. м;

общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. кв. м.

Строительство ТЛЦ-4 возможно при совместном участии ОАО “Самарский речной порт“, ООО “Гранд“ и ОАО “РЖД“ либо управляющей компании. Основа их взаимоотношений и механизмы реализации проекта требуют отдельной проработки.

4.5.5. ТЛЦ-5

ТЛЦ-5 будет ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: речного, железнодорожного и автомобильного для городов Тольятти и Жигулевск.

При определении месторасположения ТЛЦ-5 рассматриваются следующие варианты:

территория речного порта города Тольятти;

территория особой экономической зоны промышленно-производственного типа в муниципальном районе Ставропольский.

Предпочтительным является размещение ТЛЦ-5 на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, когда организация мультимодальных перевозок с участием автомобильного, железнодорожного и речного транспорта осуществляется с использованием инфраструктуры грузовых причалов Тольяттинского речного порта.

Объем работ по реконструкции и модернизации:

проведение реконструкции причальной и тыловой зоны порта для обработки 20- и 40-футовых контейнеров (технически возможна обработка регулярных контейнерных поездов);

модернизация складского комплекса;

оснащение соответствующим грузоподъемным оборудованием контейнерного терминала;

реконструкция железнодорожного путевого хозяйства;

реконструкция автомобильных подходов.

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-5 - 2,5 млн. тонн (100 тыс. TEU/год);

площадь складского комплекса (без учета открытых площадок) - 20 тыс. кв. м;

площадь региональных распределительных складов - 10 тыс. кв. м;

общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. кв. м.

Строительство ТЛЦ-5 возможно при совместном участии ЗАО “Куйбышевазот“ и ОАО “РЖД“. Основы их взаимоотношений и механизмы реализации проекта требуют отдельной проработки.

4.5.6. ТЛЦ-6

ТЛЦ-6 - это авиационный грузовой терминал, расположенный на территории международного аэропорта “Курумоч“ или в непосредственной близости от него.

ТЛЦ-6 будет ориентирован на обработку грузов трех видов транспорта: воздушного, железнодорожного и автомобильного.

Основное функциональное назначение:

обработка экспортно-импортного грузопотока из Европы и Юго-Восточной Азии в Самарскую область;

перевалка (обработка) грузов, поступающих из Европы и Юго-Восточной Азии и направляемых в Центральную Азию и регионы России;

перевалка (обработка) грузопотоков на маршруте Европа - Азия;

обеспечение технического обслуживания воздушных судов.

Объем работ по строительству ТЛЦ-6 будет осуществлен в рамках реализации инвестиционного проекта “Курумоч“.

В процессе проведения работ по строительству ТЛЦ-6 потребуется осуществить:

строительство подъездных железнодорожных путей;

строительство автомобильных подходов к федеральной автомобильной дороге М-5 “Урал“ и реконструкцию автомобильной дороги “Обводная г. Самары от “Урал“ до “Самара - Волгоград“.

Основные производственные показатели:

годовая мощность ТЛЦ-6: первая очередь - 10 тыс. тонн, вторая - 25 тыс. тонн;

площадь складского комплекса - 6 тыс. кв. м;

общая площадь помещений делового центра не менее 2 тыс. кв. м.

Общая характеристика объектов и этапы ввода их в эксплуатацию представлены в таблице N 3.

Таблица N 3

Производственные показатели объектов РТЛС

и этапы ввода их в эксплуатацию

-------------T-------T------------------------------------------------------T------¬

¦ Показатель ¦ МТЛЦ ¦ Региональные логистические центры ¦Итого ¦

¦ ¦(ТЛЦ-1)+--------T----------T----------T----------T------------+ ¦

¦ ¦ ¦ ТЛЦ-2 ¦ ТЛЦ-3 ¦ ТЛЦ-4 ¦ ТЛЦ-5 ¦ ТЛЦ-6 ¦ ¦

¦ ¦ ¦(Кинель)¦(Самарский¦(Сызрань- ¦(Тольятти)¦(авиационный¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ грузовой ¦Октябрьск)¦ ¦ грузовой ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ порт ¦ ¦ ¦ терминал) ¦ ¦

¦ +-------+--------+----------+----------+----------+------------+ ¦

¦ ¦ 1-й ¦1-й этап¦ 2-й этап ¦ 3-й этап ¦ 1-й этап ¦ 2-й этап ¦ ¦

¦ ¦ этап ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-------+--------+----------+----------+----------+------------+------+

¦Проектная ¦ 4000 ¦ 1200 ¦ 3000 ¦ 2000 ¦ 2500 ¦ 10 ¦12710 ¦

¦годовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦мощность, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦тыс. тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-------+--------+----------+----------+----------+------------+------+

¦Проектная ¦ 250 ¦ 80 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 0 ¦ 630 ¦

¦годовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦мощность в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦контейнерном¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦эквиваленте,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦тыс. TEU ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-------+--------+----------+----------+----------+------------+------+

¦Площадь ¦175000 ¦ 95000 ¦ 20000 ¦ 60000 ¦ 20000 ¦ 6000 ¦376000¦

¦складов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦кв. м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-------+--------+----------+----------+----------+------------+------+

¦Число ¦ 1600 ¦ 650 ¦ 400 ¦ 400 ¦ 400 ¦ 400 ¦ 3850 ¦

¦рабочих мест¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------+-------+--------+----------+----------+----------+------------+-------

Все вышеперечисленные ТЛЦ должны быть оснащены автоматизированной информационной системой, которая будет обеспечивать координацию работы объектов ТЛЦ, а также поддерживать единое информационное пространство для всех участников транспортно-логистических цепочек, в которых задействованы объекты ТЛЦ. Статистические данные по грузопотокам из этих систем должны передаваться в региональный информационный центр для дальнейшей аналитической обработки.

4.6. Автодорожная сеть

Для организации взаимодействия между различными видами транспорта и терминально-логистическими комплексами по обработке грузопотоков необходимо обеспечить беспрепятственный подъезд к ним автомобильного транспорта, что влечет за собой строительство (реконструкцию) автомобильных дорог, транспортных развязок и мостовых переходов.

Наличие сети логистических объектов, в которых концентрируется обработка грузопотоков, неизбежно приводит к изменению интенсивности движения грузового транспорта на дорогах области. В связи с этим при строительстве терминально-логистических комплексов необходимо выполнить следующий комплекс работ по реконструкции автодорожной сети.

ТЛЦ-1. Необходимо предусмотреть строительство подъездных автомобильных дорог, транспортной развязки, реконструкцию существующих автомобильных дорог регионального значения “Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград“ и “Обводной г. Самары от “Урал“ до “Самара - Волгоград“ и реализацию проекта “Фрунзенский“ (в настоящее время разрабатывается проектная документация).

ТЛЦ-2. Необходимо предусмотреть строительство транспортной развязки на автомобильной дороге регионального значения “Кинель - Богатое - Борское“, реконструкцию прилегающего участка вышеуказанной дороги для обеспечения беспрепятственного подъезда/выезда и реализацию проекта “Магистраль “Центральная“ (имеется готовая проектная документация).

ТЛЦ-3. Необходимо предусмотреть реализацию существующего проекта “Фрунзенский“ (в настоящее время разрабатывается проектная документация).

ТЛЦ-4. Необходимо предусмотреть реконструкцию подъездной автомобильной дороги от терминального комплекса к федеральной трассе М-5 “Урал“, строительство транспортной развязки, реконструкцию прилегающих участков вышеуказанной федеральной трассы и реализацию существующего проекта по строительству автомобильной дороги с мостовым переходом через реку Волгу в районе г. Октябрьска (в настоящее время разработано обоснование инвестиций).

ТЛЦ-5. Необходимо предусмотреть реконструкцию подъездной автомобильной дороги, входящей в улично-дорожную сеть г.о. Тольятти, от терминального комплекса к федеральной трассе М-5 “Урал“ и строительство транспортной развязки на пересечении Южного и Обводного шоссе в г.о. Тольятти (имеется готовая проектно-сметная документация).

ТЛЦ-6. Необходимо предусмотреть строительство подъездной автомобильной дороги от терминального комплекса к федеральной трассе М-5 “Урал“, строительство транспортной развязки.

5. Схема РТЛС Самарской области

Эффективность функционирования транспортно-логистической инфраструктуры региона зависит от рационального размещения объектов РТЛС, предназначенных для консолидации и расконсолидации грузопотоков.

Основными функциями РТЛС Самарской области являются распределительная и накопительная.

При определении схемы РТЛС Самарской области учитывались следующие аспекты:

1. Создание транспортно-логистической системы региона должно осуществляться с включением в нее вновь создаваемых и существующих объектов транспортной и логистической инфраструктуры, управляемых из единого центра, размещаемых в местах, тяготеющих к железнодорожным, автомобильным, водным и авиационным транспортным коммуникациям.

2. Транспортно-логистическая система области в рамках единого транспортного комплекса страны должна позиционироваться как крупный транспортно-логистический узел международного уровня Приволжского федерального округа с полным комплексом логистических услуг.

3. Создание РТЛС Самарской области должно быть направлено на комплексное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, включающее:

реконструкцию и модернизацию объектов железнодорожной, речной и воздушной инфраструктуры;

оптимизацию размещения таможенных постов и складов;

строительство крупных распределительных центров для создания современной системы хранения и дистрибуции товаров для нужд области, что позволит закрыть неприспособленные старые склады, расположенные на “дорогих“ городских территориях, снизить транспортную нагрузку в результате сокращения доступа в города большегрузного транспорта;

в целях улучшения обслуживания населения городов и области в целом повсеместное применение логистики в снабжении торговых сетей и предприятий области.

Итогом создания транспортно-логистической системы будет являться не только взаимоувязанная, эффективно функционирующая транспортная и терминально-складская инфраструктура, но и максимальная концентрация на ее территории инфраструктуры информационных, телекоммуникационных, маркетинговых, инжиниринговых, страховых, таможенных, торгово-посреднических и других сопутствующих сервисных услуг.

Структурная схема РТЛС с учетом вышеприведенных факторов и анализа вариантов мест размещения объектов включает два уровня (рис. 14):

-------------------------------------¬

¦ Международный ¦

¦ терминально-логистический центр ¦

¦ (ТЛЦ-1) ¦

L-----------------T-------------------

-----------------------------¦-----------------------¬

¦ ¦ ¦

¦/ ¦/ ¦/

---------------------------¬ --------------------------¬ ------------------¬

¦Региональные терминально- ¦ ¦Региональные терминально-¦ ¦ Авиационный ¦

¦ логистические центры ¦ ¦ логистические центры ¦ ¦грузовой терминал¦

¦(речной, железнодорожный и¦ ¦ (железнодорожный и ¦ ¦ (воздушный, ¦

¦ автомобильный транспорт) ¦ ¦автомобильный транспорт) ¦ ¦железнодорожный и¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автомобильный ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорт) ¦

L--------------------------- L-------------------------- L------------------

Рис. 14. Структура РТЛС

I уровень - международный терминально-логистический центр;

II уровень - региональные терминально-логистические центры.

Согласно проведенным исследованиям роль международного ТЛЦ отводится ТЛЦ-1, который будет располагаться в непосредственной близости к областному центру и представлять собой многопрофильный логистический объект, ориентированный на обработку грузопотока в направлении стран Средней Азии, городов Ростов-на-Дону, Саратов, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, а также Южного Урала и Транссиба.
Организация мультимодальных перевозок с использованием речного транспорта будет осуществляться через ТЛЦ-3 (Самарский грузовой порт).

Предполагается, что ТЛЦ-1 будет создан в виде индустриально-логистической зоны (парка), обустроенной по единому генеральному плану со всеми элементами инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры, которые необходимы для размещения и функционирования различных производств, объектов логистической инфраструктуры, офисных и сервисных объектов, ориентированных на использование единой инфраструктуры.

Для управления производственными, информационными и финансовыми потоками РТЛС предполагается использовать информационную систему управления, которая позволит создать для клиентов и партнеров единое информационное и технологическое пространство.

Основные задачи информационной системы управления:

управление грузовыми (материальными) и сопутствующими информационными и финансовыми потоками РТЛС;

создание в сети Интернет для всех участников процесса перевозки грузов информационного транспортного портала с предоставлением информационных услуг;

формирование баз данных всех участников перевозочного процесса, создание системы единого электронного документооборота для различных видов транспорта.

6. Потенциальные участники РТЛС Самарской области

Создание РТЛС Самарской области с участием федеральных органов исполнительной власти при взаимодействии с ОАО “РЖД“, Федеральной таможенной службой, бизнес-структурами позволит создать в Самарской области современный грузообрабатывающий комплекс на условиях государственно-частного партнерства, соответствующий целям и задачам Стратегии развития транспортной системы России до 2030 года, федеральной целевой программы “Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)“, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Концепции развития таможенной службы.

Предполагаемые формы участия со стороны Самарской области:

разработка проектно-сметной документации на объекты инженерной инфраструктуры;

создание инженерной инфраструктуры;

выкуп отдельных земельных участков либо объектов имущественного комплекса для государственных нужд, предоставление в аренду под строительство объектов на территории терминально-логистических комплексов;

строительство и реконструкция региональных автомобильных дорог, транспортных развязок.

Предполагаемые формы участия со стороны Российской Федерации (в том числе ОАО “РЖД“):

разработка проектно-сметной документации на объекты железнодорожной и портовой инфраструктуры;

строительство железнодорожного путевого хозяйства, реконструкция и модернизация железнодорожных станций;

реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры международного аэропорта “Курумоч“ в соответствии с федеральной целевой программой “Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)“;

строительство и реконструкция причальных стенок;

предоставление в аренду причальных стенок;

строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог, транспортных развязок.

Предполагаемые формы участия со стороны бизнес-структур:

предоставление земельных участков и портовой инфраструктуры;

разработка документации, реконструкция и строительство целевых объектов на территориях терминально-логистических центров;

предоставление на основе договора о совместной деятельности готовых объектов для их эксплуатации в составе РТЛС;

строительство внутриплощадных и подъездных автомобильных дорог, транспортных развязок.

Необходимость участия федеральных структур в реализации настоящей Концепции с правовой точки зрения обусловлена тем, что в ней предусматривается строительство и реконструкция ряда объектов, находящихся в федеральной собственности и ограниченных в обороте. К таким объектам относятся причальные стенки и иные гидротехнические портовые сооружения в портах городов Тольятти и Сызрань, инфраструктура железнодорожного транспорта, являющаяся собственностью ОАО “РЖД“.

Исходя из принципа обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития, строительство и реконструкцию железнодорожного путевого хозяйства по всем предлагаемым объектам РТЛС Самарской области целесообразно осуществлять за счет средств ОАО “РЖД“ с приобретением права собственности ОАО “РЖД“ на построенные объекты.

Общая организационно-правовая структура РТЛС Самарской области должна быть разработана с соблюдением баланса интересов всех участников, с учетом международных стандартов структурирования подобных проектов и приемлемости данных вариантов для потенциальных иностранных партнеров, включая банки и иные финансовые структуры, поставщиков и стратегических инвесторов.

7. Результаты реализации настоящей Концепции

Основными результатами реализации настоящей Концепции являются:

создание современных грузообрабатывающих комплексов на Куйбышевской железной дороге при организации мультимодальных, в том числе и контейнерных, грузоперевозок;

реконструкция портовой инфраструктуры и создание современных мультимодальных терминалов в речных портах Самарской области;

создание авиационного грузового терминала на базе международного аэропорта “Курумоч“;

увеличение скорости товародвижения и сокращение логистических издержек в цепях поставок;

повышение конкурентоспособности товаропроизводителей и транспортных предприятий Самарской области на мировых товарных рынках;

повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли и региона в целом;

привлечение дополнительных объемов грузов, в том числе международных;

создание условий для развития малого и среднего бизнеса по оказанию сервисных услуг на объектах РТЛС;

создание дополнительных рабочих мест.

Создание на территории Самарской области современной транспортно-логистической инфраструктуры и авиационного грузового терминала, а также выгодное географическое положение Самарского транспортного узла и наличие высокоразвитого промышленного комплекса позволит региону взять на себя функции Приволжского интермодального логистического центра, обеспечивающего обработку экспортно-импортных, внутрироссийских и международных грузопотоков на основе взаимодействия четырех видов транспорта, и обеспечить его вхождение в систему по обслуживанию грузопотоков международных транспортных коридоров и грузопотока в направлении Китай - Европа.

РТЛС Самарской области позволит решить задачи по:

управлению транспортными грузовыми потоками, проходящими по территории области;

осуществлению контроля за движением крупнотоннажного автомобильного транспорта.

Наличие сети крупных центров по обработке грузопотоков позволит:

разгрузить улично-дорожную сеть городов области;

рационально использовать земельные фонды;

упорядочить процесс доставки грузов в торговую сеть в вечернее и ночное время.

Все проводимые мероприятия по созданию РТЛС Самарской области направлены на повышение качества жизни населения области, улучшение экологической обстановки и социально-экономическое развитие региона.

8. Укрупненный организационный план работ

по созданию РТЛС Самарской области

Укрупненный организационный план работ по созданию РТЛС Самарской области включает следующие этапы:

1. Разработка объектов и бизнес-плана (функциональное зонирование) РТЛС Самарской области.

2. Подготовка документов по земельным участкам - резервирование, проведение кадастровых работ, перевод земель в другую категорию (при необходимости), возможный выкуп отдельных земельных участков либо объектов имущественного комплекса для государственных нужд.

3. Разработка, согласование и утверждение генеральных планов объектов РТЛС Самарской области.

4. Заключение соглашений о намерениях с ОАО “РЖД“, Федеральной таможенной службой, владельцами существующих логистических комплексов и владельцами земельных участков.

5. Заключение соглашений о намерениях с потенциальными инвесторами и кредитными организациями.

6. Подготовка необходимых документов и проведение соответствующих организационных мероприятий с целью включения в федеральную целевую программу “Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)“ программного мероприятия, направленного на создание РТЛС Самарской области, с предусмотренным финансированием за счет средств федерального бюджета.

7. Разработка проектно-сметной документации на инженерную и транспортную инфраструктуру.

8. Разработка проектно-сметной документации на объекты РТЛС Самарской области.

9. Разработка корпоративной информационной системы для интермодального ТЛЦ на основе существующего программного обеспечения по автоматизированному управлению складом (WMS), взаимодействующей с отраслевыми информационными и управляющими комплексами, в т.ч. ОАО “РЖД“ - “Этран“, “Грузовой экспресс“ и др.

10. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры РТЛС Самарской области.

11. Строительство технологических объектов РТЛС Самарской области.