Российские законы

Соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Объединением организаций профсоюзов Республики Марий Эл и Республиканским объединением работодателей от 06.12.2006 “О взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2007 - 2009 годы“

Утратил силу с 1 января 2010 года (пункт 7.1 данного документа).

СОГЛАШЕНИЕ

от 6 декабря 2006 года

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, ОБЪЕДИНЕНИЕМ

ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ И РЕСПУБЛИКАНСКИМ

ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2007 - 2009 ГОДЫ

Стороны социального партнерства (далее - Стороны): Правительство Республики Марий Эл (далее - Правительство), Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл (далее - Профсоюзы), республиканское объединение работодателей (далее - Работодатели) заключили настоящее Соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2007 - 2009 годы (далее - Соглашение), направленное на обеспечение социально-трудовых прав и гарантий работников, граждан республики, улучшение качества их жизни на основе повышения эффективности экономики, сохранение
согласия и социальной стабильности в обществе.

Договаривающиеся Стороны, заключая Соглашение, руководствуются Трудовым кодексом Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Условия Соглашения обеспечивают необходимый уровень прав и гарантий работников, который не может быть изменен в сторону снижения социальной защищенности работников.

Соглашение является основой для заключения территориальных (в муниципальных образованиях республики), отраслевых (наряду с общероссийскими тарифными соглашениями) соглашений, а также коллективных договоров организаций.

Действие Соглашения распространяется на органы исполнительной власти республики, профсоюзные организации, входящие в Объединение организаций профсоюзов, организации, входящие в отраслевые и межотраслевые объединения работодателей, представители которых участвуют в заключении Соглашения, а также организации, не входящие в эти объединения, но делегировавшие им полномочия или присоединившиеся к Соглашению после его заключения путем письменного уведомления Сторон Соглашения.

Обязательства работодателей принимают на себя также две другие Стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.

Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

I. В сфере экономики

Стороны

1.1. Осуществляют взаимодействие при выработке приоритетов и разработке программ социально-экономического развития республики.

1.2. Разрабатывают и вносят предложения, направленные на стабилизацию работы и развитие предприятий, создание оптимальных условий хозяйствования, привлечение инвестиций на развитие производства, увеличение роста производимой конкурентоспособной продукции.

1.3. Содействуют созданию благоприятных условий для развития организаций малого бизнеса, индивидуального предпринимательства, становлению в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

1.4. Обеспечивают достижение стратегических целей социально-экономического развития республики:

повышение уровня жизни населения, удвоение валового регионального продукта Республики Марий Эл за десятилетний период;

участвуют в
реализации приоритетных национальных проектов “Здоровье“, “Образование“, “Развитие агропромышленного комплекса“, “Доступное и комфортное жилье - гражданам России“, федеральных и республиканских целевых программ;

систематически анализируют состояние дел и прогнозируют социально-экономическую ситуацию в республике.

1.5. Организуют выставки, ярмарки, смотры-конкурсы производимой в республике продукции, конкурсы профессионального мастерства по ведущим профессиям отраслей экономики.

Правительство

1.6. Принимает меры по достижению прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Марий Эл на предстоящий период.

1.7. Проводит комплекс мер, направленных на стимулирование работы предприятий, обеспечивающих рост производства и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание новых производств на базе передовых технологий, сохранение и создание рабочих мест с достойной оплатой, оказывает им государственную поддержку в реализации эффективных инвестиционных проектов.

1.8. Осуществляет государственную поддержку сельскохозяйственных производителей, направленную на стабилизацию и развитие производства в агропромышленном комплексе, в том числе в рамках реализации приоритетного национального проекта “Развитие агропромышленного комплекса“.

1.9. Содействует интеграции сельских товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности, совершенствованию механизма их экономических взаимоотношений.

1.10. Оказывает содействие организациям республики в решении социально значимых проблем, в том числе путем предоставления льгот для соответствующих категорий налогоплательщиков в рамках действующего налогового и бюджетного законодательства.

1.11. Обеспечивает целевое рациональное использование бюджетных ассигнований, трансфертов.

1.12. Содействует организациям всех форм собственности и физическим лицам в формировании и проведении региональных, общероссийских и международных выставочно-ярмарочных и иных мероприятий и участии в них, а также организации переговорных процессов с иностранными партнерами.

1.13. Принимает меры по сокращению дифференциации по уровню жизни населения, проживающего в различных муниципальных образованиях республики, формированию системы государственной поддержки развития территорий, обеспечивающей условия для ускоренного развития муниципальных образований, социально-экономические показатели которых ниже среднереспубликанских.

1.14. Совершенствует систему управления республиканской собственностью, механизм усиления ответственности руководителей организаций за эффективное управление
ею, рекомендует администрациям муниципальных образований осуществлять аналогичную работу в отношении муниципальной собственности.

1.15. Осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных естественных монополий в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, с учетом мнения Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, не допуская превышения темпов их роста над темпами роста заработной платы и денежных доходов населения, а также установленных предельных уровней тарифов.

Работодатели

1.16. Разрабатывают перспективные планы социально-экономического развития предприятий, информируют трудовые коллективы об их исполнении.

1.17. Реализуют меры, направленные на техническое перевооружение предприятий, поиск и привлечение инвесторов, повышение эффективности производства, увеличение объемов выпускаемой конкурентоспособной продукции, соответствующей требованиям национальных стандартов.

1.18. Обеспечивают среднегодовое увеличение объемов производства промышленной продукции на 12 - 15 процентов для обеспечения удвоения валового регионального продукта.

1.19. Принимают участие в конкурсах инвестиционных проектов и на получение заказа на поставку продукции в рамках республиканского и муниципальных заказов.

1.20. Изучают потребительский спрос населения с целью увеличения на рынке товаров качественной и доступной по цене широким слоям населения продукции.

1.21. Содействуют развитию инфраструктуры субъектов предпринимательской деятельности, расширению их взаимодействия с крупными и средними предприятиями.

1.22. Способствуют увеличению объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих и оборудования для нужд собственного производства с организациями, расположенными на территории республики.

1.23. Реализуют меры, направленные на рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и энергосбережение.

1.24. Обеспечивают полное и своевременное перечисление налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

1.25. Участвуют в решении социально значимых проблем региона и осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.

1.26. Обеспечивают участие представителей работников в управлении организациями в соответствии со статьей 53 Трудового кодекса Российской Федерации.

Профсоюзы

1.27. Содействуют реализации программ, направленных на
стабилизацию и рост производства в организациях, способствуют соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.

1.28. Разрабатывают и вносят в органы исполнительной власти, работодателям, в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений предложения, направленные на развитие производства, стабилизацию работы организаций.

1.29. Выступают инициаторами заключения отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров, способствуют формированию социального пакета организаций, созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективный производственный процесс.

1.30. Осуществляют профсоюзный контроль и правовую защиту членов профсоюзов в вопросах приема, увольнения, труда, отдыха, занятости населения. Оказывают бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям и членам профсоюзов по вопросам трудового и жилищного законодательства, социального страхования, пенсионного обеспечения.

1.31. Представляют интересы членов профсоюзов при разрешении трудовых споров, конфликтов, принимают меры по защите их законных прав.

II. В сфере обеспечения занятости и развития рынка труда

Стороны

2.1. Принимают участие в разработке и реализации Программы содействия занятости населения Республики Марий Эл, предусматривающей меры, направленные на создание и сохранение рабочих мест, развитие предпринимательской деятельности, организацию обучения и переобучения кадров, опережающее обучение работников, подлежащих увольнению, смягчение негативных последствий сокращения рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, обратив особое внимание на принятие мер в связи с ликвидацией и реорганизацией бюджетных учреждений.

Не допускают превышения уровня общей безработицы, рассчитанного по методологии Международной организации труда (МОТ), в 2007 году - 9,9 процента, в 2008 году - 9,5 процента.

Ежегодно рассматривают на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ход выполнения мероприятий Программы содействия занятости населения Республики Марий Эл, ситуацию на рынке труда и его прогноз.

2.2. Вырабатывают согласованные подходы к решению вопросов, связанных с привлечением в республику иностранной рабочей силы.

2.3. Содействуют
обеспечению ежегодной занятости подростков и молодежи в каникулярное время.

2.4. Содействуют трудоустройству выпускников школ, учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах.

2.5. Считают критериями массового увольнения:

высвобождение работников в результате ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

сокращение численности или штата работников в результате реорганизации предприятия в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Правительство

2.6. При формировании проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл предусматривает, а органам местного самоуправления рекомендует предусматривать при разработке проектов бюджетов муниципальных образований выделение необходимых средств на реализацию утвержденных республиканской и территориальных программ содействия занятости населения.

2.7. Проводит мониторинг рынка труда и принимает меры по обеспечению занятости населения в депрессивных населенных пунктах, уровень безработицы которых значительно превышает среднереспубликанское значение.

2.8. Устанавливает предприятиям и организациям республики независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоту для приема на работу инвалидов в соответствии с действующим законодательством.

2.9. Содействует повышению трудовой и профессиональной мобильности рабочей силы, ее конкурентоспособности на рынке труда путем совершенствования системы профессионального обучения и переобучения безработных граждан.

2.10. Публикует в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка труда республики, наличии рабочих мест, возможности профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработных граждан.

2.11. Предусматривает меры по трудоустройству высвобождаемых работников в связи с реорганизацией и ликвидацией бюджетных учреждений, рекомендует администрациям муниципальных образований принимать аналогичные меры.

2.12. Оказывает экономическое стимулирование участия работодателей в развитии учебно-материальной базы республиканских учреждений профессионального обучения.

Работодатели

2.13. Разрабатывают и реализуют меры по стабилизации и расширению производства, предусматривающие более рациональное использование трудовых ресурсов, создание новых
эффективных рабочих мест, ликвидацию неполной занятости работников.

2.14. Принимают меры, направленные на развитие персонала, системы внутрипроизводственной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

2.15. Своевременно информируют органы службы занятости населения о появлении вакантных рабочих мест и их заполнении, приеме на работу безработных, возможности организации общественных работ и временной занятости.

2.16. Принимают меры по недопущению массового сокращения работников, а в случае его угрозы не менее чем за три месяца информируют органы службы занятости населения, профсоюзные органы, администрацию муниципальных образований. Совместно с заинтересованными сторонами разрабатывают меры, направленные на смягчение социальных последствий предстоящего увольнения.

2.17. Предоставляют увольняемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.

2.18. При проведении процедуры банкротства организации сохраняют максимально возможное число работников в организации, создаваемой на базе подвергнувшейся банкротству.

2.19. При ликвидации организации или сокращении численности работников организаций внебюджетного сектора предупрежденным об увольнении работникам оплачивают время для поиска нового места работы.

2.20. Участвуют в организации и проведении ярмарок вакансий.

2.21. Обеспечивают трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии действующим законодательством и установленными квотами.

Содействуют трудоустройству безработных молодых граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Профсоюзы

2.22. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением действующего законодательства в области занятости населения, предоставлением гарантий и компенсаций при высвобождении работников.

Вносят в администрации муниципальных образований предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников.

2.23. Добиваются через коллективные договоры и отраслевые соглашения сохранения и создания рабочих мест, обеспечения подготовки и переподготовки кадров, предоставления работникам дополнительных гарантий и компенсаций.

2.24. Оказывают бесплатную правовую помощь членам профсоюзов в вопросах приема на работу и увольнения,
занятости.

2.25. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения через своих представителей.

III. В сфере оплаты труда, доходов и уровня жизни населения

Стороны

3.1. Проводят согласованную политику по совершенствованию систем оплаты труда, повышению уровня заработной платы, увеличению удельного веса заработной платы в общих доходах населения, уменьшению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.

3.2. Обеспечивают контроль за своевременной оплатой труда в организациях независимо от форм собственности, принимают меры по ликвидации и предотвращению задолженности по выплате заработной платы.

Регулярно рассматривают на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Межведомственной комиссии по вопросам укрепления дисциплины оплаты труда и уплаты единого социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию состояние выплаты и уровня заработной платы в отраслях и организациях республики.

Правительство

3.3. Своевременно и в полном объеме выделяет средства на выплату заработной платы работникам организаций и учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл, обеспечивает их целевое использование.

3.4. В трудовых договорах с руководителями государственных организаций предусматривает их ответственность за нарушения в организации и оплате труда работников.

Рекомендует принимать аналогичные меры администрациям муниципальных образований при заключении трудовых договоров с руководителями муниципальных организаций.

Принимает меры, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, в отношении руководителей организаций, занижающих реальный размер заработной платы.

3.5. Утверждает отраслевые условия оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл, с учетом мнения Профсоюзов.

3.6. Определяет в полном объеме фонд оплаты труда для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, исходя из ставок (окладов) Единой тарифной сетки, а также доплат и надбавок в размере, не превышающем 25 процентов тарифного фонда оплаты труда.

3.7. Обеспечивает своевременность
и полноту дополнительных выплат отдельным категориям работников здравоохранения и образования в рамках приоритетных национальных проектов.

3.8. При формировании консолидированного бюджета республики предусматривает расходы на повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

3.9. Ежеквартально утверждает и публикует в средствах массовой информации величину прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения.

Работодатели

3.10. Обеспечивают определенный трудовым законодательством порядок выплаты заработной платы и установленные коллективным договором сроки.

В случае нарушения установленного срока выплачивают денежную компенсацию в размерах, определенных коллективным договором, но не ниже предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Задолженность за предыдущие периоды выплачивают в соответствии с графиками, согласованными с профкомами.

3.11. Обеспечивают установление минимального размера тарифной ставки (минимальной оплаты труда) работников организаций внебюджетной сферы в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека в республике.

3.12. Обеспечивают уровень средней заработной платы работников предприятий, организаций внебюджетной сферы не ниже средней величины, сложившейся в республике, ежегодных темпов ее роста не ниже 25 процентов.

3.13. Проводят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен в порядке и размерах, установленных отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами.

3.14. Рекомендовать предусматривать в коллективных договорах в соответствии с действующим законодательством оплату праздничных нерабочих дней сдельщикам, а также повременщикам с часовой оплатой труда, исходя из расчета средней заработной платы.

3.15. Рекомендовать оплачивать время приостановки работником работы ввиду задержки работодателем выплаты ему заработной платы на срок более 15 дней, если работник известил работодателя о начале простоя в письменной форме в соответствии с коллективным договором, как простой по вине работодателя, в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

3.16. При
заключении коллективных договоров предусматривают соотношение тарифной части заработка на уровне не ниже 60 процентов от общего его размера, увеличение доли оплаты труда в структуре затрат на производство продукции, оказание услуг.

3.17. Предоставляют Сторонам по их обращению информацию о величине средней заработной платы, в том числе по категориям работников, задолженности по заработной плате, принимаемых мерах по погашению долгов по оплате труда.

Профсоюзы

3.18. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами действующего законодательства по оплате труда, взаимодействуя с государственными контрольными и надзорными органами.

3.19. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, оплате труда, в досудебном и судебном решении трудовых споров.

3.20. Принимают меры по приведению условий коллективных договоров, в том числе по уровню оплаты труда и порядку индексации, в соответствие с региональным, отраслевым тарифными соглашениями.

IV. В сфере социальной политики

Стороны

4.1. Проводят согласованную политику по улучшению социальных условий жизни работников и членов их семей, соблюдению пенсионных прав работающих граждан в регионе в условиях пенсионной реформы, осуществляют меры по социальной поддержке малообеспеченной части населения.

4.2. Сохраняют и укрепляют систему санаторно-курортного лечения. Содействуют сохранению и увеличению финансирования расходов на санаторно-курортное лечение и проведение оздоровительных мероприятий для работников и членов их семей из средств социального страхования, республиканского бюджета Республики Марий Эл, работодателей.

4.3. Организуют оздоровление, отдых и занятость детей и подростков в период летних каникул, в первую очередь детей из семей, особо нуждающихся в социальной поддержке.

4.4. Способствуют решению демографической проблемы путем снижения смертности, увеличения рождаемости, реализации миграционных процессов, совершенствуют механизм государственной молодежной политики, включая оказание молодым семьям помощи в решении жилищной проблемы, формирование советов молодых специалистов на предприятиях.

4.5. Содействуют развитию различных форм привлечения в строительство жилья кредитных ресурсов, ипотечного кредитования и средств населения.

4.6. Рассматривают на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:

вопросы организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков;

информацию о поступлении и расходовании страховых средств внебюджетных государственных фондов;

обоснованность установления величины республиканских стандартов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Правительство

4.7. Разрабатывает и обеспечивает реализацию программ социальной поддержки отдельных категорий населения, их финансирование и адресную направленность.

4.8. При формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл по отраслям социальной сферы предусматривает расходы:

на оплату труда работников бюджетной сферы в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

других социальных расходов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл;

оплату коммунальных услуг в соответствии с лимитами потребления и утвержденными тарифами на тепловую и электрическую энергию для организаций социальной сферы;

других расходов в соответствии с индексами-дефляторами на очередной финансовый год.

Формирование социальных статей республиканского бюджета Республики Марий Эл осуществляется с учетом рекомендаций Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

4.9. Осуществляет финансирование государственных учреждений здравоохранения, образования, культуры, обеспечивающее сохранение объемов и качества бесплатно предоставляемых услуг по лечению, образованию, занятию физической культурой, спортом и туризмом, приобщению к культурным ценностям.

4.10. Осуществляет меры по реализации приоритетных национальных проектов “Здоровье“, “Образование“, “Доступное и комфортное жилье - гражданам России“, “Развитие агропромышленного комплекса“ и софинансированию мероприятий.

4.11. Принимает меры по участию федеральных целевых социальных программ, в том числе по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, молодых семей.

4.12. Принимает меры по внедрению новых технологий обучения, развитию единой образовательной информационной среды, оснащению образовательных учреждений современной компьютерной техникой, школьными автобусами.

4.13. Реализует в установленном порядке меры по социальной защите детей, нуждающихся в социальной поддержке.

4.14. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин.

4.15. Реализует меры, обеспечивающие повышение доступности для граждан ипотечных, образовательных, потребительских кредитов. Предусматривает в республиканском бюджете Республики Марий Эл средства на предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство и приобретение жилья.

4.16. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг работникам отдельных бюджетных отраслей в сельской местности и поселках городского типа в соответствии с действующим законодательством.

4.17. Сохраняет уровень предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, включая специалистов, проживающих и работающих в сельской местности.

4.18. Сохраняет действующие льготы на проезд в общественном пассажирском транспорте учащимся и студентам.

Работодатели

4.19. Своевременно и в полном объеме осуществляют уплату налоговых платежей в бюджетную систему, единого социального налога, страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечивают погашение задолженности прошлых лет.

4.20. Обеспечивают своевременную и качественную подготовку и представление в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений на работников для начисления им пенсий. Содействуют функционированию в организациях комиссии по пенсионным вопросам.

4.21. Обеспечивают сохранение, хозяйственное обслуживание имеющихся в организациях учреждений социально-культурной сферы, в том числе детских оздоровительных лагерей, осуществляют их своевременную подготовку к оздоровительному сезону.

4.22. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях выделение денежных средств на организацию отдыха детей и подростков во время школьных каникул, санаторно-курортное лечение работников, приобретение новогодних подарков для детей работников; полную или частичную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях, оказание поддержки неработающим пенсионерам, ветеранам труда, многодетным и неполным семьям, инвалидам.

4.23. Содействуют организации физкультурно-спортивной, культурно-массовой работы, осуществляют отчисление первичной профсоюзной организации денежных средств из внебюджетных источников на ее проведение в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.

4.24. Способствуют созданию в организациях молодежных организаций (молодежных советов, комиссий), реализуют меры по закреплению молодых работников на производстве, поддержке молодежных инициатив.

4.25. Предусматривают в коллективных договорах выделение денежных средств за счет прибыли на строительство и приобретение жилья, предоставление льготных ссуд и кредитов работникам организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Принимают участие в реализации приоритетных национальных проектов по обеспечению работников доступным жильем, в том числе молодых специалистов на селе.

Профсоюзы

4.26. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением действующего жилищного законодательства, формированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги, учетом и распределением жилья, построенного или приобретенного за счет средств государственных, муниципальных организаций, своевременным и полным перечислением работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расходованием средств социального страхования, работой общественного пассажирского транспорта.

4.27. Сохраняют и развивают сеть профсоюзных учреждений санаторно-курортного лечения и отдыха.

4.28. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения положений, предусматривающих дополнительные социальные льготы и компенсации работникам, неработающим пенсионерам, ветеранам труда, инвалидам, многодетным и неполным семьям, молодежи, совмещающей работу с обучением, и их реализации.

4.29. Содействуют созданию и функционированию в организациях молодежных объединений.

4.30. Совместно с работодателями организуют на предприятиях физкультурно-спортивную, культурно-массовую работу.

V. В области условий и охраны труда,

экологической безопасности

Стороны

5.1. Проводят целенаправленную работу по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и государственным санитарным правилам.

5.2. Добиваются организации работы и управления охраной труда в соответствии с требованиями федерального законодательства.

5.3. Проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в организациях республики и разрабатывают предложения по их предупреждению. Распространяют передовой опыт работы, организуют научно-практические конференции, семинары, выставки по охране труда.

5.4. Принимают меры по повышению информированности работников об условиях и охране труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости в организациях республики и о требованиях санитарного законодательства.

5.5. Обеспечивают скоординированную работу органов исполнительной власти республики, структур федерального надзора и контроля, профсоюзных организаций в области улучшения условий, охраны труда и окружающей среды.

5.6. Организуют и проводят республиканские семинары, смотры, конкурсы, тематические выставки прогрессивной организации работы по охране труда и экологии.

5.7. Участвуют в реализации республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Марий Эл на 2007 - 2010 годы.

Правительство

5.8. Обеспечивает реализацию и финансирование республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Марий Эл на 2007 - 2010 годы.

5.9. Обеспечивает подготовку, направление Сторонам и другим заинтересованным органам ежегодного доклада о состоянии условий и охраны труда работников в Республике Марий Эл и принимаемых мерах по их улучшению.

5.10. Рекомендует администрациям муниципальных образований:

организовать деятельность территориальных координационных советов по охране труда;

обеспечить разработку и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда.

Работодатели

5.11. Организуют работу по охране труда в организациях в соответствии с федеральным законодательством. Разрабатывают и утверждают положения об организации работы по охране труда в соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации “Общие требования к управлению охраной труда в организации“.

5.12. Обеспечивают своевременное выполнение планово-предупредительных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности производства, технологических процессо“ и рабочих мест, на улучшение условий и охраны труда, экологии и санитарно-бытового обслуживания работников, бесплатное обеспечение их не ниже установленных норм спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, моющими и дезинфицирующими средствами, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.

5.13. Обеспечивают своевременное финансирование мероприятий по охране труда в необходимом объеме, но не ниже 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

5.14. Принимают меры по выводу из эксплуатации оборудования, производственных зданий и сооружений, угрожающих жизни и здоровью работников, внедрению технологических процессов, исключающих воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.

5.15. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда и обеспечивают реализацию разработанных мероприятий, в первую очередь на работах с вредными и опасными условиями труда.

5.16. Обеспечивают организацию и эффективное функционирование внутриведомственного административного контроля и надзора за безопасностью труда в организациях и их подразделениях.

5.17. Совместно с профсоюзными организациями на паритетной основе создают совместные комиссии по охране труда, внедряют систему административно-общественного контроля за охраной труда.

5.18. Обеспечивают условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.

5.19. Обеспечивают выполнение требований экологической безопасности, санитарного законодательства, разработку и внедрение мероприятий по оздоровлению и улучшению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в организациях, осуществляют сбор, хранение, переработку и обезвреживание промышленных и бытовых отходов.

5.20. Обеспечивают своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому, благополучию населения.

Профсоюзы

5.21. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав работников в сфере охраны труда силами собственной инспекции и уполномоченных лиц профсоюзных комитетов.

5.22. Взаимодействуют с государственными органами в работе по контролю за соблюдением правил и норм охраны труда, предоставлением гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях.

5.23. Участвуют в реализации программ и мероприятий по охране труда и окружающей среды.

5.24. Принимают участие в создании и работе комиссий по охране труда в организациях республики.

5.25. При разработке и заключении коллективных договоров и соглашений добиваются включения мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников.

5.26. Вносят представления работодателям об устранении выявленных нарушений по охране труда.

5.27. Участвуют в согласовании проектов локальных актов об охране труда на предприятии.

5.28. Защищают права и интересы работников по охране труда. Участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, отстаивают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и получивших профессиональное заболевание.

VI. Развитие социального партнерства и

координация действий Сторон Соглашения

Стороны

6.1. Проводят трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации основных направлений социально-экономического развития и бюджетной политики республики.

6.2. Обеспечивают эффективную работу Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, регулярное проведение ее заседаний.

6.3. Содействуют развитию социального партнерства на всех уровнях, заключению отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности.

6.4. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров, возникающих в сфере социально-трудовых отношений, принимают все зависящие от них меры по их урегулированию в порядке, установленном действующим законодательством.

6.5. Представляют друг другу на бесплатной основе статистические данные и информацию, необходимую для контроля за выполнением Соглашения, в том числе по вопросам доходов и уровня жизни населения, занятости, охраны труда, обеспеченности жильем, соблюдения трудового законодательства, использования средств государственных внебюджетных фондов.

6.6. Содействуют повышению эффективности работы и организационному укреплению Сторон социального партнерства, расширению охвата системой социального партнерства основной массы хозяйствующих субъектов и прямого действия на них данного Соглашения.

6.7. Считают необходимым усиление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в организациях, где отсутствует внутренний общественный контроль в лице профсоюза и нет принятого с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации коллективного договора.

Правительство

6.8. Регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения республики и информирует о тенденциях их изменения Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

6.9. Обеспечивает участие представителей Сторон в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов социальной направленности, в работе комиссий, рабочих групп, образованных для рассмотрения социально значимых вопросов.

6.10. Направляет на рассмотрение Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проекты законодательных актов, нормативных правовых актов органов исполнительной власти республики в сфере труда, программ социально-экономического развития по следующим вопросам:

бюджетная политика в решении социальных проблем в республике;

оплата и нормирование труда работников;

занятость населения;

охрана труда;

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

регулирование цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, в том числе на жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта;

государственное социальное страхование;

организация санаторно-курортного лечения работающих, отдыха детей;

социальная поддержка отдельных категорий граждан.

Работодатели

6.11. Принимают локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствии с действующим законодательством.

6.12. Содействуют инициативе работников по созданию (восстановлению) первичных профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых вопросов.

Гарантируют невмешательство в деятельность профсоюзных организаций, соблюдение прав профсоюзов в соответствии с действующим законодательством.

6.13. Обеспечивают ежемесячное бесплатное перечисление на счета профсоюзных организаций членских профсоюзных взносов одновременно с выдачей заработной платы в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором.

6.14. Безвозмездно предоставляют выборным профсоюзным органам первичной профсоюзной организации необходимые условия для осуществления уставной деятельности, предусмотренные действующим законодательством и коллективным договором.

6.15. Представляют профсоюзным комитетам информацию по вопросам, включенным в коллективный договор и затрагивающим интересы работников.

6.16. Обеспечивают условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

6.17. Создают объединения работодателей на уровне отраслей, муниципального образования.

Профсоюзы

6.18. Инициируют заключение коллективных договоров и соглашений.

Добиваются заключения коллективного договора в каждой организации, имеющей профсоюзную организацию.

6.19. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам социального партнерства в трудовых отношениях.

VII. Заключительные положения

7.1. Настоящее Соглашение заключено на три года, вступает в действие с 1 января 2007 года.

7.2. Стороны принимают на себя обязательства соблюдать все условия настоящего Соглашения и нести предусмотренную действующим законодательством ответственность за нарушение и невыполнение его положений.

7.3. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон решением Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7.4. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется заключившими его Сторонами в соответствии с действующим законодательством. Ход его реализации рассматривается на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в согласованные сроки.

7.5. Текст Соглашения в 10-дневный срок после подписания публикуется в средствах массовой информации.

7.6. Совершено в г. Йошкар-Оле 6 декабря 2006 г. в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

Соглашение подписали:

от Правительства

Республики Марий Эл

Заместитель

Главы Правительства

Республики Марий Эл

Л.А.ГАРАНИН

от Объединения

организаций профсоюзов

Республики Марий Эл

председатель

Объединения

организаций профсоюзов

Республики Марий Эл

О.Н.ЦВЕТКОВА

от республиканского

объединения работодателей

Республики Марий Эл

генеральный директор

Торгово-промышленной палаты

Республики Марий Эл

Г.А.ДЕМЕНТЬЕВ

ДОПОЛНЕНИЕ

К СОГЛАШЕНИЮ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ,

ОБЪЕДИНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ,

РЕСПУБЛИКАНСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2007 - 2009 ГОДЫ

Раздел “УСЛОВИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ МОЛОДЕЖИ“

Стороны

1. В работе с молодежью Стороны считают приоритетными задачами обеспечение защиты и социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи, создание условий стимулирующих к созидательному, активному участию в жизни организации, города (района), в профсоюзном, молодежном движении.

2. Поддерживают молодежь на этапе социального, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания и укрепления семьи.

3. Реализуют республиканские целевые программы в сфере молодежной политики, совершенствуют нормативно-правовую базу государственной и общественной поддержки, а также защиты прав и интересов молодых граждан Республики Марий Эл.

4. Рассматривают на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы работы с молодежью и меры по улучшению социально-экономической и правовой защиты молодых людей.

5. Оказывают содействие формированию и развитию структур по работе с молодежью на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

6. Оказывают содействие молодым семьям в приобретении жилья, улучшении жилищных условий в рамках реализации республиканской целевой программы “Жилье для молодой семьи“ на 2004 - 2010 годы.

7. Содействуют возрождению шефства организаций над учебными учреждениями профессионального образования.

Правительство

8. Разрабатывает и реализует республиканские целевые программы в сфере молодежной политики в Республике Марий Эл.

9. Разрабатывает и реализует мероприятия по обеспечению жильем молодых семей с привлечением средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, местных бюджетов и внебюджетных источников.

10. Обеспечивает меры по поддержке молодых граждан в области охраны труда и здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.

11. Контролирует предоставление, гарантированных законодательством льгот и социальных гарантий молодежи.

12. Создает условия для занятости молодежи, в том числе по созданию временных рабочих мест для учащихся и студентов в свободное от учебы время.

Работодатели

13. Обязуются предусматривать в коллективных договорах разделы о работе с молодежью с предоставлением для молодежи гарантий и льгот (квотирование рабочих мест, возможности повышения квалификации и получения специальности, предоставление льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, содержание детей в детских дошкольных учреждениях, помощь при рождении ребенка, предоставление краткосрочного отпуска для отца при выписке ребенка из роддома и др.).

14. Обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования.

15. Проводят конкурсы профессионального мастерства “Лучший молодой рабочий по профессии“, “Лучший молодой специалист“.

16. Создают и развивают институт наставничества.

17. Способствуют организации работы с молодежью, проживающей в общежитиях.

18. Содействуют организации спортивных, культурно-массовых, оздоровительных мероприятий.

19. Предусматривают в коллективных договорах выделение денежных средств для работы с молодежью.

Профсоюзы

20. Участвуют в разработке и реализации программ по поддержке молодежи, занятости и профессионального обучения.

21. Формируют специальные разделы по вопросам защиты социально-трудовых прав молодежи в коллективных договорах организаций.

22. Совместно с работодателем участвуют в организации трудового соперничества среди молодежи, содействуют созданию советов молодых специалистов, бригад, звеньев, участвуют в организации конкурсов профессионального мастерства среди молодежи.

23. Участвуют в создании и развитии в организациях института наставничества.

24. Создают в профкомах первичных профсоюзных организаций молодежные советы.

25. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюза, показывают им роль профсоюзов для молодежи в области защиты социально-трудовых прав и интересов.

26. Организуют трудовые, культурно-массовые, спортивные мероприятия для молодежи, а также участвуют в организации их отдыха и досуга.