Российские законы

Определение Конституционного Суда Республики Коми от 15.09.2000 “По жалобе ООО “Комиссионные товары“ на нарушение конституционных прав пунктом 10 статьи 3 и примечанием 2 к пункту 6 статьи 12 Закона Республики Коми “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 сентября 2000 года

ПО ЖАЛОБЕ ООО “КОМИССИОННЫЕ ТОВАРЫ“

НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 10

СТАТЬИ 3 И ПРИМЕЧАНИЕМ 2 К ПУНКТУ 6 СТАТЬИ 12 ЗАКОНА

РЕСПУБЛИКИ КОМИ “О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ

ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ“

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, заслушав в распорядительном заседании заключение судьи Л.В.Батмановой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ предварительное изучение жалобы ООО “Комиссионные товары“,

установил:

1. В Конституционный Суд Республики Коми обратилось ООО “Комиссионные товары“ с жалобой на несоответствие Конституции Республики Коми, ее статье 64 (части второй), пункта 10 статьи 3 и примечания 2 к пункту 6 статьи 12 Закона Республики Коми “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ в части отнесения к плательщикам названного налога предпринимателей, осуществляющих торговлю комиссионными товарами, на том основании, что федеральный законодатель не относит комиссионную торговлю к сферам предпринимательской деятельности, облагаемой этим видом налога.



Жалоба является допустимой, поскольку заявители, осуществляющие комиссионную торговлю, уплачивают единый налог на вмененный доход, то есть оспариваемые положения закона применены в их деле, и выявилась неопределенность в вопросе о соответствии этих норм Конституции Республики Коми.

2. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации в соответствии с пунктом “и“ статьи 64 Конституции Республики Коми и пункта “и“ статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации могут быть приняты в пределах, установленных федеральным законом, а вопросы несоответствия закона Республики Коми федеральному закону входят в компетенцию Конституционного Суда Республики Коми.

3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации для сфер предпринимательской деятельности, установленных Федеральным законом “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 31 июля 1998 года (с изменениями и дополнениями).

Статья 3 названного закона установила сферы предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, в частности, розничную торговлю, осуществляемую через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади (пункт 7 части первой).

Закон Республики Коми “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 30 сентября 1998 года (с изменениями и дополнениями) в пункте “а“ части первой статьи 2, определяющей плательщиков налога, продублировал это положение, то есть не вышел за рамки, установленные федеральным законодателем.

Вместе с тем, в статье 3, определяющей понятия, используемые в Законе, дано понятие комиссионной торговли как розничной торговли, предполагающей продажу комиссионных товаров, переданных комиссионеру для реализации третьими лицами - комитентами, по договорам комиссии с физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей в порядке осуществления ими предпринимательской деятельности), которое в совокупности с примечанием 2 к пункту 6 статьи 12 (устанавливает понижающий коэффициент для комиссионной торговли) дает основание правоприменителю относить к плательщикам налога и такую сферу предпринимательской деятельности, как комиссионная торговля. Что на практике и делается, в частности, в отношении заявителя.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 492 дает понятие договора розничной купли - продажи: “По договору розничной купли - продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью“. Таким образом, квалифицирующим признаком договора розничной купли - продажи является продажа его продавцом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Кроме того, в соответствии со статьями 436 и 460 ГК РФ договору розничной купли - продажи присущи такие неотъемлемые признаки как безотзывность оферты и свобода от прав третьих лиц. При комиссионной продаже товаров эти признаки отсутствуют (комитент остается собственником товара, то есть сохраняет свои права на него, и вправе отменить поручение о продаже, то есть отозвать товар, предложенный к продаже). Если и считать комиссионную торговлю розничной, исходя из признака продажи товара поштучно, то это весьма специфический вид розничной торговли. В этом случае федеральный законодатель указал бы этот вид торговли отдельным пунктом, как он это сделал с розничной торговлей горюче - смазочными материалами (пункт 8 статьи 3 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“).

5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 года N 569 утверждены Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, которые в пункте 1 дают следующее определение: “Под комиссионером понимается организация, независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу товаров, принятых на комиссию, по договору розничной купли - продажи“. Это определение могло послужить республиканскому законодателю основанием для определения понятия “комиссионная торговля“, которое дано в пункте 10 статьи 3 Закона Республики Коми “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“. Однако названные Правила разработаны в целях защиты прав потребителя, о чем прямо сказано в пункте 1, и не могут быть распространены на налоговые отношения вопреки требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, который четко разграничивает понятия розничной торговли и комиссионной деятельности.

Совмещение понятий республиканским законодателем приводит к неоднозначному толкованию норм права и не согласующемуся с принципом правового государства (статья 1 Конституции Республики Коми) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками, на что указывалось в решении Конституционного Суда Республики Коми в постановлении от 30 ноября 1999 года по заявлениям граждан А.Ю.Завального, А.В.Кузнецова, О.В.Болгарской, Н.И.Майоровой.

6. Вопросы выбора норм материального права, их оценки по значимости в зависимости от уровня нормативного акта, оценки соответствия фактических материалов отношениям, регулируемым той или иной нормой права, не входят в компетенцию Конституционного Суда Республики Коми и могут быть разрешены применительно к отношениям заявителя арбитражным судом.



7. Норма права республиканского закона, непосредственно определяющая плательщиков единого налога на вмененный доход, идентична с нормой федерального закона и не вызывает сомнений в применении и неопределенности. Норма, позволяющая правоприменителю относить заявителя к плательщикам единого налога, является лишь понятийной. Она не несет в себе императивного содержания и может истолковываться неоднозначно. В отношении неоднозначного толкования норм права позиция Конституционного Суда Республики Коми высказана в постановлении, сохраняющем свою силу.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 39, частью третьей статьи 66, статьей 73, частью второй статьи 94 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“, суд

определил:

1. Единый налог на вмененный доход может быть установлен законом субъекта Российской Федерации лишь для сфер предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, который не подлежит расширительному толкованию.

Рекомендовать Государственному Совету Республики Коми внести изменения в Закон Республики Коми “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, исключающие его неоднозначное толкование.

2. Поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса в соответствии с Законом Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ не требуется вынесения, предусмотренного его статьей 66 итогового решения в виде постановления, признать жалобу ООО “Комиссионные товары“ не подлежащей рассмотрению в заседании Конституционного Суда Республики Коми с участием сторон.

3. Определение Конституционного Суда Республики Коми окончательно и обжалованию не подлежит.

4. Дела ООО “Комиссионные товары“ подлежат пересмотру компетентными органами в установленном порядке с учетом пункта 1 резолютивной части настоящего Определения.

5. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ настоящее определение подлежит опубликованию в “Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми“ и газете “Республика“.

Конституционный Суд

Республики Коми