Российские законы

Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 29.08.2008 “По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия пунктов 1.3 и 3.1 Методики определения уровня арендной платы за имущество, находящееся в собственности Республики Карелия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 22 февраля 2000 года N 44-П, в связи с обращением общества с ограниченной ответственностью “Петровский“

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2008 года

По делу о проверке соответствия Конституции

Республики Карелия пунктов 1.3 и 3.1 Методики

определения уровня арендной платы за имущество,

находящееся в собственности Республики Карелия,

утвержденной Постановлением Правительства

Республики Карелия от 22 февраля 2000 года

N 44-П, в связи с обращением общества с

ограниченной ответственностью “Петровский“

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, П.А.Союнена, Т.Н.Фотиной,

с участием сторон: представителей ООО “Петровский“ - М.М.Голубевой, Е.В.Гудковой, М.М.Кужаровой, представителя Главы Республики Карелия - М.В.Орлова, -

руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт “б“ пункта 1 части 1), 74, 83, 84 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия пунктов 1.3 и 3.1 Методики определения уровня арендной платы за имущество, находящееся в собственности Республики Карелия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 22 февраля 2000 года N 44-П.

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение ООО “Петровский“.

Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия пункты 1.3, 3.1 Методики определения уровня арендной платы за имущество, находящееся в собственности Республики Карелия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 22 февраля 2000 года N 44-П.

Заслушав сообщение судьи-докладчика П.А.Союнена, объяснения сторон, выступление представителя Отдела законодательства Республики Карелия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу - О.С.Стояновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:

1. Общество с ограниченной ответственностью “Петровский“ обратилось в Конституционный Суд Республики Карелия с запросом о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положений пунктов 1.3 и 3.1 Методики определения уровня арендной платы за имущество, находящееся в собственности Республики Карелия.

Методика определения уровня арендной платы за имущество, находящееся в собственности Республики Карелия, является Приложением N 2 к Положению о порядке передачи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Карелия, в аренду и безвозмездное пользование и действует в редакции Постановления Правительства Республики Карелия от 4 сентября 2007 года N 132-П.

Названное Положение утверждено Постановлением Правительства Республики Карелия от 22 февраля 2000 года N 44-П, опубликовано в Собрании законодательства Республики Карелия N 2, февраль 2000 года и действует в редакции от 14 января 2008 года.

В соответствии с пунктом 1.3 Методики величина арендной платы за конкретное имущество может быть увеличена или снижена в соответствии с решением комиссии по аренде с учетом реального состояния имущества и социально-экономической ситуации.

По мнению ООО “Петровский“, указанная правовая норма содержит неопределенность юридического содержания, поскольку не позволяет четко определить основания для увеличения либо снижения арендной платы за имущество.

Повышение арендной платы, основанное на произвольном решении комиссии, может необоснованно увеличивать расходы предпринимателей, заключивших договоры аренды объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Республики Карелия, и ограничивать свободу хозяйственной деятельности, гарантированную статьей 8 (часть 3) Конституции Республики Карелия.

В соответствии с пунктом 3.1 Методики базовая составляющая расчета - расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в типовых домах по базовому району Республики Карелия - г. Петрозаводску устанавливается в соответствии с данными по Республике Карелия, представляемыми Министерством строительства Республики Карелия, по состоянию на первое число квартала, в котором производится расчет.

Заявитель считает, что такое определение базовой составляющей расчета арендной платы в Методике является неправильным, поскольку не имеет отношения к нежилым помещениям, а также является несправедливым, так как, исходя из характера этого показателя, арендная плата заведомо ориентируется на ее неоднократную в течение года корректировку в сторону увеличения.

Заявитель просит признать не соответствующими части 2 статьи 5, частям 3, 4 статьи 8 Конституции Республики Карелия предписания пунктов 1.3 и 3.1 Методики определения уровня арендной платы за имущество, находящееся в собственности Республики Карелия, как допускающие ограничение свободы предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и не соответствующие конституционному принципу справедливости.

В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“ Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд Республики Карелия не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

2. Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи средства бюджета Республики Карелия и иное государственное имущество Республики Карелия, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Республики Карелия.

В подпункте “ж“ пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации. Доходы от использования имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 26.12 указанного Федерального закона).

Статьями 26.11, 26.12 того же Федерального закона предусмотрено, что в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено федеральными законами органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральным и региональным законодательством, осуществляя принадлежащие им полномочия самостоятельно.

Установление порядка использования государственной собственности Республики Карелия отнесено к ведению органов исполнительной власти Республики Карелия (пункт 4 статьи 57 Конституции Республики Карелия).

В Республике Карелия компетенция органов государственной власти в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Республики Карелия определена Законом Республики Карелия от 6 июня 2000 года N 414-ЗРК “Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Карелия“.

Согласно пункту “б“ статьи 7 указанного Закона Правительство Республики Карелия утверждает положения по вопросам организации учета, управления и распоряжения государственным имуществом Республики Карелия.

На основании предписаний статьи 14 республиканского Закона движимое и недвижимое имущество Республики Карелия может быть сдано в аренду (имущественный найм), за исключением имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия. Определен круг субъектов, выступающих в качестве арендодателя при сдаче государственного имущества Республики Карелия в аренду, среди них орган по управлению государственным имуществом, государственные унитарные предприятия и государственные учреждения (части 1 и 2 статьи 14 Закона).

Порядок сдачи в аренду государственного имущества и Методику определения уровня годовой арендной платы за нежилые здания (помещения) утверждает Правительство Республики Карелия (часть 3 статьи 14 Закона).

Из Закона Республики Карелия “Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Карелия“ (статья 3) и рассматриваемого Постановления Правительства Республики Карелия следует, что рассматриваемая по настоящему делу Методика регулирует, в том числе, отношения по определению арендной платы за пользование не закрепленным за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями имуществом Республики Карелия, входящим с состав казны Республики Карелия.

Отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, касающиеся порядка передачи имущества в аренду и безвозмездное пользование, с учетом их специфики, представляют собой систему публично-правовых властных отношений. Гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, данные отношения регулироваться не могут.

Исследуемая Методика регулирует административно-правовые отношения, то есть отношения “власти-подчинения“, в сфере использования государственного имущества и адресована соответствующим органам по управлению государственным имуществом, одним из которых является Министерство природных ресурсов Республики Карелия (пункт 2.1.1 Положения о порядке передачи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Карелия, в аренду и безвозмездное пользование).

Решение о сдаче в аренду имущества, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1.2 и 2.1.3 Положения, оформляется соответствующим распоряжением указанного Министерства, которое выступает арендодателем этого имущества (пункты 2.1 и 2.4 Положения). Порядок расчета арендной платы за имущество (здания, помещения, сооружения и их части, а также движимое имущество), находящееся в государственной собственности Республики Карелия, устанавливается вышеназванной Методикой.

Таким образом, утверждая Методику определения уровня арендной платы за имущество, находящееся в собственности Республики Карелия, Правительство Республики Карелия действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий и реализовало предоставленное ему законом право самостоятельно определять существенные условия передачи государственного имущества Республики Карелия во временное пользование (аренду и безвозмездное пользование).

3. В Республике Карелия устанавливается верховенство права и гарантируется равенство всех перед законом (часть 1 статьи 5, часть 1 статьи 19 Конституции Республики Карелия).

Принимая нормативный правовой акт, устанавливающий правила использования государственного имущества, уполномоченный орган - Правительство Республики Карелия должно исходить из требований определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм. Между тем, содержащаяся в рассматриваемом нормативном положении пункта 1.3 Методики возможность увеличения или снижения арендной платы за имущество, находящееся в собственности Республики Карелия, “в зависимости от реального состояния имущества и социально-экономической ситуации“ допускает неопределенность в правовом регулировании.

В силу специфики характера правоотношений по управлению и распоряжению государственным имуществом, аренда государственного имущества преследует публичные интересы, в связи с чем необходимо обеспечить контроль над соблюдением этих интересов и свести до минимума возможность усмотрения правоприменителей при решении этих вопросов. Предоставляя комиссии по аренде полномочие по увеличению или снижению арендной платы за конкретное имущество без четко и ясно установленных оснований, рассматриваемые правовые предписания фактически ставят решение этого вопроса в зависимость от ее усмотрения.

Следовательно, правовые предписания пункта 1.3 Методики определения уровня арендной платы за имущество, находящееся в собственности Республики Карелия, в силу неопределенности их содержания допускают возможность немотивированного неограниченного усмотрения и произвольного их толкования в процессе правоприменения, что является нарушением конституционных принципов верховенства права и равенства всех перед законом, а потому не соответствуют Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (часть 1), 19 (часть 1).

4. В соответствии с пунктом 3.1 Методики базовая составляющая расчета - расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в типовых домах по базовому району Республики Карелия - г. Петрозаводску устанавливается в соответствии с данными по Республике Карелия, представляемыми Министерством строительства Республики Карелия, по состоянию на первое число квартала, в котором производится расчет.

При решении вопросов, связанных с управлением и распоряжением республиканской государственной собственностью, Правительство Республики Карелия по смыслу пункта 5 статьи 12 и статьи 14 Закона Республики Карелия “О Правительстве Республики Карелия“ наделено правом самостоятельного принятия нормативных правовых актов исходя из специфики его управленческих задач, целесообразности, экономической эффективности и широкой дискреции в этой области.

Регулирование, связанное с Методикой определения размера арендной платы при сдаче в аренду государственного имущества Республики Карелия и внесения изменений в эту Методику, обусловлено уровнем социально-экономического развития республики на данном этапе, ее финансовыми и иными возможностями. Поэтому проверка конституционности пункта 3.1 в части правомерности и обоснованности установления в качестве базовой составляющей расчета арендной платы - расчетной стоимости 1 кв. метра общей жилой площади в типовых домах по базовому району Республики Карелия - городу Петрозаводску повлекла бы необходимость исследования всего комплекса взаимосвязанных с этим правоотношений и фактически означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решений Правительства Республики Карелия по этому вопросу. Однако в соответствии со статьей 3 (часть 2) Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“ Конституционный Суд рассматривает исключительно вопросы права, поэтому рассмотрение обращения в этой части не относится к полномочиям Конституционного Суда Республики Карелия.

Доводы заявителя ООО “Петровский“ о том, что установление арендной платы на момент сдачи государственного имущества в аренду, рассчитанной с применением пункта 3.1 Методики, заведомо ориентирует на неоднократную в течение года корректировку арендной платы в сторону увеличения, что, по его мнению, является неправильным и несправедливым, не могут быть рассмотрены в настоящем судебном заседании. После заключения договора аренды все вопросы дальнейшего изменения арендной платы регулируются не данной Методикой, а заключенным между сторонами договором аренды, который не может являться предметом рассмотрения в порядке конституционного судопроизводства.

В соответствии со статьей 68 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“ Конституционный Суд Республики Карелия прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что обращение в соответствии с настоящим Законом не является допустимым, а также в иных случаях, установленных настоящим Законом.

Исходя из изложенного, Суд считает необходимым производство по делу в этой части прекратить за неподведомственностью.

Руководствуясь статьями 6, 68, 70-75, 80, 85 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“, Конституционный Суд Республики Карелия

постановил:

1. Признать пункт 1.3 Методики определения уровня арендной платы за имущество, находящееся в собственности Республики Карелия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 22 февраля 2000 года N 44-П, не соответствующим статьям 5 (часть 1), 19 (часть 1) Конституции Республики Карелия.

2. Прекратить производство по настоящему делу в части проверки соответствия Конституции Республики Карелия пункта 3.1 Методики определения уровня арендной платы за имущество, находящееся в собственности Республики Карелия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 22 февраля 2000 года N 44-П, закрепляющего базовую составляющую расчета годовой арендной платы - расчетной стоимости 1 кв. метра общей жилой площади в типовых домах по базовому району Республики Карелия - городу Петрозаводску, поскольку ее установление является вопросом экономической целесообразности, проверка которого не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия.

3. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“, части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“ настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.

4. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“ настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты “Карелия“ и в официальном издании “Собрание законодательства Республики Карелия“.

Конституционный Суд Республики Карелия