Российские законы

Приказ Министерства образования РК от 26.01.2009 N 19 “Об утверждении нормативных документов, регламентирующих проведение государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях Республики Коми“ (вместе с “Порядком осуществления государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях Республики Коми“)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ

от 26 января 2009 г. N 19

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ

ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании“ (ст. 28.1, 38), Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 522, Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 116, на основании Положения об Управлении по надзору и контролю в сфере образования, утвержденного Министром образования Республики Коми 12 декабря 2008 года и в целях нормативного правового обеспечения государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях Республики Коми на единой организационно-методической основе приказываю:

1. Утвердить Порядок осуществления государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях Республики Коми (приложение 1).

2. Управлению по надзору и контролю в сфере образования (Лянцевич В.М.):

2.1. Обеспечить проведение государственного контроля качества образования в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях и их филиалах, расположенных на территории Республики Коми в соответствии с требованиями законодательства в области образования и нормативными документами, утвержденными настоящим Приказом.

2.2. Организовать информационное обеспечение деятельности руководителей образовательных учреждений различных организационно-правовых форм по вопросам организации и проведения государственного контроля качества образования.



2.3. Провести необходимую организационную работу с отделами Министерства образования Республики Коми по исполнению нормативных документов, утвержденных настоящим Приказом.

3. Начальникам отделов Министерства образования Республики Коми принять к руководству и обеспечить:

3.1. Исполнение утвержденных настоящим Приказом нормативных документов.

3.2. Оказать содействие специалистам Управления по надзору и контролю в сфере образования в проведении государственного контроля качества образования в подведомственных Министерству образования Республики Коми и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями законодательства в области образования и нормативными документами, утвержденными настоящим Приказом.

3.3. Провести необходимую организационную и разъяснительную работу с руководителями подведомственных государственных образовательных учреждений по исполнению нормативных документов, утвержденных настоящим Приказом.

4. Руководителям муниципальных органов управления образованием провести необходимую организационную и разъяснительную работу с руководителями подведомственных муниципальных образовательных учреждений по исполнению нормативных документов, утвержденных настоящим Приказом.

5. Руководителям образовательных учреждений различных типов и видов и организационно-правовых форм обеспечить исполнение законодательства в области образования и создание необходимых условий для проведения государственного контроля качества образования в соответствии с нормативными документами, утвержденными настоящим Приказом.

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника Управления по надзору и контролю в сфере образования В.М.Лянцевича.

Министр

Н.СТРУТИНСКАЯ



Утвержден

Приказом

Министерства образования

Республики Коми

от 26 января 2009 г. N 19

Приложение 1

ПОРЯДОК

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. Порядок осуществления государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях Республики Коми (далее - Порядок) регламентирует деятельность Министерства образования Республики Коми по исполнению полномочий Российской Федерации в части осуществления государственного контроля качества образования по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, а также проверки содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях Республики Коми.

2. Основной целью государственного контроля качества образования является осуществление в порядке надзора и контроля проверки содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях Республики Коми для установления их соответствия (несоответствия) требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Задачами государственного контроля качества образования являются:

- осуществление контроля за исполнением государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральных государственных требований к реализуемым образовательным программам образовательными учреждениями дошкольного образования и дополнительного образования детей;

- выявление случаев нарушений и неисполнения образовательными учреждениями требований федеральных государственных образовательных стандартов и принятие мер по их недопущению;

- анализ и экспертная оценка деятельности администрации государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений по обеспечению содержания и качества подготовки обучающихся;

- анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников, а также результатов качества подготовки обучающихся, уровня и направленности реализуемых образовательных программ.

4. Осуществление полномочий Российской Федерации по государственному контролю качества образования (далее - контроль качества образования) обеспечивается Управлением по надзору и контролю в сфере образования, являющимся структурным подразделением Министерства образования Республики Коми (далее - Управление).

5. Управление, осуществляя государственный контроль качества образования, руководствуется Законом Российской Федерации “Об образовании“, Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 522, Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 116, Положением об Управлении по надзору и контролю в сфере образования и настоящим Порядком.

6. Организационной формой контроля качества образования является надзор и контроль, который представляет собой проведение плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, а также анализа обращений физических и юридических лиц по вопросам нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Республики Коми.

7. Контроль качества образования осуществляется с использованием методов анализа, экспертизы, анкетирования, тестирования, обследования и наблюдения за фактическим состоянием дел в образовательных учреждениях и иных методов.

8. Контроль качества образования в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях осуществляется по видам проверок: комплексных, тематических, оперативных и мониторинга.

Контроль качества образования в виде комплексной или тематической (плановой или внеплановой) проверки государственных и муниципальных образовательных учреждений, подлежащих очередной государственной аккредитации, осуществляется в соответствии с утвержденным планом работы Управления. Плановая тематическая проверка проводится с периодичностью не менее 1 раза в 2 - 3 года, а плановая комплексная проверка 1 раз в 5 лет и исключает нерациональное дублирование различных проверок в отношении государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Контроль качества образования в виде оперативной (внеплановой) проверки осуществляется в целях установления достоверности сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Контроль качества образования в виде мониторинга (планового или внепланового) осуществляется путем наблюдения, сбора и обработки информации по отдельным направлениям деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, для эффективного решения задач управления муниципальной и республиканской системой образования.

9. В ходе проверки качества образования может проводиться инструктирование (консультирование) должностных лиц по вопросам применения федеральных государственных образовательных стандартов и нормативных правовых актов по вопросам государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов и иным вопросам, входящим в полномочия Управления по надзору и контролю в сфере образования.

10. Периодичность, виды и тематика контроля качества образования определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию для принятия своевременных мер по сохранению и развитию системы образования в Республике Коми с учетом интересов всех граждан, проживающих на ее территории.

11. Проверки по контролю качества образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях проводятся в форме выездных или камеральных проверок.

12. В качестве экспертов к участию в контроле качества образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, в том числе объединенные во временные группы (комиссии).

13. Управление по согласованию с руководством Министерства вправе обратиться в муниципальные органы управления образованием, организации и ведомства, научные, методические и образовательные учреждения за помощью в организации проведения проверок. Оплата труда привлекаемых к проверкам высококвалифицированных специалистов, педагогических работников может осуществляться на договорной основе.

14. Управление по согласованию с руководством Министерства может делегировать в установленном порядке право специалистам муниципальных органов управления образованием осуществлять проверки по вопросам урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

15. Периодичность, виды и формы проверок контроля качества образования определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел по качеству образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

16. План-график контроля качества образования государственных и муниципальных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, включается в годовой план работы Управления по надзору и контролю в сфере образования и доводится до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием и руководителей государственных образовательных учреждений.

Оперативные проверки по контролю качества образования проводятся без предупреждения.

17. Основаниями для формирования плана-графика контроля качества образования являются:

- план-график проведения контроля качества образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (включая план-график проведения государственной аккредитации образовательных учреждений) - плановые (комплексные и тематические) проверки контроля качества образования;

- задание руководства Министерства образования Республики Коми - внеплановые (оперативные или тематические) проверки контроля качества образования;

- обращение физических или юридических лиц в Министерство образования Республики Коми по вопросам нарушений при организации образовательного процесса, проведении государственной (итоговой) аттестации и выдаче документов об образовании и иные нарушения в области образования - внеплановые (оперативные) проверки контроля качества образования.

18. В ходе проведения экспертизы деятельности образовательных учреждений по показателям, необходимым для государственной аккредитации, проводятся плановые (комплексные) проверки контроля качества образования в форме камеральной или выездной проверки контроля качества образования.

Для проведения проверки контроля качества образования в форме камеральной или выездной экспертизы издается приказ и утверждается План-задание проверки качества образования (форма прилагается к настоящему Порядку).

19. План-задание проверки качества образования (далее - План-задание) может включать не только задания по контролю качества образования, но и иные надзорно-контрольные задания с целью проверки состояния дел по вопросу (вопросам), связанным с подготовкой управленческих решений, а также задания на осуществление проверки сведений, изложенных в письменных обращениях физических и юридических лиц.

20. Подготовка Плана-задания проводится, как правило, после согласования с учредителем и руководством образовательного учреждения объектов и процедуры проверки.

21. В План-задание включаются цель, задачи, сроки и задания проверки по вопросам контроля качества образования и иным заданиям надзорно-контрольной деятельности.

22. При составлении Плана-задания учитывается время, необходимое для:

- ознакомления и изучения нормативных правовых актов по тематике проверки;

- консультаций и инструктирования должностных лиц;

- беседы с участниками образовательного процесса;

- знакомства с организацией управления образовательным процессом и принятыми управленческими решениями;

- изучения документов, регламентирующих управленческую деятельность образовательного учреждения;

- подготовки итогового документа (заключения и акта);

- подведения итогов проверки (работы экспертной комиссии).

23. Перед началом проверки в образовательном учреждении руководству представляется План-задание. Специалисты Управления, направленные для проведения контроля качества образования, должны иметь при себе приказ Министерства или иные документы, удостоверяющие их полномочия.

24. Руководитель образовательного учреждения информирует проверяющего об исполнении основных документов и иных направлениях деятельности, включенным в План-задание.

Специалисты Управления, проводящие проверку качества образования, имеют право запрашивать необходимую информацию, относящуюся к проверяемым вопросам (форма прилагается к настоящему Порядку).

25. При обнаружении в ходе проверки нарушений законодательства в деятельности образовательного учреждения руководителем представляется объяснительная записка, на основании которой составляется предписание, обязывающее руководителя немедленно устранить выявленные нарушения (форма прилагается к настоящему Порядку).

26. В ходе проверки качества образования или после ее окончания специалисты Управления, осуществляющие проверку, при необходимости проводят инструктирование должностных лиц образовательного учреждения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

27. По итогам проверки качества образования в зависимости от формы, целей, задач проверки и с учетом реального положения дел проводятся:

- заседания совета руководства или педагогического совета образовательного учреждения, производственные совещания, рабочие совещания с работниками или педагогическим коллективом и т.п.;

- внесение записи в “Книгу замечаний и предложений инспектирующих лиц“.

28. Результаты проверки оформляются Актом проверки качества образования в образовательном учреждении (форма акта прилагается к настоящему Порядку), иными Актами по вопросам надзорно-контрольной деятельности, включенным в План-задание, а также предписаниями, служебными записками и приложениями (таблицами), отражающими информационно-аналитические материалы и показатели, подтверждающие уровень и качество предметной обученности, результаты государственной (итоговой) аттестации и иными материалами о состоянии дел по проверяемому вопросу (далее - итоговый документ).

29. Итоговый документ должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К нему могут прилагаться копии документов, удостоверяющие изложенные в итоговом материале факты и подтверждающие правильность выводов.

30. Итоговый документ оформляется как на месте проверки, так и по завершению проверки после получения всех необходимых информационно-аналитических материалов, полученных в ходе проверки. В случаях, когда требуется дополнительная обработка и анализ собранной информации, результаты проверки доводятся до сведения руководителя образовательного учреждения в течение трех недель со дня поступления информационно-аналитических материалов из ФГНУ “Главэкспертцентр“.

31. После поступления информационно-аналитических материалов из ФГНУ “Главэкспертцентр“ может издаваться приказ о проведении камеральной проверки качества образования в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и подлежащих очередной государственной аккредитации. По итогам камеральной проверки составляется Акт проверки качества образования в образовательном учреждении.

32. Акт проверки качества образования в образовательном учреждении подписывается специалистом Управления, осуществляющим проверку, и доводится до сведения руководителя образовательного учреждения или лица, уполномоченного действовать от его имени. После ознакомления с результатами проверки руководитель образовательного учреждения визирует итоговый документ. При этом он вправе сделать запись о несогласии с результатами проверки в целом или по отдельным фактам и выводам, изложенным в акте.

В случаях, когда отсутствует возможность получить визу руководителя или лица, уполномоченного действовать от его имени, запись об этом делает специалист Управления, проводящий проверку.

33. Начальник Управления по результатам проверки контроля качества образования может принять следующие решения:

- издание соответствующего приказа;

- о направлении учредителю образовательного учреждения предписания или письма;

- о рассмотрении вопроса о результатах контроля качества образования на аккредитационной комиссии Министерства образования Республики Коми или о повторной проверке образовательного учреждения;

- о дисциплинарной ответственности руководителя образовательного учреждения;

- иные решения.

34. Руководитель образовательного учреждения по результатам проверки принимает соответствующее решение и направляет в Управление по надзору и контролю в сфере образования план мероприятий по устранению отмеченных в ходе проверки нарушений и недостатков или справку по итогам проделанной работы.

35. По итогам календарного года специалисты сектора контроля качества образования Управления по надзору и контролю в сфере образования составляют информационно-аналитическую справку о результатах контроля и мониторинга качества образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.