Российские законы

Постановление Главы Петрозаводского городского округа от 31.12.2008 N 3757 “Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования Петрозаводского городского округа“

ГЛАВА ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31.12.2008 N 3757

Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки

качества образования Петрозаводского городского округа

В рамках проведения Комплексного проекта модернизации образования в Республике Карелия в 2008-2009 годах, на основании Постановления Правительства Республики Карелия от 11.03.2008 N 55-П “О реализации Комплексного проекта модернизации образования в Республике Карелия в 2008-2009 годах“, Соглашения Министерства образования Республики Карелия и Администрации Петрозаводского городского округа от 14 апреля 2008 года N 1.1-23/15кп о взаимодействии по реализации Комплексного проекта модернизации образования в Петрозаводском городском округе постановляю:

1. Утвердить Положение о муниципальной системе оценки качества образования Петрозаводского городского округа (прилагается).

2. Руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений Петрозаводского городского округа на основе Положения о муниципальной системе оценки качества образования Петрозаводского городского округа разработать и принять локальный нормативный акт о системе оценки качества образования в учреждении.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации Петрозаводского городского округа - председателя комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта И.В.Аникину.

Первый заместитель

Главы Администрации

Петрозаводского городского округа

А.И.БУЛДАКОВ

Утверждено

Постановлением

Главы

Петрозаводского городского округа

от 31.12.2008 N 3757

ПОЛОЖЕНИЕ

о муниципальной системе оценки качества образования

Петрозаводского городского округа

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о муниципальной системе оценки качества образования (далее - Положение) устанавливает единые требования к муниципальной системе оценки качества образования (далее - МСОКО) на территории Петрозаводского городского округа.

1.2. Положение распространяется на все муниципальные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, расположенные на территории Петрозаводского городского округа.

1.3. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются постановлением Главы Петрозаводского городского округа.

1.4. Деятельность МСОКО строится в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Республики Карелия и Петрозаводского городского округа, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

1.5. В настоящем Положении используются следующие определения:

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных образовательных результатов социальным и личностным ожиданиям, формально воплощенная в нормативных требованиях;

Оценка качества образования - процесс определения степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий общепризнанной, зафиксированной в документах системе государственно-общественных требований к качеству образования;

Муниципальная система оценки качества образования - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства.

Муниципальная система оценки качества образования призвана обеспечивать координацию деятельности систем оценки качества муниципальных образовательных учреждений Петрозаводского городского округа.

Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности;

Измерение - оценка уровня достижения образовательных результатов с помощью критериев и показателей достижения, контрольно-измерительных материалов, имеющих стандартизированную форму и соответствующих реализуемым образовательным программам.

1.6. Пользователями результатов муниципальной системы оценки качества образования могут являться:

- органы местного самоуправления Петрозаводского городского округа;

- управление образования комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта Администрации Петрозаводского городского округа;

- образовательные учреждения;

- обучающиеся (воспитанники) и их родители;

- работодатели и их объединения;

- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.

2. Основные цели, задачи и принципы функционирования МСОКО

2.1. Целью МСОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменений и причинах, влияющих на его уровень.

2.2. Основными задачами МСОКО являются:

2.2.1. Управление качеством образования и обеспечение качества образования.

2.2.2. Создание основных элементов системы обеспечения качества образования - образовательных стандартов, критериев (показателей), инструментов оценки показателей достижения государственных образовательных стандартов.

2.2.3. Информационное, статистическое, методическое, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования.

2.2.4. Определение форматов собираемой информации и разработка технологий ее использования в процессе принятия управленческих решений.

2.2.5. Формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования муниципальной службы образовательной статистики и мониторинга качества образования.

2.2.6. Содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

2.2.7. Определение рейтинга муниципальных образовательных учреждений по результатам оценки качества образования.

2.2.8. Развитие механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования.

2.3. В основу МСОКО положены принципы:

- объективности, достоверности, полноты и системности информации об образовании;

- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

- инструментальности и технологичности показателей оценки качества образования;

- доступности информации;

- преемственности.

3. Организационная структура и функции МСОКО

3.1. Организационная структура МСОКО:

3.1.1. Управление образования комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта Администрации Петрозаводского городского округа в рамках МСОКО осуществляет следующие функции:

- обеспечивает осуществление правового регулирования процедур оценки качества образования в части установления порядка и формы его проведения;

- устанавливает порядок использования муниципальными образовательными учреждениями контрольно-измерительных материалов для оценки деятельности муниципальных образовательных учреждений, управленческих и педагогических кадров, индивидуальных достижений обучающихся;

- утверждает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования;

- утверждает перечень муниципальных образовательных учреждений - опорных баз проведения стандартизированных массовых и выборочных контрольно-оценочных процедур;

- определяет способы организации информационных потоков для пользователей МСОКО по вертикали и по горизонтали;

- принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования в пределах предоставленных полномочий;

- обеспечивает ресурсную базу функционирования муниципальных структур образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- обеспечивает проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования;

- обеспечивает учет результатов самооценки деятельности муниципальных образовательных учреждений, представленных в публичных докладах в процедурах регламентации муниципальных образовательных учреждений.

3.1.2. Муниципальное учреждение “Центр развития образования“ в рамках МСОКО осуществляет следующие функции:

- создает условия для повышения квалификации педагогических и руководящих работников, профессиональных и общественных экспертов, общественных наблюдателей в вопросах процедур регламентации деятельности муниципальных образовательных учреждений, мониторинга и образовательной статистики муниципальной системы образования, мониторинга качества образовательных результатов обучающихся (при наличии лицензии);

- разрабатывает, адаптирует методики оценки качества образования;

- разрабатывает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования;

- распространяет методические рекомендации по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся;

- организует мониторинговые исследования по вопросам качества образования;

- обеспечивает организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам;

- участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Петрозаводском городском округе;

- осуществляет сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализирует результаты оценки качества образования;

- обеспечивает информационную поддержку МСОКО;

- разрабатывает и вносит своевременные коррективы в муниципальный банк инструментария педагогических измерений;

- обеспечивает организационное и методическое сопровождение процедур регламентации деятельности муниципальных образовательных учреждений;

- обеспечивает организационное и методическое сопровождение процедур аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений.

3.1.3. Муниципальные образовательные учреждения в рамках МСОКО осуществляют следующие функции:

- разрабатывают и реализуют образовательную программу муниципального образовательного учреждения, включающую систему оценки качества образования образовательного учреждения;

- обеспечивают на основе образовательной программы проведение в муниципальном образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования;

- организуют систему мониторинга качества образования в муниципальном образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;

- обеспечивают развитие системы оценки качества образования муниципального образовательного учреждения;

- обеспечивают участие обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников, общественных управляющих в процедурах оценки качества образования;

- обеспечивают своевременную информированность родителей (законных представителей) о результатах мониторинговых исследований в рамках МСОКО и республиканской системы оценки качества образования (далее - РСОКО);

- обеспечивают проведение процедур самооценки через ежегодный публичный доклад на основе утвержденного Положения о публичном докладе и Положения о публичной отчетности муниципальных образовательных учреждений;

- организуют деятельность по ведению портфолио обучающихся и педагогических работников.

3.1.4. Общественные объединения:

- принимают участие в общественной экспертизе в рамках МСОКО;

- принимают участие в обсуждении системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования;

- принимают участие в обсуждении результатов проведенных исследований в рамках МСОКО.

3.2. Функции МСОКО:

3.2.1. Экспертиза, мониторинг, оценка и прогноз основных тенденций развития муниципальной системы образования.

3.2.2. Организационно-методическое сопровождение оценочных процедур в образовании.

3.2.3. Информационное обеспечение управленческих решений по повышению качества образования и развития системы образования.

4. Организационно-технологическая характеристика МСОКО

4.1. Предусматривается муниципальный уровень организации оценки качества образования в рамках МСОКО.

4.2. Оценка качества образования на данном уровне включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы регионального уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую, определяемую приоритетами развития образования на муниципальном уровне, специальными потребностями обучающихся и особенностями оценочных процедур МСОКО.

4.3. Объектами МСОКО являются:

- качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам);

- качество образовательного процесса (качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательных учреждениях; качество условий реализации образовательных программ, качество образовательных ресурсов);

- эффективность управления образованием.

4.4. МСОКО включает следующие компоненты: система сбора и первичной обработки данных; система анализа и оценки качества образования; система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.

4.5. Каждый из компонентов МСОКО, базируясь на едином концептуально-методологическом понимании проблем качества образования и подходов к его измерению и анализу, реализуется на муниципальном уровне оценивания.

4.6. Реализация МСОКО осуществляется посредством статистических и социологических исследований в процедурах контроля и надзора в сфере образования.

4.7. Оценка качества образования в Петрозаводском городском округе в рамках МСОКО проводится по инициативе органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа; муниципальных образовательных учреждений; общественных, профессиональных и иных объединений.

4.8. Периодичность проведения оценки качества образования определяется графиком реализуемых процедур контроля и оценки качества образования.

4.9. Оценка качества образования осуществляется на основе принятой системы критериев (показателей), характеризующих основные аспекты качества образования (качество условий, качество процесса, качество результата).

4.10. Номенклатура показателей качества образования и их критериальные значения устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

4.11. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

4.12. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

4.13. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения.

4.14. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.

4.15. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

4.16. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в Петрозаводском городском округе, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках МСОКО устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

4.17. Доступ к получению информации в рамках МСОКО определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Карелия, регламентирующими функционирование информационной системы образования.

5. Общественная и профессиональная экспертиза

качества образования

5.1. МСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов (по согласованию).

5.2. МСОКО обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений, включенных в систему оценки качества образования.

5.3. Общественная экспертиза качества образования способствует соответствию требований, предъявляемых к качеству образования в конкретном муниципальном образовательном учреждении, социальным ожиданиям и интересам общества, формированию инструментария для реализации принципа государственно-общественного управления образованием и развитию механизмов независимой экспертизы качества образования.

5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают: качество образования, обеспечиваемое образовательным учреждением, включая учебные и внеучебные достижения обучающихся; общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития обучающихся, обеспечиваемый муниципальным образовательным учреждением; условия, созданные в учреждении образования в целях осуществления качественных образовательных процессов, сохранения и укрепления духовного, психического и физического здоровья обучающихся.

5.5. Профессиональная экспертиза качества образования способствует соответствию качества образования современным тенденциям его развития; формированию специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся; развитию сетевого взаимодействия субъектов образования в рамках системы повышения квалификации (муниципальные методические службы, муниципальные образовательные учреждения, профессиональные сообщества и ассоциации).

5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают: качество образовательных программ, учебников, учебных и учебно-методических материалов; качество оснащения образовательных процессов; эффективность управления образовательными системами (муниципальным образовательным учреждением, муниципальной системой образования), в том числе - в финансово-экономической сфере; условия, созданные в муниципальном образовательном учреждении в целях стимулирования и поощрения творческой инициативы педагогических и руководящих работников, повышения их профессионального мастерства; условия, созданные для реализации программ воспитания и дополнительного образования детей, удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся.

5.7. Доведение информации до общественности о результатах оценки качества образования осуществляется с привлечением средств массовой информации посредством публикаций, публичных отчетов и аналитических докладов о состоянии качества образования на муниципальном уровне.